Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 21 октября 2021 года
СОДЕРЖАНИЕ
- О предстоящих переговорах С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Многонационального Государства Боливия Р.Майты Майты
- О предстоящей встрече С.В.Лаврова с заместителем Генсекретаря ООН, главой УКГВ ООН М.Гриффитсом
- О предстоящем участии С.В.Лаврова в 18-й министерской сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона
- О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Корея Ч.Ый Ёном
- Об очередной годовщине вступления в силу Устава ООН
- Об отношениях Россия-НАТО
- О ситуации в Эфиопии
- Об осквернении советского захоронения в Польше
- Об открытии в Норвегии памятника советским летчикам
- Об открытии в Португалии памятника Ю.А.Гагарину
- Об открытии памятника М.Ю.Лермонтову в Словении
- К пятилетию Российского духовно-культурного православного центра в Париже
- О поставках российской гуманитарной помощи Никарагуа
- О сотрудничестве с Гвинейской Республикой в борьбе с коронавирусной инфекцией
- О реакции российской стороны на ответы Великобритании, Германии, Франции и Швеции в ходе сессии Исполнительного совета ОЗХО
- О заявлении главы немецкого МВД Хорста Зеехофера
- О заявлении главы правящей в Польше партии «Право и справедливость» Я.Качиньского
- О российско-европейских отношениях
- О «потере лица» коллективным Западом
- О визите Министра обороны США Л.Остина на Украину
- О процессе нормализации отношений между Баку и Ереваном
- О российско-азербайджанских отношениях
- О ситуации вокруг нагорно-карабахского урегулирования
- О разблокировании экономических и транспортных связей на Южном Кавказе
- О текущем состоянии проекта формата «три плюс три»
- Об обстановки в Судане
- Об отношениях между Россией и НАТО
- О российско-китайских двусторонних отношениях
- О возможных шагах НАТО по улучшению отношений с Россией
21-24 октября в Москве с официальным визитом будет находиться Министр иностранных дел Многонационального Государства Боливия Р.Майта Майта. 22 октября пройдут его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.
Министры рассмотрят состояние и перспективы развития двусторонних связей, политического диалога, пути расширения сотрудничества на различных направлениях, включая противодействие пандемии COVID-19, совершенствования договорно-правовой базы. Особое внимание планируется уделить обсуждению возможностей дальнейшего наращивания российско-боливийского взаимодействия на мировой арене.
Боливия – один из приоритетных партнеров России в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна, отношения с которым выстраиваются на принципах уважения и учета интересов друг друга. Визит Министра иностранных дел Боливии Р.Майты Майты знаменует новый этап углубления двустороннего сотрудничества с целью его вывода на качественно более высокий уровень.
О предстоящей встрече С.В.Лаврова с заместителем Генсекретаря ООН, главой УКГВ ООН М.Гриффитсом
22 октября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет встречу с заместителем Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам, главой Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ ООН) М.Гриффитсом.
Планируется обсудить вопросы оказания гуманитарной помощи по линии ООН в Сирии, Афганистане, Йемене, Эфиопии, на Украине, а также в Нагорном Карабахе.
25-26 октября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит г.Тромсё (Норвегия) для участия в 18-й министерской сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР).
На встрече предполагается подвести итоги двухлетнего председательства Норвегии в СБЕР (2019-2021 гг.), обсудить пути дальнейшего укрепления региональной кооперации в рамках Совета с упором на проектную деятельность.
Сессия завершится принятием совместной декларации, в которой будут закреплены ключевые направления работы СБЕР в области экономического сотрудничества, транспорта и логистики, защиты окружающей среды, борьбы с климатическими изменениями, здравоохранения, сотрудничества по линии молодежи и коренных народов, а также совершенствования координации между северными региональными советами.
Планируется утвердить уставной документ Баренцева финансового механизма, запуск которого намечен на 2022 г. Новый инструмент позволит выделять стартовый капитал для поддержки малобюджетных трансграничных проектов регионального значения.
Кроме того, будет принят обновленный План действий для Баренцева сотрудничества в связи с изменением климата на период 2021-2025 гг.
На встрече в соответствии с принципом ротации председательство в СБЕР сроком на два года перейдет от Норвегии к Финляндии, в Баренцевом региональном совете – от шведской провинции Вестерботтен к Ненецкому автономному округу.
«На полях» мероприятия запланирован ряд двусторонних встреч, о которых мы сообщим вам дополнительно.
О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Корея Чон Ый Ёном
27 октября состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федераций С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Корея Чон Ый Ёном, который будет находиться в Российской Федерации с рабочим визитом.
Планируется обсудить актуальные вопросы развития двусторонних отношений, включая взаимодействие в практических областях, «сверить часы» по ситуации на Корейском полуострове, обменяться мнениями по ключевым проблемам международной и региональной повестки дня.
Министры также примут участие в торжественной церемонии закрытия Года взаимных обменов между Российской Федерацией и Республикой Корея, приуроченного к 30-летию установления дипломатических отношений между нашими странами.
Об очередной годовщине вступления в силу Устава ООН
24 октября мир будет праздновать очередную годовщину со дня вступления в силу Устава ООН. Сегодня, на фоне возрастания количества и сложности стоящих перед человечеством угроз, как никогда важно сохранить неукоснительную приверженность центральной координирующей роли ООН в международных делах. Вот уже более 75 лет всемирная Организация воплощает в себе идеалы подлинной многосторонности, является безальтернативной «площадкой» для выработки эффективных путей обеспечения глобальной стабильности и безопасности, устойчивого социально-экономического развития, защиты прав человека.
В свою очередь, Устав ООН остается «краеугольным камнем» современной системы международного права. В этом важнейшем документе закреплены основополагающие принципы межгосударственного взаимодействия, включая суверенное равенство стран, невмешательство в их внутренние дела и урегулирование споров политико-дипломатическими средствами, без угрозы силой или ее применения. Только строгое следование этим нормам может помочь всем нам избежать повторения конфликтов мирового масштаба.
Россия как постоянный член СБ ООН и государство, стоявшее у истоков ООН, готова и впредь проявлять максимальную вовлеченность в работу по укреплению авторитета и повышению потенциала Организации.
В последнее время было много вопросов по повестке Россия-НАТО. Было и много комментариев на этот счет – заявление МИД России. Расширенным взглядом на эту проблематику поделился Министр иностранных дел России С.В.Лавров, но вопросы всё равно поступают. Обобщая все поступившие вопросы, хотела бы дополнительно сказать несколько слов относительно отношений с НАТО. Все исчерпывающие объяснения российской позиции на этот представлены, они находятся на сайте МИД России.
Североатлантический блок и его Генсекретарь Й.Столтенберг лично постарались на славу – загнали наши отношения в такое состояние, в котором они не находились даже в самые суровые времена «холодной войны». Своим нежеланием совместно искать пути деэскалации фактически похоронили Совет Россия-НАТО. В таких условиях работать с альянсом по вызовам и угрозам региональной и глобальной безопасности невозможно и не имеет смысла. Альянс сам отказался от любого практического сотрудничества с Россией и от контактов по военной линии.
Слышали очередные высказывания Й.Столтенберга о якобы готовности обсуждать с Россией вопросы безопасности. За ними ничего не стоит в практическом плане, в них уже нет и смысла. Высылать российских дипломатов и параллельно говорить о желании разговаривать с Москвой? Эти дипломаты и были аккредитованы при НАТО для того, чтобы вести диалог на таком рабочем уровне. С кем же собираются разговаривать в Брюсселе, если всех российских дипломатов в несколько этапов сами же «сократили», сделав невозможным вести диалог с НАТО.
Всё, что мы сейчас слышим по линии не просто НАТО как блока, но непосредственно генсекретаря этой структуры, всерьез воспринимать просто уже не получается. Он заявляет о необходимости диалога, сам высылает из Брюсселя российских дипломатов. Заявляет, что причиной высылки российских дипломатов является якобы их некая «разведдеятельность», которая ни с чем не сопоставима. При этом говорит, что делиться никакими доказательствами не будет. Понимаем почему. В связи с отсутствием доказательств. О чем можно разговаривать с такими деятелями?
Если мы постоянно безосновательно слышим в контексте России о том, что есть какие-то данные, говорящие о некой «разведдеятельности» наших дипломатов, то у меня прямой вопрос к Й.Столтенбергу: что там с разведдеятельностью дипломатов стран-членов НАТО? Разведсообщество прекратило осуществлять разведдеятельность под прикрытием дипломатического иммунитета, под прикрытием названия «журналист-международник»? Есть какие-то сигналы, прошедшие от Брюсселя (штаб-квартиры НАТО) к своим странам, что нужно возвращать «на базу» представителей своих разведсообществ, спецслужб и т.д? Что на этом направлении делает Североатлантический альянс? Можно конкретно услышать, раз в последнее время мы столько слышим обвинения, ничем не подкрепленные, в адрес нашей страны. Простой вопрос: как себя ведет альянс на этом направлении? Раз штаб-квартира НАТО в Брюсселе, непосредственно генсекретарь, начали эту тему инициативно поднимать, давайте поговорим конкретно: сколько, где, в каких странах, представители каких разведслужб и каких стран НАТО работают? Вы же хотите диалога на эту тему? Пожалуйста, ответьте на эти вопросы.
Внимательно следим за развитием обстановки в Эфиопии и прежде всего в регионах Тыграй, Афар и Амхара, где в последнее время вновь активизировались боестолкновения между эфиопскими правительственными войсками и отрядами Народного фронта освобождения Тыграя.
Призываем все стороны внутриэфиопского конфликта проявить сдержанность и прекратить огонь без предварительных условий с целью поэтапной стабилизации крайне сложной социально-экономической и гуманитарной ситуации.
Поддерживаем деятельность Высокого представителя Африканского союза по региону Африканского Рога, бывшего президента Федеративной Республики Нигерии О.Обасанджо. Убеждены, что на этом посту он окажет весомое содействие усилиям по нормализации гуманитарной обстановки на Севере Эфиопии, действуя в соответствии с принципом «африканским проблемам – африканское решение».
Рассчитываем, что проявившиеся противоречия между эфиопским правительством и организациями системы ООН будут урегулированы без излишней политизации. Полагаем, что восстановление координации усилий ооновских учреждений и федеральных властей Эфиопии позволит более эффективно обеспечить гуманитарную помощь остро нуждающемуся в ней населению регионов Тыграй, Афар и Амхара.
Исходим из того, что сохранение единства и территориальной целостности Эфиопии является безальтернативной основой для разрешения всех спорных вопросов, включая урегулирование внутриэфиопского конфликта в регионе Тыграй и поэтапную стабилизацию обстановки в стране в целом.
Об осквернении советского захоронения в Польше
Последствия очередного возмутительного акта вандализма в отношении советского воинского захоронения были обнаружены российскими соотечественниками 9 октября с.г. в польском городе Замбрув Подляского воеводства. Установленный на одном из братских захоронений обелиск был разрисован надписями, у входа валялся мусор, на могилах среди лампадок стояли бутылки.
На кладбище в нескольких братских могилах захоронено 12 тыс. советских военнопленных, скончавшихся в 1941-1942 гг. в нацистском лагере на территории г.Замбрув, курсанты и командиры летной школы 86-й стрелковой дивизии, погибшие в 1941 г., и 78 военнослужащих 3-й армии 2-го Белорусского фронта, павших в боях за город в 1944 г.
Польские власти, уже в порядке вещей, не потрудились уведомить российские диппредставительства об инциденте, как того требует статья 3 межправительственного Соглашения о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий. Не было и никакого освещения этого вопиющего случая в местных СМИ.
Хочется задать вопрос польским функционерам, считающим себя глубоко верующими христианами, где то бережное отношение к памяти погибших советских воинов, о котором вы постоянно рассказываете? Вообще к памяти людей, отдавших свои жизни ради жизни других людей, к памяти умерших? При этом вы попустительствуете подобным выходкам, потому что: во-первых, не называете их безнравственными, во-вторых, вы никогда не расследуете эти дела до конца, в-третьих, нечетко выражаете свою позицию в отношении недопустимости подобных действий.
С сожалением констатируем, что многолетняя работа властей Польши по уничтожению советского мемориального наследия в стране (это самая весомая причина) и переписыванию истории вымывает у населения остатки уважения к памяти советских воинов-освободителей и становится мощным катализатором подобных актов вандализма. Кому делают хуже польские власти? Ответ очевиден – себе.
Требуем от польских властей вернуть захоронение в г.Замбрув в первоначальное состояние, выявить и наказать вандалов.
Об открытии в Норвегии памятника советским летчикам
В начале октября на острове Сёройа в коммуне Хасвик на Севере Норвегии с участием Министра обороны страны, губернатора Тромс и Финнмарк, российских дипломатов состоялось торжественное открытие памятника шести советским летчикам, погибшим 17 июня 1944 г. при крушении самолета-амфибии «Каталина», который направлялся в СССР из США в рамках реализации программы ленд-лиза.
Открытие монумента, представляющего собой каменную стелу с бронзовым барельефом, стало возможным благодаря совместной работе МИД России и Минобороны России, центральных и местных норвежских властей. Отмечаем особый личный вклад в реализацию этого значимого проекта мэра Хасвика Е.Хусбю, благодаря активной позиции которой имена и память о подвиге погибших на норвежской земле советских летчиков будут сохранены и переданы будущим поколениям. Большое Вам спасибо.
Выражаем нашу искреннюю признательность норвежской стороне за неизменно бережное отношение к местам захоронения военнослужащих Красной Армии, погибших в Норвегии в годы Второй мировой войны, и сохранению нашей общей истории. Это особенно ценно на фоне предпринимаемых рядом других стран (о которых я сейчас упомянула) целенаправленных усилий по искажению исторической правды и героизации нацизма.
Об открытии в Португалии памятника Ю.А.Гагарину
17 октября с.г. по случаю отмечаемого в этом году 60-летия первого полета человека в космос в г.Оэйраш (пригород Лиссабона) состоялось торжественное открытие бюста легендарного советского космонавта Ю.А.Гагарина (автор – скульптор А.Д.Леонов), который был преподнесен в дар городу Международным благотворительным фондом «Диалог культур – единый мир». Церемония прошла в технопарке «Тагуш парк».
Отмечаем, что ранее в Астрономической обсерватории Лиссабона состоялась презентация официально выпущенной в оборот Почтой Португалии открытки, приуроченной к этой дате. Реализация инициативы Посольства России стала возможной благодаря активной поддержке со стороны представительства Россотрудничества и португальского общества дружбы с нашей страной «Ассоциация имени Ю.А.Гагарина».
Рассматриваем эти два события как очередной шаг на пути углубления российско-португальского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере.
Об открытии памятника М.Ю.Лермонтову в Словении
18 октября с.г. в третьем крупнейшем промышленном и культурном центре Словении – г. Крань состоялась торжественная церемония открытия бюста М.Ю.Лермонтова.
В мероприятии приняли участие Посол России в Словении Т.Р.Эйвазов, мэр г.Крань М.Раковец, почетный консул Российской Федерации Д.Дуракович, представители словенского Министерства иностранных дел, Общества дружбы «Словения-Россия», широкой общественности и СМИ.
Проект реализован по инициативе Посольства России в Словении при финансовой поддержке компании «Комита». Автором памятника стал молодой словенский скульптор Б.Бейя.
Открытие памятника великому русскому поэту в Словении будет способствовать дальнейшему росту интереса к русскому языку и культуре, истории и современным достижениям нашей страны, придаст новый импульс развитию российско-словенского сотрудничества в различных областях.
К пятилетию Российского духовно-культурного православного центра в Париже
19 октября 2016 г., в одном из красивейших районов Парижа на набережной Бранли состоялась церемония открытия Российского духовно-культурного православного центра – уникального примера соработничества, творчества, совместной деятельности государства и церкви за рубежами нашей страны. За прошедшие пять лет комплекс Российского духовно-культурного православного центра, в состав которого входят Свято-Троицкий кафедральный собор, выставочный центр, конференц-зал, а также образовательный кластер, стал значимой точкой на карте общественной и культурной жизни Парижа. Подтверждение этому – прошедшие в его стенах 620 мероприятий, на которых присутствовало более 45 тыс. чел. (без учета посетителей экспозиций). За эти годы Центр заслуженно приобрел репутацию гостеприимной комфортной площадки для общения профессионалов и энтузиастов, старшего поколения и молодежи, русскоязычной диаспоры и французов, интересующихся Россией и русской культурой.
Комплекс Российского духовно-культурного православного центра по праву можно назвать одной из новых визитных карточек французской столицы. Полюбившийся жителям и гостям Парижа ракурс – светящиеся, светозарные купола в одной проекции с Эйфелевой башней – прекрасный символ общности и близости культур России и Франции, особого характера отношений между нашими государствами и народами.
К сожалению, потенциал этого проекта, созданного в интересах укрепления российско-французских отношений, не реализован полностью. Французские власти продолжают затягивать с подписанием российско-французского соглашения, регулирующего правовой статус Российского духовно-культурного православного центра. Из-за этого до сих пор не укомплектован его штат. МИД Франции отказывает в выдаче виз части сотрудников Центра, что негативно сказывается на его деятельности. По этой же причине крайне затруднена работа представительства Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина. Однако, вопреки всем сложностям, будем продолжать наращивать деятельность Центра, по-настоящему необходимую для дальнейшего сближения между народами России и Франции.
О поставках российской гуманитарной помощи Никарагуа
Российская Федерация является надежным партнером в области оказания гуманитарного содействия и расширяет географию своей помощи в интересах осуществления проектов по устойчивому развитию, в т.ч. по линии Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП). Активное содействие на этом направлении оказывается Республике Никарагуа.
Россия внесла добровольный взнос в фонд ВПП 5 млн долл. США на 2020-2024 гг. на финансирование расходов, связанных с реализацией в Никарагуа программ по развитию устойчивых систем школьного питания, а также 4 млн долл. США на оказание в 2021 г. гуманитарной продовольственной помощи. 14 апреля и 27 сентября с.г. в Никарагуа поставлены 2 партии витаминизированной пшеничной муки и растительного масла объемом свыше 1892 тонн и 787 тонн соответственно, предназначенных для обеспечения горячим питанием учеников школ в районах Карибского побережья страны, которые наиболее пострадали от ураганов «Эта» и «Йота» в 2020 г.
Продолжаем оказание содействия в области борьбы с чрезвычайными ситуациями, в т.ч. путем улучшения материально-технической базы соответствующих никарагуанских служб. 22 июля с.г. в рамках реализации программ по линии Международной организации гражданской обороны (МОГО) Россия передала Армии Никарагуа противопожарный вертолет, 15 внедорожников, оборудование для Центра управления в кризисных ситуациях в Манагуа (открыт в августе 2020 г.) и 20 береговых сирен.
В условиях глобальной пандемии COVID-19 23 февраля с.г. никарагуанским властям были переданы на безвозмездной основе 6 тыс. доз вакцины «Спутник V».
При этом безвозмездная помощь увязывается с коммерческими закупками. Реализуются так называемые комбинированные схемы двусторонних проектов торгово-экономического сотрудничества, в развитие которых 12 октября с.г. партнерам переданы 33 тыс. тон российской пшеницы в рамках гуманитарной помощи, а также 250 автобусов КАВЗ производства ООО «УК «Группа ГАЗ» в качестве техсодействия. В ближайшее время ожидается доставка оборудования для создания в Никарагуа соответствующего сервисного центра обслуживания поставленной машинотехнической продукции.
О сотрудничестве с Гвинейской Республикой в борьбе с коронавирусной инфекцией
Россия продолжает взаимодействие с гвинейскими партнерами в области медицины и охраны здоровья. В рамках усилий по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в аэропорт города Конакри 18 октября с.г. было доставлено 310 тыс. доз первого и второго компонента российской вакцины «Спутник V». Таким образом, все положения контракта между Российским фондом прямых инвестиций и Министерством здравоохранения Гвинейской Республики выполнены полностью.
Уместно напомнить, что Россия одной из первых оперативно отреагировала на запросы гвинейского руководства по оказанию поддержки в борьбе с COVID-19. Работающие в Гвинее российские специалисты Роспотребнадзора продолжают оказывать эффективную помощь в диагностике и лечении больных. Гвинейской стороне на безвозмездной основе было передано медицинское оборудование и диагностические наборы. Для нас очень важно, что Гвинея одной из первых в Африке зарегистрировала у себя «Спутник V», рассматривает также вопрос о регистрации «Спутника Лайт».
Исходим из того, что взаимовыгодное сотрудничество между профильными ведомствами наших двух стран, ведущих борьбу с пандемией коронавируса, будет продолжено.
Вопрос: В соответствии с положениями Конвенции о запрещении химического оружия ряд западных стран и Россия в ходе сессии Исполнительного совета ОЗХО обменялись вопросами и ответами по ситуации вокруг приписываемого российским властям «отравления» А.Навального. Какова реакция российской стороны на ответы Великобритании, Германии, Франции и Швеции на заданные Москвой вопросы?
Ответ: 18 октября с.г. Британия, Германия, Франция и Швеция отреагировали на российский встречный демарш по ситуации вокруг Навального. Они уложились в отведённый им по Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) 10-дневный срок с учётом того, что Технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) передал им наш демарш 8 октября.
Ответы этих государств являются по сути бессодержательными. Это такие отписки, которые сформулированы в жанре «мегафонной дипломатии» с устаревшими обвинительными тезисами в любимой стилистике «хайли-лайкли». Коллеги не представили никаких запрошенных нами сведений, которые у них есть. Мы запросили эти сведения, потому что они имеют важное значение для надлежащего завершения начатой МВД России доследственной проверки на предмет наличия в случившемся с А.Навальным признаком состава преступления и возможного по её итогам возбуждения уголовного дела, о чем так рьяно говорят наши западные партнеры. Целый ряд принципиальных вопросов остаётся без ответов.
Давайте я озвучу их еще раз. Что за токсичное вещество обнаружено немецкими военными химиками в биоматериалах российского блогера? Кто был тот человек, который сопровождал А.Навального на борту чартерного медицинского рейса из Омска в Берлин? Какова роль во всей этой истории М.Певчих? Очень хочется, чтобы она, наконец, прояснила, скольких стран она гражданка. Ведь её участие во всей этой истории так тщательно скрывается как немецкими, так и британскими властями. Одни ее не заметили, вторые ее не увидели. Мне кажется, есть о чем поговорить уже давно. Почему российским правоохранительным органам не дают возможность опросить саму М.Певчих?
Германия и Технический секретариат ОЗХО уклонились и от предоставления нам видеоматериалов, которые должны были внести некую ясность во всю ситуацию. Они ведь должны были быть отсняты специалистами ОЗХО при отборе биопроб у А.Навального в берлинской клинике «Шаритэ», а затем при их разделении и опечатывании в гаагской штаб-квартире ОЗХО для передачи в две назначенные для их исследования зарубежные лаборатории.
Примечательно, что пустые ответы с абсолютно ничем не подкреплёнными выпадами в наш адрес поступили синхронно. Эти совпадения, они уже перестали нас удивлять. Понимаем, что это такой отлаженный механизм. Всё это лишь подтверждает, что против России продолжает разыгрываться настоящая глобальная провокация на основе махровой русофобии, которая, к сожалению, проводится рядом сил в Евросоюзе и в НАТО.
Остаётся открытым важнейший вопрос: где, когда и при каких обстоятельствах за пределами территории Российской Федерации в биоматериалах А.Навального появились следы вещества, якобы обнаруженного военными химиками ФРГ, Франции и Швеции и определённого двумя профильными лабораториями ОЗХО? Отсутствие ответа на этот вопрос говорит лишь о том, что страны Запада намерены и далее раскручивать сфабрикованную против нашей страны провокацию. Что может быть проще, взять и ответить на четкие вопросы не с политическим подтекстом, не с каким-то идеологическим зарядом, а просто фактологически: отобрали пробы, расскажите, что нашли, где нашли, какова роль этих людей, которые присутствовали «по маршруту следования». Кто были эти люди, как их вообще в страну пустили (их же как-то должны были пустить на территорию той же самой Германии, они ж по паспортам проходили). Я еще могу понять, как им, допустим, оперативно выдали визы, если того ситуация требовала и если у них не было гражданства тех государств, которые имеют безвизовый въезд на территорию Германии. Они по паспортам проходили. Это всё отражается в материалах и технических средствах соответствующих миграционных и пограничных служб. Зная германскую педантичность, мы не сомневаемся, что все это было зафиксировано, тем более такой важный гость приехал (кортеж-то мы помним), личный гость Канцлера. Как может быть, что не было понятно, кто с ним приехал, на основе каких документов осуществлялось пересечение границы? Вопросов немало.
Будем добиваться детальных ответов на все поставленные нами вопросы. Если кто-то хочет на Западе продвинуться по направлению к истине, то именно эти вопросы требуют незамедлительных ответов. Так или иначе, чтобы эта история просто не «растаяла» во всеобщей истории, нужно собраться с силами и ответить. Судя по всему, исходя из того как Великобритания, Германия, Франция и Швеция реагируют на наши запросы, становится понятно, что именно прояснения истины в их столицах больше всего боятся, так как задуманная против России нечистоплотная афера их самих уже завела в тупик.
Вопрос: По словам главы немецкого МВД Хорста Зеехофера, ключ к решению проблемы миграции через Белоруссию в Европу лежит в Москве. Как бы Вы прокомментировали это заявление?
Ответ: Это полный абсурд. Мы привыкли к тому, что нас обвиняют в каких-то вещах, которые порождают некую двусмысленность.
Сейчас весь мир видит как развивается кризис на границе нескольких европейских стран. Все очевидно. Сочетание двух факторов: прямая трансляция практически с границы и исторически установленные факты, которые являются причинами создания этой ситуации, должны были снять все вопросы к другим странам, не вовлеченным в эту историю, и сделать невозможным некие обвинения в адрес нашей страны. Но нет, не стоит, видимо, недооценивать наших западных партнеров.
Еще раз повторяю, подобные обвинения, это абсурд. Где лежат «ключи», один ли «ключ», много «ключей» (я вам сейчас расскажу), но точно не в Москве или Минске. Они лежат в столицах наших западных партнеров, прежде всего в Вашингтоне и в Брюсселе. Первопричина миграционного кризиса была инициирована именно коллективным Западом под руководством США, ведущих стран НАТО. Речь идет о силовых интервенциях в Ирак, Ливию, Сирию, Афганистан.
По крайней мере немецкий представитель мог бы посетить, если до этого не посещал, Конференцию по проблемам Средиземноморья, которая регулярно, на протяжении многих лет, проходит в Италии, и послушать непосредственно от своих же так сказать «соседей» по Евросоюзу и по НАТО об их видении сложившейся ситуации. Вот эти спровоцированные интервенциями и провальными (находящимися вне закона) военными кампаниями издержки и впредь будут ложиться на сами же западные государства, в том числе в форме волн нелегальной миграции, всплеска терроризма, оргпреступности, кризисов на границе, огромного количества проблем, в том числе межнациональных, межрелигиозных, этнических и многих других.
Призывы к Минску и Москве «пресечь исход беженцев» в той форме, в которой это все было преподнесено, просто несостоятельны с учетом действий западной коалиции в регионе Ближнего Востока и Северной Африки и сейчас в Афганистане. Причем здесь Минск и Москва? Как они умудрились вообще соединить эти темы? Всё это выглядит как минимум странно. Мы видели, как осуществлялась та самая «эвакуация» из Афганистана, когда без решения насущных жизненных вопросов остались десятки тысяч людей в этой стране. Различными способами и путями они пытаются покинуть территорию своей страны. Пытались всё это время. Они оседают в различных странах, на границах, перебираются на другие континенты. Мы тут причем? Двадцать лет западники вели эту кампанию в Афганистане. Все это время мы призывали их рассказать в Совбезе ООН, чем они там занимаются. На протяжении всего этого периода мы постоянно слышали: то они выводят войска, то, наоборот, наращивают там группировку. Действия Вашингтона колебались, как говорится, «в соответствии с линией партии». Какая партия приходила в Белый дом, так США и относились к ситуации в Афганистане. Мало того, даже в рамках одной Администрации были разные концепции. Стройного видения и анализа происходящего ни у кого не было. Это закончилось глобальной катастрофой: как с эвакуацией своих сил, так и с гуманитарной ситуацией внутри Афганистана. Это спровоцировало очередной виток миграционного кризиса. В каком ракурсе они «здесь» видят Россию и, в частности, Белоруссию? Нельзя в этой ситуации не увидеть очевидного: страны Запада умышленно провоцируют обострение внутриполитической ситуации в самой Белоруссии, и на фоне усиления внешнего давления и кратно возросших угроз безопасности внутри страны белорусским правоохранительным органам приходится концентрировать свои ограниченные ресурсы на задачах обеспечения внутренней стабильности. Разве этого тоже никто не понимает? Очевидная вещь.
Государствам ЕС вместо «подрывной» деятельности следовало бы решать волнующие их вопросы противодействия незаконным мигрантам в контактах с белорусскими властями, которые неоднократно заявляли о готовности к взаимодействию. Тут тоже замкнутый круг.
Эти страны (имею в виду в частности страны ЕС, которые граничат с Белоруссией) активно участвуют во вмешательстве во внутренние дела. При этом они не признают официальной власти и призывают Белоруссию каким-то образом отреагировать на эту ситуацию.
Белорусская сторона еще в апреле с.г. предложила Евросоюзу (и на протяжении всего этого времени предлагает) провести консультации по вопросам нелегальной миграции. Как Вы думаете, что отвечает Евросоюз? Неужели глава МВД Германии этого не знает? Евросоюз отвечает отказом. В третий раз повторю это слово – замкнутый круг. Кто захочет его разомкнуть со стороны коллективного Запада, пусть проявит свои лучшие аналитические качества.
Вопрос: Глава правящей в Польше партии «Право и справедливость» Я.Качиньский заявил в интервью «Газета Польска», что Россия в настоящий момент ведет против страны «многоступенчатую гибридную войну». Как бы Вы могли прокомментировать это заявление?
Ответ: Со стороны официальной Варшавы мы слышим перепевы одной и той же темы на разные лады. В чём нас только не обвиняли. Всё, мне кажется, шло в «дело»: и права человека, и угрозы, и глобальные какие-то агрессивные действия непонятно в отношении кого. Слышали обвинения в какой-то подрывной деятельности, миграционные кризисы тоже, оказывается, мы. Много что было. И вот сейчас выходит интервью с вице-премьером Польши Я.Качиньским, который по сложившейся традиции не обошел стороной российскую тему. В очередной раз он нас обвинил, как Вы правильно сказали, в «многоступенчатой гибридной войне». Видимо, такой термин неслучайно был введён в оборот для того, чтобы закрепить, что мы представляем некую угрозу на всех направлениях сразу, поэтому слово «многоступенчатость» здесь присутствует. В этот раз подрывная деятельность Москвы против Варшавы заключается якобы в разжигании миграционного кризиса на польско-белорусской границе.
Это абсурд. Наблюдаем долгие годы ситуацию, когда беженцы, в своей основной массе граждане стран Ближнего Востока, пытаются пересечь границу с Евросоюзом. Эту ситуацию наблюдаем вместе с нашими партнёрами, которые, в частности, в ходе конференции по проблемам Средиземноморья ежегодно много лет подряд задаются вопросом, как им с этой проблемой быть. Там тысячи мигрантов, десятки, сотни тысяч. Точки проникновения в Европу тоже различные. И тут вдруг вспомнили про нашу страну.
Причины сложившейся обстановки на польско-белорусской границе нужно искать в действиях наших западных партнеров, которые породили «многоступенчатые волны» миграции. Запад не может найти концептуально верного и эффективного решения этой проблемы. При этом свою беспомощность в этом вопросе бесконечно прикрывает дежурными обвинениями в адрес России и традиционно пытается возложить ответственность на нас.
Сложно не видеть первопричин всего этого. Нужно взять весь массив материалов средиземноморской конференции: выступления, доклады, интервью «на полях» и просто углубиться в суть фактуры, изучить эти документы и перестать придумывать какие-то несуществующие, безосновательные, абсурдные обвинения.
Вопрос: Из Брюсселя поступают многочисленные признаки враждебности по отношению к нашей стране, союзной Белоруссии. Складывается впечатление, что МИД и Кремль имеют дело не с двумя отдельными организациями – НАТО и ЕС, а с консолидированным ЕвроНАТОсоюзом. НАТОвская ниточка отношений уже порвана, что можно ожидать в отношениях с ЕС?
Ответ: Мы сегодня немало говорили про НАТО. Если говорить об этой связующей «ниточке», которую вы привели в качестве примера, то в случае с НАТО это действительно недалеко от истинного положения дел. Вы и сами видите развитие ситуации.
После провального вывода сил альянса из Афганистана в натовском Брюсселе, дабы оправдать свое существование, с удвоенной энергией начали раздувать эту самую мифическую «российскую угрозу», взялись целенаправленно за разрушение оставшихся каналов нашего взаимодействия. Видимо, сотрудничество с Россией противоестественно для НАТО в ее нынешнем виде. Эта организация в своем концептуальном развитии не смогла преодолеть логику «холодной войны». По большому счёту она и является пережитком «холодной войны». После прекращения всякого сотрудничества с Россией и приостановки связей по военной линии, скатывание альянса к схемам конфронтации именно тех времен только усилилось.
Проводимая Вашингтоном через НАТО линия на сдерживание России, безусловно, оказывает влияние и на политику Евросоюза. Мы об этом говорили неоднократно. К сожалению, происходит подмена понятий в политическом контексте. Политическое слово и политический вес у ЕС становятся всё меньше. Он переживает опасный для себя момент подавления волей НАТО своей политической воли.
Кто играет ключевую роль в этом процессе? Это «боевая группа» - несколько стран-членов ЕС, не изживших иррациональные исторические фобии в отношении нашей страны. О некоторых из них мы с вами сегодня поговорили. Они не только эксплуатируют, они и придумывают антироссийские мифы в своих конъюнктурных интересах, в интересах глобального «заказчика», который нам тоже известен. Но самое главное, что «отвечая» за деструктивную деятельность, они пытаются навязать, привить вот эту свою ущербную идеологию остальным странам-членам ЕС. Делают это, к сожалению, используя заложенные в ЕС механизмы принятия решения. Проект был евроинтеграционный, нацеленный на создание, а не «дружбу» против кого-то. Усилиями этой группы стран последовательно укрепляется институциональная смычка между ЕС и НАТО. По большому счёту, это преобладание альянса над ЕС. В результате Евросоюз по-прежнему руководствуется на российском направлении отжившими неконструктивными установками, увязывающими весь комплекс наших отношений с реализацией Минских соглашений, которые, как известно, систематически саботируются Киевом.
Есть один пример, одно доказательство из чего появился ЕС. Он появился из «Е» и «С», т.е. из экономического сотрудничества. Основа взаимодействия, естественно, связана с экономикой. О чём говорит экономика на любых направлениях? О приоритетности, интересе и прямой выгоде взаимодействия с нашей страной. Но действует ЕС вопреки собственным интересам, вопреки национальным, экономическим интересам своих стран-членов. Вот эта антироссийская политическая заряженность преобладает. Вызрела она внутри ЕС на какой-то консолидированной общей основе? Нет, конечно. Почему? Потому что мнение граждан стран-членов ЕС вообще, в принципе, не учитывалось. Это политические установочные доктрины, навязанные сверху: группой стран, странами, которые лоббировали подобный подход извне, вот этим давлением НАТО, едиными концепциями, которые увязывают все эти страны.
Изобретенная евроструктурами в этом году триада принципов «отпор, сковывание, выборочное взаимодействие» рискует стать настоящим «Бермудским треугольником», в котором могут окончательно затеряться предпосылки для переосмысления отношений с Россией в более конструктивном ключе. Каким образом «отпор, сковывание и выборочное взаимодействие» отвечают этим базисам, которые лежат в основе ЕС? Как страны могут интегрироваться и при этом взаимодействовать с другой страной, от которой они зависят, и с которой находятся взаимозависимых отношениях по целому ряду направлений на протяжении десятилетий? Всё это делается на основе «отпора, сковывания и выборочного взаимодействия».
При этом нужно отметить, что большинство (21 из 27) государств ЕС являются членами НАТО, но это не должно ни в теории, ни на практике делать эти структуры идентичными. Несмотря на сохраняющиеся между нами разногласия, ЕС остается не только нашим географическим соседом, но и крупнейшим торговым партнером. Контакты между Россией и ЕС продолжаются, в том числе на высшем уровне, и затрагивают широкий круг вопросов. Недавно проходила встреча С.В.Лаврова с представителями европейских бизнес-структур. Почитайте ещё раз о взаимовыгодности и во многих сферах приоритетности нашего взаимодействия. Это очевидные вещи. С обеих сторон демонстрируется интерес к сотрудничеству в таких перспективных сферах, как здравоохранение, противодействие климатическим изменениям и другим новым вызовам и угрозам, к диалогу по актуальным международным и региональным темам.
Не сбрасываем со счетов возможности выстраивания нормальных и добрососедских отношений с Евросоюзом на основе равноправия и взаимного учета интересов. Ведь с отдельными странами-членами ЕС мы развиваем сотрудничество в не только упомянутых мной областях, но по сути по крупнейшим интеграционным, экономическим, энергетическим проектам, что может стать прекрасным примером для всех остальных. Хорошо бы, если эта «группа», которая давлеет над остальными этой русофобией, увидит собственную выгоду, отвлечётся от «заданных» установок и займется реальными делами на благо народов своих стран.
Вопрос: Как представляется, главная ответственность за «предсказуемость и стабильность» в отношениях России с коллективным Западом теперь ложится на Вашингтон, поскольку Брюссель себя вычеркнул. Можно ли считать это «потерей лица» не только для НАТО, но и для ЕС?
Ответ: «Потеря лица» коллективным Западом произошла не один раз и не только в контексте развития отношений с нашей страной. Они «теряли лицо» многократно. Если говорить о нас (о ситуации, в которую мы были вовлечены), то это 2014 г., когда при поддержке западных стран был осуществлен насильственный и антиконституционный государственный переворот на Украине. Учитывая географическую близость, историческое единство наших стран и народов, экономическую интеграцию, планы и проекты, которые были выстроены на длительную перспективу, тогда для нас всё стало очевидным уже на практике. Все «маски» были сброшены вместе с «лицом». Иллюзий в отношении истинных ценностей наших партнеров у нас не осталось. Не ждали и не ждем доброй воли в отношении России, когда дела ведутся таким образом.
Но это не единственный пример. Ошибочно было бы считать, что только в контексте отношений, взаимосопряжений, взаимных «трений» с нашей страной Запад «терял лицо». Ближний Восток, «арабская весна», эксперименты в Ираке, попытка переиначить всю карту Ближнего Востока и Северной Африки в принципе (это Сирия, Ливия), насаждение собственного видения того, как должны развиваться целые регионы.
Латинская Америка. Там что, не было «потери лица»? Там не столько коллективный Запад, сколько в первую очередь Вашингтон.
Куба – еще один пример коллективного «безумия» Запада и противоречия собственным же принципам. Столько лет заниматься преступной деятельностью – это экономическая блокада, бесконечные политические обвинения, давление со всех сторон. Как только «забрезжила» некая конъюнктура со стороны Администрации Б.Обамы, все вдруг стало выстраиваться в другую линию. Потом пришла Администрация Д.Трампа, и вновь вернулись не только к еще более ожесточенной риторике и действиям в отношении Кубы.
Наверное, не должна рассказывать про Венесуэлу, т.к. часто это комментируем. Тут и вмешательство во внутренние дела, и попытка использовать самые низменные приемы давления на эту страну. Несмотря на серьезность всего, что принесла пандемия COVID-19, Запад не остановился ни на секунду в реализации собственных амбиций. Вспомним эти бесконечные «проекты» псевдогосударственных фигур, как Х.Гуайдо и т.д.
Афганистан – это крушение всего. Тут не только «лицо потеряли», а всё потеряли. Примеров, как Вы видите, огромное количество.
Если говорить о нашей внешней политике, в том числе на западном направлении, то она строится не на эмоциях или идеологии, а на национальных интересах. Часто спрашивают: разве у нас вообще нет идеологии? Конечно, она есть и формулируется как национальный интерес. Это идеология прагматизма, реализации национальных интересов на основе международного права с учетом всего того, что оно предполагает в отношении государств. В основе наших национальных интересов – защита граждан и создание благоприятных внешних условий для устойчивого внутреннего развития России. Действуя в русле этого подхода, мы не отказываемся даже в условиях созданного Западом кризиса доверия от диалога по интересующим нас вопросам с теми, кто демонстрирует встречную заинтересованность в таком общении. К сожалению, мы наблюдаем очевидные проявления обратного. Сведение этой последовательной и разноплановой работы исключительно к контактам с одной западной столицей или группой стран, очевидно, противоречило бы этой логике.
Вопрос: Как МИД России расценивает визит Министра обороны США Л.Остина на Украину? Это жест вежливости или попытка стимулировать военное сотрудничество?
Ответ: Считаем, что каждая страна имеет право развивать отношения с другими суверенными государствами по всем сферам, представляющим взаимный интерес. Поэтому комментировать визиты третьих министров иностранных дел, обороны, экономического блока в другие страны мы не считаем нужным.
При этом обратили внимание на агрессивный русофобский тон заявлений главы Пентагона, прямо поощряющих реваншистские настроения «партии войны» в Киеве. Это касается нас непосредственно, т.к. не только провоцирует напряженность вдоль линии соприкосновения в Донбассе, но и вызывает серьезные вопросы о реальной приверженности Вашингтона собственным же уверениям в готовности содействовать реализации Минских соглашений.
Вопрос: После состоявшихся 14 октября с.г. в Минске трехсторонних переговоров глав МИД России, Азербайджана и Армении азербайджанская сторона в качестве жеста доброй воли и показателя своей готовности к движению по пути мирного процесса передала армянской стороне при посредничестве России пятерых военнослужащих. Стоит ли ожидать в ближайшее время новых гуманитарных или иных шагов по итогам обозначенной встречи министров? Без сомнения, Москва как главный посредник в урегулировании и налаживании взаимоотношений между Азербайджаном и Арменией настроена на результативность разблокирования транспортно-экономических связей в регионе. На Ваш взгляд, есть ли предпосылки, что конкретный результат стоит ожидать до конца года?
Ответ: Вчера в Москве под совместным председательством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении состоялось очередное, уже восьмое по счету, заседание Трехсторонней рабочей группы по разблокированию всех экономических и транспортных связей на Южном Кавказе. Информация об этом содержится в пресс-релизе Аппарата Правительства Российской Федерации.
За день до этого, 19 октября с.г., при содействии российских военных из Азербайджана домой возвратились еще пять армянских пленников. Приветствуем данный шаг Баку и выражаем надежду, что процесс возвращения задержанных продолжится.
В общей сложности, благодаря в том числе российским посредническим усилиям, начиная с декабря 2020 г., произведен обмен 122 удерживаемыми лицами. В Армению вернулись 105 человек, в Азербайджан – 17.
Намерены и впредь продолжать оказывать все необходимое содействие для нормализации отношений Баку и Еревана по всем трекам.
Вопрос: Прошедшая неделя была весьма активной для российско-азербайджанских отношений, особенно на фоне пандемии, когда число взаимных визитов сократилось. Москву посетили вице-президент Фонда им.Г.Алиева Л.Алиева, председатель Милли Меджлиса С.Гафарова, министр энергетики П.Шахбазов. Был проведен ряд совместных мероприятий. Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко подчеркнула, что «российско-азербайджанское взаимодействие выведено на беспрецедентно высокий уровень». Как в МИД России могут прокомментировать данную интенсивность? И какие события в российско-азербайджанских отношениях планируются до конца года?
Ответ: Несмотря на пандемию COVID-19, интенсивность двусторонних контактов остается весьма высокой. Помимо обозначенных Вами визитов, 13 октября с.г. в Москве Святейший Патриарх Кирилл встречался с председателем Управления мусульман Кавказа А.Пашазаде, 14 октября с.г. министры иностранных дел России и Азербайджана провели беседу в Минске «на полях» СМИД СНГ. Все это является свидетельством высокого уровня российско-азербайджанских отношений и разветвленности наших связей.
Ожидаем, что до конца года состоится еще ряд встреч и мероприятий высокого уровня, о чем мы проинформируем дополнительно.
Вопрос: В Баку накануне открылась Международная выставка «Восстановление, реконструкция и развитие Карабаха», в которой принимают участие российские компании. Как Вы оцениваете нацеленность российских компаний участвовать в восстановлении освобожденных территорий Азербайджана? В целом как Вы можете прокомментировать настрой Москвы на высоком уровне для развития российско-азербайджанского сотрудничества на данном направлении?
Ответ: Насколько я понимаю, речь идет о районах, возвращенных Азербайджану в соответствии с Заявлением лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г. Российские экономические операторы готовы принять участие в постконфликтном восстановлении этих территорий. 23 июля с.г. для определения перспективных сфер сотрудничества в Баку находилась бизнес-миссия во главе с заместителем Министра экономического развития Д.В.Вольвачем. 17-18 ноября группа отечественных компаний планирует вновь посетить Азербайджан.
Один из примеров практического воплощения российско-азербайджанского взаимодействия и кооперации на этом направлении – состоявшаяся 4 октября с.г. в Джебраильском районе церемония закладки фундамента совместного сервисного центра ОАО «КАМАЗ» и Производственного объединения «Гянджинский автомобильный завод».
Заинтересованы в расширении российского делового присутствия в Азербайджане. Рассматриваем такую совместную работу в качестве важной составляющей отношений Москвы и Баку, будем этому всячески содействовать.
Вопрос: Вопреки политическим усилиям и трехсторонним заявлениям продолжают гибнуть люди в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе. Премьер-министр Армении Н.Пашинян предложил усилить трехсторонние механизмы расследования вооруженных инцидентов и соблюдения режима прекращения огня. Как на это смотрит российская сторона?
Ответ: Ситуация в зоне ответственности Российского миротворческого контингента, включая недавние инциденты, обсуждалась в ходе трехсторонней встречи министров иностранных дел России, Азербайджана и Армении 14 октября с.г. в Минске «на полях» СМИД СНГ. Она также является предметом регулярных контактов на уровне руководства Российского миротворческого контингента и генеральных штабов вооруженных сил Армении и Азербайджана.
Прилагаем все усилия с целью недопущения нарушений режима прекращения огня в зоне ответственности Российского миротворческого контингента.
Вопрос: Член совета директоров совместной Ирано-Российской торговой палаты Дж.Джалифар недавно заявил, что «в связи с событиями на северо-западе, мы столкнулись с серией саботажей и отказом правительства Азербайджана сотрудничать, Азербайджан препятствует экспорту Ирана в Россию через Астаринский таможенный пункт». Как Вы оцениваете то, что Азербайджан препятствует экспорту из Ирана в Россию?
Ответ: Последовательно выступаем за снижение напряженности на границе между Азербайджаном и Ираном. Убеждены, что все вопросы в отношениях этих двух близких друг другу государств должны решаться исключительно политико-дипломатическими методами, разногласия должны преодолеваться в духе добрососедства. Со своей стороны предпринимаем усилия, направленные на разблокирование всех экономических и транспортных связей на Южном Кавказе. Исходим из того, что такая работа должна учитывать интересы всех стран региона, включая, разумеется, и Иран.
Вопрос: Как Россия оценивает текущее состояние проекта формата «три плюс три»? Какие препятствия на пути к его воплощению в жизнь предстоит преодолеть?
Ответ: Идея создания консультативного регионального механизма «три плюс три» (Азербайджан, Грузия, Армения плюс Иран, Россия, Турция) была предложена президентами Азербайджанской Республики И.Г.Алиевым и Турецкой Республики Р.Т.Эрдоганом. Россия поддержала данную инициативу.
Исходим из того, что развитие многостороннего регионального сотрудничества отвечает интересам всех предполагаемых участников данного формата. На наш взгляд, его запуск способствовал бы повышению доверия в межгосударственных отношениях, урегулированию имеющихся противоречий и раскрытию экономического, транспортного и гуманитарного потенциала региона.
Видим стремление ряда западных стран, в первую очередь США, помешать некоторым процессам, вставлять «палки в колеса» данному начинанию. Что характерно, в этих попытках американские партнеры занимаются дезинформацией. Например, приписывают авторство инициативы «три плюс три» Москве, затевают вокруг этого очередную странную игру в русофобской атмосфере. Факты таковы. Да, мы поддержали этот формат, но с инициативой выступали другие страны.
Со своей стороны ориентируемся на скорейший запуск консультативного регионального механизма «три плюс три» в интересах всех его участников.
Вопрос: На днях Министр иностранных дел России С.В.Лавров комментировал обстановку в Судане. Он отметил, что в дестабилизации ситуации внутри страны виноват ряд внешних игроков и прежде всего США. Учитывая продолжающиеся волнения в Хартуме и видимые разногласия внутри переходного руководства, возникают ли какие-то риски для интересов России? Влияют ли на это внешние игроки?
Ответ: Вы сослались на комментарий Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе его пресс-конференции по итогам переговоров с его коллегой из Гвинеи-Бисау. Стенограмма опубликована на нашем сайте. Можно посмотреть, что непосредственно С.В.Лавров сказал, отвечая на этот вопрос.
Могу лишь подтвердить нашу позицию. Раздел этой страны был затеян не нами. Рассчитываю, что есть первичное понимание истории вопроса. Когда читаешь материалы на эту тему, складывается впечатление, что опять ищут «виноватых». Напомню, что ряд внешних игроков, прежде всего США, решили, что суданцам будет лучше, если они станут жить в двух разных государствах.
Началась кампания по внешнему вмешательству, навязывались подходы к тому, как суданцам выстраивать у себя демократию в западном понимании этого слова. Как результат, традиционная структура суданского общества сейчас находится под серьезным напряжением.
Исходим из того, что необходимо прекратить любое вмешательство во внутренние дела этой страны (равно как и других), что суданский народ должен сам определять свою судьбу. Это наш фундаментальный принцип, основанный на международном праве и Уставе ООН. Рассчитываем, что все те, кто пытаются этому принципу противостоять, в полной мере осознают ответственность за судьбу государства и народа, чью жизнь они намерены переделать по собственным лекалам.
Вопрос: Не считаете ли Вы, что закрытие дипломатических представительств в западных странах и организациях приведет к изоляции России в европейском сообществе?
Ответ: Вы правильно понимаете, что натовцы последовательно сокращали численность нашей миссии. Практически свели к запретительному порядку контакты российских дипломатов в штаб-квартире НАТО. Это военно-политический альянс, вопросы безопасности не могут обсуждаться без участия военных, все их контакты были сведены на «нет». Не мы закрываем, а они делают все, чтобы заблокировать работу.
Мы подчеркнули, что в случае экстренных вопросов или «желания пообщаться», есть Посольство России в Бельгии. До недавнего времени в Брюсселе было три точки: Посольство (занимается двусторонними отношениями с Королевством), Постоянное Представительство при НАТО и Постоянное Представительство при ЕС. В связи с действиями Североатлантического альянса с Постпредством при НАТО случилось то, что случилось. Если у них будет желание поговорить, могут обратиться напрямую к нашему Посольству и Послу в Брюсселе.
Вопрос: Как Вы видите дальнейшее развитие отношений между Россией и Китаем в условиях изменения геополитической обстановки в мире?
Ответ: Разделю Ваш вопрос на два. Отношения России и Китая – самоценные. Их глобальное развитие не зависит от ситуации в мире в других сферах. КНР – ключевой партнер России. Наши связи на данном этапе – наилучшие за всю их историю, а она длинная. Качество двусторонних отношений – результат многолетней, кропотливой совместной работы, в ходе которой удалось выстроить уникальную модель межгосударственного диалога. Правовая основа нашего взаимодействия закреплена в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Совсем недавно отмечали 20-летие его подписания. Особенность этого документа состоит в том, что, заключенный два десятка лет назад, он по-прежнему актуален, аккумулирует в себе значительные возможности для качественного развития наших отношений, исходя из появляющихся вызовов.
Взаимодействие с Пекином опирается на общепризнанные нормы международного права и не направлено против третьих стран. Эффективная координация внешнеполитических шагов России и Китая становится фактором, способствующим стабилизации ситуации, как в региональном, так и в глобальном измерении.
Российско-китайские отношения не нуждаются в балансировке за счет «игры» на американо-китайских противоречиях. Убеждены, что по уровню взаимного доверия, устойчивости и своей глубине наше сотрудничество значительно более зрело, чем военно-политические союзы времен «холодной войны», построенные на идеологическом фундаменте, жёсткой иерархии, противостоянии другим странам, недопущении развития отношений в других частях света и укреплении региональных игроков. Диалог между Россией и Китаем строится на основе отказа от «игр с нулевой суммой», уважения и учета интересов двух равных партнеров, в нем нет запретных тем, а единство позиций достигается путем конструктивного обмена мнениями с развернутой аргументацией.
Сложившаяся у России с Китаем модель межгосударственного взаимодействия – прекрасный пример отношений крупных ответственных держав в XXI в. Считаем, что она оптимальна и отвечает нашим долгосрочным интересам.
Вопрос: Глава МИД России С.В.Лавров заявил, что НАТО должна сделать первый шаг, если альянс рассчитывает улучшить отношения с Россией. Какие шаги должна предпринять НАТО? На каких условиях Россия готова вести диалог? Есть какая-то конкретика?
Ответ: Конкретики много. Постоянно об этом говорим. Всё кроется в ответе на главный вопрос: что НАТО хочет? Какую позицию занимает альянс? Если хочет диалога, то он должен быть. Но одновременно с «обрубанием телефонного провода» диалог невозможен. Они будут говорить в «пустую трубку». Разве это диалог? Но именно так сейчас происходит. Соответственно эти вопросы необходимо адресовать альянсу.
Даже в самые тяжелые времена мы оставляли открытой «дипломатическую дверь» для обмена мнениями, переговорного процесса. Исходили из того, что проблемы должны решаться в ходе диалога. К сожалению, в последнее время любые контакты сводились к тому, что мы слышали заезженные, многократно отработанные тезисы, не имеющие ничего общего с реальностью и не учитывающие точку зрения нашей страны. Одна и та же «пластинка» проигрывается много раз. Меняются встречи, их география, длительность, но слышим мы одно и то же. Просто на разной скорости.
Перейдем, условно говоря, к инфраструктуре этого диалога. Дипломаты работали, но контакты стали невозможны. Альянс разрушил всю инфраструктуру для нормального общения и диалога. Что нужно сделать? Это вопрос к НАТО. Сейчас мы понимаем, что они хотели полностью уничтожить отношения. Если они желают чего-то другого – надо понять, чего. Альянс должен сам это сформулировать. Возможно, они хотят, чтобы нас не было? Так не бывает. Во всём остальном требуется аналитика, дипломатия, навыки, профессионализм, умение и многое другое.