17:42

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 25 февраля 2022 года

362-25-02-2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ А.Аль Нахайяном
  2. О предстоящей поездке С.В.Лаврова в Женеву
  3. О первом заседании организационного комитета по подготовке и проведению в Российской Федерации 45-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО
  4. О начале специальной военной операции
  5. О разрыве украинской стороной дипломатических отношений с Российской Федерацией
  6. О нападках ряда западных государств на российские СМИ
  7. О проведении в Болгарии неонацистского шествия
  8. О 30-летии установления дипотношений между Россией и ЮАР

Из ответов на вопросы:

  1. О заявлениях представителя МИД Германии по вопросу нерасширения НАТО на восток
  2. Об отмене визита С.В.Лаврова в Париж
  3. О защите российских загранучреждений за рубежом
  4. О переговорах по Украине
  5. О возможном вступлении Финляндии в НАТО
  6. О планах властей ДНР и ЛНР
  7. О заявлениях Министра обороны Великобритании
  8. О переговорах с Украиной
  9. О натовской стратегии при нападении на Югославию
  10. О визите Президента Азербайджана в Россию
  11. О Декларации о союзническом взаимодействии России и Азербайджана
  12. О военно-политическом союзе Азербайджана и Турции
  13. О направлении обращений граждан
  14. Об "аннулировании" виз и видов на жительство в ЕС граждан России
  15. О задействовании механизмов ОДКБ на Украине
  16. О роли ОБСЕ в кризисе в Донбассе
  17. О геноциде в Донбассе
  18. О возможном присоединении ДНР и ЛНР к ОДКБ

 

О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ А.Аль Нахайяном

 

28 февраля состоятся переговоры Министра иностранных дел нашей страны С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ А.Аль Нахайяном, который посетит Москву с рабочим визитом.

В центре внимания будут находиться приоритетные вопросы дальнейшего развития многоплановых российско-эмиратских отношений с акцентом на реализацию договоренностей, достигнутых в ходе личных контактов между лидерами двух стран, а также положений Декларации о стратегическом партнерстве между двумя странами, которая была принята в Москве 1 июня 2018 г.

Главы министерств иностранных дел наших стран проведут обстоятельный обмен мнениями по актуальным аспектам международной и региональной повестки, в том числе обсудят ситуации в Сирии, Йемене, Ливии, арабо-израильском урегулировании. Приоритетное внимание будет уделено задачам политического разрешения сохраняющихся на Ближнем Востоке и Севере Африки конфликтов и противоречий.

Будут рассмотрены перспективы устойчивой стабилизации обстановки в зоне Персидского залива через формирование в данном субрегионе механизмов коллективного реагирования на существующие вызовы и угрозы при участии всех заинтересованных государств.

 

Назад к оглавлению

 

О предстоящей поездке С.В.Лаврова в Женеву

 

Предполагается, что в период с 28 февраля по 1 марта Министр иностранных дел России С.В.Лавров посетит Женеву (Швейцария), где он примет участие в сегменте высокого уровня 49-й сессии Совета ООН по правам человека и выступит на Конференции по разоружению.

Запланированы его беседа с Верховным комиссаром ООН по правам человека М.Бачелет, а также ряд двусторонних встреч с зарубежными коллегами.

Также состоится традиционная встреча главы российского внешнеполитического ведомства с руководителями расположенных в Женеве ведущих международных организаций.

 

Назад к оглавлению

 

О первом заседании организационного комитета по подготовке и проведению в Российской Федерации 45-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО

 

2 марта под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова состоится первое заседание организационного комитета по подготовке и проведению 45-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, основные мероприятия которой пройдут в период с 19 по 30 июня в столице Республики Татарстан г. Казани. В работе оргкомитета примут участие руководители федеральных министерств и ведомств, представители принимающих субъектов Федерации и заинтересованных научно-образовательных структур.

В ходе совещания, в частности, ожидается утверждение концепций ключевых событий 45-й сессии, включающих, наряду с основными заседаниями, Форум управляющих объектами всемирного наследия, Молодежную модель Комитета всемирного наследия (Казань), Форум молодых специалистов в области всемирного наследия (Санкт-Петербург) и тематическую детскую смену на базе детского лагеря «Орленок» (Краснодарский край).

Наша страна придает большое значение предстоящему заседанию Комитета всемирного наследия. Предполагается, что он соберет порядка четырех тысяч делегатов со всего мира, включая профильных министров, экспертов в области сохранения памятников культуры и природы, дипломатов, общественных и политических деятелей.

Особый статус «казанской сессии» подчеркивает тот факт, что она будет проходить в год 50-летия Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

 

Назад к оглавлению

 

О начале специальной военной операции

 

Как Вы знаете, Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами нашей страны в соответствии со статьей 51 части 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации России и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля с.г. договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой принял решение о проведении специальной военной операции.

Её цель – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергались издевательствам и геноциду со стороны киевского режима, пришедшего к власти в 2014 г. в результате антиконституционного государственного переворота. Другая задача операции – привлечь нынешних «деятелей», марионеточный режим к ответственности за совершенные в течение этих лет преступления против мирных жителей, в том числе граждан Российской Федерации, а также осуществить демилитаризацию и денацификацию Украины.

В течение восьми лет мы прилагали максимальные усилия для того, чтобы побудить киевские власти прекратить карательную операцию против собственного народа, разрешить конфликт в Донбассе мирными, политико-дипломатическими средствами, установить прямой диалог с Донецком и Луганском, как это предусматривал п. 4 «Комплекса мер», согласно которому украинские власти должны были начать диалог о модальностях проведения местных выборов и будущем режиме этих районов в соответствии с украинским законодательством.

К сожалению, нас просто игнорировали. Киев при поддержке Запада всеми способами уклонялся от выполнения своих обязательств по Минским соглашениям, пытаясь перевести ответственность за собственные действия на нашу страну. Власти Украины, не стесняясь, нарушали собственную Конституцию и законодательство, принимали дискриминационные законы о языке, образовании, коренных народах.

Надеюсь, что сегодня, когда мы об этом говорим, это не станет новостью для тех, кто посещал брифинги, следил за сайтом Министерства иностранных дел, знаком со всеми позиционными выступлениями российского руководства и Министерства иностранных дел как в публичных заявлениях, так и в ходе озвучивания российской позиции на международных площадках. Мы об этом говорили подробно (сколько это вообще в принципе возможно) практически в ежедневном режиме.

В свою очередь США и отдельные западные страны развернули масштабную антироссийскую дезинформационную кампанию. Под ее прикрытием они активно накачивали Украину оружием, направляли своих военных инструкторов, проводили масштабные военные учения. По сути, осуществляли военное освоение территории страны с определенными целями. При этом высказывавшиеся неоднократно озабоченности России по этому поводу не принимались в расчет никем, ни киевским режимом, ни его мировыми покровителями.

Хотела бы особо подчеркнуть, что в ходе проводящейся на Украине специальной военной операции российские вооруженные силы не наносят ракетных, авиационных или артиллерийских ударов по городам страны, выводится из строя военная инфраструктура, объекты ПВО, военные аэродромы и авиация ВСУ. Никакой угрозы гражданскому населению никто специально не создает. Задачей является только то, о чем было заявлено как Президентом нашей страны, так и то, о чем в ежедневном режиме информирует вас Министерство обороны Российской Федерации.

Российскими военнослужащими будут предприняты все необходимые меры для обеспечения безопасности сотрудников миссий ООН и ОБСЕ на Украине. Места их размещения нам известны. Хотела бы также обратить внимание, что угроза сотрудникам международных организаций исходит не от российских вооруженных сил, а украинских националистических батальонов, которые стали частью вооруженных сил этой страны, но при этом исповедуют совершенно варварскую логику. Сейчас их, в принципе, никто не контролирует.

Что касается граждан России, остающихся на Украине, то после эвакуации российских дипломатических представительств, которым грозила просто прямая расправа от националистов, они могут (как мы уже об этом говорили, отвечая на многие вопросы) при необходимости обращаться в соответствующие ведомства, учреждения на территории Российской Федерации или в консульские учреждения нашей страны в сопредельных государствах для получения консульских услуг.

Вчера мы получили ноту МИД Украины с уведомлением о разрыве дипломатических отношений с нашей страной. Это не наш выбор. Разрыв дипломатических отношений является логическим результатом целенаправленной русофобской политики киевских властей, начиная с кровавого переворота 2014 г. (хотя и раньше делалось немало определенными политическими силами), разрыва Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией в 2018 г. и принятия целого букета законов, направленных на дискриминацию прав и свобод русскоязычного населения Украины. Про выход из соглашений и различных договоров в рамках СНГ мы вас также подробно информировали.

К сожалению, всё это подтверждает наш старый вывод о том, что нынешняя власть, киевский режим, люди-марионетки, провозгласившие себя правителями этой земли, унижая достоинство людей и издеваясь над ними, лишены какого-либо суверенитета и целеполагания в интересах всего украинского народа. Единственное, что киевский режим может делать – исполнять указания, поступающие из-за океана, но при этом делает это, мягко говоря, не всегда успешно и точно вопреки интересам народа Украины.

Искренне надеемся, что украинский народ освободится от гнета националистического правительства, эксплуатирующего страну в интересах зарубежных игроков, и начнёт жить полноценной суверенной жизнью, соблюдая права, свободы и интересы всех своих граждан без разделения по национально-языковому или религиозному признакам.

Буквально час назад было очередное видеообращение В.А.Зеленского, в котором он выразил эмоции относительно возможности переговоров. На это тут же последовала реакция со стороны Москвы. Пресс-секретарь Президента России Д.С.Песков заявил о том, что мы выражаем готовность направить межведомственную делегацию из представителей МИД, Минобороны и других ведомств в Минск для проведения подобных контактов.

 

Назад к оглавлению

 

О разрыве украинской стороной дипломатических отношений с Российской Федерацией

 

Нами была получена нота МИД Украины с уведомлением о разрыве дипломатических отношений. Напомню, они были установлены тридцать лет назад – 14 февраля 1992 г.

Таким образом, националистическим режимом, пришедшим к власти в результате вооруженного госпереворота в феврале 2014 г., была поставлена жирная точка в процессе разрушения наших отношений. Мы знаем, ломать – не строить. Они, видимо, считают, что это легко делать, не задумываясь о последствиях. По инициативе украинского руководства 1 апреля 2019 г. прекратил действие Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г., а всего с 2014 г. было украинской стороной денонсировало более 33 межгосударственных и межправительственных соглашений, не считая десятков межведомственных, и более 60 соглашений в рамках СНГ. Напомню, что посла Украины в Москве нет с 2014 г. не по тому, что ему что-то здесь угрожало, с ним не поддерживали контакты или не было возможности осуществлять свои дипломатические функции. Отнюдь. Украинские дипломаты вплоть до этих дней пользовались всеми привилегиями дипломатического иммунитета, у них были все возможности для полноценной работы и уж точно их жизни и здоровью ничего не угрожало, чего не скажешь о российских дипломатах и консульских дипломатических учреждениях на Украине, живших в состоянии постоянной осады со стороны националистов, закидывавших их бутылками с зажигательной смесью, которые брали наши представительства штурмом, наносили вред не только зданиям, но и людям (из-за чего нужно было предпринимать срочные меры вплоть до закрытия отделения Россотрудничества). Наши дипломаты и члены их семей постоянно получали угрозы, невозможно было ни функционировать нормально, ни работать. Вы все это видели. Мы неоднократно об этом говорили. Нашего Посла в Киеве нет с 2016 г. При этом украинские национал-радикалы неоднократно совершали провокационные действия против нашего Посольства в Киеве и Генконсульств России во Львове, Одессе и Харькове. Вот эта «пещерная» ненависть к России и всему русскому, включая язык, культуру и нашу общую с Украиной историю, стала визитной карточкой внутренней и внешней политики киевского режима.

Глубоко сожалеем, что киевский режим избрал такой курс на разрыв с Россией всех видов отношений, всем и всеми, кто имеет отношение к чему-либо русскому.

Надеемся, что история скоро расставит всё на свои места. Верим в многовековую мудрость украинского и русского народов, которые веками населяли территорию современной Украины и живших в гармонии и уважении друг к другу. Уверены, что наши семейные и духовные узы сильнее агрессивной ненавистнической политики нынешнего марионеточного правительства в Киеве.

 

Назад к оглавлению

 

О нападках ряда западных государств на российские СМИ

 

Фиксируем многочисленные попытки целого ряда государств так называемого коллективного Запада воспользоваться раздутой ими же самими до зашкаливающих значений антироссийской истерией, чтобы раз и навсегда разобраться с российскими СМИ и окончательно перекрыть источники альтернативной мейнстриму информации. Боятся они того, что их общественность будет узнавать нечто, что не будет согласовано с Белым домом и Даунинг-стрит. В ход идут разнообразные лозунги о необходимости якобы борьбы с российской пропагандой и дезинформацией. Это мы все слышали. Жертвой этого подхода стали сейчас граждане, в том числе и Европы, которые восемь лет не обращали внимания и не видели, что творится в Донбассе. Почему? Да потому что ваши западные средства массовой информации об этом ничего не говорили. Всех тех, кто пытался это сделать, вы клеймили позором, санкциями, вы всячески над ними издевались. На Украине тех, кто пытался, в том числе из западных стран хоть как-то донести правду о тех бесчинствах, которые творились в Донбассе, включали в список сайта «Миротворец», на который не обращали внимания ни ОБСЕ, ни ЮНЕСКО, ни другие международные профильные журналистские организации. А что это такой за «сайт»? Это же настоящий «расстрельный» список людей, в отношении которых принимались чудовищные, агрессивные шаги и действия со стороны националистов. Многие мои коллеги испытали на себе подобный подход: угрозы, преследования и так далее. Про «не допуск» тех, кто пытался осветить ситуацию в Донбассе, через украинскую границу, которая контролировалась режимом, многие западные журналисты писали. Это была кара, месть тем, кто пытался донести хоть слово объективности. Жертвами этого коллективного информационного сговора стали граждане Европы, которые не знали и ничего не слышали за восемь лет о том, что творится в Донбассе, для которых сегодняшняя реальность стала неожиданностью.

Власти Латвии запретили вещание трех российских телеканалов («Россия 24», «Россия РТР» и «ТВ-Центр»). Если бы это было связано с ситуацией вокруг Украины, наверное, это еще можно было бы хоть как-то логически объяснить. Дело в том, что попытка расквитаться с российскими средствами массовой информации – это была долгосрочная политика, длящаяся не год, не два и даже не пять лет. Что только наши журналисты и средства массовой информации на себе не вынесли. Это и выдворение, это и не допуск, это и включение в стоп-листы, закрытие, штрафы, и просто стигматизация, то есть навешивание ярлыков, обзываний, культура отмены (по-русски лучше всего сказать – травли), которую развернули против них. Все это выдавалось за угрозы национальной безопасности. При этом только за последние два года Рига различными решениями уже ограничила вещание 41 российского СМИ. В Эстонии глава местного Министерства юстиции М.Лаури угрожает уголовным преследованием тем, кто отважится на ретрансляцию российских телеканалов. В Британии Б.Джонсон заявил о планах пересмотра решения о выдаче лицензии медиахолдингу РТ, после чего, следуя команде с Даунинг-стрит, обсуждение этого вопроса было инициировано в британском парламенте. После этого нам рассказывают, что власть и медиарегулятор в цивилизованных странах просто друг друга не знают. Конечно, не знают, они просто друг другу команды дают, а так они могут друг друга и не знать. Призывы со стороны различных общественно-политических деятелей запретить вещание РТ все громче слышны во Франции, где в отношении отечественного СМИ национальным регулятором уже ведется некое «расследование» по абсолютно нелепым обвинениям, а журналистов, как вы знаете, не пускают на официальные мероприятия в Елисейский дворец. Хотя присылают всем приглашения и аккредитацию. Эти и многие другие примеры «модерации» медийного пространства являют собой не что иное, как обыкновенную цензуру, если называть вещи своими именами.

В сложившейся ситуации считаем бессмысленным и бесперспективным продолжать взывать к наднациональным правозащитным механизмам с требованиями добросовестно исполнить свои обязанности по обеспечению гарантированной свободы слова и плюрализма мнений. Мы это делали несколько лет. У нас было уже много возможностей убедиться, что Запад беззастенчиво продвигает двойные стандарты в отношении как свободы слова, так и прав человека. Они уничтожили эти стандарты, нет никаких стандартов. Они действуют так, как им нужно сейчас, конъюнктурно и цинично. К сожалению, многие международные организации просто их начали «обслуживать» в самом плохом смысле этого слова. Подобным образом правящие элиты в странах Евроатлантики пытаются реализовывать собственную повестку, в основе которой отчетливое стремление к глобальному доминированию во всех сферах. Полагаем, что настало время направить в столицы государств, бесцеремонно атакующих российские СМИ, журналистов, четкий и недвусмысленный сигнал о том, что такие нападки не останутся без предметной реакции. Мы оставляем за собой право на выверенные ответные шаги в отношении их СМИ, представленных в российском информационном поле, если права отечественных корреспондентов и СМИ, также вещателей будут продолжать нарушаться.

Считаем также необходимым подчеркнуть, что потребность наших обществ формировать объективную и цельную картину происходящих в мире событий, что особенно важно именно в кризисных ситуациях, напрямую связана с исполнением всеми членами международного сообщества своих обязательств в сфере защиты свободы СМИ.

 

Назад к оглавлению

 

О проведении в Болгарии неонацистского шествия

 

12 февраля с.г. болгарские неонацисты, несмотря на запрет мэрии Софии, действия МВД и органов прокуратуры Болгарии, в очередной раз устроили свое шествие, именуемое «Луков марш», – в память о генерале времен Второй мировой войны Х.Лукове, известном своими фашистскими и антисемитскими взглядами.

Отмечаем выраженную по этому поводу позицию МИД Болгарии о неприемлемости проявлений антисемитизма, расизма, нетолерантности, дискриминации и ненависти.

Россия неизменно призывает к сплочению усилий международного сообщества в борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и агрессивным национализмом. Являемся, как вы знаете, инициаторами ежегодного принятия Генеральной Ассамблеей ООН соответствующей резолюции.

Недопущение фальсификации исторической правды, прославления фашистов и их пособников, пропаганды шовинизма, войны, ксенофобии является нашим долгом перед павшими в борьбе с нацистской чумой. Рассчитываем, что болгарские власти будут последовательно и эффективно бороться с этими уродливыми явлениями на своей земле.

Мы обратили внимание и полностью поддерживаем позицию болгарских властей по недопустимости проведения подобных нацистских, фашистских мероприятий и на реакцию по осквернению мемориала. Здесь не может быть никаких двойных прочтений. Мы это увидели, ценим. Полагаем, что это достойная реакция. Важно, чтобы она также реализовывалась и на практике.

 

Назад к оглавлению

 

О 30-летии установления дипотношений между Россией и ЮАР

 

28 февраля исполняется 30 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и ЮАР (консульские отношения были установлены в 1942 г., но были прерваны в 1956 г.; в 1991 г. было подписано соглашение о создании в Москве и Претории при диппредставительствах Австрии секций интересов двух стран).

Двусторонее взаимодействие отличают сложившиеся во времена борьбы с апартеидом крепкие узы дружбы и сотрудничества, они продолжают развиваться и сегодня. За три десятилетия Россия и ЮАР вышли на уровень стратегического партнерства.

Между двумя государствами поддерживается регулярный доверительный политический диалог на высшем и высоком уровнях. Укрепляются контакты по парламентской линии. Поступательно развиваются торгово-экономические и деловые связи. Товарооборот между Россией и ЮАР в 2021 г. увеличился и составил 1,1 млрд долл. США по сравнению с 981,8 млн долл. США в 2020 г. Ведущая роль в данной области принадлежит Смешанному межправительственному комитету по торгово-экономическому сотрудничеству. Его возглавляют Министерство природных ресурсов и экологии нашей страны, соответственно Министр А.А.Козлов и Министр международных отношений и сотрудничества ЮАР Н.Пандор. Очередное заседание Межправкомитета состоялось в июле 2021 г.

Москва и Претория тесно координируют свои действия на международной арене, отстаивают базовые принципы многополярности, руководствуясь целью построения безопасного, справедливого мирового порядка на основе взаимопонимания, соблюдения норм международного права, принципов суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. Россия и ЮАР активно сотрудничают в рамках ООН, БРИКС, «Группы двадцати» и в других многосторонних форматах.

Поздравляем наших южноафриканских друзей с юбилеем двусторонних отношений!

 

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Представитель МИД Германии К.Бургер на брифинге заявил, что в договорах с Россией не было обещаний о нерасширении НАТО на восток. Как Вы прокомментируете заявление немецкого коллеги?

Ответ: Сначала представители стран-членов НАТО отрицали сам факт наличия обещаний со стороны Запада о нерасширении альянса на Восток. Потом начали появляться мемуары участников тех событий и переговорного процесса, официальных лиц. В этой связи они перестали (уже не было возможности) отпираться и утверждать, что ничего такого не было. Стали говорить, что устные заверения, может быть, и давались, но письменных официальных документов не было. Такая удивительная «коллективная амнезия». После публикации журнала «Шпигель» (заметьте, немецкого СМИ), оказалось, что это не соответствует действительности.

Согласно рассекреченным архивным документам, по итогам переговоров в Вашингтоне 2 февраля 1990 г. Министр иностранных дел, Вице-канцлер ФРГ Г.-Д.Геншер и госсекретарь США Дж.Бейкер заявили: «Мы договорились, что нет намерения расширять зону обороны НАТО на Восток. Это касается не только ГДР, которую мы не хотим включать, но и вообще». В ходе переговоров в формате «два плюс четыре» (переговоры с участием ГДР, ФРГ, Франции, СССР, Великобритании и США)  представитель ФРГ Ю.Хробог заявил: «Мы ясно дали понять, что не будем расширять НАТО за пределы [реки] Эльбы. Поэтому мы не можем предложить Польше и другим [странам] членство в НАТО». Встреча, напомню, прошла в Бонне 6 марта 1991 г. С тех пор в НАТО было принято 14 государств.

Чтобы в дальнейшем ни у кого не возникало сомнений, что представители стран Запада давали руководителям СССР обещания (мы нашли фрагменты, публично об этом говорили) о нерасширении НАТО на Восток в начале 90-х гг. прошлого века, призываем ознакомиться с подготовленной МИД России на основе архивных документов и опубликованной подборкой выдержек из соответствующих бесед.

Интересно, что члены и представители самого Североатлантического альянса опровергают друг друга по принципиальным вопросам и продолжают делать заявления, не соответствующие проводимой политике. Теперь приходится искать новые оправдания – акцент делается на том, что обещания не были закреплены документально. Это уловка, к которой они прибегают.

Например, на письмо Министра иностранных дел России С.В.Лаврова его коллегам, главам МИД стран Европы, был получен ответ не от каждой страны в национальном качестве, а коллективные письма (отписки) от двух структур – НАТО и ЕС. Хотя и там была «разноголосица». Когда им нужно, они говорят, что у них нет национальной позиции, т.к. большинство выступило за коллективный ответ. Это как? Большинство тоже имеет национальное качество. Оно выступает в этом качестве, даже в виде большинства в какой-то организации. Куда делось меньшинство? Получается, когда им выгодно, они говорят, что будут отвечать коллективно (якобы так решило большинство). Когда им выгодно по-другому, говорят «спрашивайте каждого в национальном качестве», «это не вопрос нашей структуры», «мы тогда не присутствовали» и т.д. За эти формулировки и цитаты они прячутся, путаются и регулярно этим занимаются.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров не раз говорил о том, что Западу на слово верить нельзя. Сейчас мы в этом убедились. Еще один восьмилетний урок выучили неплохо. Нам говорили: «нужно буквально договориться о том, что Донбасс не будет больше в активной форме 2015 г. выступать, отвоёвывать свои же территории, пытаясь отстраниться от навязываемых «силой танков» убеждений марионеточных режимов»; «давайте сядем за стол переговоров, обо всем договоримся», «будем мирно сосуществовать в рамках безопасной Европы». Сели, договорились, сделали максимум. Приложили усилия, чтобы заверить людей, что с появлением Минских договоренностей их жизнь в Донбассе будет налаживаться. Сказали, что у нас есть поэтапный план и стремление западных партнеров оказывать давление, координировать усилия с киевским режимом, чтобы все было реализовано. Вот, к чему это привело. Восемь лет не могли их заставить сделать то, под чем они подписались. Восемь лет внутри киевского режима перекидывали друг на друга обязательства и обязанности, обвиняя предыдущую власть в ошибках и виня нынешнюю в неспособности выполнять взятые на себя обязательства. Они делали все, чтобы не сдвинуться ни на шаг с той точки, которую заняли в 2015 г. (во всех смыслах этого слова). Были только откаты назад по целому ряду направлений. Классика жанра: говорят одно, делают – другое. Обманывают.

Поэтому Россия направила США и странам НАТО предложения по гарантиям безопасности. Сделала это письменно, опубликовала документы, чтобы все видели наши попытки пригласить к обсуждению насущного и чрезвычайно важного для нас, привлечь внимание международного сообщества и исключить фальсификацию документов. России недостаточно разговоров о безопасности. Нам нужны долгосрочные юридические гарантии США и их союзников по НАТО. Теперь особенно, учитывая, что мы увидели и услышали даже за последние месяцы.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать отмену французской стороной визита Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Париж?

Ответ: Уже комментировали это вчера. Напомню еще раз хронологию. Была череда контактов Президентов России и Франции В.В.Путина и Э.Макрона по инициативе французской стороны. Россия откликалась практически на каждый призыв. Была достигнута договоренность о проведении переговоров в Париже глав внешнеполитических ведомств двух стран С.В.Лаврова и Ж.-И.Ле Дриана по тематике построения новой архитектуры европейской и глобальной безопасности, учитывающей взаимные интересы и принцип ее неделимости. Встреча была запланирована на 24-25 февраля с.г. Однако вечером 22 февраля с.г. на пресс-конференции по итогам внеочередного неформального заседания глав МИД стран Евросоюза французский министр заявил об отмене визита. Одновременно Посольство России во Франций было официально проинформировано о том, что «в нынешнем контексте» Ж.-И.Ле Дриан решил аннулировать планировавшуюся встречу.

Таким образом, вся полнота ответственности за срыв переговоров лежит на французской стороне. При этом следует отметить, что демонстративный отказ французов от диалога с нами проходил на фоне очередного витка нагнетаемой представителями коллективного Запада истерики вокруг России, демонстрирующей их явную неготовность вести предметный взаимоуважительный разговор, в том числе по наиболее острым сюжетам международной повестки дня, от которых зависит стабильность в Европе и мире.

На этой же пресс-конференции глава французского внешнеполитического ведомства заявил, что, мол, все дипломатические усилия, предпринятые партнерами в течение последних недель, «наткнулись на стену», явно подразумевая при этом Россию. Считаем необходимым дать пояснения в связи с этими высказываниями министра.

В последние недели велись весьма интенсивные переговоры высшем и высоком уровнях с единственной целью – достичь прогресса в урегулировании конфликта на юго-востоке Украины. Согласны с утверждением, что эти усилия наткнулись на стену непонимания и нежелания договариваться. Однако эта стена была возведена не Россией, а Украиной и всеми теми, кто с Запада эту стену «подпирал». Нашим партнерам об этом прекрасно известно, ведь именно они вместо того, чтобы подтолкнуть Киев к выполнению Минских соглашений, беззастенчиво потакали его агрессивным устремлениям, которые в итоге и поставили крест на «Комплексе мер». Теперь же, как это уже бывало не раз, ответственность за последствия пытаются переложить на нас. Ничего нового в этом нет. Мы привыкли. Можем только в очередной раз порекомендовать нашим западным друзьям быть честными хотя бы с самими собой.

Остаемся открытыми к равноправному и честному диалогу по самому широкому кругу тем при условии взаимного учета интересов сторон. На сегодняшнем примере хотела бы это доказать. Президент Украины В.А.Зеленский записал очередное видеообращение относительно проведения переговоров. Несмотря на оценку его «деятельности» и всего того, что под его руководством режим там сотворил, решение о возможности проведения контактов и формировании делегации было оперативно принято и публично заявлено. Это к вопросу о том, кто какие «стены» возводит и срывает переговоры. Никогда не срывали никакие переговоры. Мы умеем отделять эмоции от профессионализма.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Не намерена ли Россия предпринимать какие-то действия по защите своих загранучреждений за рубежом?

Ответ: Действия по защите зарубежных представительств регулируются Венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях 1961 и 1963 гг. Исходим из того, что каждая сторона, принимающая у себя посольство России, должна их добросовестно выполнять.

Несмотря на имеющиеся обязательства со стороны компетентных властей иностранных государств, постоянно уделяем особое внимание обеспечению безопасности загранучреждений инициативно в соответствии с положениями нашего законодательства.

Новые реалии требуют принятия адекватных мер. С учетом складывающейся обстановки разрабатывается комплекс дополнительных мер по усилению физической и инженерной защиты российских дипломатических представительств и консульских учреждений.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Известно ли, на каком уровне будет представлен МИД России на переговорах по Украине?

Ответ: Вряд ли целесообразно говорить об этом сейчас. Со своей стороны, оперативно сформируем делегацию. Сейчас более важно ответственное поведение украинской стороны.

Пока готовилась к брифингу, увидела заявление министра иностранных дел Украины Д.И.Кулебы. Он сказал, что Киев планирует обратиться в Гаагу из-за спецоперации России. Если там еще кто-то в состоянии принимать какие-то решения, необходимо делать это ответственно. Все те, кто считает себя частью исполнительной власти Украины, должны вырабатывать консолидированные подходы. Нам нужно понимать, о чем просит в своих обращениях В.А.Зеленский. Его команда не должна «давать» иные сигналы. Это характерно для любой ситуации, но тем более этого нужно придерживаться в той ситуации, которую наблюдаем.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Финляндия выразила готовность подать заявку на вступление в НАТО в том случае, если встанет вопрос о её национальной безопасности. Как Москва оценивает подобные высказывания? Может ли вступление соседствующих с Россией стран в альянс привести к расширению эскалации?

Ответ: Позиция Российской Федерации по этому вопросу неоднократно озвучивалась, в том числе в очередной раз Министром иностранных дел С.В.Лавровым на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2021 г. Если есть необходимость об этом напомнить, то основные моменты сводятся к следующему.

Рассматриваем линию Правительства Финляндии на продолжение политики военного неприсоединения в качестве важного фактора обеспечения безопасности и стабильности на севере Европы, европейском континенте в целом. При этом не можем не видеть целенаправленных усилий НАТО и отдельных стран-членов блока, прежде всего США, по втягиванию в альянс Финляндии, а также Швеции. Растет интенсивность практического взаимодействия Хельсинки и Стокгольма с НАТО – участие в проводимых альянсом военных учениях, предоставление своей территории под маневры у российских границ, включая имитацию американцами атак с использованием ядерного оружия против «сопоставимого противника». Кто им является, понять несложно. Эту политику видим на протяжении нескольких лет.

Выбор путей обеспечения национальной обороны и безопасности является внутренним, суверенным делом каждого государства. Вместе с тем все страны-участницы ОБСЕ в их национальном качестве, в том числе Финляндия и Швеция, подтвердили принцип, согласно которому безопасность одних государств не должна строиться в ущерб безопасности других. Очевидно, что присоединение Финляндии и Швеции к НАТО, являющейся в первую очередь военной организацией, имело бы серьезные военно-политические последствия, которые потребовали бы ответных шагов Российской Федерации.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Президент России В.В.Путин сказал, что Россия не будет оккупировать украинскую территорию. Известно ли МИД России о планах властей ДНР и ЛНР в отношении территорий Украины? Могут ли быть расширены границы республик, ожидается ли это?

Ответ: Сегодня с полным правом могу сказать, что у стран – ДНР и ЛНР – есть своя государственная политика на этот счет, своё законодательство, формирующаяся, но уже существующая внутренняя и внешняя политика. Сегодня говорили об этом в ходе встречи Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с его коллегами из ДНР и ЛНР.

С чистым сердцем хочу посоветовать: относительно их планов обращайтесь напрямую к ним. У них есть пресс-службы, руководители информационных направлений, они активны в социальных сетях. Теперь речь идет о суверенных государствах. А мы будем говорить о наших планах.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос (перевод с английского): Министр обороны Великобритании Б.Уоллес заявил о том, что В.В.Путин «полностью сорвался с цепи», «слетел с катушек». Какова Ваша реакция на эти высказывания?

Ответ: Удивительно, что Министр обороны Великобритании дает такие оценки руководителю другого государства. Мне кажется, он вполне мог бы придумать какие-нибудь похожие эпитеты, посмотрев на премьер-министра Великобритании. Это если говорить о личностных оценках.

Что касается специальной военной операции. К сожалению, да. Это большое несчастье, что вынуждены прибегнуть к подобного рода методам. Ровно об этом мы говорили восемь лет. Восемь лет нашей политики, усилий, круглосуточной работы ушло на то, чтобы показать и доказать: есть мирный, переговорный путь решения острейшего конфликта, который в 2015 г. уже был кровопролитным; любое развитие событий по другому, не переговорному сценарию, трагично по своей сути; нужно всячески его избегать.

Сколько еще лет должно было продолжаться кровопролитие на юго-востоке Украины? Пять? Десять? Почему вы начали считать жертвы только с сегодняшнего дня? Кто вам дал такое право – не замечать жертв? Их было тысячи за все эти годы. Как вас совесть не замучила? Вы, западные журналисты, рассуждая на тему Украины, Минских договоренностей, России, никогда не говорили о том, что на востоке Украины, в ДНР и ЛНР, в Донбассе гибнут жители. Вы их не видели и не считали никогда. Видимо, как и Президент Украины В.А.Зеленский не считали их за людей. Кто вам дал право говорить о жертвах, начиная только с сегодняшнего дня?

Если вы так строите свои репортажи и так к этому подходите – вы не журналист и не человек. Погибло 13 тыс. человек. Я не делю их сейчас (хотя хочется и, наверное, должна была) на тех, кто стрелял первыми, находился в составе вооруженных сил Украины (регулярной армии и националистических батальонов, которые потом инкорпорировались в ВСУ). Не делю их и не отделяю от гражданских лиц и от тех, кого вы называете повстанцами и сепаратистами, а мы – ополченцами. Говорю об общей цифре.

По данным ОБСЕ, погибло 13 тыс. человек. Организация не могла фиксировать каждую жертву. Это только их первичный анализ. Где вы все были? Почему не задавали эти вопросы в Киеве? Почему не выводили в эфир людей из Донбасса? Не давали им возможность ни приехать на заседания международных организаций, ни подключиться онлайн. У вас совести нет.

Может, вы сначала посчитаете количество убитых правительством Великобритании в Ираке? Сколько по милости Даунинг-стрит там было убито мирных граждан? Сколько британских солдат там погибло? Про Афганистан не хотите поговорить? Пора бы. Прежде чем давать оценку другим, начните с себя. Будете говорить о ситуации на Украине и действиях там России по защите мирных граждан Донбасса, будьте добры начинать не с февраля 2022 г. Этой истории много лет. Как минимум начните с 2013 г.

Хотите посчитать убитых граждан? На «майдане» считали в 2013-2014 гг.? Сколько там людей погибло? Сколько людей «сняли» снайперы? Скольких беркутовцев там «положили»? Сколько людей забили камнями и замучали? Вы когда-нибудь об этом делали репортажи? Может, один раз на всех за все эти годы. Не вам об этом говорить. Это не начало войны. Это операция для окончания войны, которая тянется много лет. Не знать этого и не видеть – точно так же преступно, как информационно обслуживать киевский режим все эти годы.

Простите за эмоции. Уже наболело. Не хотим больше слушать и верить вашим СМИ. Будем отвечать на вопросы. Но с этими «заходами» мириться не намерены. То, что вы делаете, – пропаганда. Была бы она еще в других направлениях. Но вы её увязываете с пропагандой войны, которую два месяца нагнетали. Это ни в какие ворота не лезет. Потом еще все выворачиваете и виновными делаете невиновных.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос (перевод с английского): Могу спросить Вас о Минске? Вы говорите, что были готовы говорить с украинским режимом в Минске, но условия этих переговоров включали бы полную сдачу Украины и последующую демилитаризацию. Как это может быть применимо для В.А.Зеленского: если попросить его сдаться прежде, чем начнутся обсуждения?

Ответ: Мы предупреждали. Я дважды уже сказала, что Россия готова отправить межведомственную делегацию на переговоры в Минск. Мы об этом заявили. Готовы к этому. Об этом было сказано Д.С.Песковым, пресс-секретарем Президента Российской Федерации. Учитывая, что «называлось» Министерство иностранных дел, со своей стороны могу сказать, что действительно такая работа может начаться в любое время. Вопрос только в том, чтобы с «той стороны» опять либо под влиянием Запада не началось это юление и вранье, или того, чтобы сами «представители» киевского режима не начали друг друга же сейчас опровергать. Я Вам только что привела заявление Д.И.Кулебы. Это не я придумала, это в агентствах прошло. Они должны определиться: либо это соответствующие  переговоры, либо какие-то претензии к нашей стране.

Вопрос (перевод с английского): Переговоры после того, как Украина будет демилитаризована – это же подразумевает полную сдачу?

Ответ: Мы уже сказали, что готовы. Задачи, которые были поставлены Президентом России В.В.Путиным перед началом реализации соответствующей специальной операции, само собой, не снимались. Они актуальны. Вопрос в том, что мы ответили на соответствующие просьбы, обращения Президента В.А.Зеленского. Увидели это видео и дали соответствующую реакцию.

Вопрос (перевод с английского): Вы говорите, что собираетесь покончить с войной, а речь идет о крупномасштабной военной операции…

Ответ: Мы сейчас не будем заниматься фантазиями. Это к этой ситуации вообще не относится. Мы идем поэтапно. Операция идет. Цели ее обозначены. Идут комментарии Министерства обороны Российской Федерации. Параллельно с этим мы отфиксировали соответствующее обращение, просьбу, которая была распространена в виде видео Президента В.А.Зеленского. Мы на нее отреагировали. Заниматься фантазиями сейчас никто не будет. Была просьба – на нее отреагировали.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос (перевод с английского): Перед военной интервенцией на Украину Президент России В.В.Путин неоднократно упоминал бомбардировки Югославии как пример грубейшего нарушения международного права. Многие аналитики сейчас говорят, что аргументация и военная стратегия, которые использует В.В.Путин, идентичны той, что использовала НАТО при нападении на Югославию. Что Вы могли бы ответить на эти утверждения?

Ответ: Подобные сравнения и заходы – это часть фальсификации. Мы знаем, как Запад любит фальсифицировать. Проходили сейчас это за два месяца неоднократно.

Сегодня об этом говорил на пресс-конференции Министр иностранных дел России С.В.Лавров, но, учитывая, что Вы меня спрашиваете, хотела бы напомнить Вам (вряд ли, как мне кажется, Вам нужно это напоминать, я так понимаю, что Вы из Сербии) один пример. Когда НАТО бомбила Югославию, они били по всему: гражданским лицам, инфраструктуре, военной инфраструктуре, по военным, по людям. Они, как Вы помните, разбомбили китайское посольство. Говорили, что по ошибке. Но факт остается фактом. Вы, наверное, лучше меня знаете, какое количество гражданских лиц было убито, потому что эти люди шли по мирному городу и на них сверху сыпались ракеты. Задача была подавить не власть, а саму страну. Это была настоящая операция против гражданских лиц. Не будем говорить о снарядах с обеднённым ураном, это отдельная история. Вы назвали агрессией то, что сейчас происходит.

Хотела бы обратить внимание, что речь идет о специальной военной операции в защиту народов, которые к нам обратились. Они обратились не первый раз в 2022 г. Это долгая история.

Они начали обращаться к нам после того, как в 2014 г. на территории Украины произошел антиконституционный переворот, когда киевский режим для подавления несогласия на востоке Украины отправил туда регулярные войска. Туда поехали танки. Люди, которые сохраняли законную власть, представлявшую жителей Донецка и Луганска, сохраняя свою приверженность законности и своей культуре, не захотели воспринять незаконную неконституционную власть. Тем более, когда им ее начали насаждать просто насильно через агрессию.

Тогда они начали обращаться за помощью. Вы, наверное, это не помните, но я Вам об этом расскажу. Они тоже у себя проводили референдум – и ДНР, и ЛНР. Исходя из данных этого референдума, на нем голосовали жители Донецка и Луганска, они однозначно высказались. Поднимите все эти материалы. Сколько раз они обращались к нам за помощью? Мы оказывали им гуманитарную помощь, медикаментами, инфраструктурную помощь, чтобы они не замерзли там, чтобы было, что есть, адресную помощь детям и политическую поддержку, разработав первые Минские договоренности. Затем, участвуя в разработке вторых Минских договоренностей, которые выросли из первых, нами инициированных, соглашений.

Восемь лет мы пытались сделать так, чтобы они (киевский режим и Донецк и Луганск) наладили диалог, но Киев этот диалог блокировал. Восемь лет там шло кровопролитие. Россия пыталась привлечь международное внимание и внимание тех, кто непосредственно был ответственен за эту ситуацию, к необходимости прекратить кровопролитие. Последние возможности для диалога были закрыты нашими партнерами (об этом я вчера говорила весь день и сегодня тоже), когда мы получили письмо, в том числе от Госсекретаря США Э.Блинкена, – целое послание о том, что они более не намерены вести переговоры. И Берлин, и Париж абсолютно не справились (в этом практически «расписались») сами со своей посреднической ролью. При этом обстрелы продолжались, и количество беженцев увеличилось. Ситуация там накалилась до предела. Это все на фоне многолетней накачки оружием Украины и провокаций, которые там проводились. Тогда было принято решение о проведении точечной спецоперации. Есть брифинги Министерства обороны России, следите за ними. Удары наносятся точечно по военной инфраструктуре. Задачи были даже публично озвучены по линии Министерства обороны, по каким объектам и с какой целью наносятся эти удары.

Хочу обратить Ваше внимание, что мы, начиная с лета 2021 г., практически регулярно говорили о провокациях, которые совершались странами НАТО с участием Украины в непосредственной близости нашей страны. Это были провокации в акватории Черного моря, когда, в частности, британский эсминец вошел в российские территориальные воды и был остановлен только лишь предупредительным залпом нашего военного корабля, в ответ на неправомочные действия. Несколько дней проходили учения НАТО, непосредственно вблизи наших границ. Для чего это делалось? Это что – миролюбивый акт? Но дальше началось еще более страшное. Провокации продолжились уже в небе над Черным морем, когда военные самолеты  стран НАТО совершали опасное провокационное маневрирование в непосредственной близости от российских гражданских самолетов. Все это было над нашей территорией и над Черным морем. Можете себе себя представить летящим в гражданском самолете, когда от Вас на расстоянии 50-100 метров маневрирует военный самолет НАТО? И Вы не можете это предотвратить, ничего сделать для того, чтобы находиться в безопасности, учитывая, что это военный самолет? Мы приводили пять примеров таких провокаций только за период октябрь-ноябрь 2021 г. Вы помните, как в 2018 г. украинские суда, нашпигованные вооружениями, прорывались в Керченском проливе? Этих провокаций было огромное количество. С одной стороны, гибли люди, гражданское население, ополченцы в Донбассе. С другой стороны, по периметру нашей страны с участием Украины под «аплодисменты» стран НАТО проводились провокации с участием оружия и военной техники. И Украина накачивалась всеми видами наступательных вооружений. Последнее, что они заявили (не помню, чтобы такое заявляли в Югославии) на полях Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности (не на выставке вооружений и не на конференции ядерщиков), что они будут рассматривать, и для себя эту опцию считают важной, возвращение к вопросу о ядерном оружии. Как Вам такая перспектива? Нас точно не радует. Мы уже проходили подобное, чтобы это «стечение обстоятельств» считать случайным. Об этом Президент нашей страны также говорил в своем выступлении, приводя в пример Мюнхенский сговор и умиротворение агрессора. Этим больше никто заниматься не намерен. Все знают, к чему подобное приводит.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: В ходе визита в Москву Президент Азербайджана И.Г.Алиев подписал Декларацию о союзническом взаимодействии России и Азербайджана. Как данное соглашение будет влиять на позицию Москвы по карабахскому вопросу? Ведь ранее Россия, как и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, заявляла, что вопрос не закрыт и необходимо определить статус Нагорного Карабаха, в том числе и с учётом права народов на самоопределение?

Ответ: Что касается нагорно-карабахского урегулирования и в целом нормализации армяно-азербайджанских отношений, в самой Декларации о союзническом взаимодействии с Азербайджаном – в пункте 9 –содержится пассаж о том, что стороны будут всемерно содействовать усилиям по реализации положений договоренностей лидеров Азербайджана, Армении и России от 9 ноября 2020 г., от 11 января и 26 ноября 2021 г. В пункте 10 зафиксировано, что Стороны будут взаимодействовать в решении задач, вытекающих из положений указанных выше договоренностей, и тесно сотрудничать в установлении долгосрочного мира между государствами региона. Так что принятая Декларация работает на укрепление региональной безопасности.

Что касается позиции государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ – России, США и Франции, то она изложена в совместном заявлении. Последнее из них на уровне глав внешнеполитических ведомств опубликовано 7 декабря 2021 г.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Как соглашение с Азербайджаном будет влиять на обязательства России перед Арменией в рамках ОДКБ и двухсторонних соглашений Москвы и Еревана?

Ответ: Исходим из того, что подписание Декларации никоим образом не создает никаких проблем для российского союзничества с Арменией ни на каких направлениях. Будем соблюдать все наши двусторонние обязательства в отношении Еревана, который является нашим давним и близким союзником. По нашему убеждению, подписание с Баку упомянутой Декларации позволит укрепить трехстороннее взаимодействие между Арменией, Азербайджаном и Россией, в том числе по вопросам безопасности, экономического и гуманитарного сотрудничества в Закавказье. Более того, мы постоянно – в том числе с учетом изменившихся геополитических реалий в регионе – обновляем двустороннюю договорно-правовую базу с Арменией, которая в настоящее время насчитывает около 200 документов.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Как соглашение будет влиять на военно-политический союз Баку и Анкары, с учётом уже ратифицированной парламентами Азербайджана и Турции Шушинской декларации, а также озвученного Москвой к НАТО требования прекратить военное сотрудничество с постсоветскими странами?

Ответ: Декларация о союзническом взаимодействии с Азербайджаном не направлена против третьих стран. Она призвана укреплять региональную безопасность. Это одно из её положений. Тематика военно-политических связей обсуждается нами как с Баку, так и с Анкарой. Они знают российские позиции на этот счет.

У нас есть общие взаимовыгодные форматы сотрудничества. Например, консультативная региональная платформа «3+3». В ее рамках помимо Азербайджана и Турции мы взаимодействуем с Ираном и Арменией, держим открытой «дверь» для Грузии.

Мне кажется, что Вы немного не совсем корректно сформулировали Ваш вопрос. Речь идёт об обязательствах НАТО и о нашем требовании не расширять свою инфраструктуру. Никто не против – при соблюдении общепризнанных норм необеспечения собственной безопасности за счёт безопасности других. При соблюдении этого базового принципа никто не против того, чтобы шло военно-техническое сотрудничество между странами, если оно не направленно против кого бы то ни было.

Взаимодействие и наших стран, и других стран друг с другом вне зависимости от того, входят эти страны в какие-то блоки или не входят, развивается суверенно. Безусловно, есть общие принципы, когда оно не должно быть направленно, в частности, если речь идёт о военно-техническом сотрудничестве, против третьих стран, создавать потенциальную угрозу без учёта этого базового принципа о неделимости безопасности.

Каждый раз нам задают вопросы относительно того, что киевский режим имеет право, как государство, заниматься военно-техническим сотрудничеством. Поэтому все поставки вооружения закономерны, правомочны, легитимны. Конечно. Когда в 2015-2016 г.г. начались поставки вооружений туда, мы обращали внимание на то, что это как-то странно. Международные усилия должны вроде бы быть в концентрированном виде направлены на то, чтобы реализовывать Минские договорённости. Вместо этого они почему-то смещаются в сторону поставок вооружений, хотя в Минских договорённостях совершенно про другое шла речь. Когда это всё начало сопровождаться провокациями, мы начали задавать ещё вопросы относительно этих поставок. Конечно, суверенное государство. Но оно занимается провокациями на границе нашей страны. Это вызывает у нас непросто вопросы, но и протест, и нежелание не замечать этого более. Всё это было сопряжено так или иначе со странами НАТО. Продолжились в массовом порядке убийства гражданского населения, агрессивная риторика в наш адрес. Наряду с санкционной политикой всё это связывалось в какой-то единый страшный клубок. Нужно ещё видеть реальную ситуацию. Это нормально приводить какие-то исторические примеры. Но они должны иметь проецирование на конкретную ситуацию.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: В эти дни многие мои знакомые из разных стран обращаются ко мне и к другим соотечественникам не только с искренними словами о поддержке политики России в отношении Донбасса и проблем безопасности. Пишут и просят перевести или передать, послать дальше письма, адресованные как высшему руководству России, так и МИДу, Вам лично.

Например, пан Грдличка, пани Л.Фрыцова (Чехия), пан А.Душа (Словакия), П.Михалу (чех, который находится в Донецке) и многие другие. Можете ли назвать адрес, куда можно направлять подобные письма?  

Ответ: Конечно, отправляйте нам. Если речь идёт о желании отправить их руководству страны, то есть сайт Президента.

Все мы подвергаемся DDoS-атакам: и сайт Кремля, и сайт МИД (сейчас это всё ещё усилилось). Предоставим Вам возможность отправлять по электронной почте, если Вы укажете адресатов, будем сами передавать.

Вопрос: Вам для информации, что сейчас Чехия отключена от России. Всё русскоязычное закрыто. Даже Ваш брифинг смотреть невозможно.

Ответ: Что значит, что всё закрыто?

Вопрос: Русскоязычные сайты и всё подобное

Ответ: Сайт МИД у Вас открывается?

Вопрос: Нет, не открывается. Я нахожусь в Москве. Мне пишут оттуда знакомые, чтобы я дал ссылку на брифинг (на сайт МИД), а открыть не могут.

Ответ: Это было принято какое-то официальное решение?

Вопрос: Да, Министерство внутренних дел Чехии приняло с сегодняшнего дня.

Ответ: Как такое может быть? Мы же сейчас проживаем в 21 веке, между тем закрываются каналы, причём не в один день, а методично. С каждым годом это делается всё наглее и наглее. Блокируется наше присутствие в социальных сетях, видеохостинги, выгоняются журналисты, объявляется блокада всему русскоязычному информационному потоку из нашей страны с различными точками зрения и взглядами. То, что Вы мне сейчас сказали, для меня это новость. Обязательно на это посмотрим. Просто не знала об этом. Может, это решение последних часов. Как такое может быть, что всё русскоязычное может быть заблокировано на официальном уровне?

С другой стороны, чему удивляемся? Вот год назад взяли и заблокировали аккаунты Президента США. Просто за что? Ни за что. Причём действующего Президента. Самое удивительное, что это приветствовали те же самые люди с той же самой логикой, с которой они требовали, чтобы он (Президент США) не блокировал их комментарии и не удалял даже оскорбительные комментарии, и никаким образом не модерировал среду подписчиков. Вы представляете? Сначала добивались того, чтобы всё было открыто, и все имеют право на оскорбления любого качества и он не имеет права или люди, которые ведут его соцсети, блокировать комментарии. А потом, видимо, когда ситуация с их точки зрения перешла точку невозврата, просто взяли и вообще заблокировали его аккаунт с огромной, многомиллионной аудиторией, которая оказалась отрезанной от комментариев действующего Президента США. Это нонсенс. Это Дж.Оруэлл. Тут без вариантов.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: В социальных сетях сейчас пишут о предложениях аннулировать визы и виды на жительство в ЕС гражданам РФ. Если это произойдет, то дети граждан России, которые не имеют российского гражданства, окажутся в сложном положении и могут быть отобраны у родителей-граждан России. Есть ли возможность быстро дать гражданство России таким детям в сложившейся ситуации?

Ответ: Ребенок, чьи родители на день его рождения являются гражданами Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, то есть автоматически.

Необходимые формальности по оформлению наличия российского гражданства и паспорта такому ребенку осуществляются, как правило, в сжатые сроки в зависимости от загруженности российского загранучреждения и, самое главное, ковидных ограничений и требований в самой стране.

Ребенок, рожденный за рубежом в смешанном браке от гражданина России и иностранца, может быть принят в российское гражданство по личному заявлению родителя-россиянина и при условии представления письменного согласия вторым родителем. Прием в гражданство оформляется путем принятия решения руководителем полномочного органа по вопросам гражданства.

В случае если на день обращения ребенку было менее 14 лет, то рассмотрение указанного заявления, принятие по нему решения и оформление паспорта могут быть осуществлены в кратчайшие сроки.

При оформлении гражданства ребенку в возрасте от 14 до 18 лет решения по заявлениям рассматриваются по согласованию с компетентными российскими органами в срок до 6 месяцев.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Возможно ли ожидать сценарий, что механизмы ОДКБ будут задействованы в урегулировании конфликта на Украине?

Ответ: Проблематика Украины, в том числе выполнения Киевом Минского комплекса мер, неизменно поднималась российской стороной в ходе контактов с союзниками, как на высшем уровне, так и в ходе встреч руководителей внешнеполитических, оборонных ведомств, секретарей советов безопасности государств-членов.

Мне кажется, что ОДКБ сама прокомментировала это. На этот счёт даны оценки, поэтому лучше обратиться к ним.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Миссия ОБСЕ в своём отчёте от 21 февраля с.г. подтвердила нарушение норм международного гуманитарного права украинскими силовиками. Но на специальном заседании Постоянного совета Россию призвали «отвести войска» и осудили признание «сепаратистских образований» Россией. Как Вы оцениваете роль ОБСЕ в кризисе в Донбассе? Хотелось бы разобраться, что и как делали международные институты, чтобы отвести кризис в Донбассе от третьей, кровавой фазы?

Ответ: Роль эта разная. Сейчас сказать, используя только одну краску: белую или чёрную неправильно и нельзя, как и во многих других ситуациях. Есть где-то чёрно-белая оценка, но это не тот случай.

ОБСЕ активно занималась этой проблемой с 2014 г., решением всех 57 государств-участников на Украине была развернута Специальная мониторинговая миссия, которая работала и в Донбассе. Представитель Действующего председателя ОБСЕ входил в состав Контактной группы, где Киев, Донецк и Луганск должны были прийти к соглашению о выполнении Минских договоренностей.

Сейчас уже очевидно, что усилий ОБСЕ оказалось недостаточно. Никто и не ставил задачу перед Организацией в принципе решить эту проблему. Для этого существовали соответствующие форматы, международные усилия. Этих усилий оказалось недостаточно, потому что Организация включает в себя в себя 57 государств. Многие из них заняли исключительно однобокую позицию. Не могу даже сказать, что это позиция Киева. Тут ещё надо разбираться по одной простой причине, потому что это не позиция, которая отражала бы интересы украинского народа. Нет, это не была позиция Украины. Это была позиция, которую артикулировали представители киевского режима, за которыми стояли, в первую очередь, США. Соответственно, эту вот позицию навязали или заставили разделять достаточное количество государств ОБСЕ, чтобы они могли в том числе и тормозить этот процесс, который мог бы быть другим, более эффективным и динамичным. Не было бы политизации процесса. В чём же состояло зерно той самой политически навязанной позиции? В том, чтобы всячески поддерживать, воодушевлять, оправдывать киевский режим в его нежелании выполнять Минские договорённости.

Такой подход отразился и на деятельности Специальной мониторинговой миссии, которая с каждым годом все дальше отходила от принципов объективности, непредвзятости и профессионализма. ОБСЕ могла бы внести свой вклад в урегулировании конфликта в Донбассе, но реальной заинтересованности в том, чтобы побудить Киев к выполнению своих обязательств по «Комплексу мер» не было.

В противном случае, соответствующие изменения в Конституцию Украины были бы внесены еще в 2015 г., Донецк и Луганск находились бы в составе Украины с особым статусом, а контроль над границей осуществляло бы украинское государство. Уже состоялись бы не одни выборы в этих регионах, возможно, под наблюдением БДИПЧ. Это такой взгляд в «будущее». Все это – не обязательства России, а цели, которые были поставлены перед Украиной, как страной, перед Киевом с одной стороны, Донецком и Луганском с другой стороны. Но реализации этих целей не смогли добиться от Киева целых семь лет (если брать за основу отправную точку Минские договорённости).

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Дискуссия о геноциде в Донбассе продолжилась после визита Канцлера ФРГ О.Шольца в Москву. Свой вклад в Мюнхене внес Госсекретарь США Э.Блинкен. Как можно это прокомментировать?

Ответ: Что прокомментировать? Их нежелание видеть очевидное? Это что впервые всё проходит? Они какие-то другие позиции занимали по другим глобальным вопросам, где сами же участвовали? Они уничтожали людей сотнями тысяч в Ираке, даже их не посчитали. Когда их припёрли к стене, сказали, что они «основывались на непроверенных данных», это была «ошибка». Даже извинений ни от кого не услышали. Это же сознание уровня колониальных времён, сформировавшееся на этапе перехода от средневековья к колониализму. Когда такой условный «большой белый человек» приходит к людям, которых он почему-то считает ниже себя по всем признакам: по уровню развития, по достижениям цивилизации, образованности и культуры. Он с ними разговаривает не как с равными, а даже не как с детьми, потому что детей наоборот подтягивают до своего уровня взрослые и разговаривают на их языке, а как с безнадёжными, как сказал Президент В.А.Зеленский,  «особями». Как можно в отношении людей использовать слово «особи», я себе не представляю. Эта идеология превосходства предполагает то, что многое из очевидного видеть необязательно. Это же относится и является составной частью концепции исключительности. Тот, кто исключает себя из нормальной жизни, из реальности, тому необязательно на это обращать внимание. То же самое видим по целому ряду вопросов, когда ты приводишь конкретные факты.

Сегодня мы опять затрагивали вопрос относительно доказательств заверений НАТО о нерасширении, которые давались советскому руководству, а потом переповторялись российским представителям. Ведь мы до чего дошли: показываем на бумаге, которая уже опубликована у них. Они ни то, что не верят – не видят. Мы видео публикуем, на видео их представители. Записывалось это не во времена развития «дипфейков», а когда кадры хроники были документальными. Они не хотят это видеть.

Сюда приезжала Министр иностранных дел Великобритании Э.Трасс с незабываемым визитом. Ей задают вопрос относительно того конкретно, может ли она подтвердить или опровергнуть наличие «британских файлов», тех документов, которые утекли в Сеть о примерах вмешательства правительства Великобритании во внутренние дела нашей страны, раздачу грантов на содержание средств массовой информации. Она даже не слышит этот вопрос. Её спрашивают второй раз, уточняют. Она не снисходит до оценки. Это классический подход: когда надо, ты будешь отвечать на что-то, говорить «да» или «нет». Можно просто не видеть, не замечать и делать вид, что ничего не происходит. Мы же знаем, если они чего-то не видят, то это не означает, что ничего не происходит.

То, что позволила себе немецкая сторона в контексте «усмешек» над проблематикой геноцида, то, с одной стороны, Бог им судья. Потому что такие вещи с точки зрения человеческой нравственности, морали должны как-то оцениваться не только с политического угла. Но, с другой стороны, мы свою оценку этому дали и предоставили Берлину материалы о злодеяниях, которые имели место со стороны подконтрольных Киеву сил в отношении жителей Донбасса. Мы им адресно передали. Будем продолжать проводить такую работу и дальше. Материалы, которые передавали Вашингтону и Берлину, также полным пакетом теперь переданы по всем столицам. Там, где есть наши посольства, уже направили всю подборку местным властям, чтобы они могли её изучить и посмотреть, что это такое. На этом работу только начинаем, не останавливаем, а только начинаем, чтобы все понимали, с какими «демократическими правителями» в Киеве имели дело.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Как Вы думаете, Ваше личное мнение, если ЛНР и ДНР войдут в состав ОДКБ, «третьей лишним» не будет? Если это действительно будет так, почему бы не сделать хотя бы на время точки на границе, где-то там сделать базу ОДКБ?

Ответ: Давайте не будем гипотетически представлять какие-то ситуации, этим могут заниматься политологи, футуристы. Моя задача комментировать развитие событий, давать им оценки и отвечать с фактами  на Ваши вопросы.

Что касается вступления/невступления ДНР и ЛНР в какие-либо объединения – это вопрос их политики. Они только третий день в состоянии обретения ими признанного суверенитета. Их признали несколько государств. Соответственно, участие в тех или иных объединениях, связано с тем, что государства-члены должны сначала их признать в качестве государственных образований, затем уже рассматривать соответствующие вопросы. Дальнейшее их взаимодействие с миром только начинается тут. Это первые дни. Даже с Россией сегодня только предприняты первые шаги по передаче соответствующих документов, установления дипломатических отношений. С вопросами о том, как они будут выстраивать свою внешнюю и внутреннюю политику, лучше обращаться непосредственно к ним.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Почему мы не вводим войска в Кубу?

Ответ: Развиваем наше сотрудничество так, как это видится каждой из сторон. По мере появления вопросов мы их обсуждаем. Вопросы, которые на повестке дня есть – рассматриваются. Если этих вопросов на повестке нет, то и комментария у меня нет.

 

Назад к оглавлению

 


Additional materials

  • Video

  • Photos

Photo album

1 of 1 photos in album