13:38

СТЕНОГРАММА ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ И.С.ИВАНОВА ТЕЛЕКАНАЛУ “АЛЬ-ДЖАЗИРА”, МОСКВА, 25 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА

189-27-01-2003

Вопрос: Господин Министр, чего ожидает Россия от заседания Совета Безопасности ООН по Ираку 27 января?

И.С.Иванов: Ожидаем, что 27 января на заседании Совета Безопасности ООН будут представлены доклады руководителя ЮНМОВИК Х.Бликса и директора МАГАТЭ М.Эльбарадея о той работе, которая была проделана инспекторами за два последних месяца. Это очень важные доклады, т.к. они должны позволить Совету Безопасности ООН определить, какие дальнейшие шаги необходимо предпринять.

По предварительной информации, которой мы располагаем, в целом работа инспекторов в Ираке проводилась удовлетворительно, каких-либо серьезных проблем в своей работе они не встретили. Сейчас в Ираке находится очень большая группа инспекторов, более 110 человек, представляющих около 60 государств. В общей сложности, с учетом вспомогательного персонала там работает около 250 человек. Это - большая группа высоких профессионалов, специалистов в своей области, которые должны дать ответ на главный вопрос, который поставлен Советом Безопасности ООН и международным сообществом: есть ли в Ираке оружие массового уничтожения. На этот вопрос могут дать профессиональный ответ только инспекторы. Именно поэтому мы считаем, что они должны продолжить свою работу в Ираке.

Вопрос: Есть вероятность того, что там нет серьезных нарушений, а представитель США настаивает на том, чтобы Совет Безопасности дал добро на начало военных действий в Ираке. Какова расстановка сил в Совете Безопасности? Известно, что Франция уже объявила, что она против военных действий, Германия - тоже.

И.С.Иванов: Прежде всего хочу сказать, что все мы – члены Совета Безопасности ООН – должны быть последовательными в своей линии. Если вы помните, 12 сентября прошлого года президент США Дж.Буш выступил на Генеральной Ассамблее ООН, где, касаясь проблемы Ирака, он призвал приложить усилия для того, чтобы добиться безусловного возвращения инспекторов в Ирак, чтобы они могли начать выполнять свою миссию. Международное сообщество этого добилось. Ирак дал согласие на безусловное возвращение инспекторов. Инспекторы являются международными чиновниками. Хотя они и граждане отдельных стран, но подчиняются только Совету Безопасности ООН. Сегодня инспекторы работают. Мы добивались этого, потому что исходили из того, что только инспекторы могут решить главную проблему, вокруг которой международное сообщество едино: в Ираке не должно быть оружия массового уничтожения. Сейчас имеется шанс, чтобы, во-первых, решить эту главную проблему и, во-вторых, решить ее политическим путем, то есть таким путем, чтобы не осложнять ситуацию вокруг Ирака, в регионе, на Ближнем Востоке и в мире в целом. Поэтому считаем, что сейчас оснований прибегать к применению силы, нет. Применение силы – это крайняя мера. Применять ее необходимо только в последнюю очередь, когда уже нет никакого другого выхода.

Считаем, что сегодня мы находимся не в той ситуации, когда необходимо применение крайних мер. Эту позицию разделяет большинство членов Совета Безопасности. Некоторые - более открыто, некоторые, может быть, менее открыто. Учитывая мои постоянные контакты со всеми членами Совета, могу вас заверить, что большинство членов Совета Безопасности выступают за политическое урегулирование, за продолжение деятельности инспекторов.

Вопрос: В любой момент может возникнуть следующий вариант. США созывают Совет Безопасности и предлагают силовой вариант. Будет ли Россия его поддерживать или наложит вето.

И.С.Иванов: Совершенно очевидно, что в нынешней ситуации, с учетом работы инспекторов и в целом развития ситуации вокруг Ирака, у меня большие сомнения, что Совет Безопасности может дать согласие на применение силы. Я не знаю, потребуется ли для этого вето или другие формы принятия решений, но еще раз хочу сказать, что по моему глубокому убеждению, рассчитывать на то, что сегодня Совет Безопасности даст согласие на применение силы, шансов практически нет. Мне трудно сказать, как будут развиваться события дальше. Поэтому не стал бы сейчас рассуждать, кто проголосует "против", а кто будет "за". Главное не в том, будет вето или нет. Главное, я повторяю, что сегодня не вижу шансов для принятия Советом Безопасности ООН решения, которое могло бы санкционировать применение силы.

Вопрос: Господин Министр, существуют ли разногласия в российском руководстве относительно Ирака? Я часто читаю или слышу, что есть такая группа, которая говорит В.В.Путину, что С.Хусейн – диктатор, зачем нам защищать Ирак. Может быть, на самом деле, лучше сотрудничать с США в борьбе против терроризма, против таких диктаторских режимов, как Ирак.

И.С.Иванов: Я добавлю к вашим рассуждениям еще один вопрос, который мне задают мои некоторые западные партнеры, в основном в США: с кем вы, с режимом С.Хусейна или с нами, с цивилизованным миром?

Считаю, что все эти постановки вопроса неправомерны. У нас позиция очень ясная, единая. Никакого раскола или расхождений внутри руководства нет. В этом я могу вас заверить.

В подходах к решению иракской проблемы мы руководствуемся не какими-то узкокорыстными интересами. Некоторые говорят, что мы хотим там побольше нефти получить, другие говорят, что мы хотим вытеснить какую-то другую страну из региона. Все это не соответствует действительности. Мы исходим прежде всего из уважения Устава ООН и международного права. Есть резолюции Совета Безопасности ООН, которые должны всеми выполняться. Вы знаете, в каких исторических условиях были приняты резолюции. Поэтому говорить о том, что эти резолюции носят объективный или необъективный характер, неправомерно. Это сейчас не предмет для обсуждения. Есть резолюции и они должны быть выполнены. Россия выступает за строгое выполнение резолюций Совета Безопасности ООН.

Во-вторых. Мы, конечно, имеем свои интересы в Ираке. Эти интересы - экономические. Однако, это не такие масштабные интересы, которые заставляли бы менять нашу принципиальную линию на политическое урегулирование в Ираке. Поэтому, если вы обратили внимание, мы всегда выступали за то, чтобы все страны действовали в рамках соответствующих резолюций Совета Безопасности. У нас на этой почве были даже разногласия с иракским руководством, например, когда оно заявляло о том, что через Совет Безопасности ООН невозможно добиться снятия санкций, поэтому незачем, мол, возвращать инспекторов. Мы всегда убеждали иракскую сторону, что единственный путь добиться снятия санкций – это через Совет Безопасности ООН. А для того, чтобы Совет Безопасности ООН принял такое решение, необходимо возобновить деятельность инспекторов с целью получения объективной информации. Я говорю о том, что необходимо добиваться продолжения деятельности инспекторов, поскольку только этот путь открывает перспективу снятия санкций и окончательного урегулирования проблемы.

Хочу вас заверить, никаких разногласий, никаких колебаний в позиции России нет. Иногда у нас возникают сложности с иракским руководством, иногда - с нашими западными партнерами, однако, мы от своей линии не отступаем.

Вопрос: Вчера Вы заявили, что инспекторы в Ираке подвергаются давлению со стороны определенных сил в Соединенных Штатах. Могли бы Вы пояснить, каких именно сил.

Ответ: Достаточно посмотреть на те заявления, которые делаются, ознакомиться с материалами, которые периодически появляются в средствах массовой информации, чтобы увидеть, что в Вашингтоне есть определенные силы, недовольные тем, что инспекторы не могут пока представить каких-то весомых доказательств нарушения Ираком резолюции Совета Безопасности ООН. Сегодня эти силы пытаются поставить под сомнение саму необходимость деятельности инспекторов. Они говорят, что инспекторы, мол, ничего не смогут сделать. Они заявляют, что не инспекторы должны показать и доказать, что в Ираке нет оружия массового уничтожения, а это должен сделать сам Багдад. Они утверждают, что от деятельности инспекторов большой пользы нет, и ставят под сомнение целесообразность их дальнейшей работы. Вот это и есть фактор морального, психологического давления на инспекторов. Инспекторы должны пользоваться поддержкой и доверием. А когда доверие ставится под сомнение, то, конечно, им сложнее работать. Мы считаем, что этого допускать нельзя. Всем нам нужна объективная информация. Инспекторы должны действовать без внешнего давления.

Вопрос: Недавно в западной и арабской прессе было много шума по поводу якобы сделанного Москвой предложения С.Хусейну покинуть свой пост и приехать в Москву.

И.С.Иванов: Во-первых, Россия такого предложения не делала, не делает и никому не будет делать. Никаких на этот счет переговоров, контактов, открытых или конфиденциальных не было и не будет. Периодически в западных средствах массовой информации такая версия появлялась. Она, видимо, продукт недобросовестных людей, которые хотят или хотели бы, чтобы так произошло. Или же они хотят бросить тень на принципиальную политику России в этом вопросе. Повторяю, никаких контактов, ни на каком уровне, ни в каком формате не было и не будет. Мы рассматриваем это как вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

Вопрос: Игорь Сергеевич, ведь были заявления администрации Дж.Буша относительно того, что экономические интересы России будут сохранены в случае, если она даст согласие на начало войны в Ираке?

И.С.Иванов: Таких переговоров и обсуждений, естественно, не было и быть не могло, потому что, как я вам сказал, мы выступаем за политическое урегулирование. Вместе с тем, конечно же, мы выступаем за то, чтобы после урегулирования ситуации в Ираке наши интересы в этой стране уважались, особенно с учетом того, что они носят глубинный характер и возникли не год, не два или три тому назад. Наши экономические отношения строились десятилетиями. Многие предприятия построены с участием и при помощи Советского Союза, а затем России. Сейчас эти объекты восстанавливаются. Как любая другая страна, которая имеет экономические интересы, Россия будет бороться за то, чтобы наши экономические интересы уважались и сохранялись в Ираке, как и в любом другом месте.

Вопрос: Игорь Сергеевич, на днях г-н Д.Рамсфельд проигнорировал Францию и Германию и может быть вскоре проигнорирует Россию, и США начнут войну в Ираке. Какова будет в этом случае тактика и стратегия России?

И.С.Иванов: Прежде всего несколько слов насчет той полемики, которая в последнее время появилась в средствах массовой информации между представителями ведущих государств Совета Безопасности ООН. Кстати, хочу сказать, что такого рода полемика не на пользу нашим общим интересам. Сегодня мы должны, даже если есть разногласия, находить такие формы их преодоления, которые не ослабляли бы единство международного сообщества в решении глобальных проблем, прежде всего проблем борьбы с терроризмом и наркобизнесом, с угрозой распространения оружия массового уничтожения и т.д. На пути их решения, конечно, будут возникать разногласия, поскольку нет готовой формулы или такого рецепта, о которых можно было бы сказать, что вот это именно то, что нужно. Ведется поиск путей решения таким образом, чтобы, с одной стороны, и проблема была решена, а с другой – чтобы не пострадали глобальные интересы международного сообщества. Поэтому мы, например, считаем, что политики, особенно политики крупного масштаба, должны возвыситься над теми противоречиями, которые возникают, и все-таки руководствоваться главной целью.

Мы надеемся, что никакого серьезного раскола в мире не должно произойти. Россия в этом не заинтересована. Если брать по большому счету, политики должны быть объединены единой целью – борьбой за интересы безопасности и стабильности не только в Ираке, но и в более широком плане. Ирак – это очень сложная проблема, на данный момент одна из самых острых, но далеко не единственная. Есть проблемы не менее сложные, например, Ближний Восток, другие региональные конфликты, или, если взять ситуацию в более глобальном масштабе – борьба с терроризмом.

Разве можно считать, что в Афганистане уже все в порядке? Там тоже сохраняется большое количество проблем, и, если мы будем вокруг этих проблем устраивать дебаты, а не объединять усилия, то мы никогда их не решим. В этой связи главная цель, которой Россия добивается в Совете Безопасности и в контактах с нашими партнерами, - преодоление этих разногласий и сохранение единства. Мы считаем, что односторонняя силовая акция против Ирака в обход Совета Безопасности ООН была бы очень опасна. Такая акция очень сильно ударила бы по единству международного сообщества, по международной антитеррористической коалиции. Она бы расколола эту коалицию и ослабила наши усилия в борьбе с терроризмом. Если кто-то рассчитывает, что такой силовой акцией можно решить проблему Ирака (даже если они правы, если они так считают), то нельзя такими действиями жертвовать более широкими, глобальными проблемами. Можно решить одну проблему, но потерять в других регионах, потерять в целом ту солидарность и единство международного сообщества, которые сложились после 11 сентября 2001 года в борьбе с терроризмом. Мне кажется, что политики должны руководствоваться именно такими глобальными, долгосрочными интересами при принятии тех или иных конкретных решений.

Вопрос: Но все-таки Вы не ответили на мой вопрос относительно того, что Россия будет предпринимать в случае, если война с Ираком начнется.

И.С.Иванов: Любая война, если она начинается, должна когда-нибудь завершиться. Не бывает бессрочных войн. Они бывают долгими или скоротечными. Мы, конечно, будем делать все, чтобы этого не произошло. Если война все же начнется, мы будем делать все, чтобы она как можно быстрее остановилась и чтобы процесс урегулирования вернулся в политическое русло. Совершенно очевидно, что если начнется война, будут жертвы и, прежде всего, среди мирного населения, будут разрушения. Мы помним как это бывает, у нас было много таких примеров, в том числе и в недалеком прошлом. Поэтому мы, повторяю, если это произойдет, будем добиваться, чтобы военная часть операции как можно скорее завершилась и была переведена в русло политического урегулирования.

Вопрос: Игорь Сергеевич, что касается ближневосточного урегулирования. А.Шарон тоже игнорировал ваши предложения и предложения "четверки" по поводу "дорожной карты". Чувствуется, что даже администрация Дж.Буша не очень хочет приложить усилия для того, чтобы этот процесс проходил нормально. Какова Ваша позиция?

И.С.Иванов: В ходе обсуждения 20 декабря на встрече министров иностранных дел "четверки" в Вашингтоне ближневосточной ситуации, мы практически согласовали "дорожную карту". "Четверка" - это ООН, Россия, США и Европейский союз. У нас нет сегодня принципиальных разногласий в отношении "дорожной карты". Мы решили ее не представлять сторонам в связи с тем, что в Израиле развернулась избирательная кампания. Вы сами знаете, что в период избирательных кампаний кандидаты занимают порой резкие, радикальные позиции для того, чтобы завоевать голоса избирателей. Поэтому обнародовать эту "карту" в период избирательной кампании мы посчитали нецелесообразным. Вокруг этой "дорожной карты" могла бы развернуться полемика, которая в дальнейшем осложнила бы ее реализацию. Вчера у меня была встреча с министрами иностранных дел Европейского союза, и мы еще раз подтвердили приверженность той "дорожной карте", которую выработали. Как только выборы в Израиле состоятся, будет сформировано новое правительство, мы будем предлагать провести новую встречу министров иностранных дел "квартета" с тем, чтобы после этого представить сторонам эту "дорожную карту" для реализации. Мы знаем, что в Израиле имеются определенные сомнения в отношении "дорожной карты". Есть сомнения и со стороны палестинского руководства. Но в этом и состоит суть компромисса. Компромисс никогда не бывает односторонним, компромисс предполагает решение проблемы путем подвижек с каждой стороны. Каждая сторона должна сделать встречные шаги. В дальнейшем главная задача "квартета" будет состоять в том, чтобы добиться движения сторон навстречу друг другу для выхода на окончательное решение. Окончательное же решение состоит в создании двух государств – Израиля и Палестины, которые могли бы мирно сосуществовать в безопасных границах.

Вопрос: В последнее время заметно, что отношения между Россией и Саудовской Аравией обострились, в частности, после заявления Президента России В.В.Путина, который прямо обвинил Саудовскую Аравию в поддержке и финансировании антироссийской группировки в Чечне. Какова позиция власти на этот счет?

И.С.Иванов: Прежде всего я хочу сказать, что Президент В.В.Путин никогда не обвинял Саудовскую Аравию в поддержке террористических организаций. Российский Президент сказал, что в Саудовской Аравии есть силы и группы, называющие себя фондами или благотворительными организациями, которые нелегально поддерживают деятельность экстремистских террористических организаций, в том числе на территории Российской Федерации. Мы об этом откровенно говорили нашим саудовским партнерам и считаем, что в наших общих интересах не допускать этого в рамках международных усилий по борьбе с терроризмом. Вы прекрасно знаете, что имеются соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, которые обязывают каждую страну не только самой не содействовать террористической деятельности, но и пресекать деятельность террористических или иных организаций со своей территории в отношении третьих государств. Поэтому наши обращения к руководству Саудовской Аравии вполне оправданны и основываются на соответствующих резолюциях СБ ООН. Ничего большего мы и не требуем. Вместе с тем, мы заинтересованы, чтобы наши отношения с Саудовской Аравией развивались в духе взаимной выгоды и уважения. В прошлом году у нас состоялось заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, намечено много интересных планов. В этом году мы ожидаем визита в Россию наследного принца Саудовской Аравии. Думаю, что мы сможем обсудить все проблемы, в том числе и те, которые могут бросить тень на наши отношения. Разве в интересах Саудовской Аравии, чтобы с ее территории какие-то организации финансировали экстремистов-террористов? Думаю, что в интересах самой Саудовской Аравии, чтобы этого не было. Уверен, что через конструктивный и откровенный диалог мы сможем найти решение проблем, которые могут возникать.

В целом хочу подчеркнуть, что мы заинтересованы в развитии масштабных, перспективных отношений между Россией и Саудовской Аравией.

Вопрос: А как Вы оцениваете нынешние отношения между Россией и арабскими странами и каковы их перспективы?

И.С.Иванов: За последние годы мы в значительной мере, очень серьезно восстановили отношения с арабскими государствами. К сожалению, после распада Советского Союза в первой половине 90-х годов наметился серьезный спад в этих отношениях. Это произошло по объективным причинам, а не потому, что Россия не хотела их развивать. Россия в то время больше занималась внутренними проблемами и не имела необходимых ресурсов для подержания таких отношений. Сейчас этот этап прошел. Сегодня Россия - стабильно развивающееся государство. В стране политическая и экономическая стабильность. В этих условиях мы заинтересованы в развитии отношений с нашими традиционными партнерами, каковыми являются арабские страны. Сейчас такие отношения развиваются. С некоторыми странами быстрее, с некоторыми – не так активно, как нам бы хотелось. Уверен, что динамика в целом позитивная, и эту динамику мы будем стремиться сохранять.

Вопрос: Известно о вашей инициативе по поводу урегулирования проблемы вокруг Северной Кореи. Известно, что есть страны, которые хотят поставить этот вопрос в СБ ООН. Мы знаем, что Россия возражает против этого.

И.С.Иванов: Проблема, которая на сегодня имеется, требует урегулирования прежде всего в рамках диалога между Пхеньяном и Вашингтоном. С одной стороны, все мы – Соединенные Штаты, Россия, Европа, Китай, Япония – выступаем за то, чтобы Корейский полуостров имел безъядерный статус. Мы все выступаем за то, чтобы Северная Корея оставалась в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия. Это наша принципиальная позиция, и здесь у нас нет никаких разногласий. С другой стороны, мы считаем обоснованными требования Пхеньяна относительно получения гарантий безопасности, гарантий того, что в отношении Северной Кореи не будут предприняты какие-либо акции, несущие ущерб ее безопасности. Значит, мы должны найти такое "пакетное решение", - как говорит Россия - которое, с одной стороны, снимало бы озабоченности Северной Кореи относительно безопасности страны, а с другой - обеспечивало бы возвращение Северной Кореи в Договор о нераспространении ядерного оружия и восстановление сотрудничества с МАГАТЭ по ядерной программе. В этом суть проблемы. Мы считаем, что международное сообщество должно и может оказать содействие в ее решении. Вместе с тем сегодня было бы неоправданно прибегать к каким-то методам давления на Северную Корею путем санкций или путем угроз, поскольку это может еще больше осложнить ситуацию. Сейчас это не вопрос давления или санкций. Необходимы нормальные политические и дипломатические переговоры, учитывающие интересы сторон. Именно в этом направлении работает Россия.

27 января 2003 года


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска