19:42

Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 13 ноября 2014 года

2610-13-11-2014

О предстоящем совместном заседании коллегий МИД России и МИД Республики Беларусь

 

На 17-18 ноября запланирован рабочий визит Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Минск, в рамках которого состоится совместное заседание коллегий МИД двух стран.

Такая практика зарекомендовала себя как важный механизм координации взаимодействия России и Беларуси на международной арене. Эту форму выработки согласованной линии по актуальным вопросам сотрудничества используют практически все российские и белорусские ведомства.

В повестке дня предстоящего заседания целый ряд вопросов. Обозначу некоторые из них: о продвижении на международной арене совместных инициатив, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, о продолжении координации подходов в рамках ОБСЕ и перспективы развития отношений с Европейским союзом, о согласовании подходов к процессу контроля над вооружениями на современном этапе, о работе с соотечественниками в третьих странах.

Программой визита предусмотрены также переговоры С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макеем. Рассчитываем, что этот традиционно конструктивный и доверительный обмен мнениями позволит охватить широкий круг проблем и наметить некоторые совместные шаги по их решению.

 

К встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмайером

 

18 ноября Москву с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел Федеративной Республики Германия Ф.-В.Штайнмайер.

В ходе переговоров министры иностранных дел России и Германии рассмотрят актуальные международные проблемы, а также ряд практических вопросов двусторонней повестки дня.

Будет продолжен обмен мнениями о ситуации на Украине и вокруг нее, перспективах урегулирования при международном содействии внутриукраинского конфликта, необходимости принятия дополнительных мер с целью скорейшего прекращения кровопролития и обеспечения жизненно важных потребностей населения на Юго-Востоке Украины накануне зимнего периода.

Планируется обсуждение перспектив развития отношений между Россией и Европейским союзом, проблем обновления архитектуры безопасности на пространстве Евро-Атлантики, в т.ч. в контексте предстоящего СМИД ОБСЕ в Базеле (4-5 декабря), разоружения и нераспространения ОМУ, противодействия международному терроризму и другим общим вызовам и угрозам.

В перечне фокусных тем также – текущее развитие в сирийском урегулировании, вокруг иранской ядерной программы и ход переговорного процесса с Тегераном при посредничестве «шестёрки», положение в Афганистане в контексте завершения в этой стране миссии МССБ к концу 2014 г., обстановка на Ближнем Востоке.

 

О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сиярто

 

19 ноября Министр иностранных дел С.В.Лавров проведет переговоры с Министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сиярто, который посетит Москву с рабочим визитом.

В ходе переговоров будут рассмотрены состояние и перспективы двусторонних отношений, приоритетные совместные экономические проекты, сопоставлены позиции по актуальным вопросам региональной и европейской повестки дня.

Российско-венгерские связи строятся на прочной основе здорового прагматизма с учетом взаимных интересов сторон, развиваются поступательно и имеют значительный потенциал. Ключевые направления двустороннего сотрудничества на перспективу были согласованы в ходе встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина и Премьер-министра Венгрии В.Орбана в Москве 14 января с.г.

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в «Правительственном часе» в Госдуме

 

19 ноября в ходе пленарного заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пройдет «Правительственный час» с участием Министра иностранных дел С.В.Лаврова. Будут рассмотрены актуальные международные проблемы и приоритетные направления российской внешней политики. С.В.Лавров ответит на вопросы представителей парламентских фракций.

Министра иностранных дел приглашают в Государственную Думу ежегодно, его встречи с депутатами стали доброй традицией и служат для «сверки часов» в целях повышения эффективности продвижения российских интересов на международной арене и обеспечения проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации.

 

О презентации документального сборника «МИД России в годы Первой мировой войны»

 

20 ноября в Особняке МИД с участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова состоится презентация приуроченного к 100-летию начала Первой мировой войны сборника архивных документов «Министерство иностранных дел России в годы Первой мировой войны». Представленные в нем документы Архива внешней политики Российской империи раскрывают многогранную деятельность российского внешнеполитического ведомства по созданию благоприятных внешних условий для достижения победы, решению жизненно важных для страны политических, военно-стратегических, торгово-экономических, гуманитарных и других вопросов.

В сборнике освещаются не только особенности внешней политики России в сложных условиях мирового военного конфликта, но и особенности функционирования МИД в соответствии с требованиями военного времени.

Подчеркну, что это первая крупная публикация такого рода, открывающая доступ исследователям и широкой общественности к источникам и архивным материалам, которые позволяют дать объективную оценку важнейших событий войны, а также сформировать представление о профессиональных и человеческих качествах сотрудников Министерства, отстаивавших интересы России.

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в работе Совета по внешней и оборонной политике

 

22 ноября Министр иностранных дел России С.В.Лавров проведет встречу с политологами и членами Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), в рамках очередной XXII ежегодной Ассамблеи СВОП. В этом году будет обсуждаться тема: «Картина будущего: стратегия для России». Мероприятие пройдет в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной.

 

О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Объединенной Республики Танзании Б.Мембе

 

23-25 ноября по приглашению Министра иностранных дел России С.В.Лаврова Москву с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел и международного сотрудничества Объединенной Республики Танзании (ОРТ) Б.Мембе.

Танзания – авторитетный член международного сообщества и целого ряда региональных объединений, активно участвующих в интеграционных процессах в Восточной Африке, миротворчестве и урегулировании конфликтов на африканском континенте.

В ходе переговоров 24 ноября С.В.Лавров и Б.Мембе обсудят широкий круг вопросов дальнейшего развития российско-танзанийского сотрудничества в различных областях. Состоится углубленный обмен мнениями по ключевым темам мировой политики, включая вопросы реформирования ООН и ее Совета Безопасности, современные вызовы и угрозы, положение на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Внимание будет уделено также проблематике кризисных ситуаций в Районе Великих Озер, на Африканском Роге, а также в Южном Судане.

 

О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром внешних сношений и международного сотрудничества Республики Бурунди Л.Кавакуре

 

25 ноября в Москве пройдут переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром внешних сношений и международного сотрудничества Республики Бурунди Л.Кавакуре, который посетит с рабочим визитом Россию 24-26 ноября.

Республика Бурунди, активно участвующая в африканских делах, в том числе в миротворческих операциях, является одним из перспективных партнеров России в Восточной Африке.

В ходе переговоров с главой внешнеполитического ведомства Бурунди

планируется провести обстоятельный обмен мнениями по актуальным вопросам мировой и региональной повестки дня, включая урегулирование конфликтов в Африке. Будут предметно обсуждены перспективные направления дальнейшего развития российско-бурундийских связей, прежде всего, возможности наращивания сотрудничества в торгово-экономической и образовательной сферах.

 

О заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России

 

26 ноября под председательством Министра иностранных дел России С.В.Лаврова состоится XXIV заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России (СГС).

Этот консультативный орган был создан в 2003 г. по поручению Президента Российской Федерации. Основная задача Совета – содействие повышению эффективности участия регионов в обеспечении внешних интересов России, а также развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Повестка дня заседаний формируется с учетом мнений глав регионов. Предстоящая встреча будет посвящена активизации межрегиональных и приграничных связей субъектов Российской Федерации в условиях финансово-экономического давления на Россию.

В соответствии с Положением о СГС ежегодно проводится ротация членов Совета – руководителей субъектов Федерации (один глава субъекта от Федерального округа). В этом году впервые в состав СГС вошел представитель от Крымского федерального округа – глава Республики Крым С.В.Аксёнов.

По итогам заседания утверждаются рекомендации, которые направляются Президенту и Правительству Российской Федерации, главам субъектов Федерации, а также представителям МИД России в регионах.

 

О ситуации на Украине

 

Как известно, объявлены официальные результаты досрочных выборов в Верховную Раду Украины.

Рассчитываем, что процесс формирования новых властных структур в этой стране не затянется и что появится власть, которая занялась бы решением реальных проблем, стоящих перед государством, ответственно подходила бы к вопросам мирного обеспечения единства страны, соблюдения прав всех ее граждан вне зависимости от языка, политических взглядов и места проживания.

Ожидаем, что в состав нового правительства Украины будут включены представители тех политических сил, которые заинтересованы и готовы к развитию конструктивного, взаимовыгодного сотрудничества с Россией.

Что касается ситуации на Юго-Востоке Украины, то расчет на мирное урегулирование украинского кризиса без учета мнения жителей этого региона представляется абсолютно бесперспективным. Любые переговорные конструкции, не предполагающие непосредственного участия сторон конфликта, не могут быть эффективными.

С учетом продолжающейся крайне сложной гуманитарной ситуации на Юго-Востоке Украины российская сторона готовится направить населению Донецкой и Луганской областей во взаимодействии с украинской стороной очередной (7-ой по счету) гуманитарный конвой. Планируется, что 14 ноября через пункты пропуска «Матвеев Курган» и «Донецк» Ростовской области 82 грузовых автомобиля МЧС доставят из России гуманитарный груз общей массой 625 тонн, в том числе электрооборудование, продукты питания, медикаменты, ГСМ, стройматериалы.

Мы официально обратились к украинской стороне с просьбой оказать необходимое содействие в доставке данного гуманитарного груза, в том числе в решении вопросов безопасности. Рассчитываем также на содействие со стороны Международного Комитета Красного Креста.

 

О состоянии процесса урегулирования на Украине

 

Российская сторона поддерживает роль ОБСЕ в содействии политическому урегулированию кризиса на Украине. Состоялись и принесли первые результаты прямые контакты представителей конфликтующих сторон - Киева, Донецка и Луганска – в рамках Контактной группы.

На Украине продолжает работу специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ. Решается вопрос о ее дальнейшем кадрово-ресурсном укреплении, в т.ч. в применении в интересах спецмиссии беспилотных летательных аппаратов. Российская сторона, как известно, информировала швейцарское председательство ОБСЕ о готовности выделить миссии свои «беспилотники», бронеавтомобили «Тигр» и предоставить специалистов.

К сожалению, события последних дней заставили вновь усомниться в объективности докладов миссии. В этой связи обращает на себя внимание ее доклад от 7 ноября, посвященный обследованию территории донецкой школы № 63, в результате обстрела которой погибли два школьника и несколько получили тяжелые ранения. По итогам осмотра воронок на футбольном поле наблюдатели сделали однозначный вывод, что обстрел велся с северо-запада, т.е. из района, контролируемого украинскими военными. Тем не менее, в соответствующем материале для СМИ пассажа с указанием направления обстрела школы не оказалось.

Вряд ли это можно назвать досадным упущением. Налицо рецидивы «старой болезни», когда наблюдатели в ущерб собственному авторитету и требованиям объективности пытаются исказить картину происходящего в угоду Киеву. Более того, предана забвению важнейшая задача наблюдателей ОБСЕ содействовать национальному диалогу на Украине.

Призываем руководство спецмиссии отказаться от роли «свидетеля обвинения» на стороне Киева и вернуться к работе на беспристрастных началах во имя мира и спокойствия на украинской земле.

 

Об обвинениях Украины в адрес миссии ОБСЕ о якобы имевшем место распространении в СМИ сведений о местах дислокации украинских военных подразделений

 

Обратили внимание на попытку представителей Министерства обороны Украины спровоцировать скандал в СМИ, обвинив российских наблюдателей из состава специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в распространении сведений о местах дислокации украинских военных подразделений.

Насколько нам известно, позднее эти заявления были по сути дезавуированы. Рассчитываем, что в будущем украинская сторона исключит подобные эмоциональные выпады, способные воспрепятствовать нормальной деятельности наблюдателей ОБСЕ в охваченном конфликтом регионе.

Со своей стороны призываем руководство спецмониторинговой миссии ОБСЕ к работе на беспристрастной, равной по отношению к сторонам конфликта основе, строго руководствуясь закрепленной мандатом миссии цели – «содействовать снижению напряженности и обеспечению мира, стабильности и безопасности» на Украине.

В этой связи не можем не отметить усилившуюся в последнее время «однобокость» информационных материалов миссии ОБСЕ о положении на Донбассе. Как иначе можно расценить торопливое распространение спецдокладов о колоннах военной техники Донецкой народной республики при том, что перемещения и концентрация сил украинских военных практически не отражаются? И это при том, что министр обороны Украины С.Полторак в ходе заседания Кабинета министров 12 ноября публично заявил о подготовке к возобновлению боевых действий и ведущейся с этой целью передислокации вооруженных сил. Одностороннее информирование спецмиссией о положении дел в зоне разъединения сил сторон вряд ли отвечает задаче создания атмосферы доверия на Украине.

 

О ходе консультаций технических экспертов по вопросам применения беспилотных летательных аппаратов в интересах специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине

 

Упомянутые консультации проводятся в Вене на основе договорённости, достигнутой на высшем уровне в Милане. Швейцарское председательство ОБСЕ активно содействует её реализации.

Сформировались два основных направления проводимой работы. Первое – согласование проекта рамочного решения Постоянного совета ОБСЕ, которое должно стать основой деятельности будущей «миссии БПЛА», оказывающей поддержку спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине (СММ). Второе – проработка всего комплекса организационных, технических, юридических и иных практических аспектов функционирования «миссии БПЛА». Работа по обоим направлениям ведётся параллельно.

С учётом значительного объёма и сложности стоящих перед переговорщиками проблем говорить о результатах консультаций, тем более о каких-то прорывных решениях, пока преждевременно.

Российская сторона исходит из того, что использование беспилотников способно серьёзно облегчить выполнение задач СММ в части, касающейся наблюдения за выполнением положения Минского меморандума об отводе сторонами конфликта средств поражения на 15 км от линии разделения. Разумеется, безопасное выполнение полётов беспилотных аппаратов в этой зоне возможно лишь при условии тесного сотрудничества с обеими сторонами конфликта.

 

Об инциденте в зоне нагорно-карабахского конфликта

 

Крайне обеспокоены весьма серьезным инцидентом в зоне нагорно-карабахского конфликта, повлекшим за собой гибель людей. Приносим глубокие соболезнования семьям погибших.

Российская позиция отражена в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 12 ноября с.г. Обращаемся к сторонам конфликта с настоятельным призывом избегать шагов, ведущих к эскалации напряженности в регионе.

Напоминаем руководству Азербайджана и Армении об их ответственности в части выполнения обязательств по поиску мирного решения конфликта, взятых на себя на встречах в Сочи, Ньюпорте и Париже.

Россия совместно с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ - США и Францией - продолжит целенаправленные усилия по оказанию содействия сторонам в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

 

К ситуации вокруг переговоров по иранской ядерной программе

 

Мероприятия, прошедшие 9-11 ноября в Маскате (Султанат Оман), включали переговоры и встречи в различных форматах. В частности, состоялись двусторонние и многосторонние контакты иранской делегации с США и ЕС, а также прошел полноформатный переговорный раунд. Российская сторона также провела встречи со всеми участниками шестистороннего формата. Итоги следующие.

Прорыва в нахождении развязок по ключевым вопросам, остающимся в повестке дня переговоров, не произошло. Это вызывает определенное беспокойство, особенно учитывая, что до сигнального срока – 24 ноября с.г. – остается все меньше времени.

Вместе с тем, в Маскате удалось добиться продвижения по всем проблемным блокам, которые все еще разделяют стороны и по которым требуются взаимоприемлемые решения. Так что на переговорах застоя нет, продолжается процесс сближения позиций и поиска необходимых развязок. Главное – у всех участников есть политическая воля постараться обеспечить успех переговоров к назначенной дате – 24 ноября.

Российская сторона и в этот раз продемонстрировала конструктивный подход, работала честно, без всякой скрытой повестки дня, ради достижения результата. По-прежнему уверены, что успешный исход переговоров пойдет на пользу стабилизации региональной обстановки, оздоровит международные отношения, позволит нормализовать ситуацию вокруг иранской ядерной программы.

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Обстановка в Сирии остается крайне напряженной. Правительственные силы во всех частях страны ведут активную борьбу с террористами. Продолжаются и действия антитеррористической коалиции во главе с США против отрядов т.н. «Исламского государства» (ИГ), однако без координации с Правительством Сирии они не позволяют переломить ситуацию и одержать верх над террористическими группировками.

На этом фоне обратили на себя внимание итоги встречи старших должностных лиц ядра так называемой «Группы друзей Сирии» в Лондоне 10 ноября. Участники подтвердили поддержку американской программы «Обучи и оснасти» по подготовке отрядов «умеренной» оппозиции, заявили о намерении внести в ее реализацию практический вклад. Вместо поиска путей налаживания координации в борьбе с терроризмом т.н. «друзья Сирии» бездоказательно обвинили официальный Дамаск в нежелании идти на переговоры с целью политического урегулирования. Достигнута договоренность усилить санкционный натиск на «сирийский режим»»

В этой связи можно вспомнить, что Европейский союз еще в апреле 2013 г. внес «послабление» в набор рестрикций в отношении САР и разрешил закупки сирийской нефти у негосударственных трейдеров. Тем самым ЕС косвенно содействовал финансовому укреплению ИГИЛ/ИГ и «Джабхат Ан-Нусры», контролирующих месторождения углеводородов на северо-востоке Сирии.

Со своей стороны хотели бы вновь подчеркнуть, что, отдавая приоритет вопросу борьбы с терроризмом, Россия последовательно прилагает усилия к скорейшему возобновлению движения на треке политического урегулирования в этой стране на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. При этом мы поддерживаем продвигаемые спецпредставителем Генерального секретаря ООН по Сирии С.де Мистурой идеи, в частности о том, что данный процесс должен основываться на инклюзивном межсирийском диалоге в соответствии с положениями упомянутого Женевского коммюнике без выдвижения предварительных условий. Призываем наших международных и региональных партнеров присоединиться к российским усилиям.

 

Об оценках процесса ликвидации сирийского военно-химического потенциала

 

С удовлетворением отмечаем, что процесс химдемилитаризации Сирии близится к своему логическому завершению. Согласно последнему докладу генерального директора Техсекретариата Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) порядка 98 процентов вывезенных из страны запасов прекурсоров и компонентов химоружия уже уничтожены. Утилизацию остающихся химвеществ, находящихся на предприятиях в Великобритании и США, планируется завершить в первой половине 2015 года.

В докладе отмечен значительный прогресс в выполнении решения Исполнительного совета ОЗХО об уничтожении объявленных Сирией в 2013 г. 12 бывших объектов по производству химоружия. Акцентировано, что в ходе двусторонних контактов сирийской стороны с представителями Технического секретариата ОЗХО удалось решить большую часть логистических вопросов, и, как ожидается, работы по уничтожению данных сооружений начнутся до конца ноября с.г.

Техсекретариат ОЗХО констатирует, что Дамаск продолжает оказывать все необходимое содействие в работе Организации по своему химическому досье в полном соответствии с резолюцией СБ ООН 2118.

Прогресс, достигнутый к настоящему моменту в ликвидации сирийского военно-химического потенциала, поистине впечатляет и является беспрецедентным в истории ОЗХО. Вся работа как Сирии, так и международного сообщества в этой связи заслуживает самой высокой оценки. Убеждены, что остающиеся проблемные вопросы вокруг сирийского химического досье будут успешно решены, а сама эта тема вскоре перестанет носить чрезвычайный характер. Призываем все заинтересованные страны работать в конструктивном духе, чтобы пример с химразоружением Сирии стал знаковым событием и дал дальнейший импульс к универсализации Конвенции о запрещении химоружия и избавлению человечества от одного из опаснейших видов ОМУ.

 

О развитии ситуации в палестино-израильских отношениях

 

Ситуация в палестино-израильских делах остается весьма сложной – выхода из тупика пока не видно. На оккупированных палестинских территориях, особенно в Восточном Иерусалиме, не снижается накал напряженности.

После покушения на раввина Й.Глика 29 октября правительство Израиля ввело ограничения на посещение комплекса мечети «Аль-Акса». Это решение, а также непрекращающиеся попытки израильских правых активистов проникнуть на территорию Храмовой горы, где находится комплекс мечети «Аль-Акса», спровоцировали многочисленные столкновения палестинцев с израильскими службами безопасности.

Одновременно участились случаи насилия палестинских экстремистов против израильских граждан. Наиболее резонансные происшествия такого рода – наезды палестинских водителей 5 ноября на израильских граждан, в результате которых погибли 2 и ранено 12 человек.

10 ноября в Тель-Авиве палестинец напал с ножом на израильского военнослужащего, который от полученных ранений скончался. В тот же день в израильском поселении Алон-Гуш при аналогичных обстоятельствах была убита израильская женщина.

11 ноября в ходе столкновений между палестинцами и израильской полицией на Западном берегу реки Иордан близ Хеврона был застрелен 22- летний палестинец. 12 ноября израильскими поселенцами была подожжена мечеть в деревне Эйн-Мрар, находящейся к северо-востоку от Рамаллы.

Эти и другие проявления насилия вызывают в Москве глубокую обеспокоенность. Осуждаем преступные акции, тем более террористического характера, направленные против мирных граждан. Призываем израильтян и палестинцев положить конец провокационным действиям, серьезно осложняющим и без того непростую атмосферу в палестино-израильских отношениях. Под этим углом зрения положение на палестино-израильском направлении обсуждалось в ходе состоявшейся 5 ноября телеконференции спецпредставителей ближневосточного «квартета» международных посредников (Россия, США, ЕС, ООН). Россия по двусторонним каналам и в различных международных форматах продолжит активные усилия с целью деэскалации ситуации.

 

О развитии обстановки в Йеменской Республике

 

В Йеменской Республике сохраняется напряженная обстановка. В столичном округе Сана, а также ряде других провинций страны продолжается деградация ситуации в сфере безопасности в результате непрекращающихся терактов и боестолкновений, в том числе между вооруженными формированиями племенного объединения Хуси и боевиками «Аль-Каиды». Это приводит не только к жертвам и страданиям мирного населения, но и крайне отрицательно сказывается на социально-экономической и гуманитарной обстановке в стране.

На этом фоне значимым внутриполитическим событием стало формирование и приведение 9 ноября к присяге нового йеменского правительства во главе с Х.Бахахом. В своей деятельности кабинет министров с участием технократов намерен опираться на результаты Конференции по национальному диалогу, договоренности между основными политическими силами страны, соответствующие решения СБ ООН.

Исходим из того, что формирование нового правительству Йеменской Республики открывает возможности для вывода этой дружественной страны из опасного военно-политического кризиса и стабилизации обстановки с учетом интересов всех йеменцев. Такой шанс нельзя упускать. Призываем все политические силы Йемена руководствоваться высшими интересами государства для сохранения его независимости, единства и территориальной целостности.

 

Вопрос: 11 ноября наблюдательная миссия ОБСЕ на Украине зафиксировала, как грузовик со знаком «Груз 200» пересекает российско-украинскую границу, а через несколько часов возвращается на российскую территорию через КПП «Донецк». Допускаете ли Вы, что российские военные находятся на Востоке Украины и гибнут там?

Ответ: Не допускаю. Мы разбираемся с миссией ОБСЕ в отношении того, что они написали в своём докладе. Думаю, Вы ознакомились с заявлениями Министерства обороны России и нашего представителя в СБ ООН в ходе вчерашнего (12 ноября) открытого заседания по Украине относительно подобных страшилок о присутствии российских вооруженных сил на украинской территории.

Совершенно официально заявляю, что никакого присутствия российских военных на Юго-Востоке Украины и их военных передвижений через границу не было и нет.

Вопрос: Остаются ли минские договорённости в силе? Можно ли по-прежнему их считать основой украинского урегулирования?

Ответ: Минские договоренности – важнейшая основа, определившая путь к урегулированию и деэскалации конфликта и разъединению сторон. Вопрос в другом – насколько стороны конфликта выполняют принятые на себя обязательства. Мы озабочены, что киевские власти не выполняют взятые на себя обязательства. Вчера мы откровенно сказали об этом в ходе заседания Совета Безопасности ООН.

Я уже упоминал сегодня о публичных высказываниях Министра обороны Украины о том, что готовится возобновление военных действий, и украинские военные должны выполнить поставленную задачу. Были и другие заявления, о которых напомнил вчера в Совете Безопасности ООН представитель России. Например, представитель Совета безопасности Украины открыто признал, что перемирие должно помочь украинской стороне передислоцировать войска, нарастить военную группировку в различных регионах. Этого сценария категорически нельзя допустить, что и пытается сделать российская сторона, призывая международных участников процесса содействовать отказу Киева от вынашивания планов возобновления широкомасштабных боевых действий. Такое развитие событий будет просто катастрофично для Украины и для региона в целом.

Повторю, минские договорённости, достижению которых в значительной степени содействовала Российская Федерация вместе с ОБСЕ, остаются основой движения на пути к политическому урегулированию.

Вопрос: Есть ли взаимопонимание между Россией и США по поводу ИЯП, которое могло бы привести к заключению договоренностей 24 ноября?

Ответ: Главное, что я хотел сегодня подчеркнуть в озвученном комментарии: полноформатный раунд в Маскате, консультации в трёхстороннем и других форматах ещё раз подтвердили, что у всех участников переговоров есть политическая воля постараться добиться результата к сигнальной дате 24 ноября. Помимо Украины, эта тема была центральной в ходе вчерашнего телефонного разговора Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Госсекретаря США Дж.Керри. Это свидетельствует, что стороны продолжат усилия по сближению позиций и содействию скорейшему урегулированию. Будем надеяться, что мудрым переговорщикам удастся выработать договорённости, которые устроили бы все стороны и сняли бы, наконец, эту проблему с повестки дня.

Вопрос: Как Вы расцениваете предложение спецпосланника ООН по Сирии С.Де Мистуры «заморозить» боевые действия в определённых регионах (как это было в Хомсе). Кто может выступить в качестве гаранта от оппозиционных сил, воюющих «на земле»?

Ответ: Считаем идеи С.де Мистуры очень здравыми. В своё время мы активно содействовали тому, чтобы практика «локальных замирений» прокладывала путь к более широкому диалогу между оппозицией и правительством. По мере реализации такого подхода ООН могла бы стать стороной, которая содействовала бы сохранению «локальных замирений». Участие ООН вполне допустимо, и мы, конечно, это приветствовали бы.

Возникает большой вопрос, кто мог бы гарантировать такие договорённости со стороны оппозиции. Вообще непонятно, что это за оппозиция – в Хомсе одна, в Алеппо – другая.

Вопрос: Можете ли Вы подтвердить информацию о предстоящем визите в Москву Министра иностранных дел Сирии В.Муаллема? С кем он планирует встретиться и какова программа его визита?

Ответ: Спецпредставитель Президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел М.Л.Богданов уже сказал журналистам, что 26 ноября в Москве пройдут переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с вице-премьером, Министром иностранных дел и по делам эмигрантов САР В.Муаллемом. Подтверждаю, что такой визит намечается, переговоры планируются.

Вопрос: Насколько достоверна информация, что в Москве состоится встреча представителей сирийской оппозиции для выработки документа по налаживанию диалога с правительством Сирии?

Ответ: Есть базовый документ – Женевское коммюнике от 2012 года, на основе которого стороны должны возобновить диалог и продвигаться вперёд.

Не скрою, что российской стороной давно предлагалась идея организации встречи представителей оппозиции и Правительства САР в целях поиска элементов взаимопонимания для подготовки к широкому диалогу по реализации Женевского коммюнике. Вместе с тем практически реализовать эту задачу не так просто с учетом пока непонятной конфигурации оппозиции. Сторона конфликта, представленная Правительством САР, очевидна. Неясно, кто будет вести диалог с другой стороны. Мы на основе положений Женевского коммюнике исходим из того, что оппозиция должна быть представлена широким спектром всех групп – внешних и внутренних. Это не столько «Национальная коалиция», сколько другие оппозиционные группировки, занимающие более умеренные позиции и стремящиеся к урегулированию ситуации. Посмотрим, как пойдет процесс.

Возможно, появятся какие-то импульсы после московских переговоров с Министром иностранных дел Сирии В.Муаллемом. Выслушаем позицию сирийской стороны. Не скрою, мы ведем активные контакты с различными оппозиционными группами Сирии. Эти встречи происходят не только в Москве, но и в Западной Европе, в ближневосточном регионе. Убеждены, что этот процесс способствовал бы налаживанию мер доверия и созданию атмосферы, которая развернула бы ситуацию от военной конфронтации к политическому диалогу. Это – наша главная цель.

Вопрос: Предположим, что «шестерке» международных посредников и Ирану не удастся достигнуть договоренностей к 24 ноября. Есть ли какой-то запасной вариант – «план Б»?

Ответ: Сейчас рано об этом говорить. Мы сразу сказали, что, конечно, есть «сигнальная» дата – 24 ноября, и все стороны стремятся уложиться к этому сроку. Но что важнее – дата или реальные договоренности? Не исключено, что потребуется больше времени для достижения взаимоприемлемых компромиссов. Проблема сложная. Я бы не стал делать экстремальный прогноз, что, дескать, нет никакого просвета, стороны увязли в противоречиях. Безусловно, противоречия остаются, но по всем спорным вопросам есть движение, и мы это специально подчеркиваем. Может быть, оно не такое значительное, как хотелось бы, но есть ощущение, что при наличии политической воли (а она есть) выработка очень трудных решений позволит добиться урегулирования.

Выработать компромисс по такой сложной проблеме и с такими противоречивыми подходами сторон крайне непросто. Не будем забегать вперед и называть какие-то «планы Б». Есть задача – постараться уложиться в срок, над чем сейчас и работают переговорщики, которые возобновят дискуссии в Вене 18 ноября.

Вопрос: Недавно Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини заявила, что 17 ноября Совет министров иностранных дел ЕС в очередной раз обсудит введение новых санкций в отношении России. Какова реакция России на это заявление? Будем ли мы как-то отвечать европейцам?Вчера Швейцария расширила санкционный пакет в отношении России. Когда последует наш ответ?

Ответ: Мы не злобные люди, и всегда стараемся вежливо вести международные дела. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что односторонние санкции, которые вводят наши партнеры, – абсолютно нелегитимный инструмент, загоняющий ситуацию в тупик. Во-первых, есть экономические обоснования неэффективности таких методов – об этом говорят в деловых и предпринимательских кругах во многих столицах, существуют выкладки МВФ и других авторитетных организаций. Председатель Правительства России Д.А.Медведев на пресс-конференции в Мьянме по итогам участия в Восточноазиатском саммите также отметил, что рестрикционные меры серьезно обостряют экономическую ситуацию в мире.

Санкции против России были введены США и европейскими странами, и им решать, как дальше вести дела. В то же время никто не отменял практику «зеркальных» ответов на такие недружественные акции. Посмотрим, чем завершится «эпохальное» заседание Совета министров Евросоюза 17 ноября. Рассчитываем, что здравый смысл (партнерство с Россией нельзя вести через санкционное давление) и трезвый расчет возобладают. От такой реальной политики страны и народы только выйграют.

Еще раз скажу: мы рассматриваем ситуацию с санкциями как нелегитимную и абсолютно контрпродуктивную с точки зрения развития двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Вопрос: Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Ливии после объявления незаконными результатов парламентских выборов?

Террористические акции в Египте приобрели совершенно иной характер. Вчера авиаудары были нанесены с моря и одновременно внутри страны. Как Вы это прокомментируете?

Ответ: Ситуация в Ливии вызывает крайнюю обеспокоенность. Это неприятный, но логичный результат происходившего там в последние годы Страны, которые заставляли всех думать, что после свержения М.Каддафи наступит «эра демократии и стабильности», сейчас, наверное, вряд ли найдут аргументы против того, что ситуация настолько серьезна, что речь идет о реальном расколе ливийского государства. Это все видят. Я не буду давать политические оценки. Рассчитываем, что процесс не зайдет так далеко, и все-таки будут найдены способы урегулирования ситуации и скорейшей стабилизации обстановки и налаживания общеливийского диалога для поддержания государственности этой страны.

По ситуации в Египте у меня нет подробной информации. Наши контакты с египетскими коллегами подтверждают, что террористическая угроза вполне реальна. То, что сейчас она надвигается даже с моря, еще раз свидетельствует о наличии вызова национальной безопасности страны. Могу подтвердить, что мы активно ведем диалог с египетским руководством, оказываем практическое содействие Египту в отражении террористической угрозы. Мы поставляем специмущество и обеспечиваем подготовку египетских кадров, задействованных в борьбе с терроризмом.

Вопрос: Как Вы прокомментируете многочисленные обвинения в адрес России по поводу наличия на Украине российских вооруженных сил? В чем Вы видите причины этих обвинений?

Абхазия направила свои предложения к новому двустороннему договору с Россией. Какова судьба этого документа, известна ли дата его подписания?

Ответ: По поводу обвинений в адрес России лучше обратиться к тем деятелям, которые громогласно объявляют о т.н. «фактах». Цель обвинений очень проста – нагнетание напряженности и обоснование своих действий (широкомасштабных учений, наращивания военных возможностей НАТО вблизи российских границ). Военным всегда нужен какой-то предлог, вот и не стали далеко ходить, выпустив голословные и фальшивые обвинения на этот счет.

Мы анализируем и учитываем эти заявления в нашем военном планировании и во взаимоотношениях с западными партнерами. Эта тема очень раскручена. Мы специально разместили на сайте МИД России реплики С.В.Лаврова перед прошедшими на днях в Пекине переговорами с Госсекретарем США Дж.Керри. На вчерашнем брифинге официальный представитель Госдепартамента США Дж.Псаки не подтвердила факт наличия у американской администрации «независимого», по ее выражению, подтверждения российского военного присутствия на Украине.

Мы всегда говорим, если есть такие факты – предъявите. Но наши партнеры ограничиваются лживыми утверждениями, что, конечно, их не красит и не добавляет оптимизма по поводу скорейшей нормализации обстановки. Поддержание таких фальшивых вбросов в медийную сферу создает впечатление, что минские договоренности и все громогласные заявления в пользу политического урегулирования ничего не стоят, а люди тем временем используют ситуацию для решения собственных геополитических задач. Это прискорбно. Исходите из того, что таких фактов нет. Жаль, что влиятельные политические деятели допускают заявления, которые абсолютно не способствуют снижению напряженности в регионе.

Что касается второго вопроса, деталей я не знаю, да и вряд ли кто-то из политиков будет доводить их до журналистов. Идет кропотливая работа над документом. Как известно, международная практика предполагает обмен текстами и подходами. На данном этапе ведутся нормальные практические переговоры, по завершении которых мы надеемся выработать целостный документ. Надеюсь, он увидит свет, как были опубликованы недавно подписанные с Ираном договоренности в области мирного использования атома. Чтобы избежать кривотолков (о чем говорил заместитель Министра иностранных дел России С.А.Рябков) и попыток неверно интерпретировать договоренности, можно прочесть документ, в котором все четко и понятно написано.

Вопрос: Назначена ли уже дата встречи статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина со спецпредставителем Премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией З.Абашидзе в связи с последними событиями в Грузии, в частности, отставкой трёх министров?

Ответ: Насколько я помню, встреча намечена на начало декабря, но по поводу конкретной даты я поинтересуюсь у Г.Б.Карасина.

Вопрос: Можете ли Вы прокомментировать скандал по поводу задержания российского оружия в аэропорту Багдада?

Ответ: Уточните, кто передал эту новость? Мы наведем справки и позже ответим на Ваш вопрос.

Вопрос: Вчера Министр обороны России С.К.Шойгу заявил, что российские бомбардировщики будут патрулировать пространство над Мексиканским заливом. Не могли бы Вы прокомментировать эту информацию?

Ответ: Я должен уточнить и проверить достоверность передачи слов Министра обороны. За разъяснением просил бы обратиться в пресс-службу Министерства обороны России.

Вопрос: 6 июня с.г. в интервью «Российской газете» спецпредставитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместитель Министра иностранных дел России М.Л.Богданов в качестве промежуточного варианта стабилизации ситуации в Сирии высказал предложение в адрес сирийского правительства о создании после выборов коалиционного правительства с участием умеренной части сирийской оппозиции. Есть ли у России новые инициативы по созданию коалиционного правительства в САР?

Ответ: Я не уверен, что М.Л.Богданов делал подобное заявление. Скорее, речь идет не о коалиционном правительстве, а о форме переходного управляющего органа, о чем зафиксирована договоренность между сторонами в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г. В каком формате это будет достигнуто – вопрос переговоров между сторонами. Исхожу из того, что имелась в виду именно форма договоренности между противоборствующими сторонами об этом управляющем переходном органе.


Additional materials

  • Video