Die UNO
ИНТЕРВЬЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ Ю.В.ФЕДОТОВА ИТАР-ТАСС ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ОМУ В ИРАКЕ
Вопрос: В марте будет год с момента начала военной операции против Ирака. Можно ли сейчас говорить о том, что эта операция была ошибкой?
Ответ: Наша оценка несанкционированной Советом Безопасности ООН военной операции против Ирака как крупной политической ошибки остается в силе. Но сейчас надо совместно думать о том, как выходить из этой ситуации. Как решить иракскую проблему в соответствии с нормами международного права, как обеспечить иракскому народу лучшую жизнь.
Время, прошедшее с марта прошлого года также подтверждает то, о чем мы говорили на том этапе. Разговоры о том, что ООН исчерпала себя и не справляется с современными вызовами и угрозами, опасения по поводу "краха ООН" оказались преувеличенными. Как показывает жизнь, в конечном счете, все возвращается в ООН. И именно сейчас обсуждается вопрос о том, когда и на каких условиях ООН сможет возобновить свою работу в Ираке.
Россия выступает за то, чтобы организация играла в процессах урегулирования в этой стране лидирующую, самостоятельную роль с учетом своего богатого опыта в сфере постконфликтного миростроительства.
Вопрос: Россия выступает за то, чтобы международные инспекторы как можно скорее возобновили свою работу в Ираке, чтобы прояснить вопрос с иракским ОМУ. Есть ли в этом смысл, ведь инспекции не изменят саму ситуацию в Ираке?
Ответ: Смысл есть. Во-первых: мандаты инспекторов ООН, задачи которых были поставлены Советом Безопасности, до конца не выполнены. ЮНМОВИК продолжает работать и представлять доклады в СБ каждый квартал. Создается юридически и политически двусмысленная ситуация, когда с одной стороны санкции против Ирака отменены, а эти санкции были введены как раз в увязке с оружием массового уничтожения, а органы, которые занимаются оружием массового уничтожения, продолжают действовать. В этом вопросе надо поставить точку.
Во-вторых: Ирак действительно вел разработки оружия массового уничтожения. Часть этого оружия, может быть и все оружие, была в свое время уничтожена либо иракцами, либо под контролем международных инспекторов. Вопрос в том, остались ли в Ираке какие-либо запрещенные компоненты для разработки. Американская комиссия под руководством Дэвида Кея сделала вывод том, что таких следов не обнаружено. Если это так, то в любом случае нужно подтвердить это заключение авторитетом международных инспекторов. Если в Ираке все еще осталось, пусть даже не столь значительное количество, запрещенных видов вооружения и их компонентов, то есть риск их попадания в руки террористов, экстремистов. Такую возможность необходимо пресечь.
Вопрос: Какое время необходимо для работы международных инспекторов, чтобы окончательно прояснить вопрос с иракским ОМУ?
Ответ: Срок может быть очень коротким. Но хочу еще раз подчеркнуть, что речь идет не столько о возвращении международных инспекторов в Ирак, сколько о том, чтобы им была дана возможность завершить свой мандат. Может быть для этого не потребуется их присутствие непосредственно в Ираке.
Главное чтобы любые находки, связанные с оружием массового уничтожения, либо с отсутствием таковых были сертифицированы независимыми международными структурами.
Вопрос: Насколько реально, по Вашему мнению, создать законное иракское руководство к началу лета этого года?
Ответ: Конечно, можно создать какое-то новое правительство в Ираке. Вопрос в том, в какой степени это правительство будет легитимным, в какой мере оно будет поддерживаться иракским населением и пользоваться поддержкой международного сообщества. Именно поэтому было бы важно, чтобы процесс формирования новых властных структур в Ираке проходил при активном участии ООН. Хочу еще раз подчеркнуть, что ООН должна играть самостоятельную роль и иметь собственную стратегию решения иракского вопроса.
Вопрос: Не считаете ли Вы, что признание на весь мир факта отсутствия ОМУ в Ираке, повлечет за собой весьма негативные последствия?
Ответ: Этого исключать нельзя. Не надо забывать, что когда была предпринята военная операция против Ирака, большинство стран мира выступили против этого.
Вопрос: Каким образом Россия будет в дальнейшем решать вопрос иракского долга?
Ответ: В вопрос об иракском долге внесена вся необходимая ясность после визита в Москву председателя Временного управляющего совета Ирака и его встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. Россия подтвердила свою готовность решать вопрос об иракском долге в соответствии с правилами Парижского клуба, членом которого она является. Это предполагает значительно облегчение долгового бремени, но при этом подтверждение с иракской стороны своих долговых обязательств.
При этом по правилам Парижского клуба можно вести речь и об отсрочке платежей и о реструктуризации, но этот вопрос должен решаться с иракскими властями, с законным правительством этой страны.
Вопрос: Не секрет, что существует проблема "черного рынка" ядерного оружия. Высказываются точки зрения, что международные структуры слабо контролируют этот процесс и существует реальная опасность попадания оружия массового уничтожения в руки террористов. Какие меры предлагает принять Россия, чтобы воспрепятствовать этому?
Ответ: Опасность попадания ОМУ в руки террористов- реальная угроза. Об этом говорил в своем выступлении на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент РФ Владимир Путин и другие лидеры. В ООН есть понимание того, что пока не поздно необходимо принять меры, которые исключили бы попадание ОМУ в руки террористов, экстремистов.
Речь идет о том, чтобы государства приняли дополнительные обязательства, исключающие попадание ОМУ в руки такого рода негосударственных экстремистских структур. В принципе они и так обязаны это делать, но в нынешних условиях эти обязательства необходимо подкрепить. На наш взгляд это можно сделать при задействовании авторитета Совета Безопасности ООН.
Сейчас идут консультации в СБ ООН по этому вопросу и я надеюсь, что ближайшее время удастся согласовать общую линию, направленную на устранению такой угрозы. Не исключено, что может быть принята соответствующая резолюция.
Вопрос: Может быть следует принять резолюцию, которая гарантировала бы Северной Корее, с одной стороны безопасность, а с другой стороны требовала бы от Пхеньяна выполнять условия, которые выдвигает международное сообщество для урегулирования северокорейской ядерной проблемы?
Ответ: Характер так называемой северокорейской ядерной проблемы таков, что ее лучше решать в нынешнем формате шестисторонних переговоров. Необходимо выйти на согласованные договоренности между участниками этого процесса по всему комплексу вопросов, связанных и с денуклеризацией Корейского полуострова, и с гарантиями безопасности, и обеспечением условий для экономического развития и процветания всех стран. В нынешних условиях постановка данной проблемы в СБ ООН едва ли помогла бы ее решению.
6 февраля 2004 года