Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 29 декабря 2022 года
СОДЕРЖАНИЕ
- О новом 2023 годе
- Об основных внешнеполитических итогах 2022 года
- Об украинском кризисе
- О голословном характере украинской и западной пропаганды
- О срыве делегацией Украины принятия резолюции о сотрудничестве между ЧЭС и ООН
- О 81-й годовщине подписания Декларации Объединенных Наций
- О высказываниях официального представителя Госдепартамента США по поводу теракта на газопроводах «Северного потока»
- Об открытии «Русского зала» в штаб-квартире в ФАО
- О 35-летии установления дипломатических отношений с Науру
- О новых антироссийских шагах латвийских властей
- О российском вкладе в укрепление гуманитарного сотрудничества в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
- О международном проекте «Игры Будущего»
- О некоторых заявлениях украинских представителей
- О задействовании США и союзниками по НАТО гражданских коммерческих спутников для поддержки Украины
- Об оценках сущности украинского режима
- О причинах поддержки Украины «коллективным Западом»
- Об антироссийских заявлениях по крымско-татарской проблематике
- О российских подходах к участию в Мюнхенской конференции по безопасности
- О перспективах сотрудничества России с европейскими странами
- О коронавирусных ограничениях для граждан КНР при въезде в Россию
- О приднестровском урегулировании
- О нагорно-карабахском урегулировании
- О российско-турецких контактах
- Об ответных мерах России на введение «потолка цен» на нефть
- О внешнеполитическом курсе России в 2023 году
- О заседании Коллегии МИД и Минэкономразвития России
- О некоторых заявлениях Н.В.Пашиняна
- Об итогах неформальной встречи лидеров стран СНГ
- О планах Киева провести мирный саммит на площадке ООН
- Об украинской инициативе по реформированию СБ ООН
- О ситуации вокруг Лачинского коридора
- О роли российских миротворцев в зоне конфликта в Нагорном Карабахе
- О перспективах присоединения Армении к Союзному государству
- О турецко-азербайджанском сотрудничестве в военной сфере
- О позиции России в отношении убийства членов курдской общины в Париже
- О новом американском после в России
- О польских интересах в отношении западных территорий Украины
- О российско-пакистанских отношениях
- О взаимодействии России и Пакистана в области борьбы с терроризмом
- О телеканале 92 News Pakistan
- О прорыве информационной блокады Запада
Скажу то, о чем вы догадываетесь. Это наш завершающий брифинг. Что можно сказать? Мы все понимаем, что год был невероятным. При этом он стал очень важным, потому что поворотный. Он во многом расставил совершенно новые акценты и приоритеты во внешней политике, в мировой экономике, в жизни каждого из нас. Конечно, не всё, что он с собой принес, было отмечено позитивом. Мягко говоря. При этом он обнажил самое важное. Он дал возможность всем проявить свое истинное лицо.
На сутки и часы пошел счет до Нового года. До того, что еще не было, до нашего будущего. Кто бы с кем и как бы ни справлял этот Новый год, учитывая эти непростые обстоятельства, теперь мы знаем – мы вместе. И это очень важно. Мы вместе можем проходить разные испытания, в том числе и такие. Наверное, это тоже одно из достижений этого года.
Я искренне хотела бы пожелать всем нам в эти морозные, снежные дни тепла, надежды и веры. Стойкости и света. Мы не знаем, каким будет следующий год. Но в наших силах сделать так, чтобы он действительно был наполнен светом. Искренне, от души выполнять свои функциональные обязанности, работать, верить, поддерживать друг друга, сочувствовать и сопереживать.
Мы с Вами, конечно, будем вместе. Каждый месяц, каждую неделю и каждый день. Департамент информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации всегда с вами!
Наверное, вы удивитесь. Такие вещи обычно говорят в завершение брифинга или какого-то выступления. Но это неслучайно, потому что это не конец. Это только начало.
Об основных внешнеполитических итогах 2022 года
Итоги внешнеполитического года будут подведены в материале, который мы опубликуем на сайте МИД. Там вы сможете ознакомиться с нашими оценками международной ситуации по итогам уходящего года.
Завтра весьма памятный день нашей общей истории. Ровно сто лет назад, 30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов представители РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Федерации была подписана Декларация об образовании СССР и Союзный договор.
В составе единого советского государства Украинская ССР превратилась в одну из наиболее развитых и процветающих республик. Она имела мощный научный, промышленный и энергетический потенциал, развитое сельское хозяйство. Однако впоследствии Киев, приложивший немало усилий в том числе и для распада СССР и провозглашения независимости, не смог не только приумножить, но и сохранить доставшееся ему советское наследство.
Наши ли это оценки? Нет, это не только и не столько наши оценки. В данном случае цитирую непосредственно самих «деятелей», которые заправляли на Украине последние годы.
Второй президент Украины Л.Д.Кучма, размышляя о цене украинского суверенитета, отмечал, что «самую большую сумму платят простые люди, потому что они верят обещаниям... Мы в какой-то мере людей обманывали, когда говорили, что Украина кормит всю Россию... Ведь мы раньше нефть и газ получали по ценам, которые меньше чая, меньше простой воды».
Сегодня Украина под киевским режимом с ее плодородными землями и природными богатствами стараниями нынешних властей, проводящих националистическую русофобскую политику, обрела сомнительный статус одной из беднейших стран Европы и превращается в новую колонию «коллективного Запада». Кто главный бенефициар происходящего? Конечно, США, которые рассматривают Украину и украинцев исключительно как «расходный материал» в противоборстве с Россией. Инструмент. Но, мне кажется, правильнее говорить «расходный материал».
На днях из Киева прозвучала очередная оторванная от реальности «инициатива». В рамках безумной пиар-кампании, которую они затеяли: съемки в глянцевых журналах, поездки по всему миру различных эмиссаров В.А.Зеленского, выступления президента Украины на всех форумах от спортивных мероприятий до кинофестивалей. Было и еще одно. Речь идет о созыве на площадке ООН 24 февраля 2023 г., в годовщину начала специальной военной операции, некоего «мирного саммита», который, по замыслу киевских «деятелей», должен способствовать выполнению странных измышлений В.А.Зеленского, обрамленных некоей «формулой мира». Участие России в саммите, с их точки зрения, допускается только в случае её «полной и безоговорочной капитуляции».
О чем это говорит? В первую очередь, они начинают сигнализировать о том, что сил больше нет. Другого тут не дано. Никаких иных объяснений не существует. Уже договорились, «довластвовались» до такого состояния, что придумывают очередные сумасбродные идеи, пытаются облекать их в какую-то международно-правовую форму. Но смысл один: как бы сделать так, чтобы себя сохранить, при этом, не признав очевидного.
Расцениваем подобную бредовую идею как еще одну пиар-акцию Вашингтона, который в последнее время пытается представить Киев в образе теперь уже «миротворца» («страдальцами» были, «либеральной демократией» были, «борцами за свободу Европы» были, теперь – «миротворцы»). Так, кстати, назывался одноименный сайт, который много лет действовал и публиковал персональные данные на граждан, которых киевский режим пытался истребить. Они и погибали, а потом на сайте появлялась информация об их ликвидации. Если в этом смысле Вашингтон хочет представить киевский режим в виде «миротворца», тогда понятно, что они вкладывают в это слово.
Это происходит на фоне непрекращающейся накачки Украины западными вооружениями, оказания ей масштабной военной и иной помощи, включая участие натовских инструкторов в планировании и проведении операций ВСУ, обучении ее военнослужащих; на фоне псевдомиротворчества, убийства гражданских лиц, детей, изничтожения гражданской инфраструктуры; на фоне неадекватных действий неадекватных людей с Банковой.
В таких условиях говорить о серьезности «мирных инициатив» или хотя бы приближенности неких инициатив Киева и его западных спонсоров не приходится. Это невозможно сделать. Это даже не «мирные инициативы», ничего серьезного за этим не стоит. Очередная попытка чуть подкорректировать всем надоевший формат этих бесконечных видеообращений и выступлений, попытаться придать некую легитимность, «пустышке», очередному ничего не значащему обсуждению, за которым не последует никаких конкретных шагов.
Неоднократно привлекали внимание к многочисленным нарушениям ВСУ норм международного гуманитарного права и международного права в области прав человека.
Масштаб этих преступлений достиг такого уровня, что даже международные структуры, которые с начала специальной военной операции занимаются дискредитацией российских Вооруженных Сил и России в целом, вынуждены упоминать их в своих отчетах. 14 декабря с.г. был опубликован второй промежуточный доклад БДИПЧ ОБСЕ «О предполагаемых нарушениях международного гуманитарного права и международного права в области прав человека на Украине». Да, скупо, с оговорками, будто бесконечно виртуально извиняясь и застыв в полупоклоне, но всё же, авторы доклада отмечают следующие нарушения ВСУ:
– применение взрывчатых устройств с большим радиусом поражения в густонаселенных районах ДНР и ЛНР, приведшее к многочисленным жертвам среди гражданского населения и разрушениям гражданских объектов;
– незаконные убийства, произвольные аресты и задержания, включая случаи насильственных исчезновений, а также пытки, избиения, угрозы сексуального насилия или смерти и другие виды жестокого обращения, в том числе в отношении лиц, предположительно сотрудничавших с властями России «во время оккупации»;
– жестокое обращение с российскими военнопленными, которые подвергались пыткам и физическому насилию при захвате и во время содержания под стражей: их били кулаками, ножами, пытали электрошоком, душили; они также страдали от плохих и часто унизительных условий во время эвакуации в транзитные лагеря и места интернирования после захвата: их запихивали в грузовики, связывали, избивали, и все это фиксировали на видео с издевательскими и унижающими человеческое достоинство, с сопроводительными комментариями распространяли в Интернете, в том числе в целях запугивания.
Было бы полезно, чтобы международные структуры почаще обращали свои взоры на реальную ситуацию, когда смотрят на происходящее на Украине, и придерживались принципа беспристрастности при подготовке своих отчетов. Да и отчет нужно вести не с февраля 2022 г., а пораньше. Раньше надо было усмотреть в действиях киевского режима элементы преступной деятельности. Восемь лет творился абсолютный кошмар на этих территориях, его никто не замечал.
В последнее время режим В.А.Зеленского, продолжая линию своих майданных предшественников, активизировал борьбу с каноническим православием. Еще один «враг» нашелся для них. Взят курс на ликвидацию Украинской православной церкви, захват ее святынь, храмов и монастырей, преследование иерархов, священнослужителей и мирян. С подачи властей развернута кампания по запрету Украинской православной церкви и насильственному принуждению верующих к переходу в искусственно созданную раскольническую Православную церковь Украины. Во многих областях уже принимаются соответствующие решения, идущие вразрез с действующими правовыми нормами. Не прекращаются обыски и облавы СБУ в храмах Украинской православной церкви. Ее приходы подвергаются рейдерским захватам сторонниками Православной церкви Украины, а священники задерживаются по обвинению в «госизмене» и «коллаборационизме», в том числе в целях пополнения «обменного фонда» для освобождения украинских военнопленных.
На днях стало известно о намерении властей лишить Украинскую православную церковь с 1 января 2023 г., т.е., по сути, в канун православного Рождества, доступа к двум храмам на территории музея-заповедника «Киево-Печерская лавра», которые восстанавливались при ее самом деятельном участии и были предоставлены ей в пользование на правах аренды.
Всё это делается руками людей, непосредственно обличенных властью. Это же не церковные процессы, это не вопрос спора о догмах, «новом взгляде» на традиционные вещи. Это вопрос внешнего влияния, а теперь уже и рейдерского захвата со стороны людей, которые не то что к православию не относятся, на них вообще нет «креста». Они никогда не придерживались никаких морально-этических норм.
Всё, что происходит, запрещено нормами гуманитарного и международного права, регламентирующего права человека, его свободы. Десятилетиями тот же самый Запад инициативно навязывал это всему миру в качестве основополагающего в регулировании как межгосударственный, так и внутригосударственных отношений.
Это грубо нарушает законы самой Украины и международные документы в области свободы совести и вероисповедания, углубляют раскол в украинском обществе и православии. Подобные действия в очередной раз демонстрируют безразличие киевского режима к чувствам миллионов верующих.
Украинские власти не отпускают жуткие, страшные измышления в отношении Крыма. Из Киева периодически звучат заявления разной степени абсурдности и опасности. То собираются «освобождать» полуостров военной силой, то каким-то неведомым «гибридным» путем захватывать, то мечтают о черноморских рапанах, то хотят приехать в Крым летом на отдых. Идет массированная эшелонированная психологическая атака на людей.
Все это было бы смешно, если бы цинично не эксплуатировался фактор крымско-татарского народа. Украинские власти вспоминают о нем только тогда, когда надо просить у Запада деньги на бесполезные мероприятия типа «крымской платформы» или принять очередную антироссийскую резолюцию. В этих же целях в 2021 г. на Украине принимались закон о коренных народах и концепция развития крымско-татарского языка.
Возникает вопрос. Почему эти документы, якобы направленные на сохранение идентичности коренных народов и крымско-татарского языка, не были приняты киевским режимом раньше? В течение многих лет после обретения Украиной независимости в 1991 г. права крымско-татарского народа Киев не беспокоили, несмотря на рекомендации международных структур. Украинские власти озаботились проблемами крымских татар только на фоне эффективных действий российских властей по реальному улучшению положения проживающих в Крыму национальностей, развитию их языков и культуры.
Поведение Киева и стран Запада, о котором говорим регулярно, свидетельствует о безусловной необходимости выполнения поставленных задач по денацификации и демилитаризации, о чем неоднократно говорило российское руководство.
О голословном характере украинской и западной пропаганды
В ходе украинского кризиса наглядно проявляется не просто недопустимый, а преступный характер украинской и западной пропаганды. Ее основой являются яркие, но недостоверные и не подкрепленные реальными фактами тезисы и материалы, запускаемые в информационное пространство. Многочисленные утверждения о якобы имевших место военных преступлениях России или российских обстрелах гражданской инфраструктуры, провоцирующих гуманитарный кризис на Украине, не сопровождаются ни фото-, ни видеосвидетельствами. При этом накладываются материалы из других мест и исторических эпох.
Редкие кадры с демонстрацией улиц Бучи и Изюма, вокзала в Краматорске, разрушенного драмтеатра и роддома в Мариуполе оказывались фейковыми инсценировками или делом рук тех, кто ассоциируется с киевским режимом. После раскрутки в СМИ эти провокации были забыты. Слова остались, а материалы, расследования преданы забвению. Анонсированные расследования спущены на тормозах, поскольку факты указывали именно на киевский режим как организатора этих преступлений. А наши требования представить списки погибших в Буче до сих пор остаются без ответа. Напомню, мы апеллировали к Генеральному секретарю ООН.
На этом фоне в российских СМИ и соцсетях фигурирует большой объем видео- и фотоматериалов, наглядно подтверждающих многочисленные нарушения международного гуманитарного права и военные преступления украинских неонацистов не только за период с начала специальной военной операции, но и за все восемь лет конфликта в Донбассе.
В таких материалах нет недостатка. Все хорошо помнят кадры применения ВСУ запрещенных фосфорных бомб еще в 2014 г., расстрела и пыток российских военнослужащих, разрушенных жилых домов и больниц Донбасса, мирных жителей с оторванными ногами и руками, подорвавшихся на украинских противопехотных минах «Лепесток». Свидетельством чудовищных преступлений ВСУ является «Аллея ангелов» под Донецком, где похоронены дети, убитые в том числе из западного оружия.
Всего с февраля с.г. в результате украинских обстрелов Донбасса погибли более 700 мирных жителей, в том числе 39 детей. Почти 4,5 тыс. человек, включая 268 детей, получили ранения. Зарегистрировано около ста случаев подрыва гражданских лиц на минах «Лепесток». От обстрелов ВСУ пострадало 12 тыс. жилых домов, 2,5 тыс. объектов гражданской инфраструктуры, в том числе порядка 500 образовательных и 120 медицинских учреждений, свыше 700 объектов электро-, водо-, тепло- и газоснабжения. За восемь лет конфликта в ДНР и ЛНР разрушено или повреждено не менее 50 тыс. объектов гражданской инфраструктуры.
Российские следственные органы тщательно фиксируют все факты преступлений украинских вооруженных формирований. Подробная информация об их злодеяниях отражена в нескольких изданиях Белой книги, подготовленных Следственным комитетом и МИД России. Сбором данных о преступных деяниях киевского режима занимается Международный общественный трибунал по Украине, членами которого являются общественники и правозащитники из России и еще десятков стран мира.
Все эти материалы размещаются в открытом доступе. Эти данные направляются в ООН и другие международные структуры. На протяжении восьми лет конфликта в Донбассе мы призывали западных журналистов, корреспондентов и телевизионные группы посетить территории к востоку от линии соприкосновения. Однако киевский режим и власти западных стран запрещали им это делать, чтобы общественность не узнала правду о происходящем.
Если всё это «соединить» с высказываниями А.Меркель о том, что Минские соглашения нужны были только для «отсрочки времени», то складывается интересная ситуация. Западные страны не пускали свои СМИ на территорию Донбасса. При этом им нужно было время для того, чтобы, как они говорят, «укрепить» киевский режим. Вот реальные доказательства того, о чем говорило российское руководство.
Всё это указывает на то, что ВСУ и Запад применяют недопустимые методы не только при ведении боевых действий на поле боя, но и в информационной войне, которую они развязали против России. Таким образом киевский режим и его западные кураторы пытаются скрыть собственные преступления и правду о том, что на самом деле происходит на Украине.
Это подтверждает абсолютную необходимость выполнения поставленных целей и задач специальной военной операции. К вопросу относительно инициатив мирного характера, предлагаемых киевским режимом. Посмотрим, чем они реально занимаются на площадке ООН. Напомню, на днях заявили, что в конце февраля 2023 г. нужно собрать саммит в ООН про мир и Украину.
О срыве делегацией Украины принятия резолюции о сотрудничестве между ЧЭС и ООН
В текущем году Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) отмечала свой юбилей. К сожалению, не удалось принять традиционную резолюцию о сотрудничестве по линии ЧЭС-ООН. Как думаете, почему? Её односторонне заблокировал киевский режим. Украина сделала это по политическим мотивам, поэтому не было консенсусного утверждения проекта документа. Возмутительно, что о своем вредоносном решении украинская делегация объявила за считанные минуты до объявления документа согласованным. Причем при его обсуждении, на протяжении всех переговорных раундов делегация отмалчивалась. Показательно, что деструктивную позицию Киева не поддержала ни одна другая страна, включая членов ЕС и «Восточного партнерства». Вот истинность подхода. С одной стороны, «трубить» о том, что нужно собраться в ООН во имя мира, а с другой – заблокировать полностью согласованный документ, над которым шла работа в переговорных группах. Там сидеть молчать, а потом сорвать консенсусное принятие документа между ОЧЭС и ООН. Вот реальность.
Призываем Украину прекратить разжигание конфронтации. Призываем к деполитизации диалога по вопросам, волнующим весь мир: экономика, гуманитарная сфера, продовольствие. Рассчитываем, что резолюция о сотрудничестве между ЧЭС и ООН будет принята в ближайшем будущем.
О 81-й годовщине подписания Декларации Объединенных Наций
1 января 1942 года СССР вместе с 25 другими государствами подписал Декларацию Объединенных Наций. Этот важнейший документ не только закрепил «на бумаге» формирование широкой антигитлеровской коалиции, но и заложил основы будущей многосторонней структуры, призванной объединить страны мира в их стремлении к взаимовыгодному сотрудничеству, коллективному решению глобальных проблем и сохранению мирного неба над головами всех жителей планеты. Уже в 1945 г. в ходе Сан-Францисской конференции соответствующие планы оказались реализованы посредством создания ООН.
К сожалению, сейчас мы наблюдаем последовательный отход ряда государств от этих объединительных идей. Вашингтон и его союзники до сих пор пребывают в плену менталитета «холодной войны» и продолжают делить мир на «своих» и «чужих», проводить разделительные линии, придумывать новую «ось зла», рассказывать про правильные и неправильные стороны истории, при этом не пытаясь проанализировать, на какой стороне истории были они, в рамках какой оси проявляли себя, оккупируя, захватывая, заваливая оружием, поджигая и сбрасывая бомбы на протяжении двадцатого и в начале двадцать первого века.
Это говорит о том, что мотивация «коллективного Запада» – это желание силой навязать остальным свою волю. Такое бескомпромиссное поведение лишь усугубляет раскол в стане мирового сообщества и подрывает перспективы эффективного многостороннего взаимодействия, в котором мир нуждается как никогда.
Со своей стороны Россия намерена и впредь твердо отстаивать безальтернативность деполитизированного сотрудничества, основанного на центральной координирующей роли ООН и примате положений ее Устава, прежде всего принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела.
Призываем всех членов международного сообщества вернуться к духу Декларации Объединенных Наций в интересах выработки действенных ответов на многочисленные вызовы и угрозы современности.
Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства США Н.Прайс заявил, что российские требования установить истинных заказчиков и исполнителей подрывов магистралей «Северного потока» – «дезинформация».
Единственное, о чем мы просим, – установить истину, провести расследование, сделать выводы на основе фактов и публично о них сказать. Это дезинформация? Такими темпами вопрос «сколько времени?» и ответ на него после сверки часов тоже может рассматриваться как дезинформация. Если мы скажем, что наступает 2023 г., Вашингтон тоже будет рассматривать это как дезинформацию?
Повторим в этой связи исчерпывающую характеристику, данную Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 22 декабря с.г. в ходе общения с журналистами, что речь идет именно об «акте государственного терроризма». Индивидуальные лица самостоятельно, без поддержки госструктур, не в состоянии совершить такие масштабные теракты. Заказчики же – те, кто заинтересован, чтобы подача российского газа на европейский рынок шла только через Украину, а режим в Киеве получал бы деньги за транзит. Киевский режим без Вашингтона ничего не предпринимает. По словам главы российского государства, удивляет продолжающееся отсутствие полноценного расследования беспрецедентной атаки на международные трубопроводы.
Плавающие в пруду утки, которым, по мнению ряда экспертов в Вашингтоне, «взгрустнулось», стали поводом для глобального международного скандала. Вызывали нашего дипломата, вводили очередные ограничения в отношении России. А тут не утки, а физически (не в теории) подорванная мировая, и в частности европейская, энергобезопасность.
Заявляя об «абсолютной безосновательности» любых намеков на причастность Вашингтона к подрыву газовых магистралей, Администрация США в то же время обходит молчанием вопрос о выяснении причин и обстоятельств произошедшего. Что неудивительно. Эта тема для Белого дома, мягко говоря, некомфортна, поскольку именно Вашингтон многие годы пытался навязать Европе «демократический», но более дорогой американский сжиженный газ. В январе-феврале с.г. высшие должностные лица США (представитель Госдепартамента, заместитель Госсекретаря и Президент США) говорили, что этого проекта не будет, если Россия не пойдет на американские условия. Или мы не тех цитируем? Или может, цитируя Президента США Дж.Байдена, занимаемся дезинформацией? На это намекает Н.Прайс?
С точки зрения здравого смысла нет никакой логики в звучащих из США утверждениях о «причастности» России к выведению из строя приносивших ей устойчивые доходы подводных трансграничных магистралей. Но в нагнетаемой сейчас в США атмосфере русофобии любая бессмыслица, вроде той, что русские специально якобы всё это совершили, чтобы сделать больно Европе, идет в ход, берется на веру и озвучивается с высоких трибун. Где доказательства, факты, хотя бы какие-нибудь элементы расследования? Пусть они не будут маркированы принадлежностью к определенному государству. Хотя бы какая-то фактология должна появиться.
Еще раз напомним ключевые вопросы, прояснение которых позволит установить истину. Кому был выгоден розыгрыш «российской карты» для геополитического и энергетического ослабления Европы? Кто конечный бенефициар разрушения трубопроводов и подсаживания ЕС на «альтернативные» энергоресурсы? Кого не устраивал дешевый и доступный природный газ из России? Это не риторические, а практические вопросы. Самое удивительное, что мы все знаем ответ на них.
Понятно, почему заинтересованные западные страны продолжают игнорировать призывы к проведению прозрачного, объективного, профессионального и деполитизированного расследования, призванного установить и покарать виновных.
Россия не позволит в очередной раз произвести манипуляции под названием «заметаем всё под ковер». Эта правда будет неудобной для Запада. Произошедшее с «Северным потоком-1» и «Северным потоком-2» – это преступление, террористический акт, подготавливаемый идеологически и политически. Когда у Запада были исчерпаны все возможности для использования экономических и политических рычагов давления и реализации поставленной им задачи о сворачивании проекта, приступили к плану «Б» и физически уничтожили эту гражданскую инфраструктуру. Речь идет не только о беспрецедентной атаке на международную транспортную инфраструктуру, но и о крайне опасном прецеденте, требующем жесткой реакции всего мирового сообщества. Будем добиваться справедливости и выяснения подоплеки этого тяжкого преступления.
Об открытии «Русского зала» в штаб-квартире в ФАО
21 декабря с.г. состоялось торжественное открытие «Русского зала» в здании штаб-квартиры Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) в Риме.
Планы по созданию такого помещения появились ещё несколько лет назад, и, наконец, удалось реализовать задуманное. Работа велась при финансовой поддержке отечественного производителя удобрений ПАО «ФосАгро», который уже многие годы является традиционным партнером Организации.
Практика открытия национальных комнат в ФАО существует десятки лет. В них проводятся приемы, тематические мероприятия, заседания официальных и неформальных рабочих групп.
«Русский зал» располагается на верхнем этаже штаб-квартиры. К нему примыкает терраса с видом на историческую часть Рима. Сама комната выдержана в современном стиле с использованием элементов русского народного творчества. В ее оформлении задействованы различные российские минералы, используемые для производства удобрений. Соответствующие фотоматериалы размещены на сайте Постоянного представительства Российской Федерации при ФАО и других международных организаций в Риме.
В церемонии открытия приняли участие Гендиректор Организации Цюй Дунъюй (КНР), руководство Секретариата ФАО, а также послы и представители дружественных стран.
«Русские комнаты» также открыты в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (зал консультаций СБ ООН) и Отделении ООН в Женеве.
О 35-летии установления дипломатических отношений с Науру
Завтра (30 декабря) исполняется 35 лет с момента установления дипломатических отношений между нашей страной и Науру. Это событие стало логическим воплощением стремления малого островного государства к утверждению своего суверенитета и независимости, а со стороны Советского Союза – продолжением его традиционной линии на поддержку деколонизации и освобождения народов Океании из-под гнета иностранных держав, которые неоднократно пытались взять народ этой страны под своё неоколониалистское «управление». Сегодня Науру наряду с соседями по субрегиону самостоятельно определяет свою судьбу без оглядки на «большого брата» – Австралию.
Со своей стороны готовы к поступательному расширению дружественных двусторонних связей с Яреном и углублению взаимодействия в международных делах. Убеждены, что активизация сотрудничества, прежде всего в рамках диалогового механизма «Россия – развивающиеся островные государства южной части Тихого океана», отвечает интересам наших стран, способствует поддержанию стабильности и устойчивому развитию в этой части мира.
О новых антироссийских шагах латвийских властей
По поступающей от наших соотечественников информации, Управлением по делам гражданства и миграции МВД Латвии разработана новая, расширенная редакция анкеты для российских граждан, претендующих на получение или продление вида на жительство, с откровенно провокационными вопросами. От заявителей требуется, например, высказать позицию по теме территориальной принадлежности Крыма.
Почему Латвия себя так ограничивает? Ведь она же страна НАТО, «коллективного Запада». Мне кажется, анкету нужно расширить: как граждане, претендующие на продление ВНЖ, относятся к проблематике Шотландии, Фолклендских островов? Наверное, можно найти что-то еще. Масса всего интересного: территориальные вопросы, вопросы суверенитета можно отыскать на пространстве, к которому Латвия относится. При чем здесь Латвия и Крым? Где логика? Если исходить из логики бывшего министра иностранных дел Великобритании Л.Трасс в том, что Балтийское и Черное моря – это одно и то же, тогда возможно. Но думаю, что в этом государстве догадываются, что это разные моря. При чем здесь Крым? До Крыма есть дело? Дополните анкету. Мы постараемся вам помочь. Придумаем интересные вопросы.
Наших граждан спрашивают о позиции по поводу сноса советских памятников, просят информировать о родственниках в России, характере и целях их поездок в соседние страны, круге общения и так далее. Теперь отношение к памятникам тоже записывается в «актив» для принятия решения по гражданству? Что будем делать с книгами? Как в Латвии относятся к списку литературы? Можно читать или нельзя? И будут ли проверки граждан на предмет ознакомления с произведениями?
Показательно, что на официальном сайте МВД Латвии размещена лишь стандартная анкета без «идеологических довесков», что не позволяет в полной мере установить, будет ли нововведение применяться повсеместно либо выборочно. Хороший вопрос: а какие юридические основания для этого? Тем не менее, очевидно, что такие меры будут означать серьезные гуманитарные последствия для тысяч наших соотечественников. Но скажу больше. Это закладывается на будущее. Потом они будут шантажировать людей этой информацией. По сути, это стало бы очередным шагом, направленным на постепенное выдавливание «политически неблагонадежной» части русскоязычного населения. В данной связи нелишне напомнить, что Латвия является одной из стран, в которой сохраняется позорное деление населения на граждан и неграждан.
В своей воинствующей русофобии официальная Рига уже давно перешла все «красные линии» в отношении прав проживающих в этой стране представителей национальных меньшинств, включая русских и русскоязычных. Латвийские власти не просто стали закрывать глаза на свои международные обязательства в сфере обеспечения и защиты прав человека, но и намеренно, цинично ими пренебрегают. Резко осуждаем подобные дискриминационные действия. Налицо явное нарушение базовых прав и свобод человека, принципов равенства всех перед законом, неприкосновенности частной жизни, права на свободное выражение политических взглядов.
Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что профильные международные структуры, призванные стоять на страже прав человека, вообще не реагируют на подобные вопиющие практики, применяемые в целом ряде стран Евросоюза. Они их просто не замечают. К слову, исповедуя такого рода «двойные стандарты», Запад своими же руками рушит международную правозащитную систему, которую он пестовал на протяжении многих лет. Она, как известно, вызывает всё большее отторжение в остальном мире, поскольку зачастую навязывалась силовыми методами.
Можно сказать: ну и хорошо. Раз рушится то, что было ложно, значит оно и не нужно. И да, и нет. Действительно, все ложное должно «выгореть». Проблема в том, что к базовому понятию «права человека» в их истинном значении (к этому пониманию человечество пришло, пройдя столетия колониализма, работорговли, обезличивание человека путем введения официальных норм законодательства «развитых стран») человечество пришло спустя многие столетия своих страшных ошибок, газовых камер, разделения людей не просто по цвету кожи, но и по форме черепа. По крайней мере, человечество попыталось поставить точку в своем бесчинстве, введя в оборот такое понятие как «права человека». И что же? Только из-за того, что оно было политизировано, напичкано политическими и во многом даже аморальными тезисами, продвигаемыми «коллективным Западом», на наших глазах так страшно разрушается вся эта система. «Права человека» будут замараны как понятие. Такое допустить нельзя.
В данном контексте считаем важным подчеркнуть, что Российская Федерация четко придерживается своих прописанных в Конституции и международных договорах обязательств в области прав человека и продолжает оставаться страной, открытой для всех иностранцев, готовых к диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству, а процедуры их выезда и условия пребывания в нашем государстве не предполагают проверок на такую некую лояльность.
Россия укрепляет гуманитарное сотрудничество в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики и борьбы с инфекциями с десятками стран евразийского региона, Африки, Латинской Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии.
Оказываем партнерам материально-техническую и научно-практическую помощь в предупреждении и реагировании на эпидемии, содействуем подготовке кадров стран-партнеров, разрабатываем и реализуем программы совместных научных исследований.
Наша страна занимает лидирующую позицию на евразийском эпидемиологическом пространстве в борьбе с глобальными угрозами биологического характера.
Только в 2022 г. провели 7 международных учений команд быстрого реагирования с общим охватом более 500 человек: в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане. Масштабные учения с использованием мобильных лабораторий прошли в ноябре с.г. в городе Минеральные Воды.
В условиях пандемии продолжили оказывать помощь в борьбе с инфекцией зарубежным партнёрам, прежде всего странам ЕАЭС и СНГ. В 2022 г. передали тест-системы для проведения более 1 млн. исследований на коронавирус и оспу обезьян.
Обучили во Владивостоке специалистов из стран АСЕАН современным методам диагностики и профилактики инфекционных болезней. В марте, мае и ноябре с.г. курсы прошли в общей сложности порядка 100 специалистов стран АСЕАН.
Продолжили совместные научные исследования в наших постоянно действующих центрах в Гвинее и во Вьетнаме. Также расширяем своё присутствие в Африке и Латинской Америке. В эти страны было закуплено и поставлено лабораторное оборудование. В 2023 г. стартуют совместные исследования и подготовка местных кадров.
Продолжаем активную работу с коллегами на предмет борьбы с коронавирусной инфекцией. Напомню, что «Спутник V» стал первой в мире зарегистрированной вакциной от коронавируса. Наша вакцина одобрена более чем в 70 странах мира. Продолжаем работать по искоренению этой пандемии. В России прошли очередные конференции по изучению COVID-19, противодействию устойчивости к антибиотикам, в каждой из которых участвовали свыше 200 человек из десятков стран мира, включая ЕАЭС, СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки.
Российский опыт обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2022 г. был действительно высоко оценен профильными международными организациями: Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора получил статус «Референс-центра Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций по устойчивости к противомикробным препаратам.
О международном проекте «Игры Будущего» и международном движении «Фиджитал»
Международный проект «Игры Будущего» представляет собой новый формат спортивных соревнований, направленный на поддержку движения по развитию инновационных видов спорта, в основе которых сочетание киберспорта и классических видов спорта.
Данная инициатива – уникальный, не имеющий аналогов в мире проект, соединяющий современные компьютерные технологии и традиционное спортивное мастерство. Подобный подход открывает значительные возможности для вовлечения широкой аудитории, в первую очередь молодежной, в занятия спортом через его новые формы. Исходим из того, что это начинание открывает новые перспективы в развитии международного спортивного сотрудничества.
Наша страна уже провела серьезную подготовительную работу для продвижения упомянутого проекта. В уходящем 2022 г. в Казани были проведены три тестовых мероприятия – Международные игры «Фиджитал лайв», еще три запланированы на 2023 г.
Первый глобальный международный турнир по комбинированным дисциплинам, требующим от спортсменов наличия навыков в виртуальной реальности и физической подготовки, предполагается провести в Казани в марте 2024 г. В дальнейшем планируется проведение подобных мультиспортивных соревнований с крупным призовым фондом раз в два года в различных странах мира.
Со своей стороны мы открыты к взаимодействию с нашими международными партнерами в данном проекте. Рассчитываем на максимально широкое участие зарубежных спортивных команд в инновационном спортивном движении «Фиджитал» и предстоящих турнирах «Игр Будущего».
Вопрос: Советник главы офиса В.А.Зеленского А.Н.Арестович в эфире предположил, что Украина может лишиться поддержки главного союзника в лице США после 2023 г. На Ваш взгляд, насколько реальна перспектива ослабления поддержки Украины со стороны США и Запада в целом?
Ответ: В данном случае не считаю нужным комментировать эти слова. Что за ними стоит – пропаганда или какое-то своё мироощущение, сказать сложно. Думаю, многое из этого даже не достойно внимания.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать задействование США и их союзниками по НАТО гражданских коммерческих спутников для поддержки Украины?
Ответ: Активно использовали возможности Комитета ООН по космосу для привлечения внимания международного сообщества к возникшей в свете проведения специальной военной операции новой тенденции – задействованию США и их союзниками по НАТО гражданских коммерческих спутников и сопутствующей наземной инфраструктуры для боевой поддержки Вооруженных сил Украины. Основополагающий Договор о космосе 1967 г. предполагает использование околоземного пространства исключительно в мирных целях.
В условиях реального вооруженного конфликта на Украине Вашингтон «обкатывает» инновационную систему управления войсками с опорой на квазигражданские космические технологии. Ее применение возможно в любой точке мира, и противодействовать такому подходу большинство государств не в состоянии. Параллельно под угрозу ставятся важнейшие зависящие от орбитальных средств социально-экономические процессы на земле. Очевидна растущая обеспокоенность происходящим среди развивающихся стран, включая партнеров по БРИКС.
Вопрос: Э.Милберн, отставной полковник морской пехоты США, создатель ЧВК «Моцарт», активно воюющей против ВС России на Украине, рассказал в интервью, что «Украина – коррумпированное и сошедшее с ума государство, военные которого нарушают Гаагскую конвенцию, творят зверства, убивают военнопленных».
Ответ: Люди смотрят наши брифинги, читают сайт МИД России. При этом имеют и другие альтернативные источники информации. Делают свои выводы. У каждого свой взгляд. Но необходимо, чтобы он основывался на фактах.
Не буду фокусироваться на персоне, которая это озвучила. Скажу о самой сути постановки вопроса.
Выше перечисленные проблемы неоднократно «высвечивали» международные организации. Про коррупцию на Украине говорили, в первую очередь, в самом Белом доме, пытаясь хоть как-то вернуть киевский режим и этих деятелей к реальности.
Сейчас, как Вы знаете, активно обсуждается вопрос аудита США всего того, что поставлялось на территорию Украины. Соединённые Штаты прекрасно понимают, что всё это разворовывалось, растаскивалось – совместно ли с американскими деятелями, поодиночке ли – по-разному. Это было все эти годы. Вспомните, сколько мы об этом говорили. О том, что транши, которые еще до 2022 г. шли как бы на помощь Украине, тут же возвращались обратно в западные банки; как отрасли, где должен был быть очевиден прогресс (учитывая фантастические суммы, которые туда «закачивались»), не проявляли себя никаким образом.
«Сошедшее с ума государство» – я бы начала со слова «государство». Оно должно быть наделено определёнными признаками: суверенитет, независимость, некое внутреннее устройство согласно законам и нормам. Что Вы видите? Мы видим как каждый год всё, что писалось в предыдущий, переписывалось, переиначивалось. Разве реальные тенденции, факты, которыми жила страна, начиная от языка, наличия этнических, культурных групп, это всё отражалось в политическом устройстве? Делегировались ли интересы этих людей через выборные органы, проводились ли исполнительной властью на Украине и реализовывались ли в интересах народа? Нет. Начинать надо не с характеристики, «хорошее» это было или «плохое» государство, «правильное» или «неправильное», «сошедшее с ума» или «в своём уме» находящееся, а с того, является ли это государством или нет. Удар по государственности наносился Украине не извне, а изнутри. Другое дело, что чужими руками. Если бесконечно менять избранную власть на ту, которая нравится Западу, если проводить государственные перевороты, если силой захватывать административные органы, то ни о какой государственности можно в ближайшие годы и не мечтать. Что бы там кто не говорил.
Украинцы начинают рассказывать, как они будут «возрождаться». Это опять такая дешевая, серого цвета (только «серого» в плохом смысле слова) «лапша на уши» собственному населению. У них была возможность возрождаться тридцать лет. Все эти годы мы наблюдали, как они сами изнутри, в том числе за счёт неких «заброшенных» туда под видом политических деятелей, по-настоящему антиукраинских диверсантов Запада, разрушали свою страну.
Что касается гуманистических ценностей, о чем Вы говорите? Людей десятилетиями «натаскивали» на военных «базах». Только это были не легальные официальные военные базы, а лагеря в прибалтийских странах и Польше. Эти зверства в отношении, как они называют, «оккупантов», начали проявлять не в 2022 г., и даже не с 2014 г., в течение восьми лет в отношении жителей Донбасса, которых они всегда считали за инородных в своей стране. Украинцы проявили жестокость в отношении своего же собственного населения, сограждан, которые полностью подходили под их идентификацию, «достойных людей» в 2013-2014 гг. во время «майдана». «Майдан» был в Киеве. Это не Донбасс, не Крым. Это Киев. Кого они забрасывали «коктейлями Молотова», избивали дубинками палками, пытались отстранить и заблокировать, сжигая покрышки? Свое собственное население. Это же не те люди, которых они априори считают не своими, нет. Это такие же, как они киевляне. И что? Посмотрите, сейчас есть какие угодно «кадры». Лучше вспомнить, с чего это всё начиналось. Посмотрите, что творилось в Киеве в 2013-2014 гг. Если кто-нибудь посмеет сказать, что это были мирные протесты, я вам хочу сказать, что ни с чем в мире, что действительно в мире является мирным протестом, это несопоставимо. Это полностью организованная срежиссированная история. Кто бы ни произносил эти вещи, нужно смотреть в их суть. О ней мы только что поговорили.
Вопрос: Вопрос в том, что это не является откровением для западного мира. Почему после таких «открытий» они продолжают оказывать поддержку Киеву?
Ответ: Они строили это неоукраинское «государство». Это то, что они хотели слепить. Западный мир не собирался делать новое демократическое сильное государство. Они собирались использовать развал Украины для того, чтобы применить её в качестве орудия против нашей страны. Всё. Если бы было нужно сделать Украину сильным государством, возможности для этого были. Никто не выступал бы против этого. Россия прокачивала бы через Украину свои ресурсы, которые шли бы в Европу, получала бы доход. Русскоязычное население, оставаясь гражданами Украины, имело бы возможность говорить на своём языке, общаться с родственниками, друзьями, торговля бы двигалась вперёд. Развитие Украины шло бы на западные инвестиции. Проблем бы не было. Все были не против такой схемы. Тридцать лет вопрос о Крыме никто не поднимал и никогда не поднимал бы дальше. Было заключено Соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. До какого года? И мы за это платили.
Всегда добросовестно и своевременно расплачивались за всё, что обещали Киеву. Западу не нужно было никакое благополучие Украины. Благополучие Украины – это стабильность в регионе. Кому на Западе нужна там стабильность?
Американцы на протяжении многих лет заявляли, что Европе нужно отказаться от российских энергоресурсов, а если они не откажутся сами и Россия не пойдёт на все условия, тогда они уничтожат эти проекты. Это было заявлено США. Если они даже внутри своего «западного» мира не заинтересованы в стабильности, какая она может быть на пространстве, к которому исторически не принадлежат?
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать высказывание по Крыму заместителя руководителя турецкого Управления по делам турок за рубежом и родственных сообществ?
Ответ: 22-25 декабря с.г. в Анатолийском Университете турецкого города Эскишехир прошла конференция, посвященная крымско-татарской проблематике. Прозвучавшие на ней со стороны представителей признанного в России экстремистским «Меджлиса крымско-татарского народа» традиционные антироссийские высказывания уже не удивляют – недаром эта структура была признана таковой. Однако вызывает сожаление тот факт, что заместитель руководителя государственного Управления по делам турок за рубежом и родственных сообществ С.Юсуф пошел на поводу у провокаторов из «меджлиса» и выразил пожелание провести следующее аналогичное мероприятие (очевидно, совместно с этими активистами русофобского движения) в Крыму, в Бахчисарае.
Расцениваем эти высказывания официального представителя исполнительной власти Турецкой Республики как неуместные и откровенно вредоносные, направленные против суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Считаем недопустимым заигрывать с экстремистскими организациями вроде «меджлиса», который открыто практикует антироссийскую деятельность. В очередной раз повторяем: подобная риторика наносит ущерб российско-турецким отношениям, противоречит проводимой главами двух государств линии на всестороннее развитие взаимовыгодного партнерства между Россией и Турцией.
Наших друзей – тех, кто искренне желает узнать правду о происходящем в российском Крыму и жизни проживающих там граждан всех национальностей, – мы всегда рады видеть в этой гостеприимной республике, в том числе в Бахчисарае. Приглашаем туда и наших турецких друзей.
Если г-н С.Юсуф захочет посетить Бахчисарай, ему для этого стоит общаться не с экстремистскими структурами, а с государственными структурами Российской Федерации, которые с удовольствием проинформируют его о том, как это можно сделать. Пускай сам поговорит с населением, пообщается и не будет опираться на ложную, представляемую экстремистской структурой информацию. Лучше встречаться с настоящими представителями крымско-татарского народа, причем не за границей, а на их родине, в Крыму.
Вопрос: Существует ли для России такой формат как Мюнхенская конференция по безопасности? Приглашены ли мы туда? Планирует ли российская делегация поехать на Мюнхенскую конференцию в 2023 г.? Видите ли Вы интерес России для участия в этом мероприятии? Считает ли Москва эту площадку перспективной для общения с западными коллегами?
Ответ: Буквально месяц назад уже отвечала на похожий вопрос. С тех пор наша позиция не изменилась.
Некогда уважаемая конференция превратилась в балаган с антироссийской направленностью, который под видом «выстраивания диалога с российским обществом» приглашает маргиналов, вскормленных на собственные деньги, ставит антироссийские задачи и потом приглашает их в качестве «независимых экспертов». Такая веселая «карусель». С кем там вести конструктивный диалог и что-то обсуждать?
Уровень экспертизы соответствующий. Неоднократно приводила этот пример. В феврале 2020 г., приехав на Мюнхенскую конференцию, российская делегация находилась в комнате, шла трансляция из зала заседания. Уже которую неделю, да и не первый месяц было понятно, что мир входит в новую ситуацию под названием пандемия COVID-19. Было удивительно слушать представителей западных государств, в очередной раз обвиняющих Россию в чем-то. Другие страны придумывали какие-то несуществующие истории. При этом параллельно бегущей строкой шла информация о том, что в странах Европы, во Франции зафиксированы первые случаи COVID-19. Италия уже «полыхала» из-за пандемии.
Диссонанс от того, что происходит «за окном» и к каким последствиям всё это может привести, и тем, что они обсуждали, был настолько очевидным, что не заметить это было невозможно. Всё, что они должны были обсуждать в феврале 2020 г., если они по-настоящему эксперты в вопросах политики и безопасности, это биозащита, кооперация, координация действий, логистики, сопряжения усилий по недопущению нераспространения, по помощи гражданам, чрезвычайным ситуациям и т.д. Ни слова об этом не было.
Через месяц всё это «прогремело» на весь мир. Вот уровень экспертизы. Два года мир не занимался ничем кроме как COVID-19. А за неделю до этого «лучшие» умы североатлантической стратагемы не могли предугадать то, что было уже очевидно даже обывателям.
Перспективными мы считаем лишь площадки, способные обеспечивать изложение всех точек зрения и объективно реагировать на реальность. Именно для этого подобные форумы и создаются. В нынешнем же формате Мюнхенская конференция является лишь продолжением западного мейнстрима по «демонизации» ряда стран. Как это поможет выходу из нынешнего кризиса – непонятно.
Если это «клуб западных интересов» с единственным желанием осудить Россию и Китай, пусть они там сами в себе и «варятся». Если организаторы смогут победить эту зависимость и отказаться от конфронтационной политики в отношении других стран, попыток исключить их из диалога, продемонстрируют настрой на обсуждение общей архитектуры безопасности, тогда, наверное, стоит подумать, как возможно по-новому взглянуть на эту структуру. Но при соблюдении всех вышеперечисленных моментов. Пока ничего похожего на это не просматривается.
Кроме того, вчера на эту тему высказался Министр иностранных дел России С.В.Лавров в интервью программе «Большая игра».
Вопрос: В интервью агентству ТАСС глава российского МИД С.В.Лавров сказал, что Россия не будет сотрудничать с русофобами, но продолжит «работать с теми немногими европейцами, кто ценит дружбу с Россией». Не могли бы Вы прокомментировать о каких именно европейцах идет речь? Кто в ЕС, по мнению МИД, ценит дружбу с Россией?
Ответ: Список недружественных стран опубликован, можете с ними ознакомиться.
Есть конструктивные силы, структуры и организации, продолжающие ведение бизнеса, проектов в интересах стран и народов в силу своей собственной ответственности перед лицом безопасности, будь то политической, военно-политической или энергетической безопасности. Они не ставят каких-то условий, не участвуют в антироссийских проектах. Это ответ на Ваш вопрос.
В указанном Вами интервью С.В.Лавров дал все необходимые пояснения. Если ещё раз кратко подводить итог, то мы, разумеется, готовы вести диалог с теми, кто открыт к равноправным отношениям. Говорили об этом неоднократно. Хотелось бы надеяться, что в странах Евросоюза со временем добавится лидеров, способных мыслить позитивно, ориентированных на созидание, а не на разрушение, готовых действовать в интересах европейского континента и своих конкретных стран, которые были бы готовы вести диалог, несмотря на разногласия.
Мне кажется, когда нет разногласий, это больше похоже на «хор одинаково поющих». Когда же есть, о чем поговорить и подискутировать, когда есть разные точки зрения, это называется диалог. Мы всегда будем открыты к этому. При этом не собираемся вести разговор с теми, кто действует разрушительно в отношении нашей страны.
Вопрос: Есть ли в настоящий момент у России планы вводить какие-либо ограничения в отношении прибывающих в страну граждан Китая из-за COVID-19?
Ответ: У меня такой информации нет.
Вопрос: Тирасполь заявляет, что Кишинев нарушает переговоры по урегулированию в Приднестровье, обсуждая законопроект о противодействии сепаратизму. Будет ли Москва поднимать этот вопрос и предпринимать какие-то действия по линии МИД как участник переговорного формата «5+2» по Приднестровью?
Ответ: Обратили внимание на принятый 22 декабря с.г. в первом чтении Парламентом Республики Молдова законопроект о внесении в молдавский Уголовный кодекс изменений, вводящих в юридический оборот такие понятия, как «сепаратизм» и «антиконституционный субъект».
Полагаем, что данная законотворческая инициатива была бы оправдана, если бы был окончательно урегулирован приднестровский конфликт. Пока, к сожалению, до этого далеко. Именно поэтому этот законопроект вызвал такую острую реакцию в Приднестровье. Не случайно Верховный Совет региона обратился к молдавским депутатам с призывом отказаться от его дальнейшего продвижения.
Со своей стороны отмечаем, что упомянутые поправки в молдавское законодательство размывают базовый принцип переговорного процесса приднестровского урегулирования – принцип равноправия сторон. Убеждены, что внесение подобных дополнений в молдавский УК не прибавит взаимопонимания в отношения между Кишиневом и Тирасполем на фоне охлаждения диалога между берегами Днестра и паузы в работе формата «5+2».
Рассчитываем, что молдавская сторона еще раз взвесит «добавленную стоимость» данного шага в контексте процесса приднестровского урегулирования.
Вопрос: Секретарь Совбеза Армении А.В.Григорян заявил, что сейчас для России создана возможность встать рядом с Арменией и защищать ее суверенитет, а в Ереване ожидают соответствующих действий. В разногласиях с Азербайджаном в Армении часто ждут помощи от Москвы как от своего союзника. Ориентируется ли Москва на союзнические отношения с Ереваном в армяно-азербайджанское урегулировании?
Ответ: Не хочу подробно останавливаться на том, что конкретно имел в виду упомянутый политический деятель. Если речь шла о российском содействии армяно-азербайджанской нормализации, то Россия опирается на весь комплекс трехсторонних договоренностей на высшем уровне, включая заявления от 9 ноября 2020 г., 11 января, 26 ноября 2021 г. и 31 октября 2022 г. Именно они составляют надежный фундамент для продвижения процесса урегулирования отношений Баку и Еревана.
Разумеется, мы учитываем, что нас связывают союзнические обязательства и с Арменией, и с Азербайджаном. Поэтому мы в качестве посредника неизменно занимаем такую позицию, которая позволяет эффективно выполнять эту функцию. Надеюсь, что в Армении об этом знают.
Если же речь идет об обязательствах в рамках ОДКБ, то в случае заинтересованности Еревана все остальные страны-члены Организации были бы готовы направить в Армению мониторинговую миссию.
Вопрос: Буквально час назад вышла новость, что Министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу сообщил о планах в ближайшее время провести переговоры с российским коллегой С.В.Лавровым. Намечается ли двусторонняя встреча?
Ответ: Нет информации о проведении каких-либо мероприятий. С Турцией поддерживаем диалог на уровне министров иностранных дел. В положительном ключе рассматриваем конкретные предложения турецкой стороны о последующих контактах.
Вопрос: Президент России В.В.Путин подписал указ об ответных мерах на введение потолка цен на российскую нефть. Согласно документу, с 1 февраля следующего года запрещается поставка нефтепродуктов покупателям, которые будут соблюдать «потолок» цен. При этом в указе предусмотрено возможное исключение «на основании специального решения президента». Из каких соображений Кремль принял такое решение и будут ли подобные меры со стороны Москвы в ответ на ограничение цен на газ?
Ответ: Неоднократно говорили о том, что введение так называемого «потолка цен» на российскую нефть – это антирыночная мера, которая нарушит цепочки поставок и может существенно осложнить ситуацию на глобальных энергетических рынках. Уверены, что ценовой диктат и формирование «картеля покупателей» создают крайне опасный прецедент для международной торговли.
Не случайно многие страны не поддерживают эту провокационную затею, прекрасно понимая, что сегодня ее нацеливают против России, а завтра по политическим или иным основаниям могут применить к любой другой стране или другим товарам.
Согласно Указу Президента с 1 февраля 2023 г. запрещаются поставки российских нефти и нефтепродуктов иностранным юридическим и физическим лицам при условии, что в контрактах на эти поставки прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены.
При нынешнем уровне цен установленный потолок просто абсурден. В перспективе он может создать серьезные проблемы и усилить неопределенность и волатильность на нефтяном рынке.
Что касается практических мер, хотели бы обратить внимание на пункт 7 Указа, в соответствии с которым право давать официальные разъяснения по вопросам применения этого Указа предоставлено Министерству энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Считаем важным подчеркнуть, что Россия остается одним из крупнейших поставщиков энергоносителей на мировые рынки и продолжит взаимодействие со странами, заинтересованными в равноправном взаимовыгодном сотрудничестве в энергетической сфере.
Вопрос: Министр иностранных дел России С.В.Лавров встречался недавно с руководителями российских СМИ, дал интервью ТАСС, перед этим выступал на совещании с постоянными членами Совбеза по концепции российской внешней политики, ответил на вопросы программы «Москва. Кремль. Путин». Как Вы думаете, исходя из этих и других выступлений Министра, что нового можно ожидать во внешней политике России в 2023 году? От чего придется отказаться?
Ответ: Сегодня опубликуем материал, подготовленный нашими экспертами, о внешнеполитических итогах 2022 года. Там Вы найдете все ответы.
Внешнеполитический курс России продиктован ее национальными интересами. Стратегические цели и приоритетные направления внешней политики остаются прежними. Это – обеспечение безопасности страны, ее суверенитета, территориальной целостности, создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития, сбережения и повышения благосостояния российского народа, а также упрочение позиций нашей страны как одного из центров развития современного мира.
Что касается методов и принципов реализации наших внешнеполитических приоритетов, то их переосмысление началось довольно давно, когда стало понятно, что мир необратимо движется в направлении многополярности. Наша спецоперация лишь ускорила многие начавшиеся до нее процессы, до предела обострила существовавшие противоречия.
В результате не просто на словах по отдельным пунктам у нас состоялась фиксация разногласий с Западом. Разговор в режиме «как ни в чем не бывало» с теми, кто делает все возможное, чтобы нанести России стратегическое поражение, исключен. Мы также ограничиваем нашу активность и участие в западоцентричных институтах. При этом занимаемся насыщением ткани сотрудничества с остальным миром, формированием сети механизмов взаимодействия, не зависимых от прихотей США или Евросоюза и направленных на поддержку справедливого равноправного и основанного на международном праве полицентричного миропорядка. У нас есть, с кем работать. На пространстве СНГ, на глобальном Востоке и Юге находятся наши основные партнеры и единомышленники.
Слышим немало разговоров о том, что нам надо быть осторожными, нас могут не поддержать или предать. Для этого есть стратегия, тактика, знание истории. В будущем может произойти что угодно. В прошлом Запад нас уже неоднократно предавал. Были две Отечественные войны, которые начинала не Россия, а Франция и Германия. После завершения «холодной войны» Москва протянула руку мира и дружбы в надежде на то, что с учетом всех ошибок будем строить новый мир, основанный на международном праве, с координирующей ролью ООН, нацеленный на равноправное взаимодействие. Видим, как «коллективный Запад» предал все эти идеалы.
Будем продолжать совместно отстаивать право устанавливать базовые принципы справедливого мироустройства и новые стандарты качества многостороннего взаимодействия.
Вопрос: Прошло заседание Коллегии МИД России и Минэкономразвития России по теме совершенствования координации внешнеэкономической деятельности. Как эту работу планируется строить в дальнейшем? Какое ведомство будет главным координатором и что означает «политико-дипломатическое сопровождение зарубежных проектов»?
Ответ: Политико-дипломатическое сопровождение проектов – это стандартная практически для всех государств мира форма работы, при которой загранучреждения (как правило, это торгово-политическая секция посольства или торгпредство) осуществляют информационную и консультативную помощь национальным компаниям, работающим в стране пребывания, а также защищают их законные интересы, в том числе в контактах с местными органами власти.
В дополнение к этому на сайте МИД России было опубликовано сообщение для СМИ по итогам заседания Коллегии.
Вопрос: Как Россия относится к обвинениям Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна о неисполнении российскими миротворцами своих обязательств в Карабахе?
Ответ: Уже неоднократно комментировали данный вопрос. В том числе 23 декабря с.г. на нем подробно остановился Министр иностранных дел России С.В.Лавров в ходе совместной пресс-конференции по итогам встречи со своим азербайджанским коллегой Д.А.Байрамовым. На наших еженедельных брифингах высказывались на этот счет.
Вопрос: Что дала встреча лидеров стран СНГ в плане нормализации этой ситуации?
Ответ: По распределению функциональных обязанностей комментарии по саммитам дают по линии Администрации Президента. Большая просьба соблюдать установленный формат.
Вопрос: Министр иностранных дел Украины Д.И.Кулеба заявил, что Киев намерен провести мирный саммит на площадке ООН в феврале 2023 г. Далее он заявил, что действия Москвы на линии фронта противоречат ее призывам к миру. Как бы Вы прокомментировали это заявление?
Ответ: Уже достаточно подробно высказалась по поводу неадекватного предложения относительно саммита с предварительными условиями участия различных стран.
Относительно того, что действия Москвы на линии фронта якобы противоречат ее призывам к миру, то кто бы говорил. Напомню, Президент Украины В.А.Зеленский подписал соответствующий указ, закрепляющий на законодательном уровне запрет на ведение переговоров с российской стороной. Больше нечего обсуждать. Какая им разница, что происходит с переговорами? Если они сами себе запретили их вести. Лучше бы Д.И.Кулеба рассказывал, в каком состоянии В.А.Зеленский подписывал эти документы и кто ему такое насоветовал. За нас ни говорить, ни думать не надо. Сами умеем это делать.
Вопрос: В понедельник Украина опубликовала официальное заявление, в котором объявила о своей инициативе лишить Россию статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН и исключить ее из ООН. В заявлении утверждалось, что Российская Федерация «никогда не проходила юридическую процедуру для принятия в члены и, следовательно, незаконно занимает место Советского Союза в Совете Безопасности ООН». Как Вы оцениваете это заявление?
Ответ: Это заявил украинский МИД? То есть он считает, что Россия не проходила какие-то процедуры в ООН? Уже сказала, что комментировать это не считаю необходимым. Украинцы периодически придумывают какие-то вещи.
Это совершенно извращенная логика. С точки зрения МИД Украины, все решения, принятые в СБ ООН с момента прекращения существования Советского Союза и занятия его места по праву Россией, нелегитимны? Если наше присутствие было нелегитимным, значит, решения тоже? Может, они договорятся до того, что и распада СССР не было? Интересно послушать. Как будто беллетристику читаешь. Это все не имеет никакого отношения к международному праву, реальности, дипломатии.
Вопрос: Уже 18 дней заблокирован Лачинский коридор. Учитывая, что Россия фактически не в состоянии самостоятельно принудить Азербайджан выполнять трёхстороннее заявление от 9 ноября 2020 года, встает вопрос, возможно ли сотрудничество сопредседателей Минской группы ОБСЕ в этом вопросе? Россия, США и Франция занимают примерно одинаковую позицию относительно разблокирования Лачинского коридора и в целом предотвращения гуманитарного кризиса в Арцахе. Возможно ли задействование аэропорта Степанакерта для поставок грузов в Арцах?
Ответ: Вопрос задействования аэропорта – не в компетенции Министерства иностранных дел России.
Что касается Минской группы ОБСЕ, то кто заблокировал ее работу? Это была не Россия. Министр иностранных дел России С.В.Лавров недавно четко высказался о нынешнем состоянии Группы. Добавить к этому нечего.
Критика в адрес России и Российского миротворческого контингента в данной ситуации неприемлема. Неоднократно говорили, что российские миротворцы делают все возможное для урегулирования обстановки «на земле». Никакие публичные нападки делу не помогают. Работаем над улучшением ситуации.
Вопрос: Несколько часов назад Премьер-министр Армении Н.В.Пашинян на заседании правительства заявил, что если Россия по объективным или субъективным причинам не в состоянии обеспечить стабильность в Нагорном Карабахе, то необходимо инициировать обсуждение в СБ ООН о получении мандата для российских миротворцев или отправке туда дополнительного многонационального миротворческого контингента. Также сказал, что хотя Армения является убежденным сторонником присутствия миротворцев, но для Еревана неприемлемо всё более видимое поведение российского миротворческого контингента, который становится молчаливым свидетелем этнической зачистки в Нагорном Карабахе. Как Вы это прокомментируете?
Ответ: Кто-то может ответственно заявить, что без российского миротворческого контингента было бы лучше? Думаю, ответ очевиден.
Можно сколько угодно говорить о повышении эффективности. Разрешением ситуации сейчас занимаются. Но заявлять подобные вещи – это не понимать реалий «на земле».
Вопрос: Секретарь Совета безопасности Армении А.В.Григорян в интервью армянским СМИ заявил, что стратегический союзник страны Россия принуждает Армению предоставить коридор через свою суверенную территорию Азербайджану, а также присоединиться к Союзному государству России и Белоруссии. Есть ли вообще в повестке двусторонних отношений Армении и России вопрос присоединения Армении к Союзному государству или предоставления через армянскую территорию неподконтрольного Армении коридора Азербайджану?
Ответ: На кого и на какие факты ссылаются люди, которые говорят, что их принуждают? Есть какие-то доказательства? Как происходило «принуждение»: в дружественной обстановке, за бокалом красного вина или жёстко? Это надо понять. Как это всё происходило? Или вышел человек и говорит: знаю, что принуждали, но не помню кто и как? Должны быть хоть какие-то факты.
Если люди делают подобные заявления не предоставляя факты и упоминают страну, предъявляя ей претензии, то будьте добры, подкрепите это фактами. Ведь это факты, на которые якобы ссылаются, что они были. Покажите и расскажите. Тогда можно будет что-то дополнительное сказать к тому, что было заявлено, в том числе пресс-секретарём Президента России Д.С.Песковым. Он прокомментировал четко, что никто из российских чиновников никогда не говорил о присоединении Армении к Союзному государству, а также дал оценку приведенным Вами высказываниям А.В.Григоряна.
То же самое можно сказать и применительно к утверждению о том, что мы якобы навязываем Еревану некий неподконтрольный ему коридор через территорию Армении. Это – фейк. В соответствии с Заявлением лидеров России, Армении и Азербайджана от 11 января 2021 г. в рамках Трехсторонней рабочей группы по разблокированию всех экономических и транспортных связей в регионе обсуждаются различные пути открытия коммуникаций. В их числе – вопросы, связанные с восстановлением движения по железнодорожной ветке на юге Армении. Один из принципов этой работы, который не оспаривается ни Баку, ни Ереваном, таков, что суверенитет над маршрутами принадлежит той стороне, по чьей территории они пролегают.
Вопрос: На днях прошла встреча министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии в Кайсери. Министр национальной обороны Турции Х.Акар заявил, что к 2025 г. армия Азербайджана должна соответствовать всем требованиям и стандартам Вооруженных сил Турции. По его словам, «Вооруженные силы Азербайджана и Турции становятся единым организмом и будут выполнять общие задачи и цели стоящие перед двумя государствами».
Как в Москве относятся к столь тесной интеграции в военной сфере Азербайджана с одной из ведущих стран НАТО? Или все претензии России к проникновению НАТО на постсоветское пространство не касаются Турции?
Ответ: Мы уже говорили, что у каждой страны есть суверенное право развивать военное и военно-техническое сотрудничество с другими государствами.
При этом регулярно доводим до партнёров в регионе тезис о том, что такое взаимодействие не должно быть направлено против третьих стран и нарушать сложившийся баланс сил в Закавказье. Это в равной степени относится к этой ситуации.
Вопрос: 25 декабря 2022 г. в Париже один террорист напал на курдский культурный центр, убил трех курдских активистов, ещё ранены 3 человека. Десять лет назад, в январе 2013 года, в центре Парижа были убиты еще трое курдов. Какова позиция России в отношении убийства курдов в Париже?
Ответ: Действительно, вечером 25 декабря с.г. в результате стрельбы возле Курдского культурного центра в Париже были убиты трое лиц курдского происхождения и еще трое получили ранения. По информации прокуратуры Парижа, против нападавшего (который находится в предварительном заключении,) возбуждено уголовное дело по статьям «убийство или покушение на убийство на почве ненависти по расовым, этническим, национальным или религиозным признакам» и «незаконное владение оружием».
Французские официальные власти заявляют, что на данном этапе не имеют оснований квалифицировать это преступление как террористический акт. По сообщениям французских СМИ, нападавший, ранее уже совершавший противоправные действия в отношении мигрантов, объяснил свой поступок тем, что является «расистом» и «питает паталогическую ненависть к иностранцам». Есть основания подозревать у него определенные психологические расстройства, которые ещё должна подтвердить назначенная экспертиза.
По предварительным данным следствия, целью совершенного нападения были не непосредственно лица курдского происхождения, а иностранцы в принципе. Что касается событий в Париже в январе 2013 г., когда были убиты трое членов Рабочей партии Курдистана, в данном случае, как представляется, вряд ли стоит проводить какие-то параллели.
Во-первых, ответ на этот вопрос должно дать следствие и суд. Во-вторых, хотели бы обратить внимание на общий рост ксенофобии и враждебного отношения к неэтническим французам и мигрантам во Франции. В последнее время в стране заметно активизировались ультраправые силы и неонацистские группировки. В этой связи французское правительство должно было бы озаботиться растущей радикализацией общества и более внимательно отнестись к росту ксенофобских и расистских настроений.
Можем отметить антироссийскую направленность заявлений, которые слышим из Франции от целого ряда деятелей, которые впрямую призывают к антироссийским шагам. Это же тоже проявление ксенофобии и ненависти. Иногда они это прячут за словами «культура отмены». На самом деле, механизм у этого один и тот же – нетерпимость к тем, кто не такой, как ты.
Вопрос: Ожидаете ли Вы стремление к диалогу от нового Посла США в России Л.Трейси, которую недавно утвердили на эту должность?
Ответ: Мы не раз комментировали эту тему. В частности, в ходе брифинга 15 декабря с.г. и отметили, что человеку, желающему работать в России (это практика, применяющаяся всеми странами, возможно, у каких-то стран есть свои представления, но в нашей стране придерживаемся традиционного взгляда на дипломатию) в качестве посла нужно демонстрировать настрой на профессиональную, конструктивную работу во избежание дальнейшего (непоправимого) ухудшения диалога США с нашей страной. Исходим из того, что это должно быть основной частью функционала у американского посла: демонстрация желания, умения и возможностей конструктивно работать и выправлять эту ситуацию.
Хочу также обратить Ваше внимание на опубликованное 23 декабря с.г. на сайте Министерства интервью директора Департамента Северной Америки МИД России А.Н.Дарчиева информационному агентству ТАСС. В нем он отметил, что, на наш взгляд, важно, чтобы глава дипмиссии ориентировалась не на ухудшение и без того находящихся на последнем издыхании отношений, а старалась хотя бы сохранить их на нынешнем уровне, попытавшись сделать их лучше.
Разговаривать и договариваться все равно придется. Для этого надо отказаться от менторства и, в плохом смысле, мессианства, которые в нынешних условиях попросту неуместны. Это и есть настоящая дипломатия, которая должна строиться на уважении к истории, культуре и ценностям страны пребывания.
Вопрос: Президент России заявил о своей уверенности в том, что определённые круги в Польше хотят забрать западные территории современной Украины. «Что касается властей Польши... Там националистические элементы спят и видят вернуть так называемые свои исторические территории, то есть забрать западные территории, которые Украина получила в результате решений И.В.Сталина после Второй мировой войны», - сказал В.В.Путин на встрече с членами СПЧ 7 декабря 2022 г. Стоит также отметить законопроект Верховной Рады Украины №7550 от 28.07.2022 про «Особый правовой статус в Украине», где польским гражданам на Украине присваивается особый статус. Kак Вы оцениваете возможные процессы по отторжению Польшей западных земель Украины? Каков тут интерес главного инвестора украинского проекта?
Ответ: Вы ссылаетесь на выступление Президента России В.В.Путина 7 декабря 2022 г., а 15 декабря с.г. на нашем брифинге подробнейшим образом комментировали эту тему и приводили факты, цитаты и данные. Не могу это всё повторять, потому что это был масштабный материал.
Действительно целый ряд политических, общественных и «глубинных» деятелей структур в Польше проводят такую линию. Что касается официальных заявлений, то многое остается за кадром или имеет благостную риторику. Многое свидетельствует об обратном.
Вопрос: 2023 г. очень важен для демократии в Пакистане, потому что в этом году в стране пройдут всеобщие выборы, в результате демократического процесса к власти придет новое правительство. Надеется ли Россия, что новое правительство выведет пакистано-российские отношения на новый уровень?
Ответ: Исламская Республика Пакистан – это важный внешнеполитический партнер России, отношения с которым имеют самостоятельную ценность и не подвержены колебаниям внешнеполитической конъюнктуры. Убеждены, что положительная динамика нашего взаимодействия будет сохраняться при любом правительстве, поскольку в его основе лежит забота о благополучии наших народов.
Вопрос: Вслед за США и Великобританией Саудовская Аравия и Австралия также посоветовали своим гражданам соблюдать меры предосторожности и ограничить передвижение из-за возможности теракта в Исламабаде. Несколько дней назад в Исламабаде не удалось совершить теракт смертника. С другой стороны, афганские талибы начали оказывать материально-техническую поддержку запрещенной организации «Техрик-е Талибан Пакистан». В каком контексте Россия видит эту ситуацию?
Ответ: На прошлой неделе мы решительно осудили организаторов теракта в Исламабаде 23 декабря с.г.
Россия солидарна с Пакистаном перед лицом этой глобальной угрозы. На фоне возросшей террористической активности в ряде провинций страны подтверждаем нацеленность на укрепление конструктивного сотрудничества с Исламской Республикой Пакистан по контртерроризму как в многосторонних форматах, прежде всего ООН и ШОС, так и на двусторонней основе.
Вопрос: Как Вы знаете, 92 News UK и 92 News Пакистан широко освещают Россию, представляя своим зрителям все аспекты специальной военной операции российской армии на Украине и русской культуры в наилучшей форме. Недавно 92 News UK отпраздновал свой юбилей, мы будем рады, если Вы скажете несколько хороших слов о канале?
Ответ: Мы приветствуем стремление вашего телеканала объективно информировать своих зрителей в Пакистане и за его пределами о событиях в России с опорой на проверенные источники, на факты, используя непосредственный контакт. Вы задаёте вопросы, а мы на них отвечаем в прямом эфире.
Подчёркиваем необходимость для всех придерживаться объективной подачи материалов, а не тенденциозной позиции и ангажированного подхода, оставаясь на позициях профессиональной журналистики.
К сожалению, видим, как многие (в том числе и на Западе) создают видимость непредвзятости и ведут агрессивную информационную войну, прикрываясь журналистскими аккредитациями и высоким статусом журналиста.
Надеюсь, что продолжим с Вашим телеканалом и его представителями то самое истинное взаимодействие, которое должно быть между журналистами, органами государственной власти на основе уважения, профессионального подхода, объективности, фактологии и проверки информации.
Вопрос: Подводя итоги года, считаете ли Вы, что удалось прорвать информационную блокаду России со стороны «коллективного Запада»? Удалось ли разоблачить фейковую компанию против СВО на Украине?
Ответ: Отвечая на Ваш вопрос относительно того, удалось ли прорвать информационную блокаду Запада, могу Вам сказать, что Запад «подорвался» на своей пропаганде. Это точно. То количество мин, растяжек и взрывных устройств информационного плана, которые были расставлены западным мейнстримом, сыграли с ними страшную и злую шутку.
Западники стали заложниками своей собственной лжи и вранья. Они использовали всю свою мощь (а они мощные) по раскрутке фейков, которые провалились, тем самым показав миру всю эту жуткую неприглядность своего вранья. Они начали прямым текстом обличать сами себя, рассказывая о нежелании и ненамерении выполнять Минские договорённости, о накачивании, как бы «укрепляя» Украины вооружениями (хотя просто тянули время), а также раскручивая темы «зверств» в Буче и Мариуполе. При этом всему миру очевидно, что за этим стоит постановочный сценарий. Таких примеров много.
***
Благодарю Вас за наше взаимодействие в этом году. Поздравляю с Наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю всем сил и терпения в этом правильном деле – отстаивание правды, истины и стремление к свету. Мира, благополучия и добра!