• - Кризис на Украине возник не на пустом месте, и уж точно не по вине России. Во многом он был спровоцирован Западом, который использовал растущее в украинском обществе недовольство и протестные настроения для отрыва страны от России, создания на наших юго-западных рубежах источника постоянной напряженности.

    Формальным поводом послужило принятое в ноябре 2013 г. решение украинского руководства во главе с В.Ф.Януковичем отложить подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Оно было преподнесено оппозиционными и националистическими силами как предательство интересов страны и стало, по сути, «спусковым крючком» для формирования широкого антиправительственного движения, пользовавшегося медийной и финансовой поддержкой из-за рубежа. В центре Киева на «Площади независимости» («Майдане незалежности») были организованы уличные протесты, которые быстро переросли в жесткое противостояние с подразделениями правопорядка.

    - 21 февраля 2014 г. было подписано соглашение между бывшим президентом Украины В.Януковичем и в то время лидерами оппозиции А.Яценюком, В.Кличко и О.Тягнибоком об урегулировании политического кризиса на Украине, которое засвидетельствовали министры иностранных дел Германии и Польши, политдиректор МИД Франции. Первым пунктом этого соглашения было обязательство создать правительство национального единства, после чего этот орган занялся бы подготовкой конституционной реформы, которая бы устроила всех на Украине. На основе новой Конституции должны были состояться всеобщие выборы.

    Несмотря на это, под давлением лидеров майдана Верховная Рада Украины 22 февраля 2014 г. приняла постановление о «самоустранении» В.Ф.Януковича от выполнения обязанностей Президента Украины, хотя президент продолжал находиться на территории Украины и не делал заявлений о сложении полномочий. Вместо правительства национального единства было объявлено о формировании «правительства победителей». Таким образом, в нарушение Конституции, был осуществлен неприкрытый госпереворот. При этом США и ЕС не стали требовать соблюдения Соглашения от 21 февраля 2014 г., а предпочли констатировать «смену власти» на Украине.

    - Произошедший в Киеве путч привел к резкой поляризации украинского общества, что создало предпосылки для вооруженного гражданского конфликта. Украинские ультрарадикалы направили все силы для захвата власти в остальных регионах страны. Все это сопровождалось насилием, ущемлением прав местного населения: постоянно звучали призывы к чуть ли не полному запрету русского языка, люстрации, ликвидации оппозиционных партий и организаций, закрытию неугодных СМИ, снятию ограничений на пропаганду неонацистской идеологии.

    - Совершенно естественно, что здравомыслящие люди в Крыму и на юго-востоке Украины не могли спокойно на это реагировать. Именно тогда возникло движение сопротивления против преступных действий национал-экстремистов, началось стихийное формирование сил народного ополчения. Дальнейшие события в Донбассе наглядно показали, какая судьба могла ждать Крым, не провозгласи он свою независимость и стремление вернуться в состав России.

    Новые «майданные власти» поспешили принять меры по вооруженному подавлению протестов на юго-востоке Украины. Реакции США и стран ЕС на развязанную Киевом т.н. «антитеррористическую операцию» в Донбассе не последовало, хотя в период антиправительственных выступлений они жестко требовали от В.Ф.Януковича не применять силу к протестующим.

    - 21 марта 2014 г. на Украине приступила к работе Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ, в мандат которой входит сбор информации об обстановке в области безопасности, информирование об инцидентах, установление фактов нарушения принципов и обязательств ОБСЕ, мониторинг за соблюдением прав человека и основных свобод, включая права нацменьшинств, содействие диалогу на местах с целью снижения напряженности.

    - 17 апреля 2014 г. в Женеве состоялась встреча министров иностранных дел России, США, Украины и Высокого представителя Евросоюза по иностранным делам, по итогам которого было принято заявление о необходимости немедленно начать широкий общенациональный диалог с целью осуществления конституционной реформы, основанной на принципах децентрализации. Его претворение в жизнь позволило бы избежать гражданской войны в Донбассе. Из-за обструкции со стороны Киева реализовать положения женевского документа не удалось.

    - По мере разрастания военного противостояния на юго-востоке Украины на первый план вышла задача немедленного прекращения огня. Очередная попытка была предпринята после того, как Президент России вместе с Президентами Украины, Франции и Канцлером ФРГ на торжествах в Нормандии по случаю 70-летия открытия второго фронта договорились запустить переговорный процесс по поиску мирного решения конфликта в Донбассе в рамках так называемого «нормандского формата». Министры иностранных дел России, Украины, Франции и Германии 2 июля 2014 г. на встрече в Берлине приняли заявление с призывом о немедленном и безусловном прекращении огня.

    - 3 сентября 2014 г. Президент России В.В.Путин выступил с инициативами по стабилизации обстановки в Донбассе. Их ключевые элементы – прекращение активных наступательных операций вооруженных формирований ополчения юго-востока, отвод вооруженных подразделений силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами РСЗО, исключение применения боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов зоне конфликта, осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и оперативной обстановкой, обмен удерживаемыми лицами без каких-либо условий по принципу «всех на всех», открытие гуманитарных коридоров для беженцев и доставки помощи в пострадавшие районы, начало ремонтных работ по восстановлению разрушенной жизнеобеспечивающей инфраструктуры.

    - По итогам состоявшихся в Минске 5 и 19 сентября 2014 г. заседаний Контактной группы с участием представителей Киева, Донецка и Луганска, а также посредников от России и ОБСЕ, были подписаны документы: Протокол относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины и инициатив Президента России, а также Меморандум по соблюдению режима прекращения огня на Украине.

    - В январе-феврале 2015 г. обстановка на юго-востоке вновь резко обострилась. Во избежание дальнейшей эскалации ситуации в регионе Президент Российской Федерации 15 января 2015 г. направил Президенту Украины послание относительно необходимости неукоснительного выполнения сторонами конфликта режима «тишины» и соблюдения достигнутых в сентябре 2014 г. в Минске договоренностей об отводе тяжелой артиллерии от линии соприкосновения. В результате интенсивной совместной работы лидеров стран «нормандской четверки» с участием представителей Донецка и Луганска в Минске 12 февраля 2015 г. удалось добиться подписания «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», который 17 февраля 2014 г. был одобрен резолюцией 2202 СБ ООН. Ключевой посыл документа – прямой диалог сторон конфликта – Киева, Донецка и Луганска, синхронизация шагов в области безопасности (прекращение огня, разведение противоборствующих сил, отвод вооружений от линии соприкосновения) с политическим аспектами урегулирования (предоставление Донбассу закрепленного в Конституции на постоянной основе особого статуса, проведение местных выборов, осуществление всеобщей амнистии).

    - По существу Киев так и не выполнил ни одного из пунктов этого документа. Более того, он пытается грубо искажать суть имеющихся договоренностей и очередность их выполнения, подрывает эффективность и авторитет Контактной группы, ссылаясь на «нелегитимность» представителей Донбасса.

    Вопреки положениям минского «Комплекса мер», решению Верховного суда Украины от 4 сентября 2018 г., призывам ООН, ЕС и т.д. не сдвигается с мертвой точки и вопрос выплаты жителям Донбасса пенсий и социальных пособий. С декабря 2017 г. буксует процесс обмена удерживаемых лиц по принципу «всех на всех».

    15 марта 2017 г. Украина узаконила введенную ранее де-факто тотальную торгово-экономическую и транспортную блокаду Донбасса. В 2018-2019 гг. киевскими властями приняты законодательные и нормативные акты, идущие вразрез с Минскими соглашениями и затрудняющие возможность восстановления национального согласия: законы «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» (о «реинтеграции» региона), «Об образовании», «Об обеспечении украинского языка как государственного» и др.

    - В настоящее время переговорный процесс по внутриукраинскому урегулированию идет параллельно по нескольким переговорным трекам. Основным форматом, где обсуждаются и принимаются решения по всем аспектам реализации «Комплекса мер», является Контактная группа под руководством Спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ (сейчас австриец М.Сайдик) и ее четыре подгруппы (по вопросам безопасности, политическим, социально-экономическим и гуманитарным аспектам), в которых участвуют стороны конфликта - Киев, Донецк и Луганск, а также посредники в лице России и ОБСЕ.

    «Нормандский формат» в составе России, Украины, Германии и Франции (функционирует на разных уровнях, в т.ч. на высшем – в 2015-2016 гг. состоялись саммиты в Париже и Берлине) отслеживает ход выполнения Минских соглашений и работу Контактной группы, инициирует варианты решений, которые затем должны быть одобрены в Контактной группе. Однако подменять ее собой, брать на себя функцию принятия основополагающих решений «нормандский формат» не может в силу отсутствия там представителей Донецка и Луганска.

    Обмен мнениями о путях внутриукраинского урегулирования ведется (с мая 2015 г.) и в рамках отдельных консультаций между помощником Президента России В.Ю.Сурковым и спецпредставителем Госдепартамента США по Украине (с 2017 г. - К.Волкер, сменивший на этом посту зам. Госсекретаря США В.Нуланд).

    - В сентябре 2017 г. Россия внесла в Совет Безопасности ООН свой проект резолюции об учреждении миссии ООН по содействию охране СММ ОБСЕ. Реакция западников и Украины была негативной. Они настаивают на более радикальном варианте «поэтапного развертывания» миссии ООН в Донбассе. По сути, речь идет об «оккупации» «голубыми касками» территории региона, создании гражданской администрации с полицейским компонентом, организации выборов под эгидой ООН. Ни про диалог с Донбассом, ни про синхронизацию военных шагов с политическими аспектами урегулирования в этом варианте нет ни слова. Российский проект резолюции Совбеза ООН – реальная основа для компромисса. Он не подменяет собой Минские соглашения, роль Контактной группы, «нормандского формата» и миссии ОБСЕ.

    - Россия исходит из того, что Минские соглашения являются единственной основой преодоления кризиса на Украине. Альтернативы им нет. Без прямого диалога Киева с Донецком и Луганском сделать это невозможно. Это - ключ к внутриукраинскому урегулированию. Для реализации достигнутых в Минске договоренностей требуется политическая воля, которой явно не хватало тем, кто руководил страной последние пять лет.

     

    ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ

     

     

    Заявление МИД России в связи с односторонними ограничительными мерами ЕС в ответ на признание Российской Федерацией независимости Донецкой и Луганской народных республик

    351-24-02-2022

    Европейский союз решил поддержать нелегитимную практику США по введению односторонних ограничительных мер в отношении России. Вместо анализа произошедшего и критического осмысления своей роли в ситуации в ДНР и ЛHP в Евросоюзе прибегли к санкционному инструментарию. Ошибочно полагая, что он эффективен. Вопреки общепринятым международным нормам, есовские рестрикции затронули и представителя МИД России.

    Хотим еще раз напомнить. У западных стран нет монополии на международное право и на движущие силы международного развития. Ни ЕС, ни НАТО, как гласит ст. 8 принятой на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г. Хартии европейской безопасности, «не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо его часть как сферу своего влияния». Никто не уполномочивал ЕС решать проблемы войны и мира в Европе, такой международно-правовой прерогативой владеет только СБ ООН.

    В случае с суверенными ДНР и ЛНР есовцы даже не потрудились вникнуть в историческую правду. Предпринять шаги по обеспечению законных интересов жителей Донбасса, их человеческого достоинства и стремления к мирной жизни на своей земле, которые откровенно нарушались на протяжении 8 лет. Где были представители Евросоюза, когда режим в Киеве вводил социально-экономическую блокаду ДНР и ЛНР, отдавал приказы об обстрелах городов юго-востока страны, убивая мирное население? Когда Верховная Рада штамповала законы, откровенно ущемляющие права русскоговорящего населения Украины, открыто нарушая свои обязательства по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенции ООН о правах ребенка, Протоколу 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Рамочной Конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств, Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, документу Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ и другим документам?

    Вместо этого Евросоюзом проводилась политика покрывательства ультранационалистического украинского режима, ответственного за разрушение своей собственной страны и дестабилизацию ситуации в Европе. После открытой поддержки антиконституционного госпереворота на Украине в 2014 г. ЕС в очередной раз предал европейские идеалы уважения фундаментальных прав и свобод человека, пытаясь наказать народы ДНР и ЛНР за их демократический выбор и самоопределение. Лицемерие возведено в ранг политики.

    Наши неоднократные сигналы Киеву и его западным кураторам о необходимости остановить насилие в Донбассе, выполнить минский «Комплекс мер» услышаны не были. Для них население ДНР и ЛНР – лишь разменная монета. Даже после признания Россией независимости этих республик обстрелы не только не прекратились, но и усилились. В этих условиях принято решение о проведении специальной военной операции, призванной остановить трагедию на Украине, которая началась после незаконного госпереворота в 2014 г.

    Очередные недружественные шаги ЕС против России, а также братских нам ДНР и ЛНР не смогут остановить поступательное развитие наших государств и оказание им помощи. В соответствии с базовым для международного права принципом взаимности нами будут приняты жесткие ответные меры.