- Кризис на Украине возник не на пустом месте, и уж точно не по вине России. Во многом он был спровоцирован Западом, который использовал растущее в украинском обществе недовольство и протестные настроения для отрыва страны от России, создания на наших юго-западных рубежах источника постоянной напряженности.
Формальным поводом послужило принятое в ноябре 2013 г. решение украинского руководства во главе с В.Ф.Януковичем отложить подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Оно было преподнесено оппозиционными и националистическими силами как предательство интересов страны и стало, по сути, «спусковым крючком» для формирования широкого антиправительственного движения, пользовавшегося медийной и финансовой поддержкой из-за рубежа. В центре Киева на «Площади независимости» («Майдане незалежности») были организованы уличные протесты, которые быстро переросли в жесткое противостояние с подразделениями правопорядка.
- 21 февраля 2014 г. было подписано соглашение между бывшим президентом Украины В.Януковичем и в то время лидерами оппозиции А.Яценюком, В.Кличко и О.Тягнибоком об урегулировании политического кризиса на Украине, которое засвидетельствовали министры иностранных дел Германии и Польши, политдиректор МИД Франции. Первым пунктом этого соглашения было обязательство создать правительство национального единства, после чего этот орган занялся бы подготовкой конституционной реформы, которая бы устроила всех на Украине. На основе новой Конституции должны были состояться всеобщие выборы.
Несмотря на это, под давлением лидеров майдана Верховная Рада Украины 22 февраля 2014 г. приняла постановление о «самоустранении» В.Ф.Януковича от выполнения обязанностей Президента Украины, хотя президент продолжал находиться на территории Украины и не делал заявлений о сложении полномочий. Вместо правительства национального единства было объявлено о формировании «правительства победителей». Таким образом, в нарушение Конституции, был осуществлен неприкрытый госпереворот. При этом США и ЕС не стали требовать соблюдения Соглашения от 21 февраля 2014 г., а предпочли констатировать «смену власти» на Украине.
- Произошедший в Киеве путч привел к резкой поляризации украинского общества, что создало предпосылки для вооруженного гражданского конфликта. Украинские ультрарадикалы направили все силы для захвата власти в остальных регионах страны. Все это сопровождалось насилием, ущемлением прав местного населения: постоянно звучали призывы к чуть ли не полному запрету русского языка, люстрации, ликвидации оппозиционных партий и организаций, закрытию неугодных СМИ, снятию ограничений на пропаганду неонацистской идеологии.
- Совершенно естественно, что здравомыслящие люди в Крыму и на юго-востоке Украины не могли спокойно на это реагировать. Именно тогда возникло движение сопротивления против преступных действий национал-экстремистов, началось стихийное формирование сил народного ополчения. Дальнейшие события в Донбассе наглядно показали, какая судьба могла ждать Крым, не провозгласи он свою независимость и стремление вернуться в состав России.
Новые «майданные власти» поспешили принять меры по вооруженному подавлению протестов на юго-востоке Украины. Реакции США и стран ЕС на развязанную Киевом т.н. «антитеррористическую операцию» в Донбассе не последовало, хотя в период антиправительственных выступлений они жестко требовали от В.Ф.Януковича не применять силу к протестующим.
- 21 марта 2014 г. на Украине приступила к работе Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ, в мандат которой входит сбор информации об обстановке в области безопасности, информирование об инцидентах, установление фактов нарушения принципов и обязательств ОБСЕ, мониторинг за соблюдением прав человека и основных свобод, включая права нацменьшинств, содействие диалогу на местах с целью снижения напряженности.
- 17 апреля 2014 г. в Женеве состоялась встреча министров иностранных дел России, США, Украины и Высокого представителя Евросоюза по иностранным делам, по итогам которого было принято заявление о необходимости немедленно начать широкий общенациональный диалог с целью осуществления конституционной реформы, основанной на принципах децентрализации. Его претворение в жизнь позволило бы избежать гражданской войны в Донбассе. Из-за обструкции со стороны Киева реализовать положения женевского документа не удалось.
- По мере разрастания военного противостояния на юго-востоке Украины на первый план вышла задача немедленного прекращения огня. Очередная попытка была предпринята после того, как Президент России вместе с Президентами Украины, Франции и Канцлером ФРГ на торжествах в Нормандии по случаю 70-летия открытия второго фронта договорились запустить переговорный процесс по поиску мирного решения конфликта в Донбассе в рамках так называемого «нормандского формата». Министры иностранных дел России, Украины, Франции и Германии 2 июля 2014 г. на встрече в Берлине приняли заявление с призывом о немедленном и безусловном прекращении огня.
- 3 сентября 2014 г. Президент России В.В.Путин выступил с инициативами по стабилизации обстановки в Донбассе. Их ключевые элементы – прекращение активных наступательных операций вооруженных формирований ополчения юго-востока, отвод вооруженных подразделений силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами РСЗО, исключение применения боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов зоне конфликта, осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и оперативной обстановкой, обмен удерживаемыми лицами без каких-либо условий по принципу «всех на всех», открытие гуманитарных коридоров для беженцев и доставки помощи в пострадавшие районы, начало ремонтных работ по восстановлению разрушенной жизнеобеспечивающей инфраструктуры.
- По итогам состоявшихся в Минске 5 и 19 сентября 2014 г. заседаний Контактной группы с участием представителей Киева, Донецка и Луганска, а также посредников от России и ОБСЕ, были подписаны документы: Протокол относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины и инициатив Президента России, а также Меморандум по соблюдению режима прекращения огня на Украине.
- В январе-феврале 2015 г. обстановка на юго-востоке вновь резко обострилась. Во избежание дальнейшей эскалации ситуации в регионе Президент Российской Федерации 15 января 2015 г. направил Президенту Украины послание относительно необходимости неукоснительного выполнения сторонами конфликта режима «тишины» и соблюдения достигнутых в сентябре 2014 г. в Минске договоренностей об отводе тяжелой артиллерии от линии соприкосновения. В результате интенсивной совместной работы лидеров стран «нормандской четверки» с участием представителей Донецка и Луганска в Минске 12 февраля 2015 г. удалось добиться подписания «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», который 17 февраля 2014 г. был одобрен резолюцией 2202 СБ ООН. Ключевой посыл документа – прямой диалог сторон конфликта – Киева, Донецка и Луганска, синхронизация шагов в области безопасности (прекращение огня, разведение противоборствующих сил, отвод вооружений от линии соприкосновения) с политическим аспектами урегулирования (предоставление Донбассу закрепленного в Конституции на постоянной основе особого статуса, проведение местных выборов, осуществление всеобщей амнистии).
- По существу Киев так и не выполнил ни одного из пунктов этого документа. Более того, он пытается грубо искажать суть имеющихся договоренностей и очередность их выполнения, подрывает эффективность и авторитет Контактной группы, ссылаясь на «нелегитимность» представителей Донбасса.
Вопреки положениям минского «Комплекса мер», решению Верховного суда Украины от 4 сентября 2018 г., призывам ООН, ЕС и т.д. не сдвигается с мертвой точки и вопрос выплаты жителям Донбасса пенсий и социальных пособий. С декабря 2017 г. буксует процесс обмена удерживаемых лиц по принципу «всех на всех».
15 марта 2017 г. Украина узаконила введенную ранее де-факто тотальную торгово-экономическую и транспортную блокаду Донбасса. В 2018-2019 гг. киевскими властями приняты законодательные и нормативные акты, идущие вразрез с Минскими соглашениями и затрудняющие возможность восстановления национального согласия: законы «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» (о «реинтеграции» региона), «Об образовании», «Об обеспечении украинского языка как государственного» и др.
- В настоящее время переговорный процесс по внутриукраинскому урегулированию идет параллельно по нескольким переговорным трекам. Основным форматом, где обсуждаются и принимаются решения по всем аспектам реализации «Комплекса мер», является Контактная группа под руководством Спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ (сейчас австриец М.Сайдик) и ее четыре подгруппы (по вопросам безопасности, политическим, социально-экономическим и гуманитарным аспектам), в которых участвуют стороны конфликта - Киев, Донецк и Луганск, а также посредники в лице России и ОБСЕ.
«Нормандский формат» в составе России, Украины, Германии и Франции (функционирует на разных уровнях, в т.ч. на высшем – в 2015-2016 гг. состоялись саммиты в Париже и Берлине) отслеживает ход выполнения Минских соглашений и работу Контактной группы, инициирует варианты решений, которые затем должны быть одобрены в Контактной группе. Однако подменять ее собой, брать на себя функцию принятия основополагающих решений «нормандский формат» не может в силу отсутствия там представителей Донецка и Луганска.
Обмен мнениями о путях внутриукраинского урегулирования ведется (с мая 2015 г.) и в рамках отдельных консультаций между помощником Президента России В.Ю.Сурковым и спецпредставителем Госдепартамента США по Украине (с 2017 г. - К.Волкер, сменивший на этом посту зам. Госсекретаря США В.Нуланд).
- В сентябре 2017 г. Россия внесла в Совет Безопасности ООН свой проект резолюции об учреждении миссии ООН по содействию охране СММ ОБСЕ. Реакция западников и Украины была негативной. Они настаивают на более радикальном варианте «поэтапного развертывания» миссии ООН в Донбассе. По сути, речь идет об «оккупации» «голубыми касками» территории региона, создании гражданской администрации с полицейским компонентом, организации выборов под эгидой ООН. Ни про диалог с Донбассом, ни про синхронизацию военных шагов с политическими аспектами урегулирования в этом варианте нет ни слова. Российский проект резолюции Совбеза ООН – реальная основа для компромисса. Он не подменяет собой Минские соглашения, роль Контактной группы, «нормандского формата» и миссии ОБСЕ.
- Россия исходит из того, что Минские соглашения являются единственной основой преодоления кризиса на Украине. Альтернативы им нет. Без прямого диалога Киева с Донецком и Луганском сделать это невозможно. Это - ключ к внутриукраинскому урегулированию. Для реализации достигнутых в Минске договоренностей требуется политическая воля, которой явно не хватало тем, кто руководил страной последние пять лет.
Declaración del MAE de Rusia en relación con las unilaterales medidas restrictivas adoptadas por la UE en respuesta al reconocimiento por la Federación de Rusia de la independencia de las Repúblicas Populares de Donetsk y de Lugansk
La Unión Europea ha decidido apoyar la práctica ilegítima de EEUU de decretar unilaterales medidas restrictivas contra Rusia. En vez de analizar lo sucedido y someter a una reflexión crítica su papel en la situación con la RPD y la RPL, la UE ha recurrido a las sanciones. Contrariamente a las normas internacionales universalmente reconocidas, las restricciones de la UE se extendieron también a un representante del MAE de Rusia.
Queremos volver a recordar. Los colegas occidentales no poseen el monopolio del Derecho Internacional ni de las fuerzas motrices del desarrollo internacional. Según reza el artículo 8 de la Carta de Seguridad Europea aprobada en la cumbre de la OSCE en Estambul en noviembre de 1999, ni la UE ni la OTAN “no podrán ser investidas de responsabilidad preferencial en la zona de la OSCE o considerarla cualquiera parte suya como esfera de su influencia”. Nadie ha apoderado a la UE para resolver los problemas de guerra y paz en Europa. Semejante prerrogativa jurídica la posee sólo el CS de la ONU.
En el caso de las soberanas RPD y RPL, los dirigentes de la UE ni siquiera se tomaron el trabajo de comprender la verdad histórica. De tomar medidas para garantizar los intereses legítimos de los habitantes de Donbás, su dignidad humana y aspiración a vivir en paz en su tierra burdamente infringidos a lo largo de 8 años. ¿Dónde estaban los representantes de la UE cuando el régimen kievita imponía el bloque socioeconómico de las RPD y RPL, impartía órdenes de cañonear ciudades en el sureste de Ucrania, asesinando a los civiles; cuando la Rada Suprema aprobaba leyes que menoscababan expresamente los derechos de la población rusoparlante de Ucrania, infringiendo ostensiblemente sus compromisos asumidos a tenor de la Convención Internacional sobre la Eliminación de todas las Formas de Discriminación Racial, del Pacto Internacional de Derechos Civiles y Políticos, de la Convención de la UNESCO contra la discriminación en la educación, de la Convención de las Naciones Unidas sobre los Derechos del Niño, del Protocolo 1 al Convenio Europeo para la Protección de los Derechos Humanos y de las Libertades Fundamentales, de la Convención Marco del Consejo de Europa para la Protección de las Minorías Nacionales, Declaración de las Naciones Unidas sobre los Derechos de las Personas, del documento de la Reunión de Copenhague de la Conferencia de la OSCE sobre la Dimensión Humana y de otros documentos?
En vez de esto, la UE practicó la política de encubrimiento del ultranacionalista responsable por arruinar su propio país y desestabilizar la situación en Europa. Al apoyar expresamente el anticonstitucional golpe de Estado en Ucrania en 2014, la UE volvió a traicionar los ideales europeos de respeto a los fundamentales derechos y libertades humanos, intentando castigar a los pueblos de las RPD y RPL por su opción democrática y autodeterminación. Hipocresía convertida en política.
Nuestras reiteradas señales a Kiev y sus patrocinadores occidentales indicando sobre la necesidad de detener la violencia en Donbás, cumplir el Paquete de Medidas de Minsk fueron desoídas. Para ellos, la población de las RPD y RPL no es más que una moneda de cambio. Incluso después de que Rusia reconociera la independencia de estas repúblicas, los cañoneos, lejos de cesar, se intensificaron. En estas condiciones, se resolvió lanzar operación militar especial para detener la tragedia en Ucrania provocada por el ilegítimo golpe de Estado de 2014.
Estos nuevos pasos inamistosos dados por la UE contra Rusia y las fraternas RPD y RPL no podrán detener el sostenido desarrollo de nuestros Estados ni la prestación de ayuda a las repúblicas. De conformidad con el principio de reciprocidad, norma básica del Derecho Internacional, adoptaremos unas rígidas medidas de respuesta.