О позиции России на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
1. Задача 73-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН – подтвердить и укрепить центральную координирующую роль Организации в международных делах. ООН - уникальная площадка для равноправного диалога, направленного на выработку решений при учете разных мнений на основе целей и принципов ее Устава. Попытки поставить под сомнение авторитет ООН опасны и способны привести к демонтажу архитектуры международных отношений. Последовательно выступаем за полицентричное мироустройство, достижение равной и неделимой безопасности при безусловном уважении суверенитета и прав народов на самостоятельный выбор пути развития.
2. Исходим из того, что с современными тервызовами надо бороться сообща, при центральной координирующей роли ООН и соблюдении норм международного права, без всяческих «скрытых повесток» и «двойных стандартов». Выступаем за формирование широкого антитеррористического фронта под эгидой ООН.
Рассчитываем, что этим задачам будет способствовать укрепление сотрудничества между профильными антитеррористическими структурами Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН на базе созданного в 2017 г. Управления ООН по борьбе с терроризмом во главе с В.И.Воронковым.
Отстаиваем линию на комплексный подход к антитеррору, эффективную имплементацию профильных универсальных конвенций и резолюций ГА ООН и СБ ООН (прежде всего Глобальной контртеррористической стратегии ООН, базовых антитеррористических резолюций СБ 1373 и 1624).
Считаем принципиально важной работу по противодействию иностранным террористам-боевикам на основе резолюций СБ ООН 2178 и 2396.
Призываем к наращиванию совместных усилий по пресечению распространения террористической идеологии и пропаганды, в т.ч. путем имплементации «всеобъемлющих рамок по борьбе с терпропагандой» и резолюции СБ ООН 2354.
Исходим из необходимости эффективного выявления источников и каналов финансирования терроризма и принятия коллективных мер по недопущению любой материально-технической подпитки международных тергруппировок, в первую очередь ИГИЛ, «Аль-Каиды» и связанных с ними террористических организаций. Особую актуальность в настоящее время имеет уплотнение координации по недопущению поставок террористам продукции военного назначения. Призываем к всеобъемлющему выполнению профильных резолюций СБ ООН и Стандартов ФАТФ.
Выступаем против подмены международного антитеррористического сотрудничества реализацией спорных концепций типа «противодействия насильственному экстремизму» (ПНЭ). ПНЭ должно осуществляться в ООН исключительно под «зонтиком» контртеррористической работы, не выходить за рамки согласованных решений.
3. Реформирование ООН должно быть нацелено на ее адаптацию к современным реалиям при сохранении межправительственной природы организации и заложенного в Устав Организации принципа разделения полномочий между ее главными органами.
Цель реформы СБ ООН – придать Совету более представительный характер без ущерба для его эффективности и оперативности. Поиск оптимальной реформенной модели, пользующейся максимальной поддержкой, необходимо вести без установления произвольных временных графиков. Прерогативы постоянных членов, включая право вето, ревизии не подлежат.
Поддерживаем реалистичные инициативы по оптимизации деятельности ГА ООН. Во главу угла ставим отладку рабочих методов и упорядочение перегруженной повестки. Нововведения должны быть рациональными. Попытки перераспределить в пользу Генассамблеи полномочия других уставных органов, в том числе СБ, недопустимы.
4. Выступаем за развитие и совершенствование сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными механизмами на базе главы VIII Устава ООН. В этом контексте последовательно содействуем развитию взаимодействия ООН с ОДКБ и ШОС, профиль которых неуклонно повышается. Приоритетное внимание уделяем координации в рамках БРИКС и ЕАЭС.
5. Главная ответственность за предотвращение конфликтов и преодоление их последствий лежит на самих государствах. Содействие со стороны ООН должно осуществляться в рамках Устава. Имеющийся инструментарий – превентивная дипломатия, добрые услуги и посредничество – необходимо применять на основе беспристрастности, при уважении суверенитета государств. Шаблонов и универсальных индикаторов надвигающихся кризисов быть не может.
6. Выступаем за всеобъемлющий подход к урегулированию конфликтов на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки без двойных стандартов, легитимизации одних правительств и маргинализации других. Разногласия, даже наиболее глубокие, необходимо устранять политико-дипломатическими методами. При этом международное сопровождение должно быть действительно коллективным. Считаем актуальной задачу создания региональной архитектуры безопасности, которая являлась бы всеобъемлющей, единой и неделимой для всех государств БВСА.
7. Продолжаем энергичные усилия по мирному урегулированию конфликта в Сирии на согласованной международной основе при уважении суверенитета и терцелостности страны. Оно должно быть найдено через инклюзивные межсирийские переговоры с участием широкого спектра договороспособной конструктивной оппозиции на основе резолюции СБ ООН 2254.
Ведём интенсивные контакты с участниками астанинского процесса и другими ключевыми игроками. Особое значение придаем выполнению итогов Конгресса сирийского национального диалога, состоявшегося в январе 2018 г. в Сочи, прежде всего, с упором на создание конституционного комитета для работы над основным законом страны. Поддерживаем посреднические усилия Спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистуры, направленные на содействие сторонам сирийского кризиса в нахождении компромиссных развязок.
Блокируем попытки воссоздания «по западным методичкам» механизма по установлению ответственных за применение химоружия. Недопустима увязка выделения средств на восстановление Сирии с т.н. «политпереходом», подразумевающим в западной трактовке уход Б.Асада. Категорически не приемлем попытки политизировать гуманитарные аспекты конфликта в САР. Выступаем за содействие в восстановлении освобождённых районов и снятие с CAP односторонних санкций. Основой успеха работы гумагентств в Сирии являются уважение суверенитета и плотное взаимодействие с официальными властями.
Подтверждаем приверженность преодолению затяжного кризиса в Йемене, скорейшей стабилизации ситуации в Ираке, воссозданию устойчивой государственности в Ливии. Краеугольным камнем для нормализации обстановки в этих странах является обеспечение широкопредставительного нацдиалога и подавления теругроз. Требуется срочно активизировать усилия по возобновлению прямых палестино-израильских переговоров. Любые односторонние действия углубляют взаимное недоверие сторон и отдаляют перспективы перезапуска диалога. Продолжаем работать со всеми ключевыми игроками БВУ для вывода политпроцесса из тупика. Будем и далее содействовать достижению БВУ как по двусторонним каналам, так и в формате ближневосточного «квартета» международных посредников с привлечением ключевых регионалов и Лиги арабских государств.
8. Поддерживаем усилия властей Афганистана по продвижению национального примирения и диалога с вооруженной оппозицией, серьезно обеспокоены рисками перетекания террористической активности из ИРА в Центральную Азию, усилением в стране, в первую очередь ее северных провинциях, позиций ИГИЛ. Важнейшую роль в борьбе с угрозами, исходящими из Афганистана, отводим ШОС и ОДКБ и в целом укреплению регионального сотрудничества. Поддерживаем работу Миссии ООН по содействию Афганистану как главного координатора международных гражданских усилий. Пресечение резко обострившейся проблемы афганского наркопроизводства, которая обеспечивает мощную подпитку терструктурам в Афганистане, требует комплексной стратегии с учетом наработок по линии ОДКБ, ШОС, ОБСЕ, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
9. Международно-правовой основой внутриукраинского урегулирования является Комплекс мер по выполнению Минских договоренностей. Это закреплено в резолюции СБ ООН 2202. Международное содействие, включая инициативы по учреждению миротворческой миссии ООН, возможно только в поддержку текущего формата, в центре которого ОБСЕ и ее Специальная мониторинговая миссия. На это направлен наш проект резолюции СБ ООН от 5 сентября 2017 г. об учреждении миссии ООН по содействию охране СММ ОБСЕ на ЮгоВостоке Украины.
Устойчивое решение внутреннего кризиса на Украине может быть только политическим, через последовательное и полное выполнение Комплекса мер, при учете на конституционном уровне законных требований всех регионов Украины, ее языковых и этноконфессиональных групп населения, путем прямого диалога между Киевом и Донбассом. Ожидаем объективного и беспристрастного расследования всех случаев, приведших к насилию и значительным жертвам с начала внутриукраинского кризиса.
Настаиваем на полном, тщательном и независимом международном расследовании катастрофы малайзийского рейса МН-17 над территорией Украины на основе неопровержимых фактов и в соответствии с резолюцией СБ ООН 2166.
10. В основе предотвращения кризисов и урегулирования конфликтов в Африке лежит подход, сочетающий ведущую роль самих африканцев и поддержку их усилий со стороны международного сообщества. Выступаем за наращивание партнерства ООН с Афросоюзом и субрегиональными организациями континента. Активно содействуем политическому разрешению кризисов в ЦАР, ДР Конго, суданском Дарфуре, Южном Судане, Сомали, Мали и Сахаро-Сахельском регионе в целом, а также в других «горячих точках» Африки. Поддерживаем национальные усилия африканцев по устранению коренных причин конфликтов, восстановлению госинститутов и реформированию сектора безопасности.
11. Поддержим только такое решение кипрского вопроса, на которое будет без внешнего давления дано согласие кипрских общин. Оно должно основываться на резолюциях СБ ООН и предусматривать создание двухобщинной, двухзональной федерации с едиными и неделимыми суверенитетом, гражданством и международной правосубъектностью. Существующая система гарантий себя изжила.
12. Устойчивое функционирование институтов Боснии и Герцеговины возможно при соблюдении равноправия двух энтитетов и трех государствообразующих народов, как это предусмотрено Дейтонским мирным соглашением 1995 года. Главной задачей остается передача ответственности за судьбу БиГ самим боснийцам. В этой связи давно назрело упразднение аппарата Высокого представителя.
Ситуация в Косово должна быть урегулирована на основе резолюции СБ 1244. Обеспокоены деградацией обстановки в области безопасности в крае и осложнением перспектив достижения договоренностей между Белградом и Приштиной по вине косовоалбанцев.
13. Продолжим поддержку работы Спецкомитета ГА ООН по деколонизации, который сохраняет актуальность до окончательного решения вопроса всех 17 несамоуправляющихся территорий.
14. Миротворческая деятельность ООН должна осуществляться при строгом соблюдении ее базовых принципов и Устава ООН. Усилия надо фокусировать на содействии политическому урегулированию и достижению национального примирения. Реформирование миротворчества может происходить только в строгом соответствии с решениями государств, без их последующей произвольной интерпретации (как произошло в случае с «разведкой в миротворчестве»). Наделение миротворцев дополнительными полномочиями, в т.ч. по применению силы, возможно только по решению СБ, в зависимости от ситуации в каждой отдельной стране.
15. Миростроительство и «сохранение мира» неразрывно взаимосвязаны. В их основе лежит принцип «национальной ответственности» государств. Международная поддержка может оказываться только по просьбе принимающего правительства и должна быть нацелена на наращивание собственного потенциала государств.
16. Санкции – важный инструмент СБ ООН по обеспечению политико-дипломатического урегулирования конфликтов. Они должны быть направлены на пресечение деятельности, создающей угрозу для международного мира и безопасности, носить адресный характер, иметь ограниченный срок действия, подвергаться регулярным обзорам и не наносить ущерба социально-экономическому развитию и гуманитарной деятельности в «подсанкционных странах». Недопустимы попытки использования санкций СБ для экономического удушения и дестабилизации обстановки в государствах, а также в качестве инструмента недобросовестной конкуренции. Неприемлемо, когда введенные по линии СБ ограничения «дополняются» противоправными односторонними рестрикциями, тем более – с экстерриториальным эффектом.
17. Выступаем за укрепление действующих и выработку на консенсусной основе новых договорных режимов в сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН). Центральную роль в этом отводим многостороннему разоруженческому механизму ООН. Прилагаем усилия по повышению эффективности и согласованности действий его ключевых элементов - Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению и Конференции по разоружению. Решение любых проблем в области контроля за вооружениями в рамках указанных форматов должно происходить при строгом соблюдении их мандатов. Исходим из того, что предпринимаемые на этих форумах меры должны быть непредвзятыми и не ущемлять суверенных прав государств.
Россия является инициатором разработки важных многосторонних договоренностей в области КВРН - по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) и борьбе с актами химического и биологического терроризма. Конструктивный диалог по этим вопросам даст возможность приступить к углубленной (в т.ч. переговорной) работе на площадках ООН. Продвигая эти инициативы, неукоснительно придерживаемся принципов недискриминационности, равной и неделимой безопасности для всех.
Один из наших приоритетов - предотвращение гонки вооружений в космосе. На ее решение нацелены российско-китайский проект соответствующего договора и российская инициатива о принятии государствами обязательства не размещать первыми оружие в космосе. Традиционно внесем в Первом комитете 73-й сессии ГА ООН проект соответствующей резолюции. Активно продвигаем в Комитете ООН по космосу тематику нормативного регулирования безопасности космических операций в рамках формируемой концепции долгосрочной устойчивости космической деятельности.
18. Разделяем благородную цель построения мира, свободного от ядерного оружия, но считаем, что здесь необходим реалистичный и взвешенный подход, укрепляющий международную безопасность и стабильность. Убеждены – ядерный ноль достижим, но только как конечный результат поэтапного процесса ядерного разоружения на многосторонней договорной основе и при учете всех факторов, негативно влияющих на стратегическую стабильность. Выступаем против радикальных инициатив по скорейшему запрету ядерного оружия, включая ДЗЯО, противоречащих ДНЯО и отвлекающих внимание от решения актуальных проблем международной безопасности, вызванных, прежде всего, дестабилизирующими действиями США в стратегической сфере. Крайне озабочены заявленным США намерением поддерживать готовность к возможному возобновлению ядерных испытаний.
19. Выступаем за развитие международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, укрепление глобального режима нераспространения ядерного оружия и совершенствование международных механизмов ядерной и физической ядерной безопасности. Последовательно поддерживаем усилия МАГАТЭ как уникальной международной организации, оказывающей всестороннее содействие широкому освоению ядерной энергии в мирных целях.
Выступаем за скорейшее вступление в силу ДВЗЯИ и его универсализацию. Выражаем глубокую озабоченность в связи с недавним решением США воздержаться от ратификации ДВЗЯИ, что подрывает перспективы вступления договора в силу в ближайшее время. Одновременно крайне озабочены заявлением США о намерении поддерживать готовность к возможному возобновлению ядерных испытаний.
20. Высоко оцениваем усилия СБ ООН и его соответствующих комитетов, включая Комитет 1540, по предотвращению распространения ОМУ.
21. Глубоко обеспокоены решением США отказаться в одностороннем порядке от выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), что является существенным нарушением договоренностей по иранской ядерной программе, а также резолюции СБ ООН 2231, и лишает США всех прав в контексте СВПД. Со своей стороны привержены выполнению обязательств по СВПД.
22. Удовлетворены развитием ситуации на Корейском полуострове в русле российско-китайской «дорожной карты» урегулирования. Высокой оценки заслуживают конструктивные шаги КНДР по денуклеаризации, а также снижение военной активности в регионе, в т.ч. благодаря отмене намеченных на август военных учений США и их союзников. Приветствуем налаживание межкорейского диалога и проведение американосеверокорейского саммита. Урегулирование проблем Корейского полуострова, включая ядерную, возможно лишь совместными усилиями, в ходе многосторонних консультаций по вопросам мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. Считаем также, что пора подумать над пересмотром ряда установленных СБ ООН ограничений на сотрудничество с КНДР, корректировка которых предусмотрена в санкционных резолюциях СБ с учетом динамики ситуации. Выступаем за скорейшую отмену односторонних ограничений против КНДР.
23. Считаем приоритетом международной повестки дня в области международной информационной безопасности (МИБ) выработку и принятие под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве, нацеленных на предотвращение в нем конфликтов. Такие правила должны закрепить в цифровой сфере принципы Устава ООН – неприменение силы, уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела других государств, соблюдение основных прав и свобод человека, а также гарантировать всем государствам равные права на участие в управлении Интернетом. Твердо убеждены в ключевой и безальтернативной роли ООН в обеспечении МИБ. Исходим из того, что необходимо как можно скорее возобновить дискуссию по МИБ на этом треке в формате профильной Группы правительственных экспертов. Проект соответствующей резолюции внесем в Первом комитете в ходе 73-й сессии ГА ООН.
24. Исходим из необходимости неукоснительного соблюдения государствами международных антинаркотических конвенций и недопустимости использования наркотиков в рекреационных целях. Выступаем за укрепление координирующей роли Комиссии ООН по наркотическим средствам в качестве главного директивного органа системы ООН в сфере контроля над наркотиками. Поддерживаем проведение в формате Комиссии в 2019 г. министерского сегмента обзора хода выполнения государствами Политической декларация и Плана действий по борьбе с наркотиками 2009 г., а также итогового документа 30-й Специальной сессии Генассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков (2016 г.).
25. Последовательно выступаем в поддержку центральной координирующей роли ООН в консолидации международных усилий по борьбе с глобальными вызовами и угрозами, в том числе исходящими от транснациональной организованной преступности. Особое значение придаем укреплению правовых рамок международного антикриминального сотрудничества по противодействию криминальным вызовам и угрозам, включая возможность разработки и принятия новых международно-правовых инструментов, в том числе по возвращению активов в страны происхождения, по борьбе с преступлениями против дикой природы.
Отмечаем важность работы по запуску механизма обзора Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и дополняющих ее протоколов, который должен носить межправительственный, неполитизированный, неинтрузивный характер и финансироваться, в основном, из регулярного бюджета ООН. Выступаем за укрепление международного антикоррупционного сотрудничества при центральной координирующей роли ООН и на основе Конвенции ООН против коррупции (КПК) - единственного универсального международного договора, предусматривающего весь комплекс мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней. Придаем большое значение межправительственному, деполитизированному, прозрачному и открытому характеру механизма обзора хода осуществления КПК. Поддерживаем выработку под эгидой ООН универсальной конвенции по возвращению преступных активов.
26. Россия поддерживает деятельность Международного суда как главного судебного органа ООН. В настоящее время наша страна участвует в разбирательстве, инициированном Украиной по Конвенциям по ликвидации расовой дискриминации и борьбе с финансированием терроризма. По-прежнему не удовлетворены работой Международного уголовного суда. Отмечаем ее низкое качество и политизированность, отсутствие какоголибо осязаемого вклада этого органа в дело урегулирования конфликтов. Внимательно следим за процессами в Международном остаточном механизме для уголовных трибуналов, который должен завершить незаконченные дела Международного трибунала по бывшей Югославии (закрылся в декабре 2017 г.) в максимально сжатые сроки. Обсуждение верховенства права на площадке ООН должно концентрироваться на его международном измерении. Будем противодействовать попыткам использования концепций «верховенства права» и «ответственности по защите» для произвольного вмешательства во внутренние дела.
27. Продолжим отстаивать принцип недопустимости искажения истории и пересмотра итогов Второй Мировой войны. Этому призван содействовать и наш ежегодный проект резолюции ГА ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».
28. Основную ответственность за защиту и поощрение прав человека несут государства, в то время как деятельность исполнительных структур ООН призвана играть вспомогательную роль. Считаем, что основным принципом деятельности ООН по поощрению и защите прав человека должно быть равноправное сотрудничество государств, основанное на верховенстве международного права, уважении суверенитета и равенства государств. Интеграция правозащитной проблематики во все сферы деятельности ООН не должна вести к дублированию работы ее основных органов. Не поддерживаем привязку деятельности Совета ООН по правам человека к СБ ООН. Выступаем против реформы СПЧ в целях превращения его в квазисудебный мониторинговый механизм.
29. Решительно осуждаем использование правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств и подрыва основных принципов международного права. Полагаем недопустимым вброс отдельными государствами в повестку дня правозащитных механизмов ООН тем, выходящих за рамки их полномочий, в целях решения своих конъюнктурных политических задач. Именно в этом контексте мы рассматриваем резолюцию о ситуации с правами человека в Крыму, которую делегация Украины с 2016 г. регулярно вносит в Третьем комитете Генассамблеи ООН. Документ не имеет ничего общего с реальным положением дел в этом регионе Российской Федерации. Давно не вызывает сомнений контрпродуктивность грузинской инициативы о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии, чреватой осложнением обстановки в регионе и пробуксовкой Женевских дискуссий, остающихся единственным диалоговым форматом для представителей Абхазии, Южной Осетии и Грузии.
30. В деятельности Управления Верховного комиссара ООН по правам человека должна укрепляться транспарентность и подотчетность государствам-членам ООН во избежание политически ангажированных подходов к оценкам правозащитной ситуации в различных странах.
31. Решительно осуждаем любые формы и проявления дискриминации. Закрепленный в международных договорах о правах человека запрет на дискриминацию носит общий характер и относится ко всем без исключения лицам. Не видим добавленной стоимости в выделении новых уязвимых групп (например, представителей ЛГБТ-сообщества, правозащитников, журналистов), якобы нуждающихся в особом режиме правовой защиты, а также в создании новых категорий прав. Такие шаги ряда стран ведут к нарастанию политизации и конфронтации в работе правозащитных механизмов ООН.
32. Активная практическая работа в области социального развития по искоренению нищеты, поощрению социальной интеграции, обеспечению полной занятости и достойной работы для всех будет способствовать эффективной реализации решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и 24-й спецсессии ГА ООН. Рассматриваем Комиссию социального развития ООН в качестве главного координирующего органа в системе ООН по выработке согласованных действий по общим вопросам социальной защиты, обеспечения равных возможностей для инвалидов, проблемам старения населения, улучшения положения молодежи и укрепления роли традиционной семьи. Выступаем категорически против ее роспуска.
33. Комиссия ООН по положению женщин - главный межправительственный форум по вопросам гендерного равенства. Предоставление равных прав и возможностей для мужчин и женщин играет важную роль, в том числе для реализации Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года (Повестка-2030). При этом не считаем целесообразным повсеместно ставить женщин в центр всех усилий в рамках ООН. Свидетельством приверженности России тематике расширения прав и возможностей женщин призван стать Второй Евразийский женский форум по теме «Женщины за глобальную безопасность и устойчивое развитие», проведение которого запланировано на 20-21 сентября 2018 г. в СанктПетербурге. Положительно оцениваем деятельность структуры «ООНженщины», содействие которой должно осуществляться только по запросу соответствующих государств.
34. Отмечаем особую значимость международного сотрудничества в сфере поощрения и защиты прав детей на основе Конвенции о правах ребенка и итогового документа 27-й спецсессии ГА ООН «Мир, пригодный для жизни детей». Неприемлемы попытки ряда стран лишить родителей и законных опекунов их роли в воспитании и развитии потенциала детей. Для благополучного роста детей важны, в т.ч. программы по поддержке семьи.
35. Поддерживаем обсуждение в ГА ООН проблематики межрелигиозного и межкультурного взаимодействия, а также развитие межцивилизационного диалога, в т.ч. в рамках Альянса цивилизаций. Готовы к взаимодействию со всеми заинтересованными профильными неправительственными организациями по вопросам повестки дня ООН. Содействуем адекватной представленности российского неправительственного корпуса в работе соответствующих сегментов органов и структур ООН.
36. Для успешного реагирования на современные миграционные вызовы требуется предотвращение и урегулирование конфликтов, координация усилий в политической, социально-экономической, гуманитарной и других областях, обеспечение безопасности и прав человека, налаживание взаимосвязи между гумпомощью и содействием развитию. Подходы к преодолению миграционных проблем не могут противоречить базовым принципам гуманности, нейтральности, беспристрастности и независимости, нарушать суверенитет и терцелостность государств и реализовываться без согласия тех стран, где они осуществляются. Государства, участвовавшие во вмешательстве во внутренние дела других стран, которое спровоцировало миграцию, должны нести главную ответственность за оказание помощи жертвам. Исходим из того, что разрабатываемый в настоящее время Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции должен уделять основное внимание вопросам снижения негативных последствий миграции и обеспечению ее позитивного вклада в развитие. Приветствуем укрепление конструктивного взаимодействия между ООН и МОМ при условии, что это будет способствовать укреплению потенциала двух организаций.
Ежегодно наша страна добровольно выделяет порядка 2 млн. долл. в бюджет Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) ООН. Положительно оцениваем его роль. Глобальный договор по беженцам, подготовленный УВКБ в консультациях с государствами, должен помочь международному сообществу укрепить режим защиты беженцев и обеспечить долгосрочное решение массового исхода людей.
Отмечаем эффективность работы УВКБ с сирийскими беженцами и внутренне перемещенными лицами. Призываем наращивать усилия по восстановлению инфраструктуры и обеспечению условий для их скорейшего возвращения. Положительно оцениваем и поддерживаем усилия Управления по преодолению катастрофических гуманитарных последствий внутриукраинского кризиса на Юго-Востоке страны. Полагаем необходимым, чтобы УВКБ уделяло повышенное внимание лицам без гражданства, в том числе в Европе.
37. Рассматриваем сотрудничество в области спорта и утверждение в мире спортивных идеалов в качестве эффективных способов укрепления уважения и взаимопонимания между народами. Считаем недопустимыми политизацию спорта, дискриминацию спортсменов в виде коллективных наказаний. Выступаем за выстраивание универсальной системы международного спортивного сотрудничества на принципах независимости и автономности спорта.
38. Придаем большое значение укреплению международного сотрудничества на социальном, экономическом, финансовом, природоохранном и других смежных направлениях деятельности ООН в целях успешного осуществления Повестки-2030. Выступаем за комплексный, взаимосвязанный, неполитизированный и неделимый характер Целей устойчивого развития, укрепление политического Форума высокого уровня по устойчивому развитию под эгидой ЭКОСОС в качестве ключевой площадки для глобального обзора прогресса в их достижении.
39. Поддерживаем практические шаги Генсекретаря ООН по реформированию системы развития Организации в целях ее оптимизации, повышения эффективности и слаженности работы, улучшения качества содействия, оказываемого развивающимся, в первую очередь наименее развитым странам. Эта реформенная деятельность должна соответствовать решениям Четырехгодичного всеобъемлющего обзора политики оперативной деятельности системы развития ООН.
40. Готовы к конструктивному взаимодействию по реализации Аддис-Абебской программы действий по финансированию развития в целях мобилизации и эффективного использования ресурсов для достижения ЦУР. Намерены повышать профиль России в качестве ключевого, предсказуемого и значимого донора содействия международному развитию. Отмечаем важность наращивания международного сотрудничества в налоговых вопросах, активизации работы по пресечению незаконных финансовых потоков и борьбе с уклонением от уплаты налогов.
41. Намерены выступать в поддержку ВТО, содействовать развитию универсальной, основанной на правилах, открытой, недискриминационной и справедливой многосторонней торговой системы. Не согласны с вводимыми рядом стран в нарушение общепризнанных международно-правовых норм односторонними торговыми рестрикциями, а также протекционистскими мерами.
42. Рассматриваем борьбу с нищетой в качестве центральной задачи работы социально-экономического крыла ООН. Поддерживаем провозглашение третьего десятилетия ООН по борьбе с нищетой и дальнейшую разработку практических мер по искоренению бедности, развитию промышленного производства, особенно в наименее развитых странах. Выступаем за наращивание международного сотрудничества в обеспечении глобальной продовольственной безопасности.
43. В контексте усилий по решению проблем здравоохранения намерены активно участвовать в заседаниях ГА ООН высокого уровня по борьбе с туберкулезом (26 сентября 2018 г.) и по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними (27 сентября 2018 г.). Нацелены на согласование практически ориентированных итоговых документов этих заседаний в русле ориентировок Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям (Москва, апрель 2011 г.) и Глобальной министерской конференции ВОЗ по туберкулезу (Москва, ноябрь 2017 г.).
44. Поддерживаем поступательное развитие сотрудничества организации Черноморского экономического сотрудничества с ООН.
45. Придаем большое значение развитию взаимодействия в области информационно-коммуникационных технологий. Убеждены, что такое сотрудничество будет способствовать поиску инновационных решений проблем в области развития, ускорению поступательного, всеохватного и справедливого экономического роста. Привержены реализации принципов Женевской декларации, выработанной на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества.
46. Поддерживаем укрепление международной системы гуманитарного реагирования на базе основополагающих принципов оказания гумпомощи, содержащихся в гуманитарных резолюциях ГА ООН, в частности 46/182, в целях повышения ее оперативности и эффективности. Выступаем за неполитизированный и непредвзятый характер деятельности гуманитарных агентств ООН по оказанию помощи нуждающимся при согласии принимающего правительства и на основе достоверной и объективной информации.
В условиях дефицита финансирования основным способом снижения нагрузки на международную систему гумреагирования считаем урегулирование и предотвращение конфликтов.
47. Выступаем за наращивание сотрудничества в области уменьшения опасности бедствий на основе Сэндайской рамочной программы действий на 2015-2030 гг. Готовы к взаимодействию со всеми участниками в интересах подготовки и эффективного проведения в 2019 г. в Женеве 6-й сессии Глобальной платформы по уменьшению опасности бедствий.
48. Поддерживаем многосторонние усилия по борьбе с изменением климата. Рассчитываем на принятие свода правил реализации Парижского соглашения в ходе предстоящей в Катовице (Польша) в декабре 2018 г. 24-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Выступаем за повышение эффективности деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в интересах достижения ЦУР. Считаем важным добиваться укрепления центральной роли ЮНЕП в решении актуальных задач природоохранной повестки дня. Рассматриваем введение в широкий обиход (без соответствующего разрешения руководящего органа ЮНЕП с его последующим утверждением на ГА ООН) нового названия для ЮНЕП – «ООН-окружающая среда» (UNEnvironment) как преждевременное.
Рассчитываем на продуктивную работу ГА ООН в контексте подготовки к предстоящей в Сочи в октябре с.г. 70-й сессии Постоянного комитета Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).
49. Центральная задача Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) – эффективная реализация «Новой городской повестки дня», принятой на Третьей Конференции Сторон ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (ХАБИТАТ-3). Выступаем за неприемлемость политизации мандата ЮНЕП и ООН-ХАБИТАТ, в частности в отношении проблематики конфликтов и гуманитарных кризисов.
50. Поддерживаем проведение Заседания высокого уровня по вопросам стран со средним уровнем дохода для поиска практических решений в целях достижения ЦУР этими странами.
51. В вопросах финансирования ООН выступаем за сдерживание затрат и соблюдение бюджетной дисциплины. Готовы к поиску мер экономии, но без ущерба для межправительственных мандатов. Настаиваем на более эффективном использовании бюджетных средств Организации, в т.ч. за счет повышения практической отдачи от реализуемых реформ, в определении сути которых ключевую роль должны играть государства-члены через согласование соответствующих решений ГА ООН.
52. Соблюдение принципов многоязычия и паритета всех 6 официальных языков ООН – один из главных критериев оценки качества информационной работы Организации.