14:49

О позиции России на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Памятка для бесед)

1. Основной целью 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН является подтверждение центральной координирующей роли всемирной Организации в мировых делах и укрепление многополярной системы международных отношений. ООН по праву считается уникальной площадкой для откровенного и равноправного диалога, направленного на выработку коллективных решений глобальных проблем при учете разных мнений, а также на создание поистине справедливой архитектуры мироустройства.

2. Неизменно выступаем за укрепление многосторонних основ международных отношений и мировой экономики на базе универсальных международно-правовых норм, прежде всего положений Устава ООН, с акцентом на неукоснительное уважение суверенного равенства государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела. Важно не позволить подчинить ООН группе западных стран, стремящихся подменить общепризнанные принципы межгосударственного взаимодействия неконсенсусными построениями наподобие «миропорядка, основанного на правилах», а также бесцеремонно выдавить Россию из международного сотрудничества после начала специальной военной операции (СВО) на Украине и Донбассе.

3. Парадигма урегулирования ситуации на Украине и вокруг нее кардинально изменилась. Упорное саботирование Киевом на протяжении семи лет Комплекса мер по выполнению Минских соглашений поставило точку в попытках найти политико-дипломатическое решение на основании резолюции СБ ООН 2202. Утвержденная этим документом специальная мониторинговая миссия ОБСЕ себя полностью дискредитировала, была уличена в недобросовестной работе и предоставлении данных объективного контроля Киеву. Россия настояла на сворачивании ее деятельности.

21 февраля 2022 г. Россия признала независимость ДНР и ЛНР и, задействовав статью 51 Устава ООН, начала СВО по защите населения Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины, а также устранению исходящих с ее территории угроз для безопасности России.

Выступаем против попыток использовать площадку ООН для нагнетания антироссийской риторики в контексте украинского кризиса. Показательна ситуация с переносом рассмотрения данного вопроса из СБ в Генассамблею, когда было продавлено решение Совета о созыве 11-й чрезвычайной спецсессии ГА с целью обеспечить принятие, вопреки позиции десятков стран, политизированных резолюций, в частности по «агрессии против Украины», гуманитарной ситуации в стране и приостановлению прав членства России в Совете ООН по правам человека. Тем самым западные страны, используя давление и угрозы санкциями в отношении государств-членов, вносят искусственный раскол в деятельность Генассамблеи.

Подчеркиваем нашу открытость к диалогу по данному сюжету со всеми заинтересованными сторонами. Будем и впредь проводить информационную работу, в т.ч. на площадке СБ и ГА, для разъяснения принципиальных российских подходов и распространения актуальных сведений о реальном положении дел «на земле».

Настаиваем на полном, тщательном и независимом международном расследовании катастрофы малайзийского рейса МН-17 над территорией Украины в июле 2014 г. на основе неопровержимых фактов и в соответствии с резолюцией СБ ООН 2166. Судебный процесс в Гааге считаем несоответствующим обозначенным критериям.

4. Принадлежность Крыма окончательно определена самими крымчанами в ходе референдума 2014 года в полном соответствии с международным правом, прежде всего правом народов на самоопределение, закрепленном в Уставе ООН. Признание соответствующего факта со стороны режима в Киеве является, наряду с признанием ЛНР и ДНР, ключевым условием достижения договоренностей по всеобъемлющему урегулированию.

Осуждаем попытки Украины вынести крымский сюжет на площадку ГА ООН посредством политизированной резолюции о «милитаризации» полуострова, а также районов Черного и Азовского морей. Данный документ построен на безосновательных обвинениях в наш адрес в «дестабилизации» ситуации вокруг Крыма.

5.   Ответственность за предотвращение конфликтов и преодоление их последствий лежит в первую очередь на самих вовлеченных государствах. Международное содействие, в т.ч. по линии ООН, может быть оказано исключительно при их согласии и в соответствии с Уставом Организации. Посредничество, добрые услуги, а тем более превентивная дипломатия должны основываться на беспристрастности и безусловном уважении суверенитета государств.

6.   Цель реформы Совета Безопасности ООН – расширение представленности в СБ развивающихся государств Африки, Азии и Латинской Америки без ущерба для его эффективности и оперативности. Поиск оптимальной реформенной модели, пользующейся максимальной поддержкой, необходимо продолжать в текущем формате межправительственных переговоров. Перевод дискуссий на текстуальную основу до согласования базовых параметров реформы контрпродуктивен. Прерогативы постоянных членов Совета, включая право вето, ревизии не подлежат.

7. Поддерживаем реалистичные инициативы по оптимизации деятельности ГА ООН в рамках Рабочей группы по ее ревитализации.
Во главу угла ставим отладку рабочих методов, упорядочение перегруженной повестки, укрепление многоязычия. Нововведения должны быть рациональными и соотноситься с потребностями времени. Перераспределение в пользу Генассамблеи полномочий других уставных органов, в т.ч. СБ, недопустимо.

8. Поддерживаем развитие и укрепление сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными объединениями в соответствии с Главой VIII Устава ООН. Необходимо и далее наращивать конструктивное взаимодействие ООН с такими организациями, как ОДКБ, ШОС, СНГ, БРИКС и ЕАЭС. О востребованности данной задачи свидетельствует единогласное принятие на 75-й сессии ГА ООН двухгодичных резолюций о сотрудничестве по линии ООН-СНГ, ООН-ОДКБ и ООН-ШОС, которые констатируют устойчивый прогресс и положительную динамику в укреплении отношений. Поддержим проекты соответствующих инициатив в ходе 77-й сессии Генассамблеи.

9. Твердо отстаиваем в ООН принцип недопустимости искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны. В русле этих усилий Россия вновь внесет проект резолюции ГА ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Документ традиционно пользуется поддержкой большинства государств-членов ООН. Призываем все делегации выступить против героизации военных преступников, осужденных
в Нюрнберге.

10. Подчеркиваем безальтернативность всеобъемлющего подхода к урегулированию конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки исключительно политико-дипломатическими методами. Последовательно выступаем за разрешение существующих споров мирным путем, без внешнего вмешательства, при соблюдении интересов всех вовлеченных сторон и на основе положений и норм международного права. Российская инициатива по созданию в Персидском заливе, а в перспективе и на всем Ближнем Востоке, региональной архитектуры безопасности, направленной на отказ от конфронтационных подходов, остается актуальной.

11. Одним из главных приоритетов в ближневосточном регионе является урегулирование в Сирии. Достижение прочной и долгосрочной стабилизации и безопасности в стране возможно только через полное восстановление территориальной целостности и суверенитета Дамаска над национальной территорией. Важной задачей «на земле» остается также продолжение борьбы с международными террористическими формированиями, признанными таковыми СБ ООН.

На политическом треке выступаем за продвижение ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН процесса урегулирования, как это предусмотрено резолюцией 2254 СБ ООН. Неизменно поддерживаем соответствующие усилия cпецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсена, которые не должны выходить за рамки определенного Советом Безопасности мандата.

Растущую озабоченность вызывает значительное ухудшение гуманитарной и социально-экономической ситуации в САР на фоне ужесточения односторонних санкций. Призываем ответственных членов международного сообщества отказаться от политизации сугубо гуманитарных вопросов и оказывать помощь всем сирийцам в координации с Дамаском, предусмотреть санкционные изъятия для восстановительных проектов и содействовать возвращению беженцев и ВПЛ.

12. Одной из основ установления мира и безопасности на Ближнем Востоке считаем реанимирование процесса ближневосточного урегулирования с центральным элементом – решением палестинской проблемы.

Придаем ключевое значение предотвращению эскалации насилия между палестинцами и израильтянами, оказанию масштабного гуманитарного содействия пострадавшим и нуждающимся на Западном берегу р.Иордан и в секторе Газа. Одновременно выступаем за перезапуск прямых палестино-израильских переговоров по всем вопросам окончательного статуса на общепризнанной международно-правовой основе. Призываем стороны к сдержанности, отказу от односторонних шагов и провокационных действий, а также уважению особого статуса и неприкосновенности Святых мест Иерусалима.

13. Обеспокоены снижением динамики политического процесса в Ливии и расколом среди ведущих внутренних игроков. Выступаем за соблюдение режима прекращения огня и урегулирование кризиса в Ливии мирными средствами. Призываем к проведению общенациональных выборов и выработке соответствующей законодательной базы. Настраиваем ливийцев на поиск компромиссов, скорейшее воссоздание единых государственных институтов, включая силовые и финансовые структуры. Убеждены в безальтернативности инклюзивного диалога с учетом озабоченностей всех ливийских сторон и необходимости его сопровождения со стороны ООН. Настаиваем на скорейшем назначении спецпредставителя Генсекретаря ООН по Ливии.

14. Приветствуем позитивную динамику ситуации в Йемене. Убеждены, что дальнейший переход режима прекращения огня во всеобъемлющее перемирие будет способствовать устойчивому политическому урегулированию в стране. Твердо исходим из того, что кризис в ЙР может быть разрешен исключительно мирными средствами, путем широкого национального диалога под эгидой ООН, учитывающего интересы всех ведущих политических сил страны. Оказываем содействие Спецпосланнику Х.Грундбергу. Активно побуждаем официальные йеменские власти и руководство «Ансар Алла» проявлять конструктивный подход и готовность к компромиссам при рассмотрении имеющихся разногласий. Одна из ключевых задач – преодоление длящейся в стране уже восемь лет крупнейшей гуманитарной катастрофы.

15. Поддерживаем усилия руководства Ирака по противодействию теругрозе, а также по долгосрочной нормализации социально-экономической ситуации в стране. Отмечаем важность скорейшего формирования высших органов власти иракскими политсилами, прошедшими в парламент по итогам состоявшихся в октябре 2021 г. выборов. Приветствуем конструктивный диалог между Багдадом и Эрбилем. Указываем на необходимость последовательной сфокусированной работы по устранению разногласий между различными этническими и конфессиональными компонентами иракского общества в рамках национального диалога. Выступаем против любых попыток внешнего вмешательства во внутренние дела Ирака и превращения его территории в арену для региональной конфронтации.

16. Проводим последовательную линию на содействие стабилизации обстановки в Афганистане. Обращаем внимание талибских де-факто властей на необходимость выполнения ранее взятых обязательств по завершению процесса межафганского примирения и формированию подлинно инклюзивных структур власти с отражением интересов всех ключевых этнополитических сил страны. Подчеркиваем важность непрерывных усилий по противодействию распространению терроризма и наркотрафика, обеспечению базовых правочеловеческих принципов.

Продолжим работу в рамках зарекомендовавших себя многосторонних форматов, таких как Московский формат консультаций, а также по линии региональных организаций, в первую очередь ШОС, ОДКБ и СНГ. Кроме того, намерены актуализировать другие многосторонние механизмы по содействию афганскому урегулированию.

Полагаем, что основную долю расходов по постконфликтному восстановлению страны должны взять на себя США и их союзники, которые несут прямую ответственность за наследие своего 20-летнего присутствия в Афганистане. В этой связи отмечаем необходимость скорейшей разморозки ими афганских национальных авуаров.

Придаем большое значение деятельности Миссии ООН по содействию в Афганистане. В ее первостепенные задачи входят координация гумпомощи и мобилизация донорских средств на восстановление экономики и инфраструктуры южноазиатского государства.

17. Приоритет в рамках усилий по комплексной нормализации азербайджано-армянских отношений – реализация трехсторонних заявлений на высшем уровне от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г., включая разблокирование торгово-экономических и транспортных связей в регионе, делимитацию/демаркацию границы между Азербайджаном и Арменией, а также оказание сторонам содействия в согласовании мирного договора.

18. Настаиваем на том, что проблемы Корейского полуострова не решатся путем наращивания на Пхеньян санкционного давления. Эта линия показала свою бесперспективность и негуманность. Ее потенциал исчерпан. Следует отказаться от эскалации и вернуться к совместному поиску политико-дипломатических развязок для достижения всеобъемлющего урегулирования, которое учитывало бы законные интересы всех стран региона, включая саму КНДР. Считаем по-прежнему востребованным подготовленный нами совместно с китайскими партнерами проект смягчающей санкции политико-гуманитарной резолюции СБ.

19. Исходим из безальтернативности сохранения Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД). Настроены на продолжение взаимодействия
в рамках венского переговорного процесса, направленного на устранение негативных последствий единоличного выхода США из «ядерной сделки» в нарушение обязательств по резолюции СБ 2231. Считаем контрпродуктивными продолжающиеся попытки Вашингтона и его союзников наращивать давление на Тегеран и дальше обострять ситуацию вместо того, чтобы содействовать скорейшему восстановлению функционирования СВПД в полном объеме.

20. Выступаем за разрешение кипрского вопроса на базе соответствующих резолюций СБ ООН, предусматривающих создание на острове двухобщинной двузональной федерации с едиными международной правосубъектностью, суверенитетом и гражданством. Полагаем необходимым подключение постоянных членов Совета к обсуждению внешних аспектов урегулирования, а также замену существующей системы гарантий на гарантии со стороны СБ. Перезапуску полноценного переговорного процесса способствовало бы скорейшее назначение Спецпосланника или Спецсоветника Генсекретаря ООН, который должен быть одобрен Советом и подотчетен ему.

21. Залог устойчивого развития институтов Боснии и Герцеговины – соблюдение принципов равноправия двух энтитетов и трех государствообразующих народов в полном соответствии с Дейтонским мирным соглашением 1995 г. Народы БиГ заслуживают право самостоятельно определять судьбу своей страны. В этой связи считаем необходимым давно назревшее упразднение Аппарата Высокого представителя. Пост Высокого представителя остается вакантным, так как кандидатура на его замещение не была поддержана СБ ООН.

22. Международно-правовой основой косовского урегулирования остается резолюция СБ 1244. Заинтересованы в достижении Белградом и Приштиной жизнеспособного и взаимоприемлемого решения, которое должно получить одобрение Совета Безопасности ООН. Выступаем за выделение в полном объеме финансовых и кадровых ресурсов для деятельности Миссии ООН в крае.

23. Безальтернативной основой урегулирования в Колумбии является Итоговое соглашение о мире (ИСМ). Именно этот документ сделал возможной поддержку мирного процесса со стороны СБ ООН. Приветствуем настрой избранного президента Г.Петро на претворение в жизнь положений данного документа.

Подмена ИСМ, в т.ч. суррогатом в виде программы «Мир на основе законности», неприемлема. Устойчивое урегулирование в стране невозможно без подключения к мирному процессу «Армии национального освобождения». Рассчитываем, что с приходом новых властей в Колумбии улучшится динамика в ее отношениях с соседней Венесуэлой.

24. Выступаем за взвешенный подход при рассмотрении ситуации в Мьянме и поиске путей нормализации гумобстановки в Ракхайнской национальной области (РНО). Убеждены, что ключ к устойчивому решению проблемы беженцев, имеющей комплексный характер, находится в плоскости двусторонних консультаций между Мьянмой и Бангладеш. Исходим из того, что текущая обстановка в Мьянме не представляет угрозу международному миру и безопасности. Единственным сюжетом на повестке дня СБ должно оставаться положение дел в РНО.

25. Россия продолжает оставаться последовательным сторонником нормализации отношений между Индией и Пакистаном. Рассчитываем, что вовлеченные стороны не допустят нового обострения обстановки в регионе. Выступаем за урегулирование ситуации вокруг Кашмира путем прямых переговоров между Нью-Дели и Исламабадом.

26. Исходим из того, что в предотвращении кризисных явлений и урегулировании конфликтов в Африке ведущую роль должны играть сами африканцы при поддержке со стороны международного сообщества. Выступаем за укрепление партнерства ООН с Афросоюзом и субрегиональными организациями континента. Намерены и далее активно содействовать политическому разрешению кризисов в ЦАР, ДР Конго, Южном Судане, Сомали, Мали и Сахаро-Сахельском регионе в целом, а также в других «горячих точках» Африки. Противодействуем попыткам очернить наше сотрудничество в сфере безопасности с Бамако, Банги и Хартумом. Приветствуем усилия африканцев по устранению коренных причин конфликтов, восстановлению госинститутов и реформированию сектора безопасности. Поддерживаем курс государств континента на избавление от колониального прошлого. Считаем недопустимыми попытки ряда стран продвигать неоколониальные подходы в отношении африканских стран.

Продолжаем содействовать эффективной реализации процесса стабилизации и нацпримирения в ЦАР на основе Политсоглашения о мире от 6 февраля 2019 г. в интересах долгосрочного урегулирования затяжного конфликта в сердце Африки. В соответствии с нормами международного права помогаем властям страны укреплять национальный потенциал в области безопасности. Выступаем за поступательное смягчение оружейного эмбарго в целях содействия укреплению сектора безопасности ЦАР. Открыты для взаимодействия со всеми игроками «на земле», международными и двусторонними партнёрами официального Банги.

Уделяем особое внимание ситуации в Мали, откуда без согласования с Бамако решили уйти французы и другие европейцы, что создало дополнительную угрозу внутренней стабильности. Поддерживаем конструктивный диалог малийцев с Экономическим сообществом западноафриканских государств по графику подготовки к всеобщим выборам. Он позволил снять большую часть ранее введенных Сообществом рестрикций, от которых страдало в первую очередь местное население.

Россия будет и далее конструктивно содействовать стабилизации положения в стране на площадке СБ ООН, учитывать позицию принимающей стороны в отношении параметров деятельности Миссии ООН по стабилизации в Мали.

Поддерживаем усилия руководства Судана по урегулированию политического кризиса посредством конструктивного национального диалога с участием всех политически значимых сил страны. Убеждены в способности Судана самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией. Выступаем категорически против вмешательства во внутренние дела этого государства и навязывания сомнительных демократизаторских рецептов, в т.ч. путём санкций и шантажа финансовой помощью. Указываем на неактуальность ряда аспектов международного санкционного режима, введенного во времена серьёзного обострения ситуации в Дарфуре.

27. Востребованность Спецкомитета ГА ООН по деколонизации (С–24) будет сохраняться, пока не будут решены вопросы деколонизации 17 несамоуправляющихся территорий. Продолжим активно продвигать данную тематику на ооновской площадке, несмотря на нежелание бывших метрополий отказаться от колониального менталитета.

28. При осуществлении миротворческой деятельности ООН необходимо строгое соблюдение ее базовых принципов и Устава ООН. В центре усилий должно находиться содействие политическому урегулированию и достижению национального примирения. Отводим Спецкомитету ГА ООН по миротворчеству (С-34) ведущую роль в выработке общих параметров миротворческой деятельности.

Применение разведки в миротворчестве, а также новых технологий возможно исключительно в целях обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских лиц. Расширение мандата миротворцев, в частности за счет полномочий по применению силы, возможно только по решению СБ, при строгом учете страновой специфики каждой отдельной ситуации.

Видим хорошие перспективы для подключения ОДКБ к миротворческой деятельности ООН. Эффективные действия ОДКБ в ходе первой миротворческой операции на территории Республики Казахстан в 2022 г. стали подтверждением высокой готовности ее миротворческого потенциала и способности Организации к надежному обеспечению безопасности в зоне своей ответственности.

Международная поддержка в области миростроительства возможна только по просьбе принимающего правительства и с прицелом на наращивание собственного потенциала государств. Отмечаем необходимость стабильного финансирования миростроительства при соблюдении и повышении транспарентности и отчетности о расходовании средств соответствующего фонда.

29. Санкции СБ ООН являются вспомогательным инструментом реагирования на возникновение угроз международному миру и безопасности. Их применение должно иметь дозированный и адресный характер, ограниченный срок действия и учитывать весь спектр гуманитарных, социально-экономических и правочеловеческих последствий. Необходим регулярный обзор санкционных режимов СБ на предмет их соответствия обстановке «на земле». Устойчивое оздоровление политического контекста должно сопровождаться ослаблением и последующей отменой международных ограничений. Недопустимо злоупотребление данным инструментом в целях недобросовестной конкуренции и «наказания» неугодных государств. Неприемлемо также дополнение санкций СБ ООН односторонними ограничительными мерами, особенно имеющими экстерриториальный характер. Сферу охвата института Омбудсмена санкционного Комитета СБ 1267/1989/2253 по ИГИЛ и «Аль-Каиде» предлагаем распространить на всех субъектов санкционного перечня Совета.

30. Выступаем за объединение усилий всех стран в борьбе с терроризмом при центральной координирующей роли ООН без двойных стандартов, политизации и «скрытых повесток» на основе Устава ООН, профильных универсальных конвенций и протоколов, тематических резолюций СБ ООН, а также Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Считаем важным активное задействование инструментария вспомогательных антитеррористических органов СБ ООН, в частности Контртеррористического комитета (КТК), санкционных Комитетов по ИГИЛ и «Аль-Каиде», а также Движению талибов.

Поддерживаем программно-проектную деятельность Управления ООН по контртерроризму (УКТ), в т.ч. за счет российских добровольных взносов. Отстаиваем необходимость расширения финансирования УКТ из регулярного бюджета ООН. Исходим из того, что «ядром» программно-проектной деятельности УКТ должны оставаться инициативы с акцентом на наращивание потенциала национальных контртеррористических институтов стран-реципиентов.

31. Выступаем за активизацию работы по перекрытию идеологической, материальной, финансовой и кадровой подпитки террористов, а также укрепление сотрудничества стран в противодействии иностранным террористам-боевикам, привлечении их к уголовной ответственности на основе принципа «либо выдай, либо суди».

Убеждены, что сотрудничество государств в области антитеррора не может ставиться в зависимость от геополитической конъюнктуры и должно быть «всепогодным».

Не можем поддержать попытки излишнего выпячивания второстепенных в контексте антитеррора вопросов правочеловеческого и гендерного характера, отвлекающих от основополагающих задач контртеррористического сотрудничества и снижающих его практическую эффективность.

Призываем к добросовестному и эффективному выполнению резолюций СБ ООН по борьбе с финансированием терроризма (2199, 2253, 2462), а также Стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Выступаем за сохранение профессионального деполитизированного характера работы ведущих «антиотмывочных» форматов. Убеждены, что любые попытки исключить Россию из профильного международного сотрудничества противоречат техническому мандату глобальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Указываем на неприемлемость манипулирования Западом проблематикой борьбы с терроризмом и экстремизмом для вмешательства во внутренние дела государств, «перекройки» их политических, социально- экономических систем в своих геополитических интересах.

Выступаем против подмены международного сотрудничества в сфере контртерроризма и антиэкстремизма неконсенсусными политизированными концепциями, включая «противодействие насильственному экстремизму» и инициированную США борьбу с «расово и этнически мотивированным терроризмом».

Вместе с тем подчеркиваем, что международное сообщество должно обратить пристальное внимание на опасный рост правоэкстремистской идеологии и радикализации, в особенности проявлений агрессивного национализма и неонацизма.

Призываем западные страны и их союзников отказаться от политического спонсорства и накачки вооружениями украинских неонацистских формирований, активно использующих террористические методы и укрепляющих связи с транснациональной оргпреступностью и тергруппировками, в т.ч. в вопросах переправки наемников и торговли оружием.

32. Подчеркиваем необходимость неукоснительного соблюдения государствами международных антинаркотических конвенций, выступаем категорически против пересмотра и ослабления действующей международной системы контроля над наркотиками. Поддерживаем работу Международного комитета по контролю над наркотиками в качестве гаранта соблюдения государствами антинаркотических конвенций ООН.

Осуждаем легализацию потребления наркотиков в рекреационных (немедицинских) целях, пропаганду наркопотребления в качестве социально допустимой нормы, навязывание в качестве «универсального стандарта» спорных практик лечения наркозависимости в духе концепции «сокращения вреда» и, в частности, опиоидной заместительной терапии.

Обеспокоены резким ухудшением наркоситуации в Афганистане, которая стала результатом 20-летнего бездействия натовской коалиции в решении наркопроблемы в этой стране, а также блокировки финансовых активов нового талибского правительства коллективным Западом. Данная ситуация имеет проекцию на рост контрабанды опиатов и метамфетамина в страны Центральной Азии и Россию. Особую важность приобретают международные и региональные антинаркотические усилия, в т.ч. в формате ШОС, ОДКБ, СНГ.

33. Последовательно выступаем в поддержку центральной координирующей роли ООН в консолидации международных усилий в борьбе с глобальными криминальными вызовами и угрозами.

34. Выступаем в поддержку осуществления международного антикоррупционного сотрудничества при центральной координирующей роли ООН и на основе Конвенции ООН против коррупции. Подтверждаем приверженность принципам функционирования Механизма обзора хода осуществления Конвенции, его межправительственному и техническому характеру, прозрачности, беспристрастности и некарательности. Придаем большое значение реализации политической декларации спецсессии ГА ООН против коррупции, в особенности, в части необходимости устранения пробелов в нормах международного права, регулирующих вопросы возвращения активов.

35. Продолжаем настаивать на ключевой роли ООН в консолидации глобальных усилий в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ). Необходимо сообща противодействовать таким угрозам, как использование ИКТ в целях подрыва суверенитета, нарушения территориальной целостности, атак на критическую инфраструктуру, вмешательство во внутренние дела государств, а также применение этих технологий в террористических, экстремистских и преступных целях.

Неизменным ориентиром должно быть формирование международно-правового режима регулирования информационного пространства. Считаем необходимым заключить универсальные юридически обязывающие договоренности. Основой для таких инструментов могут служить внесенный в созданный по нашей инициативе профильный Спецкомитет экспертов открытого состава российский проект конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях (планируется принять в ходе 78-й сессии ГА ООН), а также российская концепция конвенции ООН об обеспечении МИБ.

Намерены содействовать функционированию РГОС в качестве единой площадки для практических переговоров. Поскольку Группа функционирует под эгидой Первого комитета ГА ООН и призвана рассматривать вопросы, напрямую затрагивающие международный мир и безопасность, принятие решений в ее рамках должно оставаться исключительной прерогативой государств. Вклады участвующих в работе негосударственных субъектов должны носить консультативный, конкретный и деполитизированный характер.

Продолжаем придерживаться последовательной линии на равноправное участие государств в управлении Интернетом, интернационализацию этого процесса. Считаем неприемлемыми любые попытки ограничить суверенное право на регулирование национальных сегментов глобальной сети.

36. Последовательно выступаем за укрепление действующих и выработку на консенсусной основе новых договорных режимов в сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН). Центральную роль в этом процессе отводим ООН и ее многостороннему разоруженческому механизму.

Полагаем необходимым противостоять любым попыткам ревизии или подрыва создававшейся десятилетиями разоруженческой архитектуры и режимов контроля над вооружениями, ослабления оборонного потенциала других стран путем одностороннего санкционного давления в обход СБ ООН. Внесем на рассмотрение Первым комитетом 77-й сессии ГА ООН очередной проект резолюции по укреплению и развитию системы договоров и соглашений по КВРН.

37. Россия строго выполняет свои обязательства по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и последовательно выступает за его скорейшее вступление в силу. Ответственность за то, что Договор за четверть века своего существования так и не вступил в силу, лежит на тех восьми государствах из Приложения 2 к Договору, которые не подписали и/или не ратифицировали ДВЗЯИ. Наиболее деструктивную роль продолжают играть США, которые стали единственным государством, официально отказавшимся от ратификации ДВЗЯИ. Само существование Договора поставлено под угрозу.

38. Россия неизменно выступает за укрепление режима ядерного нераспространения, базирующегося на Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). На сегодня ДНЯО составляет одну из основ международной системы безопасности. Более чем полувековая история Договора является свидетельством его востребованности для всех государств-участников – как ядерных, так и неядерных.

В последнее время режим ДНЯО подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, мы видим явно завышенные требования сторонников скорейшего ядерного разоружения и активное продвижение Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). С другой – взятый Вашингтоном курс на слом сложившейся системы соглашений в области нераспространения и контроля над вооружениями. В таких обстоятельствах обеспечение устойчивости ДНЯО является одной из приоритетных задач для поддержания стабильности в глобальном масштабе.

Для России обладание ядерными вооружениями на данном историческом отрезке является единственно возможным ответом на конкретные внешние угрозы, которые не только не ослабевают, но
и нарастают. В частности, мы столкнулись с безудержной и вредоносной экспансией блока НАТО. Грубо нарушив тем самым принцип равной и неделимой безопасности, США и их союзники также отвергли нашу инициативу о выработке юридически обязывающих договоренностей, гарантирующих восстановление предсказуемости и стабильности на западных рубежах России. Фактически нам было отказано в праве на отстаивание своих коренных интересов. Наши вынужденные ответные действия по защите своего внешнего контура безопасности Запад использовал как предлог для перехода к ожесточенному гибридному противостоянию с Россией, опасно балансируя на грани открытой военной конфронтации.

В этих условиях немедленный отказ от ядерного оружия резко ослабил бы нашу национальную безопасность и спровоцировал бы серьезнейшее обострение угроз с риском дальнейшей эскалации вплоть до масштабного военного столкновения. На этом фоне фактор ядерного сдерживания неизбежно сохраняет важную роль в наших доктринальных установках.

В этой связи напрашивается постановка задачи по формированию новой, более устойчивой и жизнеспособной архитектуры международной безопасности и глобальной стратегической стабильности на основе взаимоприемлемых правил бесконфликтного сосуществования. Открыты к взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами в соответствующих международных форматах по общей деэскалации, укреплению безопасности и стабильности, минимизации ядерных и иных рисков, в т.ч. с использованием инструментов контроля над вооружениями. Российские инициативы в указанных областях не утратили своей актуальности.

Выступаем за подключение к процессу сокращения ядерных вооружений всех государств, обладающих военным ядерным потенциалом. Подобное взаимодействие должно осуществляться только на консенсусной основе, без шантажа и принуждения.

Уделяем большое внимание деятельности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Отмечаем наметившиеся элементы политизации работы Агентства. Показательна в этом отношении ситуация вокруг гарантий МАГАТЭ, когда некоторые государства подвергаются постоянным интрузивным проверкам со стороны Секретариата Агентства, в то время как в отношении западных стран такие проверки зачастую носят формальный характер.

В ходе СВО российские войска взяли под охрану Чернобыльскую и Запорожскую АЭС. Это было сделано исключительно с целью недопущения использования украинскими националистическими или другими террористическими формированиями, а также иностранными наемниками сложившейся в стране обстановки для организации ядерной провокации, риски чего, несомненно, существуют.

Выполнив поставленные задачи, российские подразделения передали полный контроль над Чернобыльской АЭС украинской стороне, что было подтверждено соответствующей письменной договоренностью. Действия российских вооруженных сил никоим образом не наносят ущерб ядерной безопасности на украинских ядерных объектах. Российские военные не вмешиваются в работу операторов станций. Радиационный фон в норме.

Поддерживаем постоянный контакт с Секретариатом МАГАТЭ и на регулярной основе информируем Агентство о состоянии соответствующих ядерных объектов. Россия намерена и далее делать все от нее зависящее, чтобы безопасность ядерных объектов на Украине была обеспечена на должном уровне.

39. Планомерно поддерживаем региональные усилия по нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ). В качестве наблюдателя участвуем в Конференции ООН по вопросам создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ. Считаем, что выработка юридически обязывающего соглашения по созданию такой зоны отвечала бы интересам всех региональных государств. Отмечаем, что США остаются единственным членом «ядерной пятерки», который до сих пор игнорирует этот важный форум.

40. Разделяя благородную цель построения мира, свободного от ядерного оружия, Россия последовательно вносит весомый практический вклад в решение этой задачи. Строго придерживаемся своих международных обязательств в данной сфере, неукоснительно соблюдаем ограничения, установленные действующими соглашениями или взятые на себя в одностороннем порядке.

С пониманием и уважением относимся к побудительным мотивам тех, кто выступает за скорейшее достижение «ядерного нуля». Однако здесь не должно быть оторванных от современных реалий искусственных графиков и невыверенных мер. Дальнейшее продвижение следует осуществлять комплексно, в строгом соответствии со Статьей VI ДНЯО, без попыток вырвать ее отдельные элементы из целостного контекста всеобщего и полного разоружения.

41. Добросовестно выполняем российско-американский Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), продленный сторонами в 2021 г. на пять лет, к чему мы давно и последовательно призывали. С момента прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) в августе 2019 г. взяли на себя обязательство в целях поддержания предсказуемости и сдержанности в ракетно-ядерной сфере не развертывать РСМД наземного базирования до тех пор, пока в соответствующих регионах не размещены аналогичные средства американского производства. Неоднократно призывали страны НАТО к встречным шагам на основе проверяемых взаимных мер верификации. Сохраняют актуальность меры, предпринятые Россией в рамках реализации президентских инициатив 1991-1992 гг. в сфере нестратегических ядерных вооружений, которые после четырехкратного сокращения были сосредоточены на централизованных складах в неразвернутом виде.

42. Россия является инициатором разработки важных многосторонних договоренностей в области КВРН – по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) и борьбе с актами химического и биологического терроризма. Исходим из того, что конструктивный диалог по этим вопросам даст возможность приступить к углубленной (в т.ч. переговорной) работе на площадках ООН. Продвигая эти инициативы, неукоснительно придерживаемся принципов равноправия и консенсуса, обеспечивающих баланс интересов.

Традиционно внесем в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН проекты резолюций по неразмещению первыми оружия в космосе (НПОК), мерам транспарентности и доверия в отношении космической деятельности, а также дальнейшим практическим шагам по ПГВК. Глобализация инициативы по НПОК – значимый, но промежуточный этап на пути к заключению международного договора о предотвращении размещения оружия в космосе на базе российско-китайского проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.

43. Высоко ценим деятельность Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) в решении вопросов, касающихся исследования и использования космического пространства в мирных целях. Исходим из того, что Комитет и далее будет оставаться универсальной площадкой для продвижения конструктивного диалога между ведущими космическими державами и государствами, стремящимися приобщиться к деятельности в космосе.

Рассматриваем как контрпродуктивные стремления «размыть» мандат КОПУОС путем искусственного переноса входящих в его повестку дня вопросов космического мусора и управления орбитальным движением на параллельные, сугубо разоруженческие площадки ООН в рамках концепции т.н. «ответственного поведения в космосе».

Исходим из важности принятия консенсусом резолюции «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях», утверждающей доклад 65-й сессии КОПУОС.

44. Выступаем за укрепление конвенций о запрещении биологического и токсинного, а также химического оружия, Женевского протокола 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств и Механизма Генсекретаря ООН для расследования случаев возможного применения химического и биологического оружия (МГС). В целях обеспечения эффективного задействования МГС внесем в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН соответствующий проект резолюции.

Глубокое беспокойство вызывает продолжающаяся деградация ситуации в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Это прямой результат деструктивной линии евроатлантических союзников во главе с США, которые фактически приватизировали эту техническую международную структуру под решение собственных геополитических задач на Ближнем Востоке и за его пределами. Речь, прежде всего, идет о выдуманном в Вашингтоне и Брюсселе сирийском «химическом досье», навязанной Организации в этой связи «атрибуции», инспирированном Великобританией против России «деле Скрипалей» и аналогичной истории с мнимым «отравлением» российского блогера А.Навального, а также других продавленных голосованием решениях руководящих органов ОЗХО, выходящих за сферу охвата Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО).

Призываем все государства, которым небезразлична судьба этой уникальной Организации, отказаться от поддержки каких-либо документов, основанных на неконсенсусных решениях и инициативах. Дальнейшие попытки использования авторитета ОЗХО незначительной группой государств Запада в своих неблаговидных целях ведут к непредсказуемым последствиями не только для ОЗХО и самой Конвенции, но и для всей международной системы по контролю над вооружениями и нераспространению.

45. Придаём большое значение резолюции СБ ООН 1540, которая стала неотъемлемой частью архитектуры КВРН. Выступаем за сохранение духа сотрудничества на этой ооновской площадке.

46. В контексте ситуации на Украине глубоко обеспокоены подрывом западными странами глобальных усилий по борьбе с незаконным перетоком оружия и фактами нарушений ими взятых на себя обязательств в сфере контроля над вооружениями. Безудержная «накачка» оружием киевского режима со стороны государств-членов НАТО, которые сами признают отсутствие возможностей отслеживать его дальнейшее перемещение, резко обостряет риски попадания данных вооружений, в т.ч. особо чувствительного характера, к криминальным структурам и террористическим группировкам и его бесконтрольному распространению в Европе и мире в целом.

47. Выступаем за создание специализированной универсальной структуры под эгидой ООН для решения всего спектра вопросов борьбы с морской преступностью в разных регионах.

Отмечаем совпадение наших подходов с партнерами в регионе Африканского Рога к проблематике борьбы с пиратством, а также совместный настрой на сохранение и дальнейшее развитие Контактной группы по борьбе с пиратством у берегов Сомали (новое название –Контактная группа по незаконной деятельности на море в северо-западной части Индийского океана).

Принимая во внимание непрекращающиеся пиратские и разбойные нападения на суда в водах Гвинейского залива, обеспокоены исключением России из списка приглашенных на мероприятия учрежденного в июле 2021 г. Форума морского сотрудничества в Гвинейском заливе – полезного формата взаимодействия и координации силовых антипиратских операций.

Отмечаем деятельность курируемой Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) Глобальной программы по борьбе с морской преступностью (GMCP). Намерены продолжить практику оказания финансовой помощи прибрежным государствам акватории Гвинейского залива из средств ежегодного добровольного взноса Российской Федерации в УНП ООН.

48. В области морского права считаем принципиально важным сохранить целостность режима регулирования, установленного Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими основополагающими документами в этой сфере. Новые процессы, в т.ч. дипломатическая конференция по морскому биоразнообразию за пределами национальной юрисдикции, не должны наносить ущерба положениям действующих универсальных и региональных договоров, а также мандатам компетентных межправительственных организаций.

Заинтересованы в эффективном функционировании органов, созданных в соответствии с Конвенцией 1982 г., – Международного органа по морскому дну, Международного трибунала по морскому праву и Комиссии по границам континентального шельфа. Исходим из того, что указанные органы должны действовать строго в рамках предусмотренных Конвенцией мандатов, не допуская расширительного толкования собственных полномочий и политизации решений.

49. Россия заинтересована в создании условий для эффективного и беспристрастного выполнения Международным судом ООН (МС) его функций. 16 марта с.г. МС вынес решение о принятии временных мер по иску Украины к России по Конвенции о предотвращении преступления геноцида и наказании за него 1948 года. Подчеркиваем, что Конвенция
о геноциде не применима в данном случае, поскольку СВО России проводится на основании гарантированного статьей 51 Устава ООН права на самооборону, в этой связи данные меры безосновательны.

По другому делу МС о применении Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации Россия должна представить в суд второй ответный меморандум к 19 января 2023 года. Рассчитываем, что на этапе рассмотрения этих споров по существу МС воспримет доводы российской стороны и оставит украинские претензии без удовлетворения.

50. Внимательно следим за деятельностью Комиссии международного права ООН (КМП), которая традиционно вносит значительный вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права. Осенью 2021 г. в ходе 76-й сессии ГА ООН состоялись выборы в КМП, в рамках которых в условиях серьезной конкуренции был переизбран кандидат от Российской Федерации, директор Правового департамента МИД России Е.Т.Загайнов на период 2023-2027 гг.

51. За прошедший год Международный уголовный суд продолжил проводить политически ангажированную линию в подходах к тем или иным страновым ситуациям, снижая тем самым доверие как к этому институту, так и международной уголовной юстиции в целом.

52. Подчеркиваем временный характер и строго ограниченный мандат Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов (ОМ), а также необходимость скорейшего завершения всех переданных ему дел и соблюдения этой структурой стандартов правосудия, в т.ч. процессуальных гарантий обвиняемых. ОМ «унаследовал» наихудшие практики своих предшественников, в первую очередь Международного трибунала по бывшей Югославии, последовательно демонстрируя антисербский уклон.

53. Продолжаем исходить из юридической ничтожности Международного беспристрастного и независимого механизма для содействия проведению расследований в отношении лиц, которые несут ответственность за наиболее серьезные преступления по международному праву, совершенные в Сирии с марта 2011 г., учрежденного ГА ООН с превышением ее полномочий. «Результаты» деятельности данной структуры являются изначально нелегитимными, а саму эту деятельность следует квалифицировать как прямое вмешательство во внутренние дела Сирии как суверенного государства, нарушающее цели и принципы ООН и ее Устава. Возражаем против получения Механизмом доступа к архивам Совместного механизма ОЗХО-ООН.

54. Тематику верховенства права следует рассматривать с акцентом на ее международное измерение. Необходимо противодействовать попыткам использования «верховенства права» и для вмешательства в национальные правовые системы. Исходим из того, что экстерриториальное применение национального законодательства в ущерб суверенитету других государств является негативным фактором в международных отношениях.

55. Приоритетом России в деле поощрения и защиты прав человека остается укрепление конструктивного диалога по всему спектру международной правозащитной повестки дня, что в результате должно переформатировать концепцию прав человека в фактор сближения, а не разобщения государств. Основную ответственность в деле поощрения и защиты прав человека несут государства, в то время как исполнительные структуры ООН играют вспомогательную роль, обеспечивая при необходимости оказание технического содействия правительствам в укреплении их национального правозащитного потенциала.

Интеграция проблематики прав человека во все сферы деятельности ООН должна иметь свои пределы и не приводить к дублированию работы ее основных органов. Последовательно отводим западные заходы по укреплению связки Совета ООН по правам человека (СПЧ) и СБ ООН, противодействуем попыткам реформировать СПЧ, превратить его в квазисудебный мониторинговый механизм и площадку для продвижения противоречивых концепций, не пользующихся широкой поддержкой государств.

Решительно осуждаем использование правозащитной тематики в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств и инструмента для наказания государств за проведение независимой политики. Выступаем против принятия политизированных страновых резолюций, особенно на фоне успешного функционирования механизма Универсального периодического обзора в рамках СПЧ.

Не признаем учреждение в соответствии с резолюцией СПЧ 49/1 независимой международной комиссии по расследованию «российской агрессии» на Украине. Принимая во внимание состав Комиссии, ее очевидную антироссийскую ориентацию и политическую ангажированность, отказываемся от сотрудничества с данной структурой.

В том же ключе продолжаем рассматривать резолюцию о ситуации с правами человека в Крыму, которую делегация Украины регулярно вносит на рассмотрение Третьего комитета Генассамблеи ООН. Россия будет и дальше противостоять западным политизированным инициативам по Украине и другим страновым сюжетам в Третьем комитете ГА ООН и призывает партнеров поступать аналогичным образом.

Считаем, что деятельность Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) должна быть прозрачной, ответственной и подотчетной государствам-членам ООН. Выступаем против политически ангажированных подходов УВКПЧ к оценкам ситуации с правами человека в отдельных странах, а также попыток Управления присвоить себе несвойственные полномочия в области мониторинга осуществления государствами их обязательств в правозащитной сфере.

56. Решительно осуждаем любые формы и проявления дискриминации. Расизм и ксенофобия берут свои истоки в бесчеловечной колониальной политике западных стран. Необходимо помнить о совершенных в бывших колониях преступлениях, включая военные преступления, геноцид, сегрегацию. Осуждаем новые формы и проявления расизма в западных странах, в т.ч. дифференцированное отношение к беженцам в зависимости от национальной принадлежности и цвета кожи, религии и страны происхождения. Особую обеспокоенность вызывает развязанная США и ЕС целенаправленная кампания русофобии, в ходе которой преследованию и дискриминации подвергаются все и всё, связанное с Россией, русским языком и культурой.

57. Ключевую роль в дальнейшей эффективной реализации решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и 24-й спецсессии Генассамблеи ООН отводим Комиссии социального развития ООН (КСР). Исходим из того, что выдвинутая в рамках доклада Генсекретаря ООН «Наша общая повестка» инициатива о проведении Всемирного социального саммита 2025 г. должна быть обсуждена в КСР.

58. Поддерживаем деятельность Комиссии ООН по положению женщин (КПЖ) в качестве межправительственного форума для конструктивного диалога по всему спектру вопросов, касающихся улучшения положения женщин, в духе решений 4-й Всемирной конференции по положению женщин и 23-й спецсессии ГА ООН. Выступаем против продвигаемой в докладе Генсекретаря ООН «Наша общая повестка» инициативы реформирования КПЖ.

Исходим из того, что определяющим для Структуры «ООН-женщины» при выполнении положений не прошедшего межгосударственное согласование Стратегического плана на 2022-2025 гг. является выданный ей мандат. Считаем возможным осуществление деятельности Структуры «на местах» только по запросу и с разрешения соответствующих государств.

59. Отмечаем сохраняющуюся актуальность укрепления международного сотрудничества в сфере поощрения и защиты прав детей на основе практической реализации положений Конвенции о правах ребенка и итогового документа 27-й спецсессии ГА ООН «Мир, пригодный для жизни детей», провозгласивших, в частности, необходимость семейного окружения для полного и гармоничного развития личности ребенка. Считаем неприемлемым вовлечение несовершеннолетних в общественно-политическую деятельность без руководящей роли родителей или законных представителей при учете развивающихся способностей детей.

Уделяем пристальное внимание тематике детей в вооруженном конфликте, в т.ч. в рамках работы СБ ООН. Поддерживаем деятельность и инициативы Спецпредставителя Генсекретаря ООН по детям и вооруженному конфликту, развиваем с ней сотрудничество, в частности в рамках программы репатриации российских детей из Сирии и Ирака. В контексте положения детей на Украине призываем Спецпредставителя и ее офис использовать только достоверные и проверенные факты, избегая политизации данного вопроса.

60. Поддерживаем обсуждение в ГА ООН проблематики межрелигиозного и межкультурного взаимодействия, а также развития межцивилизационного диалога, особенно на полях Альянса цивилизаций. Рассматриваем формирование культуры мира в качестве важнейшей предпосылки для мирного сосуществования и налаживания глобального сотрудничества на благо мира и развития.

61. Готовы к взаимодействию со всеми заинтересованными профильными неправительственными организациями по вопросам повестки дня ООН. Содействуем адекватной представленности российского неправительственного корпуса в деятельности соответствующих сегментов, органов и структур ООН.

62. Для преодоления последствий миграционных кризисов требуется координации усилий всех государств. Считаем, что подходы к преодолению миграционных вызовов не могут противоречить базовым принципам гуманности, нейтральности, беспристрастности и независимости, а принимаемые меры не должны нарушать суверенитет и территориальную целостность государств и реализовываться без согласия тех стран, где они осуществляются.

Положительно оцениваем роль Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) в повышении эффективности международной защиты беженцев и других категорий лиц, входящих в сферу его ответственности. Считаем деятельность Управления особенно важной в ситуациях крупных гуманитарных кризисов.

Вносим значительный вклад в укрепление международного режима защиты беженцев и решение миграционных проблем. Ежегодно Россия добровольно выделяет 2 млн долл. США в бюджет УВКБ. Намерены приложить усилия для продолжения финансирования на добровольной основе гуманитарной деятельности Управления.

С февраля 2022 г. Россия приняла на своей территории более 2 млн человек, покинувших в экстренном порядке ДНР, ЛНР и отдельные регионы Украины. Российская сторона прилагает все усилия по приему и размещению указанных лиц, а также оказанию им всесторонней помощи.

Полагаем необходимым, чтобы УВКБ уделяло повышенное внимание лицам без гражданства, в т.ч. в Европе.

Приняли участие в прошедшем в декабре 2021 г. в Женеве совещании высокопоставленных должностных лиц по Глобальному договору о беженцах (ГДБ). Отмечаем, что цели этого рамочного документа, не имеющего юридически обязывающего характера, в полной мере соответствуют подходам Российской Федерации к проблематике, связанной с беженцами. Нацелены на конструктивную работу в ходе подготовки к запланированному на 2023 г. второму Глобальному форуму по беженцам, который будет способствовать привлечению внимания мирового сообщества к беженской проблематике и наращиванию усилий в целях реализации ГДБ.

Приветствуем проведение в мае с.г. в Нью-Йорке первого Форума по рассмотрению проблем международной миграции, ставшего важной площадкой для многостороннего обмена передовыми практиками по осуществлению Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.

Приветствуем укрепление взаимодействия между ООН и Международной организацией по миграции (МОМ). Вступив в МОМ в апреле 2021 г., Россия намерена в полной мере использовать площадку данной Организации для наращивания конструктивного международного сотрудничества по вопросам миграции.

Положительно оцениваем деятельность Глобального форума по миграции и развитию, в рамках которого осуществляется межгосударственное неформальное обсуждение вопросов миграции в увязке с целями и задачами развития.

63. Очевидна контрпродуктивность ежегодной грузинской резолюции ГА ООН о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии. Ее рассмотрение в Нью-Йорке, куда не имеют доступа представители Абхазии и Южной Осетии по причине отказа властей США выдать им въездные визы, существенно затрудняет обсуждение указанной проблематики в рамках Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье.

Надеемся на возобновление нормального, без создания искусственных препятствий функционирования этого диалогового формата, остающегося единственной международной площадкой, обеспечивающей прямой диалог между представителями Абхазии, Грузии и Южной Осетии. Благодаря ему в последние годы удавалось поддерживать приемлемый уровень безопасности и стабильности в регионе.

64. Обеспокоены крайней политизацией ЮНЕСКО и навязываемой западными странами «украинизацией» всех направлений деятельности этой всемирной гуманитарной организации. Исходим из того, что привнесение в повестку дня ЮНЕСКО неподмандатных вопросов территориальной целостности и суверенитета, а также продвижение неинклюзивных инициатив подрывают международный авторитет учреждения и негативно сказываются на результативности осуществляемой им программной работы.

Отстаиваем необходимость беспрекословного соблюдения Секретариатом ЮНЕСКО положений уставных документов Организации и решений ее директивных органов, строгого соблюдения руководством и персоналом учреждения профессиональной, непредвзятой и равноудаленной позиции, соответствующей высокому статусу международных чиновников.

65. Недопустима политизация спорта, дискриминация спортсменов, в т.ч. паралимпийцев, в виде коллективных наказаний. Выступаем за выстраивание универсальной системы международного спортивного сотрудничества на принципах независимости и автономности спорта.

66. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (Повестка-2030) и Аддис-Абебская программа действий по финансированию развития, несмотря на имеющиеся объективные сложности, в полной мере сохраняют свою актуальность как ориентиры для планирования на страновом уровне. Основной площадкой для мониторинга прогресса в реализации ЦУР остается Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию (ПФУР) и проводимые в его рамках добровольные национальные обзоры. Исходим из необходимости активного подключения
к работе ПФУР всех заинтересованных сторон, включая представителей бизнес-сообщества. Выступаем против выборочного и несбалансированного пересмотра отдельных положений Повестки-2030, направленного на удовлетворение узких групповых интересов при игнорировании её комплексного характера.

Рассматриваем борьбу с нищетой в качестве центральной задачи работы ООН на социально-экономическом направлении. В рамках Третьего Десятилетия ООН по ликвидации бедности поддерживаем дальнейшую разработку практических мер в этой области, включая социально-экономические и технологические преобразования, связанные с развитием промышленного потенциала, особенно в наименее развитых странах.

67. Придаем большое значение международному взаимодействию по борьбе с изменением климата. Рассматриваем Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН) и заключенное под ее эгидой Парижское соглашение (ПС) в качестве главных международно-правовых механизмов для долгосрочного климатического урегулирования. Считаем важным строго придерживаться положений ПС в части снижения темпов прироста средней глобальной температуры в интервале 2-1,5°С и достижения углеродной нейтральности во второй половине века, а не к 2050 г. Выступаем против «размывания» мандата РКИК ООН и создания дублирующей ее системы договорных обязательств. Необходимо соблюдать «разделение труда» между природоохранными механизмами, не создавая искусственных «пересекающихся линий», которые будут усложнять реализацию общих задач и интересов.

Попытки западных стран предвзято толковать профильные международные договоренности в угоду протекционизму противоречат нормам ВТО и в конечном итоге наносят ущерб реализации климатических целей. Считаем такие действия неприемлемыми. Убеждены, что климатические усилия должны строиться на базе недискриминационного международного сотрудничества с учетом экономических реалий и интересов всех заинтересованных стран.

Выступаем против увязки вопросов климата и безопасности и наделения миротворческих миссий несвойственными функциями климатического мониторинга. Крупные государства-доноры пытаются таким образом снять с себя ответственность за экономические проблемы в наименее развитых странах.

68. В вопросах энергетического сотрудничества исходим из приоритетности задач обеспечения доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии (ЦУР-7) с учетом экологических факторов.

Признаем актуальность задачи снижения выбросов парниковых газов. В этом плане выступаем за принцип технологической нейтральности без дискриминации источников энергии с аналогичными с точки зрения эмиссии парниковых газов характеристиками. Нужно объективно оценивать разные виды энергоресурсов (атомную, гидро и все виды ВИЭ), исходя из их воздействия на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла. В этом контексте выступаем за расширение использования природного газа как наиболее приемлемого с точки зрения экологии ископаемого топлива, а также отнесение атомной и гидроэнергетики к категории чистых источников энергии. Одновременно считаем, что замещение угольной генерации и снижение использования ископаемого топлива должно происходить по мере созревания экономических и технологических условий.

Убеждены, что переход на низкоэмиссионное развитие должен быть постепенным, сбалансированным, тщательно выверенным с учетом национальных и региональных особенностей. Повышению эффективности общих усилий будет способствовать выработка общих, единых для всех, понятных правил климатического регулирования.

69. Продолжаем выступать за соблюдение базовых принципов оказания международной гуманитарной помощи, зафиксированных в резолюции ГА ООН 46/182 и других решениях Генассамблеи и ЭКОСОС. Поддерживаем повышение оперативности и эффективности оказания такого содействия. Призываем гумагентства системы ООН выступать в роли «честных брокеров» и опираться в своей работе на тщательно выверенные данные о гумситуации «на земле». В условиях значительного роста гумпотребностей крайне важным считаем недопущение политизации международного сотрудничества в агропродовольственной сфере и процесса предоставления гуманитарной помощи, манипуляций темой борьбы с голодом в собственных торгово-экономических и геополитических целях.

70. Отмена всех односторонних принудительных мер (ОПМ), противоречащих Уставу ООН и международному праву, внесла бы решающий вклад в достижение ЦУР, преодоление кризисных явлений в мировой экономике. ОПМ блокируют помощь нуждающимся, поставки базовых товаров – продовольствия, удобрений, ГСМ, медикаментов, а также тормозят восстановление экономики из международных инвестиционных источников, подрывают многосторонние усилия по борьбе с последствиями пандемии COVID-19.

71. Поддерживаем призывы руководства ООН по пересмотру нынешней торгово-финансовой архитектуры, которая осложняет участие развивающихся государств в глобальных сбытовых цепочках, ограничивает доступ к рынкам капитала и технологичным инвестициям. Усилия по мобилизации внутренних ресурсов размываются выводом из страны потоков незаконных финансовых активов, монополизацией коллективным Западом решений в сфере налогообложения цифровой экономики. Чрезвычайные ситуации, подобные пандемиям и климатическим бедствиям, еще более закрепляют межстрановое финансово-технологическое неравенство и приносят непропорциональную прибыль транснациональным корпорациям.

Незаконные финансовые потоки из развивающихся стран, де-факто освоенные в качестве источника финансирования западных экономик, необходимо возвращать в страны происхождения, в т.ч. через разработку нового многостороннего инструмента к Конвенции против коррупции по возврату активов.

72. Поддерживаем укрепление роли Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и ее штаб-квартиры в Найроби как ключевой универсальной межправительственной площадки системы ООН по формированию глобальной природоохранной повестки на основе равноправного многостороннего диалога между государствами-членами. Отмечаем необходимость восстановления справедливого географического баланса в Секретариате в соответствии с резолюцией 5-й сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде 5/13.

Центральная задача Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) заключается в эффективной реализации «Новой городской повестки дня», принятой на 3-й Конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (Кито, 2016 г.). Исходим из того, что реформа организационной структуры ООН-Хабитат в соответствии с резолюцией Генассамблеи 73/239 должна повысить эффективность и финансовую дисциплину Программы.

73. Выступаем за сохранение лидерства римских международных организаций агропродовольственного профиля – Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) и Международного фонда сельскохозяйственного развития (ИФАД) – в вопросах координации международных усилий по ликвидации голода, улучшению питания, устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских районов. Активно участвуем в последующей деятельности по итогам Саммита ООН
по продовольственным системам 2021 г. в целях укрепления продовольственной безопасности и трансформации продовольственных систем.

Категорически отвергаем попытки западных стран возложить на Россию ответственность за надвигающийся глобальный продовольственный кризис. В ходе контактов с дружественными странами и на площадках международных организаций разъясняем коренные причины ухудшающейся ситуации, связанные с просчетами США и ЕС в энергетической, продовольственной и экономической политике, а также с разрывом производственно-логистических цепочек из-за введенных односторонних ограничительных мер против нас. Выступаем за необходимость оказания продовольственной помощи нуждающемуся населению развивающихся стран, особенно Африки и Ближнего Востока.

74. Привержены реализации достигнутых в Стамбуле в июле с.г. «продовольственных договоренностей» (Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Секретариатом ООН о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки и Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из украинских портов). Исходим из «пакетного» взаимосвязанного характера договоренностей, что и символизировало одновременное подписание документов. Рассчитываем, что в предстоящий период будут предприняты все необходимые усилия для эффективного выполнения указанных документов. Большое значение в связи с этим имеет добросовестное содействие со стороны ООН и конструктивный подход международного сообщества в целом, включая западные страны.

75. Последовательно поддерживаем Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) в качестве лидера международного сотрудничества в глобальных вопросах охраны здоровья. Выступаем за наращивание эффективности работы Организации за счет повышения ее транспарентности и подотчетности перед странами-членами. Исходим из того, что основная профессиональная работа на данном направлении должна модерироваться профильными органами ВОЗ при полном учете позиций стран-членов и безусловном уважении их национального суверенитета. Выступаем против создания параллельных структур в данной сфере с ограниченным кругом участников и попыток подмены ими универсальных ооновских механизмов в сфере глобального здравоохранения.

76. Одной из приоритетных задач считаем укрепление потенциала готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере здравоохранения, в частности, в контексте вспышек инфекционных заболеваний. Настроены на конструктивный диалог со всеми партнерами в рамках Межправительственного переговорного органа по разработке нового международного инструмента ВОЗ по борьбе с пандемиями. Выступаем за свободный оборот сырья для изготовления вакцинных препаратов, всеобщий, равноправный, справедливый и беспрепятственный доступ к медицинским технологиям, а также безопасным, качественным, эффективным и приемлемым по цене вакцинам и лекарствам от новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Последовательно поддерживаем согласованные в ГА ООН и ВОЗ меры, направленные на достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения, в т.ч. в рамках подготовки ко второму тематическому заседанию высокого уровня Генассамблеи ООН в 2023 г. с акцентом на развитие первичного звена медицинской помощи. Продолжим содействовать Межучрежденческой целевой группе ООН по профилактике неинфекционных заболеваний и совместной работе по преодолению вызовов, связанных с туберкулезом. Сохраняем линию на активное участие в многосторонних усилиях по купированию рисков в сфере распространения устойчивости к противомикробным препаратам. Будим вносить вклад в международное партнерство по борьбе с ВИЧ/СПИДом с опорой на наши национальные приоритеты в этой сфере и в неукоснительном соответствии с российским законодательством.

77. В рамках реализации Сэндайской рамочной программы действий на 2015-2030 гг. (СРП) привержены дальнейшему развитию многостороннего партнерства в области уменьшения опасности бедствий со всеми заинтересованными сторонами. Придаем большое значение подготовке к Среднесрочному обзору СРП в 2023 году.

78. В контексте реформы системы развития (СР) ООН намерены продвигать укрепление подотчетности фондов, программ и спецучреждений СР ООН государствам-членам, осуществление ими проектной и нормативной деятельности с опорой на национальные приоритеты стран-получателей помощи, а также укрепление региональных платформ сотрудничества с акцентом на растущую роль региональных экономических комиссий.

79. Заинтересованы в участии в реализации консенсусных инициатив, представленных в доклада Генсекретаря о реформах, именуемого «Наша общая повестка», включая подготовку к саммитам, в частности, в области образования и так называемого «Саммита будущего». Одновременно намерены противодействовать продвигаемому Секретариатом ООН курсу на ослабление роли межправительственных органов.

80. Выступаем за сдерживание роста регулярного и миротворческого бюджетов, а также финансовой сметы международного остаточного механизма для уголовных трибуналов. Призываем Секретариат к надлежащему выполнению рекомендаций консультативных и надзорных органов. Требуем укрепления подотчетности, прозрачности и внутреннего контроля в работе Секретариата. Придаем большое значение сохранению у государств-членов эффективных рычагов контроля в финансовой и кадровой сферах ООН.

Рассматриваем ГА ООН в качестве главной площадки для формирования политики в области вознаграждения и определения условий службы персонала на основе рекомендаций экспертных органов, в первую очередь, Комиссии по международной гражданской службе.

81. Важнейшая задача – соблюдение паритета шести официальных языков ООН в вопросах конференционного обслуживания и информационно-коммуникационной деятельности. Необходимо неукоснительно следовать принципу многоязычия при планировании и реализации всех проектов в СМИ и социальных сетях. Приоритет – борьба с дезинформацией и сохранение объективного и сбалансированного подхода в работе информресурсов Организации. Заинтересованы во всестороннем расширении контактов и развитии партнерских отношений Департамента глобальных коммуникаций ООН с российскими медиаструктурами.


Общие сведения

  • Адрес: Площадь Объединённых Наций (Площадь ООН), 760, Нью-Йорк, NY 10017, США
  • Web: http://www.un.org/ru/
  • Руководитель организации:
    Антониу Гутерреш (Antonio Guterres) — Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций