Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 22 июля 2021 года
СОДЕРЖАНИЕ
- О заседании Всемирного координационного совета российских соотечественников
- О предстоящих памятных мероприятиях у Русской православной часовни под перевалом Вршич (Словения)
- О подаче Россией межгосударственного иска против Украины в Европейский Суд по правам человека
- О вступлении в силу на Украине очередных дискриминационных языковых норм
- О соглашении США и ФРГ по «Северному потоку - 2»
- Об ограничении доступа к отдельному материалу сайта «Чешского Радио»
- О недавних заявлениях директора МИ-5 К.Маккаллума
- К ситуации в Гаити
- О текущей ситуации в Мали
- О текущей ситуации в ЮАР
- О ситуации вокруг эфиопской ГЭС «Возрождение»
- Об опубликованном проекте доклада ОЗХО по осуществлению в 2020 г. Конвенции о запрещении химического оружия
- О новых данных о роли руководства Технического секретариата ОЗХО в подтасовке выводов итогового доклада спецмиссии Организации по расследованию инцидента в г. Дума (Сирия)
- Об основных итогах 47-й сессии Совета ООН по правам человека
- О ситуации вокруг памятника латышским легионерам «Ваффен-СС» во Фландрии
- Об оказании помощи Киргизии по линии ВПП ООН
- О резолюции ГА ООН по безопасности дорожного движения
- О 30-летии отношений Россия-АСЕАН
- О выходе ежегодника «Дипломатический вестник» за 2020 год
- О ситуации в кипрском урегулировании в связи с открытием района Вароша
- Об одобрении Правительством Чехии законопроекта о выплате компенсаций по «делу Врбетице»
- О нагорно-карабахском урегулировании
- О доказательствах взаимодействия между властями США и боевиками Исламского государства
- О российской внешней политике и ситуации вокруг Белоруссии
- О призывах шеф-редактора чешского новостного портала «Forum24» к разрыву дипотношений с Россией и блокировке сайта агентства «Спутник» в Чехии
- О заявлениях Директора Второго департамента Азии МИД России З.Н.Кабулова о готовности «Талибана» к политическому компромиссу
- О принятии Сеймом Литвы поправок к закону о правовом положении иностранцев
- О переговорах между Россией и ЕС о взаимном признании вакцин
О заседании Всемирного координационного совета российских соотечественников
27 июля при поддержке МИД России состоится онлайн-заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников. Напомню, Всемирный совет является главным исполнительным органом Всемирного конгресса соотечественников.
На встрече будет обсуждаться подготовка к VII Всемирному конгрессу соотечественников в Москве 14-15 октября этого года, а также деятельность по защите интересов диаспоры, поддержке и продвижению русского языка и другим, актуальным для наших соотечественников, вопросам. Отдельной темой станет информационное взаимодействие с организациями российских соотечественников за рубежом в связи с предстоящими выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
О предстоящих памятных мероприятиях у Русской православной часовни под перевалом Вршич (Словения)
31 июля в Республике Словении состоятся традиционные мероприятия у мемориала российских воинов времен Первой мировой войны – православной Русской часовни под высокогорным альпийским перевалом Вршич. Этот памятник истории, возведенный руками российских военнопленных в 1916 г., получил особую известность как символ российско-словенской дружбы, когда пять лет назад в торжествах по случаю 100-летнего юбилея часовни принял участие Президент Российской Федерации В.В.Путин.
Церемония у Русской часовни ежегодно организуется Посольством России в Словении, Обществом дружбы «Словения-Россия» и мэрией г. Краньска-Гора. Она содействует укреплению взаимопонимания между народами наших стран, сохранению исторической памяти.
В нынешнем году российскую делегацию возглавит Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации К.И.Косачев.
Предполагается участие представителей высшего руководства Словении, иерархов Русской православной и словенской католической церквей, широкой общественности и журналистов. Торжества проводятся под почетным покровительством заместителя Председателя Правительства Словении, Министра экономического развития и технологий З.Почивалшека.
О подаче Россией межгосударственного иска против Украины в Европейский Суд по правам человека
Российская Федерация подала межгосударственный иск против Украины в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Данный шаг назревал уже давно. За годы, прошедшие с момента незаконного госпереворота, ситуация с правами человека на Украине не только не улучшилась, вопреки ожиданиям «борцов за независимость», но и деградировала. Нерасследованными остаются преступления, совершенные «майданными» властями и их пособниками в самом начале кризиса на Украине: это и поджог одесского Дома профсоюзов, и развязывание так называемой антитеррористической операции против собственного народа Киевом, и незакрытие воздушного пространства, повлекшее катастрофу рейса МН-17, и другие преступления.
Эти нарушения дополнялись новыми бесчинствами, которые продолжаются на системной основе по сей день: тотальная украинизация образования и СМИ (поговорим об этом сегодня подробно) вопреки международным обязательствам в области защиты прав нацменьшинств, гонения на «неугодных» журналистов, водная блокада Крыма и многое другое – список практически бесконечный.
Все это свидетельствует, по терминологии ЕСПЧ, на Украине установилась «административная практика» (подчеркну, что это терминология ЕСПЧ), что означает систематическое попустительство на уровне официальных властей нарушениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод со стороны не только органов власти, но и частных лиц.
Почему это было сделано Российской Федерацией сейчас? На протяжении многих лет от граждан и организаций (как российских, так и украинских) к нам регулярно поступали просьбы, призывы и даже мольбы привлечь Киев к ответу за свои противоправные деяния перед международным судом. Нередко звучала и критика: Украина уже подала множество исков против России, когда же настанет черед России? Оставляя за скобками бесконтрольное сутяжничество Киева, носящее уже маниакальный характер, хочу подчеркнуть, что сдержанная позиция России все эти годы – вовсе не показатель отсутствия аргументов или доказательств. Напротив, накоплено огромное количество материалов, и этот феноменальный массив доказательств будет использован в Суде: ничего не забыто, как бы того ни желал Киев.
Москва последовательно придерживалась позиции, что привлечение судебных инстанций – крайняя мера, которая может быть задействована лишь в исключительных случаях. С одной стороны, это мотивировано уважительным отношением нашей страны к международным инстанциям, с другой – стремлением к поиску иных мирных средств разрешения споров вне зала суда. Но всякому терпению наступает конец. Полная безнаказанность киевского режима (который ей буквально упивался) и бездействие международных структур, закрывавших глаза на многочисленные бесчинства, развязали ему руки. Привлекая Украину к международной ответственности за систематическое попрание прав человека (о масштабах этих злодеяний свидетельствуют и бесчисленные индивидуальные жалобы против Украины), Россия выступает в защиту европейского правопорядка – ключевой ценности Совета Европы. Мы так много об этом слышали.
Рассчитываем, что Европейский Суд по правам человека проявит независимость и аполитичность при рассмотрении российской жалобы, а также детально изучит представленную доказательную базу нарушений прав человека киевским режимом.
О вступлении в силу на Украине очередных дискриминационных языковых норм
Продолжается насильственная украинизация и сужение пространства для использования русского языка и языков национальных меньшинств.
14 июля 2021 г. Конституционный суд Украины принял политизированное решение и признал соответствующим Конституции Украины скандальный закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», хотя его положения явно противоречат основному закону страны и он принимался с серьезными нарушениями регламента Верховной Рады Украины. Соответствующий запрос был сделан еще в 2019 г. группой депутатов Верховной Рады, в основном представляющих «Оппозиционную платформу – За жизнь».
Казалось бы куда дальше? Но выяснилось, что есть пространства, куда еще не дотянулась украинизация – онлайн-кинотеатры. Недолго они радовались своей свободе, и туда добрался Большой Брат со своим контролем. 15 июля 2021 г. в Верховную Раду поступил законопроект, предлагающий обязать онлайн-кинотеатры транслировать на украинском языке 75% фильмов, произведенных и/или впервые распространенных после 16 июля 2021 г., доступ к которым возможен с территории Украины.
16 июля 2021 г. на Украине вступили в силу очередные нормы упомянутого «языкового» закона. Под насильственную украинизацию теперь попали культурно-развлекательная сфера, туристическая отрасль, кинопроизводство, демонстрация фильмов, сериалов в кинотеатрах и на телевидении, книгоиздание, концертная и театральная деятельность, музейное дело.
Подлежат обязательному дублированию или озвучке на украинском языке демонстрируемые на телевидении и в кинопрокате неукраиноязычные кинофильмы. Вводятся квоты на количество сеансов непереозвученных фильмов (при наличии украинских субтитров) в кинозалах – в месяц не должно превышать 10% от их общего числа. Когда начиналась «история» с Майданом, нам все время говорили о том, что так желает народ. И перемены, происходящие на Украине, по воле народа. Разве народ на Украине не может сам разобраться без процентного соотношения, на каком языке ему приятнее, интереснее и удобнее смотреть фильмы, читать книги, посещать музеи, читать подписи под картинами? Или обязательно нужно вводить законы? Этими мерами Киев доказал, что это делается не по воле народа, а по воле определенной группы лиц, составляющей явное меньшинство, но насильственно диктующее свою волю большинству. Во-первых, это идет вразрез демократическим принципам. Во-вторых, это доказывает, что все принципы, озвученные относительно того, что якобы через Майдан, через «площадь», через «цветные революции» народ имеет единственную возможность на реализацию своей воли, - всё это было ложно. И только решениями сверху, такими процентными ставками, сколько можно слушать на украинском, русском или других языках, а сколько нельзя, только такими мерами, оказывается, продавливается воля меньшинства, а не большинства. Это не фиксация воли большинства, а продавливание воли меньшинства.
Что касается книгоиздательств, то они обязаны выпускать на украинском языке не менее 50% книг от совокупного годового тиража. При этом исключение сделаны для изданий на языках коренных народов и официальных языках ЕС. Возможно, народы ЕС являются коренными жителями Украины? Может быть, киевский режим дойдет и до этого.
Вводится также обязательная сдача экзамена на уровень владения украинским языком лицами, претендующими на замещение государственных должностей, трудоустройство в органах местного самоуправления или получение украинского гражданства.
Со стороны отдельных депутатов Верховной Рады Украины из пропрезидентской партии «Слуга народа» были робкие попытки отсрочить вступление в силу части этих норм, причем отнюдь не в связи со стремлением защитить права своих граждан, говорящих на русском языке и языках национальных меньшинств, а в собственных интересах — финансовых, коммерческих, корыстных. Необходимость дублировать демонстрируемые по украинскому телевидению русскоязычные сериалы и киноленты, в том числе произведенные «Студией Квартал-95», принесет серьезные убытки телеиндустрии. С другой стороны, видимо, найдут, как компенсировать. Также планировалось отложить обязательную сдачу госязыка для замещения госдолжностей.
Однако под натиском меньшинства националистов «слуги народа» отозвали свои поправки и не поддержали внесенные ранее их однопартийцами предложения предоставить возможность получать образование на родном языке на всех уровнях, включая вузы, не только для украинцев и коренных народов, но и для других национальностей, а также отменить штрафы за нарушение языкового законодательства.
Буквально вчера Президент Украины В.А.Зеленский подписал не менее дискриминационный закон «О коренных народах Украины», положения которого мы уже комментировали. Они были в проекте данного закона. Проверяла пару часов назад, он не был опубликован, не видели финальный текст, но будем надеяться, что они не будут его скрывать.
Разочарованы, что структуры ОБСЕ и Совета Европы продолжают смотреть сквозь пальцы на системную дискриминацию русскоязычного населения на Украине. Об этом сказала, комментируя иск России в ЕСПЧ. В Вене и Страсбурге, явно потворствуя Киеву, не слышат озабоченности, набат российской стороны и ряда других государств. Подобное проявление двойных стандартов идет вразрез с задачами этих организаций, подрывает их авторитет как общеевропейских форматов.
Вступление в силу новых норм закона о госязыке является еще одним посягательством на стремление граждан Украины говорить на русском языке – родной речи большинства населения этой страны. Эти очередные дискриминационные шаги украинских властей противоречат Европейской конвенции по правам человека, Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств и Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.
Игнорируются положения фундаментальных документов, принятых в СБСЕ/ОБСЕ.
Могу заверить, мы не намерены ослаблять усилий по привлечению внимания правозащитных механизмов ОБСЕ и СЕ к вопиющим нарушениям Украиной обязательств в рамках этих организаций в сфере защиты прав национальных и языковых меньшинств.
Продолжим требовать от Координатора проектов и Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине отслеживать ситуацию с нацменьшинствами, добросовестно отражать любые наступления на их права и свободы в своих докладах.
О соглашении США и ФРГ по «Северному потоку - 2»
Несмотря на попытки политизировать выгодный для европейцев проект, сорвав его реализацию в собственных геополитических и экономических интересах, чем активно продолжает заниматься Вашингтон, «Северный поток - 2» скоро вступит в строй. Какие бы странные решения ни принимались под давлением США, как это имело место на недавних американо-германских переговорах, они не способны изменить объективную реальность выхода строительства данного масштабного объекта на «финишную прямую». Он отвечает нормам международного права, регулятивным требованиям Евросоюза и законодательству прибрежных государств, соответствуя, помимо прочего, «зеленой» климатической повестке ЕС, о которой сейчас так много говорят.
Оставляя на совести авторов штампы о «российской агрессии», можем лишь повторить, что Россия никогда не использовала поставки энергоносителей или вопрос о транзите в качестве оружия и не намерена делать этого в будущем. Наоборот, мы последовательно выступаем за деполитизацию энергетического сотрудничества и его развитие со всеми странами, исходя из принципов уважения интересов партнеров и взаимной выгоды.
Мы не имеем ничего против создания Зеленого фонда для Украины под управлением Германии. Если в Киеве рассчитывают, что Запад сможет удовлетворить потребности населения и экономики страны за счет вливаний в возобновляемую солнечную и ветряную энергетику – это дело украинского руководства и украинского народа, которому руководство так много наобещало. Амбициозный украинский вклад в борьбу с изменением климата и снижение эмиссии парниковых газов российская сторона будет только приветствовать. Из заявления США и Германии нам также стало яснее, кто и как будет управлять развитием украинского ТЭК. Немного идет вразрез основополагающим постулатам Вашингтона и ЕС о суверенитете государства, суверенитете его промышленности, отраслей, о суверенитете принятия решений в стратегических для каждого государства отраслях. Рассуждая о поддержке устойчивости энергетики Украины, в Вашингтоне и Берлине видно забыли, что не Москва, а Киев принял решение о формальном прекращении поставок российского газа. У нас никогда и не было намерений не поставлять газ на Украину и через Украину. Данный вопрос носит сугубо коммерческий характер и является прерогативой соответствующих хозяйствующих субъектов.
Конечно, несколько странно слышать от государств, якобы отстаивающих принципы рыночной экономики, утверждения о том, что российская компания должна обязательно заключить новый контракт на газовый транзит по украинскому маршруту не менее чем на 10 лет, не обращая внимание на его экономическую составляющую. Вы такое где-то слышали? Может быть, к американским топливно-энергетическим компаниям обращались другие страны, рекомендуя или обязывая их заниматься поставками энергоресурсов в другие страны или на внутренний рынок по условиям государств, к которым эти компании никак не относятся. Причем такие заявления делаются на фоне уже введенных незаконных односторонних рестрикций и искусственных правил, ограничивающих работу этой компании, и угроз принятия новых мер вплоть до блокирования экспорта энергоносителей в Европу. Интересно было бы понаблюдать за реакцией наших западных партнеров, если бы Москва в ультимативной форме потребовала заключения долгосрочного контракта на закупки значительных объемов российского газа.
Есть надежда, что здравый смысл все-таки возобладает и найдется разумное решение, основывающееся не на политических спекуляциях, фобиях и мифах, а на прагматичных экономических расчетах. Уверены, что «Северный поток - 2» будет надежно функционировать, обеспечивая доступной энергией европейских потребителей и укрепляя энергобезопасность нашего общего Европейского континента.
Об ограничении доступа к отдельному материалу сайта «Чешского Радио»
Несколько слов о твиттер-дипломатии. 20 июля с.г. министр иностранных дел Чехии Я.Кулганек в своем твиттер-аккаунте заявил: «Я удивлен решением российских органов заблокировать сайт Radio Prague International и не понимаю его. От российской стороны совместно с Чешским радио мы будем требовать объяснений по поводу этого абсурдного цензурного вмешательства».
Конечно, абсурдное. Но оно таковым не является. Решения, о котором написал глава МИД Чехии, не существует. К сожалению, уже не в первый раз Я.Кулганек искажает факты. Возможно, чешское посольство его неправильно информирует из Москвы.
Расскажу, как дела обстоят на самом деле. Роскомнадзор 2 июля с.г. на основании решения Роспотребнадзора внес в Единый реестр запрещенной информации ссылку на материал, размещенный на сайте русскоязычной службы «Чешского Радио». Еще раз – ссылку на статью, а не весь сайт. Это важный нюанс.
Согласно решению Роспотребнадзора по данному адресу находится следующая запрещенная информация: «…размещена статья под названием «Ян Палах и его последователи», в которой содержатся сведения о способах совершения самоубийства». По действующему российскому законодательству это недопустимо.
Требования Роскомнадзора о необходимости удаления запрещенного контента трижды (2, 5 и 8 июля с.г.) направлялись в адрес провайдера хостинга и администрации данного Интернет-ресурса. 15 июля с.г. предписание Роскомнадзора о блокировке ссылки на упомянутую статью вступило в действие и было реализовано операторами связи.
Еще раз обращаю внимание на то, что ответа на требования Роскомнадзора от администрации данного сайта не поступало, запрещенная информация на текущий момент не удалена.
В этой связи требовать объяснений необходимо от администрации чешского сайта, а не от российских структур. Именно он отказывается выполнять предписания наших госорганов. Как только указанный в письме фрагмент будет удален с сайта, разблокируют и статью. Как вы поняли из представленных фактов, про работу «Чешского радио» речи не идет.
Если министр иностранных дел Чехии так переживает за судьбу данного ресурса, рекомендуем проинформировать руководство чешского «Радио Прага» о необходимости соблюдать российское законодательство. Тогда и проблем не будет.
О недавних заявлениях директора МИ-5 К.Маккаллума
Обратили внимание на подхваченные британскими СМИ рассуждения директора МИ-5 К.Маккаллума об угрозах безопасности Великобритании, якобы исходящих от «действий (кибератаки, дезинформация и т.п.) враждебных государств», к которым он отнес и нашу страну. При этом все тезисы автора выдержаны в хорошо знакомом стиле «хайли лайкли»: никаких доказательств или конкретных фактов – только рассуждения о неких «гибридных угрозах». Все это не подтверждено ни одним конкретным примером. Зато создается негативный информационный фон, деструктивно влияющий на межгосударственный диалог и нормальное развитие двусторонних связей.
Мы уже не раз говорили, что не видим смысла комментировать подобные утверждения. Полагаем важным вести ответственный разговор и оперировать конкретными фактами. Если у британской стороны есть хоть что-то, что они могут предъявить не только микрофонам и социальным сетям в виде не пустой болтовни, а в виде конкретных данных, – всегда милости просим. Направляйте по соответствующим каналам.
Напомню, что российская сторона неоднократно на различных уровнях предлагала Лондону провести двусторонние межведомственные консультации по международной информационной безопасности. Соответствующее предложение, в частности, прозвучало в ходе переговоров С.В.Лаврова с тогдашним главой Форин Офиса Б.Джонсоном в Москве в декабре 2017 г.
На протяжении многих лет не перестаем подчеркивать, что Москва неизменно руководствуется принципом невмешательства во внутренние дела других стран. Отсутствуют у нас недружественные намерения и в отношении Великобритании.
При этом неоднократно предупреждали Лондон, что развернутая в Британии антироссийская истерика, в конечном счете, ударит по ее авторам. В этой связи хотели бы вновь напомнить о бесперспективности возведения русофобии в ранг государственной политики и важности выстраивания диалога, основанного на взаимоуважении и учете интересов друг друга.
Продолжаем внимательно следить за положением дел в Гаити, где после подлого убийства Президента Ж.Моиза внутриполитический кризис подошел к опасной черте.
Отмечаем, что в ситуации обозначились некоторые подвижки. Вступил в должность новый кабинет министров во главе с А.Анри. Перед его командой стоит теперь непростая задача стабилизации внутренней обстановки, налаживания инклюзивного диалога между гаитянскими политическими силами, поиска взаимоприемлемых путей возвращения страны на конституционный путь, стать «правительством народного согласия».
Желая успехов новому премьеру и веря в его богатый политический опыт, не можем все же не прокомментировать важное обстоятельство. Формирование состава правительства шло под жестким внешним контролем избранной группы стран при руководящей роли США. Это объективный и не скрываемый факт, свидетельствующий о том, что и в дальнейшем новому гаитянскому руководству придется действовать под определяющим управлением извне.
Следуя исключительно открытой информации, хотели бы отметить также опубликованные данные о существенной вовлеченности иностранных граждан непосредственно в жестокое убийство президента Гаити. Речь идет и о большой группе колумбийских военных, и об американской ЧВК «CTU Security LLC». Мы обратили внимание на то, что последнее обстоятельство – участие в трагических событиях в Гаити такой ЧВК – старательно затушевывается в американских экспертных комментариях. Возникает резонный вопрос: а что так? Почему бы не прокомментировать? Почему бы не уделить теме вовлеченности американской ЧВК первые полосы газет? Может, тема вмешательства России во внутренний американский уклад подвинется? Или есть подозрения, что этот вопрос не стоит будировать в США и международная общественность не должна быть вовлечена в изучение произошедшего в Гаити, где был убит президент? Знаем честных американских журналистов, которые должны уделить этой теме пристальное внимание.
Мы далеки от однозначных выводов – пусть расследование в Гаити гибели своего президента будет неангажированным, по крайней мере, насколько это возможно в конкретных реалиях. Тем не менее, будем за ним внимательно следить.
В более широком плане проблема в том, что в многострадальной истории этой страны были периоды, являвшиеся по сути «внешним управлением». Такая практика не принесла ее гражданам ничего хорошего.
Надеемся, что гаитянцам самим удастся разорвать этот порочный круг, преодолеть взаимное недоверие политических сил, действуя самостоятельно, выйти на формирование легитимных органов власти через процедуру демократического волеизъявления и начать тем самым движение к возрождению страны.
Внимательно следим за развитием событий в Республике Мали. К сожалению, новости приходят тревожные. 20 июля с.г. после праздничной молитвы по случаю мусульманского праздника Ид аль-Адха (Курбан-Байрам) в главной мечети столицы г.Бамако неизвестный попытался ударить ножом Президента переходного периода А.Гойту. Злоумышленник был задержан охраной главы государства. К счастью, А.Гойта не пострадал. Согласно заявлению администрации Президента, начато расследование обстоятельств случившегося.
В Москве решительно осуждают попытки покушения на руководителя малийского государства. Поддерживаем твердый настрой Бамако принять все необходимые меры по установлению всех причастных лиц к совершенному преступлению, их задержанию и преданию суду.
Рассматриваем произошедшее как очередную попытку деструктивных сил помешать поступательному развитию внутриполитического процесса в Мали под эгидой переходных властей страны. Выражаем надежду, что малийское руководство сможет осуществить намеченные планы по консолидации общества и проведению в установленные сроки – 27 февраля 2022 г. всеобщих демократических выборов при содействии ЭКОВАС и Афросоюза.
Россия продолжит, в т.ч. в качестве постоянного члена СБ ООН, принимать конструктивное участие в международных усилиях по стабилизации обстановки в Мали, намерена и далее оказывать комплексную поддержку Бамако на двусторонней основе.
Продолжаем наблюдать за развитием внутриполитической ситуации в Южно-Африканской Республике в связи с массовыми волнениями, поводом для которых стал арест бывшего президента страны Дж.Зумы 7 июля с.г. Сожалеем о многочисленных жертвах среди гражданского населения (более 200 чел.) в результате вспыхнувших в ряде регионов страны беспорядков.
Полагаем, что одним из определяющих факторов такого развития событий стало наличие глубоких социально-экономических проблем, которые обострились из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
Рассчитываем, что благодаря предпринимаемым властями ЮАР последовательным шагам им удастся нормализовать ситуацию и вернуть ее в конституционное поле.
О ситуации вокруг эфиопской ГЭС «Возрождение»
Внимательно следим за ситуацией вокруг ГЭС «Возрождение», сооружаемой Эфиопией на р.Голубой Нил. Полностью понимаем значимость этого вопроса как для Аддис-Абебы, так и для находящихся ниже по течению реки Египта и Судана.
В ходе открытого заседания Совета Безопасности ООН по этой теме 8 июля с.г. Россия заняла равноудаленную позицию в отношении имеющихся у трех стран разногласий по вопросам заполнения и функционирования гидроузла. Считаем, что поиск решения должен осуществляться путем трехсторонних переговоров под эгидой Африканского союза.
Видим настоятельную необходимость в том, чтобы продолжить консультации между сторонами после второго этапа наполнения резервуара плотины, в том числе с учетом высказанной эфиопской стороной готовности к таким консультациям. Рассчитываем, что переговорная площадка, курируемая Председателем Афросоюза Президентом ДРК Ф.Чисекеди, в скором времени возобновит свою работу. Призываем все стороны ответственно подойти к задаче урегулирования водного спора и надеемся на скорое достижение взаимовыгодного результата в духе важнейшего принципа «африканским проблемам – африканское решение».
Как известно, на 97-й сессии Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) при представлении проекта доклада ОЗХО по осуществлению в 2020 г. Конвенции о запрещении химического оружия выяснилось, что в пункте 1.41. данного документа содержится утверждение о том, что уже 20 августа 2020 г. Технический секретариат ОЗХО направил по просьбе ФРГ группу по оказанию технической помощи в связи с подозрением на отравление А.Навального. В практическом плане это означает, что германская сторона экстренным образом обеспокоилась судьбой блогера в тот же день, когда у него только начали проявляться первые признаки ухудшения состояния здоровья сначала на борту авиарейса № 2614 по маршруту Томск-Москва, а затем в токсикологическом отделении Городской клинической больницы № 1 г.Омска, куда он был доставлен 20 августа 2020 г. после экстренной посадки самолета – то есть задолго до его транспортировки 22 августа 2020 г. в клинику «Шарите» и поставленного там 24 августа 2020 г. диагноза «отравление с применением ингибиторов холинэстеразы», а также последующего вывода лаборатории Института фармакологии и токсикологии Бундесвера о его отравлении боевым веществом из семейства «Новичков», сделанного 2 сентября 2020 г.
Если вспомнить всю последовательность оперативно прозвучавших тогда от германской стороны официальных заявлений с лживыми обвинениями в наш адрес, то невольно задумаешься – может быть, здесь и кроется причина того, что Берлин столь быстро «отработал» этот сюжет.
Вместо Технического секретариата германская сторона поспешила объяснить «откровение» насчет даты 20 августа 2020 г. технической ошибкой, якобы допущенной по недосмотру в процессе подготовки доклада. Как будто доклад готовила Германия, а не ОЗХО. Может, так и было? В документах ТС ОЗХО по теме якобы отравления химическими боевыми веществами А.Навального проявляется «рука» не столько сотрудников ТС, сколько Берлина. Так получается: доклад ОЗХО комментирует ФРГ, допущенные «неточности» – тоже. По остальным документам такие же вопросы можно задать. Кто и за кого все это пишет? На каком основании? Берлин настаивал, якобы абсолютно не подлежащим сомнению является то, что соответствующее официальное обращение к Генеральному директору Техсекретариата ОЗХО с просьбой об оказании технической помощи на основании п. 38 (е) статьи VIII КЗХО было направлено Берлином 4 сентября 2020 г., что неоднократно подтверждалось официальными источниками. Сейчас можно рассказать что угодно. Одно дело – 4 сентября, другое – дата, которая появилась в нынешнем докладе (20 августа). Перепутать и назвать это опечаткой сложно.
Полагаем (и уже неоднократно заявляли об этом), что этот вновь выявленный факт в деле о т.н. отравлении А.Навального должен стать предметом самого пристального изучения. Необходимо, наконец, пролить свет на истоки этой явно срежиссированной провокации, задачей которой было бросить тень на доброе имя нашей страны и в принципе окончательно подорвать реноме ОЗХО. Поэтому особо приветствуем инициативу В.И.Пискарёва и возглавляемой им Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России задействовать потенциал межпарламентского взаимодействия для дополнительного привлечения внимания как депутатов Бундестага ФРГ, так и здравых сил в ОЗХО к неясностям и несостыковкам, окружающим этот сюжет с самого начала. Соответствующие послания за подписью В.И.Пискарёва на имя Президента Бундестага ФРГ В.Шойбле и Генерального директора Технического Секретариата ОЗХО Ф.Ариаса будут в самое ближайшее время переданы адресатам. Рассчитываем, что они будут должным образом изучены, и депутаты Государственной Думы, представляющие российский народ, получат на них исчерпывающий ответ.
В этой связи хотела опять напомнить, что без какой-либо внятной реакции так и остались обращенные в течение 2020-2021 гг. к германским правоохранительным органам восемь запросов и писем Генеральной прокуратуры Российской Федерации с просьбами о предоставлении вещественных доказательств и прояснении различных обстоятельств, связанных с «отравлением» блогера. Столь же бессодержательными оказались ответы Правительства Германии на многочисленные аналогичные запросы депутатов Бундестага.
Свежа в памяти и сомнительная позиция Техсекретариата ОЗХО, который в ответ на обоснованные требования российской стороны раскрыть формулу якобы обнаруженного в биопробах блогера экспертами Организации отравляющего вещества стал «переводить стрелки» на Берлин, который, в свою очередь, не нашел ничего лучшего, как переадресовать нас обратно в Гаагу, замкнув таким образом этот порочный круг. Также каждый раз мы слышали версию, что сам А.Навальный «поставил блок» на передачу каких-либо своих данных российской стороне. Все стороны этой странной постановки ссылаются друг на друга. Кроме того Технический секретариат ОЗХО по формальным причинам не дал осуществиться российской инициативе о направлении в нашу страну экспертов Организации для взаимодействия с российскими специалистами в целях изучения результатов анализов А.Навального для определения признаков возможного состава преступления на территории Российской Федерации. Мы были готовы принять экспертов, все было сделано. Теперь понимаем, что дальше, видимо, будет выявляться еще большее количество несостыковок, несоответствий. При этом хотим получить ответы на поставленные ранее и новые возникающие вопросы.
Надеемся, что голос российских парламентариев, призывающих к совместному поиску истины и разумных решений в интересах оздоровления российско-германских отношений и снятия напряженности в диалоге с ОЗХО, будет услышан.
Обратили внимание на публикацию в СМИ интервью с бывшими членами спецмиссии Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) по расследованию химинцидента в сирийском городе Дума 7 апреля 2018 года. В данных материалах затрагиваются многие вопросы, которые мы на протяжении уже долгого времени регулярно поднимаем как в СБ ООН, так и на площадке ОЗХО.
Хотим отдать должное личному мужеству теперь уже бывших сотрудников Технического секретариата ОЗХО Я.Хендерсона и Б.Уилана, которые, несмотря на оказываемое на них давление со стороны известной группы консолидированных евроатлантическими «ценностями» стран, на протяжении уже двух лет борются за авторитет Организации, получившей Нобелевскую премию мира. Они пролили свет на ситуацию с махинациями вокруг доклада по инциденту в сирийской Думе, из которого руководством этой некогда сугубо технической международной структуры был вымаран ряд конкретных фактов, свидетельств и экспертных оценок. Как такое может быть? Если сейчас «на коленке» поменяли 20 августа на 4 сентября, сказав, что это опечатка, то что им стоит изъять из доклада важные данные еще до публикации? Все просто. Сейчас мы увидели, как это происходит. Подтасовками подкреплялись антисирийские выводы, которыми, в свою очередь, оправдывался совершенный 14 апреля 2018 г. США, Великобританией и Францией в нарушение Устава ООН акт агрессии против Дамаска.
Продолжим добиваться от руководства Технического секретариата ОЗХО проведения полного и всестороннего расследования данной ситуации, в результате которой доверие к Организации оказалось в значительной степени подорвано.
Организация по запрещению химического оружия должна заниматься запрещением химического оружия и регулированием деятельности государств в этой сфере, а не «химичить». Но получается все наоборот: о своей основной повестке (контроль над запрещением химоружия) похоже многие сотрудники ОЗХО забыли.
Об основных итогах 47-й сессии Совета ООН по правам человека
21 июня – 14 июля 2021 г. в Женеве в «виртуальном» формате прошла 47-я сессия Совета ООН по правам человека (СПЧ).
В ходе сессии был рассмотрен широкий спектр вопросов международной правозащитной повестки дня. В их числе – роль гражданского общества в борьбе с COVID-19, доступ девочек к праву на образование, негативное воздействие коррупции на осуществление прав человека, укрепление международного сотрудничества в области прав человека, новые цифровые технологии и права человека, искоренение насилия в отношении женщин и девочек, вклад развития в осуществление прав человека и другие сюжеты.
По итогам 47-й сессии СПЧ было принято 25 тематических и страновых резолюций, включая по ситуации с правами человека в Белоруссии, Мьянме, Сирии, Украине, Эритрее, в районе Тыграй (Эфиопия).
Состоялось одобрение итогов прохождения процедуры Универсального периодического обзора Австралии, Австрии, Грузии, Ливана, Мавритании, Науру, Непала, Омана, Руанды, Сан-Томе и Принсипи, Сент-Китс и Невиса, Сент-Люсии, Федеративных Штатов Микронезии.
Были назначены эксперты на посты спецдокладчиков по вопросам воздействия внешней задолженности на права человека, по насилию в отношении женщин, по правам лиц, страдающих альбинизмом, по праву на частную жизнь, а также в состав Рабочей группы по насильственным и недобровольным исчезновениям и Рабочей группы по лицам африканского происхождения.
Российская делегация использовала дискуссию в ходе 47-й сессии СПЧ для формирования у международных партнеров понимания важности налаживания конструктивного международного диалога по вопросам поощрения и защиты прав человека, уважения национальных и культурно-исторических особенностей каждого государства в процессе демократических преобразований без навязывания кому-либо заимствованных систем ценностей, равно как недопустимости применения пресловутой политики двойных стандартов и политизации работы Совета. Россия решительно противостояла попыткам ряда западных государств вмешаться посредством решений СПЧ во внутренние дела суверенных государств, оказать давление на национальные правительства, заявить о своих территориальных притязаниях.
Впервые за все время функционирования СПЧ при поддержке России было принято совместное заявление группы государств с выражением обеспокоенности в отношении осуществления права на мирные собрания в странах Западной Европы и США.
В ходе сессии Российская Федерация неоднократно привлекала внимание Совета к недопустимой в 21-м веке ситуации, когда наиболее пострадавшие от фашистской идеологии страны Европы проводят политику сегрегации по принципу этнической, религиозной и языковой принадлежности. Остро ставили перед СПЧ вопрос о недопустимости использования вопросов прав человека для достижения рядом стран своих конъюнктурных политических и экономических интересов.
О ситуации вокруг памятника латышским легионерам «Ваффен-СС» во Фландрии
Обратили внимание на развернувшуюся в Бельгии публичную дискуссию относительно установленного в 2018 году во фламандской коммуне Зеделгем монумента в память о латышских легионерах «Ваффен-СС».
Напомню, что уже более двух лет, несмотря на неоднократные протесты граждан и общественных организаций Бельгии, включая ветеранские ассоциации, в коммуне Зеделгем Западной Фландрии стоит памятник в честь латышских легионеров СС, которые в 1945-1946 гг. содержались в расположенном там лагере для военнопленных. Монумент был установлен муниципальными властями Зеделгема в сотрудничестве с Музеем оккупации Латвии. Однако сейчас, в связи с неослабевающим вниманием к этому вопиющему факту прославления нацистских пособников, вопрос о будущем памятника вынесен на рассмотрение законодательного собрания Фландрии. Совершенно справедливо звучат призывы к «немедленному демонтажу человеконенавистнической конструкции».
Вместе с тем находятся и те, кто пытается развернуть дело так, будто этот памятник «увековечивает стремление прибалтийского народа к независимости и демократии, не имея отношения к прославлению нацизма». Так можно дойти до многого. Наблюдается тенденция в некоторых европейских государствах к переоценке трудов А.Гитлера и т.д., но ведь есть решение Нюрнбергского трибунала.
Осуждаем любые формы героизации нацистских пособников и коллаборационистов всех мастей, обеление и защиту бывших членов организации «Ваффен-СС», которые кощунственно возводятся в ранг участников «национально-освободительного движения». Нельзя забывать, кем были легионеры-эсэсовцы. Они были прямыми соучастниками нацистских военных преступников, присягнувшими гитлеровскому режиму, осуществившему самый массовый геноцид в истории человечества. Власти бельгийской коммуны Зеделгем не могли не знать об истинном характере деятельности латышского легиона «Ваффен-СС» и неуклюже объясняют это тем, что желали лишь воспеть всеобщую «свободу», якобы не выделяя какую-либо группу или военнопленных. Чудовищная логика.
В самой Риге продвигают другие тезисы. На сайте Музея оккупации, партнера Зеделгема по открытию монумента, прямо указано, что этот «памятник свободы посвящен латвийским легионерам». То есть это не абстрактная свобода, а памятник коллаборационистам фашистских и нацистских войск.
Надеемся, что местные бельгийские власти примут правильное с исторической точки зрения, справедливое по отношению к жертвам Второй мировой войны решение, уважающее память миллионов погибших.
Об оказании помощи Киргизии по линии ВПП ООН
В рамках реализации целевого взноса Российской Федерации в фонд Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП ООН) на период 2020-2021 гг. в размере 8 млн долл. США на прошлой неделе в г.Ош Киргизской Республики прибыла очередная партия продовольственной помощи – 945 т витаминизированной пшеничной муки. Питание по решению специально созданных комиссий при местных органах власти будет распределено среди 31,5 тыс. малоимущих семей, проживающих на юге Киргизии.
Ранее в апреле и июне 2021 г. в гг. Бишкек и Ош были поставлены 1084 т пшеничной муки и 365 т подсолнечного масла, предназначенные для целевого распределения среди 32,5 тыс. остро нуждающихся семей и 78 тыс. школьников из различных регионов Киргизии.
Данные акции являются продолжением усилий России по оказанию помощи Киргизии в решении проблем продовольственной безопасности с использованием потенциала ВПП ООН.
Российская Федерация является крупнейшим донором ВПП ООН в Киргизской Республике как по финансированию, так и по техническому содействию. Начиная с 2008 г. Россия выделила на поддержку продовольственных программ в Киргизии около 96 млн долл. США, благодаря которым более миллиона киргизских граждан получили помощь. Широко известен проект ВПП ООН по обеспечению горячим питанием школьников младших классов, который осуществляется в Киргизии полностью за счет российского финансирования. Благодаря его реализации доступ к горячим завтракам сегодня получили более 400 тыс. детей в 800 школах республики.
О резолюции ГА ООН по безопасности дорожного движения
21 июля с.г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла проект резолюции об организации в 2022 г. заседания высокого уровня ООН по безопасности дорожного движения. Координаторами переговоров по тексту этого документа выступали Россия и Кот-д'Ивуар. Наша страна последовательно оказывает поддержку деятельности Всемирной организации, в том числе в области спасения жизней на дорогах и создания безопасной городской среды. Мы же выступили инициатором созыва заседания высокого уровня ООН по безопасности дорожного движения. Это направление международного сотрудничества получило развитие на площадке ООН именно с подачи России. Так, в 2009 г. в Москве прошла первая в мире Международная конференция ООН по безопасности дорожного движения. Она заложила стратегические ориентиры для усилий международного сообщества, главным из которых является снижение смертности на дорогах мира в два раза к 2030 г. Будем поддерживать наших партнеров в этой непростой, но важной работе, в том числе по линии профильных агентств ООН и ее региональных экономических комиссий.
О 30-летии отношений Россия-АСЕАН
На этой неделе мы отметили сразу две важные даты – 30-летие российско-асеановских отношений и 25-летие полномасштабного диалога с Ассоциацией, который на саммите в Сингапуре в 2018 г. был выведен на уровень стратегического партнерства.
Продвижение связей с АСЕАН неизменно входит в число приоритетов нашей политики в Азии. Основные направления сотрудничества определяются на встречах лидеров. Как минимум раз в год собираются министры иностранных дел и экономики. Две недели назад С.В.Лавров, находясь с визитом в Джакарте, провел вместе со своей индонезийской коллегой в режиме видеоконференции специально приуроченное к юбилею совещание с главами внешнеполитических ведомств «десятки».
За три десятилетия заложена солидная договорно-правовая база российско-асеановских отношений, создана разветвленная многоуровневая структура диалоговых механизмов. И эта работа продолжается. Нынешний год уже ознаменовался запуском двух новых площадок для профильного взаимодействия – Консультаций высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, и Диалога по безопасности информационно-коммуникационных технологий, а также подписанием меморандума в области чрезвычайного реагирования.
Стратегическая связка Россия-АСЕАН является важным фактором обеспечения стабильности и устойчивого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции ее значение возрастает еще больше. Мы выступаем с близких позиций на международной арене, стремимся к формированию в регионе устойчивой, инклюзивной, сбалансированной и транспарентной архитектуры безопасности, основанной на нормах и принципах международного права. Россия заинтересована в укреплении центральной роли «десятки» в региональных делах, активно участвует в деятельности асеаноцентричных объединений Восточноазиатского саммита, Регионального форума АСЕАН по безопасности, Совещания министров обороны стран-членов АСЕАН с диалоговыми партнерами.
Внушает оптимизм наметившаяся после сложностей, вызванных пандемией, тенденция к восстановлению роста товарооборота. Закрепить ее планируем через развитие инновационных и наукоемких отраслей, поддержку усилий частного бизнеса при содействии Делового совета Россия-АСЕАН, а также наращивание сотрудничества по линии ЕАЭС-АСЕАН.
Лучше знать и понимать друг друга нам помогает деятельность неправительственных структур – Центра АСЕАН при МГИМО, российско-асеановской Сети научно-исследовательских центров, а также регулярное проведение молодежных саммитов и других совместных мероприятий.
О выходе ежегодника «Дипломатический вестник» за 2020 год
Вышел в свет очередной подготовленный Департаментом информации и печати МИД России ежегодник – «Дипломатический вестник» за 2020 г.
Сборник включает в себя распределенные по рубрикам выступления, интервью и статьи в СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по основным вопросам внешней политики России за прошедший год на русском и английском языках. Информационной основой ежегодника, как и прежде, послужили публикации и фотоматериалы Интернет-портала МИД России.
Сборник предназначен, в первую очередь, для наших коллег дипломатов, специалистов-международников и все тех, кто интересуется современной внешней политикой России.
«Дипломатический вестник» издается ограниченным тиражом. Каждая книга сопровождается копией на компакт-диске. Ознакомиться с электронной версией ежегодника можно и на официальном сайте Министерства.
Вопрос: Как Россия сейчас оценивает ситуацию в кипрском урегулировании в связи с последними событиями вокруг открытия района Вароша, в том числе в свете недавнего визита Президента Турции Р.Т.Эрдогана на север Кипра?
Ответ: Насколько я помню, накануне аналогичный вопрос прозвучал еще от СМИ Греции «Open TV».
Внимательно следим за ситуацией в кипрском урегулировании и вокруг закрытого района Вароша г. Фамагусты. Продолжение изменения режима Вароши и его последствия для перспектив кипрского урегулирования не могут не вызывать серьезную озабоченность. Российская позиция хорошо известна. Считаем недопустимыми любые односторонние действия, которые идут вразрез с ранее принятыми резолюциями Совета Безопасности ООН 550 (1984) и 789 (1992) и создают дополнительные сложности для возобновления переговорного процесса по кипрской проблематике.
Российская Федерация последовательно выступает за решение кипрского вопроса в известных международно-правовых рамках, установленных резолюциями Совбеза ООН и предусматривающих создание на Кипре двузональной двухобщинной федерации с едиными международной правосубъектностью, суверенитетом и гражданством. Не поддерживаем идею односторонней корректировки существующих основ переговоров, пересмотра модели урегулирования. Полагаем, что окончательное решение должно быть найдено самими общинами, без давления извне, без навязывания готовых рецептов, неких временных графиков. Доводим нашу принципиальную позицию до всех без исключения партнеров и руководствуемся ею в ходе работы в Совете Безопасности ООН.
Рассчитываем на то, что ранее одобренные Советом Безопасности модальности урегулирования кипрской проблемы найдут свое отражение в очередной резолюции о продлении мандата Вооруженных сил ООН на Кипре, проект которой находится на рассмотрении Совбеза ООН. Россия неизменно поддерживает деятельность Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), с учетом востребованной стабилизующей роли этой миссии. Так ее оцениваем.
На площадке ООН, также и в двусторонних контактах продолжим отстаивать линию на создание благоприятных внешних условий для достижения прогресса в кипрском вопросе. Считаем, что скорейшее возобновление межобщинных переговоров по окончательному решению кипрской проблемы позволило бы создать конструктивную атмосферу, способствующую нахождению компромисса и по вопросу Вароши.
Убеждены в том, что остаются востребованными подключение к обсуждению внешних аспектов урегулирования пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и замена нынешней архаичной системы внешних гарантий безопасности острова ооновскими.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать одобрение Правительством Чехии законопроекта о выплате компенсаций по «делу Врбетице»?
Ответ: Это, конечно, абсурд. Вся эта ситуация абсурдна и диковата. Сюжет семилетней давности со взрывами на чешских военных складах в населенном пункте Врбетице и ничем не доказанной якобы причастностью к этому инциденту российских спецслужб не дает покоя Праге. Причём до такой степени, что власти этой страны решили пообещать своим гражданам и населенным пунктам, пострадавшим от взрывов в 2014 году, некое финансовое возмещение ущерба. Имеют право. Другое дело, что почему-то взять деньги решили у России. Для чего чешский кабинет министров даже одобрил соответствующий законопроект. Вообще, это похоже на какой-то анекдот. Знаете, когда самому что-то хочется, а денег нет и есть намерения раздобыть у тех, кто к делу непричастен. Это действительно анекдотическая ситуация.
Чешские политики живут в какой-то параллельной реальности. Да, знаем, что в октябре в Чехии предстоят парламентские выборы. Понимаем, что внутри чешского общества ситуация непростая, что различным партиям необходимо набирать очки. Отношения с Россией всегда были серьезным фактором внутриполитической борьбы в этой стране, где, видимо, внутренняя повестка никого не возбуждает. Она настолько пресна и скучна, что все время обращаются к России за «источником вдохновения». К сожалению, в контексте так называемого дела Врбетице Прага выставила себя на весь мир в неприглядном, анекдотичном свете.
Вопрос: С 14 июля на участке Ерасх армяно-азербайджанской границы азербайджанские вооруженные силы почти каждый день прибегают к различным провокациям, открывая огонь по армянским позициям и приграничным населенным пунктам. В результате азербайджанской провокации от выстрела снайпера погиб военнослужащий-контрактник Республики Армении, а 19 июля ранение получил глава общины приграничного села Ерасх. Впервые после Второй Арцахской войны азербайджанская сторона кроме огнестрельного оружия применила также минометы. Какова Ваша реакция на обстрел ВС Армении со стороны Азербайджана, обстрел гражданского населения приграничной общины Ерасх?
Вопрос: Президент Азербайджана И.Алиев, снова выступая с территориальными претензиями, заявил: «В трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г. говорится: все беженцы должны вернуться на свои родные земли. Наши родные земли – Зангезур, наши родные земли – Гёйча (Севан), Иреван (Ереван). Мы, конечно, вернемся». Как Вы можете прокомментировать эти слова, ведь упомянутое заявление касалось исключительно арцахского вопроса, но никак не территорий Республики Армения?
Вопрос: И.о. премьера Армении утверждает, что Баку препятствует предусмотренной трехсторонним заявлением разблокировке транспортных путей в регионе. Как Вы прокомментируете то, что Азербайджан, продолжая нарушать трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г., отказывается предоставить коридор Армения-Грузия-Азербайджан-Россия?
Ответ: Все озвученные Вами проблемы относятся к разряду тех, которые давно находятся в поле зрения СМИ, поэтому дам общий комментарий.
Российская Федерация, имеющая близкие отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, уделяет особое внимание ситуации на азербайджано- армянской границе, и, безусловно, положению в Нагорном Карабахе, где размещен наш миротворческий контингент. Российская сторона продолжает вносить значимый вклад в поддержание стабильности и налаживание мирной жизни в Нагорном Карабахе, отладку насущных гуманитарных вопросов, включая возвращение военнопленных, беженцев и тел погибших, содействовать выстраиванию мер доверия между Баку и Ереваном. Продолжаем работать над обеспечением доступа в регион миссий УВКБ ООН и ЮНЕСКО.
С озабоченностью воспринимаем любые проявления эскалации напряженности на отдельных участках азербайджано-армянской границы. Безусловно, это крайне негативно влияет на региональную обстановку, не способствует нормализации диалога между Азербайджаном и Арменией, ведет к неоправданным потерям среди населения двух стран. В этой связи хотела бы передать соболезнования родным и близким погибшего армянского военнослужащего, пожелания скорейшего выздоровления всем пострадавшим в ходе приграничных инцидентов.
Наша позиция хорошо известна – урегулирование приграничных инцидентов должно осуществляться исключительно политико-дипломатическими мерами. Крайне важно воздерживаться от конфронтационной риторики или силовых методов. Требуется системная кропотливая работа ради поиска взаимоприемлемых компромиссов. На это мы и настраиваем обе стороны.
Убеждены – устойчивую деэскалацию может обеспечить только безотлагательный запуск работы по делимитации границы между Азербайджаном и Арменией с ее последующей демаркацией. Готовы подкрепить эти усилия имеющейся у нас картографической информацией. Российской стороной подготовлен ряд документов, которые способны перевести обсуждение в конструктивное русло. В настоящее время контакты по этой тематике продолжаются по линии внешнеполитических и оборонных ведомств, а также пограничных служб трех стран.
Проблематика региональной стабильности была в центре повестки дня переговоров Президента В.В.Путина с и.о. Премьер-министра Республики Армения И.В.Пашиняном 7 июля с.г. и с Президентом Азербайджана И.Г.Алиевым 20 июля с.г. Ключевой момент: лидеры России, Азербайджана и Армении, несмотря на сложность и масштабность стоящих в регионе задач, подтвердили свою решимость продолжать совместную деятельность с целью нахождения оптимальных вариантов решений, выразили твердую приверженность последовательному и всеобъемлющему выполнению договоренностей от 9 ноября 2020 г., остановивших кровопролитие, и от 11 января с.г., открывших перспективу разблокирования коммуникаций в регионе Южного Кавказа.
С удовлетворением отмечаем, что учрежденная в соответствии с договоренностями лидеров Азербайджана, Армении и Российской Федерации трехсторонняя рабочая группа под сопредседательством вице-премьеров провела несколько раундов содержательных обсуждений и «сверку часов» на местности, наметив набор необходимых мер для восстановления транспортных и экономических связей. Рассчитываем, что в ближайшее время она сможет возобновить свои заседания. Это позволило бы переходить к поэтапной реализации совместных инфраструктурных проектов, что в полной мере отвечает интересам как Армении и Азербайджана, так и всего Южного Кавказа.
Вопрос: Спецпредставитель Президента Российской Федерации по Афганистану З.Н.Кабулов заявил о наличии у России доказательств взаимодействия между властями США и боевиками Исламского государства. Планирует ли Москва предоставить международному сообществу эти факты, например, выступить с докладом в международных организациях, в частности, в ООН?
Ответ: На протяжении всех последних лет в формате официальных комментариев для СМИ, интервью и заявлений мы регулярно привлекали и продолжаем привлекать внимание международного сообщества к этой теме, ссылаясь на заявления афганских органов власти, включая депутатов Парламента, губернаторов провинций, глав уездов и т.д., а также талибов. Если говорить о фактах, то мы неоднократно их приводили. Делаем это не по англосаксонской традиции, показывая пробирки в Совете Безопасности ООН, оказывающиеся потом фейком, а на основе данных. Могу напомнить, о чем идет речь.
Много вопросов у нас вызывают фиксирующиеся с 2017 г. полеты вертолетов без опознавательных знаков в пределах районов активности боевиков ИГИЛ, в особенности на севере Афганистана. Мы сделали несколько заявлений. По сведениям афганских источников, посредством указанных воздушных судов отрядам игиловцев доставлялось пополнение в живой силе, передавались вооружение и боеприпасы, а с полей боев вывозились убитые и раненые террористы. Мы предавали эту информации гласности, говорили о том, что она должна вызвать серьезное внимание со стороны специализированных структур и всех вовлеченных сторон. Говорили об этом тогда и хотела бы вновь подчеркнуть, что без ведома США и НАТО, всецело контролировавших воздушное пространство Афганистана, такая деятельность не могла осуществляться.
Подобные случаи отмечались в провинциях Фарьяб, Бадгис и Сари-Пуль. На востоке страны в Нангархаре и Кунаре, а также в северной провинции Джаузджан фиксировались точечные авиаудары ВВС США по позициям вступавших в боестолкновения с ИГИЛ талибов. Подобная избирательность однозначно указывает на факты взаимодействия.
Полагаем, что этих сведений достаточно для обоснованного вывода о сотрудничестве между США и боевиками ИГИЛ. Что касается предоставления соответствующей информации в ООН, мы ее озвучивали, и ее уже можно использовать.
Вопрос: Лидер белорусской оппозиции С.Тихановская недавно заявила, что хочет диалога с Россией. При этом в экспертной среде нередко можно встретить критику российской внешней политики, которая крайне редко поддерживает какие-либо оппозиционные силы в других странах в отличие от США. В значительной степени это «пафос» России на международной арене, что мы выступаем за суверенитет и запрет вмешательства во внутренние дела других стран. Будет ли меняться эта позиция? При каких условиях Москва может пойти на диалог с С.Тихановской?
Ответ: Это не «пафос» российской внешней политики или Российской Федерации. Это международное право. Так зафиксировано в Уставе Организации Объединенных Наций. Мы являемся членом ООН, Совета Безопасности ООН. Мы привержены международно-правовым нормам, в первую очередь - это Устав ООН, резолюции Совбеза и весь тот массив, который накоплен человечеством с момента создания всемирной Организации. В этом нет ничего пафосного. Это практика жизни для многих государств на протяжении десятилетий. Для чего это было сделано? Здесь было мало пафоса. Была прагматика – чтобы не допустить конфликтов государств, которые могли бы привести к новой мировой войне.
Структуру и Устав ООН начали разрабатывать еще во времена Второй мировой войны. Завершилось это созданием и открытием штаб-квартиры и началом работы государств-членов уже после окончания войны. Задача была не пафосная, а прагматичная – обеспечить условия для того, чтобы страны, народы решали возникающие проблемы, споры, недопонимание на основе общих правил, зафиксированных в правовых документах. Не придумывать каждый раз правила «под себя», которые были бы удобны в том или ином случае, а потом от них отказываться или не давать другим возможности для равноправного задействования этих правил, а для того, чтобы право было одно для всех. Его можно по-разному трактовать, отстаивать, добиваться на основах консенсуса изменений, дополнений, его развития. Это должен быть консолидированный процесс, имеющий общую почву – международное право.
Поэтому я никак не могу принять Ваш аргумент относительно того, что это «пафосная позиция». Она идет от жизни, в целях не допустить новых страданий, сохранить жизнь и мир.
Теперь к теме, связанной с Белоруссией. В своем вопросе Вы точно отметили, что Россия редко поддерживает оппозиционные силы за рубежом. Мы вообще не поддерживаем оппозиционные или какие-либо другие силы. Оппозиция внутри суверенного государства – это дело народа этой страны. Только люди, живущие на территории той или иной страны, имеют право решать поддерживать или нет оппозицию, какая политическая сила им ближе, за кого голосовать, а кого не рассматривать в качестве серьезных политиков. Это не вопрос другого государства, а исключительно прерогатива народа соответствующей страны. В этом мы отличаемся от США, которые имеют привычку беспардонно вмешиваться во внутренние дела суверенных государств, включая поддержку несистемной оппозиции.
Проводим контакты с оппозиционными структурами. Это может быть политическая партия, не являющаяся правящей, но представленная в законодательном собрании, участвующая в общественном диалоге. Или это может быть политическая сила, не оформленная в партию, но участвующая во внутреннем политическом процессе, заявленная в таком качестве или, например, поддержанная международными структурами. Да, мы поддерживаем контакты с такими силами. Они разные. Это совершенно не значит, что мы поддерживаем их идеологию или форму деятельности. Существуют разные ситуации, где это идет на пользу самому государству – не отдельной политической силе, партии, группировке, а всему государству.
Только что мы говорили о ситуации в Афганистане. Да, мы поддерживаем там межафганский диалог, и поэтому контактируем с различными силами, участвующими внутри Афганистана в этом политическом процессе. Есть резолюция Совета Безопасности ООН, призывающая страны к подобному подходу. Здесь все четко, законно, не уверена, что пафосно, но достойно.
Действительно уважаем суверенитет и независимость других стран и не собираемся уподобляться тем нашим западным партнерам, которые пытаются реализовывать по всему миру, особенно на постсоветском пространстве, теорию и практику «цветных революций» с целью приведения к власти сил, на которые они делают ставку, проводящих не собственные национальные интересы, а интересы других стран или страновых объединений.
Что касается Белоруссии, то у нас нет желания способствовать легитимизации беглых оппозиционеров. Внутренние процессы в Белоруссии – это внутреннее дело страны. К сожалению, представители белорусской эмиграции, включая С.Тихановскую, не предлагают конструктивной, объединительной повестки по преодолению кризиса в стране, игнорируют предпринимаемые Минском шаги по конституционной реформе, что является чрезвычайно важным для государства. Наоборот, как мы видим (это не только теоретические измышления, но анализ фактов), они делают все, чтобы «раскачать» ситуацию в республике, нанести ущерб ее экономике. Чего стоят призывы к западному сообществу ввести новые санкции в отношении Белоруссии, экономики и граждан этой страны. Это что, служит для консолидации общества, выгодно Белоруссии как государству или является частью реализации национальных интересов?
Считаем, что лица, призывающие к ужесточению санкций против собственной страны и народа, вряд ли имеют политическое будущее. Исходим из того, что только белорусские граждане и их законные представители, а не самозваные «лидеры демократических сил» и их западные кураторы вправе решать судьбу своей страны.
История знает разные примеры. Но в данном случае очевидно, что за якобы самостоятельными политическими деятелями Белоруссии, которые сейчас находятся за ее пределами, стоят силы, совершенно не связанные с этой страной. Они полностью организуют быт, деятельность, финансирование, протекцию, политическую активность. Надо говорить не о самостоятельных политических фигурах, представляющих ту или иную часть белорусского общества, а о тех силах за пределами Белоруссии, которые рекрутировали из рядов граждан этой страны выгодные фигуры для проведения собственной повестки.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать призывы шеф-редактора чешского новостного портала «Forum24» Й.Говорковой к разрыву дипотношений с Россией и блокировке сайта агентства «Спутник» в Чехии?
Ответ: Относительно высказываний Й.Говорковой о разрыве дипломатических отношений, это всё-таки решается другими институтами власти суверенного государства.
А вот что касается призывов закрыть то или иное СМИ, которые мы слышим от журналиста, то это слышать дико. Я всегда знала о журналистской солидарности, что, несмотря на сложности, на различные ситуации, журналисты друг друга поддерживают, отстаивают интересы журналистского сообщества.
В данном случае мы видим какую-то абсолютно искаженную журналистскую этику. Во-вторых, из уст упомянутой Вами гражданки Чехии раздаётся какая-то воинственная риторика. Она говорит про какую-то войну, которую Чехия должна выиграть. С кем вообще Чехия воюет, я не знаю. Может с кем-то и воюет Чехия, но нам об этом просто неизвестно.
Возможно упомянутая Вами шеф-редактор чешского новостного портала не в курсе, но в Москве, в России работают чешские журналисты, причём на тех же основаниях, что и другие зарубежные представители СМИ, равно как и их российские коллеги. Они пользуются всеми возможностями, которые российское законодательство даёт сотрудникам СМИ, выступают на телевидении. Регулярно это делают.
Никогда не слышала о том, чтобы они сталкивались с какими-то трудностями. Уж тем более ни разу не было никаких призывов (мне о них неизвестно) от российских журналистов или от российских журналистских объединений закрыть, выгнать, прекратить работу чешских СМИ.
С другой стороны Вам известно, что, когда дискриминации на территории других стран подвергаются российские журналисты, мы отвечаем соответствующим образом. Не уверена, что упомянутая Вами журналистка так далеко думала или вообще думала о последствиях такого шага, как, например, блокировка агентства «Спутник» в Чехии. Но раз она не подумала, я могу об этом сказать.
В любом случае, когда речь идёт о незаконных дискриминационных нарушениях прав российских СМИ, российских журналистов, их работы за рубежом, мы это не оставляем без ответа. Закончились времена, когда мы просто призывали, объясняли, ожидали благоразумия. В данном случае, если права наших журналистов нарушаются, следует соответствующий ответ.
Надеюсь, до этого дело не дойдёт. Это будет не наш выбор, это точно. Думаю, Вы об этом знаете. Рассчитываю, что Вы сможете донести до чешской аудитории, что Россия действительно, по-настоящему и искренне соблюдает обязательства по защите свободы слова и по предоставлению в т.ч. и зарубежным журналистам возможности свободно работать и профессионально выполнять свои обязанности на территории нашей страны. Хотели бы взаимности в этом вопросе.
Вопрос: Директор Второго департамента Азии МИД России З.Н.Кабулов заявил, что «Талибан» готов к политическому компромиссу. О каких компромиссах идёт речь, и обсуждались ли они на встрече С.В.Лаврова с Президентом Афганистана А.Гани?
Ответ: Во-первых, З.Н.Кабулов не только директор Второго департамента Азии МИД России, но ещё и спецпредставитель Президента Российской Федерации В.В.Путина по Афганистану.
Когда мы говорим о возможном достижении компромисса между вовлеченными в афганский конфликт сторонами, имеем в виду, прежде всего, межафганский мирный переговорный процесс. Именно в результате этого процесса должны быть выработаны и определены контуры будущего государственного устройства Афганистана, а также сформировано инклюзивное временное правительство с участием всех этнополитических сил этой страны. Руководство Движения талибов к такому диалогу готово. По крайней мере мы ориентируемся на их заявления. Несмотря на проведенную в сентябре 2020 г. в Дохе церемонию запуска переговоров, их субстантивная фаза до сих пор так и не началась. В основе встречного движения противоборствующих афганских сторон к компромиссу лежит Соглашение между США и Движением талибов от 29 февраля 2020 г., предусматривающее освобождение соответствующими сторонами всех заключенных.
В ходе контактов, в т.ч. во время их последнего визита в Москву 8 июля с.г., Движение талибов подтвердило настрой на обсуждение упомянутых вопросов с делегацией Президента Афганистана А.Гани.
Проблематика межафганского мирного процесса также стала одной из тем беседы С.В.Лаврова с Президентом Афганистана А.Гани 16 июля с.г. в Ташкенте «на полях» международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».
Хотела бы обратить внимание на то, что сегодня вечером в районе 20.00 выйдет интервью З.Н.Кабулова по широкому кругу вопросов межафганского урегулирования, его международно-правовых аспектов и контактов со сторонами российских представителей.
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать недавно принятые Сеймом Литвы поправки к закону о правовом положении иностранцев, которые могут ухудшить условия пребывания въехавших в страну мигрантов?
Ответ: Обратили внимание, что информация о законодательных нововведениях Вильнюса пошла по СМИ. Они заметно ужесточают условия пребывания в Литве мигрантов: регламентируют содержание под стражей до шести месяцев, запрещают покидать место поселения после прибытия в страну, и, что самое главное – ограничивают право обжаловать решение об отказе в предоставлении убежища и разрешают депортировать мигрантов до окончательного рассмотрения их апелляций.
Во-первых, эти нововведения уже подверглись острой критике со стороны правозащитных организаций, в т.ч. литовского «Красного Креста». Эти структуры полагают, что подобные решения противоречат основным принципам международного права. Здесь сложно не согласиться.
Самое удивительное, что именно литовские власти так любят позиционировать свою страну в качестве «пространства демократии» и даже берут на себя смелость учить «демократическим ценностям» другие государства. Вот конкретный, практический вызов, с которым столкнулась Литва. Да, это вызов, но нужно применять те самые демократические принципы, которые столько лет провозглашались Литвой, а не действовать в нарушение международно-правовых обязательств.
Это якобы демократическое пространство получается не очень гостеприимное для людей, которые пришли в Европу не столько за поиском лучшей доли, сколько в связи с невозможностью оставаться в тех местах, где прошлась «рука» и «нога» западных блюстителей демократии.
Овеяно неким флёром шовинизма и нарушения базовых норм в сфере предоставления убежища. Хочется знать, будет ли в Брюсселе какая-то реакция. А литовским структурам, которые разрабатывали подобные нововведения, хотелось бы дать совет. В следующий раз, когда это государство будет голосовать «за», поддерживать или поддакивать решению об интервенции США или НАТО, в суверенные государства, следует подумать, к каким последствиям это всё может привести.
Ведь миграция в Европу из региона Ближнего Востока и Северной Африки стала следствием именно целой серии интервенций, нарушений суверенитета и авантюристских действий стран-членов НАТО. Я не слышала, чтобы Литва голосовала против. Я слышала только, как Литва всегда поддерживает Большого Брата и в целом НАТО в подобных решениях.
Поэтому коль скоро эти авантюристские решения никаким образом Литвой не осуждались и даже не обсуждались, а просто исполнялись, теперь нужно, как и всей есовской части Европы, натовской части Европы нести свою долю ответственности за итоги своих беззаконий, которые творились в других частях света. Люди массово приходят в Европу не от хорошей жизни, не из-за желания посмотреть на памятники международной художественной культуры и архитектуры, а потому что в их странах идёт война, их страны разрушены, потому что от их стран не осталось ничего, они ищут возможности выжить. Это последствия ошибочной, по большей степени, преступной политики стран Североатлантического альянса и в т.ч. стран ЕС, о которых я сказала.
Вопрос: Не так давно сообщалось, что Министерство здравоохранения России готово обсуждать с ЕС вопрос о взаимном признании сертификатов о вакцинации. Вопрос важный, так как находится в числе тех, которые русофобия использует для дискредитации России. За прошедшее время «Спутником V» привиты десятки тысяч людей в ЕС, например, Венгрия, Словакия, а также Германия, Сан-Марино и другие страны, откуда люди приплетают в Россию ради прививки «Спутником V». Налицо явная дискриминация привитых «Спутником V». Ведутся ли переговоры о взаимном признании вакцин между Россией и ЕС?
Ответ: Подобное взаимодействие ведется с целым рядом стран на двусторонней основе. Как Вы знаете, мы были открыты изначально сразу после прорывных достижений в изобретении вакцины не просто к диалогу и взаимному обмену данными, но и производству нашей вакцины на территории других государств, к гуманитарным, коммерческим поставкам, к любому роду взаимодействия. В первую очередь, это касалось и взаимного признания вакцин.