16:14

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 13 ноября 2020 года

1954-13-11-2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О текущей ситуации с коронавирусом
  2. О взаимодействии военно-медицинских служб государств-членов ОДКБ в борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19 и по вопросам медицинского обеспечения
  3. Об участии России в программах социально-экономического развития Кубы по линии международных организаций
  4. Об оказании гуманитарной помощи Монголии
  5. О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Президентом Международного комитета красного креста П.Маурером
  6. О визите в Россию Государственного министра по делам Европы и Америки Министерства иностранных дел Великобритании В.Мортон
  7. О проведении заседаний Совета национальных координаторов государств-членов ШОС
  8. О развитии ситуации в Сирии и вокруг нее
  9. О публикации СММ ОБСЕ тематического отчета по гражданским жертвам конфликта на востоке Украины
  10. О комментарии представителя Федерального министерства юстиции и защиты потребителей ФРГ Ш.Циммерманна по так называемому «делу А.Навального» в ходе еженедельной пресс-конференции Правительства ФРГ, состоявшейся в Берлине 6 ноября 2020 года
  11. Об итогах голосования в Первом комитете ГА ООН по российскому проекту резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»
  12. Об освобождении из-под стражи Б.А.Осиповой
  13. О возвращении России перемещенных культурных ценностей из Зальцбургского музея
  14. О решении литовских властей запустить процедуру по приостановке трансляции телеканала «РТР-Планета»
  15. Об удалении документального контента сервисом «YouTube»
  16. Об импичменте Президента Республики Перу М.Вискарры
  17. Об урагане «Эта» в Центральной Америке
  18. Об открытии памятной доски в Самаре
  19. Об открытии в Цхинвале Центра фонда «Русский мир»
  20. О 15-летии подписания Договора о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан
  21. О 75-летии создания ЮНЕСКО

Из ответов на вопросы:

  1. О вынужденном увольнении профессора Технического университета г.Днепр
  2. О боевиках с Ближнего Востока в регионе Нагорного Карабаха
  3. О критике в адрес России в связи с вопросом Нагорного Карабаха
  4. О турецком присутствии в Нагорном Карабахе 
  5. О вступлении Афганистана в ШОС
  6. О 31-ой Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с COVID-19
  7. О совместных военных учениях в Пакистане
  8. О возможности возвращения США в СВПД и отмены санкций в отношении Ирана

 

 

 

О текущей ситуации с коронавирусом

 

Сегодняшний очередной брифинг, к сожалению, вновь приходится начинать с неутешительных данных по обстановке с COVID-19 в мире. Оказавшаяся беспрецедентно мощной, даже на фоне предыдущих «мрачных» прогнозов, пандемия уверенно фиксирует все новые антирекорды как по общему числу инфицированных – по состоянию на 11 ноября свыше 52 млн человек (вторую неделю подряд рост более 4 млн), – так и по глубине и степени негативного проникновения практически во все сферы социально-экономической, морально-психологической, да и просто бытовой, привычной жизни различных стран и народов. При этом, по мнению международных эпидемэкспертов, в ближайшей перспективе изменений к лучшему не просматривается, каких-либо обнадеживающих подвижек стоит ожидать, видимо, не ранее будущей весны. Это мнение экспертов в данной сфере.

Особенно тревожно и драматично выглядит положение в периметре еврозоны, где стремительная среднесуточная динамика прироста неукоснительно ползет вверх, регулярно отмечаются статистические скачки по количеству заразившихся. В преддверии Рождества большинство государств Евросоюза, подчас в ущерб интересам национального бизнеса, вновь вынуждены ужесточать рестрикционно-ограничительные меры – повторно вводятся тотальные карантины, строгие лимиты на свободное перемещение граждан, включая комендантский час в ночной период суток, режимы чрезвычайного положения, запреты на проведение массовых культурно-зрелищных, спортивных, религиозных и иных общественных мероприятий. Естественно, что данные, крайне непопулярные шаги, объективно призванные облегчить «бремя» критической нагрузки на собственную медицинскую сферу, амортизировать сбои действующих «на пределе» местных систем здравоохранения, далеко не всегда встречают понимание у населения. Многочисленные акции противников правительственных мер, в частности, в различных городах Европы нередко перерастают в беспорядки и столкновения с полицией.

В этих условиях 9 ноября на открытии очередного заседания возобновленной 73-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения Гендиректор ВОЗ Т.Гебрейесус вновь призвал международное сообщество «начать новую эпоху сотрудничества» с учетом накопленного опыта борьбы с пандемией, обеспечить всеобщий охват населения услугами здравоохранения. Он особо подчеркнул неприемлемость политизации проблематики глобального противостояния COVID-19, которая обостряет «угрозы безопасности и несправедливости».

В связи с предельно неблагоприятной на сегодня санитарно-эпидемической обстановкой в мире вновь обращаем внимание наших граждан на необходимость тщательно планировать свои поездки за рубеж, взвешивать все возможные риски, не подвергать ни себя, ни своих близких неоправданному риску. Обращаю внимание, что все рекомендации МИД России актуальны. Дополнительная информация доступна на нашем сайте и аккаунтах в социальных сетях.

Назад к оглавлению

 

О взаимодействии военно-медицинских служб государств-членов ОДКБ в борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19 и по вопросам медицинского обеспечения

 

В рамках Организации Договора о коллективной безопасности с учетом динамики развития ситуации с распространением коронавирусной инфекции государства-члены продолжают поиск эффективных механизмов преодоления возникающих вызовов.

В Центре кризисного реагирования ОДКБ 11 ноября в режиме видеоконференцсвязи состоялась научно-практическая конференция военно-медицинских служб государств-членов Организации с подключением экспертов Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова Министерства обороны Российской Федерации.

В фокусе внимания военных медиков ОДКБ – обмен опытом организации противоэпидемических мероприятий при распространении новой коронавирусной инфекции COVID-19, особенности медицинского обеспечения коллективных сил в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Страны выступили за дальнейшее наращивание потенциала Организации за счет усиления военно-медицинской составляющей Войск ОДКБ. Обсуждены возможности применения мобильных медицинских подразделений, включение медицинского отряда специального назначения в состав Коллективных сил ОДКБ.

Достигнуты договоренности о продолжении контактов в данном формате по анализу и обмену информацией об обстановке, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 на пространстве ОДКБ, и другим вопросам медицинского обеспечения в рамках Организации.

Назад к оглавлению

 

Об участии России в программах социально-экономического развития Кубы по линии международных организаций

 

Республика Куба в качестве нашего давнего стратегического партнера является одной из приоритетных стран-получателей российской помощи. В контексте незаконной экономической блокады, введенной США, рассматриваем российское содействие Гаване в качестве важного вклада в поддержку социально-экономического развития Республики.

У наших стран накоплен богатый опыт результативного взаимодействия по линии организаций системы ООН в вопросах развития, укрепления продовольственной безопасности и преодоления негативных последствий стихийных бедствий.

На фоне ухудшения из-за пандемии COVID-19 ситуации с обеспечением несовершеннолетних полноценным питанием Россией по линии Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) запущен проект технического содействия Кубе по укреплению системы школьного питания. Проектные мероприятия нацелены на обеспечение школьников здоровой и сбалансированной пищей за счет совершенствования местных систем производства продовольствия. ВПП планирует задействовать для этого российский отраслевой опыт, экспертизу и технологии.

Наш добровольный взнос в ВПП на осуществление данного проекта составил 5 млн долл. США (срок реализации – 2021-2024 гг.).

Аналогичный по тематическому наполнению и объемам финансирования проект ВПП запущен Россией и в Никарагуа.

В настоящее время на Кубе с нашим экспертным и финансовым участием также реализуется проект по адаптации к изменению климата и улучшению управления водными ресурсами в провинции Сантьяго-де-Куба по линии Программы развития ООН (бюджет - 1 млн долл. США, срок реализации – 2017-2020 гг.).

В 2019 году в рамках Трастового фонда Россия-ПРООН в целях развития одобрены два проекта по наращиванию потенциала в целях повышения устойчивости городской среды к стихийным бедствиям в центральных районах Гаваны (бюджет - 1 млн долл. США, срок реализации – 2020-2023 гг.), а также в области стимулирования трудоустройства кубинской молодежи в провинции Гуантанамо (бюджет -1,5 млн долл. США, срок реализации – 2020-2023 гг.).

На завершающей стадии реализации находится финансируемый Россией проект по линии Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) в сфере укрепления продовольственной безопасности за счет развития агрохимического и сельскохозяйственного машиностроения (бюджет – 2 млн долл. США, срок реализации – 2017-2020 гг.).

Планируем и дальше в партнерстве с международными организациями оказывать содействие кубинским партнерам в деле достижения устойчивого развития.

Назад к оглавлению

 

Об оказании гуманитарной помощи Монголии

 

6 ноября Национальному центру по изучению зоонозных инфекций Министерства здравоохранения Монголии безвозмездно передан мобильный комплекс специализированных противоэпидемических бригад Роспотребнадзора на базе автошасси. Цель – укрепление системы мониторинга и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера.

Лаборатории оснащены современным высокотехнологичным оборудованием для проведения диагностических исследований с использованием передовых технологий. Мобильный комплекс может быть задействован как для повышения эффективности отдельных направлений работы местных противоэпидемических служб, так и для автономной деятельности в эпидемических очагах, расположенных в отдельных труднодоступных районах, не охваченных стационарной лабораторной сетью, а также зонах чрезвычайных ситуаций.

Назад к оглавлению

 

О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Президентом Международного комитета красного креста П.Маурером

 

17 ноября Министр иностранных дел России С.В.Лавров встретится с президентом Международного комитета красного креста П.Маурером. В ходе мероприятия стороны планируют обменяться оценками происходящего в ряде регионов мира (в том числе и в Нагорном Карабахе) и обсудить возможные пути взаимодействия нашей страны с МККК в эпоху коронавируса.

По итогам переговоров запланирован выход к прессе.

Назад к оглавлению

 

О визите в Россию Государственного министра по делам Европы и Америки Министерства иностранных дел Великобритании В.Мортон

 

17 ноября в Москве состоятся консультации первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г.Титова с Государственным министром по делам Европы и Америки Министерства иностранных дел Великобритании В.Мортон.

В ходе переговоров планируется обсудить состояние российско-британских отношений. Также будут затронуты актуальные вопросы международной и региональной повестки дня.

Назад к оглавлению

 

О проведении заседаний Совета национальных координаторов государств-членов ШОС

 

На следующей неделе, начиная с 17 ноября, пройдет серия заседаний Совета национальных координаторов государств-членов ШОС в формате видеоконференций, на которых будут подведены итоги прошедшего Совета глав государств этой организации (10 ноября) и начнется подготовка заседания Совета глав правительств ШОС. Российскую сторону будет представлять спецпредставитель Президента России по делам ШОС Б.М.Хакимов.

Назад к оглавлению

О развитии ситуации в Сирии и вокруг нее

 

Несмотря на спорадические вылазки международных террористов, окопавшихся в Идлибе, а также сохраняющееся незаконное присутствие иностранных, прежде всего, американских военных, препятствующее восстановлению территориальной целостности страны, власти Сирии вплотную приступили к решению масштабных задач постконфликтного урегулирования.

Безусловным приоритетом среди этих задач является возвращение на родину сирийских беженцев, которые в период боевых действий были вынуждены искать убежище за рубежом. Эта работа, подразумевающая значительные дополнительные расходы на создание соответствующих условий для репатриантов, – обеспечение их жильем, рабочими местами, электро- и водоснабжением, возможностью отправить детей в школы – ведется в условиях, когда недруги Сирии пытаются задушить ее экономически. Ограничительные меры со стороны Вашингтона и его ближайших союзников постоянно ужесточаются. При этом все это делается под лозунгами содействия сирийскому народу. В июне этого года, как известно, вступил в силу принятый Конгрессом США т.н. «Акт Цезаря», по сути ограничивающий свободу международной торговли и устанавливающий жесткую финансово-экономическую блокаду Сирии. Такие противоправные действия в значительной мере препятствуют усилиям сирийских властей по ликвидации разрухи и оказанию помощи населению. При этом даже пандемия коронавирусной инфекции не рассматривается Вашингтоном в качестве гуманитарного повода для смягчения рестрикций.

Понятно, что самостоятельно справиться с многочисленными вызовами постконфликтного восстановления Дамаску было бы нелегко. Особенно востребована международная помощь и поддержка.

В этих непростых условиях 11 ноября в Дамаске начала работу Международная конференция по возвращению беженцев и ВПЛ. В ней участвуют делегации и представители более чем 20 государств, а также ряда международных организаций таких, например, как Международный комитет Красного Креста, фонд Ага Хана и других. К сожалению, ООН на форуме оказалась представлена лишь в качестве наблюдателя.

США и их ближайшие союзники, настойчиво призывавшие к бойкоту конференции, (опять же, делается это все «во благо» сирийского народа) в очередной раз продемонстрировали «двойные стандарты» в отношении Сирии. Ведь необходимость возвращения в САР беженцев прямо прописана в резолюции 2254 СБ ООН, которая является основой для международных усилий по содействию комплексному урегулированию сирийского кризиса.

Вопросы проведения форума в Дамаске были рассмотрены в ходе состоявшейся 9 ноября в формате видеоконференции встречи президентов России и Сирии.

Россия оказала сирийской стороне содействие в организации мероприятия и направила в Дамаск одну из самых многочисленных делегаций. В ее составе представители 30 федеральных министерств и ведомств, которые на полях конференции обсуждают со своими сирийскими партнерами пути оказания содействия САР и вопросы двустороннего сотрудничества. На открытии конференции к ее участникам с приветственным словом обратился Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Текст обращения был зачитан спецпредставителем Президента Российской Федерации по сирийскому урегулированию, Послом по особым поручениям А.Л.Лаврентьевым. Текст размещен на официальном сайте МИД России (https://mid.ru/ru/detail-material-page/1446412/) .

Исходим из того, что конференция по беженцам в Дамаске не разовое событие, а начало системной целенаправленной работы с участием международного сообщества в контексте выполнения положений резолюции 2254 СБ ООН.

Назад к оглавлению

 

О публикации СММ ОБСЕ тематического отчета по гражданским жертвам конфликта на востоке Украины

 

9 ноября распространен подготовленный Специальной мониторинговой миссией (СММ) ОБСЕ на Украине отчет по гражданским жертвам в зоне конфликта в Донбассе за период с 1 января 2017 года по 15 сентября 2020 года.

Давно призывали к обнародованию этих сведений в обобщенном и систематизированном виде. У нас были на этот счет дискуссии и с представителями СМИ, потому что, нужна была некая точка опоры, момент старта для обсуждений. У каждой стороны и экспертов есть свои воззрения, методология подсчета, анализа этой ситуации. Этот документ опубликован. Такие данные позволяют сформировать объективный, основанный на конкретике взгляд на внутриукраинский конфликт. Отмечаем положительную роль в этом деле албанского Действующего председательства ОБСЕ и лично Премьер-министра, Министра европейских и иностранных дел Албании Э.Рамы, который содействовал выходу данной публикации.

Документ, в целом, сбалансированный и основан на статистике. Главная цифра, на которую стоит обратить внимание, - число жертв обстрелов из тяжелых вооружений и стрелкового оружия. Согласно докладу, почти 75% пострадавших среди гражданского населения – жители неподконтрольной Киеву территории. Это красноречиво говорит о том, что цель Вооруженных сил Украины, Нацгвардии и так называемых «добровольческих» формирований – это мирные граждане, которых Киев пытается таким образом наказать за их выбор и отказ принять итоги государственного переворота в 2014 года.

Мы об этом говорим давно и постоянно, однако на Западе многие предпочитают наши слова игнорировать. Теперь справедливость российских оценок подтверждается и в докладе Миссии ОБСЕ. СММ пока не привела статистику за все время конфликта. Очевидно, что, если подсчитать жертвы с начала карательной операции в 2014 году, картина станет еще более убедительной и трагичной.

К сожалению, в документе не нашли отражения сведения по разрушениям гражданской инфраструктуры Донбасса. Важно понимать, что уничтожение, зачастую преднамеренное и спланированное, жилых домов, транспортной инфраструктуры, объектов энерго-, газо- и водоснабжения, медицинских, социальных и образовательных учреждений, прочие посягательства на частное и муниципальное имущество являются причиной серьезной деградации ситуации в гуманитарной сфере. Документировать такие данные с четкой фиксацией ответственности сторон является важной задачей, в том числе и СММ.

Обращаю внимание зарубежных СМИ, прежде всего западных, что, неплохо было бы давая оценки ситуации и рассказывая, особенно подверстывая свои репортажи к каким-то крупным международным форумам, встречам или очередным санкциям, которые продляются в отношении нашей страны или принимаются вновь,  обратить свои взоры на возможность лично сделать сюжеты, поприсутствовать на территории, описанию которых вы посвящаете свои материалы. Лично убедиться в том, о чем рассказываете и пишете. Там работают российские журналисты. Они передают свои материалы. Это тоже документалистика – часть тех самых аналитических материалов, которые дают представление о том, что там происходит. Хотелось бы, что бы в этот регион приезжало больше зарубежных корреспондентов для того, чтобы информировать свою западную аудиторию относительно того, что там происходит.

Назад к оглавлению

 

О комментарии представителя Федерального министерства юстиции и защиты потребителей ФРГ Ш.Циммерманна по так называемому «делу А.Навального» в ходе еженедельной пресс-конференции Правительства ФРГ, состоявшейся в Берлине 6 ноября 2020 года

 

Вынуждены отреагировать на комментарий представителя Федерального министерства юстиции и защиты потребителей ФРГ Ш.Циммерманна по так называемому «делу А.Навального» в ходе еженедельной пресс-конференции Правительства ФРГ, состоявшейся в Берлине 6 ноября 2020 года.

Отвечая на вопрос о причинах, по которым германские власти до сих пор не ответили по существу ни на один запрос Генеральной прокуратуры Российской Федерации об оказании немецкими правоохранительными органами практической правовой помощи в рамках проводимого МВД России расследования обстоятельств экстренной госпитализации блогера 20 августа 2020 года в Омске, спикер Минюста ФРГ заявил, что власти Германии лишь тогда будут готовы, цитата, «рассмотреть вопрос» о передаче российской стороне каких-либо данных по «делу А.Навального», когда в России будет заведено уголовное дело по факту его отравления, который якобы был установлен немецкими военными экспертами. Такое требование, об этом сказал немецкий представитель, вытекает, в том числе из положений Европейской конвенции об оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года. Это утверждение господина Ш.Циммерманна не соответствует действительности. Конвенция 1959 года не указывает конкретную стадию, на которой может осуществляться межгосударственное взаимодействие. Посмотрим на этот документ чуть ближе. В статье 1 Конвенции предусмотрено сотрудничество в рамках «судопроизводства» в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством сторон. В английском варианте использован ещё более широкий термин «proceedings», охватывающий, по сути, любую стадию. Кроме того, в пояснительном докладе ко Второму дополнительному протоколу к Конвенции 1959 года в комментарии к статье 1 Конвенции указано: «Всегда существовало понимание, что конвенция применяется на всех стадиях производства (at all stages of proceedings)». Из всего этого следует, что увязка германской стороной передачи данных по «делу А.Навального» с формальным заведением в России уголовного дела юридически несостоятельна. О чем мы говорим? Понятное дело, Берлин не хочет передавать материалы и цепляется за любые возможности каким-то образом найти отговорки, но даже в этом поиске они провалились. Мы не исключаем и того, что представитель Минюста ФРГ не знает положений конвенции, на которую ссылается, такое не исключено. Может он сознательно исказил реальное положение дел по политическим мотивам.

3 ноября 2020 года Генеральная прокуратура Российской Федерации направила в Федеральное ведомство юстиции ФРГ подробные разъяснения относительно правового статуса проводимого МВД России вышеупомянутого расследования обстоятельств госпитализации А.Навального (германская сторона подтвердила получение этого письма). Согласно российскому уголовно-процессуальному законодательству это расследование, для обозначения которого используется также термин «доследственная проверка», является одной из досудебных стадий уголовного судопроизводства. Таким образом, тезис германского Минюста о незапуске в России формальной процедуры уголовного расследования произошедшего с А.Навальным также не соответствует действительности.

Вызывают удивление слова официального представителя германского Минюста о том, что подтверждаемый ведомством факт официальной передачи четырёх запросов Генпрокуратуры России по «делу А.Навального» в ответственные в этом случае региональные органы юстиции Берлина не означает согласования их исполнения. Вы представляете какую драматургию наши немецкие коллеги развернули для того, чтобы просто рассказать что они нашли в анализах А.Навального. Получается, что немецкие власти противоречат сами себе, поскольку ещё 6 сентября 2020 года Федеральный министр иностранных дел ФРГ Х.Маас в интервью СМИ публично подтвердил, что исполнение первого российского запроса от 27 августа 2020 года будет согласовано, ибо, цитата, «нет абсолютно никаких причин его не согласовать» (Цитата по интернет-версии газеты „Die Zeit": «Der russische Botschafter sei bereits informiert worden, dass man einem Rechtshilfeersuchen Russlands zustimmen werde, sagte Maas in der ARD-Sendung Bericht aus Berlin. Es gebe auch „uberhaupt keinen Grund, dem nicht zuzustimmen»). Эти заверения тогда были доведены по дипломатическим каналам и до Посла России в Германии, это не какая-то оговорка, это не ошибка СМИ, нам эту информацию передали официально. С этого момента прошло уже более двух месяцев, но никакой реакции по существу ни на запрос от 27 августа 2020 года, ни на последовавшие за ним остальные обращения Генпрокуратуры России со стороны германских властей не последовало, а из слов представителя Минюста ФРГ теперь следует, что не согласовано исполнение ни одного российского запроса, и это входит в прямое противоречие с вышеупомянутым заявлением главы МИД ФРГ.

В целом, в контексте ситуации вокруг А.Навального Берлин целенаправленно демонстрирует по отношению к Москве откровенно провокационную некооперабельность без ответа остаются абсолютно все предельно конкретные вопросы, заданные российскими следователями партнёрам из германских компетентных ведомств. Берлин в принципе открыто саботирует свои международно-правовые обязательства в сфере правоохранительного сотрудничества, прикрываясь, как было изложено выше, юридически несостоятельной аргументацией, и отказывается передавать биопробы российского гражданина и результаты их анализов, а также другие материальные доказательства (пока невыясненным путём попавшие в ФРГ), якобы подтверждающие его отравление пресловутым ядом «Новичок», необходимые для завершения проводимой МВД России доследственной проверки, что является непременным условием в соответствии с российским законодательством для возможного возбуждения уголовного дела. При этом по настоянию германской же стороны зачем-то скрывается вся существенная информация в отчёте Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) об оказании Германии технического содействия. На этом фоне не сбавляются обороты антироссийской пропагандистской кампании в немецких СМИ, а Правительством ФРГ инициированы безосновательные санкции против России по линии ЕС. В дополнение к этому в рамках ОЗХО немецкой дипломатией мобилизуются союзники по НАТО для обвинения нашей страны в нарушении Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) с целью создания дополнительного повода для наращивания на нас военно-политического давления со стороны коллективного Запада. Как там обстоят дела с юридическими нюансами и тонкостями взаимодействия ФРГ с ОЗХО? Там все чисто? Германская тактика вполне прозрачна, и российская сторона сделала из сложившейся ситуации свои выводы. Мы ими регулярно с вами делимся.

Призываем Берлин на деле, а не на словах отказаться от бесперспективного конфронтационного курса и приступить, наконец, к нормальному конструктивному предметному взаимодействию для прояснения истинных обстоятельств произошедшего с российским гражданином.

Назад к оглавлению

 

Об итогах голосования в Первом комитете ГА ООН по российскому проекту резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»

 

9 ноября Первым комитетом 75-й сессии Генассамблеи ООН принят традиционный российский проект резолюции по международной информационной безопасности (МИБ; «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»). Соавторами нашей инициативы стали 26 стран (Азербайджан, Алжир, Белоруссия, Бурунди, Венесуэла, Замбия, Зимбабве, Иран, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, КНДР, КНР, Коморы, Куба, Лаос, Мадагаскар, Малави, Мьянма, Никарагуа, Пакистан, Сирия, Суринам, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). В пользу ее принятия выступили 104 государства.

Таким образом, России при поддержке внушительного большинства государств-членов ООН удалось вновь гарантировать международному сообществу возможность участия в инклюзивном, транспарентном и подлинно демократическом переговорном процессе по вопросам обеспечения МИБ. В этих целях в 2021 г. будет учреждена новая Рабочая группа открытого состава (РГОС) по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и самих ИКТ 2021-2025 с сохранением ключевых аспектов мандата текущей РГОС по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности и с учетом результатов окончания ее работы в марте 2021 г. Будущая РГОС будет уполномочена рассматривать национальные инициативы в области МИБ, а также создавать вспомогательные подгруппы по отдельным аспектам ее мандата, что придаст дискуссиям более структурированный и динамичный характер.

Благодарим все государства, которые поддержали наш проект. Убеждены, что преемственность и непрерывность работы профильного механизма в формате РГОС отвечает интересам каждого государства, которое стремится иметь право голоса в профильной международной дискуссии.

Голосование по нашему проекту резолюции в Генеральной Ассамблее ООН предварительно запланировано на декабрь 2020 г.

Назад к оглавлению

 

Об освобождении из-под стражи Б.А.Осиповой

 

С удовлетворением восприняли новость о том, что 10 ноября с.г. гражданка России Б.А.Осипова была освобождена из американской тюрьмы «Данбери», штат Коннектикут.

Б.А.Осипова – многодетная мать, была осуждена в июне 2019 г. американским судом на семь лет тюремного заключения по обвинению в похищении собственных детей и вымогательстве. Согласно американскому законодательству россиянка отбыла максимальное наказание за похищение –три года тюрьмы (с учетом времени, проведенного под арестом с 2017 г.).

Сейчас она вышла под залог и ожидает окончания судебного разбирательства по пересмотру приговора в связи с вымогательством. Рассчитываем, что по итогам судебного решения с россиянки будут сняты все обвинения, ей дадут возможность вернуться в Россию и воссоединиться с семьей.

Министерство иностранных дел России продолжит прилагать все необходимые дипломатические усилия для скорейшего возвращения Б.А.Осиповой на Родину, а также и всех россиян, безосновательно находящихся в этой стране под следствием или приговоренных там к тюремным срокам.

Назад к оглавлению

 

О возвращении России перемещенных культурных ценностей из Зальцбургского музея

 

9 ноября с.г. в Зальцбурге (Австрия) в присутствии Посла России в Австрии Д.Е.Любинского, главы правительства Федеральной земли Зальцбург В.Хаслауэра и президента ландтага (земельного парламента) Б.Паллауф состоялась церемония подписания директором Зальцбургского музея М.Хохляйтнером акта приема-передачи перемещенных культурных ценностей из Темрюкского историко-археологического музея (Краснодарский край), которые планируется доставить в Россию до конца текущего года.

Речь идет о хранившихся в запасниках этого учреждения трех амфорах и пяти античных надгробных барельефах, похищенных нацистами из разрушенного кубанского музея в 1943 г. и оказавшихся впоследствии в Зальцбурге. В феврале 2019 г. директор Зальцбургского музея М.Хохляйтнер сообщил о принятом его попечительским советом решении вернуть России эти артефакты, которое было официально подтверждено Президентом Австрии А.Ван дер Белленом в ходе визита в Сочи 15 мая 2019 г.

Приветствуем инициативу австрийских партнеров, которая представляет собой пример готовности вернуть нашей стране похищенные в годы Великой Отечественной войны культурные ценности в инициативном порядке.

Назад к оглавлению

 

О решении литовских властей запустить процедуру по приостановке трансляции телеканала «РТР-Планета»

 

С сожалением приходится констатировать очередной случай пренебрежения правами национальных меньшинств и нарушения свободы слова в Литве, претендующей на роль «образца» западной демократии. На днях литовская комиссия по радио и телевидению, национальный регулятор в области СМИ, под надуманными предлогами начала процедуру по приостановке трансляции на территории страны популярного российского телеканала «РТР-Планета».

Литовские власти, которые, естественно, радеют за высокие стандарты демократических прав и свобод в других государствах, у себя дома продолжают последовательную линию на искоренение любого инакомыслия, в рамках которой из информационного поля страны вытесняются российские СМИ.

Примечательно, что неблагополучная ситуация в Литве в области свободы слова уже становилась предметом критики со стороны профильных международных структур. Так, «Репортеры без границ» в июле с.г. осудила действия Вильнюса по запрету трансляции телеканалов «Russia Today».

Рассчитываем, что здравый смысл возобладает и Литва наконец начнет соблюдать общепринятые в Европе нормы цивилизованных государств, а профильные международные структуры не оставят без соответствующей реакции эту тему.

Назад к оглавлению

 

Об удалении документального контента сервисом «YouTube»

        

Стали свидетелями очередного примера политической цензуры со стороны видеохостинга «YouTube», подконтрольного американской транснациональной корпорации «Google».

10 ноября с.г. модераторы сервиса признали фильм-расследование «Суицид международного масштаба» о гибели малайзийского «Боинга»
MH-17 на востоке Украины «нарушающим принципы и правила платформы» и изъяли его еще до премьеры. Удаление ленты произошло ровно перед началом очередных слушаний в суде в Нидерландах, назначенных на сегодня, 12 ноября. О чем же тот самый фильм, нарушивший правила платформы?

В нем рассматривается версия о причастности украинских ВВС к крушению лайнера и предпринимается попытка выяснить обстоятельства произошедшего, в т.ч. реальные причины смерти украинского летчика В.В.Волошина – одного из подозреваемых по делу о крушении борта.

Картина была загружена модераторами «YouTube»-канала мультимедийного издания «Украина.ру» для последующей публикации в открытом доступе, но у известного видеохостинга на это оказались свои планы. Объяснений того, что именно и каким образом нарушает фильм, представлено как всегда не было.

Сложно объяснить этот акт цензуры иначе как попыткой некоторых заинтересованных сторон зачистить глобальный эфир от альтернативных версий произошедшей в 2014 г. трагедии.

Призываем администрацию «YouTube» пересмотреть свое решение и, в целом, отказаться от подобной политически мотивированной модерации. Такими действиями хостинг нарушает право своей аудитории «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (статья 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.). «YouTube» считает, что и она нарушает правила платформы?

Ожидаем, что профильные международные структуры и правозащитные организации должным образом отреагируют и дадут беспристрастную оценку действиям американской корпорации.

Назад к оглавлению

 

Об импичменте Президента Республики Перу М.Вискарры

 

9 ноября парламентом Республики Перу было принято решение об импичменте Президента М.Вискарры. Процедура прошла в соответствии с нормами национального законодательства этой страны. Согласно конституции Перу полномочия главы государства принял на себя председатель Конгресса М.Мерино.

Выражаем надежду на дальнейшее развитие событий в Перу в рамках конституционного поля при соблюдении демократических принципов и прав граждан.

Подтверждаем нашу готовность развивать традиционно дружественные отношения между Российской Федерацией и Республикой Перу в духе взаимного уважения, равного учета интересов друг друга.

Назад к оглавлению

 

Об урагане «Эта» в Центральной Америке

 

Сформировавшийся в первых числах ноября в Карибском море ураган «Эта» нанес мощный удар по государствам Центральной Америки – Гватемале, Гондурасу, Коста-Рике, Никарагуа, Панаме, серьезным образом пострадали отдельные районы Кубы и Мексики.

Погибло в общей сложности более 150 человек, сотни людей числятся пропавшими без вести. Разрушены тысячи домов и хозяйств. Значительный материальный ущерб нанесен жизненно важной инфраструктуре. Тяжелая ситуация сложилась в связи с нехваткой продуктов питания и питьевой воды.

ПАО «Лукойл» во взаимодействии с Посольством России в Мехико подключилось к проводимой мексиканским правительством кампании по сбору гуманитарной помощи для штата Табаско, которому был нанесен наибольший урон.

Выражаем глубокие соболезнования семьям и близким жертв урагана, желаем скорейшего восстановления пострадавшим. Подтверждаем нашу готовность к углублению сотрудничества и взаимопомощи с государствами региона в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Назад к оглавлению

 

Об открытии памятной доски в Самаре

 

7 ноября в Самаре прошла торжественная церемония открытия мемориальной доски на фасаде здания, где в 1941-1943 гг. размещался Народный комиссариат иностранных дел СССР.

В октябре 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об учреждении «запасной столицы» в Куйбышеве (с 1991 г. – Самара). Тогда в областной центр помимо оборонных предприятий были эвакуированы часть аппарата ЦК партии, ЦК ВЛКСМ, ряд наркоматов, дипломатический корпус. В областном центре расположились посольства и миссии 22 стран.

Вместе с дипломатическим корпусом в Куйбышев приехал и значительный штат работников Народного комиссариата иностранных дел СССР. Возглавил деятельность аппарата, а также связь с иностранными миссиями по самым различным вопросам заместитель народного комиссара иностранных дел СССР А.Я.Вышинский.

В торжественном мероприятии приняли участие Представитель МИД России в г. Самаре А.В.Чупахин, заместитель председателя Правительства Самарской области А.Б.Фетисов, глава городского округа Самара Е.В.Лапушкина, ректор Самарского государственного технического университета Д.Е.Быков, а также представители общественности, ветераны и труженики тыла.

В ходе церемонии А.В.Чупахин отметил значимость установки мемориальной доски НКИД СССР для сохранения исторической памяти, выразил большую признательность Совету ветеранов войны и труда МИД России, ФГУП «ГлавУпДК при МИД России» за оказанное содействие в реализации данного проекта.

Я хотела бы обратить внимание на художественное воплощение мемориальной доски. Ее разработали студенты, аспиранты и сотрудники кафедры «Литейные и высокоэффективные технологии», Центр литейных технологий Самарского государственного технического университета. В изготовлении мемориальной доски применили, как традиционные подходы художественного литья, так и современные цифровые технологии.

Приветственное слово организаторам и участникам мероприятия направил Министр иностранных дел России С.В.Лавров. С текстом можно ознакомиться на сайте МИД и на наших аккаунтах в социальных сетях.

Назад к оглавлению

 

Об открытии в Цхинвале Центра фонда «Русский мир»

 

Важным событием для российско-югоосетинских связей стало открытие с 28 октября в Цхинвале при Юго-Осетинском государственном университете (ЮОГУ) Центра фонда «Русский мир». Представители Посольства России и Россотрудничества принимали активное участие в подготовке мероприятия.

Основные задачи Центра – продвижение русского языка, популяризация культуры, распространение объективной информации о России. На его базе предоставляется возможность изучать и совершенствовать русский язык, получать доступ в российские онлайн библиотеки, знакомиться с русским искусством.

Центр в Цхинвале стал 117-ым по счету из открытых по всему миру. Он призван стать связующим звеном, универсальной площадкой по продвижению русского языка, культуры и истории, базой для встреч и обмена мнениями филологов, преподавателей-русистов, научных работников, студентов и учащихся. Работа этой структуры будет способствовать укреплению отношений союзничества и интеграции между нашими странами.

Назад к оглавлению

 

О 15-летии подписания Договора о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан

 

14 ноября, 15 лет назад, был подписан Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном. Документ, наряду с базовыми двусторонними договорами об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве 1992 г. и о стратегическом партнерстве 2004 г., формирует нормативные рамки российско-узбекистанского широкомасштабного взаимодействия.

По нашей общей оценке, Договор, который носит бессрочный характер, имеет основополагающее значение для взаимодействия между Москвой и Ташкентом в сфере безопасности, обороны, поддержания мира и стабильности в регионе, взаимовыгодного военно-технического сотрудничества, противодействия вызовам и угрозам современности, развития торгово-экономических и инвестиционных связей, углубления промышленной кооперации и продвижения взаимовыгодных отношений в других областях.

В сложных условиях, вызванных пандемией нового коронавируса,
в полной мере проявилась предусмотренная Договором союзническая солидарность России и Узбекистана, активно взаимодействующих в вопросах обеспечения медико-эпидемиологического благополучия населения наших стран, обмена опытом, техническими решениями и поддержки. Ценим оказанную руководством Узбекистана гуманитарную помощь в апреле-мае 2020 г. Со своей стороны также предоставили Ташкенту масштабное содействие в борьбе с пандемией в виде безвозмездных поставок тест-систем лабораторной диагностики коронавируса и различного медицинского оборудования, направления двух групп российских врачей, разноплановой экспертной поддержки.

Опираясь на союзнические принципы, закрепленные в Договоре, прежде всего, дружбы и добрососедства, взаимопомощи, равноправия и уважения интересов друг друга, Россия и Узбекистан нацелены на дальнейшее углубление всего комплекса двусторонних связей в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах, тесную координацию позиций на мировой и региональной аренах, укрепление уз вековой дружбы между нашими народами.

Назад к оглавлению

 

О 75-летии создания ЮНЕСКО

 

16 ноября исполняется 75 лет с момента подписания Устава ЮНЕСКО. Задачей этой Организации, созданной, как и ООН, по итогам Второй мировой войны, является «содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры».

Текущая деятельность ЮНЕСКО концентрируется на разработке различных образовательных инструментов, продвижении научного обмена, сохранении культурного наследия, укреплении межправительственного спортивного сотрудничества и защите свободы выражения мнений.

Сегодня Организация, которая объединяет 193 государства-члена и 11 ассоциированных членов, является крупнейшим гуманитарным учреждением в мире.

Наша страна присоединилась к ЮНЕСКО 21 апреля 1954 г.

В прошлом году в Москве состоялась рабочая встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Генеральным директором ЮНЕСКО О.Азуле, в ходе которой был подтвержден традиционно высокий уровень взаимодействия России с Организацией.

Российская Федерация входит в число основных доноров ЮНЕСКО и принимает активное участие в большинстве ее программ. Среди последних совместных достижений – учреждение Международной премии им. Д.И.Менделеева в области фундаментальных наук и включение в престижный Список всемирного наследия ЮНЕСКО очередной российской номинации «Храмы псковской архитектурной школы».

Несмотря на то, что нынешняя годовщина проходит в условиях ограничений, и многие торжественные мероприятия в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и государствах-членах были свернуты, в России готовится несколько символичных юбилейных инициатив. Помимо проведения ряда конференций и подготовки тематических публикаций, в ближайшее время совместно с Федеральным агентством связи планируется выпуск филателистического издания, приуроченного к 75-летию ЮНЕСКО.

Продвигаемые ЮНЕСКО ценности и идеалы пользуются широким признанием в нашей стране. Во многом этому способствуют усилия Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, возглавляемой Министром иностранных дел России С.В.Лавровым. Приглашаем познакомиться поближе с деятельностью Комиссии на ее официальном сайте, ссылка будет в тексте брифинга (unesco.ru).

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Украинские СМИ и сеть «Фейсбук» второй месяц будоражит новость о вынужденном увольнении профессора Технического университета г.Днепр Валерия Громова, который на требование юной студентки читать лекцию на украинском языке ответил отказом, заявив, что «два языка – единая нация, один язык – это руина, а не Украина». После жалобы студентки в ректорат, руководство вуза вынудило профессора, который читал лекции в этом вузе 27 лет, сделать выбор. Профессор уволился, сделав выбор в пользу русского языка. Сегодня за судьбой профессора следят тысячи украинских учителей, попавших в аналогичную ситуацию. Может ли Россия в лице соответствующих ведомств Правительства проявить внимание и неравнодушное отношение к подобным иностранцам, защитникам русского языка в условиях русофобии?

Ответ: История, случившаяся в Днепропетровске, когда администрация Технического университета вместо того, чтобы вступиться за уважаемого профессора Валерия Громова, проработавшего в вузе не одно десятилетие, вынудила его уволиться, это позор. Позор не только для Украины. Это позор Европе. В целом это новости Средневековья, иначе это оценить невозможно. Конечно, можно сказать, что это очередное свидетельство нарушения прав русскоязычного населения страны. Но это очень мягкие формулировки.

Проблема в том, что этот случай не единичен. Он громкий, резонансный, привлекающий внимание своей вопиющей несправедливостью. Но сколько таких случаев случается по всей Украине практически каждый день на менее серьезном уровне? Люди страдают от этого не меньше. Это, по большому счету, верхушка «айсберга» языковой дискриминации на Украине.

Совершенно очевидно, что принимая абсурдные и дискриминационные законы о насильственной украинизации, киевские власти намеренно сеют раздор между гражданами, говорящими как на государственном языке, так и на русском. Напомню, что защита и свободное развитие русского языка, на котором говорит огромное количество людей на Украине, гарантированы Конституцией Украины. Языковой проблемы на Украине не было, пока все это не инспирировали сверху. Мы же понимаем, что это часть политического процесса, часть большой грязной политической игры. Не было у людей проблем, им их создали. Создавали намеренно, целенаправленно, за деньги, с использованием технологий, понимая результаты, к которым должна привести эта политика. Люди сами прекрасно понимали друг друга без политических игр. Они говорили на русском, на украинском, причём иногда одновременно. Что будут делать дальше? Опять хвататься за дубины, как это уже демонстрировала Украина? Вязать людей на улице? К чему подталкивают, в том числе националистов, подобными действиями? К абсолютной вседозволенности?

Недавно опубликованное в СМИ социологическое исследование Центра контент-анализа «Пространство свободы» о том, какой язык чаще всего используют украинцы для общения в соцсетях, например, продемонстрировало, что, несмотря на все усилия официального Киева по выдавливанию русского языка, доля его использования в общении украинцев не уменьшается.

Что касается профессора Валерия Громова, то его твёрдая гражданская позиция не может не вызывать уважения и, безусловно, станет достойным примером для многочисленных русскоязычных граждан, защищающих свое конституционное право говорить, учиться и работать на родном языке.

Со своей стороны будем продолжать придавать огласке подобные факты нарушения прав человека на Украине и привлекать к ним внимание международных правозащитных организаций.

Назад к оглавлению

Вопрос: Многие представители России подтверждали, что боевики с Ближнего Востока перебрасывались в регион Нагорного Карабаха. Правда, ни один российский представитель ни разу не сказал нам, кем именно они перебрасывались в район. Раз российские миротворцы теперь будут там присутствовать, каково состояние дел сейчас? Где эти джихадисты? Куда они делись? Что именно Россия планирует с ними делать? Кто-то накажет их и тех, кто привел их в регион? Будет ли российская армия воевать с ними?

Ответ: К сожалению, боевики, которых перебрасывали, не исчезли. Информация об их присутствии была основана на имеющихся фактах. Они были подтверждены не только российской стороной. Мы сказали о них сразу, как только нам стало известно.

Исходим из того, что этот вопрос будет решен. К его решению должны приложить усилия все стороны, заинтересованные в мире в этом регионе. Могу сказать, что с нашей стороны этим занимаются военные эксперты. Думаю, что данный вопрос требует в большей степени конкретной работы специалистов и затем – отчета об итогах, а не наоборот.

Назад к оглавлению

Вопрос: Для Вас, наверное, не секрет, что растет критика в адрес России после того, что произошло в Нагорном Карабахе. Во многих статьях в Греции и в других странах мы читаем выводы о том, что «Россия кинула армян и Армению», что, скорее всего, план был «наказать Н.Пашиняна», а в результате пострадал армянский народ. Хотелось бы услышать Ваш комментарий по этому поводу.

Ответ: Как Вы сказали, в ряде средств массовой информации в Греции и других странах говорят о том, что Россия якобы бросила Армению, армянский народ. Могу сказать следующее. Во-первых, за это время я прочитала такое количество версий не только в зарубежных, но и в наших СМИ: кто выиграл, является бенефициаром в этой ситуации, кто проиграл, является потерпевшей стороной. Могу сказать, что каждая версия каждого издания противоречит, является диаметрально противоположной предыдущей. О чем это говорит? О слабости экспертной оценки? Не знаю, не готова об этом сказать.

Возможно, как я себе отвечаю на этот вопрос, нет глубины понимания тех процессов, которые проходили там раньше, той ситуации, которая сложилась сейчас, и тех долгосрочных перспектив и целей, которые были обозначены в заявлении, подписанном лидерами трех государств.

А теперь хочу ответить Вам на конкретную фразу о том, что якобы «Россия бросила Армению и армян». Россия бросила не Армению и армян – Россия бросила все силы для урегулирования этой ситуации. Сначала политически, используя для этого дипломатию, международное право, переговорный процесс, а потом – бросив туда своих миротворцев. Те, кто пишут статьи и материалы, выступают на телевизионных программах и передачах, перекрикивая друг друга, должны помнить, что на сегодняшний день безопасность, мир, будущее, процветание, стабильность, и, в первую очередь, жизни граждан этого региона, непосредственно примыкающего к двум странам – Азербайджану и Армении (речь идет обо всех – о беженцах, о тех, кто находится на территории, о внутренне перемещенных лицах) – гарантируются, обеспечиваются российскими миротворцами. Это к вопросу относительно того, насколько Российская Федерация, руководство нашей страны искренне заинтересованы в стабильности этого региона.

Это не только политические декларации, хотя они, безусловно, важны. Это не только возможность удержать свою позицию, которая была направлена на мирное урегулирование и прекращение огня, от нападок, обвинений в том, что она слабая, неперспективная и не может быть реализована. Но это и решение о направлении туда наших миротворцев.

Каждый, кто пишет материал, должен понимать, на что пошла наша страна, принимая такое решение, насколько она заинтересована в мире и процветании этого региона и непосредственно этих двух стран – Азербайджана и Армении. Это, по большому счету, беспрецедентное решение.

Думаю, что в Греции не понаслышке знают, что такое принятие решения о направлении миротворческих контингентов в регион, какое время обычно уходит на его принятие, согласование, урегулирование вопросов финансирования, логистики и т.д. Посмотрите, как это было сделано сейчас, в этой ситуации. Еще раз подчеркну, ровно потому, что для нашей страны взаимоотношения как с Азербайджаном, так и с Арменией, между народами наших стран, имеющими общую историю и во многом живущими в теснейшей взаимосвязи друг с другом, не являются пустыми словами. Мы готовы на такие шаги, которые были предприняты.

Очень легко написать, произнести слово «миротворец». А за каждым этим словом – жизнь конкретного человека. И это нужно понимать.

У меня такое впечатление, что многие не осознают масштаб принятого Российской Федерацией решения. А это нужно понимать. Особенно, если Вы упомянули СМИ Греции, которые знают цену миротворческим усилиям, как непросто они согласовываются. Почему же это решение не анализируется с точки зрения его глубины и долгосрочности целей, на которые оно ориентировано?

Извините за излишнюю патетику, но мы так привыкли относиться без должного внимания к решениям, которые имеют судьбоносное значение, что иногда стоит остановиться и все-таки дать себе возможность для настоящего анализа, не бросаться словами.

Назад к оглавлению

Вопрос: Участились заявления отдельных турецких и азербайджанских политических лиц о том, что Турция хочет иметь мобильную функцию в мониторинговом центре и вообще желает играть одинаковую роль наравне с Россией. Какое будет турецкое присутствие в данном регионе? Какие гарантии предусматриваются, что турецкая сторона будет четко соблюдать все договоренности и не будет принимать никакое участие в каких-либо военных действиях или в миротворческой операции в Карабахе?

Ответ: Сегодня я специально не ознакомила Вас с оценками по нагорно-карабахскому урегулированию, т.к. половина вчерашнего двухчасового интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова была посвящена именно этой теме. Он подробнейшим образом остановился в том числе и на вопросе о российско-турецком взаимодействии в регионе. Могу еще раз повторить.

Границы мобильности турецких наблюдателей ограничиваются теми географическими координатами, которые будут определены для размещения создаваемого российско-турецкого мониторингового центра на части территории Азербайджана, которая не приближена к Нагорному Карабаху и будет дополнительно согласована для учреждения совместного мониторингового центра. Вчера об этом был подписан меморандум на уровне министров обороны России и Турции. Центр будет работать исключительно в дистанционном режиме, используя технические средства объективного контроля, включая беспилотники и прочие технологии, позволяющие следить за ситуацией «на земле» в Нагорном Карабахе, прежде всего на линии соприкосновения, и определять, какая из сторон соблюдает, а какая может нарушать условия прекращения огня и боевых действий. Границы мобильности турецких наблюдателей будут ограничены этими помещениями, которые будут выделены на азербайджанской территории, не на территории бывшего конфликта.

Также С.В.Лавров прокомментировал заявление Министра иностранных дел Турции М.Чавушоглу насчет того, что Турция будет работать на тех же основаниях, что и Россия. Речь идет исключительно о том самом центре, который будет размещен на территории Азербайджана стационарно, без каких-либо выездных миссий. Действительно, в этом центре российские и турецкие наблюдатели, специалисты будут работать на одинаковых началах. Никаких миротворческих подразделений Турецкой Республики в Нагорный Карабах направляться не будет. Подчеркну, все, что касается миротворцев, прописано в совместном заявлении Президента России В.В.Путина, Президента Азербайджана И.Г.Алиева и Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна.

Обращаю Ваше внимание на текст интервью С.В.Лаврова.

Назад к оглавлению

Вопрос: В своем выступлении на саммите ШОС Президент России В.В.Путин уделил внимание теме Афганистана. В то же время Афганистан давно имеет статус наблюдателя в ШОС и стремится в нее вступить. Какова сейчас позиция России в этом вопросе?

Ответ: Афганистан – важный член семьи ШОС. Поэтому вполне естественно, что на саммитах Организации афганской проблематике уделяется самое серьезное внимание. ШОС последовательно выступает за становление Афганистана как стабильного и безопасного государства, свободного от терроризма и наркотиков, живущего в мире с соседями. Эта позиция традиционно находит отражение, в итоговых документах шосовских встреч на высшем уровне. Принятая 10 ноября с.г. Московская декларация лидеров государств-членов ШОС, разумеется, не стала исключением.

Активно работает Контактная группа «ШОС – Афганистан» на уровне заместителей министров иностранных дел. Конкретные шаги по оказанию содействия Афганистану зафиксированы в принятой на саммите ШОС в 2019 г. в Бишкеке Дорожной карте дальнейших действий.

Что касается вступления Афганистана в ШОС, напомню, что Россия во многом способствовала приобретению Афганистаном статуса наблюдателя при ШОС в 2012 г. Официальная заявка этой страны на повышение профиля в Организации поступила в 2015 г.

Мы поддерживаем такой настрой Афганистана. Вместе с тем нужно учитывать, что для получения полноправного членства существует целый ряд критериев, главный из которых – достижение в ШОС консенсуса по кандидатуре заявителя. Убеждены, что по мере вызревания внутриполитических условий эта перспектива может открыться и для Афганистана.

В то же время статус наблюдателя открывает для Афганистана хорошие перспективы для развития сотрудничества с ШОС по всем направлениям – в политике, обеспечении безопасности, экономике и на гуманитарном треке. Кроме того, в ШОС имеется целый ряд документов, открытых для подписания, к которым Афганистан мог бы присоединиться.

Назад к оглавлению

Вопрос: 3-4 декабря пройдет 31-я Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с COVID-19, инициированная Азербайджаном в качестве действующего председателя Движения неприсоединения. Как в МИД России могут прокомментировать важность, роль такой инициативы в борьбе с пандемией?

Также ранее стало известно, что Россия подала заявку на получение статуса наблюдателя в Движении неприсоединения. Прокомментируйте, пожалуйста, данное решение и на какой стадии проработки находится вопрос?

Ответ: 3-4 декабря в Нью-Йорке состоятся общие прения 31-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по тематике реагирования на пандемию новой коронавирусной инфекции. Решение о проведении этого мероприятия было принято странами-членами ООН еще летом. Сейчас завершилось согласование процедурных и организационных аспектов. Спецсессия пройдет в так называемом гибридном формате. Главы делегации смогут как присутствовать на «площадке» Генассамблеи в Нью-Йорке, так и выступать «виртуально».

Инициатива созыва этой сессии принадлежит Президенту Азербайджана И.Г.Алиеву как Председателю Движения неприсоединения. Российская Федерация с самого начала поддерживала эту идею нашего партнера по СНГ.

Рассматриваем данное мероприятие как важный шаг в реагировании на COVID-19, подтверждение ведущей роли ООН в согласовании глобального ответа на пандемию. Ранее Генассамблея уже приняла важные решения на этом направлении. Совет Безопасности ООН также одобрил резолюцию по борьбе с коронавирусом. Ряд программ по оказанию помощи был подготовлен и осуществлен организациями системы ООН. При этом главную координирующую роль среди них на протяжении всего периода пандемии играла Всемирная организация здравоохранения.

Ожидаем, что дискуссия в ходе предстоящей спецсессии будет носить конструктивный характер, подведет итоги уже предпринятых усилий по реагированию на пандемию, а также будет способствовать мобилизации политической воли для продолжения нашей совместной борьбы.

Что касается возможностей получения Россией статуса наблюдателя в Движении неприсоединения, то данный вопрос действительно прорабатывается нами в плотном контакте с Азербайджаном в качестве действующего председателя Движения.

В последние годы у нас сложилось весьма тесное взаимодействие с ДН, прежде всего на «площадке» всемирной Организации. Этому способствует близость или совпадение подходов России и государств-членов Движения по большинству вопросов международной повестки дня. На этом фоне повышение статуса России при ДН представляется логичной инициативой. Очевидно, что ее реализация сопряжена с выполнением ряда организационных и процедурных требований, предусмотренных уставными документами Движения.

Назад к оглавлению

Вопрос: Поздравляем Президента В.В.Путина с успешной миротворческой сделкой между Азербайджаном и Арменией. Можно ли привести это благородство Президента России в разрешении конфликтов Азии, особенно в Кашмире, Йемене, Ираке, Афганистане и Палестине? Я могла бы переформулировать, однако звучит хоть и коряво, но красиво.

Ответ: Благодарим за теплые слова в адрес России за ее вклад в снятие напряженности вокруг Нагорного Карабаха. Выступаем за разрешение этого и других региональных конфликтов политико-дипломатическими средствами путем диалога. Это не просто. Это сопряжено в том числе и с критикой за длительность, возможно, за отсутствие молниеносного прогресса. Но с нашей точки зрения, это единственно возможный путь.

Назад к оглавлению

Вопрос: Российская Федерация совместно проводит военные учения в Пакистане. Эти учения имеют большое значение после недавних учений ШОС, прошедших в России. Как вы оцениваете текущие учения и их влияние на стратегическое сотрудничество России и Пакистана, а также расширение оборонного партнерства в промышленном производстве? В более широком контексте, каковы масштабы морского сотрудничества между Россией и Пакистаном в регионе Индийского океана?

Ответ: Сотрудничаем с Пакистаном в укреплении его контртеррористического потенциала, в том числе посредством проведения совместных учений. Проходящие в настоящее время на территории ИРП российско-пакистанские тактические учения «Дружба», уже пятые с 2016 г., также направлены на отработку взаимодействия при выполнении антитеррористических операций в горных условиях.

Успешно взаимодействуем с Исламабадом на антинаркотическом треке и в вопросе пресечения пиратства в регионе Индийского океана. В актив можно записать совместные учения «Аравийский муссон», состоявшиеся в октябре 2014 г., декабре 2015 г. и ноябре 2018 г.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как Вы относитесь к возможности возвращения США в СВПД и отмены санкций в отношении Ирана?

Ответ: Такой возможности мы не исключаем и никогда не исключали. Напротив, на протяжении двух лет мы настойчиво ставили перед Вашингтоном вопрос о необходимости полного соблюдения его обязательств, вытекающих из Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД) и резолюции СБ ООН 2231. Если американцы готовы встать на путь исправления, то это можно только приветствовать. Когда движение в этом направлении станет реальностью, оно не должно быть обставлено или отягощено дополнительными условиями. Необходимо исключить пересмотр СВПД, не допустить привнесения в процесс его реализации тех аспектов, которые выходят за рамки всеобъемлющих договорённостей 2015 г., и особенно тех, что не имеют отношения к иранской ядерной программе.

Важно сохранить целостность «ядерной сделки» и резолюции СБ ООН 2231. Со стороны Вашингтона потребуется обеспечить полное выполнение всех обязательств, исправив все нарушения, которые они допустили, выйдя в одностороннем порядке из СВПД в мае 2018 г. Это касается и отмены всех односторонних санкций против Ирана.

 

Назад к оглавлению


Дополнительные материалы

  • Видео

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска