16:16

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Гондурас М.Агуэро де Корралес, Москва, 14 октября 2013 года

2010-14-10-2013

 

 

Уважаемые дамы и господа,

Мы рады приветствовать в Москве Министра иностранных дел Республики Гондурас г-жу М.Агуэро де Корралес. Это первый в истории двусторонних отношений официальный визит Министра иностранных дел Гондураса в Российскую Федерацию.

Приветствуем решение Правительства Гондураса об учреждении в Москве постоянного дипломатического представительства, официальная церемония открытия которого состоится сегодня. Видим в этом решении подтверждение настроя руководства Гондураса, Президента этой страны П.Лобо на всестороннее развитие отношений с Российской Федерацией. Этот настрой встречает положительный отклик и с нашей стороны, что подтвердили сегодняшние переговоры, в ходе которых мы обстоятельно обсудили перспективы нашего взаимодействия, договорились об активизации укрепления договорно-правовой базы двусторонних отношений. Прежде всего это касается скорейшего завершения работы над проектом договора об основах отношений Российской Федерации и Республики Гондурас. Условились в ближайшие сроки завершить подготовку проекта межправительственного соглашения о безвизовом режиме (с его подписанием и введением в силу практически весь регион Латинской Америки и Карибского Бассейна будет охвачен режимом безвизовых поездок наших граждан), а также работу над соглашением о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Уделили особое внимание задаче развития торгово-экономических связей. Вместе с г-жой М.Агуэро де Корралес в Москву прибыли министры по финансовым вопросам и по вопросам планирования и внешних связей, а также представители бизнес-сообщества Гондураса. Рассматриваем такой состав делегации как проявление вполне конкретного и решительного настроя наших партнеров придать импульс двусторонним экономическим связям, наметить совместные инвестиционные проекты, диверсифицировать взаимный товарооборот. Это в полной мере отвечает и российским интересам. Хорошей возможностью для установления прямых связей как на государственном уровне, так и по линии деловых кругов могут стать запланированные на завтра переговоры делегации Гондураса в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Представляется, что мы весьма плодотворно создаем рамки для углубления двустороннего взаимодействия.

Отмечу нашу заинтересованность в развитии связей в области образования, науки, культуры, гуманитарного сотрудничества, молодежных обменов. Заинтересованы в продолжении работы по продвижению русского языка в Гондурасе.

Сегодня мы обсудили международную повестку дня, региональные проблемы. Подтвердилась близость наших подходов, в том числе необходимость опоры на принцип верховенства международного права, особенно в современной непростой ситуации в мире, когда формируется новая полицентричная система международных отношений, одним из опорных центров которой становится регион Латинской Америки и Карибского Бассейна. Приветствуем активное и самостоятельное участие стран региона в решении ключевых вопросов дальнейшего развития мира.

Российская Федерации заинтересована в том, чтобы не просто следить за происходящими в Латинской Америке перспективными проектами в области процессов политической и экономической интеграции, но и искать точки соприкосновения, возможности взаимовыгодного сотрудничества с их участниками. Выступаем за расширение связей с государствами региона, включая страны, входящие в Центральноамериканскую интеграционную систему (ЦАИС). Договорились с г-жой Министром, что Гондурас как участник этой системы будет способствовать скорейшему формированию правовых основ для развития отношений между Российской Федерацией и данной субрегиональной структурой.

Признательны Республике Гондурас за активную поддержку развития сотрудничества между Российской Федерацией и Сообществом Государств Латинской Америки и Карибского Бассейна (СЕЛАК). Расширенная тройка данного перспективного объединения посетила Москву в мае с.г., и мы заключили договоренности о продвижении нашего взаимодействия. Повторю, что мы благодарны Гондурасу за готовность содействию максимальной конкретизации сотрудничества России и СЕЛАК.

Хотел бы выразить удовлетворение тем фактом, что г-жа Министр в ходе своего визита в Российскую Федерацию активно общается с представителями российского гражданского общества. Я с интересом посмотрел интервью г-жи М.Агуэро де Корралес программе «Вести недели». Завтра моей коллеге предстоит встреча в РУДН, который окончили многие видные деятели Республики Гондурас.

Признателен г-же Министру за очень хорошие переговоры и рассчитываю на продолжение наших официальных и личных отношений.

Вопрос: Как Россия намерена развивать отношения с Центральноамериканской интеграционной системой?

С.В.Лавров: С открытием Посольства Гондураса в Москве будут представлены все страны Центральной Америки. Россия заинтересована во всестороннем развитии отношений со всеми региональными и субрегиональными структурами Латинской Америки и Карибского Бассейна, среди которых важное место занимает Центральноамериканская интеграционная система. Мы готовим меморандум об основах сотрудничества между Россией и ЦАИС и договорились с г-жой Министром, что Гондурас будет поддерживать скорейшее завершение этой работы. Пути практического сотрудничества мы обсудим на министерской встрече, которую также планируется провести в следующем году либо на полях сессии ГА ООН, либо в самом регионе. Будем рады видеть министров стран, входящих в ЦАИС, и на нашей территории. Планы у нас конкретизированы, главное сейчас - их практическая реализация.

Вопрос: Если позволите, вопрос не по теме. Глава крупнейшей организации, входящей в «Национальную коалицию оппозиционных сил», «Сирийского национального совета» Дж.Сабра заявил, что его организация не будет участвовать в «Женеве-2» и готова выйти из состава коалиции, если кто-либо из ее членов поедет в Женеву. Как Вы можете это прокомментировать?

С.В.Лавров: Сирия всегда по теме, а особенно сейчас. Эта проблема нас всех занимает. В данном вопросе проявляется не только клубок противоречий внутри этой страны, но и глубинные деструктивные процессы всего региона Ближнего Востока и Северной Африки. Если дело пойдет не так, и мирный процесс не материализуется, то последствия будут ощущаться далеко за пределами этого региона. Все это имеет прямое отношение к тому, как мировое сообщество может в современном мире подступаться к урегулированию внутригосударственных конфликтов. Международное право, центральная роль ООН в такой ситуации являются обязательными ориентирами.

Созыв международной конференции «Женева-2» - это российско-американская инициатива, выдвинутая в Москве 7 мая с.г. во время визита главы Госдепартамента США Дж.Керри и подтвержденная на наших последующих встречах, последние из которых состоялись на днях в Индонезии, а затем в Брунее «на полях» саммитов АТЭС и ВАС.

Мы исходим из того, что надо как можно быстрее определить дату созыва конференции поскольку промедление лишь «играет на руку» джихадистам, радикалам, экстремистам, террористическим группам, которые все больше и больше укрепляют свои позиции среди тех, кто с оружием в руках борются с режимом Б.Асада. Есть реальные риски, что именно они возобладают в целом ряде регионов Сирии, где сейчас происходит процесс уничтожения химического оружия.

Угрозы, связанные с укреплением позиций крайне радикальных экстремистских джихадистских элементов, всем понятны. Не будем забывать о тех зверствах, которые чинят эти группировки в отношении христиан и других меньшинств, а также своих единоверцев по исламу, представителей алавитской общины. Данные о том, как они расправляются с женщинами, детьми и в целом с гражданским населением в очередной раз были преданы гласности организацией «Human rights watch». С каждым днем промедление с созывом международной конференции создает дополнительную питательную почву для продолжения этой кровопролитной войны, укрепления позиций самых радикальных экстремистских сил.

Заявление Дж.Сабры, который возглавляет «Сирийский национальный совет», входящей в каком-то виде в коалицию, лишний раз подтверждает, что надо быстрее собирать конференцию. Главным препятствием сейчас является неспособность наших партнеров заставить сирийскую оппозицию, которую они опекают, поехать в Женеву и сесть за стол переговоров с правительством для того, чтобы на основе общего согласия определить пути дальнейшего выхода из кризиса, включая переходный период и те структуры, которые будут на этом этапе руководить подготовкой новой конституции, выборов и т.д.

Наши американские партнеры нас заверяли, что для участия в конференции соберут всех «под зонтиком» «Национальной коалиции». В очередной раз Дж.Керри подтвердил, что они активно над этим работают, и скоро будет результат. Но результата до сих пор нет, а звучат заявления на подобие сделанного Дж.Саброй об отказе ехать в Женеву, угрозы выхода из «Национальной коалиции».

«Национальная коалиция» теряет свои позиции и влияние. От сотрудничества с ней отказывается не только «Национальный сирийский совет», но и другие воюющие группы. Недавно было объявлено, что более 40 таких отрядов вышли из подчинения «Национальной коалиции» и «Свободной сирийской армии» и объединяются в «Армию Ислама» или в «Исламский фронт». Есть сведения о том, что эти процессы активно поддерживаются влиятельными региональными игроками.

Мы давно предупреждали, что на пути к «Женеве-2» будет много препятствий со стороны тех, кто не хочет никакого политического процесса, а хочет лишь создать поводы для возвращения к сценарию нанесения ударов по Сирии с целью смены режима. Эти предостережения становятся очень актуальными, и мы рассчитываем, что наши американские партнеры и другие страны, которые имеют не просто влияние на различные оппозиционные группы, а всячески поощряют их к продолжению борьбы, осознают ответственность за выполнение своей части работы по созыву «Женевы-2». На этом фоне странно слышать высказывания отдельных представителей Госдепа США о том, что «мы все движемся к «Женеве-2», важно лишь, чтобы Россия оказала воздействие на Дамаск». По-русски говоря, это называется «валить с больной головы на здоровую».

Мы оказываем воздействие на Дамаск, и оно дает реальный результат. Это касалось в прошлом и согласия Дамаска принять миссию наблюдателей ЛАГ, которую потом срочно отозвали, потому что она стала объективно докладывать о происходящем в САР. Это касается и того, что мы позитивно воздействовали на Дамаск в отношении плана К.Анана по развертыванию в Сирии наблюдателей ООН, которых оттуда отозвали тоже не по вине Дамаска. Это касается согласия режима Б.Асада на положения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. и его согласия принять на участие в «Женеве-2», что было подтверждено буквально на днях, и направить туда делегацию без каких-либо условий, чего до сих пор не сделала оппозиция.

Публичные оценки Госдепа США о том, что «все будет нормально, лишь бы Россия воздействовала на Дамаск», на фоне множащихся фактов распада оппозиционеров на более мелкие группы, выхода из-под влияния коалиции боевых отрядов, которые провозглашают не борьбу за демократическую Сирию, а борьбу за создание халифата в Сирии и вокруг нее, наверное, могли бы быть чуть более самокритичными.


Documentos adicionales

  • Vídeos

  • Fotografías

Album de fotos

1 из 1 fotos en el album

Album de video

1 из 2 video en album

Documentos adicionales

  • Vídeos

  • Fotografías

Album de fotos

1 из 1 fotos en el album

Album de video

1 из 2 video en album

Fechas incorrectas
Criterios adicionales de búsqueda