Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Действующим председателем ОБСЕ, Министром иностранных дел Швеции А.Линде по итогам переговоров, Москва, 19 ноября 2021 года
Уважаемые дамы и господа,
Мы рассмотрели наше взаимодействие в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, где сейчас г-жа А.Линде является Действующим председателем. Приветствовали настрой Швеции в этом качестве на то, чтобы регулярно «сверять часы» по проблематике ОБСЕ. С момента нашей февральской встречи, когда г-жа министр была здесь с первым визитом в качестве руководителя ОБСЕ ситуация на пространстве Организации лучше не стала, проблем не убавилось. Признаем, что положение дел характеризуется углубляющимся кризисом доверия между государствами-участниками и характеризуется преобладанием конфронтационной логики над конструктивным диалогом и сотрудничеством, ради чего собственно ОБСЕ и создавалась.
Подчеркнули, что попытки использовать ОБСЕ для вмешательства во внутренние дела – это весьма опасный путь. Они должны пресекаться. В силу широкого географического охвата, всеобъемлющего подхода к безопасности и правил консенсуса Организация способна действительно играть значимую роль в поиске коллективных ответов на общие вызовы и угрозы. Чтобы этот важный объединительный потенциал был раскрыт, ОБСЕ должна повысить эффективность работы своих институтов, своих полевых присутствий, выправить определенные географические и тематические диспропорции в ее деятельности. Мыслительный процесс на эту тему в Вене уже начат. Обменялись мнениями о том, как повышать эффективность ОБСЕ. Россия уже много лет вместе со своими союзниками и партнерами продвигает целый пакет конкретных предложений о реформе этой Организации, чтобы она в полной мере оправдывала свой межправительственный характер.
В фокусе внимания была роль ОБСЕ в урегулировании украинского кризиса. Нами подчеркнута безальтернативность полного последовательного всестороннего выполнения минского «Комплекса мер». Исходим из того, что Действующее председательство, в том числе через своего Специального представителя на Украине и в Контактной группе, должно содействовать прямому диалогу сторон конфликта: Киева, Донецка и Луганска. Этого и требуют Минские договоренности, где черным по белому записана необходимость согласовывать, находить договоренности между Киевом, Донецком и Луганском по таким вопросам, как особый статус этих территорий, проведение выборов и многое другое. Ожидаем, что в работе Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ будет обеспечиваться беспристрастность при наблюдении за ситуацией на всей территории Украины, где положение дел с правами человека, особенно с языковыми, образовательными правами национальных меньшинств весьма печально. Призываем соответствующие международные организации добиваться отмены дискриминационных решений, но Киев продолжает упрямо гнуть свою линию. Не наблюдаем серьезного стремления наших западных коллег пресечь эти грубейшие нарушения и украинской конституции, и многочисленных обязательств Киева по международным и европейским конвенциям. Специальная мониторинговая миссия должна напрямую работать с Донецком и Луганском, без чего невозможно обеспечить необходимый вес и авторитет международных наблюдателей в глазах населения республик, а также выполнение Минских договоренностей. Заинтересованы в том, чтобы на Совете министров иностранных дел ОБСЕ в Стокгольме, который состоится 2-3 декабря 2021 г., мы смогли бы констатировать успешное проведение этого мероприятия.
Обсудили коротко те проекты решений, которые шведское председательство распространило и над которыми сейчас идет работа. Россия внесла свой вклад в «копилку» проектов итоговых документов министерского заседания. Мы подготовили проект декларации по противодействию использованию террористами сети Интернет. Хотим, чтобы все решения заседания Совета министров иностранных дел в Стокгольме помогали объединять страны-участницы для ответа на общие для всех без исключения вызовы.
Рассмотрели вопросы российско-шведских отношений. Несмотря на известные естественные противоречия, у нас есть общее понимание, что существуют хорошие возможности для сотрудничества на тех направлениях, где у нас наблюдается взаимный интерес - это торговля, экономика, инвестиции, экология, культурно-гуманитарные проекты, здравоохранение, социальное обеспечение.
Высоко оценили возобновление деятельности после восьмилетнего перерыва совместного Российско-Шведского наблюдательного межправительственного комитета по торговле и экономическому сотрудничеству. Месяц назад в Стокгольме состоялась его очередная сессия, где были намечены пути дальнейшей работы на этом направлении.
Сохраняются определенные проблемы с деятельностью наших компаний в Швеции. Мы об этом говорили с г-жой Министром в прошлый раз. Будем надеяться, что в рамках Межправительственного комитета эти вопросы будут сниматься. Всячески стараемся обеспечивать благоприятные условия для работы шведского бизнеса в нашей стране.
У нас предстоит важное мероприятие, имею в виду проведение в следующем году в Швеции, а также Дании и Норвегии культурного фестиваля «Русские сезоны». Надеемся, что он будет способствовать сближению наших гражданских обществ, наших народов в целом.
Существут «поле» для сотрудничества в регионе Балтийского моря, на севере Европы. Здесь тоже накапливается напряженность, в том числе в связи с нарастающей активностью НАТО в непосредственной близости от российских границ. Мы за то, чтобы те форматы сотрудничества, которые сложились на севере, использовались для продвижения общей повестки дня, в том числе имею в виду наше председательство в Арктическом совете на текущие два года, где у нас со Швецией, с другими странами, входящими в эту структуру, налажено прагматичное и полезное взаимодействие.
Не раз уже предлагали нашим шведским коллегам принять меры для того, чтобы содействовать налаживанию диалога по проблематике региональной стабильности и безопасности в Балтийском регионе. Наше предложение заключается в том, чтобы вернуться к тому формату, который на каком-то этапе был задействован – это пять североевропейских стран, три страны Прибалтики и Российская Федерация («5+3+1»).
Считаю, что мы полезно поговорили и продолжим еще нашу беседу за рабочим ланчем.
Вопрос (перевод с английского): Готова ли Россия сделать со своей стороны что-то для того, чтобы исправить «печальные» отношения с западными демократиями? Если отношения останутся в этом же плачевном состоянии, то беспокоится ли Россия по этому поводу?
С.В.Лавров: Это уже стало такой традицией наших западных коллег. Видите, это уже внедряется в мысли и в самовосприятие таких всегда нейтральных, умеренных стран как Швеция, и этот менталитет проникает в умы представителей СМИ. Когда вы так требовательно спрашиваете, что Россия собирается делать для того, чтобы понравиться западным демократиям – это же неприлично. Это полностью подрывает все те основы, на которых «зиждется» та самая ОБСЕ, которую сегодня представляет г-жа А.Линде и те основы, на которых строится вся современная архитектура международных отношений, созданная после победы над нацизмом во Второй мировой войне. Сейчас она имеет вид ООН, все ценности, которой изложены в её Уставе. Если вы посмотрите этот Устав, там четко сказано, что главным принципом является суверенное равенство государств. Никто не может рассматривать другие страны в качестве «хороших» или «плохих», или заслуживающих остракизма. Международное право требует уважения всех без исключения стран. Не буду подробно рассказывать, почему помимо этих международно-правовых аргументов западные демократии не могут и не имеют права по факту происходящих событий всем заявлять о своём превосходстве. Мы проходили уже периоды, когда некоторые западные демократии приходили через абсолютно демократические выборы к ситуации, когда страна превращалась в монстра, угрожавшего своей человеконенавической идеологией и применявшего её на практике. Искренне призываю уважать и историю своей страны, и современные реалии.
Открыты к диалогу с нашим западными коллегами. Об этом вчера подробно говорил Президент В.В.Путин на расширенном заседании Коллегии МИД Российской Федерации. Не будем закрывать глаза на грубейшие провокации, которые повседневно наблюдаем со стороны членов НАТО и, всё чаще, со стороны ЕС в его попытке подыгрывать милитаристам на Украине, организовывать учебно-тренировочные военные миссии для украинцев, готовить украинскую армию к тем самым действиям, которыми она постоянно угрожает, заявляя, что возьмёт силой Донбасс, не желая выполнять Минские договорённости, посягать на российский Крым. Вся эта воинственная риторика и военные приготовления на Украине никоим образом не встречают никакой принципиальной оценки со стороны Запада.
Видим, что происходит. Уверяю, что никогда не позволим, чтобы наши законные национальные интересы были каким-либо образом ущемлены. У нас есть всё, чтобы это обеспечить. Если говорить о том, как отношения России с Западом будут складываться, то у нас есть Устав ООН, ОБСЕ, в которой все должны достигать баланса интересов, а не покорно соглашаться с тем, что Запад диктует. К Швеции с её нейтральными традициями, которые пытаются всячески подорвать, и к Финляндии сейчас много внимания: вовлекают их в учения в рамках НАТО, в том числе в учении с «легендой», прямо направленной против Российской Федерации.
Надеюсь, что старые, добрые традиции нашего хорошего соседа возобладают. Швеция будет играть роль страны, которая продвигает консенсус согласий и объединительную повестку дня, а не мыслит категориями: почему Россия непослушна в отношении демократическому Запада.
Мы всегда открыты к диалогу, но исключительно на равноправной взаимоуважительной основе и поиску баланса интересов.
Вопрос: Не может ли произошедшая на днях эскалация между Азербайджаном и Арменией повлиять на урегулирование мирного процесса? Что в принципе движениям на пути к разблокированию транспортно-экономических связей и делимитации? Недавно стороны заявляли о готовности двигаться в этом направлении, в том числе, чуть не подписать мирное соглашение. В Кремле говоря о трехсторонней встречи, заявили, что для консенсуса и для встречи нужно согласие трёх сторон, т.е. получается, что консенсуса нет?
С.В.Лавров: Отвечу коротко. Вы сказали, что комментарий Кремля по поводу возможной предстоящей трёхсторонней встречи заключался в том, что для встречи нужен консенсус. Могу только подтвердить, что для того, чтобы был консенсус, нужно, чтобы все те, кто собирается встречаться, согласились с этим. Уверен, что такая встреча состоится.