12:18

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ В.А.ЧИЖОВА НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ» В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИИ, 21 АПРЕЛЯ 2003 ГОДА

962-22-04-2003

На протяжении послевоенного периода североевропейский регион оставался зоной пониженной напряжённости. Финляндия поддерживала особые отношения с СССР, Швеция проводила политику нейтралитета, Дания и Норвегия, хотя и участвовали в НАТО, не размещали на своей территории иностранные войска и ядерное оружие, а Исландия не имела и по-прежнему не имеет собственных вооружённых сил.

Очевидно, что и в нынешних условиях максимально полное раскрытие наработанного потенциала сотрудничества отвечает задаче формирования пояса добрососедства по периметру границ России. Наряду с фактором географической близости, резервы взаимодействия определяются созвучностью понимания угроз и вызовов нового поколения, подходов к их нейтрализации. Приоритеты на среднесрочную перспективу - сохранение военно-политической стабильности и разворот сотрудничества в плоскость содействия социально-экономическому развитию российского Северо-Запада.

В числе значимых для нас факторов военно-политического развития на Севере Европы - намечающийся отход Финляндии, а в перспективе, возможно, и Швеции от нынешней политики военного неприсоединения. После вступления в ЕС они уже не определяют свой внешнеполитический курс как нейтралитет. В основе - не столько соображения безопасности, сколько стремление расширить возможности участия в формировании европейской политики. Причём, в отличие, например, от Австрии свобода манёвра Финляндии и Швеции в определении национальной политики безопасности не имеет международно-правовых ограничений.

Не может не вызывать беспокойства и отказ Норвегии от существовавших до 1995 года добровольных ограничений на участие иностранных вооруженных сил в маневрах, заходы иностранных военных кораблей и полёты военной авиации государств НАТО восточнее 24 меридиана, т.е. в непосредственной близости от российской границы.

Также вблизи границы действует многофункциональная РЛС обнаружения и разведки пусков баллистических ракет «Хэв Стэйр» (норвежское название - «Глобус-2»), способная контролировать территорию площадью свыше 35 тыс. кв. км. По мнению наших специалистов, в планах НПРО США ей отводится роль «контролёра» за военной деятельностью на российском Севере. Норвежцы же убеждают нас, что её основное предназначение — слежение за космосом. Неоднократно ставили вопрос о возможности совместного посещения станции, в т.ч. парламентариями двух стран, однако получали отказ. Не менее чувствительна для нас перспектива модернизации американской РЛС в Туле на Гренландии и её использования наряду с британским радаром в Файлингдэйлз в американских планах создания национальной ПРО.

Возможность воздействия на динамику военно-политической ситуации в регионе посредством военно-технического сотрудничества сведена к минимуму. Поставки наших вооружений в Финляндию, обеспечивавшие в 70-е - 80-е годы до 30 % потребностей её Оборонительных сил, последние 10 лет неизменно сокращались. Вслед за другими северянами финны перешли в военном строительстве на натовские стандарты. В результате неоднократных обращений Президента В.В.Путина и Председателя Правительства М.М.Касьянова к финскому руководству в пользу возобновления военно-технического сотрудничества условлено предусмотреть конверсию части российского долга Финляндии на сумму 10 млн.евро поставками специмущества (общий долг России Финляндии составляет порядка 550 млн.евро).

В целом успешно развиваются внешнеэкономические связи России с Северными странами. Финляндия неизменно входит в десятку наших крупнейших торговых партнёров, Швеция - в первой десятке иностранных инвесторов. Вместе с тем основу российского экспорта традиционно составляют сырьевые товары, прежде всего энергоносители. Поправить положение призвано создание на территории России высокотехнологичных экспортных производств с участием североевропейского капитала. Отсюда - актуальность изучения имеющейся правовой базы на предмет соответствия новым реалиям, особенно в части обеспечения бесперебойного перемещения товаров через границу.

По линии Минэкономразвития России ведутся переговоры о заключении с Финляндией соглашения нового поколения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Исходим из того, что этот документ может стать типовым для отношений России с другими странами Северной Европы, Евросоюза.

Одна из наиболее перспективных сфер приложения совместных усилий - обеспечение энергетической безопасности Европы. В числе наших стратегических интересов в регионе - строительство североевропейской ветки газопровода из России по дну Балтийского моря в Германию с последующим выходом на рынки Нидерландов и Великобритании. Проекту обеспечена политическая поддержка со стороны государственного руководства Финляндии, в ЕС присвоен статус панъевропейской сети.

Россия и Норвегия - крупнейшие европейские производители и экспортёры нефти и газа. Однако норвежский газ обходится европейцам дороже российского. К тому же, по оценке специалистов, его запасов осталось на 20-25 лет. У нас же только Штокмановское месторождение в Баренцевом море способно обеспечить потребности Европы в газе на долгосрочную перспективу. Отсюда - заинтересованность норвежцев в подключении к эксплуатации месторождений в России (Штокмановское, Тимано-Печорское, Харьягинское и Приразломное месторождения, нефтегазовые проекты Сахалина).

Неотъемлемый элемент российско-норвежского взаимодействия - совместное управление биоресурсами Баренцева моря. Сотрудничество в области рыболовства имеет в целом устойчивый и взаимовыгодный характер. Вместе с тем, длительные сроки рассмотрения заявок на проведение научных экспедиций в российскую экономическую зону, жёсткая регламентация маршрута следования, сужение районов исследований, требование о присутствии на борту судов военных наблюдателей затрудняют выполнение совместных программ рыбохозяйственных исследований. По поручению Президента России в настоящее время изучается возможность на основе взаимности сократить сроки рассмотрения заявок на такие исследования, упростить их процедуру.

Основным проблемным вопросом российско-норвежских отношений остаётся разграничение континентального шельфа и экономических зон в Баренцевом море. Площадь спорного района - 178,1 тыс. кв.км. Переговоры ведутся в закрытом режиме с 1970 г. За это время в значительной мере удалось сблизить позиции. На этой основе достигнута договорённость о возможной линии разграничения в северной и центральной частях спорного района, т.е. о распределении 3/4 его площади. Остаётся несогласованной центральная часть южного участка - наиболее перспективного в ресурсном отношении, существенного в плане рыбных запасов и чувствительного с военной точки зрения. С учётом этого добились согласия норвежцев на продолжение переговоров на основе комплексного подхода, учитывающего все виды деятельности в районе разграничения.

Решительно противодействуем попыткам путём изменения природоохранного законодательства Норвегии подменить предусмотренный Парижским договором 1920 года уведомительный порядок деятельности на Шпицбергене разрешительным. В то же время, видимо, пора задуматься о диверсификации замыкающегося главным образом на угледобычу нашего присутствия на архипелаге за счёт развития научных исследований, туризма (норвежцы приветствовали бы это).

Важнейшие направления международного сотрудничества по обеспечению экологической безопасности Севера - укрепление радиационной безопасности и защита морской среды региона Балтийского моря. С Норвегией в 1998 года заключено соглашение о сотрудничестве в связи с утилизацией российских атомных подводных лодок. Последний из проектов в его рамках, над которым сейчас ведётся работа - норвежское финансирование утилизации двух многоцелевых АПЛ Северного Флота. Норвежцы координируют со стороны западных доноров работу по заключению соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе для Российской Федерации (МНЭПР), подписание которого предварительно планируется на 21 мая 2003 года в Стокгольме (если будут сняты препятствия, созданные в последний момент американцами). Норвегией также выделен безвозмездный грант на реконструкцию комбината «Печенганикель» в Мурманской области с целью сокращения выбросов в атмосферу двуокиси серы. Финляндия оказывает содействие в совершенствовании систем безопасности и природоохранного мониторинга российских АЭС в Ленинградской области и на Кольском полуострове.

Россия тесно взаимодействует с соседями по региону в рамках Комиссии по защите морской среды региона Балтийского моря. Финляндия, Швеция и Дания участвуют в финансировании строительства в Санкт-Петербурге и Калининграде водоочистных сооружений. Благодаря взаимодействию с Хельсинки и Стокгольмом удалось привлечь Европейский инвестиционный банк к реализации, хотя пока на разовой основе, природоохранных проектов в нашей стране. Работаем над тем, чтобы распространить финансирование ЕИБ и на другие инфраструктурные проекты в северо-западных регионах России.

В рамках российско-финляндского политического диалога одобрена идея конверсии части нашего долга финнам в объёме 43 млн. долларов в природоохранные проекты на территории России.

Северяне, прежде всего финны и шведы, обеспокоены планами наращивания экспорта российской нефти через наши порты на Балтике, усматривают в этом экологическую угрозу для всего балтийского бассейна, пытаются стимулировать Евросоюз и американцев к оказанию воздействия на Россию в пользу прокладки «более безопасных» маршрутов. Другой их приоритет - закрыть Балтику для однокорпусных танкеров, унифицировать на основе есовских стандартов жёсткие нормы определения ледового класса кораблей, продвинуть инициативу объявления Балтики «особо чувствительной экологической зоной». За такими настроениями - как понятные опасения экологов, так и вполне конкретные интересы скандинавского бизнеса, ревниво относящегося к наращиванию Россией собственного потенциала энергоэкспорта. Есть и сугубо политическая подоплека - лоббирование интересов своих протеже из числа прибалтов. Характерный пример - недавняя шумиха в Финляндии вокруг "опасности зимней транспортировки нефти сквозь льды Финского залива" из российского Приморска в то время, когда, дескать, незамерзающий латвийский Вентспилс простаивает.

Однако наша последовательная позиция в пользу поиска решения на многосторонней основе в рамках Международной морской организации и Конвенции по морскому праву, а также распространения положительного природоохранного опыта Приморска на другие нефтеналивные порты Балтийского моря позволила предотвратить введение односторонних ограничений судоходства.

В последнее десятилетие существенной составляющей отношений со странами Северной Европы стали прямые контакты российских регионов. Видим свою задачу с одной стороны, в создании для них благоприятных условий, с другой - в более широком привлечении потенциала регионов к решению общегосударственных внешнеполитических задач. В этом плане крайне важно образование при МИД России Совета глав субъектов Федерации.

Наибольшее развитие получило взаимодействие по линии регионов с Финляндией. В соответствии с межправительственным Соглашением 1992 года её непосредственными партнёрами являются Санкт-Петербург, Ленинградская и Мурманская области. Республика Карелия. К настоящему времени с их участием осуществлено более 400 проектов, в стадии реализации - ещё примерно 200. Вместе с тем формат взаимодействия субъекты Федерации - сопредельное государство возможен только на достаточно высоком уровне межгосударственных отношений. В Норвегии и Швеции партнёрами наших северо-западных регионов выступают северные губернии.

Действенным инструментом комплексного решения проблем Севера Европы, включая Северо-Запад России, способна стать политика «Северного измерения» Евросоюза. К сожалению, её эффективность пока незначительна. Большинство записанных в актив «Северного измерения» проектов либо были бы реализованы и без него, либо не являлись приоритетными для российского Северо-Запада. Серьёзным недостатком «измерения» остаётся отсутствие должной финансовой и управленческой базы. Прямо говорим об этом партнёрам по ЕС, настаиваем на учёте ими российских приоритетов при разработке нового Плана действий «Северного измерения» на 2004-2006 гг., предлагаем строить работу на основе коллективного партнёрства. Определённые подвижки уже есть.

Заметный вклад в сохранение пониженной напряжённости на Севере Европы, расширение взаимовыгодного взаимодействия вносят региональные организации - Совет государств Балтийского моря. Совет Баренцева/Евроарктического региона, Арктический совет.

Председательство России в Совете государств Балтийского моря в 2001 - 2002 гг. дало дополнительные возможности для продвижения российских интересов, прежде всего, в плане жизнеобеспечения Калининградской области, в целом для укрепления активной роли России в обеспечении здесь стабильности и добрососедства.

В числе наших приоритетных задач в СГБМ - развитие и совершенствование торгово-экономического сотрудничества, привлечение иностранного капитала в российскую экономику. Реальному продвижению в их решении будет способствовать реализация принятых на Конференции министров экономического развития и торговли 20 марта 2002 года в Москве плана действий, предусматривающего упрощение процедуры перемещения товаров через границу, обеспечение защиты интеллектуальной собственности, создание благоприятных условий для бизнеса, унификацию стандартов,

Последовательно используем формат СГБМ в плане продвижения наших подходов к обеспечению прав человека, прежде всего, прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Новые возможности в этой связи открывают начавшиеся в 2002 г. контакты по линии СГБМ - Совет Европы.

По инициативе России одним из важных направлений работы в рамках СГБМ стали вопросы борьбы с международным терроризмом. Сфера деятельности Специальной группы личных представителей премьер-министров государств Балтийского моря по борьбе с организованной преступностью распространена на проблематику отмывания доходов, полученных преступным путём.

Лейтмотивом российского участия в деятельности Совета Баренцева/Евроарктического региона является совершенствование условий для расширения торгово-экономических связей, внедрения энергосберегающих технологий, улучшения пограничной и таможенной инфраструктуры, развития транспортных и коммуникационных систем, сохранения самобытной культуры народов российского Севера. Такая линия получила существенное развитие на юбилейной встрече глав правительств стран-членов СБЕР в Киркенесе в январе 2003 года, приуроченной к 10-летию создания этой организации.

В числе важных начинаний последнего времени - создание консультативного совета по бизнесу, проекты сотрудничества в чрезвычайных ситуациях.

В рамках Арктического Совета Россия акцентирует внимание на необходимости принятия программ, которые бы способствовали устойчивому развитию, охране окружающей среды, обеспечению жизнедеятельности коренных народов Севера.

В настоящее время проводится межведомственное согласование вопроса о выдвижении кандидатуры России на пост председателя Арктического совета в 2004-2006 гг. Уверен, что положительное решение позволит более эффективно продвигать и обеспечивать российские интересы по международному сотрудничеству в Арктике.

Опыт международного сотрудничества на Севере Европы в последние годы подтверждает важность чёткой координации работы всех структур федеральной власти - гражданских и военных, руководства регионов, муниципальных образований в целях комплексного обеспечения российских национальных интересов.

  • Общие сведения

    Загранучреждения МИД РФ

    Финляндия

    Посольство России в Финляндии (Хельсинки)

    Адрес :

    Tehtaankatu 1B, 00140 Helsinki

    Посол - КУЗНЕЦОВ Павел Маратович

    Советник-посланник - АНИСИМОВ Леонид Владимирович

    Телефон :

    +358 9 66-18-76

    Горячая линия :

    +358 50 476 83 28

    Факс

    +358 9 66-10-06

    E-mail

    rusembassy.finland@mid.ru

    Web

    https://helsinki.mid.ru

    Twitter 

    Facebook 

    Telegram 

    Вконтакте 

    Финляндия

    Консульский отдел Посольства России в Финляндии

    Адрес :

    Tehtaankatu 1D, 00140 Helsinki

    Заведующий консульским отделом - ИВАНОВ Юрий Викторович

    Телефон :

    +358 9 612-30-25

    Факс

    +358 9 698-13-05

    E-mail

    consdep@mail.ru

    Web

    https://helsinki.kdmid.ru/

    Финляндия

    Консульство России на Аландских островах (Мариехамн)

    Адрес :

    Norra Esplanadgatan 11, 22100, Mariehamn

    Консул - РОГОВ Александр Юрьевич

    Телефон :

    +358 18 195-24

    Факс

    +358 18 195-23

    E-mail

    rusconsulat.aland@aland.net

    Web

    https://konsaland.mid.ru

    Facebook 

    Instagram 

    Горячая линия

    phone
    • +358 50 476 83 28
    Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

    Представительства в РФ

    Финляндия

    Посольство Финляндской Республики в России (Москва)

    Адрес:

    г. Москва, Кропоткинский пер., 15/17

    Телефон:

    +7 495 787-41-74

    Факс

    +7 499 246-25-20

    E-mail

    sanomat.mos@formin.fi

    Web

    https://finlandabroad.fi/web/rus/posolstvo

    Фоторепортаж

    • Финляндия
    • Финляндия
    • Финляндия
    • Финляндия
    • Финляндия