(по состоянию на 23 декабря 2021 года)

 

Как государство-продолжатель СССР Российская Федерация является одним из инициаторов «хельсинкского процесса», разработчиков Заключительного акта 1975 г. и основателей СБСЕ/ОБСЕ.

Россия заинтересована в укреплении роли и авторитета ОБСЕ, повышении ее востребованности в международных и европейских делах. Такой подход закреплен в Концепции внешней политики, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2016 г.

К основным приоритетам России в ОБСЕ относятся следующие ключевые темы:

- соблюдение принципа неделимости безопасности, выполнение всеми государствами-участниками обязательства не укреплять свою безопасность за счет других;

- борьба с транснациональными угрозами, включая терроризм, незаконный оборот наркотиков, организованную преступность, укрепление безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий;

- сопряжение интеграционных процессов, использование площадки ОБСЕ для налаживания диалога между различными интеграционными объединениями;

- защита языковых, образовательных и религиозных прав соотечественников, защита традиционных ценностей и прав детей, противодействие неонацизму и агрессивному национализму, попыткам фальсификации истории, дискриминации христиан и мусульман;

- реформа ОБСЕ в целях исправления географического и функционального дисбалансов в ее работе, принятие Устава ОБСЕ, правил работы исполнительных структур, упорядочение системы наблюдения за выборами, установление порядка и прозрачности в финансовой, кадровой и проектной деятельности.

По этим и другим вопросам Российская Федерация регулярно выдвигает проекты министерских решений и парламентских резолюций ОБСЕ. По инициативе России принимались решения Совета министров иностранных дел и Постоянного совета Организации, резолюции Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ по борьбе с терроризмом и наркотрафиком, проблематике выборов и реформе ОБСЕ.

При штаб-квартире ОБСЕ в Вене действует Постоянное представительство Российской Федерации. Постпред - А.К.Лукашевич.

В Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности – директивном органе, занимающемся военными вопросами, – Россию представляет Делегация на переговорах по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями. Руководитель – К.Ю.Гаврилов.

Россия активно участвует в ПА ОБСЕ. Российская делегация включает 5 членов Совета Федерации и 10 депутатов Государственной Думы. Глава – заместитель Председателя Госдумы П.О.Толстой. По российской инициативе Ассамблея приняла следующие резолюции: об установке видеокамер на гражданских воздушных судах и доступе парламентариев на мероприятия ОБСЕ в 2016 г., о борьбе с терроризмом и противодействии христиано- и исламофобии в 2017 г., а также по сопряжению интеграционных процессов в регионе ОБСЕ в 2018 г. В 2020 г. в связи с распространением коронавирусной инфекции были отменены ежегодная и летняя сессия, зимняя сессия прошла в режиме видеоконференции. Сессии ПА ОБСЕ в 2021 г. также проводились в онлайн-формате.

В России реализуется несколько проектов ОБСЕ в правоохранительной сфере. С 2008 г. на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России в г.Домодедово ежегодно обучаются наркополицейские из Афганистана. С 2016 г. сербские наркополицейские проходят подготовку в Северо-Западном институте повышения квалификации ФНС России в Санкт- Петербурге. С 2018 г. обучение полицейских из Сербии по проблематике борьбы с киберпреступностью осуществляется также на базе Воронежского института МВД России. 4-15 ноября 2019 г. для сотрудников правоохранительных органов Туркмении под эгидой ОБСЕ проведены курсы в Сибирском юридическом институте МВД России (г.Красноярск). Для слушателей МВД Узбекистана были организованы курсы по антинаркотической проблематике (в Сибирском юридическом институте МВД России 9-20 декабря 2019 г.), а также по поиску и обнаружению оружия и взрывчатых веществ (в Ростовской школе служебно-розыскного собаководства 3-22 февраля 2020 г.). Обучение иностранных слушателей было приостановлено до конца 2021 г. из-за пандемии коронавируса.

Российская Федерация – в рамках или наряду с ОБСЕ – участвует в переговорных форматах по урегулированию ряда региональных конфликтов:

- вместе с США и Францией Россия сопредседательствует в Минской группе ОБСЕ по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе;

- в формате «5+2» по приднестровскому урегулированию Россия выступает гарантом и посредником мирного процесса;

- совместно с ОБСЕ российские представители содействовали прямому диалогу между Киевом и Донбассом в Контактной группе по урегулированию конфликта на востоке Украины. С июля 2014 г. по сентябрь 2021 г. на территории России работала Группа наблюдателей ОБСЕ на погранпереходах «Донецк» и «Гуково» российско-украинской границы;

- Россия также участвует в Женевских дискуссиях по безопасности и стабильности в Закавказье, содействуя вместе с ОБСЕ диалогу между Грузией, Абхазией и Южной Осетией.

МИД России ведет целенаправленную работу по продвижению россиян на значимые позиции в институтах и миссиях ОБСЕ. В настоящий момент в структурах Организации работают 57 россиян, из них 13 - в Секретариате, 6 - в гуманитарных институтах и 38 - в полевых присутствиях в Центральной Азии, на Западных Балканах, а также в Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине (в составе наблюдателей СММ - 29 представителей от МВД России).

Ежегодный взнос России в ОБСЕ составляет около 7,7 млн евро. Из них более 5,5 млн евро составляют выплаты в Сводный бюджет ОБСЕ (около 138,2 млн евро) и более 2 млн евро идет на финансирование СММ ОБСЕ на Украине (бюджет – 108,9 млн евро). Эти расчеты формируются на основе действующих в ОБСЕ шкал взносов, в соответствии с которыми доля России составляет 6% на финансирование Секретариата и институтов ОБСЕ и 2,5% – на финансирование ее полевых миссий.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ

Внешнеполитическое досье