16:39

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Республики Армения А.С.Мирзояном по итогам переговоров, Ереван, 21 мая 2025 года

836-21-05-2025

Уважаемый Арарат Самвелович,

Уважаемые коллеги,

Хотел бы ещё раз поблагодарить армянских друзей за радушный прием и гостеприимство.

Наши переговоры проходят в соответствии с договорённостями Президента России В.В.Путина и Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна, которые осенью 2024 г. договорились восстановить ритмичность контактов по всем направлениям.

Министерство иностранных дел в соответствии с этой договорённостью наших лидеров проводит уже вторую в этом году встречу министров иностранных дел. Между январской встречей и сегодняшним визитом состоялись консультации по линии наших заместителей. Запланированы дальнейшие контакты на разных уровнях между внешнеполитическими ведомствами, о чем сегодня мы подписали План консультаций.

Пользуясь случаем, хотел бы еще раз поблагодарить наших армянских друзей и лично Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна за участие на высшем уровне в мероприятиях в Москве по случаю Дня Победы и за то, что в Армении, как и в Российской Федерации свято чтят и берегут память о Великой Победе.

Здесь состоялось масштабное шествие «Бессмертного полка», акция «Сад памяти», десятки других мероприятий, включая тематические концерты, которые посвящены юбилею Победы.

Сегодня начали наш визит с возложения венка к Вечному огню у монумента «Мать Армения». Это лишний раз подчеркивает наше общее отношение к завоеваниям свободы, независимости, справедливости, благодаря усилиям наших героических предков.

Подробно рассмотрели реализацию договоренностей, которые были достигнуты на высшем уровне, включая такие направления, как торгово-экономическое сотрудничество по вопросам безопасности и расширение взаимного дипломатического присутствия, в частности, открытие Генерального консульства России в Капане. Ведётся подготовительная работа.

Мы заинтересованы во всемерном развитии побратимских связей между городами, муниципалитетами и между российскими регионами и регионами Армении. Как сказал А.С.Мирзоян, готовится очередной межрегиональный форум. Это будет дополнительно консолидировать тот материальный фундамент, который лежит в основе наших союзнических отношений, отношений стратегического партнерства.

Благодаря усилиям на этом направлении мы констатировали рекордные показатели товарооборота, который в 2024 г. достиг впечатляющих результатов. Его объем составил 11,6 млрд долл. Это свыше трети всего внешнеторгового оборота Армении. Россия остается первым торговым и инвестиционным партнером республики.

Особо отметили, что 96% двусторонней торговли осуществляется в национальных валютах – рублях и драмах. Российские экономические операторы традиционно выступают в качестве ключевых налогоплательщиков и работодателей в Армении, реализуют социально значимые проекты.

Мы приветствовали усилия армянских властей по обеспечению законных интересов российских деловых кругов, инвестирующих в республику. Уверены, что это будет способствовать дальнейшему притоку отечественных инвестиций в такие важные для экономики Армении сферы, как сельское хозяйство, энергетика, горнорудная промышленность, транспорт и логистика.

Высоко оцениваем деятельность российско-армянской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Она работает ритмично. Её  23-е заседание состоялось в Москве 20 декабря 2024 г. Отрадно, что энергично заработал Российско-Армянский деловой совет, объединяющий десятки компаний наших стран. Отметили востребованность практики регулярных визитов деловых миссий российских регионов в Республику Армения.

Продвигаются связи между законодателями. Как сообщил наш коллега А.С.Мирзоян, готовится визит Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Республику Армения. Достаточно активно работает двусторонняя Межпарламентская комиссия по сотрудничеству.

Обменялись мнениями относительно взаимодействия по линии наших общих интеграционных объединений, в первую очередь в рамках ЕАЭС. Наши оценки совпадают. Участие в Союзе является залогом устойчивого роста экономики и благосостояния наших граждан.

Обсудили сотрудничество в сфере безопасности. Мы – союзники. В этом году исполняется 30 лет со дня создания в Армении российской военной базы, которая является важным компонентом обеспечения интересов безопасности страны. Мы – за тесные контакты на регулярной основе между нашими военными, правоохранительными органами, службами безопасности. Всё это должно опираться на богатый опыт, наработанный за предыдущие годы. Заинтересованы в активном участии Армении в ОДКБ.

Говорили и о том, чтобы содействовать объективному освещению в средствах массовой информации того, что происходит в России и в Армении, позиции наших стран по международным и региональным вопросам.

В Плане консультаций, который мы сегодня подписали, предусмотрен специальный разговор по линии мидовских структур, отвечающих за информационную работу.

При обсуждении международных и региональных проблем особое внимание уделили ситуации в нашем общем регионе – регионе Южного Кавказа. Убеждены, что возникающие здесь вопросы должны решаться прежде всего расположенными здесь государствами и ближайшими соседями.

Не имеем ничего против того, чтобы внерегиональные страны, как предусмотрено в действующей мировой практике, развивали свои отношения с расположенными здесь странами при понимании, что такое взаимодействие не будет направлено на создание напряженности в регионе, на игнорирование интересов расположенных здесь стран в угоду геополитическим играм, что нигде никогда ни к чему хорошему не приводило. Наша позиция – открытость к сотрудничеству со всеми, кто готов это делать по-честному, без скрытых повесток дня.

В русле нашего подхода мы подтвердили готовность России и далее содействовать Еревану и Баку двигаться к достижению полноценного мира и согласия посредством заключения мирного договора, повсеместного разблокирования экономических и транспортных коммуникаций, делимитации и демаркации государственной границы. Прочной основой этих процессов является комплекс трехсторонних российско-армяно-азербайджанских договоренностей на высшем уровне 2020-2022 гг. (1,2,3,4).

Дополнительно видим немалый потенциал в развитии формата Платформы регионального сотрудничества «3+3». Три страны Южного Кавказа и их ближайшие непосредственные соседи – Россия, Иран и Турция. Уже состоялись две министерские встречи в Тегеране и Стамбуле. Сейчас обсуждаем проведение третьего министерского форума. По итогам контактов в Тегеране и Стамбуле имеем возможность испытывать определенный оптимизм в отношении будущего этой площадки. Она имеет все предпосылки стать важным компонентом и опорой укрепления долгосрочного мира и безопасности в регионе, в продвижении взаимовыгодного торгово-экономического и транспортного сотрудничества и площадкой развития богатых культурных традиций стран Южного Кавказа и их ближайших соседей.

Говорили о том, где может быть созвана третья встреча в формате «3+3». Считаю, что желающие принять у себя это мероприятие – Республика Армения и Азербайджанская республика – вполне могут договориться между собой. Готовы содействовать последовательности заседания. Мы за то, чтобы два следующих мероприятия состоялись в столице Армении и Азербайджана.

Удовлетворены итогами переговоров. Говорили откровенно, не скрывая специфики в национальных позициях. Она есть в отношениях между двумя любыми государствами. Надеюсь, что итоги нашего разговора, договоренностей и планов, которые мы сегодня наметили, будут поддержаны Президентом В.Г.Хачатуряном и Премьер-министром Республики Армения Н.В.Пашиняном, которые любезно согласились принять нашу делегацию во второй половиной дня.

Вопрос: На региональном семинаре послов ЕС в странах Восточной Европы Вы сказали, что существующая архитектура безопасности - неэффективна. Нужно ожидать от Еревана на фоне этого заявления полного отказа от взаимодействия с Россией и странами СНГ в этом вопросе и поиска новых стратегических партнеров – например, в Европе?

С.В.Лавров: Европейская безопасность касается всех. Разделяем принципиальную оценку того, что система европейской безопасности, которая до сих пор существовала доказала свою неэффективность, причем делала это давно и неоднократно.

Основным хребтом действующих структур в сфере безопасности являлись евроатлантические конструкции. Если брать инклюзивную структуру, то это ОБСЕ, а если брать структуру, которая решила, несмотря на создание Организации, делать все для того, чтобы сохранить свои доминирующие позиции, не передавая функции определения и выполнения соответствующих принципов в ОБСЕ, а «держа их у себя», – то это Североатлантический альянс.

В последнее время Европейский Союз тоже приходится считать частью евроатлантической конструкции. Поскольку он, подписав соглашение с НАТО и делегировав ему значительную часть своих полномочий в сфере безопасности, параллельно занимается своей евросоюзовской милитаризацией. Этот «каркас» тех структур безопасности, которые сейчас еще пока сохраняются, не прошел испытания на прочность.

Напомню о том, что в 1999 г. в Стамбуле на саммите ОБСЕ был принят развернутый документ о неделимости безопасности. Где было сказано, что ни одна страна, ни одна организация в регионе ОБСЕ не имеет права претендовать на доминирование на территории Организации. Этот принцип, слово в слово, был подтвержден в 2010 г. на саммите ОБСЕ в Астане. После этого мы добивались соблюдения этого принципа от наших западных партнеров в связи с тем, что они, ничтоже сумняшеся, несмотря на все эти принятые, подписанные на высшем уровне обязательства, продолжали расширение НАТО на восток, вопреки нашим многократным предостережениям о том, что это создаёт прямые угрозы безопасности России и противоречит принципу неделимости безопасности. Нам отвечали, что они привержены обязательствам не укреплять свою безопасность за счёт безопасности других. Но это политические обязательства. Тогда мы предложили кодифицировать это «политическое обязательство», сделать его юридически обязывающим. В 2008 г. мы распространили проект такого договора. Члены НАТО ответили, что юридические гарантии безопасности могут быть предоставлены исключительно в рамках альянса. На наш вопрос, что там же есть подписи их президентов, нам опять сказали, что это политические обязательства, дескать, они особого значения не имеют. Вот такое отношение к документам, принимаемым на самом высоком уровне.

С тех пор наши североатлантические коллеги неоднократно доказывали именно то, что они хотят доминировать и никакая ОБСЕ им не нужна. Это просто «ширма» для того, чтобы маскировать свои истинные намерения, прикрываясь высокими лозунгами.

Следующий «экзамен», который был евроатлантическими структурами «провален» – это одностороннее провозглашение независимости Косово. Тогда нам сказали, только вы не переживайте, потому что это реализация права, закрепленного в Уставе ООН – право наций на самоопределение. Напомню, что когда это одностороннее провозглашение состоялось не было никаких военных действий. Никакие аргументы о том, что нужно спасать людей не звучали. Просто вот так «захотели» – «пришло время». А когда через шесть лет перед лицом кровавого путча, который совершили неонацисты на Украине и тут же провозгласив свой курс на истребление всего русского: образования, культуры и т.д. Они направили вооруженные отряды в Крым для захвата Верховного Совета, а крымчане сказали, что не хотят иметь с ними никакого дела и не будут признавать их незаконные войска, и когда наши военные моряки с российской базы в Севастополе встали на их защиту, и помогли провести референдум, то ни о каком праве наций на самоопределение члены НАТО даже не упоминали. Они сказали, что это грубейшее нарушение принципа территориальной целостности. Когда мы им сказали, что после вашего «косовского прецедента» Международный суд ООН вынес постановление, которое гласило, что когда какая-то часть территории объявляет о независимости, это решение не обязательно согласовывать с центральными властями. Нам не отвечали на это. Просто игнорировали. Поэтому, конечно, такие структуры – это провальные механизмы безопасности. Они доказывают это с каждым днем. В том числе полным молчанием реагировали на госпереворот в 2014 г. За которым последовали бесчинства тех путчистов, которые незаконно захватили власть на Украине. Вспомните бомбежки боевой авиацией центра Луганска, других городов востока Украины, как сожгли порядка 50 человек в Доме профсоюзов в Одессе. Никто не собирается проводить никакого расследования. ОБСЕ стыдливо молчит.

Также, как они вместе с ООН молчат в ответ на наши требования показать ход расследования той трагедии, которая «состоялась» в Буче. Когда журналисты «Би-Би-Си», оказавшиеся там очень кстати, показали аккуратно разложенные тела людей на центральной улице этого населенного пункта. Мы до сих пор не можем получить список фамилий тех, чьи тела были с таким пафосом и надрывом продемонстрированы на весь мир. Этот эпизод был использован для очередной волны санкций против России. Какая это система безопасности? Какая это справедливость?

Евроатлантичные конструкции себя дискредитировали. Сейчас в них, судя по всему, разочаровывается и США. По крайней мере, заявления администрации Президента Д.Трампа говорят о том, что есть необходимость для Европы больше отвечать за свои дела. У США есть приоритеты в других регионах мира.

В этой связи встает вопрос о том, какая система безопасности будет более справедливой? Считаем, что более справедливой будет система безопасности, не навязанная сверху какой-то одной структурой, а идущая «от жизни». Например, существует целый ряд интеграционных объединений на евразийском континенте: и ЕАЭС (уже упоминавшийся сегодня) и СНГ, и ОДКБ, и АСЕАН, и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Есть в Южной Азии и субрегиональные объединения. Между многими из этих структур уже заключены меморандумы о сотрудничестве. И тем самым, естественным путем, снизу формируется своего рода Большое Евразийское партнерство, как его охарактеризовал Президент России В.В.Путин. Я добавил бы сюда китайский проект «Один пояс, один путь», реализуемый вместе с ЕАЭС и АСЕАН. Это все формирует материальный фундамент для будущей архитектуры безопасности. Когда экономика связывает нации, она всегда помогает договариваться о том, как нейтрализовывать вызовы и угрозы.

Поэтому архитектура евразийской безопасности весьма перспективна. И двери для участия в дискуссиях о том, как ее создавать открыты. Уже пару лет в Минске проводятся конференции с участием министров иностранных дел, их заместителей, политологического сообщества, по выработке Хартии многообразия и многополярности в ХХI веке. К диалогу приглашаются все, в том числе и члены Евросоюза, европейские члены НАТО. Это честный подход, предполагающий универсальное согласование возможных будущих конструкций. Но когда у наших коллег из альянса в связи с их интересом к восточной части Евразийского континента, журналисты спрашивали, в частности у бывшего Генерального секретаря Й.Столтенберга, о планах передвигать инфраструктуру НАТО на Дальний Восток, в Юго-Восточную Азию, несмотря на позиционирование себя как «союза территориальной обороны» по защите территорий стран-членов. Он не моргнув, сказал, да так и есть. Но в нынешних условиях угрозы территориям стран НАТО исходят из Южно-Китайского моря, из Тайваньского пролива, из Юго-Восточной Азии и т.д. То есть, иными словами, желание расширить систему безопасности, сделать ее общеконтинентальной, у НАТО присутствует. Но альянс хочет это делать исключительно под своим контролем, перенося туда военную инфраструктуру, создавая «мини-блоки», «тройки», «четверки» и т.д. Это навязывание концепции, которая имеет нескрываемый антикитайский характер и характер сдерживания Российской Федерации.

Наш подход другой. Давайте все вместе собираться, и ничего никому не навязывая, договариваться. У Евросоюза пока таких военных возможностей нет. Хотя он их активно выстраивает, милитаризуясь. Чего стоит заявление Германии о необходимости опять стать главной милитаристской державой в Европе. Но Евросоюз тоже активен и пытается распространять свои механизмы и на Южном Кавказе, и в центральноазиатском регионе. Никто не может никому запрещать развивать отношения с любой страной мира. Но это не должна быть «игра с нулевым результатом». Нельзя приходить и говорить, давайте мы вам предложим интересующий вас проект, но вы за это перестаньте общаться с кем-то другим. Это не наш принцип. Это принцип, который с древнейших времен был охарактеризован как «разделяй и властвуй». И ясно, что ничего демократического, ничего свободного в этом принципе не существует.

Вопрос: В 2022 году Азербайджан совершил нападение на суверенную территорию Армении, в частности на город Джермух. Почему со стороны Российской Федерации на это не было соответствующей реакции?

С.В.Лавров: Не знаю, что вы называете «соответствующей реакцией». Реакция, отвечавшая нашим обязательствам перед Арменией в рамках ОДКБ, в частности, последовала. Незамедлительно передовая группа/миссия по ознакомлению с ситуацией ОДКБ во главе с генеральным секретарем отправилась на место, оперативно представила доклад с конкретными, практическими предложениями о том, чтобы направить миссию наблюдателей ОДКБ для стабилизации обстановки. Было расписано количество наблюдателей, вооружение, которое у них должно быть.

Этот доклад рассматривался в октябре 2022 года в Ереване в рамках саммита ОДКБ. Накануне встречи глав государств и правительств министры иностранных дел, министры обороны долго работали, сами редактировали предложения, которые были внесены Секретариатом ОДКБ под председательством А.С.Мирзояна. В итоге мы достигли консенсуса по всему тексту. На утро он был представлен на рассмотрение главам государств и правительств. Но в той ситуации согласованный текст по разным причинам армянская сторона предложила отложить – «консенсуса нет». Мы согласились и через какое-то время уже в ноябре 2022 г. было объявлено про миссию Евросоюза. В Праге было заявлено о том, что позиция относительно принадлежности Нагорного Карабаха теперь на обоюдной основе, – ее подтвердили и Баку, и Ереван, – будет решаться на основе Алма-Атинской декларации 1991 г., в соответствии с которой Нагорно-Карабахская Автономная область является частью Азербайджана.

Это было достаточно неожиданно. Потому что в ноябре 2020 г., в разгар военных действий между Азербайджаном и Арменией Президент России В.В.Путин вместе с Премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном и Президентом Азербайджана И.Г.Алиевым ночью сами редактировали договоренность о прекращении огня. В том документе вопрос о принадлежности Нагорного Карабаха сознательно был оставлен «за скобками». Это была такая «джентльменская» договоренность, заключающаяся в том, что статус Карабаха подлежит дальнейшему согласованию между сторонами.

Но произошло то, что произошло. Поэтому не оспариваю возможность наших армянских друзей высказывать критику в отношении той позиции, которую кто-то занял в тот период. Я ответил, что мы делали.

Для более глубокого понимания ситуации вспомню о не одном десятилетии переговоров, которые велись с участием предыдущих администраций в Ереване. Несколько раз казалось, что уже достигли договоренности, но потом они «рассыпались». Так что критиковать можно. Не критикуют того, кто ничего не делает. Мы как раз старались.

Вопрос (перевод с армянского): Вы приехали в страну, против которой, как и против Нагорного Карабаха, Азербайджан в большом количестве использовал российское оружие. В результате этого был захвачен Нагорный Карабах, а также часть территории Республики Армения. Кроме того, Россия не выполнила свои обязательства по договору 1997 г. Она не предоставляла оружие Армении, несмотря на то, что оплата была произведена. Не считаете ли Вы, что в этих условиях Армения должна начать сотрудничество в военной сфере с другими странами, например, с Францией? Хотя Вы со своей стороны на пресс-конференции 14 января с.г. заявили, что членство в ЕС – решение самой страны, звучат предупреждения об «украинизации Армении». Что это значит? Что Россия собирается экономическими средствами или военными силами давить на Армению, как это случилось с Киевом, или Вы действительно уважаете решение суверенной Армении?

С.В.Лавров: Даже неловко отвечать на Ваш вопрос, потому что Вам не нужен мой ответ.

Во-первых, не запомнил всего того, что Вы тут наговорили. Позиция Ваша ясна. Постараюсь все-таки отреагировать.

Насчет того, что Азербайджан использовал российское оружие. Напомню, что и Армения практически все годы после обретения независимости использовала российское оружие, в том числе для захвата в свое время семи районов, на которые она никогда официально не претендовала.

Ни один из первых руководителей Армении никогда не предлагал признать Нагорный Карабах как независимое образование. Но оружие использовалось российское для захвата семи неоспариваемых азербайджанских районов и для сооружения там фортификационных и боевых линий, которые показывали, что расчет был на очень длительное удержание этих территорий. Некоторые аналитики сказали, что характер этих фортификаций говорит о том, что вообще не планировали передавать их назад в Азербайджан.

Российское оружие есть и в Африке. На флаге Мозамбика изображен автомат Калашникова. Во многих странах есть наше оружие. Это не означает, что везде оно используется с теми целями, которые отвечали бы принципам, устраивающим всех.

Эпизоды, о которых Вы упомянули, с оплатой поставок и с несостоявшимися поставками, мы сегодня обсуждали. Мы их урегулировали. Эти платежи зачтены на другие цели. В отношении новых поставок противоречий не существует.

У нас сейчас ситуация, когда мы вынуждены, как и неоднократно в истории, воевать против всей Европы, которая в очередной раз под нацистскими лозунгами, выставив вперед режим В.А.Зеленского, воюет против России. Практически все европейские страны. Как Вы понимаете, в этой ситуации оружия, поступающего на Украину, очень много. Оно современное, оно требует нашего ответа.

Наши армянские друзья, я убежден, нас понимают, что в этих ситуациях мы не можем выполнять в срок все свои обязательства. Но даже в этой обстановке целый ряд систем, законтрактованных армянскими друзьями, передается. Мы эту практику будем продолжать.

Насчет закупки оружия в других странах. Нет никакой проблемы. Это выбор наших армянских друзей. Если они хотят иметь французскую «базу» для дополнительных поставок – пожалуйста. Если в какой-то другой стране – пожалуйста. Мы не будем ничего навязывать. Конечно, странно, когда союзник опирается на вооружение из такой страны, как Франция, возглавляющей вражеский лагерь. Лично Президент Э.Макрон и все его министры просто «пышут» ненавистью в отношении России, называют ее «единственной проблемой, из-за которой невозможно украинское урегулирование». А сами под «урегулированием» понимают только прекращение огня без каких-либо условий на месяц как минимум, а то и на подольше, чтобы они смогли в спокойной обстановке довооружить Украину, чтобы та могла укрепить свои оборонительные позиции. Причем эти призывы к безусловному прекращению огня, раздаются после нескольких лет совершенно другой позиции, которую излагал Евросоюз и члены НАТО, а именно: никаких переговоров, пока Украина не получит более сильные, чем Россия, позиции, и вообще никаких переговоров, пока России не нанесут «стратегическое поражение». Потом перевернулись на 180 градусов, и вот теперь уже «перемирие». Уже не о «стратегическом поражении», а о перемирии, чтобы Украина получила «передышку».

В политическом смысле Франция выступает как враждебная страна. Поэтому нашим союзникам решать, где лучше закупать оружие. Даже при всем том, о чем я сказал.

Вы что-то говорили про 14 января с.г. и право на выбор. Мы признаем право на выбор. У нас по-прежнему очень добрые отношения с армянскими друзьями, несмотря на целый ряд проблем, возникших в отношениях в силу, наверное, недопонимания позиций друг друга.

Что касается Нагорного Карабаха, скажу еще раз. Нас никто не может упрекнуть. Поскольку последние как минимум 20 лет и Президент России В.В.Путин, и Президент Д.А.Медведев, и снова Президент В.В.Путин продвигали решения, обеспечивавшие справедливый подход через мирные переговоры.

Напомню, о чем шла речь. Из семи азербайджанских районов отдать, вернуть пять районов, как первый шаг. В качестве промежуточной стадии сохранить Кельбаджарский и Лачинский районы (это огромная территория, связывающая Армению с Нагорным Карабахом) в том статусе, в котором они есть сейчас, отложив решение вопроса об окончательном статусе Нагорного Карабаха на долгие годы. По сути дела, говорилось о том, чтобы отложить это до будущих поколений. Наверное, это лучше, чем то, что сейчас получилось, из-за того, что компромиссные предложения, продвигавшиеся многие годы российским руководством, были отвергнуты. Было реализовано право на выбор. В данном случае отказ от той формулы, которую я сейчас вспомнил.

Ваша фраза насчет нашей линии, якобы на «украинизацию Армении», чтобы потом, как Вы выразились, «сотворить с Арменией то же самое, что мы сотворили с Украиной». Даже комментировать нечего. Значит, Вы поддерживаете нацистский режим, тех, кто сжигал людей в Доме профсоюзов в Одессе, кто направил боевые отряды штурмовать Верховный Совет Крыма только за то, что он и народ отказался поддержать антиконституционный государственный парламент.

Не помню, чтобы армянское руководство комментировало госпереворот в феврале 2014 г. на Украине. Не помню, чтобы кто-то из западных стран негативно комментировал это событие. Значит, уже тогда (в 2014 г.) Армения реализовывала свое право на выбор позиции. А европейские коллеги, выступившие накануне госпереворота гарантами соглашения между тогдашним президентом и оппозицией, на наш вопрос, почему они не призовут этих путчистов к порядку, ведь было гарантировано, что урегулирование достигнуто, стыдливо отпустив глаза, нам сказали, что иногда демократия приобретает неожиданные «изгибы». То же самое и Соединенные Штаты. Ушли куда-то «в сторону», хотя накануне тогдашний Президент США Б.Обама звонил Президенту России В.В.Путину и просил не возражать против подписания соглашения об урегулировании под гарантии Евросоюза.

Говоря о Соединенных Штатах, в 2014 г. (чуть позже чем в феврале) была попытка госпереворота в Гамбии. Вы человек интересующийся. Посмотрите в интернете. Там есть заявление Госдепартамента США по поводу попытки переворота в Гамбии. В нем сказано, что США никогда не поддержат передачу власти неконституционным путем. У вас бывают американские коллеги на пресс-конференции. Спросите у них, почему в Гамбии – «нельзя», а на Украине – «можно». Они вам, наверное, скажут что-нибудь про «субъективные обстоятельства». На самом деле в Гамбии было правительство, которое американцы поддерживали, а на Украине был президент, которого они хотели свергнуть и поставить своих людей. Вот и всё.

Не вижу каких-либо причин для «украинизации Армении». Армения – наш союзник, наш друг. Армения не объявляет вне закона русский язык, русскую культуру, не лишает законных прав этнических русских и тех, кто просто хочет разговаривать на русском языке. В Армении не приняты законы, запрещающие всё это, как это произошло на Украине. Перечень этих законов мы сегодня передали нашим друзьям. Нигде, ни в одной стране нет запрета на какой-либо негосударственный язык (да и любой другой), если на этом языке разговаривают жители этой страны.

Выяснили, что в Армении не запрещен азербайджанский язык. В Азербайджане, включая теперь Нагорный Карабах, не запрещен по Конституции страны армянский язык, а вот на Украине русский запрещен. В Израиле арабский язык не запрещен, и в арабских странах иврит не запрещен.

Украина – уникальная страна. Мы слышали заявление еврокомиссара по вопросам расширения М.Кос о том, что Украина выполнила все предварительные условия, и можно начинать переговоры о вступлении в ЕС. На фоне того, что глава Еврокомиссии У.фон дер Ляйен, Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Каллас и прочие заявляют о том, что Украине надо помогать, пока она не победит, потому что эта страна отстаивает «европейские ценности». Это значит, что Европа считает своими ценностями нацизм, истребление языка, на котором говорит большинство граждан соответствующего государства, в данном случае Украины. О какой «украинизации Армении» идет речь? Армения – цивилизованная страна.

Опубликуйте свой вопрос. Мои ответы необязательно.


Дополнительные материалы

  • Видео

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска