Ответы Министерства иностранных дел Российской Федерации на вопросы СМИ, поступившие к пресс-конференции Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2024 году
1.О перспективах урегулирования украинского кризиса
2.Об инициативах иностранных государств по урегулированию украинского кризиса
3.О гонениях на РПЦ на Украине
4.Состояние и перспективы российско-американских отношений после прихода Д.Трампа к власти
5.О некоторых высказываниях Д.Трампа по «расширению» США
6.Оценки антироссийской политики НАТО
7.О перспективах возобновления конструктивного взаимодействия в рамках ОБСЕ
8.О дальнейших планах по консолидации стран Мирового большинства
9.О новой архитектуре безопасности в Евразии
10.О 10-летии с начала функционирования ЕАЭС
12.О позициях России в ближневосточном регионе
13.О позиции России по курдскому вопросу
14.О российско-иранских отношениях
15.О российско-китайском сотрудничестве по вопросу сохранения памяти о Второй мировой войне
16.О перспективах введения режима безвизового въезда между Россией и Китаем
17.Взаимодействие России со странами африканского континента
18.О позиции России к объявлению США санкций в отношении АО «НИС»
19.Об информационном противодействии фальсификациям истории
20.О российско-молдавских отношениях. Приднестровское урегулирование
21.О российско-армянских отношениях
22.О российско-грузинских отношениях
23.О ситуации на Корейском полуострове
24.О российско-японских отношениях
25.О российско-итальянских отношениях
О перспективах урегулирования украинского кризиса
Вопрос: 24 февраля 2025 года мы переступим порог трех лет с начала проведения специальной военной операции России. Какие общие итоги, как позитивные, так и негативные, может подвести Российская Федерация за три года, получили ли мы тот самый «опыт, сын ошибок трудных», говоря словами классика, и сможем ли мы применить этот опыт для того, чтобы в кратчайшие сроки завершить специальную военную операцию и добиться намеченных ранее целей?
Каковы перспективы урегулирования украинского кризиса? Когда, по Вашему мнению, могут начаться переговоры по урегулированию ситуации вокруг Украины?
Ответ: Россия неоднократно заявляла о готовности к переговорам по урегулированию украинского кризиса. Мы выступаем за действительно окончательное, справедливое и устойчивое решение с устранением первопричин кризиса. Временное перемирие и заморозка конфликта неприемлемы. Они будут непременно использованы Западом для укрепления военного потенциала киевского режима и попыток вооруженного реванша. Нужны надежные, юридически обязывающие договоренности и механизмы, гарантирующие недопущение возобновления конфликта.
Основа для этого имеется. Это наработки, которые были согласованы весной 2022 года в ходе нескольких раундов российско-украинских переговоров в Белоруссии и Турции. Разумеется, с учетом реалий, складывающихся «на земле», и позиций, озвученных Президентом России В.В.Путиным в выступлении в МИД России в июне 2024 года. Препятствием к мирному урегулированию являются подходы и поведение Киева и Запада.
Как известно, киевский режим в апреле 2022 года по наущению британцев в одностороннем порядке вышел из переговоров о мире, а в сентябре 2022 года В.Зеленский издал указ, который юридически запрещает их проведение.
Вместо мирных переговоров Киев при поддержке Запада пошел по пути военной эскалации, подготовки ультиматума России и сколачивания антироссийской коалиции. В конце 2022 года Зеленский выдвинул т.н. формулу мира, состоящую из 10 ультимативных требований к нашей стране. Для ее продвижения в 2023 году был придуман «копенгагенский» формат, который потерпел фиаско. В 2024 году на смену ему пришел «бюргенштокский» процесс, который ждет та же участь.
Страны Запада продолжают снабжать киевский режим все более продвинутыми и дальнобойными вооружениями, инструкторами, связью, разведданными. На это уже потрачено около 200 млрд долл. Военная помощь координируется структурами НАТО и специально созданной Контактной группой «Рамштайн», в которой участвуют 55 стран. Такие действия не создают предпосылок для мирных переговоров.
Серьезным препятствием для их начала также является фактор утраты легитимности украинской власти. Срок президентских полномочий Зеленского истек 20 мая 2024 года. Как сказал Президент России В.В.Путин, после этого он не является легитимным главой государства – его подпись под какими-либо документами будет юридически ничтожна. Что касается Верховной Рады, которая сохраняет свои полномочия, то с ее стороны нет намеков на политическую волю к достижению реального мирного урегулирования.
Таким образом, несмотря на все громче звучащие разговоры о необходимости мирных переговоров, никаких практических действий, указывающих на реальную готовность к ним Киева и Запада, объективно не наблюдается. Напротив, продолжаются западные военные поставки ВСУ, идет разработка ультиматумов России, действует юридический запрет на переговоры, не решается вопрос легитимности украинской власти.
Наш подход к урегулированию остаётся неизменным – мы готовы к диалогу на основе договоренностей 2022 года с учетом складывающихся реалий «на земле» и позиций, озвученных Президентом России В.В.Путиным в июне 2024 года.
Об инициативах иностранных государств по урегулированию украинского кризиса
Вопрос: Какая страна, на Ваш взгляд, предлагает наиболее приемлемые для России варианты мирных переговоров по Украине: Китай, Индия, Венгрия, иная? Какие страны оказали наибольшее влияние на эскалацию и деэскалацию украинского кризиса?
Ответ: На эту тему многое уже было сказано. Президент России В.В.Путин неоднократно обращался к этому вопросу, в том числе во время «Прямой линии», до этого в ходе заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», других мероприятий.
Нас не может устроить пустой разговор. Пока всё, что мы слышим, это разговоры о необходимости придумать какое-то перемирие. При этом особо не скрывается, что оно нужно для того, чтобы выиграть время для продолжения накачивания Украины оружием, чтобы они «привели себя в порядок», осуществили дополнительную мобилизацию и т.д.
Инициативы Китая, Бразилии по урегулированию украинского кризиса подчеркивают необходимость уважения Устава ООН. От случая к случаю упоминается принцип территориальной целостности. Говорим с нашими китайскими, бразильскими друзьями, другими странами, которые сотрудничают в продвижении этой продиктованной самыми добрыми намерениями инициативы о том, что Устав ООН гораздо многограннее, чем просто принцип территориальной целостности. Принцип самоопределения народов не менее важен. Если бы не он, то, наверно, были бы проблемы с проведением деколонизации африканских и других народов. Именно этот принцип стал международно-правовой основой деколонизации. А она отразила нежелание, неготовность, невозможность африканских народов жить под управлением колонизаторов.
Ровно также население Крыма, Донбасса, Новороссии не хочет, не может и никогда не будет жить под управлением нацистов, которые захватили власть в Киеве. Стало быть, вступает в силу принцип самоопределения народов. Они самоопределились. Крымчане в 2014 году, Донбасс и Новороссия в 2022 году. Это уже реалии, отраженные в нашей Конституции.
Как сказал Президент России В.В.Путин, мы готовы рассматривать любые серьезные и конкретные предложения. Всегда готовы к консультациям. Если кто-то не понимает нашу многократно и предельно ясно изложенную позицию, готовы всегда эту позицию подтверждать. Открыты к любым переговорам, если они будут по сути, о первопричинах и о тех принципах, о которых сказал В.В.Путин в июне 2024 года, выступая в Министерстве иностранных дел. Особо отмечу, что они не являются никакими предварительными условиями. Это требование выполнить то, под чем все подписались, принимая Устав Организации Объединенных Наций.
Напомним, кстати, что Председатель КНР Си Цзиньпин в своей инициативе о глобальной безопасности в феврале 2023 года, посвященной любым конфликтам и принципам их урегулирования, особо выделил в тексте этого документа необходимость увидеть и устранить первопричины любого конфликта для того, чтобы его урегулировать.
Вопрос: Что происходит с гонениями на православных на Украине? Почему политики и дипломатия США решились бить по самому личному, духовному, сакраментальному?
Ответ: Одной из стержневых составляющих русофобии на Западе является ненависть и системное циничное давление на Русскую православную церковь. Это возникло давно. Приходы и верующие подвергаются давлению. Особую ненависть русофобы испытывают именно к каноническому православию на Украине, тем самым обнажая свою суть.
Продолжаем всемерные усилия по защите прав соотечественников, наших сограждан, проживающих за рубежом. В этом участвуют не только наши государственные структуры, российские дипломатические представительства и консульские учреждения, но и огромную роль играют общественники, в частности, работающие под эгидой имеющегося у нас уникального правозащитного механизма – Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.
Что касается Д.Трампа и православия. Президент США много говорил о необходимости сохранения у себя в стране традиционных ценностей, которые так или иначе ассоциируются с христианством в целом. Он говорил о кризисе вообще – сохранении традиционных религий и в частности христианства в США. Им бы с этой задачей справиться.
Видим, что определенные части американского истеблишмента, «глубинного государства» используют киевский режим, натовские механизмы против Русской Православной Церкви и, соответственно, против православия в целом. Видим, что и как они творят с каноническим православием в контексте разобщения православных на европейском континенте, как манипулируют теми, кто был призван стоять на страже православных канонов.
Рассматриваем это как разрушительную деятельность против мирового православия. В этом нет никаких сомнений. Об этом говорят представители православных структур, церквей, люди, исповедующие православие, которые в ряде стран находятся под колоссальным давлением.
Мы фиксируем данные факты, публикуем соответствующие материалы. Готовится очередной доклад о гонениях на РПЦ и православие на Украине. Первый доклад МИД России «О противоправных действиях киевского режима в отношении Украинской православной церкви (УПЦ), её священнослужителей и прихожан» был выпущен в июле 2023 года. Скоро выйдет его обновленная версия с конкретными цифрами, фактами, данными, статистикой, ссылками и т.д.
Состояние и перспективы российско-американских отношений после прихода Д.Трампа к власти
Вопрос: Спецпредставитель Д.Трампа по Украине и России К.Келлогг заявил, что цель будущей администрации – добиться мира через 100 дней после прихода к власти Д.Трампа. Были ли какие-то конкретные сигналы из Вашингтона в этом отношении и какими вы видите перспективы урегулирования украинского конфликта при посредничестве США?
Как МИД России оценивает заявление госсекретаря США Э.Блинкена от 4 января о цели Вашингтона избежать прямого военного столкновения с Россией, учитывая его же слова об оказании военной помощи Киеву еще до февраля 2022 года?
Ответ: Отношения России и США при администрации Дж.Байдена предельно истончились и сейчас балансируют на грани разрыва. Развязанная Вашингтоном «гибридная война» с открыто заявленной доктринальной целью «нанести Москве стратегическое поражение», используя режим в Киеве в качестве тарана, разумеется, успехом не увенчалась, но способствовала тому, что двусторонняя конфронтация по всем направлениям приобрела затяжной системный характер.
Возвращение в Белый дом Д.Трампа по итогам президентских выборов в ноябре прошлого года серьезно меняет политический ландшафт внутри США. Но с точки зрения российско-американских отношений, принимая во внимание сформировавшийся двухпартийный русофобский консенсус, в основе которого восприятие России как экзистенциальной угрозы американской гегемонии, ожидать каких-либо кардинальных позитивных подвижек не приходится.
Конечно же, мы фиксируем сигналы, поступающие от команды Д.Трампа, как и противоречивые, зачастую эпатажные заявления нового главы государства. Выделяем при этом смелые по американским меркам обещания реанимировать межгосударственный диалог, который при Дж.Байдене фактически был прерван.
Посмотрим, что из этого выйдет, однако само по себе стремление наладить прямое общение похвально. Если получится вернуть наши отношения хотя бы к подобию нормальности, включая работу послов в Вашингтоне и Москве, такое развитие событий стало бы определенным достижением.
При этом подчеркнем, что «обольщаться» новым-старым президентом мы не собираемся, и иллюзий насчет него не питаем. В период его первого срока, вопреки ожиданиям, запущенный Б.Обамой процесс разрушения двусторонних связей только продолжился, а по масштабам введенных антироссийских санкций Д.Трамп превзошел своих предшественников.
Будут американцы учитывать наши интересы, диалог будет постепенно восстанавливаться. Не будут учитывать – значит всё останется как есть.
О некоторых высказываниях Д.Трампа по «расширению» США
Вопрос: Еще не приступившая к исполнению своих обязанностей администрация США уже начала попытки менять карту мира. Слова Д.Трампа о возможности установить контроль над Гренландией воспринимаются все серьезнее. На Ваш взгляд, есть ли у Дании и других стран, на чью территорию нацелился Вашингтон, силы противостоять?
Ответ: Судьбу Гренландии должны определять сами гренландцы без вмешательства извне. Право Гренландии на самоопределение гарантировано Уставом ООН. Оно признано и оформлено в Дании на законодательном уровне. Международное право не избирательно и не является «правом сильного», его нормы обязательны для всех. Это сонм прав, возможностей, свобод, закрепленных в соответствующих документах, в первую очередь, в Уставе ООН, дающем возможность сосуществовать странам, не впадая каждый день в какие-то новые противостояния и кризисы.
Руководство Гренландии и представители гренландских партий последовательно отмечают, что остров «не продается» и такая формулировка для них недопустима. Называют своей приоритетной задачей образование независимого государства. Высказывания о «покупке», «продаже» воспринимаются в Гренландии или как проявление грубого неуважения к ее народу и его стремлению к подлинной самостоятельности, или как вмешательство во внутренние дела.
Примечательно, что официальный Копенгаген весьма сдержанно реагирует на соответствующие заявления американского президента. Что удивительно в ситуации, когда у Дании есть реальная угроза ее целостности. При это Копенгаген не перестает обвинять Россию в том, что мы сеем какую-то «угрозу». Хотя ни одного примера приведено не было.
Удивляет и другое: Дания уже столько сказала в защиту Украины и ее территориальной целостности, что теперь хочется услышать что-нибудь от официального Копенгагена в защиту своей территориальной целостности. Других защищать на словах они научились. А себя хотя бы на словах?
Мне кажется, для Дании ситуация с Гренландией – это очевидный повод задуматься, какое место королевство занимает в системе координат своего главного заокеанского союзника. Ведь США и Дания союзники, и Вашингтон в Копенгагене рассматривают как безальтернативного гаранта своей безопасности.
Оценки антироссийской политики НАТО
Вопрос: Какие оценки антироссийской политики НАТО может дать МИД России?
Ответ: В 2024 году НАТО продолжала свою конфронтационную политику по отношению к нашей стране. Вашингтон и его союзники исходят из того, что для них Россия является «наиболее значительной и прямой угрозой безопасности во всех средах и на долгосрочную перспективу». Североатлантический альянс в непрерывном режиме наращивал размеры военных контингентов вблизи российских рубежей, проводил учения с отработкой действий против нашей страны, развивал логистическую инфраструктуру для быстрого перемещения военнослужащих и военной техники.
Ключевое место в конфронтации с нами альянс отводит Украине. Идет постоянная накачка киевского режима дальнобойными системами вооружений, реальное управление которыми осуществляют западные специалисты. Альянс передает ВСУ разведданные, обеспечивает украинцев полетными заданиями для ракет, которые они направляют в нашу сторону. Создает структуры для поддержки и обучения ВСУ. При этом натовское руководство продолжает утверждать, что подобные действия якобы не делают альянс «участником конфликта».
Такая лицемерная и провокационная политика НАТО ведет к постоянному повышению градуса эскалации и обострению обстановки на европейском континенте, увеличивает риск прямого столкновения между Россией и альянсом.
О перспективах возобновления конструктивного взаимодействия в рамках ОБСЕ
Вопрос: Во время поездки Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на СМИД ОБСЕ, представители европейских СМИ всячески отворачивали камеры, старались избегать контакта с Министром. Однако сразу после, не под камеры, они выстраивались в очередь на разговор с С.В.Лавровым и пожимали руку. Не тяжело ли им жить вот по таким лицемерным правилам? Когда европейцы снова начнут наводить с нами мосты? Пока, как показывает риторика Брюсселя и «Рамштайна», они продолжают стоять в позе «все ноги себе отстрелим, но чтобы России было плохо. Зачем?
Каково будущее России в таких организациях, как ОБСЕ? Какова стратегия Москвы? Ведь там не хотят нас слышать. Имеет ли смысл «метать бисер», да еще платить взносы за членство?
Ответ: ОБСЕ – жертва курса на подчинение Европы США с помощью евроатлантических концепций безопасности. Русофобия используется есовскими элитами как цементирующее средство европейского единства, инструмент сплочения стран-членов ЕС, поддержания внутриесовской дисциплины, укрепления медийной диктатуры и зачистки информполя от альтернативных точек зрения. Россия в роли врага позволяет истеблишменту обосновать перед своими гражданами ускоренную милитаризацию Европы, рост непомерных расходов на оборонные нужды, причем в интересах американского военно-промышленного комплекса. Делается это в ущерб решению насущных европейских проблем и для камуфлирования своих собственных ошибок и просчетов, которые привели к кризису в социально-экономической сфере, подорвали уровень жизни населения в европейских странах. Помимо идеологических соображений, которыми так увлечены неолибералы, следует учитывать и повседневные интересы избирателей – когда, например, стоимость энергии в Европе в три-четыре раза выше, чем в США. Евро-Атлантика утрачивает свой статус локомотива мирового развития.
Кроме того, большинство западных стран до сих пор цепляется за любую возможность, чтобы сохранить доминирующее положение в мире и устранить геополитических конкурентов, в первом ряду которых находится Россия, последовательно выступающая за установление многополярного миропорядка на основе уважения интересов всех участников международных отношений, соблюдения международного права и обеспечения равной и неделимой безопасности.
В общественное сознание в Европе внедряются установки о высокой вероятности крупномасштабного вооруженного конфликта с Россией в ближайшие 4-5 лет. Несогласные с «генеральной линией» на конфронтацию клеймятся как «агенты влияния» Кремля или подавляются.
Уверены, что будущее – за общеевразийской архитектурой, открытой для всех стран континента и воплощающей новое, полицентричное состояние мира. Печально, что руководство ОБСЕ и те, кто им манипулирует, сознательно оставляют эту организацию вне рамок созидательной работы и объективного хода истории. Однако у каждой страны Евразии – свой суверенный, национальный выбор.
Что касается наведения мостов, то такая возможность будет тогда, когда европейцы осознают ущербность и бесперспективность проводимого ими курса на нанесение нашей стране «стратегического поражения».
Кое-где уже накапливается определенная критическая масса, избиратели все яснее дают понять своим политикам, что те забыли о национальных интересах. Посмотрим, появится ли поколение лидеров, ориентированных не на борьбу с пресловутой «российской угрозой», а на прагматичный и взаимоуважительный диалог. Им и предстоит восстанавливать подорванное к ЕС доверие и ликвидировать нанесенный Евросоюзу его нынешними политэлитами ущерб.
О дальнейших планах по консолидации стран Мирового большинства
Вопрос: Россия вновь всех удивила, став лидером Глобального Юга вопреки всем планам и попыткам Запада изолировать нашу страну. Это окончательно признали и в Вашингтоне, и в Брюсселе после казанского саммита БРИКС. Роль российского МИД в этом процессе сложно переоценить. Можете ли приоткрыть дальнейшие планы по консолидации стран Мирового большинства?
Ответ: В свое время наша страна была лидером в продвижении процессов деколонизации. Победа в Великой Отечественной войне, доставшаяся огромной ценой, позволила на несколько десятилетий приостановить глобальную экспансию Запада. В непростых условиях «холодной войны» Советский Союз заложил фундамент промышленности в дружественных ему странах Глобального Юга и Востока, помог им в обеспечении своей безопасности и реализации прав на суверенное развитие. И это уже не говоря о вдохновляющем примере СССР, подтолкнувшего народно-освободительные движения по всему миру.
Сегодня на наших глазах происходит глубинная трансформация международных отношений, связанная с формированием более справедливой, полицентричной системы мироустройства, которая бы отражала всю палитру культурного и цивилизационного многообразия современного мира, обеспечивала право каждого народа самому определять свою судьбу и собственный путь развития.
Магистральной тенденцией стало укрепление голоса Мирового большинства – государств за рамками «коллективного Запада»: в Азии, Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Карибском бассейне. Лишь сплотив ряды, мы сможем действительно эффективно продвигать общее для всех нас видение справедливого будущего. В этом контексте важно укреплять роль межгосударственных объединений, отстаивающих сбалансированные, равноправные подходы к международному развитию. Речь идет о форматах, в которых на деле, а не на словах реализованы принципы равноправного сотрудничества. Среди них: БРИКС, ШОС, Африканский союз, ЕАЭС, СНГ, АСЕАН, ЛАГ, СЕЛАК, ССАГПЗ, АРСИО и многие другие объединения.
На передний план выходит задача укрепления международно-правовой основы и коллективных начал при принятии решений по глобальным вопросам. Только тогда эти решения будут обладать эффективностью и легитимностью. Именно такой принцип заложен в Уставе Организации Объединенных Наций. Но, к сожалению, решения, принимающиеся «коллективным Западом», особенно в сфере экономики, финансов, торговли и не только, все чаще не соответствуют базовым принципам Устава ООН. Поэтому сегодня Россия, несмотря на давление Запада, вновь борется не только за себя, но и за весь мир (по меткому выражению Президента России В.В.Путина). Пришло время объединить для этого усилия всего Мирового большинства.
О новой архитектуре безопасности в Евразии
Вопрос: Какие ключевые факторы содержит новая архитектура безопасности в Евразии? Имеется ли у России дорожная карта или конкретная программа ее реализации? Что будет делать Россия в 2025 году для ее создания и укрепления?
Ответ: Наращивание практической кооперации в Евразии – вопрос, которому мы уделяем особое внимание. Этот континент – географический и геополитический центр складывающегося многополярного миропорядка. Сегодня здесь укрепляется сразу несколько самостоятельных центров развития, реализуются успешные интеграционные проекты. На синхронизацию взаимодействия между ними нацелена инициатива Президента России В.В.Путина по формированию Большого Евразийского партнерства, выдвинутая еще в 2015 году.
Безусловно, расположенные в Евразии страны заинтересованы в устойчивой стабилизации военно-политической обстановки на длительную перспективу. Поэтому мы также работаем над формированием архитектуры евразийской безопасности, основанной на принципах равенства и неделимости, при обеспечении преимущественной ответственности государств континента за урегулирование региональных противоречий и конфликтов. С соответствующей инициативой выступил Президент В.В.Путин в ходе встречи с руководством МИД 14 июня завершившегося года.
Смысл нашей концепции заключается в том, чтобы на практике применить принцип «региональным проблемам – региональные решения». Именно страны Евразии должны нести солидарную ответственность за урегулирование конфликтов, не допуская негативного вмешательства извне.
Такая работа тем более востребована, поскольку «коллективный Запад», сделавший выбор в пользу натоцентричной евроатлантической архитектуры, «поставил крест» на договоренностях, достигнутых прежде всего в рамках ОБСЕ, где неоднократно на высшем уровне консенсусом провозглашался принцип неделимости безопасности и утверждалось, что ни одна организация не будет претендовать на доминирующую роль.
Так что создаваемая нами евразийская система в идеале призвана заместить дискредитировавшую себя модель евроатлантической безопасности с ее механизмами.
В нашей работе по формированию перспективной архитектуры безопасности учитываем новые геополитические и международно-правовые реалии. Стремимся генерировать идеи, основанные не на праве сильного, а на честном балансе интересов. Наша цель – стабилизировать военно-политическую обстановку на общеконтинентальном пространстве, обеспечить его единство и взаимосвязанность. В этом залог созидания справедливого мироустройства и конструктивной многосторонности.
Считаем важным учитывать накапливающийся опыт оформления мер доверия политического и военного характера между государствами в различных частях континента в соответствии с их потребностями и имеющимися национальными потенциалами.
В конкретном плане с нашими белорусскими друзьями мы разработали проект Концепции безопасности Союзного государства и приняли двусторонний межгосударственный договор о гарантиях безопасности.
В развитие дружественных связей с КНДР подписан и вступил в силу российско-корейский Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Важнейшее значение для укрепления стабильности в Евразии имеют отношения стратегического взаимодействия и всеобъемлющего партнерства между Россией и КНР. Наше видение евразийской архитектуры гармонично сочетается с выдвинутой Председателем КНР Си Цзиньпином глобальной инициативой в сфере безопасности. Одним из ее ключевых принципов является необходимость устранять коренные причины любых конфликтов.
В рамках продвижения нашей инициативы в формате СНГ принято Заявление о принципах сотрудничества в обеспечении безопасности в Евразии. К документу помимо России присоединились Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Продолжим распространять эту инициативу и на других площадках. Исходим из того, что существующие в Евразии структуры, занимающиеся вопросами безопасности, будут формировать между собой кооперационные связи в целях гармонизации их повесток дня. Среди таких структур, помимо СНГ – ОДКБ, ШОС, АСЕАН, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Запущен механизм минских конференций по евразийской безопасности. 31 октября – 1 ноября 2024 года в белорусской столице состоялся второй такой форум.
Есть понимание, что мы постараемся разработать «Евразийскую хартию многообразия и многополярности в XXI веке». Речь идет о подготовке документа, в котором было бы обозначено видение рамок межгосударственных отношений на евразийском пространстве, прежде всего в сфере безопасности во всех ее измерениях, в геополитических реалиях многополярного мира – на основе принципа суверенного равенства государств и признания цивилизационного многообразия. Будем приветствовать подключение к этой работе всех расположенных в Евразии государств, кому дороги цели неделимости безопасности, оказавшиеся недостижимыми в обанкротившихся евроатлантических конфигурациях.
Говоря о равной и неделимой евразийской безопасности, мы не «захлопываем двери» перед странами Европы, но только если они будут готовы участвовать в совместной работе на основе равноправия и при отказе от враждебной, блоковой политики и неоколониальных практик.
О 10-летии с начала функционирования ЕАЭС
Вопрос: 1 января 2025 года исполнилось 10 лет, как заработал Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Что, на Ваш взгляд, евразийская интеграция дала простым людям? И как Вы видите будущее организации?
Ответ: ЕАЭС – успешное региональное интеграционное объединение экономической направленности, одной из целей которого является повышение уровня благосостояния населения стран-участниц. Это иллюстрируют позитивные макроэкономические показатели в рамках объединения (например, за три квартала 2024 года совокупный ВВП Союза вырос на 4,2% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года). Все это, безусловно, сказывается на уровне жизни граждан.
В рамках ЕАЭС функционируют «четыре свободы» перемещения, а именно: товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Что это означает для населения?
Например, жители любого из государств-членов Союза могут приобрести товары или услуги, произведенные в странах объединения, по привлекательной цене и без значительных бюрократических и временных затрат. За 10 лет функционирования организации население государств-членов Союза практически не сталкивалось с дефицитом критически важной продукции. Его нашим странам удавалось успешно преодолевать в кратчайшие сроки (при том, что за это время мы столкнулись и с пандемией коронавируса, и с беспрецедентным санкционным давлением на Россию и Белоруссию).
Одновременно ЕАЭС дает возможность гражданам государств-членов свободно перемещаться, устраиваться на работу, осуществлять денежные переводы и получать социальное обеспечение в любой из стран организации. В рамках развития совместной кооперации образуются новые предприятия, которые не только производят наши (не импортируемые) товары, но и создают рабочие места. В данном контексте подчеркиваем, что на конец ноября 2024 года уровень безработицы в рамках Союза сократился на 18,1%, а численность безработных составила лишь 0,7% от всего трудоспособного населения. На постоянной основе увеличиваются объемы среднемесячной реальной заработной платы.
В настоящее время у ЕАЭС подписан ряд преференциальных и непреференциальных торговых соглашений, а также идет согласование проектов новых документов по либерализации торговли. Данный инструмент открывает предприятиям Союза выход на рынки третьих стран, а также позволяет насытить рынок объединения необходимыми товарами.
Что касается ответа на вторую часть вопроса, то будущее ЕАЭС видится, безусловно, позитивным и оптимистичным. В стратегических документах организации поставлены амбициозные цели, и мы будем к ним двигаться, прежде всего, на благо граждан, которые в повседневной жизни должны на деле ощущать все преимущества и выгоды интеграционных процессов, протекающих на нашем исторически общем пространстве.
Вопрос: Каковы перспективы российско-сирийских отношений в новых реалиях? И какова Ваша оценка заинтересованности новых властей Сирии в продолжении сотрудничества с Россией? На какой стадии сегодня находятся переговоры между Москвой и новыми властями в Дамаске, в частности, по вопросу российских военных баз? Какие варианты и возможности для сохранения суверенитета Сирии и целостности ее территории видит Москва в свете намерения некоторых сторон контролировать часть земель Сирии? Каковы перспективы «Астанинского формата»?
Ответ: В Сирии продолжается «переходный период», связанный с формированием новых органов власти. В качестве своих приоритетных задач на текущем этапе представители действующего сирийского руководства называют обеспечение безопасности и правопорядка в стране, организацию эффективной работы государственных структур и распространение контроля временного правительства в Дамаске на всю территорию САР. На повестке дня остается скорейший запуск инклюзивного политического процесса через широкий диалог, нацеленный на достижение национального согласия, при учете интересов различных политических и этноконфессиональных составляющих сирийского общества.
Необходимая база для этого уже существует в виде принципов, заложенных в резолюции СБ ООН 2254, которая определяет ключевые направления международных усилий в поддержку комплексного политического урегулирования в САР. Конечной целью является проведение всеобщих выборов, результаты которых будут признаны всеми. Безусловно, это весьма непросто и требует определенного времени. По заявлениям новых сирийских властей, подготовка к выборам может занять несколько лет.
Надеемся, что народ Сирии успешно преодолеет все стоящие перед ним вызовы и выработает консенсусные решения о будущем своего государства. Готовы оказывать сирийцам возможную поддержку.
Мы открыты для конструктивного диалога по всем аспектам российско-сирийских отношений с опорой на уже наработанную за многие годы солидную базу двустороннего сотрудничества. Это касается и функционирования наших военных баз, которым может быть временно придана дополнительная роль гуманитарных хабов с учетом острой потребности населения САР во внешней помощи.
Говоря об «Астанинском формате», хотел бы отметить, что позиции «тройки» стран-гарантов в лице России, Ирана и Турции заключаются в том, что его потенциал далеко не исчерпан, и он сможет сыграть полезную роль в будущем. Полезный вклад в его работу, как известно, в качестве наблюдателей вносили и арабские государства-соседи Сирии: Ливан, Ирак и Иордания. Со своей стороны настроены на активизацию практического взаимодействия с нашими партнерами в регионе в интересах содействия комплексному и устойчивому урегулированию ситуации в Сирии и вокруг нее.
С учетом недавних драматичных событий в Сирии исходим из важности максимальной приверженности всех региональных игроков, в том числе Турецкой Республики, принципам суверенитета, единства и территориальной целостности САР, положениям резолюции СБ ООН 2254.
О позициях России в ближневосточном регионе
Вопрос: Ситуация на Ближнем Востоке активно развивается. Сменилась власть в Сирии, избран новый Президент Ливана. Насколько изменились позиции России в этом регионе?
Ответ: Отмечаем возрастающую роль арабских стран в условиях формирующегося многополярного мира. Они обладают богатейшим культурным, экономическим и политическим потенциалом, проводят сбалансированную внешнюю политику. Укрепление разнопланового взаимовыгодного сотрудничества с ведущими арабскими государствами, а также их региональными объединениями, в первую очередь ЛАГ и ССАГПЗ, отвечает интересам как России, так и ее ближневосточных и североафриканских партнеров.
Наши двусторонние торгово-экономические отношения со странами региона в целом носят устойчивый характер. Также важно отметить, что наблюдается значительное увеличение гуманитарных контактов, включая культурные обмены, рост турпотока в Россию арабских гостей и расширение географии поездок наших граждан.
Вектор и темп развития нашим отношениям задаются Президентом России В.В.Путиным, который регулярно общается со своими ближневосточными коллегами по самым разным вопросам двусторонней и международной повестки. Осенью прошлого года в мероприятиях в рамках саммита БРИКС в Казани приняли участие главы Египта, Мавритании, ОАЭ и Палестины. Кроме того, в октябре 2024 года состоялся визит в Россию Президента Объединенных Арабских Эмиратов М.Бен Заида Аль Нахайяна.
Россия вносит существенный вклад в поиск путей комплексной стабилизации обстановки в «горячих точках» на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки, включая палестино-израильский конфликт, Сирию, Йемен, Судан и Ливию. Арабские партнеры высоко ценят наш конструктивный подход к урегулированию имеющихся противоречий на основе необходимости учета мнений всех заинтересованных региональных государств.
О позиции России по курдскому вопросу
Вопрос: Россия играет большую роль на Ближнем Востоке. Как нам известно, Россия предлагала несколько вариантов решения курдского вопроса в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. Скажите, пожалуйста, какова будет позиция России в отношении курдского вопроса при нынешних обстоятельствах?
Ответ: Позиция России по данному вопросу хорошо известна. Мы ее неоднократно озвучивали. Не видим оснований для корректировки наших принципиальных подходов. Убеждены, что обеспечить устойчивую стабилизацию ситуации в Сирии и создать благоприятные условия для ее постконфликтного восстановления можно только через запуск комплексного политпроцесса на основе базовых элементов резолюции 2254 СБ ООН с участием всех влиятельных политических сил и этноконфессиональных групп страны, включая, разумеется, и курдов. При этом исходим из необходимости строгого соблюдения принципов единства, суверенитета и территориальной целостности САР.
Что касается темы особого статуса «курдского региона», то уверены, что эта чувствительная проблематика является сугубо внутренним делом Сирийской Арабской Республики. Считаем, что решения, относящиеся к такой важной сфере как государственное устройство, должны приниматься самими сирийцами без «подсказок» извне на основе общенационального консенсуса.
О российско-иранских отношениях
Вопрос: В каком направлении Россия и Иран планируют развивать сотрудничество в рамках Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, который был подписан во время визита Президента Ирана М.Пезешкиана в Россию 17 января? Какие отрасли станут приоритетными? Как это соглашение отразится на взаимодействии России и Ирана, особенно в контексте санкций и давления со стороны западных стран?
Ответ: Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран был подписан по итогам российско-иранских переговоров на высшем уровне в Кремле 17 января 2025 года. Документ готовился на протяжении последних трех лет. Объективно к этому давно созрели все условия. Наше двустороннее сотрудничество вышло на беспрецедентный уровень при направляющей роли лидеров двух государств. Заключение столь масштабной договоренности является знаковым событием, новой вехой в истории двусторонних отношений, которые получили статус всеобъемлющего стратегического партнерства.
Как выразился Президент Российской Федерации В.В.Путин, обновленный межгосударственный договор – по-настоящему прорывной документ, в котором поставлены амбициозные задачи и намечены ориентиры по углублению кооперации на долгосрочную перспективу. Это касается политической, военной и военно-технической, торгово-инвестиционной, транспортной, энергетической, гуманитарной и других приоритетных сфер.
Договор закрепляет на правовом уровне уже достигнутые за последние годы результаты сотрудничества в различных областях и задает рамки для их дальнейшего развития в соответствии с требованиями времени. Содержательно он будет дополняться конкретными межведомственными и отраслевыми документами практического характера, что особенно важно, поскольку у нас на повестке стоит реализация целого ряда крупных инфраструктурных проектов.
Что касается санкционной составляющей, то в Договоре есть отдельная обширная статья, посвященная противодействию односторонним принудительным мерам. Стороны четко определяют их как международно-противоправное и недружественное деяние, обязуются координировать усилия, с тем чтобы исключить порочную практику применения таких мер в международных отношениях. Кроме того, Россия и Иран договорились развивать взаимодействие в целях создания независимой от третьих стран платежной инфраструктуры, перехода на осуществление двусторонних расчетов в национальных валютах (фактически в этом плане цель уже достигнута), а также укрепления прямого межбанковского сообщения. Все это важные направления, которыми занимаются наши профильные структуры, ясно осознавая необходимость поставить надежный «заслон» недругам в их отчаянных попытках нанести вред российско-иранскому торгово-экономическому сотрудничеству.
О российско-китайском сотрудничестве по вопросу сохранения памяти о Второй мировой войне
Вопрос: В этом году Россия отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Какие мероприятия планируются совместно с КНР в рамках празднования юбилея Победы? Как бы Вы оценили российско-китайское сотрудничество по вопросу сохранения памяти о Второй мировой войне и событиях того времени?
Ответ: В этом году мы отмечаем 80-летие Великой Победы на европейском и азиатском театрах военных действий. Народы Советского Союза и Китая, вынеся на своих плечах основную тяжесть сопротивления агрессорам, с честью выдержали суровое испытание и ценой неисчислимых человеческих и материальных потерь одолели врага. Память о великом подвиге наших предков священна для наших стран, помогает укреплять традиционную российско-китайскую дружбу, воспитывать в патриотическом ключе нашу молодежь.
В России и Китае готовятся широко отметить этот важный юбилей. Тема Великой Победы, а также вопросы сохранения исторической памяти и совместной борьбы с политическими искажениями событий того периода вне всякого сомнения будут в фокусе внимания в ходе российско-китайских контактов в наступившем году, в том числе на высшем уровне. Также между нашими странами состоятся многочисленные памятные мероприятия, научные конференции, выставки с участием представителей общественности, в том числе по линии Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития и обществ дружбы двух стран.
Успешно сотрудничаем с китайскими друзьями по этой тематике и на международных площадках. Это касается сохранения исторической памяти, борьбы с героизацией нацизма и неонацизма и в целом недопущения пересмотра итогов Второй мировой войны и послевоенного миропорядка.
Важным направлением является военно-мемориальная работа. В Китае паспортизировано более 80 объектов, посвященных нашим павшим воинам, ряд из них в КНР на законодательном уровне имеет статус объектов патриотического воспитания. Китайские партнеры бережно заботятся о памятниках, осуществляя надлежащий уход за ними и своевременный ремонт. Можно с уверенностью сказать, что мы с нашими китайскими друзьями твердо храним память о событиях тех лет и жертвах, принесенных народами обеих стран ради будущих поколений.
О перспективах введения режима безвизового въезда между Россией и Китаем
Вопрос: КНР регулярно увеличивает число стран с безвизовым въездом, в том числе в одностороннем порядке, например, с ЕС. Но среди них нет России (кроме групп). Есть ли понимание, почему так происходит, и нет ли сопротивления безвизовому режиму со стороны России?
Ответ: В рамках российско-китайского взаимодействия одной из важнейших задач считаем принятие мер, направленных на создание условий для наращивания контактов между гражданами двух стран. В этой связи с китайскими партнерами поддерживается постоянный диалог, имеющий целью поступательную либерализацию режима взаимных поездок.
Между странами успешно реализуются Соглашение об облегчении поездок граждан 2013 года, предусматривающее упрошенный порядок оформления виз, а также соглашения о взаимной отмене визовых требований со специальными административными районами КНР Гонконг (2009 г.) и Макао (2012 г.).
С августа 2023 года возобновлено действие двустороннего межправсоглашения о безвизовых групповых туристических поездках 2000 года. В настоящее время по линии Минэкономразвития России прорабатывается возможность сокращения порога минимального состава туристической группы и увеличения срока безвизового пребывания на территории принимающего государства.
Имеем в виду и далее развивать с нашими китайскими партнерами взаимодействие в данной области с опорой на практику и результаты реализации уже имеющихся договоренностей.
Взаимодействие России со странами Африканского континента
Вопрос: Контакты России с африканскими странами активизируются, объемы экспорта растут сразу в нескольких отраслях, наиболее известной из которых является продовольственная отрасль. Тем временем сотрудничество Запада с африканскими странами сокращается, наиболее очевидный пример – вывод французских и американских войск сразу из ряда стран континента. Стоит ли ждать в 2025 году от Запада намеренных попыток саботировать российско-африканские отношения?
Ответ: Россия планомерно работала над совершенствованием всего комплекса отношений с государствами Африки. Фундаментальными основами российско-африканского успешного взаимодействия являются общая цель построения справедливого мира и во многом созвучный подход к решению актуальных международных проблем.
За прошедший год поддерживали традиционно высокий уровень политического диалога как в двустороннем формате, так и с крупными интеграционными объединениями континента без политизации, без давления и вмешательства во внутренние дела.
Особое внимание уделялось координации с африканцами на различных многосторонних площадках, в первую очередь в ООН. Как постоянный член СБ ООН Россия вносит весомый вклад в формирование общей стратегической линии по вопросам укрепления мира и стабильности в Африке, урегулирования и предотвращения конфликтов. При этом мы ориентируемся на консолидированную позицию Африканского союза, транслируемую непостоянными членами СБ от Африки, способствуем повышению их профиля при принятии соответствующих резолюций и других решений Совета.
Ключевым событием года стала первая министерская конференция Форума партнерства Россия – Африка, прошедшая в начале ноября 2024 года в Сочи с участием глав внешнеполитических ведомств африканских государств и руководителей исполнительных органов интеграционных объединений. Мероприятие позволило провести «сверку часов» с большинством наших африканских партнеров, обсудить дальнейшие шаги по наращиванию сотрудничества. «На полях» подписан весомый пакет документов, включая два межправительственных соглашения о безвизовых поездках владельцев дипломатических и служебных паспортов с Руандой и ЦАР и четыре меморандума о межмидовских консультациях с Бурунди, ДРК, ЦАР и Чадом.
Расширяем наше дипломатическое присутствие в Африке. В декабре 2024 года распоряжением Правительства Российской Федерации открыто Посольство в Республике Южный Судан и возобновлена после долгого перерыва деятельность дипломатических миссий в Республиках Нигер и Сьерра-Леоне.
С учетом потребностей партнеров Россия нацелена на использование своих естественных конкурентных преимуществ там, где мы обладаем знаниями и опытом.
Учитывая, что обстановка в некоторых районах Африки остается крайне сложной в связи с деятельностью многочисленных экстремистских группировок, оказывали содействие укреплению контртеррористических возможностей африканцев и повышению боеспособности национальных вооруженных сил путем направления наших специалистов, а также подготовки в России военнослужащих и сотрудников силовых органов этих стран.
Россия последовательно укрепляла разноплановые торгово-экономические связи, в том числе в тех областях, которые в большей степени отвечают чаяниям самих африканцев, влияют на их социально-экономическое развитие: сельское хозяйство, энергетика, ИКТ, здравоохранение.
Развивалось гуманитарное сотрудничество. Планомерно наращиваем содействие в подготовке кадрового потенциала африканских государств, в том числе благодаря увеличению количества стипендий, открытию филиалов российских вузов, школ, созданию сети центров открытого образования.
Работает программа содействия странам Африки в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2023-2025 гг. Продолжена линия на укрепление продовольственной безопасности континента за счет поставок зерна и удобрений.
Что касается попыток Запада саботировать российско-африканские отношения, страны «коллективного Запада» уже долгие годы ведут беспрецедентную кампанию по противодействию Российской Федерации, в особенности на тех направлениях, где мы добиваемся существенных успехов. Взаимоотношения с Африкой относятся к этой категории.
США и их союзники продолжают оказывать давление на руководство африканских государств через угрозы применения санкций, прекращения финансовой и гуманитарной помощи. В некоторых случаях прибегают к откровенному шантажу и «выкручиванию рук». Пытаются всеми возможными способами сохранить свою неоколониальную империю, которая позволяла игнорировать суверенитет африканских стран и продолжать эксплуатировать их ресурсы в угоду собственным гегемонистским амбициям.
Сегодня перед западными странами остро встала необходимость восполнения выпавших объемов жизненно необходимых ресурсов на поддержание своей промышленности и развитие экономики и, желательно, при минимальных затратах. Их цель сейчас – это решение, можно сказать, экзистенциальных вопросов. Это видно по применяемому ими инструментарию.
Напротив, в традициях российской дипломатии, имеющей многовековую историю, продвигать собственную повестку, ставить во главу угла государственные интересы России и ее друзей, учитывая все возможные внешние факторы на основе принципов суверенного равенства государств и справедливости. Не намерены отступать от этого курса.
Наша страна решительно отстаивает принцип свободного выбора пути развития суверенных стран, что является основой развития российско-африканских отношений.
Учитываем баланс национальных интересов, выстраиваем взаимовыгодные отношения с иностранными государствами, которые сами определяют свою внутреннюю и внешнюю политику. В этом и заключается главное отличие фундаментальных подходов России от бывших западных метрополий.
Кто в своих подходах стоит на правильной стороне истории, покажет уже не столь далекое время.
О позиции России к объявлению США санкций в отношении АО «НИС»
Вопрос: Как Москва относится к объявлению США санкций в отношении АО «НИС»? Кого они наказывают, Россию или Сербию, и чего хотят этим добиться? Проводятся ли какие-либо консультации между Москвой и Белградом по этому поводу?
Ответ: Мотивы США в отношении АО «НИС» обусловлены стремлением во что бы то ни стало подорвать чрезвычайно успешный проект сотрудничества российского инвестора с сербской стороной. Это удар по выстроенному десятилетиями эффективному взаимодействию наших стран, по сербской экономике и гражданам. Здесь действует привычная Западу логика «или с нами, или никак», в которой нет места учету интересов Сербии. Досужие рассуждения американцев, что санкции не направлены против Белграда, – ложь и лицемерие.
Речь идет не только о предыдущей администрации США. Речь идет о долгосрочной политике «коллективного Запада», направленной на неоколониальное подчинение других стран, контроль над их экономикой и ресурсами. Подлинные независимость и суверенитет вызывают там аллергию и неприятие.
Россия и Сербия до сих пор успешно противостояли вредительским нападкам, ограждали совместную работу от враждебных происков. Рассчитываем, что взаимоприемлемое решение будет найдено и в этот раз. Вместе работаем над ситуацией. Исходим из необходимости сохранения с Сербией стратегического партнерства, опирающегося на многовековые братские узы народов двух стран, коренные национальные интересы, честное взаимодействие.
Полагаем, что в год 80-летия Великой Победы принципиально важно на практике подтвердить приверженность правильным ориентирам и ценностям, наследию победителей. Народы России и Сербии плечом к плечу противостояли врагу в двух мировых войнах, вместе одолели фашизм, закладывали фундамент новой системы международных отношений. Сегодня не только наши страны, но и весь мир проходит очередное испытание на прочность. Уверены, что нам удастся сохранить тесные отношения ради будущих поколений.
Ждем сербских друзей в Москве на торжествах, посвященных юбилею Победы.
Об информационном противодействии фальсификации истории
Вопрос: 2025 – год 80-летия Победы в СНГ. В наших странах нет семьи, которую не коснулась бы Великая Отечественная война. Почему важно об этом помнить? И какая цель у тех, кто пытается переписать историю?
Ответ: Российская дипломатия на всех доступных площадках и уровнях защищает историческую правду, правду о Великой Отечественной войне, борется за наши памятники. Сейчас, мы все видим, нам противостоит весь «коллективный Запад».
Особое значение это принимает накануне 80-летия Победы и объявленного Президентом России В.В.Путиным Года защитника Отечества, в честь наших героев и участников специальной военной операции сегодня и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм.
Англосаксы постоянно тестируют решимость России и мирового большинства отстаивать миропорядок, основанный на праве, закрепленный в 1945 году в Уставе ООН. Идеологическая война с нашей Победой, которую ведет Запад – это неотъемлемая часть его усилий по демонтажу послевоенного мироустройства. Взамен продвигается либеральная повестка и неоколониальный миропорядок, «основанный на правилах». К чему это привело мы видели на примере Югославии, Ирака, Ливии, Сирии. Теперь – Украины.
Запад последовательно создавал идеологическую основу для реваншистских русофобских сил, возводя на исторический пьедестал «героев» «лесных братьев», бандитов из ОУН-УПА, национальных дивизий СС. В Канаде, США им установлены десятки памятников, которые стали местом поклонения для новых поколений экстремистов и неонацистов. Вскормленные на Западе «эмиссары» с 1990-х гг. ставились на самые высокие посты в руководстве прибалтийских стран, инфильтровывались в руководство Украины.
О том, что на международной арене маски сброшены, мы видим в ходе голосований на Генеральной Ассамблее ООН по выдвигаемой ежегодно Российской Федерацией резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Еще несколько лет назад последовательно выступали против только США и Украина, есовцы воздерживались. Теперь Запад голосует единым блоком «против». Называется «блоковая дисциплина».
Проводится скоординированная на межгосударственном уровне кампания по искажению истории Второй мировой войны. Особенно кощунственным выглядят тиражируемые западными политиками, экспертами и массмедиа утверждения, что Россия якобы присваивает себе Победу, нивелирует роль других народов СССР и союзников. Тиражируемые из года в год абсурдные утверждения, вроде того, что, например, лагерь Аушвиц-Биркенау освобождали украинцы, американцы и кто-угодно, только не советские солдаты, имеют одну цель – вымарать роль Красной Армии из истории разгрома нацизма, очернить Советский Союз обвинениями в замалчивании трагедии Холокоста и т.д.
Приходится в ежедневном режиме рассказывать через наши информационные ресурсы на иностранных языках про истинных героев Второй мировой войны – от простых солдат до маршалов, о том, что именно Советский Союз прекратил уничтожение евреев. В ходе еженедельных брифингов официальный представитель Министерства рассказывает о проявлениях неонацизма в Европе и за океаном – маршах экстремистов, осквернении советских мемориалов, попытках переписать историю, разоблачает вбрасываемые на Западе фейки.
Весь наш информационный арсенал, включающий инструментарий цифровой дипломатии – более 1200 аккаунтов в соцсетях с ежемесячным охватом до 75 млн пользователей – задействован в распространении на основных иностранных языках объективных сведений о Второй мировой войне, преступлениях Третьего Рейха и его приспешников, отрицателях Холокоста и геноциде советского народа.
Давно сотрудничаем с нашими историками и экспертами в деле разоблачения и предания гласности преступлений нацистов и их приспешников. Речь идет о популяризации отечественных исследований и рассекреченных материалов, касающихся фактов геноцида советского народа.
Признание на международном уровне преступлений, совершенных нацистами на территории СССР, актами геноцида – давно назревшая мера. Она призвана восстановить историческую справедливость по отношению ко всем народам бывшего Советского Союза. Признание геноцида народов СССР станет подтверждением международным сообществом тотального неприятия человеконенавистнической идеологии нацизма и расового превосходства.
Власти ФРГ признают геноцид нацистской Германией еврейского этноса, цыган, целенаправленное истребление религиозных и других групп подконтрольного населения. При этом Берлин отказывается признать геноцид народов СССР, что не только абсурдно по своей логике и аргументации, но и глубоко оскорбительно для всех потомков жертв нацизма на территории бывшего Советского Союза, рассматривается нами как попытка ввести в практику «иерархию жертв», переписать историю.
Мы адресуем всем странам мира призыв присоединиться к российской инициативе и поддержать ее на международных площадках. В этом остро востребовано солидарная поддержка все разделяющих наши убеждения сил – общественных, экспертных, российских и зарубежных.
О российско-молдавских отношениях. Приднестровское урегулирование
Вопрос: Вопрос о ситуации вокруг Приднестровья: жители этой Республики все больше превращаются в изгоев, как в свое время это происходило с жителями ДНР и ЛНР, против которых Киев развернул так называемую АТО. В Молдавии противоположная сторона сейчас точно так же – стимулирует разговоры об изгнании миротворческого контингента России с этой территории. Можно ли эту проблему решить дипломатическим путем, или существует риск, что она пойдет по украинскому сценарию – срыв Минских соглашений и провокация боевых действий?
Из-за прекращения Украиной транзита газа в Приднестровье развивается гуманитарный кризис. Запасов газа осталось на несколько недель, та же проблема и с запасом угля. Какие шаги предпринимает МИД России для помощи Республике? Какие варианты решения проблемы существуют? Ведутся ли переговоры по этому поводу?
Ответ: Ситуация в Молдавии в 2024 году оставалась напряженной. И без того хрупкую внутреннюю стабильность изрядно расшатали прошедшие в октябре-ноябре президентские выборы и референдум по вступлению Молдавии в ЕС. Они не обошлись без электоральных махинаций со стороны властей при поддержке Вашингтона и Брюсселя. Победа на них правящих сил была обеспечена голосами молдавской диаспоры на Западе, в то время как избиратели внутри страны однозначно высказались «против».
Деструктивная политика властей и их отказ от диалога с народом привели к предельной поляризации общества и еще больше подорвали доверие к руководству. Оно продолжает вести страну по пути Украины, бездумно выполняя разрушительные установки Запада. Под видом евроинтеграции идет демонтаж суверенитета и национальной идентичности Молдавии, насильственное внедрение чуждой молдавскому обществу неолиберальной повестки. Несмотря на закрепленный в Конституции статус нейтралитета, форсированными темпами продолжается сближение с НАТО.
Параллельно Кишинев проводит курс на разрушение договорно-правовой базы сотрудничества в различных сферах в рамках СНГ. Молдавские власти определили для себя порядка 120 соглашений, якобы «не имеющих практической ценности», и последовательно осуществляют их денонсацию.
Отношение Кишинева к нашей стране остается подчеркнуто враждебным. Установки о том, что Россия является ключевой угрозой для республики, закреплены в обновленных доктринальных документах страны – Стратегии национальной безопасности и Стратегии национальной обороны. Официальный двусторонний диалог фактически заморожен. Разумеется, не по нашей инициативе.
Ответственность за все внутренние проблемы, в т.ч. нынешний острый энергетический кризис, который наиболее болезненно ударил по жителям Приднестровья, власти Молдавии цинично пытаются возложить на Россию. Такая политика является частью развязанной в стране русофобской кампании и подтверждает, что антинародному режиму М.Санду кроме мифа о «российской угрозе» предложить больше нечего.
Прошедший 2024 год не изменил тупиковую ситуацию в приднестровском урегулировании. Продолжались усилия Кишинева при поддержке Киева и Запада по перекройке на свой лад сложившегося многостороннего механизма этого процесса. Отдельные участники переговорного формата «5+2» прямо или косвенно блокировали его работу. Данная линия сопровождалась ультимативной позицией молдавских властей в диалоге c Тирасполем, которую пытались оправдать евроинтеграционными обязательствами Молдавии.
Кишинев наращивал неприкрытое финансово-экономическое и логистическое давление на Тирасполь. По сути, имели место попытки экономического удушения левобережья. Очевидно, что рассчитывать на какой-либо предметный разговор между сторонами о перспективах урегулирования приднестровской проблемы в этих условиях вряд ли приходится.
Энергетический кризис, постигший регион в конце 2024 – начале 2025 года из-за непризнания молдавским руководством долга перед «Газпромом» и отказом Киева продлить транзит российского газа через территорию Украины, окончательно обнажил безразличие Кишинева по отношению к Приднестровью. Молдавская сторона открыто уклоняется от решения возникших по ее вине газовых проблем.
На фоне нарастающей милитаризации Молдавии не вызывают доверия заверения руководства страны о намерении урегулировать приднестровскую проблему мирными методами.
В очередной раз хотели бы предостеречь «горячие головы» в Кишиневе от фантазий на тему использования энергетического кризиса в стране для силового решения приднестровского вопроса. Россия будет адекватно реагировать на любые провокации и обеспечит защиту находящихся в Приднестровье российских граждан, миротворческого контингента, военнослужащих Оперативной группы российских войск и военных складов в населенном пункте Колбасна.
Россия продолжит играть решающую роль в обеспечении мира и стабильности на Днестре. Российские миротворцы профессионально и надежно выполняют свою миссию в составе Совместных миротворческих сил.
О российско-армянских отношениях
Вопрос: Россиянам традиционно не все равно, что происходит в Армении. Больно наблюдать, как ее премьер-министр разрушает российско-армянские взаимоотношения, поддерживает русофобию, упорно пытается пойти по пути Киева образца 2014 года.
По словам Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчука, Москва рассматривает начало обсуждения в Армении законопроекта о вступлении в ЕС как начало выхода из ЕАЭС. По какой процедуре может пройти исключение Армении из ЕАЭС? Какой дипломатической линии поведения надо придерживаться Москве?
Ответ: Российско-армянские отношения переживают непростой период. Во многом это следствие действий Запада, который в минувшем году наращивал давление на Армению, подстрекал ее к разрушению традиционных связей с Россией, навязывал чуждые армянскому народу ценностные ориентиры. К сожалению, в республике зачастую благосклонно реагировали на ничем не подкрепленные обещания США и ЕС заменить собой Россию для Армении. А ведь ОДКБ – краеугольный камень безопасности Армении, а членство в ЕАЭС – залог ее экономического благополучия.
Мы неоднократно доносили до армянских друзей, что ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе о судьбе и интересах своих партнеров реально не задумываются. На Западе привыкли воспринимать их исключительно утилитарно. В Ереване не могли не обратить внимание на события, развернувшиеся в Грузии в конце прошлого года. Вероятно, слышали в Армении и нашумевшие циничные высказывания о «низкозатратности» для европейцев «проекта» по «отстыковке» Еревана от Москвы и советы армянскому населению быть готовым к «нескольким холодным зимам». В том же ряду – недавний прогноз американского аналитического центра «Stratfor», известного тесными связями с американскими спецслужбами. В нем открытым текстом говорится, что после смены администрации Вашингтон едва ли будет испытывать к Армении столь же горячий интерес.
В Москве всегда дорожили и продолжают дорожить братскими отношениями с Ереваном. Считаем республику одним из наших естественных стратегических партнеров и союзников. Мы привержены всему комплексу договоренностей с Арменией в торгово-экономической и военно-политической сферах, оформленных на двустороннем уровне и в рамках общих интеграционных объединений. При этом у России нет скрытой повестки или «прожектов», реализация которых пагубно сказывалась бы на безопасности или экономическом благополучии Армении.
Подтверждение тому – показатели двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Подсчеты еще не завершены, но уже можно сказать, что товарооборот за 2024 год поставил абсолютный рекорд. К слову, объем торговли республики с ЕС и США, призывающими Армению отказаться от российского рынка, кратно меньше и к тому же переживает спад.
Россия остается для Армении основным торговым и инвестиционным партнером. Отечественные экономоператоры – неизменные лидеры по налоговым отчислениям в бюджет и одни из крупнейших работодателей в республике. Результативно прошло очередное заседание двусторонней Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству. Высоко оцениваем результаты армянского председательства в органах ЕАЭС в 2024 году. Нет сомнений, что участие Армении в евразийской интеграции во многом обеспечило стремительный рост ее ВВП в последние годы. При этом вынуждены снова акцентировать: евразийская экономическая интеграция и членство в Евросоюзе несовместимы.
Надеемся, что в наступившем году нам удастся значительно продвинуться в реализации ряда важных проектов, а также нарастить динамику культурно-гуманитарных и межрегиональных обменов.
О российско-грузинских отношениях
Вопрос: Партия «Грузинская мечта» заявила, что Европарламент в ближайшее время примет резолюцию по Грузии, в которой потребует от Тбилиси вступить в войну с Россией. По мнению партии, такие меры привели бы к коллапсу экономики Грузии. Готова ли Москва в условиях давления со стороны Запада оказывать Грузии поддержку, если, конечно, в Тбилиси об этом попросят?
Ответ: России далеко не безразлично то, как развивается ситуация в соседней Грузии. Судьбы наших народов тесно переплетены, их объединяют общие история, культура, вера, обширные контакты между людьми.
Однако, в отличие от США и ЕС, которые продолжают пытаться грубо навязать Грузии свою волю, мы во внутренние дела республики не вмешиваемся. Уходящая вашингтонская администрация и есовцы делают все, чтобы изменить суверенный выбор грузинского народа и избранных им властей в пользу мира и процветания. Они ставят Тбилиси перед ультиматумом: либо с Западом, либо с Россией. Уверены, что народу Грузии хватит выдержки и мудрости, чтобы не стать игрушкой в чужих руках, толкающих страну к экономической и политической нестабильности.
Говоря о наших двусторонних отношениях с Тбилиси, подчеркнем, что их нормализация отвечает интересам российского и грузинского народов. Принятые в 2023 году решения Президента России В.В.Путина о возобновлении авиасообщения и отмене виз для краткосрочных поездок грузинских граждан придали импульс туристическим обменам. Расширяется частота и география прямых авиаперелетов. С целью дальнейшего поощрения гуманитарных и деловых связей в октябре 2024 года безвизовый режим был распространен на граждан Грузии, приезжающих в Россию с целями учебы, работы и проживания. Готовы идти по пути дальнейшей нормализации российско-грузинских отношений настолько далеко, насколько к этому будут готовы в Тбилиси.
О ситуации на Корейском полуострове
Вопрос: Ситуация на Корейском полуострове усложнилась после начала конфликта вокруг Украины. Каковы сегодня взаимоотношения между Россией и КНДР, Россией и Республикой Корея?
Ответ: Благодаря особому вниманию со стороны Президента Российской Федерации В.В.Путина и Председателя Государственных дел КНДР Ким Чен Ына наши отношения с Корейской Народно-Демократической Республикой достигли беспрецедентно высокого уровня, закрепленного по итогам исторической встречи лидеров двух стран в Пхеньяне в июне 2024 года.
Важнейшим результатом саммита стало подписание нового основополагающего межгосударственного документа – Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и КНДР, официально вступившего в силу после состоявшегося 4 декабря 2024 года в Москве обмена ратификационными грамотами. Он закрепил союзнический характер традиционно дружественных российско-северокорейских связей, уверенно развивающихся в нынешних кардинально изменившихся геополитических условиях на основе взаимной поддержки, оказываемой нашими странами друг другу по ключевым вопросам международной повестки.
Об обновленном статусе наших отношений с особой наглядностью свидетельствует запуск стратегического диалога на уровне министров иностранных дел, первый раунд которого проведен в Москве 1 ноября 2024 года.
В ходе состоявшегося в том же месяце в Пхеньяне 11-го заседания Российско-Корейской Межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству были подведены итоги и поставлены амбициозные задачи по дальнейшему расширению обоюдовыгодного практического взаимодействия.
Особенно отрадно, что растет число контактов в гуманитарной сфере, в том числе на уровне регионов, между образовательными и культурными учреждениями, молодежными и спортивными организациями.
Нацелены на дальнейшую активную совместную работу с корейскими партнерами по реализации имеющихся договоренностей, ориентированных на углубление и всестороннее развитие сотрудничества между Россией и КНДР по самому широкому спектру направлений.
Что касается Республики Корея, то ее власти продолжали следовать в кильватере откровенно враждебной антироссийской линии коллективного Запада.
Со своей стороны призывали Сеул не допустить окончательного обрушения российско-южнокорейских связей, сохранить накопленный солидный багаж двустороннего взаимодействия в политической, экономической и гуманитарной сферах с прицелом на его восстановление при условии, что в Южной Корее осознают ошибочность недружественного курса в отношении нашего государства и скорректируют российский вектор своей внешней политики.
В условиях переживаемого Республикой Корея беспрецедентного внутриполитического кризиса подтверждаем неизменную готовность к конструктивному диалогу с законными властями этой страны, заинтересованными в нормализации отношений с Россией, в том числе по тематике снижения напряженности на Корейском полуострове.
В прошедшем году на фоне продолжающегося существенного ухудшения ситуации в области безопасности там нарастали угрозы возникновения нового масштабного военного конфликта вследствие активной милитаризации субрегиона США и их союзниками. Углублялся раскол между вовлеченными в корейское урегулирование сторонами в результате насаждаемого Вашингтоном блокового противостояния.
США и Республика Корея, переформатировав двусторонний альянс в «ядерный», последовательно наращивали совместную военную активность, упражнялись в нанесении превентивных «обезглавливающих» ударов по КНДР, а также укрепляли тройственный союз с Японией с приданием ему аналогичных НАТО функций. Очевидно, что подобная конфронтационная политика создает реальную угрозу безопасности на Корейском полуострове и во всей Северо-Восточной Азии.
Если бы США были заинтересованы в политико-дипломатическом урегулировании проблем субрегиона, то предприняли бы практические шаги, способствующие деэскалации военно-политической напряженности и перезапуску переговорного процесса. Однако ничего подобного за прошедший год мы не увидели. Более того, Вашингтон и его союзники, оправдывая свои агрессивные планы в Совете Безопасности ООН, продолжали выступать за усиление антигуманного бессрочного санкционного режима в отношении КНДР. При этом игнорировались резолюции, предписывающие решать проблемы полуострова исключительно мирными, дипломатическими и политическими средствами.
Убеждены, что в складывающихся обстоятельствах Пхеньян имеет законное право на принятие самостоятельных мер по обеспечению своей безопасности и защите суверенитета. В качестве эффективного инструмента сдерживания внешней агрессии рассматриваем Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и КНДР, в соответствии со статьей 4 которого наши страны могут оказывать друг другу соответствующую помощь. Данное положение полностью соответствует духу и букве Устава ООН и призвано снизить риск рецидива войны на полуострове, в том числе с применением ядерных средств, а также стать в перспективе одним из элементов устойчивой архитектуры неделимой безопасности в этом регионе и в Евразии в целом.
О российско-японских отношениях
Вопрос: Как Россия оценивает перспективы сотрудничества с Японией в энергетической сфере в условиях введенных санкций? Существуют ли планы по расширению поставок СПГ или реализации новых совместных проектов?
Каким видится мирный договор с Японией с учетом нынешних реалий? Какие шаги Россия готова предпринять для его подписания?
Ведется ли диалог между Россией и Японией в гуманитарной сфере относительно возобновления посещений японцами могил предков на Курильских островах?
Какие планы в текущем году по развитию российско-японских отношений в части культурного обмена и обмена кадрами?
Ответ: Сфера энергетики – одна из немногих, где между нашими странами пока сохраняется конструктивное взаимодействие. Россия выполняет в полном объеме свои обязательства по имеющимся договоренностям и не препятствует участию японского бизнеса в проектах на территории нашей страны, в частности на Сахалине. К сожалению, и в области энергетического сотрудничества присутствуют элементы конъюнктурности, присущие в целом политике Токио на российском направлении. Япония после начала специальной военной операции на Украине в угоду т.н. западной солидарности взяла откровенно антироссийский курс, который привел к демонтажу выстраивавшихся десятилетиями отношений добрососедства и взаимовыгодной кооперации. Иллюзий быть не должно – энергетическое сотрудничество с Россией на данном этапе, как признают японские власти, крайне важно для национальной энергобезопасности, однако мы не слышали, чтобы Токио дезавуировал распространяемые в СМИ заявления о намерении «полностью освободиться от зависимости» от российских энергоносителей.
В таких условиях говорить о новых начинаниях, к сожалению, не приходится. Сказывается как полное разрушение основ прагматичного подхода к взаимодействию, ответственность за которое целиком лежит на правительстве Японии, так и несвобода Токио от решений его союзников. В частности, США в угоду своим коммерческим интересам по сути заморозили японское участие в «Арктик СПГ-2» несмотря на то, что этот энергопроект японская сторона также называла значимым элементом обеспечения энергетической безопасности страны.
Безусловно, выбор дальнейших действий – за Японией. Наши топливные ресурсы в любом случае найдут своего потребителя.
По вопросу мирного договора с Японией, то подчеркиваем, что с начала специальной военной операции в феврале 2022 года правительство Японии выбрало откровенно недружественный курс в отношении России: множатся «пакеты» нелегитимных санкций, в японском обществе целенаправленно разжигаются русофобские настроения, у дальневосточных рубежей нашей страны наращивается совместная с США и другими государствами-членами НАТО военная активность, в том числе с отработкой применения ударных вооружений, оказывается прямая материально-техническая помощь киевскому режиму.
В такой обстановке не видим никакой возможности вести с Токио имевший место ранее диалог о заключении основополагающего документа с целью создания фундамента для долгосрочных добрососедских отношений. Соответствующая позиция в полной мере отражена в заявлении МИД России от 21 марта 2022 года.
Было также прекращено действие соглашений о безвизовых обменах между южными Курильскими островами Российской Федерации и Японией от 1991 года и о максимально облегченных посещениях бывшими японскими жителями южных Курил мест своего прежнего проживания от 1999 года.
Вместе с тем мы не закрывали Россию для японских граждан: желающие приехать, в том числе навестить могилы предков на южных Курильских островах, могут сделать это на общих основаниях – по паспортам с визами. Единственным препятствием является позиция правительства Японии, которое фактически запрещает своим гражданам такие поездки.
Что касается планов по развитию российско-японских отношений в гуманитарной сфере, то отмечаем, что, несмотря на общий негативный фон в межгосударственных отношениях, культурно-гуманитарные обмены удалось сохранить. В нынешней ситуации они особенно важны для поддержания связей между народами России и Японии. Однако взаимодействие в данной сфере должно быть «дорогой с двусторонним движением», а не инструментом продвижения исключительно интересов одной стороны.
Японские культурные мероприятия по-прежнему активно и беспрепятственно осуществляются по всей нашей стране. Одновременно в этом году запланировано проведение ежегодного Фестиваля российской культуры в Японии, который неизменно привлекает живой интерес со стороны простых японских граждан.
К сожалению, нельзя не указать на проявления и в Японии элементов западной политики «отмены русской культуры». В частности, в адрес организаторов Фестиваля звучат порой угрозы, поступают требования о его прекращении». Немалую роль в этом играют японские СМИ, нагнетающие атмосферу нетерпимости и даже ненависти вокруг всего, что связано с Россией.
Подобный подход закономерно сказался и на сфере туризма. Да, число российских туристов, посещающих Японию, растет, чего нельзя сказать о количестве японцев, прибывающих в Россию. Одна из причин – политически ангажированные рекомендации МИД Японии своим гражданам воздерживаться от посещения нашей страны.
Несомненно, большую роль в восстановлении людских обменов могло бы сыграть возобновление прямого воздушного сообщения – тем более, что ни одна из сторон официально не закрывала свое небо для другой.
О российско-итальянских отношениях
Вопрос: Во время пресс-конференции в конце 2024 года Президент России В.В.Путин заявил, что Россия испытывает симпатию как к итальянскому обществу, так и к самой Италии. Распространяется ли это чувство на итальянское правительство во главе с Дж.Мелони? Может ли Италия сыграть роль в урегулировании военных действий на Украине или в защите интересов России в ЕС, потенциально выступая в качестве моста между Россией и ЕС?
Ответ: Действительно, в России испытывают искреннюю симпатию к итальянскому народу, любят богатейшую культуру Италии, ее искусство и творческие достижения. Большинство итальянцев – люди здравомыслящие и дружелюбные. Между нами есть немало общего, к примеру, стремление к красоте и справедливости, уважение семейно-родственных уз, взаимный интерес друг к другу.
Вместе с тем, вряд ли можно оперировать такими абстрактными категориями, как симпатия и антипатия, когда речь идет о межгосударственных отношениях. Определяя свою политику на итальянском направлении, мы руководствуемся коренными национальными интересами и принципом взаимности. К сожалению, российско-итальянские отношения переживают самый глубокий кризис со времён Второй мировой войны, и ответственность за это, безусловно, несет официальный Рим. По инициативе итальянских властей заморожены все механизмы институционального взаимодействия, произошел обвал двусторонних связей. По сути, утрачен тот багаж, который нарабатывался десятилетиями.
Не будем гадать, как скоро в Риме очнутся и осознают огромный экономический, социальный, репутационный урон, который приносит безрассудная линия «коллективного Запада» на нанесение России «стратегического поражения» и сдерживание нашей страны незаконными санкциями. Но, очевидно, что восстановление российско-итальянского взаимовыгодного сотрудничества отвечало бы интересам народов России и Италии. Однако еще раз подчеркнем: наш двусторонний диалог прекратился по вине Рима, ему и исправлять последствия собственных безобразных поступков.
Что касается второй части Вашего вопроса, сложно представить, какую роль в урегулировании украинского конфликта могла бы сыграть страна, которая с самого начала специальной военной операции встала в авангарде враждебной антироссийской линии и не только поддерживает «на 360 градусов» и «столько, сколько потребуется», как любит выражаться Председатель Совета министров Италии Дж.Мелони, кровавый неонацистский киевский режим, но и оказывает ему значительную военную, военно-техническую, финансовую помощь.
С учетом занятой Италией антироссийской позиции мы не рассматриваем ее в ни качестве возможного участника мирного процесса, ни тем более некоего «защитника интересов России в ЕС», что в нынешних условиях звучит откровенно смехотворно.
Если в Италии хотят внести реальный ощутимый вклад в мирное урегулирование, то в первую очередь должны прекратить накачивать Киев оружием, направляя на Украину все более современные виды вооружения и военной техники. Это приводит лишь к неконтролируемой эскалации конфликта и росту числа жертв, в том числе среди гражданского населения.