15:51

Послание Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова участникам конференции «Россия и Ближний Восток: стратегическое сближение и переплетение интересов» Международного дискуссионного клуба «Валдай», Москва, 21 февраля 2022 года

313-21-02-2022

Уважаемые коллеги, друзья,

Приветствую участников «ближневосточной» конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай». Отрадно, что несмотря на сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку, мероприятие проходит в очном формате. Прежде всего, хотел бы выразить признательность за его организацию Председателю Совета Фонда развития и поддержки «Валдая» Андрею Георгиевичу Быстрицкому и научному руководителю Института востоковедения, академику РАН Виталию Вячеславовичу Наумкину.

Отталкиваясь от темы сегодняшней дискуссии, сразу скажу: российские приоритеты на Ближнем Востоке и Севере Африки остаются неизменными на протяжении уже многих лет. Наша магистральная задача – обеспечить условия для дальнейшего укрепления многоплановых взаимовыгодных отношений России со странами региона на равноправной основе. При этом мы неукоснительно руководствуемся международным правом, включая принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств. И, конечно, уважаем право народов региона самостоятельно определять модели своего политического и социально-экономического развития.

Думаю, именно поэтому наша страна пользуется на Ближнем Востоке репутацией надежного, предсказуемого международного партнера. Об этом свидетельствует не только интенсивная динамика политического диалога на высшем и высоком уровнях, но и уверенный рост  торгово-экономического сотрудничества со многими ближневосточными государствами. Цифры говорят сами за себя. Например, за 11 месяцев прошлого года объем российско-эмиратского товарооборота  увеличился более чем на 78%, составив 4,5 млрд долл. Это – новый исторический максимум. На 52% выросли объемы торговли с Катаром, на 38% – с Саудовской Аравией и более чем на 37% – с Бахрейном.

Отдельно отмечу устойчивую тенденцию на расширение практической кооперации с Египтом – нашим крупнейшим торгово-экономическим партнером в регионе. В ближайшее время будет запущено строительство первой на Африканском континенте атомной электростанции «Эль-Дабаа» по российской технологии. На финальном этапе – согласование проекта Российского промышленного кластера в Экономической зоне Суэцкого канала.

Тесно взаимодействуем с ближневосточными друзьями в интересах минимизации негативных последствий коронавирусной инфекции. Уже более десяти стран региона зарегистрировали российскую вакцину «Спутник V». На продвинутой стадии находятся переговоры о локализации ее производства сразу в нескольких государствах БВСА.

К сожалению, серьезной помехой на пути дальнейшего раскрытия масштабного потенциала российско-арабского сотрудничества остаются сохраняющиеся в регионе кризисы и конфликты. В этой связи хотел бы вкратце осветить наши принципиальные подходы к наиболее «острым» региональным сюжетам.

Среди безусловных приоритетов России – содействие комплексному урегулированию в Сирии. Исходим из того, что на данном этапе устойчивая нормализация должна обеспечиваться прежде всего социально-экономическими средствами. В число первоочередных задач входит создание благоприятных условий для добровольного возвращения на родину миллионов сирийских беженцев.

Очевидно, что для запуска постконфликтного восстановления требуются слаженные коллективные усилия. И, в первую очередь, речь, на наш взгляд, должна идти о задействовании потенциала арабского мира, неотъемлемой частью которого остается Сирия. Отмечу, что резолюция 2585 СБ ООН по трансграничному механизму доставки гумпомощи открывает дополнительные возможности для оказания сирийцам многопланового гуманитарного содействия, в том числе в рамках реализации проектов раннего восстановления. В качестве хорошего примера общего настроя на активизацию хозяйственных связей Дамаска с арабскими соседями рассматриваем запуск проекта организации поставок в Ливан электроэнергии из Иордании и природного газа из Египта через территорию САР. Надеемся, что логичным продолжением этой позитивной тенденции станет восстановление членства САР в Лиге арабских государств уже в скором будущем.

Что касается политического аспекта урегулирования, то в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН, уделяем большое внимание деятельности Конституционного комитета в Женеве. В целях придания его сессиям регулярного и конструктивного характера намерены настойчиво работать с сирийскими сторонами и спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсеном. Не могу не отметить весомый вклад академика В.В.Наумкина, который в качестве члена команды спецпосланника неизменно принимает участие в сопровождении работы Комитета.

«Астанинский формат» остается наиболее эффективным механизмом международного сопровождения сирийского урегулирования, где мы продолжаем взаимодействовать с турецкими и иранскими партнерами. В декабре 2021 г. в Нур-Султане состоялась 17-я Международная встреча по Сирии. В ближайшее время по инициативе турецкой стороны планируем провести «сверку часов» на министерском уровне.

Как вы знаете, в Москве с рабочим визитом находится Министр иностранных дел Сирии Ф.Микдад. Он любезно согласился выступить на Форуме. Завтра у вас будет возможность услышать его оценки.

Несколько слов по Ливии. Самое главное это то, что там уже более года не ведутся активные боевые действия. За это время в стране произошли важные положительные изменения. При активной международной поддержке ливийцы постепенно преодолевают накопившееся за годы смуты недоверие, учатся договариваться и находить компромиссы. В 2021 г. были сформированы единые органы власти на переходный период. Началось объединение госструктур, финансовых и экономических институтов.

Со своей стороны поддерживаем устойчивые сбалансированные связи со всеми ведущими политическими силами на западе, востоке и юге страны. Как в двустороннем формате, так и на международных площадках побуждаем ливийских политиков к конструктивному диалогу и поиску компромиссных развязок. Надеемся, что перенос намечавшихся на конец декабря всеобщих выборов не спровоцирует эскалацию военно-политической напряженности и не «заморозит» политпроцесс.

Другое направление приложения наших усилий – создание условий для поддержания безопасности в зоне Персидского залива. С этой целью в 2021 г. в тесной координации с арабскими и иранскими партнерами завершили работу над обновлением российской Концепции обеспечения коллективной безопасности в этом субрегионе. В августе прошлого года она была распространена в качестве официального документа Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН и передана на рассмотрение в столицы заливных государств.

Обновленная версия нашей инициативы сфокусирована на принятии долгосрочной программы совместных действий по укреплению региональной стабильности. Это включает создание механизмов разрешения споров и урегулирования конфликтов, а также определение основных параметров будущей архитектуры межгосударственного взаимодействия в зоне Персидского залива. Подготовленный Россией проект документа предусматривает налаживание многосторонней координации в военно-политической сфере, завязывание экономических, гуманитарных, экологических и иных связей.

15-16 ноября 2021 г. на базе Института востоковедения РАН в Москве прошла 2-я Международная экспертная встреча. В ее ходе представители неправительственных организаций и научных кругов предметно обсудили Концепцию. По итогам решено продолжать обмен мнениями в рамках специально учрежденной неофициальной контактной группы. Мы остаемся открытыми к диалогу со всеми заинтересованными сторонами.

И конечно, мира на Ближнем Востоке вряд ли удастся достичь без устранения такой застарелой «болевой точки», как палестино-израильский конфликт. Убежден, что, несмотря на всю сложность этой проблемы, мы не должны опускать руки. Следует использовать любые возможности для возобновления мирного процесса. Исходим из необходимости активизации многосторонних усилий, в том числе в формате ближневосточного «квартета» международных посредников. Их задачей должно быть создание условий для скорейшего перезапуска прямых переговоров палестинцев и израильтян на общепризнанной международно-правовой основе.

Уважаемые коллеги,

Временной регламент не позволяет затронуть все актуальные проблемы региона БВСА, требующие постоянного внимания. Имею в виду имеющий тенденцию к обострению конфликт в Йемене, внутриполитическую турбулентность в Судане, Ливане, Ираке, ряде других стран. Подводя итог, хотел бы подчеркнуть: российская дипломатия продолжит работать над тем, чтобы Ближний Восток стал зоной безопасности, стабильности и процветания. Будем и далее содействовать преодолению кризисных ситуаций, принимать посильное участие в постконфликтном восстановлении пострадавших стран.

Уверен, что высокий профессиональный уровень участников конференции позволит провести откровенное и глубокое обсуждение всех насущных вопросов. Желаю продуктивных дискуссий.

Благодарю за внимание.


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска