16:53

Брифинг заместителя официального представителя МИД России А.А.Кожина, Москва, 27 июня 2019 года

1349-27-06-2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. О визите в Россию Вице-премьера, Министра иностранных дел и торговли Ирландии С.Ковени
  2. О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Председателем Палаты представителей Генеральной Ассамблеи Уругвая С.Боттино
  3. О визите Генерального секретаря Организации исламского сотрудничества Ю.Осаимина в Российскую Федерацию
  4. О выставке по случаю 140-летия установления дипломатических отношений между Россией и Болгарией
  5. О предстоящей встрече в Париже «Международного партнёрства по борьбе с безнаказанностью за использование химического оружия»
  6. О текущей ситуации в Сирии
  7. О ситуации в Венесуэле
  8. О ситуации в Судане
  9. О переносе рассмотрения в Сейме Латвии законопроекта об автоматическом присвоении гражданства детям «неграждан»
  10. Об обращении нидерландского Фонда авиакатастрофы рейса МН17 («Стихтинг флиграмп МН17») от имени родственников жертв крушения малайзийского «Боинга» в ПАСЕ по вопросу о восстановлении прав российской делегации в Ассамблее
  11. К информации о поддержке игиловцев со стороны американцев в боестолкновениях с талибами
  12. О начале выдачи с 1 июля электронных виз для посещения Калининградской области и перспективах их распространения на всей территории Российской Федерации с 2021 года
  13. О данных соцопроса представителей СМИ на Украине
  14. О ситуации с безопасностью журналистов в мире
  15. О ситуации вокруг Б.А.Осиповой
  16. Об оказании Россией содействия Таджикистану в сфере борьбы с наркотиками
  17. К 100-летию Версальского мирного договора

Из ответов на вопросы:

  1. О решении США отнести Кубу к третьей – низшей категории стран по ситуации в сфере торговли людьми в соответствующем докладе 2019 года
  2. О позиции Российской Федерации в связи с активизацией третьего раздела американского экстерриториального закона Хелмса-Бертона
  3. О российско-пакистанских отношениях
  4. О ситуации вокруг Ирана
  5. О возвращении России в ПАСЕ
  6. О российско-польских отношениях
  7. О ситуации в Грузии
  8. О восстановлении полномочий России в ПАСЕ
  9. О саммите «Большой двадцатки» в Осаке 28-29 июля
  10. О встрече представителей США, Китая и России по Афганистану
  11. О ситуации в Тунисе
  12. О переговорах в Минске с участием В.В.Медведчука с представителями ДНР и ЛНР
  13. Об экономических санкциях в отношении России со стороны ЕС

 

 

 

О визите в Россию Вице-премьера, Министра иностранных дел и торговли Ирландии С.Ковени

 

2 июля Москву c рабочим визитом планирует посетить Вице-премьер, Министр иностранных дел и торговли Ирландии С.Ковени.

Предстоящие российско-ирландские переговоры глав внешнеполитических ведомств станут первыми с декабря 2012 г., когда Министр иностранных дел России С.В.Лавров в Дублине «на полях» СМИД ОБСЕ провел встречу с тогдашним Вице-премьером, Министром иностранных дел и торговли Ирландии Э.Гилмором.

Предполагается обсудить текущее состояние и перспективы развития российско-ирландских отношений, возможности активизации сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. Имеется в виду также обменяться мнениями по актуальной международной и региональной проблематике.

К оглавлению

 

О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Председателем Палаты представителей Генеральной Ассамблеи Уругвая С.Боттино

 

2 июля Министр иностранных дел России С.В.Лавров встретится с Председателем Палаты представителей Генеральной Ассамблеи Уругвая С.Боттино, которая прибудет в Москву для участия в работе второго Международного форума «Развитие парламентаризма» (1-2 июля).

Уругвай – традиционный партнер России в латиноамериканском регионе. Между двумя странами поддерживается доверительный политический диалог, в том числе на высшем и высоком уровнях, подкрепляемый активными контактами по линии различных ведомств и организаций. Исходим из того, что визит Председателя Палаты представителей Генеральной Ассамблеи Уругвая С.Боттино в Россию является важным шагом в деле дальнейшего укрепления двусторонних межпарламентских связей.

К оглавлению

 

О визите Генерального секретаря Организации исламского сотрудничества Ю.Осаимина в Российскую Федерацию

 

С 2 по 4 июля в Москве с рабочим визитом будет находиться Генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Ю.Осаимин. 3 июля запланированы его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.

Состоится обмен мнениями о международном содействии урегулированию конфликтов в мусульманских странах-участницах ОИС – в Сирии, Ливии, Йемене, Афганистане, Судане. Особое внимание будет уделено обострившейся обстановке в зоне Персидского залива, необходимости не допустить возникновения там вооруженного противостояния. Будет обсуждена приоритетная для ОИС проблематика палестино-израильских отношений.

Будут рассмотрены различные аспекты двустороннего взаимодействия между Россией и ОИС, включая политический диалог, сотрудничество в деле противодействии терроризму, связи между финансово-экономическими учреждениями сторон, реализацию гуманитарных, культурных проектов, продвижение межцивилизационного диалога, контакты российских мусульман с зарубежными единоверцами.

К оглавлению

 

О выставке по случаю 140-летия установления дипломатических отношений между Россией и Болгарией

 

5 июля в Министерстве иностранных дел Российской Федерации состоится открытие выставки по случаю 140-летия установления дипломатических отношений между Россией и Болгарией.

Экспозицию откроют Министр иностранных дел России С.В.Лавров и Посол Болгарии в Москве А.Крыстин. На выставке будут представлены документы и иллюстрации из Архива внешней политики России.

К оглавлению

 

О предстоящей встрече в Париже «Международного партнёрства по борьбе с безнаказанностью за использование химического оружия»

 

Как ожидается, в конце июня в Париже состоится очередная встреча т.н. «Международного партнёрства по борьбе с безнаказанностью за использование химического оружия», созданного по инициативе Франции в январе 2018 года. Французское председательство, по некоторым сведениям, планирует призвать страны-участницы этой структуры, костяк которой составляют члены НАТО и ЕС, к наращиванию санкционного давления на Сирию и Россию. Надуманные предлоги всем хорошо известны – непрекращающиеся инсинуации на тему сирийского «химического досье» и «дела Скрипалей».

В этой связи хотелось бы напомнить основателям этого псевдонераспространенческого «клуба по геополитическим интересам», что именно они уверяли в ненаправленности их «детища» против каких-либо конкретных стран и стремлении лишь содействовать укреплению КЗХО и авторитета ОЗХО. Между тем, все их «начинания» на деле свидетельствуют об обратном, а именно – о намерении и далее политизировать работу этой сугубо технической по своему предназначению международной Организации.

Выражаем глубокое сожаление по данному поводу.

К оглавлению

 

О текущей ситуации в Сирии

 

В центре внимания остается ситуация в Идлибской зоне деэскалации. Действующие там террористы группировки «Хейат Тахрир Аш-Шам» (ХТШ) и союзные ей бандформирования продолжают произвольными обстрелами и атаками нагнетать напряженность в Идлибе, держать в страхе мирных жителей внутри зоны и за ее пределами. Введенный 12 июня при посредничестве России и Турции «режим тишины» был полностью проигнорирован джихадистами. Они отказались от прекращения огня и не прекратили свои агрессивные вылазки против позиций сирийских правительственных войск, удары по жилым кварталам. Наиболее интенсивные провокационные нападения боевики предпринимают на следующих направлениях – южные пригороды Алеппо, северо-западные районы провинции Хама, Горная Латакия. Так, 17 июня террористы ХТШ обстреляли из реактивных систем залпового огня населенный пункт Аль-Вадихи, расположенный к югу от г.Алеппо, в результате чего погибли 13 мирных жителей, десятки получили ранения.

На политическом треке сирийского урегулирования есть основания для оптимизма в том, что касается завершения работы по формированию и запуску Конституционного комитета. 20 июня российская межведомственная делегация посетила Дамаск, состоялась встреча с Президентом Сирии Б.Асадом. В ходе консультаций стороны подробно обсудили весь комплекс вопросов, связанных с созданием и созывом Конституционного комитета, его составом и правилами процедуры, как это предусмотрено решениями Конгресса сирийского национального диалога в Сочи. В развитие достигнутых пониманий и в целях их дальнейшей реализации в Дамаске ожидают приезда спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсена. Рассчитываем, что ооновский эмиссар, у которого, как мы отмечаем, сложился конструктивный диалог с Дамаском, воспользуется открывшимся «окном возможностей» для успешного продвижения политического процесса.

На этом фоне обратили внимание на критические выпады в адрес России со стороны главы оппозиционного Сирийского комитета по переговорам (СКП) Н.Харири. 18 июня по итогам заседания комитета в Эр-Рияде Н.Харири, в частности, возложил на российскую сторону ответственность за эскалацию напряженности в Идлибе и обвинил сирийские власти и ВКС России в нанесении неизбирательных ударов по объектам гражданской инфраструктуры в зоне деэскалации. В этой связи Н.Харири подчеркнул, что в условиях обострения ситуации в Идлибе обсуждение политических вопросов, включая формирование и запуск Конституционного комитета, будто бы лишено всякого смысла.

Подобные высказывания Н.Харири контрпродуктивны и вызывают разочарование. Возникают вопросы и сомнения в искренности и в патриотическом настрое руководства сирийской оппозиции продвигаться по пути надежного и заслуживающего доверия разрешения кризиса в Сирии в интересах всех граждан страны.

Продолжаем следить за развитием ситуации вокруг лагеря внутренне перемещённых лиц (ВПЛ) «Рукбан». С удовлетворением отмечаем возобновление процесса эвакуации и расселения его жителей на подконтрольных сирийским властям территориях. За прошедшие две недели из лагеря вышло порядка 1500 человек, общее же число беженцев, покинувших «Рукбан», составляет около 15 тыс. человек. Важно, что сирийское правительство обеспечивает достойные условия для возвращения беженцев из «Рукбана» в места постоянного проживания и помогает им в налаживании мирной жизни, что подтверждается представителями ООН. В свою очередь, готовы к продолжению работы и координации усилий со всеми сторонами, заинтересованными в окончательном разрешении проблемы лагеря «Рукбан».

К оглавлению

 

О ситуации в Венесуэле

 

В последние дни мы довольно много говорили о Венесуэле. Позавчера я подробно ответил на вопросы газеты «Известия» о влиянии санкций на гуманитарную ситуацию в этой стране. Хотели бы добавить следующее.

Приезд Верховного комиссара ООН по правам человека М.Бачелет в Венесуэлу был важен с точки зрения налаживания конструктивного, неангажированного взаимодействия Правительства и оппозиции с ооновскими структурами. Ценим, что визит был выстроен М.Бачелет в сбалансированном ключе, с желанием беспристрастно разобраться в ситуации, способствовать нахождению компромиссных развязок. Неудивительно, что выводы, озвученные Верховным комиссаром по завершении визита, вызвали раздраженную реакцию радикалов от оппозиции. Рассчитываем, что итоговый доклад, который планируется представить 5 июля, будет выдержан во взвешенной тональности.

Примечательно, что после слов Верховного комиссара о негативном влиянии санкций на ситуацию в стране один из лидеров умеренной оппозиции также осудил рестрикции, отрицательно сказывающиеся на наиболее уязвимых слоях населения. Значит, разговор может идти на одном языке. Надеемся, что это заявление не дань политической конъюнктуре, а позиция, которая не претерпит изменений.

В этой связи обратили внимание на информацию об очередной попытке госпереворота, готовившейся против Президента Н.Мадуро и его ближайшего окружения, а также планах по организации новых подрывных действий, направленных на дополнительную дестабилизацию обстановки в стране. Хорошо, что правоохранительным органам Венесуэлы удалось вовремя их пресечь.

Безусловно, такие агрессивные намерения не способствуют поиску путей выхода из кризиса, который сейчас идет в рамках диалога между Правительством и оппозицией при «добрых услугах» Норвегии. Хотел бы подчеркнуть нашу полную поддержку этому процессу и призвать всех не навязывать участникам и организаторам переговоров свою точку зрения и некие условия, ведущие якобы к неким решениям. Выход из сложившейся ситуации должен быть найден самими венесуэльцами без деструктивного, тем более силового, вмешательства извне. В этом контексте не можем согласиться со спецпредставителем США по Венесуэле Э.Абрамсом: «на столе» могут быть все опции, кроме военной.

Сегодня вновь обращаемся ко всем конструктивно настроенным политическим силам Венесуэлы с призывом продолжать совместную работу по поиску мирного решения через инклюзивный диалог, без ультиматумов и предварительных требований. Мировое сообщество должно поощрять эти усилия, играть конструктивную роль, включая разработку мер укрепления доверия между политическими оппонентами.

К оглавлению

 

О ситуации в Судане

 

С самого начала кризиса в Судане призываем все политические силы страны к урегулированию имеющихся противоречий исключительно мирными демократическими средствами через инклюзивный диалог. Поддерживаем предпринимаемые в этих целях посреднические усилия Африканского союза и соседних стран.

Но при этом исходим из того, что решение внутрисуданских проблем является, прежде всего, делом самих суданцев. Внешнее давление, попытки шантажа, ультиматумы и другие формы грубого вмешательства во внутренние дела суверенного государства считаем неприемлемыми и контрпродуктивными, способными спровоцировать ужесточение позиций сторон и обострение внутриполитического конфликта в Судане.

К оглавлению

 

О переносе рассмотрения в Сейме Латвии законопроекта об автоматическом присвоении гражданства детям «неграждан»

 

На днях Сейм Латвии поддержал инициативу националистически настроенных депутатов о переносе рассмотрения законопроекта об автоматическом присвоении гражданства детям латвийских «неграждан», внесенного повторно Президентом страны Р.Вейонисом. Поскольку латвийские парламентарии ушли на каникулы, упомянутое решение отложено на неопределенный срок.

Напомним, что действие закона в случае его принятия распространялось бы только на детей, родившихся после 1 января 2020 г. При этом, согласно оценкам экспертов, речь идет лишь о нескольких десятках новорожденных в год. Видимо, представители националистических партий посчитали и этих родившихся в семьях «неграждан» младенцев априори «нелояльными» латвийскому государству.

Данная проблема сама по себе не нова. Необходимость ее решения в качестве приоритетной рекомендации регулярно обозначается Правительству Латвии целым рядом профильных международных организаций и экспертов, в том числе Комитетом ООН по ликвидации расовой дискриминации, Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств и Комиссаром Совета Европы по правам человека.

Но и такой минимум в обеспечении базовых прав дискриминируемых в Латвии «неграждан» законодатели этой страны, к сожалению, в очередной раз решили проигнорировать. А демократическая Европа молчит.

К оглавлению

 

Об обращении нидерландского Фонда авиакатастрофы рейса МН17 («Стихтинг флиграмп МН17») от имени родственников жертв крушения малайзийского «Боинга» в ПАСЕ по вопросу о восстановлении прав российской делегации в Ассамблее

 

Нам стало известно об обращении нидерландского «Фонда авиакатастрофы рейса МН17» («Стихтинг флиграмп МН17») от имени родственников жертв крушения малайзийского «Боинга» в ПАСЕ с призывом отложить восстановление прав российской делегации в Ассамблее.

Мы, безусловно, понимаем чувства родственников жертв этой трагедии, произошедшей в небе над восточной Украиной 17 июля 2014 г., в связи с расследованием, осуществляемым международной Совместной следственной группой. Однако подобные обращения, как и все иные усилия по оказанию воздействия на российскую сторону в данном вопросе, фактически, равноценны стуку в «открытую дверь».

Российская сторона взаимодействовала с Нидерландами с первого дня трагедии, предоставляя всю имеющуюся информацию по катастрофе МН17. Но беспрецедентный объем данных, переданных Россией Совместной следственной группе (ССГ), упорно игнорируется. Это, помимо прочего, результаты натурного эксперимента, проведенного концерном «Алмаз-Антей», и первичные радиолокационные данные, опровергающие возможность пуска ракеты из места, на котором настаивает ССГ, и рассекреченная документация, доказывающая украинскую принадлежность ракеты, сбившей самолет, и многое другое.

В то же время хотели бы отметить, что в адрес Украины каких-либо обвинений в связи с незакрытием ей своего воздушного пространства не поступает.

Российская сторона глубоко скорбит о жертвах катастрофы и будет и далее оказывать все возможное содействие в установлении истины о гибели рейса MH17, c тем чтобы привлечь к ответственности реальных, а не заранее назначенных виновников произошедшего. Убеждены, что путь к истине лежит через диалог и сотрудничество.

К оглавлению

 

К информации о поддержке игиловцев со стороны американцев в боестолкновениях с талибами

 

В последнее время все чаще стала появляться информация об усилении вооруженного противостояния между отрядами Движения талибов и ИГИЛ на востоке Афганистана и получении при этом игиловцами скрытой силовой поддержки со стороны американского военного контингента.

Все это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что, с одной стороны, ДТ выполняет свои обещания по активизации борьбы с силами международных террористов, окопавшихся в Афганистане и вынашивающих планы по созданию «всемирного халифата». С другой стороны, единственным источником информации о поддержке действий игиловцев американскими военными остаются сами же талибы, в связи с чем подтвердить ее пока не представляется возможным. Мы неоднократно выражали американским коллегам наши озабоченности на этот счет, но они категорически отрицали достоверность этих данных. В такой ситуации остается надеяться на искренность США и их партнеров по НАТО в борьбе против международного терроризма на афганской земле.

Однако не вызывает сомнения то обстоятельство, что ни афганские правительственные войска, ни их иностранные союзники практически не предпринимают никаких активных действий против игиловцев «на земле». Некоторые военные эксперты выражают предположение, что таким образом власти ИРА пытаются искусственно усилить игиловцев на «поле боя» против талибов и тем самым ослабить своих ключевых военно-политических противников. Призываем силы международной коалиции и руководство Афганистана отбросить в сторону подобные иллюзии, если они действительно имеют место, и усилить борьбу с отрядами ИГИЛ и их союзниками в тех районах Афганистана, где они уже успели прочно закрепиться. 

К оглавлению

 

О начале выдачи с 1 июля электронных виз для посещения Калининградской области и перспективах их распространения на всей территории Российской Федерации с 2021 года

 

С 1 июля граждане иностранных государств, перечень которых будет утвержден Правительством Российской Федерации 1 июля, смогут оформлять на специализированном сайте МИД России по адресу http://electronic-visa.kdmid.ru/ электронные визы для посещения Калининградской области.

Электронные визы на срок действия 30 дней с разрешенным сроком пребывания по ним на территории Калининградской области до 8 суток с даты въезда будут выдаваться бесплатно на основании заявления иностранного гражданина, заполненного в электронной форме на указанном сайте МИД России не позднее чем за 4 календарных дня до предполагаемой даты въезда, с прикрепленной к нему цифровой фотографией в виде электронного файла. Никаких других документов для получения электронной визы не потребуется.

Электронные визы для посещения Калининградской области в пределах ее территории будут действительны для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации только через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории Калининградской области.

Транспортные компании смогут проверить наличие у иностранного гражданина действительной электронной визы на специальном автоматизированном сайте МИД России по адресу https://evisacheck.kdmid.ru/.

В рамках деятельности рабочей группы по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 гг., образованной распоряжением Президента Российской Федерации от 6 марта 2019 г., были подготовлены и представлены руководству страны согласованные предложения по введению правил краткосрочного (до 16 дней) посещения Российской Федерации иностранными гражданами в туристических, деловых, гостевых, гуманитарных и транзитных целях на основании электронных виз.

Принимая во внимание сроки завершения оснащения основных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации необходимым оборудованием, а также при условии решения других технических задач введение режима въезда в Россию по единой электронной визе планируется с 1 января 2021 г., начиная с наиболее востребованных и уже оснащенных необходимыми программно-аппаратными средствами пунктов пропуска городов Москвы, Казани, Санкт-Петербурга и Сочи.

Президент Российской Федерации поддержал представленные предложения 12 июня текущего года. Их реализация компетентными ведомствами начнется после получения соответствующего поручения Правительства Российской Федерации.

Подключение к пилотному проекту до указанной даты других регионов не предусматривается.

К оглавлению

 

О данных соцопроса представителей СМИ на Украине

 

Недавно украинским НПО – Фондом «Демократические инициативы» им. И.Кучерива был проведен социологический опрос среди представителей местных СМИ, который продемонстрировал весьма тревожную статистику.

Исследование выявило, что 70% журналистов видят в качестве главного фактора, ограничивающего свободу слова на Украине, цензуру со стороны владельцев СМИ, 53% – низкий уровень квалификации коллег по цеху, а 41% опрошенных указали на угрозы физической расправы, в том числе со стороны представителей органов власти.

При этом 78% респондентов пожаловались на отказы чиновников в предоставлении общественно значимой информации. 42% участников исследования заявили, что их материалы подвергались цензуре и запрещались к публикации, 38% сообщили, что получали заказы на распространение заведомо ложной информации. Лишь 7% представителей СМИ не испытывали ограничений прав в отношении осуществления своей профессиональной деятельности.

Данная весьма неутешительная статистика в очередной раз свидетельствует о том, что положение СМИ на Украине оставляет желать лучшего. Официальный Киев, порой нарочито игнорируя нормы международного права и общепринятые стандарты, продолжает гонения на журналистов, подвергая их различным формам дискриминации, включая физическое насилие и судебные преследования.

За примерами далеко ходить не нужно. Уже больше года в «киевских застенках» удерживается главный редактор «РИА Новости Украина» К.В.Вышинский, над которым разыгрывается откровенное судилище по нелепому обвинению в государственной измене.

С конкретными обвинениями в адрес Киева выступили даже в американской НПО «Фридом Хаус» – профильной международной организации – в связи с гибелью 20 июня украинского журналиста В.Комарова в результате жестокого избиения неизвестными лицами. Правозащитники отметили при этом, что правоохранительные органы «не проводят должным образом расследования» и преступникам «удается избежать ответственности».

Хотели бы обратить внимание на результаты упомянутого соцопроса профильных международных структур и НПО, прежде всего, Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ А.Дезира. Без должного давления на официальный Киев рассчитывать на появление в этой стране независимой журналистики и свободных СМИ, очевидно, не приходится.

К оглавлению

 

О ситуации с безопасностью журналистов в мире

 

Ситуация со свободой прессы и безопасностью журналистов в мире продолжает ухудшаться.

Помимо упомянутых выше инцидентов со СМИ на Украине вызывают тревогу участившиеся случаи нападения на журналистов во время протестных акций. Так, в Грузии в ходе массовых беспорядков в Тбилиси, по различным данным, пострадали около 30 представителей СМИ, в частности, резиновой пулей был ранен продюсер видеоагентства «Раптли». Вопиющим стало нападение агрессивно настроенных радикальных элементов на съемочную группу телеканала «Россия 24».

Ранее мы отмечали и многочисленные случаи насилия над журналистами во Франции во время протестных акций «желтых жилетов».

Вновь призываем профильные международные структуры и НПО не оставлять без внимания все случаи нарушений прав и свобод СМИ, содействовать тому, чтобы не на словах, а на деле обеспечивать безопасность журналистов, в том числе во время демонстраций и народных волнений.

На этом фоне хотелось бы найти позитивный новостной повод, и он есть: 14 июня секретарь Союза журналистов России Т.В.Шафир был избран на пост вице-президента Международной федерации журналистов, а в состав Исполнительного комитета организации вошла руководитель Юридического департамента Союза журналистов России Н.Голоснова.

Отрадно, что опыт и экспертиза наших коллег высоко ценится в профессиональном журналистском и правозащитном сообществе. Это дает возможность представителям России на международном уровне принимать участие в работе по обеспечению прав и свобод СМИ в мире.

К оглавлению

 

О ситуации вокруг Б.А.Осиповой

 

В связи с поступившими вопросами и ситуации вокруг Б.А.Осиповой хотели бы отметить, что наша позиция в отношении приговора, вынесенного россиянке американским судом, отражена в комментарии официального представителя МИД России от 7 июня и остается неизменной – считаем его несправедливым и являющим собой новый случай заведомой предвзятости «правосудия» США к гражданам России.

По согласованию с Генконсульством России в Хьюстоне адвокаты осужденной намерены в ближайшее время подать апелляцию и добиваться уменьшения срока тюремного заключения за счет признания несостоятельными обвинений в вымогательстве.

Дочери Б.А.Осиповой, возврата которых в США требует ее бывший муж-американец, находятся в настоящее время в Калининграде, и Представительство МИД России в этом городе активно взаимодействует с региональными судебными органами в целях обеспечения их законных прав.

Со своей стороны продолжим прилагать максимум усилий для урегулирования данного семейно-правового российско-американского конфликта с учетом интересов всех сторон и скорейшего возвращения россиянки на Родину.

К оглавлению

 

Об оказании Россией содействия Таджикистану в сфере борьбы с наркотиками

 

Российская Федерация оказывает помощь Республике Таджикистан в антинаркотической сфере. В частности, 17 апреля этого года в Москве в рамках визита в Россию Президента Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмона было подписано Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Агентством по контролю за наркотиками (АКН) при Президенте Республики Таджикистан о сотрудничестве и оказании содействия Агентству в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ранее аналогичная помощь АКН была оказана в 2012-2014 гг. и 2015-2017 гг. на общую сумму 10,8 млн долл. США).

7 июня текущего года принято соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации о финансировании за счёт средств федерального бюджета мероприятий по оказанию содействия АКН в указанной области в 2019-2021 гг. в размере до 3,6 млн долл. США.

Кроме этого, Министерством внутренних дел Российской Федерации в 2019 г. организовано обучение сотрудников органов внутренних дел Республики Таджикистан в образовательных учреждениях МВД России по программам высшего образования и на курсах повышения квалификации на безвозмездной или льготной основах. В настоящее время по программам высшего образования проходят подготовку 220 сотрудников органов внутренних дел Республики Таджикистан. В текущем году выделено 30 мест на обучение по программам высшего образования, запланирована подготовка 74 специалистов на курсах повышения квалификации, в общей сложности, по 40 темам, включая антинаркотическую проблематику.

Значительные объёмы финансового содействия и реализация программ подготовки специалистов для правоохранительных органов Таджикистана наглядно демонстрируют нацеленность российской стороны на дальнейшую поступательную поддержку антинаркотического ведомства Республики, которое играет важную роль в перекрытии каналов поставок афганских наркотиков, в том числе по «северному маршруту» в сторону России и других государств-участниц СНГ и Европы.

К оглавлению

 

К 100-летию Версальского мирного договора

 

В завершение вступительной части брифинга хотел бы остановиться на некоторых вопросах истории. 22 июня в России и во многих странах мира, в первую очередь, республиках бывшего СССР, прошли памятные мероприятия по случаю Дня памяти и скорби – дня начала Великой Отечественной войны. В России нет такой семьи, которая не была бы затронута этой колоссальной трагедией и не внесла бы свой вклад в победу добра над злом. Только Советскому Союзу, по официальным данным, война стоила 27 млн жизней. В целом же Вторая мировая война, ставшая самым кровопролитным конфликтом в истории человечества, унесла жизни более 50 млн человек. О ее уроках и выводах подробно написал в статье «О Дне Победы», опубликованной на прошлой неделе в журнале «Международная жизнь», Министр иностранных дел России С.В.Лавров.

Завтра же, 28 июня, исполняется ровно сто лет со дня подписания Версальского мирного договора. С одной стороны, этот документ подвел черту под итогами Первой мировой войны, явившейся «некалендарным началом XX века», с другой – фактически создал благоприятную среду для формирования предпосылок и стал одной из первопричин Второй мировой.

И дело не только в кабальных условиях для проигравшей Германии, на преодолении которых во многом построили свою пропаганду и политику нацисты. Дело в крайне однобоком и несбалансированном характере самого документа. Руководствуясь узкокорыстными, сиюминутными соображениями, «отцы» Версаля проявили удивительную недальновидность, фактически «выключив» из числа основных акторов послевоенного миропорядка Россию, забыв о ее роли, жертвах и вкладе в общую победу Антанты. В равной степени ими были проигнорированы и ленинский Декрет о мире, и попытки антибольшевистских сил, искренне считавших себя продолжателями общего с союзниками дела, принять участие в послевоенной мирной конференции и отстаивать там интересы нашей страны. Воспользовавшись внутренними противоречиями в России, ее просто предпочли забыть. Это было удобно – но близоруко.

Коллеги, сегодня мы обращаемся к этой странице истории вековой давности не для того, чтобы выявлять ее виновников, делить участников тех событий на победителей и побежденных. Мы лишь хотели бы в очередной раз подчеркнуть, что будущее европейского и мирового сообщества – в единстве и сотрудничестве, в органичном сочетании национальных, региональных и глобальных интересов, а не в попытках силой, в ущерб другой стороне, обеспечить свою безопасность. Устойчивая безопасность может быть только равной и неделимой. Этот принцип заложен в Концепции внешней политики Российской Федерации, ставящей во главу угла установление справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права. Россия всегда выступала и выступает за равноправный диалог между всеми государствами, с учётом национальных интересов каждого из них, каждый раз доказывая губительность, в том числе санкционной политики, которая, как наглядно показывает история, не приводит ни к чему хорошему.

К оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Что Вы можете сказать по поводу решения США отнести Кубу к третьей – низшей категории стран по ситуации в сфере торговли людьми в соответствующем докладе 2019 года?

Ответ: Что касается каких-либо односторонних попыток давления, в частности, на Кубу, то Вы знаете нашу позицию. Куба – ответственный член международного сообщества. Мы прекрасно знаем о высоком уровне кубинской медицины, о том, что Куба оказывала гуманитарную помощь многим странам в этой области. Считаем какие-либо односторонние акции неправильными.

Вопрос: Какова позиция Российской Федерации в связи с активизацией третьего раздела американского экстерриториального закона Хелмса-Бертона?

Ответ: Наша позиция по этому вопросу неоднократно доводилась, в т.ч. и во время переговоров Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Кубы Б.Родригесом Паррильей в мае 2019 г. В апреле и мае 2019 г. эта тема также поднималась на брифингах официального представителя МИД России М.В.Захаровой. В целом, решение, которое было принято в Вашингтоне, в корне противоречит не только международному праву, но и требованию подавляющего большинства членов международного сообщества. Но, как я уже сказал, подробно все изложено в стенограммах упомянутых мною мероприятий.

Вопрос: Недавно «на полях» саммита ШОС в Бишкеке состоялась встреча Президента России В.В.Путина и Премьер-министра Пакистана И.Хана. В международных репортажах мы видели, что оба лидера быстро нашли общий язык, т.к. оба – спортсмены. Что ожидает российско-пакистанские отношения? Ожидается ли визит В.В.Путина в Исламабад или визит И.Хана в Москву?

Ответ: От Вашего вопроса веет позитивом, но должен в очередной раз заметить, что мероприятия президентского уровня комментирует пресс-служба Администрации Президента. Что касается развития российско-пакистанских отношений, то думаю, что они развиваются стабильно и в позитивном ключе.

Вопрос: На Ваш взгляд, кто, кроме Ирана, мог атаковать нефтяные танкеры в Оманском заливе? Секретарь Совета безопасности России Н.П.Патрушев на встрече в Израиле заявил, что сбитый американский дрон находился в воздушном пространстве Ирана. Он также сказал, что Министерство обороны России предоставило ему эти сведения. Какие данные доказывают это утверждение?

Ответ: Что касается ситуации с танкерами в Оманском заливе, Вы знаете нашу позицию. Мы считаем, что нужно дождаться качественного международного расследования, поэтому не делаем каких-либо прогнозов или предположений. Соответствующие международные структуры должны изучить ситуацию. 

Что касается второй части вопроса, я не готов это как-то прокомментировать, поскольку у меня нет соответствующей информации. Мы уточним и, по возможности, вернемся к этому вопросу.

Вопрос: Как МИД России оценивает голосование части делегации Армении против возвращения России в ПАСЕ?

Ответ: Вы, наверное, имеете в виду ситуацию, когда «против» проголосовал армянский депутат Р.Рубинян. Ничего страшного здесь нет. Насколько мы понимаем и, исходя из комментариев самого депутата, он просто перепутал кнопки при голосовании. На самом деле он голосовал «за». Это просто техническая накладка.

Вопрос: На проходившей недавно сессии Комитета министров Совета Европы Министр иностранных дел Польши Я.Чапутович встретился с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым и предложил создать «группу для решения сложных вопросов». Между Россией и Польшей уже пять лет нет официальных контактов. Как Вы объясняете такой ход Польши? Возможна ли работа подобной группы?

Ответ: Мы всегда открыты к любому конструктивному диалогу по всем вопросам. Главное, чтобы Польша была искренна в своих заявлениях. Если поляки искренни, стоит рассмотреть это предложение и начать диалог. Вопросов много, их надо обсуждать. Может быть, это могло бы стать каким-то новым полезным форматом.

Вопрос: Политика Запада всё больше переходит в плоскость силовых решений. Мы видим это на примере Грузии и обострения ситуации в Молдавии. Можно ли оценить как победу российской дипломатии то, что Запад, терпящий поражение на дипломатическом поле, переводит ситуацию в плоскость силовых решений? В частности, об этом говорит «грузинский майдан»: диалог с Грузией улучшался до тех пор, пока не произошел силовой русофобский майдан, который настроил страну против России.

Ответ: Что касается оценок ситуации в Грузии, Вы правильно заметили, что речь идет о русофобской провокации. Кто за этим стоит – другой вопрос. Вы задали широкий, философский вопрос, на который можно долго отвечать. Я скажу кратко: Россия сосредоточилась, твердо стоит на ногах, осуществляет независимую внешнюю политику. Это стало постепенно доходить до многих наших партнеров. Кто-то сердится и не хочет признавать реальность. Но общее осознание роли России как независимого, ответственного международного игрока очевидно.

Вопрос: Как бы Вы прокомментировали восстановление полномочий России в ПАСЕ?

Ответ: Вчера, 26 июня, Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) был сделан важный шаг для преодоления затянувшегося системного кризиса в Организации. Ассамблея уверенным большинством (116 – за; 62 – против) подтвердила полномочия российской парламентской делегации, отклонив все поправки, внесенные, прежде всего, делегатами Великобритании и Украины с целью сорвать процесс возвращения России в ПАСЕ в качестве полноправного участника.

24 июня, в первый день сессии, ПАСЕ убедительным большинством (118 против 62) приняла резолюцию «Укрепление процесса принятия решений Парламентской ассамблеей в отношении полномочий и голосования», которая внесла необходимые изменения в регламент Ассамблеи. Отныне ключевые права национальных делегаций становятся неотъемлемыми.

Решения Ассамблеи отражают сложившееся в Совете Европы и, в частности, в ПАСЕ понимание неправомерности действий Ассамблеи по ограничению прав национальных делегаций по политическим соображениям, несоответствия подобной практики фундаментальному принципу международного права – суверенному равенству государств – и ее противоречия Уставу Организации. Одновременно это и понимание невозможности решения проблем современной Европы без участия России.

Наша страна заинтересована в продолжении работы в Совете Европы на равноправной основе, нацеленной на решение общих задач в интересах всех 830 млн жителей континента. Во всех других форматах, кроме парламентского, прежде всего, в межправительственном она и не прекращалась. Формируемые в рамках СЕ с нашим участием международные стандарты в области борьбы с коррупцией, отмыванием денег, торговлей наркотиками, в целом ряде других областей укрепляют российскую правовую систему, содействуют внутренней устойчивости государственной системы управления, создают стимулы для развития здоровой экономической среды. Конвенции СЕ – инструмент единого правового и гуманитарного пространства в Европе, основа практического двустороннего сотрудничества с европейскими странами.

Принятые в ПАСЕ решения создают условия для своевременного решения вопроса о задолженности Российской Федерации перед Советом Европы.

Мы слышали, что украинская делегация, а вместе с ней и некоторые другие представители, оказавшие наиболее энергичное сопротивление линии на возвращение российской делегации в ПАСЕ, решили покинуть Ассамблею. Исходим из того, что их никто не лишал полномочий, и в любой момент они могут вернуться к работе. Очевидно лишь то, что Ассамблея не поддержала их попытки раздувать конфронтацию.

Вопрос: 28-29 июня в Осаке пройдет саммит «Большой двадцатки», где состоится ряд встреч на высшем и министерском уровне. Что МИД ожидает от них? Будут ли подписаны какие-либо документы или сделаны совместные заявления?

Ответ: Как Вы сказали, это будут встречи на высшем уровне. Комментарии на эту тему – компетенция Пресс-службы Администрации Президента России.

Что касается результатов, давайте просто подождем – осталось недолго. Следите за соответствующими медийными ресурсами.

Также хотел бы добавить, что в Пресс-центре МИД России 2 июля (анонс размещен на нашем сайте) состоится брифинг российской шерпы в «Группе двадцати» С.В.Лукаш. Приглашаем Вас посетить это мероприятие.

Вопрос: В июле состоится встреча представителей США, Китая и России по Афганистану. Хотелось бы узнать, где пройдёт эта встреча? Чем она будет отличаться от встречи, прошедшей в апреле? Что ожидает Россия от этого мероприятия?

Ответ: Дата трёхсторонней встречи спецпредставителей Президента России по Афганистану З.Н.Кабулова, спецпредставителя Госдепартамента США по афганскому примирению З.Халилзада и спецпредставителя МИД КНР по делам Афганистана Дэна Сицзюня пока прорабатывается. Ждём официального приглашения от китайской стороны. Рассчитываем, что встреча состоится в июле.

Вопрос: Вопрос по теракту в Тунисе. Есть ли россияне среди пострадавших? Планируется ли в связи с этим какое-либо ограничение выезда россиян на курорты этой страны?

Ответ: Сейчас приходит информация по этой ситуации. Посольство России в Тунисе находится в контакте с правоохранительными органами страны, выясняет обстоятельства произошедшего. Данных о пострадавших российских гражданах к настоящему моменту не поступало.

Вопрос: Прокомментируйте сегодняшние переговоры в Минске с участием В.В.Медведчука с представителями ДНР и ЛНР. Почему, по Вашему мнению, вопросами обмена военнопленными занимается не официальный киевский представитель, а представитель только одной партии, в частности В.В.Медведчук.

Ответ: Это вопрос прямых контактов между Киевом, ДНР и ЛНР. Но сам факт обмена пленными мы приветствуем.

Вопрос: ЕС официально продлил экономические санкции в отношении России до 31 января 2020 года. Как МИД России оценивает этот шаг европейских властей?

Ответ: Про санкции много сегодня говорили. Мы санкции не инициировали. Считаем их неконструктивными играми ЕС. Это их дело. Но в принципе санкции не являются законными.

 

К оглавлению


Дополнительные материалы

  • Видео

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска