19:17

Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам встречи министров иностранных дел Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК), Екатеринбург, 16 мая 2008 года

692-16-05-2008

С.В.Лавров: Уважаемые господа министры, уважаемые коллеги,

Прежде чем начать нашу пресс-конференцию, хотелось бы особо отметить следующее. В течение последних дней мы в различных форматах встречались не только между собой, но и с руководством Свердловской области. В этой связи нам хотелось бы еще раз поблагодарить руководство области, лично Э.Э.Росселя за гостеприимство, за великолепную организацию нашей работы. Много говорилось о том вкладе, который Эдуард Эргартович внес в развитие этого региона, о тех задачах его дальнейшего развития, которые сегодня уже выработаны и реализуются на практике. Мне хотелось бы сегодня вручить Эдуарду Эргартовичу знак, который учрежден Министерством иностранных дел и является нашим высшим знаком отличия. Это знак «За вклад в международное сотрудничество». Я попросил бы Вас, Эдуард Эргартович, согласиться принять эту нашу мидовскую награду.

Теперь позвольте начать пресс-конференцию следующим заявлением. Сегодня в Екатеринбурге проходит третья встреча министров иностранных дел стран БРИК – Бразилии, России, Индии и Китая. Две предыдущие встречи в этом формате проводились в рамках ежегодных сессий ГА ООН. Особенность нынешней состоит в том, что она впервые проводится, так сказать, самостоятельно, вне привязки к каким-либо международным форумам. Мы рассматриваем это как свидетельство нового качества нашего сотрудничества.

Россия придает большое значение его развитию в формате БРИК. Это формат, который не является надуманным. Он идет от жизни. От того факта, что высокие темпы экономического роста наших стран во многом обеспечивают устойчивое развитие мировой экономики. Сейчас, когда много говорится о реформе сложившейся глобальной финансово-экономической архитектуры, нам есть о чем поговорить, в том числе о защите наших общих интересов, включая и ответственность за положение дел в сегодняшнем мире.

Мы признательны партнерам за то, что они позитивно откликнулись на наше предложение посетить гостеприимную землю Екатеринбурга. В ходе сегодняшней встречи мы обсудили широкий круг вопросов международной повестки дня, представляющих взаимный интерес. Это, прежде всего, такие темы, как обеспечение верховенства права в международных отношениях, противодействие угрозам и вызовам глобальной безопасности, актуальные тенденции мировой экономики. Все четыре министра выразили заинтересованность в продолжении диалога БРИК, дальнейшем расширении его повестки дня. Общие подходы наших стран к основным вопросам международной политики сформулированы в согласованном нами сегодня совместном коммюнике. Мы также обсудили вопросы, связанные с конкретными формами четырехстороннего взаимодействия. Договорились поддерживать регулярный диалог на уровне министров иностранных дел. Наш следующий контакт запланирован в ходе 63-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке. Министр иностранных дел Индии любезно пригласил нас посетить его страну в 2009 году и провести там уже вторую самостоятельную, не связанную с международными форумами встречу. Мы это приглашение с удовольствием приняли.

Сегодня выдвигались и другие идеи налаживания четырехстороннего взаимодействия по линии общественных организаций, региональных властей. Мы проинформировали партнеров о нашей поддержке первой конференции с участием представителей муниципалитетов и ведущих университетов городов Рио-де-Жанейро, Мумбаи и Циндао, которую в конце года проводит правительство Санкт-Петербурга.

Договорились мы также о том, чтобы подготовить встречу министров, отвечающих за финансы и экономику. Это было предложение Бразилии. Мы все его поддержали. Такая встреча будет подготовлена по линии соответствующих министерств наших государств. В целом хочу отметить, что мы глубоко удовлетворены уровнем взаимного доверия, открытости наших обсуждений. Важно, что все мы разделяем понимание того, что страны БРИК, в которых проживает больше половины населения земли и которые превращаются в крупные центры экономического роста и политического влияния, просто обязаны тесно взаимодействовать и выстраивать общие подходы на мировой арене в интересах поддержания международной стабильности, обеспечения устойчивости и управляемости мирового развития.

Вопрос (два вопроса ко всем министрам): Считаете ли вы, что формат БРИК будет способствовать улучшению отношений между четырьмя странами?

Второй вопрос касается продовольственного кризиса. Развивающиеся страны рассматриваются в качестве основных ответственных лиц за нехватку продовольствия. Согласны ли вы с этим? Какой стратегии должны следовать государства, чтобы решить эту проблему?

С.В.Лавров: Ответ очень простой. Безусловно, наше взаимодействие в рамках БРИК дополняет богатые двусторонние отношения между Россией и Индией, Россией и Бразилией, Россией и Китаем. То же самое справедливо и в отношении любой другой пары из нашей «четверки». Конечно же, это способствует развитию нашего сотрудничества и партнерства.

В том, что касается проблемы продовольственного кризиса, то это – серьезная проблема. Она затрагивалась нами сегодня. Обсуждать ее, конечно же, нужно на универсальной основе, с учетом многих аспектов, будь-то энергетические проблемы или проблемы изменения климата. Такое комплексное обсуждение планируется, в том числе и в начале июня на созываемой под эгидой ФАО специальной конференции. Здесь еще предстоит много проанализировать, понять истинные причины нынешней ситуации и сообща выработать на основе научного анализа действенные меры по ее исправлению.

Вопрос: Считаете ли Вы, что в перспективе БРИК может быть расширена за счет включения других стран в формате диалога с «Группой восьми». И допускаете ли Вы возможность, что со временем «четверка» может объединиться с «тройкой»?

С.В.Лавров: Вы знаете, это вопрос несколько искусственный. Хочу обратить ваше внимание на то, что как «тройка» - Россия, Индия и Китай, так и «четверка» БРИК, с участием также Бразилии, формировались естественно, самой жизнью. Россия, Индия и Китай живут в одном регионе, участвуют в работе целого ряда международных организаций, которые существуют в азиатско-тихоокеанском регионе. Мы также являемся партнерами в рамках ШОС. Вполне естественно, что этот формат трех крупнейших держав региона сложился в качестве диалогового механизма. Точно также естественно сформировалась группа БРИК. Мы уже сегодня об этом упоминали в ходе пресс-конференции. Это страны, которые обладают наиболее быстро растущими экономиками. Естественно, в глобализирующемся мире у нас есть много совпадающих интересов, которые отражают цели развития каждой из наших стран и нашу общую ответственность за стабильность мировой финансово-экономической системы. Это удачно дополняется широким совпадением наших подходов к проблемам мироустройства, дальнейшего развития системы международных отношений, имея в виду, чтобы она стала более демократической, справедливой и устойчивой. Я не стал бы гадать, как пойдет естественный процесс дальше. Смею вас уверить, что наши сегодняшние и вчерашние контакты позволяют с уверенностью говорить, что естественный ход вещей будет находить отражение в организационных формах.

Вопрос: Вчера Вы говорили о формировании антинаркотического пояса безопасности вокруг Афганистана. Можете ли Вы более подробно рассказать об этом?

С.В.Лавров: Вчера с участием моих коллег из Китая и Индии мы согласовали в рамках нашего итогового заявления формулировку в поддержку формирования антинаркотических поясов безопасности вокруг Афганистана. Мы пояснили, что усилия международного сообщества, которые предпринимаются внутри Афганистана в поддержку осуществляемых афганским руководством действий, пока не приносят желаемого результата. Исходя из важности дальнейшего, причем серьезного, наращивания работы по искоренению производства наркотиков, ликвидации лабораторий по производству героина на территории Афганистана, крайне необходимо не допускать расширения наркопотоков из Афганистана в соседние страны, в Центральную Азию, а оттуда в Россию, Европу и другие места предназначения этого зла.

Уже несколько лет в рамках конференций, проводившихся в Париже, а затем в Москве, обсуждается задача комплексного подхода к афганской наркоугрозе. Безусловно, контроль с внешних границ Афганистана с целью перехвата караванов с наркотиками, которые регулярно пересекают границу Афганистана с его соседями, приобретает огромное значение. Россия является членом ОДКБ, в которую, в частности, входят центральноазиатские государства. В рамках этого Договора регулярно проводится операция «Канал» по перехвату незаконных потоков наркотиков из Афганистана. Мы убеждены, что общим интересам отвечало бы налаживание сотрудничества между ОДКБ и НАТО, отвечающей за деятельность международных сил по обеспечению безопасности внутри Афганистана. Налаживание такого сотрудничества обеспечивало бы тот самый комплексный подход в борьбе с афганской наркоугрозой. Мы сожалеем, что НАТО пока уклоняется от такого взаимодействия, хотя отдельные страны-члены НАТО уже принимают участие в руководимой нами операции «Канал» в качестве наблюдателей.

Вопрос: Ситуация, которая сложилась вокруг заявлений мэра Ю.М.Лужкова по поводу Севастополя и реакция Украины: по Вашему мнению, каковы будут дальнейшие события?

Когда решится вопрос об экстрадиции российских преступников из ОАЭ? Когда мы сможем предавать суду тех, кто нанес ущерб экономике России и сейчас работает в Эмиратах?

С.В.Лавров: Вы знаете, по-моему, вчера или позавчера президент Украины В.Ющенко, комментируя нынешнюю ситуацию, призвал избегать эмоций и отметил, что создать проблему легко, а выходить из нее придется годами. Я с этим согласен и хочу обратить внимание на то, что сегодняшние эмоции вокруг Севастополя и вообще вокруг российско-украинских отношений, наверное, не имели бы места, если бы им не предшествовала целая серия заявлений и действий, которые носят, по-моему, провокационный характер.

Вы помните, что какое-то время назад отдельные деятели на Украине вообще требовали выгнать Черноморский флот из Севастополя. Потом, совсем недавно, мы получили официальное предложение уже сейчас начать определять порядок и условия вывода Черноморского флота, хотя соглашение с Украиной действует до 2017 года. До сих пор не решены многие вопросы нормального функционирования Черноморского флота на территории Украины. После этого мы имели такой эпизод, как попытка украинских властей запретить проведение парада, посвященного святой дате – 225-летию создания Черноморского флота России. Ну и совсем недавно, как я слышал, заместитель министра обороны Украины заявил, что снимает кинофильм, который призван, по его словам, развеять миф о том, что Севастополь является городом русской славы.

Такое нагнетание эмоций, наверное, должно быть отмечено всеми теми, кто внимательно следит за ситуацией. На мой взгляд, весьма показательно, что это происходит на фоне резко активизировавшихся попыток искусственно втянуть Украину в НАТО, вопреки мнению большинства ее населения. Те, кто пытается форсированно решать эту проблему, я думаю, несут серьезную, если не главную долю ответственности за происходящее.

Мы не раз честно, без какой-либо двусмысленности предупреждали о тех разрушительных последствиях, которые будет иметь это искусственное, не опирающееся на волю народа затягивание Украины в НАТО. Мы честно предупреждали, что не хотим такого развития событий и будем делать все, чтобы его избежать. Прежде всего, исходя из коренных интересов наших народов, из искренней и глубокой заинтересованности в сохранении и развитии российско-украинской дружбы.

Вот, по-видимому, все, что я могу вам сегодня ответить. Добавлю лишь, что решение украинских властей объявить мэра Москвы персона нон-грата рассматривается нами как абсолютно неоправданное. Некоторое время назад мы с предыдущим министром иностранных дел Украины достигли договоренности закрыть так называемые «черные списки», которые запрещали въезд на территорию друг друга тех или иных деятелей. Такое решение было принято. Сейчас, судя по всему, украинская сторона решила вернуться к запретительной практике.

Что касается второго вопроса, то не только в ОАЭ могут находиться и находятся наши граждане, которые обвиняются по тем или иным статьям нашего уголовного кодекса. Между Россией и многими зарубежными странами существуют соответствующие договоры об оказании правовой помощи по уголовным и гражданским делам. С одними странами такие договоры уже существуют, с другими они еще разрабатываются. Это вопрос, касающийся взаимодействия правоохранительных органов, и мы будем решать его именно в этих рамках.

Вопрос: Как Вы оцениваете перспективы российско-грузинских переговоров сегодня в Москве, куда прибыла делегация во главе с госминистром реинтеграции Т.Якобашвили? В частности предложение провести международную конференцию по урегулированию в Абхазии с привлечением ЕС и США и фактический ультиматум, процитированный рядом, в том числе и российских СМИ, со стороны официального представителя министерства реинтеграции Грузии о том, что если такая конференция не будет проведена в Москве, то она будет проведена на территории соответственно стран ЕС или США.

С.В.Лавров: Думаю, ответ на этот вопрос не нов. Ответ на вопрос о том, как решать ситуации, связанные с конфликтами в Абхазии и Южной Осетии заключается в необходимости, причем это касается каждой стороны, добросовестно выполнять свои обязательства и добросовестно участвовать в работе созданных переговорных и миротворческих механизмов, которые одобрены в решениях ООН и ОБСЕ.

Эти механизмы подвергаются критике со стороны Тбилиси, хотя обвинения в их неэффективности сопровождаются последовательным блокированием грузинскими властями работы созданных структур для урегулирования югоосетинского и абхазского конфликтов. Вы, наверное, знаете, что грузинскими властями созданы параллельные административные структуры в Южной Осетии и в Абхазии. Тбилиси никак не может наладить уважительный диалог со сторонами конфликта в Сухуми и Цхинвали. Вместо того чтобы, как я уже сказал, работать в созданных с общего согласия механизмах, выполнять свои собственные обязательства, достигнутые в рамках переговорного процесса, предпринимаются попытки интернационализации югоосетинского и абхазского конфликтов. Эти попытки, на мой взгляд, говорят о том, что Тбилиси не заинтересован в их реальном решении, которое основывалось бы на балансе, взаимном учете интересов, уважении малых народов Абхазии и Южной Осетии.

Целью интернационализации этих проблем, по-моему, однозначно является пропаганда, как было принято раньше говорить. Этой же целью обусловлены и недавние шаги Тбилиси по внесению на рассмотрение ГА ООН резолюции по проблеме беженцев и перемещенных лиц из Абхазии. Резолюция была поставлена на голосование, и из 190 с лишним членов ООН за нее было подано 14 голосов. Вот, я думаю, хороший пример того, какую цену имеют различные идеи, которые продиктованы лишь стремлением интернационализировать что-либо ради самой интернационализации. Работать нужно честно. Выполнять свои обязательства нужно честно в рамках тех структур, которые были созданы, повторяю, с общего согласия.


Дополнительные материалы

  • Видео