12:30

Тезисы выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Дипломатической академии Бразилии – Институте Рио Бранко, Бразилиа, 14 декабря 2006 года

2218-15-12-2006

Уважаемые коллеги, друзья,

Рад возможности выступить перед столь представительной аудиторией в стенах Института Рио Бранко. На протяжении своей более чем полувековой истории это учебное заведение является колыбелью известной своими традициями высокого профессионализма школы бразильской дипломатии, пользующейся заслуженным авторитетом не только в Латинской Америке, но и в мировых политико-дипломатических кругах.

Сегодня хотел бы поделиться некоторыми соображениями относительно приоритетных направлений внешней политики России, в ряду которых важное место занимают наши отношения с Латинской Америкой и, естественно, Бразилией.

Как представляется, основным содержанием нынешнего этапа развития международных отношений является переход к новому, более демократическому и справедливому мироустройству, которое надежно обеспечивало бы безопасность на глобальном и региональном уровнях в современных условиях. Поэтому нам приходится иметь дело как с ростками нового, так и чертами прежней биполярной конструкции. К сожалению, еще велик груз предрассудков, унаследованных из прошлого. От этого багажа надо избавляться, если мы не хотим повторения пройденного. Все большее число государств заново определяют свои национальные интересы с учетом новых геополитических реалий. Переходный период затянулся, что во многом обусловливает сохраняющуюся неопределенность и непредсказуемость дальнейшего развития международной ситуации.

Мир не стал более безопасным. Многие народы вернулись к прежним устремлениям, для проявления которых не оставалось места в условиях жесткой блоковой и идеологической дисциплины. В частности, этим объясняется распад многих федеративных государств.

В целом после окончания «холодной войны» состояние международной системы характеризуется разбалансированностью, связанной, прежде всего, с исчезновением или качественным ослаблением прежних идеологических мотивов в поведении государств. Упал спрос на единоличное лидерство. Потребовалось время для осмысления новой ситуации и приведения представлений государств к общему знаменателю на этой основе.

Частью возникшей неопределенности относительно параметров будущего мироустройства стало вступление России в полосу беспрецедентных преобразований. Кто-то поспешил списать нашу страну как равноправного партнера. Видимо, этим объясняется болезненная реакция на укрепление России, ее утверждение в качестве одного из ведущих государств мира, имеющего глобальные интересы.

Упор делается на сохранение и использование инструментов блоковой политики. Оказался нарушенным прежний биполярный баланс в рамках многосторонних институтов, которые приспосабливаются под потребности все той же блоковой политики, но уже без сдержек и противовесов, существовавших в биполярной системе.

Инерция геополитического мышления, основанного на вере в возможность «однополярного мира», попытки монополизировать решение тех или иных международных проблем и урегулирование региональных конфликтов, по-прежнему оказывают негативное воздействие на развитие международной ситуации.

Перспективным тенденциям развития международных отношений противоречит навязывание миру гипертрофированного значения фактора силы. Опыт убедительно показывает, что современные проблемы не имеют силовых решений. Одностороннее реагирование, тем более силовое, не решая имеющихся проблем, создает новые, что ведет к расширению конфликтного пространства в мировой политике.

Те, кто незашоренно смотрит на вещи, сходятся в том, что возрастает значение т.н. мягкой силы, под которой понимаются факторы культурно-цивилизационной, ценностной, внешнеполитической и иной привлекательности государств. К урегулированию тех или иных конфликтов или кризисных ситуаций ведет вовлечение, пусть «критическое», а не изоляция так называемых проблемных государств. Необходимо договариваться, искать пути сосуществования с теми, кто может не нравиться. В этом суть дипломатии как метода регулирования международных отношений.

Полагаем, что в международных отношениях вызревает новый этап. Его содержание составляет развитие мировых процессов уже в большей мере на собственной основе, вне прежней тесной связи с реалиями эпохи идеологической конфронтации. Одновременно идет ускоренная кристаллизация реального значения всех основных международных факторов, включая Россию, Евросоюз, США и новые глобальные центры, к которым наряду с Азией относится и Латинская Америка.

Все более равномерное – вследствие глобализации – распределение ресурсов развития в мире формирует объективную основу для новой, сбалансированной системы международных отношений, основанной на коллективных и правовых началах. Поэтому в противоречие с ходом исторического процесса вступают попытки отстоять исключительность какой-то одной цивилизации, сплотиться на идеологической основе противодействия угрозе, якобы исходящей чьему-то образу жизни и ценностям от растущей роли других центров влияния в мировой экономике и политике.

На смену соревнованию двух систем времен «холодной войны» приходит новая конкурентная среда, в основе которой лежит признание принципов рынка как ключевого элемента хозяйственной жизни и демократии – как базовой модели политического устройства общества. Эти фундаментальные рамки оставляют достаточно места для различных вариантов политических систем и моделей развития, которые отражают культурно-цивилизационные особенности, историю и обычаи конкретных стран, уровень их социально-экономического развития.

Эти процессы захватывают все регионы мира, в т.ч. Латинскую Америку, где после двух десятилетий попыток внедрения жесткой модели рынка формируются свои решения задач политического и социально-экономического развития. Главный критерий тут – эффективность, то, насколько это работает на практике и отвечает интересам людей, а не чьим-то идеологическим построениям.

Многообразие – это форма и способ существования человеческой цивилизации. Весь опыт ХХ века убедительно свидетельствует о тщетности и разрушительности попыток гнаться за химерами унификаторства.

Отличительной чертой нового периода является резкое возрастание значения энергетической составляющей в глобальной политике, что в числе прочего девальвирует роль силового фактора, включая военную мощь в ее традиционном понимании. В целом имеет место рост значения природных ресурсов и доступа к ним.

Считаем, что восстановлению управляемости мирового развития способствовало бы формирование коллективного лидерства ведущих государств мира. Такое понимание пробивает себе дорогу в международном сообществе. Налицо тенденция к созданию разноформатных механизмов такого рода. К их числу мы относим и «Группу восьми», ее диалог с другими ведущими государствами, включая Бразилию и Мексику. Заново в новых условиях находит себя и Движение неприсоединения.

Наша страна находится на подъеме. Новая, уверенная в себе Россия стала крупным фактором нынешнего этапа развития международных отношений, составной частью общего движения к большей упорядоченности в мире. Это обусловлено, прежде всего, причинами внутреннего порядка: достижение внутриполитической стабильности на основе сформировавшегося в обществе согласия относительно содержания и темпов политических и экономических реформ, устойчивые темпы экономического роста; целенаправленная линия на инвестиции в человека, творческий и духовный потенциал которого будет ключевым ресурсом обеспечения конкурентоспособности государств в мире завтрашнего дня; обеспечение финансовой независимости.

Россияне хотят создания социально справедливого государства, опирающегося на демократические принципы управления страной и рыночные механизмы экономики. Это сближает нас со многими странами Латинской Америки, в частности с Бразилией. Кстати, эта модель, которую называют европейской, создавалась во многом как реакция на «социальный вызов» Советского Союза. Так что мы вправе считать ее своей.

Внешнеполитическая самостоятельность – безусловный императив, отвечающий политической и дипломатической традиции России. Со своими партнерами мы сотрудничаем только с позиций полного равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды. Мы готовы – совместно с партнерами – брать на себя возросшую ответственность в международных делах.

Мы не скрываем своих взглядов, не затушевываем имеющихся разногласий с партнерами, но и не драматизируем их. Мы спокойно относимся к тому, что глобализация означает усиление конкуренции во всех областях. Сверхзадачей внешней политики России является обеспечение конкурентоспособности страны в мире XXI века.

Со стороны наших партнеров постепенно утверждается реалистичный взгляд на современную Россию. Перелом в данном отношении обозначил успех первого российского председательства в «Группе восьми» в этом году. Возрастает понимание роли нашей страны в мировой политике, невозможности разрешения без нашего участия основных международных проблем.

Россия всегда существовала на стыке цивилизаций, на протяжении веков испытывала их влияние, обеспечивая их гармоничное сосуществование. Наша страна может сыграть уникальную роль в поддержании межцивилизационного согласия в мире, которое ставят под угрозу не только террористы и экстремисты всех мастей, но и те, кто продвигает идеологизированные подходы к мировым делам, включая навязывание извне политических систем и моделей развития.

Анализ позволяет нам сделать вывод о том, что полностью оправдались избранные нами принципы внешней политики – прагматизм, многовекторность, обусловленность национальными интересами, которые нет необходимости отстаивать на путях конфронтации. В этом направлении движутся и другие государства, в т.ч. Латинской Америки.

В настоящее время на вашем континенте нет серьезных политических проблем, урегулирование которых требовало бы вовлечения внерегиональных государств. В целом в регионе наблюдается тенденция к поиску собственных путей консолидации демократии, упрочения внутриполитической стабильности.

Полагаем, что приход к власти в ряде стран лидеров новой формации, их стремление к укреплению независимого курса во внешней политике, созданию социально ориентированной рыночной экономики открывают дополнительные возможности для укрепления российско-латиноамериканских отношений.

Мы удовлетворены существенным расширением в последние годы связей с государствами Латинской Америки. Это можно, наверное, назвать «возвращением России» в этот регион. Поступательно развиваются межгосударственные контакты и политический диалог. Важнейшее значение имели визиты Президента В.В.Путина на Кубу в 2000 году, в Мексику, Бразилию и Чили в 2004 году, его встречи с латиноамериканскими лидерами в ООН и на саммитах АТЭС. Подтвердив важное место региона в шкале внешнеполитических приоритетов нашей страны, они придали существенный импульс всему комплексу российско-латиноамериканских связей. Продвижению нашего сотрудничества способствовали визиты в Россию президентов Чили, Венесуэлы, Бразилии, Мексики.

Состоялись визиты Председателя Правительства России М.Е.Фрадкова в Бразилию, Венесуэлу, Аргентину, на Кубу.

С удовлетворением вспоминаю свои контакты с моим давним другом Селсо Аморимом и коллегами из Аргентины, Венесуэлы, Мексики, Кубы, Перу, Уругвая и других стран в ходе визитов и встреч на международных форумах.

Для нас весьма важно, что большинство государств Латинской Америки рассматривает развитие отношений с Россией как одно из основных направлений диверсификации своих внешних связей, в т.ч. торгово-экономических, видит в нашей стране одного из ключевых партнеров на мировой арене. Весьма плодотворно наше взаимодействие в ООН и других международных организациях. Это и понятно: близки или совпадают наши подходы к вопросам обеспечения глобальной и региональной безопасности. Мы убеждены, что эффективно противодействовать глобальным вызовам и угрозам можно только солидарными усилиями всего международного сообщества. Наше взаимодействие распространяется на проблематику борьбы против международного терроризма и наркотрафика. В него вовлекаются заинтересованные ведомства с обеих сторон, включая правоохранительные органы.

В 2000–2004 годах суммарный объем российско-латиноамериканского товарооборота составлял порядка 6 млрд. долларов в год. За один 2005 год достигнут рекордный уровень товарообмена – 9 млрд. долларов. И Бразилия здесь – наш ведущий партнер (свыше 3 млрд. долл.). Вместе с тем считаем, что при устойчивой тенденции к росту товарооборота мы пока не вышли на отвечающий нашему потенциалу уровень экономического сотрудничества.

Перспективы на данном направлении определяются реальными возможностями развития российского экспорта высоких технологий, укрепления производственного сотрудничества. Российские объединения являются важными поставщиками оборудования для ГЭС в Бразилию, Аргентину, Мексику, Колумбию. Налажена сборка некоторых моделей российских внедорожников в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Эквадоре.

В Венесуэле, Колумбии и других странах начинают действовать российские нефтяные компании. Пути расширения наших позиций видятся через усиление внимания к региону со стороны крупного российского бизнеса в указанных секторах, а также в машиностроении, металлургии, банковской деятельности, транспортном секторе.

С большим интересом следим за ходом интеграции на континенте, целью которой является образование Южноамериканского сообщества наций. Исходим из того, что этот проект перерастет сугубо экономические рамки и приобретет роль универсальной площадки для координации позиций стран региона, что будет способствовать утверждению Южной Америки в качестве одного из полюсов влияния в современном мире.

Очевидно, что ядром этого процесса является МЕРКОСУР. Вот почему мы придаем большое значение развитию диалога с Южноамериканским общим рынком. В этой связи с удовлетворением отмечу предстоящее подписание Меморандума о взаимопонимании относительно создания механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и государствами – участниками и государствами – ассоциированными членами МЕРКОСУР. Убежден, что этот шаг ознаменует собой новый этап в нашем политическом взаимодействии.

Кроме того, полагаем, что развитие интеграционных процессов в Южной Америке, разрабатываемые в регионе планы энергетической интеграции открывают возможности налаживания сотрудничества России на этом направлении с южноамериканскими государствами в многостороннем формате, в первую очередь с МЕРКОСУР. Представляется весьма перспективным проект строительства трансконтинентальной трубопроводной системы, т.н. Южного газового кольца, которое свяжет Венесуэлу, Бразилию, Аргентину, Уругвай, Парагвай и Боливию.

Перспективное направление – развитие научно-технических связей с Бразилией, Аргентиной, Мексикой, Чили и другими странами, в т.ч. в сфере космических исследований (запуск спутников и космонавтов, зондирование Земли и т.п.), мирного использования ядерной энергии.

Бразилия занимает особое место в ряду наших латиноамериканских партнеров. Между нашими странами последовательно выстраиваются отношения стратегического партнерства. Их основой служит приверженность обеих стран ценностям мира, демократии, социальной справедливости, уважения и защиты прав человека.

На международной арене наши страны прилагают усилия для укрепления всеобщего мира и безопасности, формирования демократического и справедливого миропорядка, основанного на международном праве. Особый акцент при этом мы делаем на утверждении принципа многосторонности, всемерно содействуя укреплению центральной роли ООН в мировых делах.

У России и Бразилии во многом схожие представления о том, какими должны быть параметры современной системы международных отношений. Следовательно, близки наши позиции по широкому спектру острых глобальных проблем. К ним, среди прочих, относятся укрепление режимов нераспространения, прежде всего ядерного; продвижение разоруженческого процесса; борьба с новыми вызовами и угрозами, включая международный терроризм; урегулирование конфликтных ситуаций в различных регионах и точках мира – Ближний Восток, Ирак, Афганистан.

Мы совместно продолжаем поиск новых эффективных форм многостороннего взаимодействия. Одним из таких вариантов сотрудничества может стать начатый в этом году диалог в формате БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай. И мы не можем не приветствовать начатую нашими бразильскими партнерами работу по широкому обсуждению этой тематики с привлечением здешних экспертных кругов, общественности. Думается, что эти дискуссии весьма полезны и способствуют лучшему пониманию перспектив взаимодействия в таком формате.

В двустороннем плане процесс формирования отношений стратегического партнерства между Россией и Бразилией, пожалуй, проявляется еще более наглядно. Только за последние два года состоялись три российско-бразильских саммита, включая встречу президентов В.В.Путина и Л.Лулы в Санкт-Петербурге.

Сформирована многоуровневая система двусторонних механизмов. Центральным ее элементом является Комиссия высокого уровня по сотрудничеству, действующая под руководством Председателя Правительства России и Вице-президента Бразилии и включающая в свой состав Комиссию по политическим вопросам и Межправительственную комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Она обеспечивает продвижение не только политического, но и практического сотрудничества.

Однако уже сейчас мы можем констатировать, что и в материальной сфере сотрудничество России и Бразилии носит во многом привилегированный характер, соответствующий духу и принципам стратегического партнерства. Оно направлено на формирование между нашими странами «технологического альянса» в соответствии с поставленной президентами России и Бразилии задачей.

Такая работа уже ведется, прежде всего, в области мирного освоения космоса. Это не только полет на Международную космическую станцию в составе российского экипажа первого бразильского астронавта М.Понтеса – прорабатываются и другие взаимовыгодные проекты. Весьма перспективно, на наш взгляд, налаживание взаимодействия в энергетической сфере – российские компании и специалисты, уже занимающиеся реализацией ряда инициатив в этой области, готовы и в дальнейшем участвовать в развитии нефтегазового сектора и электроэнергетики Бразилии. Кроме того, мы с интересом следим за успехами бразильцев в производстве и использовании экологически чистых видов топлива. Имеется потенциал научно-технической двусторонней кооперации и по многим другим направлениям, включая сельское хозяйство, авиастроение, нанотехнологии.

Особой сферой нашего взаимодействия являются культурно-гуманитарные связи. Вам известно, что Бразилия является единственной страной не только в Латинской Америке, но и в мире, где действует зарубежная школа Государственного академического Большого театра России – в г. Жоинвиль, штат Санта-Катарина. В планах – открытие факультета театрального искусства в одном из бразильских университетов при участии российских театров. В области гуманитарного сотрудничества нам есть что предложить друг другу. Мы, в свою очередь, возлагаем большие надежды на учрежденные в России – в Краснодаре и Подмосковье – школы бразильского футбола.

В России интересуются Бразилией, ее культурой, литературой и искусством. У нас хорошо известны имена таких ваших выдающихся соотечественников, как композитор Вилла-Лобос, архитектор Оскар Нимейер, художник Кандидо Портинари, поэт Дрюман де Андраде, писатели Жорже Амаду и Пауло Коэльо. Высокой популярностью у россиян пользуются бразильские телесериалы и карнавалы. Приятно отметить растущий интерес в Бразилии к произведениям русских писателей и поэтов – А.С.Пушкину, И.С.Тургеневу, Ф.М.Достоевскому, Л.Н.Толстому, А.П.Чехову, Н.С.Лескову, Л.Н.Андрееву, М.М.Пришвину и другим, труды которых переведены на португальский язык.

Как слушателям академии вам, вероятно, небезынтересно было бы узнать, что Правительство Российской Федерации продолжает ежегодно предоставлять государственные стипендии для граждан Бразилии на полный курс обучения в российских государственных образовательных учреждениях. Осуществляется обмен преподавателями для чтения лекций и стажировок.

В заключение я хотел бы подчеркнуть, что в XXI веке перед нашими странами открыты многообещающие возможности для всестороннего расширения сотрудничества, особенно с учетом высоких темпов экономического и технологического роста в России и Бразилии. При этом принципиально важно, что развитие российско-бразильских связей стало доброй традицией, укоренилось в сознании наших народов как естественный элемент внешнеполитического ландшафта двух стран, не подвержено колебаниям политической конъюнктуры любого рода. Наши отношения прочны, стабильны и взаимовыгодны.

Я и мои коллеги тронуты той искренностью и доброжелательностью, которые мы постоянно ощущаем на бразильской земле. Относим это на счет крепнущей взаимной симпатии между народами наших стран.

Благодарю за внимание.

15 декабря 2006 года


Fechas incorrectas
Criterios adicionales de búsqueda