Выступление и ответы на вопросы С.В.Лаврова в ходе встречи с молодыми учителями, студентами педагогических вузов, блогерами на тему «Взгляд на мир. Компетенции для мирового успеха. Как формируется критическое мышление, навыки коммуникации и мировоззрение. Человеческий капитал для успеха в мире», Санкт-Петербург, 6 сентября 2021 года
Мне приятно здесь находиться. Разговор предложен на тему воспитания молодёжи. Насколько я понимаю, здесь представлены те, кто уже выбрал для себя профессию учителя и намерен ей себя посвятить. Считаю это важным призванием, которое действительно нацелено и обязано поддерживать преемственность поколений. Для нашей страны, истории – это принципиально важно, имеет непреходящее значение без какого-либо преувеличения. Помнить свою историю, предков, отечество, малую Родину – это всегда отличало наших людей. Уверен эта традиция сохранится, в т.ч. благодаря вашим усилиям.
Не хочу читать большую лекцию, честно говоря. Мне кажется намного более продуктивным послушать те вопросы, которые вас волнуют. Постараюсь на них ответить.
Вопрос: Что Вам помогает ориентироваться в таком постоянно насыщенном информационном пространстве? Откуда Вы черпаете информацию?
С.В.Лавров: На счёт того, что помогает ориентироваться – просто надо заниматься своим делом. И, если это дело связано с определённым количеством информации, надо за ней стараться следить и брать её из любых источников, что я собственно говоря и делаю. Поэтому никто не избежит современных информационных технологий. В Министерстве иностранных дел тоже никто от этого не «улизнёт», в т.ч. ваш покорный слуга.
Вопрос: Почему современные школьники скептически относятся к тому, что транслируют современные государственные теле- и радиоканалы?
С.В.Лавров: Мне трудно судить. Учитывая современные технологии, государство, донося свою точку зрения на события в стране, в мире, объясняя, что оно делает, должно использовать не только традиционные СМИ, но и современные медиа, социальные сети и т.д. В т.ч. этим активно занимается наше Министерство. У нас есть аккаунты в основных социальных сетях. Немало мероприятий проводим онлайн. Сейчас их стало больше из-за пандемии, но мы этим занимались и раньше. Нужно использовать все СМИ. Если те, кто хочет поставить под вопрос эффективность деятельности государственных структур активно используют пристрастия молодёжи к электронным средствам доступа к информации, то и государство должно нести свою правду через эти же платформы.
Вопрос: Для современных выпускников и молодёжи привлекательно образование за рубежом. Что может привлечь внимание молодёжи именно к российскому образованию? Что мы, как педагоги можем сделать, чтобы сохранить кадры?
С.В.Лавров: Ответ очевиден. Нужно преподавать интересно, современно, постоянно повышать свою квалификацию. Это непрекращающийся процесс, в т.ч. и в дипломатии. Если ты не будешь стремиться жить и работать «в ногу со временем», использовать всё передовое, что появилось у тебя в стране и за рубежом, то ты не будешь успешным. На вас рассчитываем.
Я не вижу ничего зазорного в том, чтобы поехать учиться за границу. Дай Бог, чтобы люди этим занимались. Это обогащает. Главное, чтобы они потом возвращались и весь накопленный опыт, багаж знаний применяли у себя на Родине. Именно это сейчас является одним из главных приоритетов Президента Российской Федерации В.В.Путина. Одно из пожеланий, которое он высказал в адрес парламентариев, в т.ч. «Единой России», заключалось в том, чтобы создать программу молодёжной занятости. Это будет стимулировать людей получать образование и дома, если ты знаешь, что это поможет тебе получить хорошее рабочее место по завершении учёбы в университете. Остаётся только самосовершенствоваться, повышать свою конкурентоспособность. Другого пути нет.
Вопрос: Сейчас из различных источников поступает большое количество информации негативного характера. Что бы Вы могли порекомендовать подрастающему поколению, чтобы отличить правду от фейка?
С.В.Лавров: Вы правильно сказали, что много фейковой информации появилось. Причём если раньше в уважаемых и уважающих себя зарубежных изданиях считалось зазорным и непрофессиональным писать неправду, то сейчас это встречается сплошь и рядом. Не хочу никого обидеть, но, когда читаешь перепечатки из германской прессы, поражаешься тому, как затуманивают мозги, выдают голословные обвинения за чистую правду и т.д. Примеров множество.
Считаю, у нас гораздо более плюралистическая печать, если брать традиционные СМИ. В России есть и проправительственная пресса, и пресса, которая стремится быть объективной, давать различные точки зрения на одно и то же событие, готовить серьёзные аналитические материалы, основанные на глубоком рассмотрении фактов. Есть пресса и оппозиционные порталы, которые только и ждут того, чтобы посмотреть, что с утра сделала власть. Дальше они не пытаются разобраться. Их главная задача – что бы власть ни делала – очернить ее, описать события таким образом, чтобы отталкивать граждан от власти.
Наверное, это примета времени. С современными технологиями новости распространяются мгновенно и заполнить эфир любой фейковой новостью не представляет никакого труда. И даже если потом соответствующий портал, ресурс в ответ на жалобы объявит, что это не подтвердилось, – это будет сделано «мелким шрифтом», образно говоря. У людей в памяти останется то, что было «на первых полосах» всех соответствующих платформ. С этим нужно бороться эффективностью своей информационно-разъяснительной работы. Другого пути нет.
Понимаю, что молодёжи это не очень просто разъяснять. Она любит быстро ухватить какие-то горячие новости. Потом начинают переписываться друг с другом, эту новость смакуют. Да, это примета времени. И государство обязано защищать правдивую информацию и объективно показывать происходящее в стране.
Вопрос: У Санкт-Петербурга всегда была особая роль в выстраивании отношении со своими соседями. Например, наш лицей с 2014 г. активно сотрудничает с гимназией из Нарвы. В последнее время сотрудничество свелось лишь к виртуальному общению. Какие Вы видите перспективы международного взаимодействия школ в сложившихся сейчас обстоятельствах?
С.В.Лавров: Считаю, что перспективы создают сами люди. Если у вас были партнёры, с которыми вы сотрудничали, тесно взаимодействовали, а потом это прервалось, надо понять, по чьей инициативе. Если вмешались власти соседней страны, тогда надо нам передать ваши пожелания. Займёмся этим уже на международном, межправительственном уровне, по дипломатическим каналам.
Целиком поддерживаю движение школ-побратимов, как и городов-побратимов. Знаю, что Санкт-Петербург активно дружит со своими соседями, в т.ч. и в Прибалтике. Считаю это здоровой тенденцией. Если у вас есть желание обрести партнёров за рубежом в виде школ, других образовательных учреждений и вы просто не имеете информации о том, как это сделать, то мы поручим нашим послам, консульским сотрудникам найти потенциального партнёра в соответствующей стране. Сейчас, учитывая возможности современных технологий, можно просто бросить клич, что ваша школа хочет дружить с кем-то за границей, указать в какой стране. Если так не получится, то обращайтесь к нам. Будем стараться помочь.
Когда я учился в школе в Москве, у нас тоже была партнёрская школа, гимназия в будапештском районе Ференцварош. И мы каждое лето друг к другу ездили – мы к ним, а они к нам на пару недель. В процессе учебного года тоже переписывались. Сейчас можно вообще нон-стоп онлайн сотрудничать, ездить в гости друг к другу. Смотрите, если ваш собственный инициативный шаг не даст результатов, обратитесь к нам через представителя МИД России в Санкт-Петербурге В.В.Запевалова. Здесь, в Санкт-Петербурге у нас активное Представительство. Будем помогать.
Вопрос: В современных условиях актуальна тема продвижения русской культуры за рубежом. Что создаётся для положительного облика в глазах иностранных учащихся?
С.В.Лавров: Мы культурные, вежливые люди, но культурный продукт создаёте всё-таки вы. У нас на самом деле богатые традиции культурных, гуманитарных, образовательных обменов. Перекрёстные годы, которые мы проводим со многими странами – и с европейскими (Италия, Франция, Германия, Великобритания), и с азиатскими (Корея, Япония). Проводим массу культурных мероприятий: десятки и сотни кинофестивалей, гастролей. Чем активнее деятели культуры будут выступать с показом своего продукта, тем более объективную информацию о нашей стране составят зарубежные партнёры. Если Вы знаете о каком-то коллективе (музыкальном, театральном), который хочет принять участие в международных культурных обменах, но пока ещё не нашёл свою нишу в этом процессе, – сообщайте нам. У нас в Министерстве работает специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.Е.Швыдкой. Он эти вещи координирует. Присылайте на его имя в наше Министерство любые пожелания о том, кто хотел бы поучаствовать в международных культурных обменах.
Вопрос: В каком возрасте нужно начинать диалог с учащимся о политике и о положении России на международной арене?
С.В.Лавров: Если под политикой понимать деятельность политтехнологов, то не знаю, что посоветовать. Молодёжь, молодое поколение с детского сада, с первого класса школы, надо учить истории своей страны. Делать это красиво, интересно. Это самое главное. Когда вы преподаёте историю, то неизбежно рассказываете и о традициях России за последнее тысячелетие, и о том, как Россия выглядела, и что она делала на международной арене. Сказки тоже во многом отражают традиции нашей истории, какие-то её этапы. Здесь нет какого-то возраста, которого нужно обязательно дожидаться, прежде чем начать рассказывать детям об истории России во всех её аспектах, о внутреннем развитии и о международной политике.
Вопрос: Сохранение русского языка для всех его носителей – очень важный вопрос. В настоящее время во многих государствах проводится ограничительная политика в отношении русского языка. Какая поддержка планируется для носителей русского языка, наших соотечественников?
С.В.Лавров: Вы правы, есть такие примеры. Они неприятные, но малочисленные. Это, прежде всего, страны Прибалтики и Украина, где объявлена открытая война против русского языка, русскоязычного образования в нарушение многочисленных международных конвенций о правах национальных меньшинств. А в случае с Украиной - это прямое, грубое нарушение Конституции Украины, в которой записаны гарантии русского языка и гарантии русскоязычного населения и других национальных меньшинств.
Конечно же, не будем употреблять какие-то силовые методы, это невозможно. Но призвать к ответственности необходимо. И мы это делаем. Далем это и в Совете Европы, и в ОБСЕ, и в подразделениях, которые занимаются проблемами национальных меньшинств в ООН, и особенно в работе с нашими европейскими коллегами, включая Евросоюз, как наднациональное образование. Постоянно информируем Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля о тех вещах, которые его сотрудники сами должны были отслеживать, и которые прямо нарушают идеалы, объявленные в Евросоюзе для стран, желающих стать партнёрами.
Дискриминация русского языка на Украине достигла масштабов бедствия. Когда несколько лет назад был принят закон об образовании, о статусе украинского языка как государственного там было записано, что с сентября 2020 г. языки национальных меньшинств можно будет преподавать только в начальной школе, а потом все должны переходить на украинский и т.д. Мы предложили европейским странам, чьи граждане имеют соотечественников на Украине – венгры, румыны, поляки – всё-таки «повоспитывать» украинское руководство, они достаточно «стыдливо кивали головой», но потом каждый из них занимался своей проблемой. Вот это печально. Под давлением Евросоюза Украина сделала исключение для языков стран Евросоюза. То есть русский оказался вдвойне дискриминированным. Не упускаю ни одной встречи с европейскими коллегами, чтобы эту тему не поднять. Меня удручает их основанная на двойных стандартах реакция, вернее отсутствие таковой. Это будет постоянным раздражителем в наших отношениях с ними.
Если говорить в более широком плане, сейчас активно расширяем возможности образования на русском языке. Ежегодно выделяются уже более 15 тысяч стипендий. Планируется довести их до 20 тысяч. Активно работают по продвижению русского языка наши посольства, российские Центры науки и культуры за рубежом, которые являются частью структуры Россотрудничества. Многие другие направления у нас реализуются. Помимо структур, о которых я упомянул за границей работают: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, фонд «Русский мир», который тоже продвигает методику образования на русском языке, соответствующую российским стандартам. Существует несколько программ для стран Центральной Азии. Инициатором был Таджикистан. Сейчас создаём там пять русских школ для начала, которые будут работать полностью по нашей образовательной программе. Перечислил каналы, по которым эта работа ведётся. Их много. Для того, чтобы их скоординировать, более гармонично, более целенаправленно продвигать наши интересы в сфере распространения русского языка, сейчас по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина готовится комплексная программа по поддержке русского языка за рубежом. Эту проблему видим и активно ей занимаемся.
Вопрос: На сегодняшний день одна из самых сложных тем в преподавании истории – это Вторая мировая война и её итоги. Как бы Вы провели урок на тему итогов Второй мировой войны? На чём бы сделали акцент в первую очередь?
С.В.Лавров: Я бы сделал акцент на фактах и активно разъяснял бы школьникам, как это всё начиналось, какие усилия предпринимал Советский Союз, чтобы создать коалицию с европейскими странами – Францией, Великобританией, как эти усилия были по большому счёту проигнорированы, как наши западные коллеги думали о том, куда развернуть Гитлера и куда направить. Вся эта часть предтечи Второй мировой войны остаётся за кадром. По западной историографии всё начинается с пакта Молотова-Риббентропа. А о том, что этому предшествовали подписанные почти за год до этого аналогичные пакты европейских стран, никто не вспоминает. Молотов-Риббентроп - и точка.
То, что сейчас мы публикуем архивные исторические документы,– это сильный аргумент в отстаивании исторической правды. Совершенно забыто то, что было по итогам Второй мировой войны на процессах над японскими милитаристами, в т.ч. по поводу той биологической, бактериологической программы, которую они разрабатывали, имея в виду создать специальное оружие против Советского Союза. Десятки, сотни этих биологов оказались потом в Соединенных Штатах, где их отказались выдавать Советскому Союзу в качестве военных преступников, и которые заложили какую-то основу американской военно-биологической программы. США до сих пор ее активно двигают, в т.ч. по периметру наших границ.
Делал бы акцент на факты и на связь событий тех времён, связь той победы с современностью. Это и такое наследие, как ООН, и одновременно создание проблем, ощущающихся до сих пор, отголоски которых слышны во многих регионах мира. Самое главное – не позволять отсекать исторический период, который предшествовал пакту Молотова-Риббентропа. Оценку этому пакту уже давно дали на нашем уровне, на уровне Государственной Думы Российской Федерации. Но не признавать многочисленные другие факты, предшествовавшие этому событию, значит буквально говорить неправду и учить детей неправде.
Вопрос: Что на Ваш взгляд является гордостью российского образования, а что мы могли бы позаимствовать у наших зарубежных партеров?
С.В.Лавров: Я за рубежом не обучался. Гордость российского преподавания – учителя. Это великая профессия, которая до недавнего времени не очень поддерживалась государством. В последние годы ситуация меняется. Убеждён, что внимание, которое этой задаче уделяет Президент России В.В.Путин, будет воплощаться в конкретные дела. «Единая Россия» займется этим, когда сформируется новая Государственная Дума. Нет никаких сомнений, что все фракции будут активно поддерживать учителей. Вы сейчас видите предвыборные ролики – практически у каждой партии обязательства поддерживать учителей материально, морально и во всех других смыслах. Дай Бог вам здоровья, энтузиазма, который надо подкреплять ещё и стимулами.
Вопрос: Не секрет, что сегодня многие школьники, оканчивая школу, стремятся уехать на учёбу заграницу. Нужно ли поощрять такое желание? Почему учёба заграницей столь привлекательна для наших выпускников?
С.В.Лавров: Касался уже этой темы. Не вижу ничего страшного, зазорного в том, что люди хотят поехать учиться заграницу. К нам тоже едут тысячами – десятками тысяч учиться из ближнего и дальнего зарубежья. Что надо сделать, чтобы молодой человек или молодая девушка после завершения школы не поехали учиться заграницу? Мне трудно за них отвечать. Лучше с ними поговорить, провести какой-то опрос, и через него выявить те факторы, которые необходимо учесть в нашей собственной деятельности по развитию своего образования.
Вопрос: Для реализации любого успешного проекта важен не только труд, но и отдых. Какую Вы находите возможность отдыхать и какой отдых предпочитаете? А также рекомендации для отдыха нашей молодёжи.
С.В.Лавров: Здесь у каждого должны быть свои решения. Предпочитаю отдыхать на сибирских просторах. Люблю сплавляться на рафтах и делать это на Алтае. Там множество интересных, красивых маршрутов. Если такой общий совет: отдых должен быть активным, на свежем воздухе и, желательно сопряжён с физической нагрузкой.
Вопрос: В школьном курсе обществознания патриотом считают человека, который не только гордится успехами своего государства, но и умеет признавать проблемы, существующие внутри государства. А на Ваш взгляд, человека, обладающими какими качествами, можно считать патриотом?
С.В.Лавров: Это ведь не в партию вступать, анкету заполнять. Патриотизм – это широкое понятие. Для меня это самые элементарные вещи: любовь к своему дому, к своим родителям, к своим предкам, знания о том, как они жили, что они тебе завещали; а также любовь к своему городу, селу. Через это складывается и любовь к Отечеству как к государству, стране. Посредством изучения нашей истории можно самому понять, что такое патриотизм на основе массы примеров: герои Великой Отечественной войны, герои предыдущих битв, Отечественной войны 1812 года и многое другое.
У меня нет какого-то конкретного ответа. Это складывается веками. Огромная роль принадлежит родителям и учителям. Здесь никаких сомнений не возникает. Мне кажется, что вот так надо к этому относиться.
Вопрос: Я недавно оформил статус самозанятого и был удивлён, насколько это круто и быстро, и какой у нас в России простой бизнес-климат. Почему это не пропагандируется со всех телеканалов и об этом не кричат лозунги? Раньше занимался бизнесом и у меня было ИП, много было просрочек, получал штрафы. Теперь всего этого нет. Открываю «Мой налог» и там всё автоматически происходит. Сейчас молодежь как раз сфокусирована на заработке денег. И это для них будет мощным стимулом, чтобы внутри у них рос патриотизм. К кому можно обратиться, чтобы продвигать такие тонкие и не сразу очевидные вещи, как это приложение самозанятого «Мой налог» или какие-нибудь патриотические идеи?
С.В.Лавров: Дай Бог, если у вас так всё хорошо получилось. Это значит, что те специальные меры, которые приняты были для поддержки самозанятых, работают. Это приятно слышать. Главное, что вы почувствовали это на себе. То, что вы публично произнесли, и будет рекламой того, что произошло. Если брать шире – отношение к бизнесу, – то нужно делать больше для его поддержки. Идёт серьёзная дискуссия, и в правительстве тоже: надо ли сверхдоходы изымать через дополнительные налоги или всё-таки дать возможность продуктивных капиталовложений. Вещь достаточно конкретная, ей должны заниматься профессионалы, она должна быть хорошо просчитана и такие поручения у правительства от Президента есть.
Что касается ваших идей о рекомендациях, которые вы хотите дать в отношении того, как государство должно поддерживать бизнес. Есть же сайт «Госуслуги», там вполне можно найти адресатов, которым эти идеи передавать. Если у вас будут какие-то затруднения использовать современные технологии, напишите мне письмо. Отнесу Председателю Правительства.
Вопрос: Во многих странах давно реализуются программы по защите детей молодёжи от вредной информации в сети Интернет. Готовы ли какие-то меры в области государственной политики России, которые могут защитить наших детей и нашу молодёжь от вредного информационного шума, который есть в Сети?
С.В.Лавров: У нас такие меры уже принимаются. И законы соответствующие принимаются. Законы не только существуют, но и применяются на практике. Роскомнадзор контролирует контент, который запрещён в социальных сетях и на интернет ресурсах. Каждый день читаем о такого рода шагах, которые предпринимаются в отношении «Ютуб», «Твиттер». Не возникало вопросов, что мы мало делаем, чтобы ограждать детей от вредного влияния интернета, от распространения запрещенного контента. Этим занимаются. Если же вы имели в виду более широкий контекст, когда не запрещенная информация подаётся так, что у ребёнка создаётся негативное ощущение от того, что происходит вокруг него. Мы в самом начале нашей встречи говорили, что нужно активно распространять объективные сведения. Подчеркну: объективные сведения. Когда говорят, что Россия должна активнее показывать свой позитивный образ международному сообществу, я всегда вычёркиваю «позитивный» и пишу «объективный». Нам не надо скрывать, у нас много проблем. Идеального государства нет нигде. У кого-то больше проблем, у кого-то меньше, но они есть у всех. Самое главное – увидеть своими глазами. Крым на слуху у всех наших западных коллег, они только и делают, что нас осуждают, какие-то форумы проводят. Но когда ты им говоришь, чтобы они приехали и посмотрели сами, то им, оказывается, «надо защищать права человека», к нам они не поедут. Недавно был в Италии, встречался со своим коллегой. Прямо на пресс-конференции эта тема была затронута, он подтвердил, что вместе со всем Евросоюзом осуждает «аннексию» и т.д. Я ему публично сказал, чтобы он приезжал, а в ответ - не может приехать, у него такого намерения нет. Международные организации тоже идут на поводу у наших западных коллег. Мы приглашаем их в Крым: Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Комиссара Совета Европы по правам человека, ОБСЕ. Они всегда говорят, что обязательно приедут, но им надо заехать через Украину. Почему? Они ссылаются на резолюцию Генеральной Ассамблеи, которая была принята голосованием, не консенсусная. Тогда возникает вопрос: они правами человека интересуются или отрабатывают политический заказ? Они считают, что надо заехать правозащитникам через Украину, чтобы подчеркнуть, что Крым аннексирован. Это нежелание смотреть своими глазами на происходящее. Нежелание увидеть объективную картину. Те, кто приезжал к нам на Олимпиаду в Сочи, на Чемпионат мира, сейчас на Чемпионат Европы, в том числе в Питере, на Универсиаду в Казани, всё прекрасно понимают. Сотни тысяч иностранцев приехали, и нет ни одного, кто бросал бы с тех пор «камень в наш огород» на основе того, что мы называем западной пропагандой. Надо смотреть на всё своими глазами и видеть факты, а не ударяться в голословные обвинения только для того, чтобы порадовать кого-то из своих наставников на Западе.
Вопрос: Всё чаще кумирами молодёжи становятся блогеры, которые в свои 16-18 лет уже популярны, успешны, богаты. Их жизнь кажется намного более яркой, нежели школа, экзамены, обыденность. Сложно им объяснить, что это не так. Как правильно объяснить подрастающему поколению, что дело жизни нужно выбирать головой, а не руководствуясь лишь легкостью бытия? Как сделать это убедительно?
С.В.Лавров: Если вы, будучи блогером, это понимаете, то это всё надо в своем блоге объяснять. Молодёжь сидит в блогах, вы знаете это лучше меня. Если созерцание из кабинета или из автомобиля происходящего и написание каких-то глубокомысленных «комментов» позволяет кому-то обеспечивать себе безбедную жизнь, –значит, это её или его выбор. Но такое созерцательное отношение к жизни обедняет личность. Личное общение, выбор своего дела, которое будет действительно созидательным, а не созерцательным – это непреходящие качества человека. Всё зависит от воспитания в семье, от того, как родители закладывают характер ребёнку, и затем уже от учителей. Вы как блогер сформулировали совершенно правильную проблему, я на вас подпишусь тогда и буду смотреть.
Вопрос: В чем состоит главная задача молодых педагогов, особенно преподающих гуманитарные дисциплины, которые хотят сформировать у учащихся картину о современном мире адекватную сегодняшним реалиям, при этом формируя чувство настоящего патриотизма у детей?
С.В.Лавров: Уже не в первый раз сегодня этой темы касаемся. Через историю рассказываем о том, как наша страна создавалась, как все эти столетия мы отстаивали свою правду, веру, ценности, как этим ценностям остаёмся верны подавляющим большинством нашего населения, и как эти ценности пытаются подвергнуть сомнениям, причём извне, прежде всего. Мы такие самостоятельные мало кого интересуем на Западе, но эта самостоятельность – объективный исторический процесс. Уже нет западноцентричной системы. Запад усиленно пытается своё доминирование уже искусственными и грубыми методами (наподобие санкций) сохранить. Но Китай, Индия, Россия – объективная реальность. Поднимаются страны Латинской Америки. Африка – перспективный континент, учитывая колоссальное количество природных богатств. Мир становится многополярным, и этот процесс тормозить бессмысленно. Надо рассказывать обо всём этом. Президент однажды сказал, что Россия – это целая цивилизация. Так оно и есть. У нас страна многонациональная и многоконфессиональная. Разговаривал с американскими коллегами, серьёзными политиками. Они признают, что разные истории у США и у России. США так и называют себя – «плавильный котёл». К какой бы ты этнической группе ты ни принадлежал, тебя переплавляют в американца. Главное: мы – номер один, «права человека» и вседозволенность. Это если совсем грубо. У нас никто никого не переплавлял. На протяжении всей истории, когда мы распространяли своё влияние на новые территории и в Российской империи, и в Советском Союзе, и сейчас, мы всегда бережно относились к культуре любого народа, включая коренные малочисленные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока. По ним у нас целые специальные программы есть. Более сотни национальностей, языков сосуществуют друг с другом. Всё это вместе создаёт богатство. Вот этим надо дорожить. Надо показывать, что у нас путь, который крайне бережно относится к культуре любого человека, к языку любого человека, и ко всему, что связано с историей того или иного народа. У нас ведь не импортные национальные меньшинства. Их нельзя назвать национальными меньшинствами, они – коренные народы России. Они не приехали так, как приезжают из Африки в Европу, они родились на этих землях. Потом объединились с Россией в самых разных её ипостасях.
Вопрос: Как прививается патриотизм в других странах? Как сделать патриотизм современным в нашей стране?
С.В.Лавров: Если судить о своей стране только по тому, что о ней пишут в блогах заграницей, то, наверное, любой мало-мальски умственно развитый человек поймёт, что этого недостаточно. Есть достаточно многочисленная аудитория, но это малая часть наших граждан, которая «живёт» в этих блогах и, увидев, какой-нибудь негатив, тут же его начинает разносить. Слежу за блогосферой достаточно регулярно. Вижу, как это делается. Есть люди, которые просто сидят и не то, что ждут, когда власть ошибётся, они просто ждут новостей: что за сегодня сделала власть. И тут же подвергают это критике. Найдут, с какого угла зайти, как атаковать, всё сгодится!
Как в других странах патриотическое воспитание организовано. В США я долго работал. Там это в основном через пропаганду американского образа жизни, Голливуд, различные телевизионные программы. Да, там есть критика, серьёзная критика. Как было в последней избирательной кампании: есть республиканские каналы, есть демократические каналы, разным партиям принадлежащие, отражающие точку зрения той или иной партии. Всё равно там не принято из-за границы критиковать свою страну. Никогда этого никто не сделает. У нас некоторые оппозиционеры, которые уехали, считают это возможным. Из Белоруссии, из Литвы и где-то ещё. Они же просто содержатся, их финансируют, а они призывают из-за границы ввести санкции против собственной страны. У американцев это исключено. Какой бы ты ни был характером, как бы ты внутри себя не относился к тому, что происходит у тебя – может, работа не нравится или ещё что-то. Они будут там у себя митинговать, ходить с какими-то плакатами, но из-за границы поливать свою страну грязью американец не будет никогда.
Патриотизм, уже говорил сегодня несколько раз, это просто, чтобы дети знали историю, начиная со своей семьи. Когда генеалогическое древо передают из поколения в поколение – это прекрасно. Это то, что держит нашу страну вместе и людей делает опорой России.
Вопрос: Как создать такой образ своего сознания, чтобы быть всегда мотивированным на изменение жизни к лучшему?
С.В.Лавров: Я только сейчас узнал, что есть такая профессия – медитация и осознанное мышление. Наверное, вы должны ответить на этот вопрос. Это же ваша профессия.
Вопрос: Как размышляете Вы? Что можете посоветовать людям, которые хотят изменить мир к лучшему, но иногда у них может не хватать мотивации на это?
С.В.Лавров: На эту тему можно говорить бесконечно, а можно коротко. Когда что-то делаю (я не пытаюсь никого обидеть), но я меньше всего думаю о том, как это будет менять мир. Вижу задачу, понимаю, что это важно для страны. Мы над ней работаем. Это осознано в том смысле, что тебе понятна задача и понятна цель, которую ты должен достичь. Если брать методологический подход к этой проблеме, тут можно диссертацию написать. У меня не было такого ощущения, что я должен какую-то методологию выработать, прежде чем начну реализовывать какие-то задачи.
В дипломатии всё индивидуально, и методы работы могут быть у всех самые разные. Люди неодинаковые, и в дипломатии как раз наиболее ярко проявляются личные качества. Кто-то разговорчив, кто-то молчалив, поэтому они переговоры будут по-разному вести. Кто-то любит сразу всё рассказать собеседнику, кто-то хочет заставить его первым начать выкладывать свои подходы. Всё очень индивидуально.
Вопрос: Большинство присутствующих здесь учителей – классные руководители. Одно из наиважнейших направлений нашей работы – патриотическое воспитание ребят. Что для Вас Родина?
С.В.Лавров: Родные, предки, родители, их родители. Мы в семье храним летопись наших предшественников. Это отчий дом. Я провел детство в подмосковном городе Ногинск. Раньше он назывался Богородск. Хочу, чтобы это название вернули. Руководство Московской области получает пожелания на этот счет. Может, сработает. Тоже ощущение Родины, когда хочешь прикоснуться к истории. Дедушка, бабушка и их родители там похоронены. Я приехал в Москву лет в 10, но каждые выходные ездил туда. К сожалению, дом сгорел. Сейчас мои родственники объединили усилия, выкупили участок. Хотим построить там такой же деревянный дом, который будет нам напоминать о прошлом. Наверное, кто-то будет там жить.
Такие мелкие вещи многое значат для воспитания личности, чтобы она ощущала себя сопричастной к истории во всех ее измерениях: семья, деревня, город, страна. Страна складывается из мелких историй, разных летописей и географических локаций.
Вопрос: Патриотизм нужно воспитывать на чувстве гордости за свою страну. Но необходимы новые «события», в которых подростки принимали бы участие, были современниками. Какими «событиями» могла бы гордиться страна?
С.В.Лавров: На Восточном экономическом форуме прозвучала инициатива о резком повышении внимания (включая его материальную составляющую) к Дальнему Востоку, созданию новых центров роста. Это задачи, к решению которых многие захотят быть причастными. Если правильно объяснить и показать, молодежь заинтересуется.
Еще пример: Северный морской путь. Реализуется колоссальная программа по обеспечению экологической безопасности, строительству новых, самых современных ледоколов, обустройству инфраструктуры. Всё это имеет прямое значение для роста страны, освоения всех ее просторов, отнюдь пока не освоенных. Россия с мая 2021 г. до мая 2023 г. председательствует в Арктическом совете. Там будут проводиться сотни мероприятий, почти 200 из них – в Санкт-Петербурге по линии Арктического совета, куда входят северные страны (Канада, США, наши соседи).
Проблем немало, все с этим согласны. Но за последние годы достигнуто много. Не все здесь помнят, но в 1990-е гг. мы зависели от финансовой и даже гуманитарной помощи Запада. Закупали печально известные «ножки Буша» (куриные окорочка). Никто этого не помнит. Слава Богу, что сейчас забываем. В том смысле, что у нас продовольственной проблемы не существует. Мы вернулись в статус первого производителя и экспортера зерновых. Российская империя всегда этим отличалась, в СССР немного упустили эту отрасль.
Целый ряд других направлений: промышленность, наука, современные технологии, космос. При всех критических высказываниях (многие из которых справедливы) создан современный космодром «Восточный», где недавно побывал Президент России В.В.Путин. Там завершается строительство некоторых объектов, но оттуда уже регулярно проводятся старты.
Есть, где себя применить. Если скучно, приглашаю молодежь в дипломатию. Пускай приходят.
Вопрос: Почему к российским спортсменам такое отношение? Почему нас больше всех проверяют на допинг? Почему наших гимнасток засуживают? Почему Россия выступает без флага и гимна? Спорт должен быть вне политики.
С.В.Лавров: Совершенно правильно, спорт должен быть вне политики. Нарушители спортивных правил тоже должны наказываться, независимо от того, какую страну они представляют. Знаем, как выстраивается работа Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Там полно «терапевтических исключений» для определенных препаратов. Скандинавские лыжники почти все «астматики», им можно принимать то, что остальным нельзя. Подобных вещей много. Это не значит, что со стороны наших спортсменов не было нарушений. Но нас пытаются обвинить в государственной политике по «скармливанию» допинга всем атлетам. Вопиющий пример: так как в России якобы есть государственная политика по распространению допинга, Международная ассоциация легкоатлетических федераций (её сейчас американцы пытаются переформатировать целиком под своим руководством) на последних Олимпийских играх «выделила» на все легкоатлетические виды спорта 10 мест. Это как? Огромное количество «чистых» спортсменов, никогда ни в чем не уличенных, оказались «за бортом», потому что так решили США.
Много лет назад, когда начались эти скандалы, поинтересовался, кто в ВАДА принимает решения. В Исполнительном комитете около 15 человек, из которых 12 – страны НАТО, Австралия, Япония и три развивающихся страны, которые там «погоду не делают», даже чисто арифметически. Эта система, контролируемая Западом, американцам уже не годится – недостаточно агрессивна. В 2019 г. в США приняли закон «акт Родченкова». Он назван по имени бывшего сотрудника Российского антидопингового агентства. Он сбежал и стал поливать грязью всех бывших коллег, хотя возглавлял движение за пропаганду допинга спортсменам (видимо, имел с этого какие-то деньги). «Акт Родченкова», грубо говоря, требует от американских правоохранительных органов возбуждать уголовные дела против спортсменов, подозревавшихся на международных соревнованиях в допинге и при этом победивших американских. Они будут «рыскать» по всему свету. Как сейчас «отлавливают» граждан России и других стран, которых подозревают то в кибершпионаже, то в каком-то другом вмешательстве в их внутренние дела. На самом деле, хорошие мозги пытаются перетащить к себе (прежде всего айтишников).
Надо реформировать систему борьбы с допингом. Есть Конвенция Совета Европы против применения допинга и Международная конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте. Вторую сейчас пытаются настроить на прозападный «лад». Конвенцию можно менять, наделять её исполнительный орган новыми функциями, но это надо делать на основе консенсуса. Они пытаются Секретариату ЮНЕСКО дать полномочия «показывать пальцем» на ту или иную страну. Это линия на приватизацию международных институтов. Универсальный состав участников требует договорённостей по всем вопросам. Запад пытается вынести дискуссии из универсальных форматов, созданных в рамках ООН, в свой круг, а потом навязывать свои решения в качестве истины в последней инстанции, образца «многосторонности». Либо, когда это неудобно, пытаются подчинить своей воле технических и исполнительных секретарей многосторонних структур, наделяя их полномочиями, которые могут принадлежать только государству. Здесь непочатое поле для работы.
Спорт – далеко не единственная сфера человеческой деятельности, где нечистоплотными приемами пытаются нас ограничивать. Экономика, экономические санкции. Идет фронтальная атака на «Северный поток – 2», хотя все понимают (даже американцы), что он будет достроен, начнет работу. Европа, в лице Германии и других стран, участвует в этой стройке, говорит, что им это нужно. Американцы говорят, что эти страны не понимают, какая должна быть энергетическая безопасность континента. Хотят «пропихивать» свой сжиженный природный газ. Он получается в основном методом крекинга (это плохо для окружающей среды) и гораздо дороже.
Экспорт вооружений. Турция купила у нас системы противовоздушной обороны С-400. Несколько лет на Турцию «наезжают» и требуют отменить контракт, отдать России назад вооружения. Практически любую сферу международной жизни можно взять – везде найдете дискриминационные подходы в попытке создать себе нечистоплотные конкурентные преимущества. Никто уже не говорит про свободу рыночных сил. Это всё пытаются оркестрировать, координировать и использовать исключительно в эгоистических интересах.