11:09

Стенограмма ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам третьего министерского заседания «Форума для будущего», Мертвое море (Иордания), 1 декабря 2006 года

2134-03-12-2006

Вопрос (неофициальный перевод с английского): Российская сторона все также против наказания Ирана и введения против него санкций? Считаете ли Вы, что Иран, который является сильным региональным игроком, может повлиять на установление стабильности на Ближнем Востоке?

С.В.Лавров (неофициальный перевод с английского): Мы против того, чтобы наказывать Иран. Так мы договорились в рамках «шестерки». Мы согласились в том, что Ирану необходимо работать с МАГАТЭ. Когда же этот вопрос был передан в СБ ООН, то это было сделано только для этого, а не для того, чтобы наказать Иран. Это очень четкое согласие, достигнутое «шестеркой» международных посредников. Но мы не против санкций в отношении Ирана. Проект, который сейчас обсуждается в СБ ООН и «шестеркой» международных посредников, которая и инициировала его, предусматривает санкции согласно статье 41 Устава ООН. Мы должны сконцентрироваться в СБ ООН на запрещении поставок в Иран технологий, материалов, услуг, относящихся к сфере МАГАТЭ. Это именно то, о чем мы договаривались. Мы категорически против любых нарушений режима нераспространения. Россия намерена придерживаться такого варианта развития.

Что касается региональной стабильности в более широком плане, мы убеждены, что у Ирана есть потенциал для того, чтобы внести вклад в решение региональных проблем. Этот потенциал должен быть задействован, через вовлечение и включение, а не через изоляцию и противопоставления. Это было очевидно во время переговоров в двусторонних форматах. Всесторонний подход к решению региональных проблем становится все более востребованным. Он должен включать всех влиятельных игроков на равных правах. Надеюсь, что этот подход будет очень скоро применен.

Вопрос: Какова позиция России в отношении недавней инициативы Премьер-министра Израиля Э.Ольмерта, в частности к тому, что Иерусалим должен стать единственной столицей Израиля, а также, что палестинские беженцы не могут возвратиться на свою Родину?

С.В.Лавров: Наш подход к урегулированию на Ближнем Востоке, в частности к палестино-израильскому урегулированию, основывается на международном праве, на резолюциях ООН и на «дорожной карте», которая была одобрена СБ ООН и тем самым также стала частью международной законности. В соответствии с «дорожной картой», статус Иерусалима, беженцы, также как и окончательное размежевание, подлежат согласованию на самом завершающем этапе урегулирования. Именно из этого мы исходим.

Вопрос: Обсуждали ли Вы проблему Ирана в ходе встреч в Иордании? Наблюдаются ли какие-то изменения в позициях Ваших коллег? Имеется в виду не только ядерная программа Ирана, но и его участие в урегулировании региональных кризисов?

С.В.Лавров: Да, мы обсуждали эту проблему в ходе сегодняшних и вчерашних встреч с Госсекретарем США К.Райс, Министром иностранных дел Великобритании М.Беккет и с моим коллегой из Германии, Министром иностранных дел Ф.-В.Штайнмайером. В ходе этих встреч, особенно с Госсекретарем США К.Райс, я выразил удивление, что прошло уже почти 2 недели, как наши партнеры по «шестерки» не откликаются на предложение Франции провести очередную встречу политдиректоров внешнеполитических ведомств для продолжения работы над проектом резолюции по Ирану. Такое предложение наши французские коллеги сделали достаточно давно. Россия на него сразу позитивно откликнулась.

Но после моих контактов здесь ситуация изменилась. Меня заверили сегодня и К.Райс, и М.Беккет, и наш германский коллега, что они теперь согласны на такую встречу. Рассчитываем, что она состоится в начале следующей недели.

Вопрос: Ваша оценка нынешней ситуации в Ираке?

С.В.Лавров: Мы убеждены, что ключ к урегулированию в Ираке лежит в национальном согласии, в начале реального национального диалога и в продвижении к национальному примирению. Поэтому мы сразу же активно поддержали инициативу Премьер-министра Ирака о национальном согласии, которую он выдвинул достаточно давно. К огромному сожалению, пока движения в реализации этой инициативы на практике не наблюдается. Думаю, что здесь опять же вступает в силу фактор коллективных усилий. Соседи Ирака, арабские страны, ЛАГ, ОИК, члены СБ ООН – все эти влиятельные международные игроки, конечно же могут помочь подтолкнуть соответствующие иракские политические, этнические, религиозные группы к тому, чтобы они включились в процесс национального примирения. Думаю, что в этом контексте остается актуальной идея, которую высказывала Россия - проведение международного форума с целью помочь иракцам реализовывать свои собственные планы по национальному примирению.

3 декабря 2006 года


Incorrect dates
Advanced settings