11.02.1919:36

О ситуации вокруг ДРСМД

260-11-02-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ СМИ

 

Стараясь оправдать свое деструктивное решение о выходе из Договора о РСМД, США раскручивают информационно-пропагандистскую кампанию, основу которой составляют недобросовестные интерпретации и откровенные домыслы. Помимо нечистоплотных попыток переложить ответственность на Россию, преднамеренно умаляется значение и обоснованность многолетних российских озабоченностей относительно выполнения соглашения самим Вашингтоном. Более того, вбрасывается недостоверная информация о развитии и содержании диалога по встречным претензиям.

В публикациях и высказываниях американских официальных лиц, в частности, утверждается, что Россия «вместо того, чтобы отреагировать на причины обеспокоенности США по ДРСМД, начала выдвигать собственные претензии». Всё было ровно наоборот. Американцы впервые озвучили обвинения в адрес России в 2013 году. Тогда как вопрос об использовании Пентагоном противоречащим Договору образом так называемых «ракет-мишеней» ставился Россией с 1999 года, а тему ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) поднимаем с начала 2000-х годов.

Заявления американских представителей, что США якобы подробно ответили на российские претензии, также не соответствуют действительности. В течение многих лет Россия проявляла максимум терпения, добиваясь от американцев устранения очевидных нарушений ДРСМД. При этом в подтверждение своей позиции приводили аргументированные и технически обоснованные доводы. Однако в Вашингтоне от них попросту отмахивались.

Если подробнее говорить об американских БПЛА с ударным потенциалом, то их некоторые типы полностью соответствуют содержащемуся в ДРСМД определению термина «крылатая ракета наземного базирования» (КРНБ). Под этим понимается служащее для доставки оружия беспилотное средство, оснащенное собственной двигательной установкой, полет которого на большей части его траектории обеспечивается за счет использования аэродинамической подъемной силы. Хотят того в Вашингтоне или нет, но именно таким образом было сформулировано соответствующее положение в Договоре, что недопустимо игнорировать.

Упоминания о пусковых установках, об однократности или многоразовости использования в ДРСМД отсутствуют. Так что его нарушают любые БПЛА, запускаемые с суши, с радиусом ударного действия от 500 до 5500 км.

При этом абсолютно несостоятельны попытки ссылаться на ведущиеся в России разработки беспилотников ударного типа. Такие системы указанного класса, имеющие запрещенную по Договору дальность, в России, в отличие от США, не развернуты. Что касается исследований, то НИОКР по ДРСМД не запрещены.

В отношении масштабного использования Пентагоном в испытаниях, заявляемых как противоракетные, «ракет-мишеней» у России есть все основания подозревать, что в действительности испытываются средства, запрещенные по ДРСМД. Под предлогом тестирования системы оповещения ПРО они запускаются на дальность от 500 до 5500 км без поражающего воздействия на них и с полным циклом полета - от старта до падения полезной нагрузки, которая зачастую включает маневрирующие боеголовки, блоки с ложными целями и т.п.

Таким образом, под видом «мишеней для ПРО» США создают ракеты, дальность полета, скоростные характеристики, система управления, массогабаритные параметры боевой части которых идентичны средствам, подпадающим под ограничения ДРСМД. Американские утверждения, что «ракеты-мишени» таковыми не являются, так как не испытываются в ударных целях, принять не можем, поскольку их пуски без перехвата неотличимы от испытаний средств доставки оружия.

Еще одна российская претензия к США, которая вызывает, пожалуй, наибольшую тревогу в контексте Договора – наземное развертывание универсальных пусковых установок (ПУ) «Мк-41» в составе комплексов «Иджис Эшор». Они размещаются в Европе якобы исключительно для решения противоракетных задач. Однако упомянутые ПУ позволяют осуществлять боевое применение с земли крылатых ракет средней дальности «Томагавк» и других ударных вооружений. Это прямое и вопиющее нарушение ДРСМД.

Как известно, в соответствии с ДРСМД США в свое время ликвидировали сухопутные системы пуска для крылатых ракет семейства «Томагавк». Данные вооружения изначально создавались в рамках единой программы как универсальное ракетное средство, предполагавшее различные виды базирования. Наземный и корабельный варианты внешне практически не отличались.

Теперь, спустя несколько десятилетий, американская сторона фактически восстанавливает инфраструктуру для «Томагавков» на суше. Это происходит вразрез с ДРСМД. Перемещение «Мк-41» с кораблей на землю однозначно переводит эти установки в категорию ПУ КРНБ.

Заявления официальных лиц США, что пусковые установки, уже развернутые в Румынии и готовящиеся к размещению в Польше, не аналогичны «Мк-41» морского базирования, противоречат словам американских военных и разработчиков комплекса «Иджис Эшор». Те не раз честно признавали, что наземный и морской варианты данной ПУ «практически идентичны».

Помимо договорно-правовой стороны, данный вопрос имеет для российской стороны важное стратегическое измерение. Ведь речь идет о появлении американской ракетной инфраструктуры в непосредственной близости от России. Угроза нашей безопасности усиливается тем, что США объявили о планах воссоздания потенциала крылатых ракет морского базирования в ядерном оснащении, в роли которых вновь способны выступить «Томагавки», как уже было раньше. Значит, такие ракеты с ядерной начинкой также могут в перспективе оказаться в пусковых ячейках комплексов «Иджис Эшор» в тех же Румынии и Польше.

Отказавшись от каких-либо позитивных подвижек по критически важным для России проблемам, США стараются перефокусировать внимание на мнимые российские «нарушения» ДРСМД. Причем выворачивают так, будто российской стороне был представлен значительный объем информации, указывающей на нашу «вину».

Это неправда. Неслучайно Вашингтон умалчивает, что Россия в течение пяти лет добивалась от него сведений по трем ключевым аспектам, комплексное изучение которых открыло бы дорогу к профессиональному рассмотрению американских претензий. Это - четкое определение ракеты, вызывающей подозрения; указание конкретных пусков, когда, по мнению США, были нарушены наши обязательства по ДРСМД; и, самое главное, — предоставление объективных данных, на основании которых был сделан вывод о том, что в ходе испытаний дальность полета превысила разрешенную.

Вместо того чтобы сразу предоставить весь комплекс якобы имеющейся информации, на чём Россия настаивала, американцы избрали другой путь. Первоначально звучали какие-то невнятные намеки в духе «вы и сами прекрасно знаете, каким образом нарушаете». Затем российской стороне были переданы минимальные и донельзя заобщенные данные, к которым эпизодически, порой лишь раз в год, добавлялись крупицы сведений, включая космические снимки из интернета и наименование типа широко используемого шасси пусковой установки, на основании которых невозможно сделать профессиональное заключение.

Вашингтону потребовалось несколько лет, прежде чем он указал на конкретную ракету - «9М729», разработанную в рамках модернизации комплекса «Искандер-М». Но Российская Федерация никогда не скрывала ее существование, в чем нас пытаются обвинять. Подтвердили наличие этого средства в российском арсенале после того, как его индекс назвали американцы. Однако последовательно отрицали и отрицаем факт того, что данное изделие когда-либо испытывалось на запрещенную ДРСМД дальность.

Что касается конкретных пусков, которые Россия якобы осуществила в нарушение ДРСМД на полигоне в Капустином Яру Астраханской области, то их даты - в 2008 и 2011 годах – российской стороне обозначили лишь за пять дней до объявления США 20 октября 2018 года о намерении выйти из Договора. Но и эта информация не была подкреплена никаким фактологическим обоснованием. Не названа точная дальность, на которую, по мнению американцев, испытывалась ракета. Вместо этого они ограничились ссылками на загадочную разведывательную информацию, предъявить которую, как это у них водится, отказались.

Иначе говоря, Российской Федерации долгое время предлагалось самостоятельно сложить «пазл» из разрозненных и полученных в разное время элементов, тогда как ровным счетом ни одного доказательства нарушения Россией Договора представлено не было. Ни индекс ракеты, ни даты пусков, которые в Капустином Яру в рамках испытаний или боевой учебы ракетчиков проходят регулярно, ни о чем противоправном не свидетельствуют.

То, как США сегодня пытаются перетасовывать факты, неуклюже оправдывая свое решение окончательно сломать ДРСМД, укрепляет убежденность, что курс на торпедирование Договора был взят американцами давно. Подлинная причина – желание максимально развязать себе руки, обеспечить возможность использования неограниченного спектра военных инструментов для оказания силового давления на любых оппонентов повсюду в мире.

Это очень опасная политика, чреватая весьма печальными последствиями для глобальной стабильности. Международной общественности, прежде всего гражданам США и прочих стран НАТО, чьи власти слепо воспроизводят американские инсинуации, стоит задуматься, куда способна завести погоня Вашингтона за призраком военного доминирования.

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Основные новости внешней политики

Основные новости внешней политики

Гуманитарное сотрудничество