Новости
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макеем, Минск, 29 мая 2018 года
Уважаемый Владимир Владимирович,
Дамы и господа,
Я хотел бы присоединиться к словам моего коллеги и друга Министра иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макея об особом значении наших союзнических отношений.
Республика Беларусь – наш ближайший союзник и стратегический партнер, чему подтверждением является уникальная конструкция в виде Союзного государства, над укреплением которого активно работают наши президенты и правительства, о чем мы сегодня весьма подробно говорили.
Мы вносим внешнеполитический вклад в эти усилия, имею в виду работу над Программой согласованных действий в области внешней политики, которая принимается каждые два года. В ноябре прошлого года мы подписали соответствующий документ на этот и будущий годы. Она уже осуществляется в рабочем порядке, но формально и официально будет утверждена в ближайшее время на очередном заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Мы только что подписали межправительственное Соглашение о порядке въезда на крупные спортивные мероприятия, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства смогут без виз проезжать через территорию Белоруссии на матчи Чемпионата мира по футболу в Российской Федерации в этом году, а в будущем году без виз могут проезжать через территорию России на мероприятия, связанные с проведением II Европейских игр в Республике Беларусь. Этот документ имеет не только практическое значение для болельщиков спортивных мероприятий, о которых я упомянул, но и является важным шагом на пути формирования единого визового пространства. Мы сегодня подробно говорили о том, как двигаться к заключению соответствующего всеобъемлющего межправительственного соглашения, и наметили конкретные шаги в этом направлении.
Обсуждали наши связи в самых разных областях – торгово-экономической, культурной и гуманитарной. Придаем большое значение межрегиональному сотрудничеству, в частности, подготовке к V Форуму регионов России и Беларуси, который пройдет осенью в Могилеве.
Обсудили деятельность Евразийского экономического союза (ЕАЭС), его связи с зарубежными партнерами, которых становится все больше. Интерес к этому объединению растет. В рамках СНГ рассмотрели деятельность ОДКБ.
Мы уделили достаточно подробное внимание анализу ситуации на Европейском континенте, в Евроатлантике. У нас общий интерес к тому, чтобы развивать равноправные и взаимовыгодные отношения с ЕС, и в рамках диалога с Североатлантическим альянсом. Однако, нас тревожит активизация деятельности НАТО, которую мы наблюдаем в последнее время в непосредственной близости от наших границ, прежде всего, в Прибалтике и Польше. Позиция России, как и Белоруссии, что сегодня было подтверждено на встрече с Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, остается неизменной. Такие действия по одностороннему развитию военной инфраструктуры и развертыванию сил и средств вблизи наших границ являются деструктивными, подрывают доверие и взаимопонимание в Европе, ведут к фрагментации европейского пространства безопасности. Мы условились продолжать добиваться того, чтобы эти отношения все-таки выправлялись в соответствии с теми политическими документами, которые принимались на высшем уровне в конце эпохи «холодной войны» в 1990-е гг., прежде всего, в рамках ОБСЕ.
Из конкретных региональных тем, конечно, мы говорили о необходимости полного выполнения Минского «Комплекса мер» по урегулированию внутриукраинского кризиса. Озабочены попытками и рецидивами силовых решений, в том числе в контексте изменений, принимаемых в Киеве относительно т.н. подхода к реинтеграции, который по российской оценке, нарушает Минский «Комплекс мер» и действия по отмене закона «Об основах государственной языковой политики» и введение в действие нового закона «Об образовании».
Обменялись мнениями по ситуации вокруг различных кризисов на Ближнем Востоке и Севере Африки, включая сирийское урегулирование, иранскую ядерную программу и то, что сейчас вокруг нее происходит, ситуацию на Корейском полуострове в контексте тех изменений, которые мы наблюдаем в последнее время в отношениях между Южной и Северной Кореей, а также между КНДР и США. Мы заинтересованы в том, чтобы этот конфликтный узел был развязан как можно скорее через денуклеаризацию всего Корейского полуострова и обеспечение гарантий безопасности КНДР и всех стран в этом важном районе мира, который должен стать зоной мира, стабильности и безопасности всех государств, расположенных в северо-восточной Азии.
Договорились о том, как продолжать наше тесное и скоординированное участие в деятельности ООН, ОБСЕ и ШОС, где Белоруссия является наблюдателем и активно подключается к различным проектам в рамках Организации.
Говорили и о подготовке очередного совместного заседания двух Коллегий наших министерств, которое планируется на эту осень. Мы в общих чертах согласовали повестку дня. Думаю, что в ближайшее время мы ее окончательно одобрим.
Моя программа пребывания в Минске на этом не заканчивается. Сегодня еще предстоит выступление перед слушателями и профессорско-преподавательским составом Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Я очень признателен за это приглашение и с удовольствием пообщаюсь с нашими коллегами.
В заключение еще раз благодарю наших гостеприимных хозяев за организацию этой работы, которая, как всегда, находится на самом высоком уровне. Мы традиционно чувствуем себя в Минске как дома. Надеюсь, что это взаимно, когда Вы приезжаете к нам.
Вопрос: Недавно состоялась встреча Президента России В.В.Путина с Канцлером Германии А.Меркель и Президентом Франции Э.Макроном. Можем ли мы на этом фоне ожидать какого-то позитива в отношениях между Россией и Западом, ведь они влияют на ситуацию во всём регионе и Белоруссии в том числе?
С.В.Лавров: Если бы это зависело от нас, то ответ был бы однозначно позитивным. Мы не заинтересованы в конфронтации и видим искусственный характер в том, что касается позиции Запада по отношению к России. Видим, как относительное, но достаточно агрессивное, русофобски заряженное меньшинство в западном лагере спекулирует и злоупотребляет принципами солидарности и консенсуса, которые существуют в Европейском союзе и пытается уводить конструктивно настроенные государства в сторону конфронтационной политики по отношению к Российской Федерации, в том числе за счёт соревнования в русофобии – привлечь внимание старших товарищей к своим собственным проблемам.
Хороший пример – т.н. «дело Скрипалей», которое рассыпается на глазах за отсутствием каких-либо доказательств или подтверждений. Ту же самую схему пытаются воспроизводить и по другим поводам, в частности имею в виду объявление в Нидерландах о том, что уже на текущем этапе расследования катастрофы с малайзийским «Боингом» можно сделать вывод о причастности российской стороны, установки «Бук», которая «зашла на территорию Украины с российской территории и потом вернулась». При этом отвергаются все те многократно предоставляемые нами документальные свидетельства того, что это как минимум некорректно заявлять на данном этапе, включая результаты натурных испытаний, которые предоставил следователям концерн «Алмаз-Антей», производитель комплексов «Бук» и первичные данные с наших радаров, согласно которым ракета не могла взлететь с той точки, откуда она была запущена по утверждениям следствия. Всё это было проигнорировано. Звучали достаточно легковесные заявления о том, что радар просто не увидел ракету, потому что она очень быстро летела. У специалистов это не вызывает ничего, кроме улыбки.
Интересный момент – на пресс-конференции по поводу этой человеческой трагедии, катастрофы с малайзийским «Боингом», было заявлено, что расследование далеко не закончено и выявление виновных продолжается. Но уже на этой стадии российская сторона должна согласиться вступить в переговоры с Австралией и Нидерландами для согласования размера компенсации. Один в один логика, которая была применена в т.н. «деле Скрипалей», когда было сказано, что «весьма вероятно» это сделали русские, поэтому признайте свою вину, а расследование будем продолжать и оно до сих пор не закончено. Такое искушение поиграть на русофобии, привлечь к себе внимание, отвлечь своё население и мировую общественность от тех проблем, которые сам испытываешь (имею в виду тот же «брекзит») – это совсем не та линия, которая требуется сегодня в международных отношениях. Если кто-то хочет подыгрывать нагнетающим конфронтацию кругам за океаном, это печально. Мы с этим едва ли можем что-то сделать, кроме противопоставления этому твёрдой линии по отстаиванию своих интересов, правды, справедливости в международных отношениях, противодействию двойным стандартам и подтверждения нашей открытости к равноправному, взаимоуважительному, без каких-либо ультиматумов диалогу по всем без исключения вопросам.
Мы почувствовали, что у серьёзных, солидных европейских стран, в том числе упомянутых Германии, Франции, Италии и целого ряда других стран есть понимание ненормальности сложившейся атмосферы и того, что она была создана искусственно и напрасно. Однако «вода камень точит», «время лечит» – можно привести много подобных пословиц. Убеждён, что в конечном итоге необходимость договариваться, а не диктовать свои условия возобладает в умах и практических действиях западных политиков.
Вопрос: Обсуждалась ли сегодня единая позиция России и Белоруссии относительно Украины, которая ранее заявила, что отзывает своих представителей из уставных органов СНГ? Как это может повлиять на судьбу СНГ?
С.В.Лавров (отвечает после В.В.Макея): Полностью согласен с тем, что сказал Владимир Владимирович и поддерживаю его оценки. Суверенное право Украины – решать в каких организациях участвовать или нет. СНГ – одна из таких организаций. Украина должна принять решение, как только что сказал Владимир Владимирович, о том, насколько и как тот или иной её шаг в отношении СНГ будет влиять на её собственных граждан. Тут мы ничего поделать не можем. Иногда в действиях наших украинских соседей здравый смысл и забота о своих собственных гражданах становится заложником русофобской линии. Делаются заявления о том, что необходимо разорвать дипломатические отношения. Без всякой заботы о тех миллионах украинцев, которые работают на территории России, делаются заявления о выходе из СНГ. Если захотел – выйди. Если всё, что происходит в отношении той или иной ситуации, в которой задействована Россия, делается через антироссийскую, русофобскую призму, мы здесь тоже ничего поделать не можем. Мы будем заинтересованы в том, чтобы взаимодействовать со всеми странами, которые создавали СНГ, потому что от конструктивного взаимодействия напрямую зависит решение многочисленных проблем и вопросов, касающихся жизни и деятельности наших граждан.
Вопрос: Буквально через неделю пройдёт саммит ШОС. Как Вы видите развитие этой Организации? Какие сферы сотрудничества приоритетны для наших стран?
С.В.Лавров: ШОС развивается, укрепляется. Это будет первый саммит, когда уже Индия и Пакистан с самого начала примут участие в качестве полноценных и полноправных членов ШОС. Это существенное, качественное развитие интеграционных процессов в рамках данной многопрофильной структуры, которая и занимается прежде всего вопросами стабильности и безопасности, борьбы с новыми вызовами и угрозами, созданием условий для развития экономического, гуманитарного и культурно-образовательного сотрудничества.
Одним из важнейших результатов прошлого саммита, который состоялся в Казахстане, стало подписание Конвенции по противодействию экстремизму, которая очень чётко определяет ведущую роль и ответственность государств в деле борьбы с экстремизмом и прочими угрозами и вызовами. В развитие этой Конвенции одним их важнейших результатов саммита в Циндао должно стать утверждение Программы действий по борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом. Будут также рассмотрены текущие вопросы и в сфере экономического развития.
Есть достаточно серьёзные аргументы в пользу расширения сотрудничества между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), ШОС и странами-членами АСЕАН. Мы ведём речь о т.н. «большом евразийском проекте». Здесь же перекликаются те инициативы, которые продвигает КНР в рамках своей концепции «Один пояс – один путь». Большой евразийский проект с активным участием ШОС в нашем видении должен формироваться, идя от жизни, конкретных интересов стран, которые видят свой интерес в том, чтобы участвовать в этих процессах. В идеале он должен охватывать весь евразийский континент. По крайней мере, двери остаются открытыми и для сотрудничества с участием стран ЕС.
Мы будем приветствовать активное участие Республики Беларусь, которая сейчас является наблюдателем в ШОС, в самых разных проектах, которые реализуются по линии этой Организации, в том числе в рамках действующей при ШОС региональной антитеррористической структуры. Это тема, которая всех нас тревожит. Есть многочисленные свидетельства того, что террористический интернационал, который сейчас воюет на Ближнем Востоке и севере Африки и состоит из граждан многих стран, в том числе граждан целого ряда стран СНГ, когда почувствовал близкое поражение стал рассыпаться по другим частям света, в том числе в направлении Азиатского и Центрально-Азиатского региона. Это, как вы сами понимаете, подходит вплотную к нашим общим границам. Есть целый ряд важнейших задач, которые помогает решать ШОС. Мы рады, что Белоруссия будет активно участвовать в этой работе.