8.09.1717:02

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 8 сентября 2017 года

1648-08-09-2017

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О рабочем визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Саудовскую Аравию и Иорданию
  2. О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Генеральным секретарем ОДКБ Ю.Г.Хачатуровым
  3. О развитии ситуации в Сирии
  4. О российских усилиях по наращиванию гуманитарной помощи населению в зонах деэскалации в Сирии
  5. О выяснении обстоятельств исчезновения 220 тонн отравляющих веществ с ливийского объекта по хранению химоружия «Рувага»
  6. О морально-правовых аспектах обысков в российских дипломатических учреждениях на территории США
  7. О ситуации вокруг российского гражданина В.А.Агеева, задержанного украинскими компетентными органами
  8. О запрете финских властей на заход учебно-парусного судна «Крузенштерн» в порт Мариехамн
  9. О ситуации в Ракхайнской национальной области Мьянмы
  10. Об активизации террористической группировки «Боко Харам» в Нигерии и Камеруне
  11.  О наводнении в Нигере
  12. О развитии ситуации в Кении
  13. О развитии ситуации в Гватемале
  14. О заключении временного перемирия
  15. О ситуации в странах Карибского бассейна
  16. О ситуации на Корейском полуострове
  17. О гибели мирных афганцев в результате авиаударов США
  18. О расследовании преступлений австралийских военнослужащих в Афганистане
  19. О ситуации вокруг расследования акта осквернения памятника красноармейцам в словацком г.Кошице
  20. Об отказе российским гражданам во въезде в Грузию
  21. О заявлении службы безопасности «Фейсбук» по борьбе с фейковыми аккаунтами в соцсети
  22. Из ответов на вопросы
    1. О ситуации на Корейском полуострове
    2. О передаче ноты МИДом Польши
    3. О Международной ярмарке в турецком Измире
    4. О санкционной проблематике
    5. О действиях властей США в отношении российских объектов
    6. О ситуации на Корейском полуострове
    7. О переговорах по Афганистану
    8. О проекте резолюции Совета Безопасности ООН по ситуации на Корейском полуострове
    9. Об отказе в аккредитации российского журналиста А.Егорова
    10. О ситуации с российской дипломатической недвижимостью  в Польше
    11. Об антироссийской кампании в западных СМИ
    12. О ситуации с переселением лиц нетрадиционной сексуальной ориентации в Канаду
    13. О референдуме о независимости Каталонии
    14. О взаимодействии с социальной сетью «Фейсбук»

 

  

 

О рабочем визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Саудовскую Аравию и Иорданию

 

9-11 сентября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит с рабочими визитами Королевство Саудовская Аравия и Иорданское Хашимитское Королевство.

В Джидде Министр иностранных дел России С.В.Лавров будет принят Королем Сальманом Бен Абдель Азизом Аль Саудом, состоятся его переговоры с Министром иностранных дел Саудовской Аравии Аделем Аль-Джубейром.

В Аммане запланированы беседы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Королем Абдаллой II Бен Аль Хусейном и Министром иностранных дел Иордании Айманом Сафади.

В ходе предстоящих встреч и бесед будут подробно рассмотрены состояние и перспективы укрепления многоплановых отношений, связывающих Россию с Саудовской Аравией и Иорданией. При этом рассчитываем провести совместную инвентаризацию хода выполнения соответствующих решений и договоренностей, согласованных ранее на высшем уровне, а также условиться о дальнейших конкретных шагах по наращиванию двустороннего взаимодействия.

К нашим общим задачам относим поддержание регулярного политического диалога, расширение торгово-экономической кооперации, реализацию совместных проектов в энергетической, промышленной, инвестиционной, научно-технической, инфраструктурной и иных областях.  Помимо этого, планируется затронуть тематику продвижения гуманитарных связей, включая научные и культурные обмены, сотрудничество в сфере туризма. 

Важное место в ходе контактов будет отведено актуальным аспектам глобальной и региональной повестки дня, включая поддержку российских подходов и инициатив на площадке ООН и других международных организаций.

Значительное внимание предполагается уделить складывающейся обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке с акцентом на необходимость урегулирования существующих в регионе конфликтов и кризисных ситуаций политико-дипломатическими средствами, на путях взаимоуважительного диалога с учетом баланса интересов и озабоченностей всех вовлеченных сторон.

В числе ключевых элементов повестки дня предстоящей ближневосточной поездки Министра иностранных дел России С.В.Лаврова, разумеется, будет положение в Сирии, создание на территории этой страны в рамках «астанинского процесса» зон деэскалации, а также предпринимаемые усилия по формированию единой делегации сирийской оппозиции на переговорах с Правительством Сирии под эгидой ООН в Женеве. Не останутся без внимания и положение в Йемене, Ираке, Ливии, а также проблематика палестино-израильского урегулирования.

В развитие соответствующих контактов Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе его поездки 27-30 августа в Эль-Кувейт, Абу-Даби и Доху намерены также обменяться с партнерами мнениями по тематике сохраняющихся у ряда других арабских стран противоречий с Катаром. Неизменно призываем заинтересованные государства к преодолению этой тревожной ситуации за столом переговоров, выработке компромиссных развязок, способных вернуть отношения участников данного спора в неконфронтационное, конструктивное русло, обеспечить их единство перед лицом многочисленных вызовов современности, в первую очередь угрозы международного терроризма. Подтверждаем российскую поддержку соответствующих посреднических усилий, осуществляемых Кувейтом и лично Эмиром Сабахом Аль-Ахмедом Ас-Сабахом.

Рассматриваем предстоящие визиты Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Джидду и Амман как важную часть российских последовательных усилий по динамичному продвижению многопланового и взаимовыгодного взаимодействия со всеми партнерами в стратегически важном регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Исходим из того, что это отвечает долгосрочным интересам обеспечения мира и стабильности в этом регионе в целом.

К оглавлению

 

О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Генеральным секретарем ОДКБ Ю.Г.Хачатуровым

 

12 сентября состоится рабочая встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Генеральным секретарем ОДКБ Ю.Г.Хачатуровым. В ходе беседы будут обсуждаться актуальные вопросы деятельности Организации.

В контексте подготовки предстоящих заседаний уставных органов Организации, прежде всего запланированного на осень Совета коллективной безопасности ОДКБ, Генеральный секретарь ОДКБ Ю.Г.Хачатуров проводит соответствующие консультации с руководством государств-членов. Он, в частности, уже посетил Казахстан (23-25 августа), Армению (28-30 августа), Таджикистан (7-9 сентября).

Ю.Г.Хачатуров вступил в должность Генерального секретаря ОДКБ в мае этого года, о чем мы уже сообщали.

К оглавлению

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Развитие военно-политической ситуации в Сирии в течение последних двух недель характеризуется укреплением положительных тенденций в плане дальнейшей нормализации обстановки, обеспечения благоприятных условий для политического урегулирования сирийского кризиса, восстановления экономики, возвращения страны к мирной жизни.

Правительственная армия Сирии при поддержке ВКС России добилась серьезных успехов. Отрядам ИГИЛ на востоке и в центральной части Сирии нанесено сокрушительное поражение. По информации Министерства обороны Российской Федерации, всего за это время сирийскими вооруженными силами от террористов очищено 4800 кв.км территории, боевики выбиты из 59 населенных пунктов. Выиграно сражение с игиловцами за г.Дейр-эз-Зор. В результате – около двухсот тысяч человек получили доступ к снабжению продовольствием и медикаментами, возможность свободно передвигаться по стране.

Вслед за наступающими отрядами сирийской армии в Дейр-эз-Зор вошла колонна с гуманитарной помощью.

Призываем наших международных партнеров присоединиться к усилиям России по преодолению гуманитарного бедствия в Сирии, прежде всего в районах, которые долгое время находились под контролем террористических группировок, а также в зонах деэскалации. Масштабы разрушений, которые оставляют после себя террористы, ужасают. Отступая, они минируют населенные пункты, чтобы затруднить возвращение мирных жителей.

На 14-15 сентября запланирована шестая Международная встреча по Сирии в Астане. В ходе этого мероприятия страны-гаранты режима прекращения боевых действий (РПБД) – Россия, Турция и Иран, а также ООН, Иордания и США в качестве наблюдателей «астанинского процесса» намереваются обсудить вопросы, связанные с созданием и налаживанием функционирования зон деэскалации в Сирии. В центре внимания будут также задачи консолидации РПБД, наращивания гуманитарной помощи, содействия разминированию.

Обстановка в действующих на юго-западе Сирии, в Северном Хомсе и Восточной Гуте зонах деэскалации оценивается как стабильная. На границе юго-западной зоны деэскалации периодически происходят боестолкновения между отрядами, аффилированными с Сирийской свободной армией, с одной стороны, и присягнувшей ИГИЛ «Армией Халеда Бен Аль-Валида» – с другой.

В Идлибе «нусровский» альянс «Хейат Тахрир аш-Шам» продолжает попытки силой затвердить свою монополию на власть. Экстремисты захватили ряд административных учреждений, в том числе городские управления электроэнергетики, водоснабжения и транспорта. При этом они стремятся легализоваться, заявляя с этой целью о готовности сотрудничать с другими «революционерами». В данной связи хотели бы подчеркнуть, что маневры «нусровцев» и тех, кто не гнушается сотрудничеством с ними, обречены. Россия в координации с законным Правительством Сирии продолжит бескомпромиссную борьбу с террористами, которые все еще там присутствуют.

К оглавлению

 

О российских усилиях по наращиванию гуманитарной помощи населению в зонах деэскалации в Сирии

 

Укрепление режима прекращения огня и успехи в борьбе против террористических бандформирований создают в Сирии новую реальность. После шести лет братоубийственного конфликта и перманентной террористической угрозы у населения страны появляется реальный шанс перейти к мирной жизни. Но делать это приходится на руинах, оставленных после себя террористами, когда разрушены или разграблены школы, больницы, объекты жизнеобеспечения. Задача выправления гуманитарной ситуации в Сирии приобретает важнейшее значение в плане поддержки наметившихся позитивных тенденций и в результате успешной реализации концепции зон деэскалации, выработанной в рамках «астанинского процесса».

Убеждены, что сегодня требуются самые энергичные шаги по оказанию помощи сирийскому народу, гуманитарному разминированию, восстановлению жизненно важных объектов гражданской и экономической инфраструктуры. Возможности для этого открываются широкие. Главное – радикально снизился уровень насилия. Российская военная полиция готова содействовать обеспечению безопасности доступа гуманитарных грузов в функционирующие зоны деэскалации. В рамках работы местных комитетов по перемирию определяются потребности конкретных населенных пунктов в продовольствии, медикаментах, школьном и медицинском оборудовании, методических материалах.

Россия регулярно и в значительных объемах доставляет гуманитарную помощь сирийцам: продукты питания, медикаменты, одеяла, предметы первой необходимости. Российские военные участвуют в разминировании освобожденных от террористов территорий, готовят местных саперов, фронт работ таков, что этих усилий недостаточно.

Ожидаем, что наши региональные и международные партнеры, искренне заинтересованные в создании благоприятных условий для политического урегулирования в Сирии на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, специализированные агентства ООН примут решение о направлении дополнительной необходимой гуманитарной помощи сирийскому населению. Призываем международные организации предпринять самые энергичные усилия по скорейшему улучшению гуманитарной обстановки в зонах деэскалации и в целом на всей территории Сирии.

К оглавлению

 

О выяснении обстоятельств исчезновения 220 тонн отравляющих веществ с ливийского объекта по хранению химоружия «Рувага»

 

На фоне запредельной политизации западными странами сирийского «химического досье» отмечаем их полное безразличие к окончательному прояснению ситуации с утечкой 220 тонн токсичных химикатов с ливийского объекта по хранению химоружия «Рувага».

Последовательно выступаем за скорейшее выполнение Техсекретариатом Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) поручения Исполсовета ОЗХО по неотложному проведению на «Руваге» полноценной инспекции для внесения окончательной ясности в данный вопрос, а также оказания этой стране помощи в планировании дальнейшей работы по оценке и ликвидации экологического ущерба, связанного с возможным разливом химикатов.

Положение в сфере безопасности в Ливии к настоящему времени улучшилось по сравнению с военно-политической обстановкой на момент вывоза в прошлом году с этого объекта химоружия в связи с переходом в июне прилегающих к нему территорий под контроль Ливийской национальной армии. Её командование выразило готовность обеспечить безопасность инспекторов ОЗХО. Полагаем, что Техсекретариат ОЗХО во взаимодействии с ливийскими властями в Тобруке должен в самые сжатые сроки выполнить поручение Исполнительного совета Организации.

Проведение инспекции объекта «Рувага» силами экспертов ОЗХО позволит исключить любую возможность каких-либо спекуляций на тему т.н. «исчезновения» боевых отравляющих веществ и полностью закрыть этот вопрос.

К оглавлению

 

О морально-правовых аспектах обысков в российских дипломатических учреждениях на территории США

 

Мы обратили внимание на комментарий, который был сделан по линии пресс-службы Государственного департамента США, касающийся двусторонних отношений и ответов на все-таки недружественные действия со стороны США в отношении дипломатической собственности и российских дипломатов. Хотела бы процитировать это заявление. На брифинге Государственного департамента США пояснили, что стало причиной того беспредела, который творится на территории российской собственности, в частности в Сан-Франциско и других городах.

«Вся причина, почему это произошло, состоит в том, что российское Правительство заявило о желании паритета. Они попросили многих наших служащих покинуть наши объекты в России, и мы здесь пытаемся добиться паритета».

У меня очень простой вопрос к Государственному департаменту США: с какого момента вы начинаете отчет ответных действий?

Мы также обратили внимание на то, что неоднократно по линии пресс-службы Государственного департамента США было сказано о том, что единственная цель, к которой действительно стремятся США – это установление нормальных отношений с Россией и, безусловно, нормализация всего комплекса двусторонних связей, контактов. Каким образом все, что в данный момент происходит на территории здания Российской Федерации, где ранее располагалось Генеральное консульство России в Сан-Франциско, способствует нормализации ситуации? Каким образом люди, которых мы не знаем и которых туда никто не приглашал, занимаются там непонятно чем? Они тоже «способствуют нормализации двусторонних отношений»? Кто их туда направлял? С какой целью? Что они там делают? Почему они там себя чувствуют как дома? Это собственность Российской Федерации. Что там делают граждане США?

На этой неделе было сказано немало и об обысках, которые, как мы понимаем, были инициированы ФБР США. Кстати говоря, возможно, именно в этом кроется проблема. Возможно, действительно Государственный департамент США хочет нормализации отношений с Российской Федерацией, а также то, что мы слышим на брифингах Государственного департамента США – это вполне искренние заявления.  Может быть, речь идет о том, что в США просто нет единой, целостной повестки дня в отношении Российской Федерации, потому что, безусловно, по нашей информации и, как мы это понимаем, все, что происходит сейчас в отношении российских дипломатов, за всем этим, в том числе, стоят сотрудники американских спецслужб и непосредственно ФБР США. По сути, все это являлось и является рейдерским захватом собственности нашего дипломатического ведомства.

Хотелось бы немного коснуться юридической и моральной стороны этого вопроса.

Дипломатический иммунитет и неприкосновенность дипломатических помещений – это, безусловно, правила игры, закрепленные международным правом, которые даже в момент острейших кризисов позволяют государствам сохранять возможность цивилизованного взаимодействия. Это ключевая фраза – даже в момент острейших кризисов, войн, разрыва дипломатических отношений. Именно для этого создавалось и внедрялось понятие «дипломатического иммунитета».

Но как вести диалог и строить отношения, если партнер нарушает соглашения, признанные им как субъектом международного права? С этой фразой тоже надо поработать, не проходить мимо этих слов, а немножко в них углубиться.

США посчитали возможным проигнорировать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г. и Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г. – два основополагающих документа дипломатического права.

США как государство пребывания обязано уважать и охранять консульские помещения и консульский архив и не пытаться распорядиться документами в своих интересах. Даже чтобы просто войти на территорию Генконсульства, власти США обязаны были получить согласие главы Представительства. ФБР не потрудилось этого сделать, более того, агенты прямым текстом угрожали взломать входную дверь. Какую цель они преследовали? Не попытка ли это американских спецслужб устроить антироссийскую провокацию и, возможно, либо подбросить в здание компрометирующие материалы и потом их каким-то образом найти? Потому что мы не имеем ни малейшего представления о том, что они сейчас делают. Загружена специальная аппаратура, техника, производятся какие-то работы, и об этом, естественно, никто никого не информирует.

В сентябре 2012 г. исламские экстремисты совершили нападение на американское консульство в Ливии. Они ворвались в здание и подожгли его. Это повлекло за собой смерть четырех граждан США, в том числе и Посла К.Стивенса, также погибли 10 ливийских полицейских. Тогда, в 2012 г., президент США Б.Обама назвал незаконное вторжение на территорию Консульства страны «покушением на сами идеалы, на которых в свое время была основана ООН». Почему же теперь представители не повстанцев, не революционеров, не каких-то наемников, а представители правоохранительных органов США нарушают те же нормы международного права, что и ливийские боевики? С каких пор американский истеблишмент перешел «красную черту» дозволенного не только с правовой, но и с морально-нравственной точек зрения? Может быть, еще тогда, когда в первый раз заблокировали осуждение в СБ ООН очередного минометного обстрела российской дипломатической миссии в Дамаске или, может быть, тогда, когда было совершено нападение на наше Посольство в Киеве? Может быть, это звенья одной цепи? Когда в отношении российской дипломатической собственности и объектов, на которые распространялся дипломатический иммунитет, не принимались никакие меры по политической защите на уровне реакций государств и международных организаций? Тогда это все блокировалось. Раньше мы говорили о том, что блокируют западные коллеги, теперь скажем открыто – за этим стояли США.

Сейчас некоторые западные СМИ говорят о том, что между Россией и США идет обмен жесткими мерами по дипломатической линии, причем по принципу «око за око». Здесь очень важно не забывать о том, кто на самом деле положил начало череде этих событий. Это была не Россия, а США.

Комментируя принудительное закрытие российских дипломатических учреждений, пресс-служба Государственного департамента США заявила, что это «симметричные действия в ответ на сокращение американской миссии в Российской Федерации». Правда пресс-служба Госдепартамента США обошла вниманием тот факт, что это США изначально посчитали возможным выслать 35 российских дипломатов из страны и лишили нашу страну двух объектов, с которых не снимался дипломатический иммунитет.

Еще раньше, в 2016 г., Госдепартамент США лишил аккредитации пять наших почетных консулов в разных штатах. Забыли, этого не было? Нет, это было. Здесь я могу быть стопроцентно уверена, что те, кто сейчас работает в Государственном департаменте США, понятия не имеют, что было год назад. То есть про почетных консулов я уверена, что никто не знает. Но еще раз хочу напомнить, что аккредитации они были лишены именно США. А ведь тогда Россия воздержалась от ответных мер, это к вопросу о паритете, о котором сейчас говорит пресс-служба Государственного департамента США. Лишь новый виток санкций и решение Вашингтона отнести Россию к странам «мировой оси зла» привели к пересмотру российской стороной численности американской дипмиссии в стране. Причем, опять же говоря о паритете, я хочу напомнить, что на территории США действует Постоянное представительство Российской Федерации при ООН. Как насчет паритета? Тоже не посчитали?

Нам навязывается новая тональность отношений, это делается сейчас, практически каждый день, регресс, отказ от сотрудничества, в том числе на уровне контактов между нашими народами.

Эпизод с обыском – это уже не первый случай, когда США позволяют себе грубое нарушение норм международного права. Данное поведение не достойно субъекта международного права, постоянного члена СБ ООН, стоявшего у истоков формирования современной системы международных отношений. К сожалению, оно угрожает превратиться не просто в прецедент, а в новую американскую традицию. Полагаем, что США таким образом дестабилизируют не только российско-американские отношения, но и глобальный международный порядок.

К оглавлению

 

О ситуации вокруг российского гражданина В.А.Агеева, задержанного украинскими компетентными органами

 

Мы обратили внимание на публикацию «Новой газеты», в которой цитировались слова матери плененного на Украине российского гражданина В.А.Агеева. Мы неоднократно комментировали эту ситуацию. В частности, С.Агеева говорит о том, что до сих пор с ее сыном не встретился представитель консульской службы. Было направлено электронное письмо в консульскую службу в Харькове, а ответа нет. Хотела бы публично прояснить ситуацию и полностью отчитаться перед СМИ, широкой общественностью и, конечно, перед самой С.Агеевой относительно того, что происходит.   

С момента появления сведений о задержании украинскими компетентными органами гражданина России В.А.Агеева Генеральное консульство России в Харькове предпринимает возможные усилия для оказания ему помощи.

По вине украинских властей, нарушающих международно-правовые нормы и двустороннюю Консульскую конвенцию между Россией и Украиной от 15 января 1993 г., российским представителям до сих пор не удалось встретиться с российским гражданином В.А.Агеевым.

Хотела бы напомнить и привести конкретные факты того, что делалось и предпринималось.

6 июня, сразу после получения соответствующего уведомления МИД Украины, консульское загранучреждение направило запрос на встречу с В.А.Агеевым в Управление СБУ в Луганской области (российский гражданин находится в СИЗО г.Старобельска). 14 июля руководитель Управления СБУ отказал Генеральному консульству во встрече с задержанным, пояснив, что она может состояться только после завершения следственных мероприятий. В период с июля по настоящее время Генконсульство трижды возобновляло такую просьбу, ссылаясь на соответствующие положения Консульской конвенции между Россией и Украиной от 15 января 1993 г. Письменные обращения дублировались также и по телефону.

В целях организации оперативной защиты прав и интересов задержанного Генконсульством установлен контакт с его адвокатом.

Однако адвокат, нанятый матерью В.А.Агеева, заявил, что он не был допущен к подзащитному на том основании, что задержанный якобы отказался от его услуг и предпочел оставить государственного защитника, которого ранее назначило ему следствие.   

В свою очередь, государственный защитник сообщил в телефонной беседе, что последний раз встречался с В.А.Агеевым в ходе следственных действий 21 августа. Он оценил состояние здоровья подзащитного как удовлетворительное. При этом на просьбу сотрудника Генерального консульства оказать содействие в передаче задержанному вещей и продуктов питания ответил отказом. Кроме того, сообщил, что не может помочь в организации встречи консульских должностных лиц с подзащитным. По словам государственного защитника, в сентябре следственная группа предполагает передать дело российского гражданина в суд.

Мы проверили эту информацию, будем проверять ее и далее.  Генеральное консульство информирует С.Агееву о предпринимаемых шагах. Если этой информации недостаточно или, если это делается в той форме, которая ее не удовлетворяет, мы будем работать над этим и сделаем так, чтобы она получала исчерпывающую информацию и это было бы сделано оперативно.   

Рассчитываем, что украинская сторона выполнит свои обязательства.

МИД России, со своей стороны, прикладывает все усилия для защиты прав и интересов российского гражданина В.А.Агеева.

К оглавлению

 

О запрете финских властей на заход учебно-парусного судна «Крузенштерн» в порт Мариехамн


С сожалением констатируем решение финских властей отказать учебно-парусному судну «Крузенштерн» в заходе (18-20 сентября) в порт г.Мариехамн на Аландских островах, несмотря на имеющееся приглашение администрации города. Это ничем не обоснованное решение представляется тем более странным, что всего за несколько недель до этого данное судно заходило в финские порты г.Котка и г.Турку в рамках международной регаты больших парусных судов «The Tall Ships Race».

Жители Аландских островов лишились возможности воочию увидеть поистине легендарный четырехмачтовый барк, неизменно собирающий в приморских городах по всему миру большое количество желающих его посмотреть и вызывающий действительно широкий интерес у общественности.

К оглавлению

 

О ситуации в Ракхайнской национальной области Мьянмы

 

Внимательно следим за происходящими в Ракхайнской национальной области (РНО) Мьянмы событиями. Обеспокоены сообщениями о жертвах среди мирного населения и правительственных силовых структур, а также резким ухудшением ситуации в этом регионе.

Вместе с тем в своих оценках событий в Ракхайне стараемся опираться не на материалы в зарубежных СМИ и социальных сетях, через которые, очевидно, предпринимаются попытки распространить не соответствующую действительности информацию. Мы делаем свои выводы и заключения на основе объективной информации из авторитетных международных источников и, конечно, нашего Посольства в Янгоне.

Еще раз призываем все вовлеченные в конфликт стороны воздержаться и воздерживаться впредь от каких-либо действий, способных привести к дальнейшей деградации обстановки, и начать конструктивный диалог в качестве единственно возможного способа комплексного урегулирования многогранной и сложной проблемы мусульманского меньшинства в Мьянме. Исходим из того, что официальный Нейпьидо безотлагательно примет все возможные меры для недопущения эскалации насилия, восстановления на данной территории законности и правопорядка, обеспечения нормальных социально-экономических условий и урегулирования проблем беженцев. С учетом демонстрируемой властями Мьянмы готовности следовать рекомендациям Консультативной комиссии по РНО во главе с бывшим Генеральным секретарем ООН К.Аннаном какое-либо давление на Нейпьидо, наряду с бездоказательными обвинениями в жестокости в отношении мусульман, в нынешней обстановке может привести лишь к обострению ситуации в этой стране и вокруг нее.

Мы будем отслеживать эту ситуацию. На официальном сайте МИД России были сделаны соответствующие публикации относительно информационных вбросов и фейковых новостей на эту тему. Большая просьба руководствоваться проверенной информацией. 

К оглавлению

 

Об активизации террористической группировки «Боко Харам» в Нигерии и Камеруне

 

В последнее время на северо-востоке Нигерии и северо-западе Камеруна активизировались боевики экстремистской группировки «Боко Харам», которые провели серию терактов с использованием смертников, в том числе женщин и детей, против мирного населения. Участились случаи нападений на лагеря беженцев и гуманитарные конвои. По некоторым оценкам, число жертв террористов за последние полгода уже достигло несколько сот человек.

Выражаем серьезную озабоченность ростом угрозы безопасности и обострением гуманитарной ситуации в этом регионе. Решительно осуждаем преступную идеологию и практику «Боко Харам». Убеждены в важности дальнейших скоординированных действий как самих африканцев, так и международного сообщества в борьбе с терроризмом. Последовательно поддерживаем усилия правительств Нигерии и Камеруна, субрегиональных организаций по устранению террористической угрозы.

К оглавлению

 

О наводнении в Нигере

 

По поступающим данным, в Республике Нигер, начиная с июня, в результате вызванных продолжительными ливнями наводнений погибли 44 человека. Пострадавших и оставшихся без крова насчитывается более 77 тыс. человек. Наибольшие разрушения стихия причинила столице – г.Ниамею, где погибли 17 человек (большинство – дети), разрушено более 8 тыс. жилых построек. Серьезный ущерб нанесен основе экономики Республики – сельскому хозяйству.

Нигер регулярно сталкивается с наводнениями. Последний раз стихийное бедствие подобного масштаба произошло в 2016 г. Тогда погибли порядка 50 человек, более 14,5 тыс. остались без крова, значительные разрушения были нанесены транспортной и телекоммуникационной инфраструктуре. Ситуация усугубляется тем, что наводнения в этой части Западной Африки зачастую сопровождаются эпидемиями малярии и других опасных заболеваний.

Выражаем искренние соболезнования родным и близким погибших, а также пожелания скорейшего выздоровления пострадавшим.

К оглавлению

О развитии ситуации в Кении

 

1 сентября Верховный суд Республики Кении по итогам рассмотрения обращения оппозиции постановил признать недействительными прошедшие в этой стране 8 августа президентские выборы, аннулировать их результаты (победителем был объявлен действующий Президент Кении У.Кениатта) и провести новое голосование в течение 60-дневного периода.

По заключению Верховного суда, выборы главы государства были организованы Независимой избирательной комиссией не в полном соответствии с Конституцией страны и сопровождались нарушениями.

Оппозиция приветствовала постановление высшей кенийской судебной инстанции, Президент Кении У.Кениатта заявил о готовности уважать решение Верховного суда независимо от личного отношения к данному вердикту.

Исходим из того, что происходящее в Кении – внутреннее дело этой страны. Важно, чтобы все процессы проходили в конституционных рамках, соответствовали нормам национального законодательства. При этом в  Москве выражают надежду, что в интересах будущего дружественной нам Кении, устойчивости ее демократических институтов все политические силы, включая претендентов на высший государственный пост, самым ответственным образом подойдут к вопросу о легитимном завершении избирательного процесса с тем, чтобы не допустить дестабилизации внутренней обстановки, жесткого политического противостояния, роста социальной напряженности в кенийском обществе.

К оглавлению

 

О развитии ситуации в Гватемале

 

Мы в курсе сложной динамики развития внутриполитической ситуации в Гватемале, вызванной напряженностью во взаимоотношениях руководства страны и действующей там Международной комиссии по борьбе с безнаказанностью, сформированной под эгидой ООН.

Заинтересованы в сохранении стабильности в Гватемале, c которой поддерживаем добрые конструктивные отношения, реализуем проекты экономического сотрудничества.

Рассчитываем, что сложившаяся ситуация будет разрешена в соответствии с действующим в стране законодательством. Желаем Гватемале внутриполитической стабильности, которая является важной составной частью позитивного политического климата, существующего в Центральной Америке в целом.

К оглавлению

 

О заключении временного перемирия

 

Приветствуем подписание 4 сентября в г.Кито (Эквадор) соглашения о временном прекращении огня и враждебных действий между Правительством Колумбии и повстанческой организацией «Армия национального освобождения» (АНО). Договоренность была достигнута при посредничестве Бразилии, Венесуэлы, Кубы, Норвегии, Чили и Эквадора в качестве стран-гарантов мирного процесса в дружественной нам Колумбии.

Расцениваем данное соглашение как важный шаг на пути к прекращению огня на постоянной основе и надеемся, что это позволит, в сочетании с успешным развитием процесса примирения с «Революционными вооруженными силами Колумбии» (РВСК), приблизить окончательное урегулирование многолетнего внутреннего конфликта и установление гражданского мира в этой стране.

Со своей стороны, подтверждаем готовность и дальше всемерно содействовать, в том числе в рамках СБ ООН, внутриколумбийскому мирному процессу.

К оглавлению

 

О ситуации в странах Карибского бассейна

 

6 сентября на северо-восточную часть Карибского бассейна обрушился сформировавшийся в Атлантическом океане сильнейший за последние десятилетия (получил пятую категорию опасности) ураган «Ирма». Жертвами бедствия на 8 сентября стали 13 человек, более 20 получили ранения. От удара стихии больше всего пострадали заморские территории Франции (Сен-Бартелеми и Сен-Мартен), остров Барбуда (Антигуа и Барбуда), британская заморская территория Ангилья, Пуэрто-Рико, где разрушены многие дома, затоплены улицы, повреждены дороги, прервано авиасообщение, нарушена подача электричества.

На Виргинских и Багамских островах, в 17 провинциях Доминиканской Республики, а также в американском штате Флорида, к побережью которого направляется ураган, введено чрезвычайное положение. В настоящее время идет эвакуация населения и туристов. Остающимся в этом регионе мы рекомендуем не покидать закрытые помещения.

Что касается Доминиканской Республики и Гаити, ураган прошел севернее, чем предполагалось, и эти страны серьезно не затронул. По имеющейся информации, с 8 сентября возобновляется авиасообщение с Доминиканской Республикой. В этот день организуется дополнительный рейс авиакомпании ГТК «Россия» для вывоза тех российских туристов, которые не смогли покинуть Доминиканскую Республику в связи с отменой авиарейсов (с 7 на 8 сентября были перенесены еще два рейса – ГТК «Россия» и «АЗУР эйр»).

Ожидается, что ураган затронет северное побережье и восточные районы Кубы. Чрезвычайная ситуация объявлена в провинциях Гуантанамо, Сантьяго-де-Куба, Гранма, Ольгин, Лас-Тунас, Камагуэй, Сьего-де-Авила и Вилья Клара. Режим предупреждения – в Сьенфуэгосе, Санкти Спиритус и Матансас. Высока вероятность разрушений туристической инфраструктуры на островах Кайо-Коко, Санта-Мария. Местные власти приступили к эвакуации туристов в безопасные районы. По имеющейся информации, международный аэропорт им. Хосе Марти в Гаване 8 сентября будет работать в штатном режиме, прилет и отлет рейсов – по расписанию. В Посольстве России действует кризисный штаб, предпринимаются меры по обеспечению сохранности жизней и здоровья российских граждан. В координации с кубинскими властями ведется постоянный мониторинг ситуации.

Министерство иностранных дел России оперативно и своевременно оповещало о надвигающейся угрозе российских граждан, в том числе с использованием мобильного приложения «Зарубежный помощник» (не забывайте им пользоваться). В связи с разгулом стихии Посольства России в Вашингтоне и Каракасе в своих аккаунтах в сети «Фейсбук» разместили рекомендации для находящихся в странах российских граждан. Роспосольство в Венесуэле опубликовало номера телефонов экстренных служб в Доминиканской Республике. В Посольстве России на Кубе открыта круглосуточная горячая линия для информирования российских граждан о надвигающейся стихии и мерах по минимизации ущерба.

Отмечаем также, что образовавшиеся в Атлантике еще два шторма «Хосе» и «Катя» усилились до категории урагана. Отслеживаем эту ситуацию, ее развитие и о возможных последствиях будем сообщать дополнительно.

Еще раз призываю российских граждан, находящихся в регионе, и туроператоров задействовать все возможности, которые в информационном плане предоставляет МИД России и наши посольства.  

К оглавлению

 

О ситуации на Корейском полуострове

 

Ситуация вокруг Корейского полуострова вновь резко обострилась после объявленного Пхеньяном 3 сентября испытания «термоядерного взрывного устройства». Вызывает разочарование явное пренебрежение со стороны КНДР глобальным режимом нераспространения и соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН.

Считаем чрезвычайно опасной продолжающуюся ускоренными темпами милитаризацию региона с обеих сторон под предлогом обеспечения собственной безопасности. Итогом такой региональной «гонки вооружений» неизбежно станет полномасштабный вооруженный конфликт, к которому на протяжении многих лет подводит «замкнутый круг» взаимных угроз, военных учений и ракетно-ядерных испытаний.

Мы ведем активную работу со всеми сторонами на различных уровнях с целью поиска путей мирного решения комплекса проблем Корейского полуострова. Убеждены, что политика «максимального давления» на КНДР, в том числе санкционного, себя исчерпала, о чем мы неоднократно говорили. Очевидно, что ее конечным результатом станет либо военная катастрофа в Северо-Восточной Азии, либо гуманитарная – в КНДР.

Важно не допустить развития ситуации по этим неприемлемым сценариям. Призываем мировое сообщество прилагать максимальные усилия с тем, чтобы побудить вовлеченные в конфликт стороны начать процесс диалога. В этой связи приветствуем любые мирные инициативы заинтересованных стран, их готовность оказать посреднические услуги или предоставить площадку для проведения переговоров.

Подчеркиваем, что совместная инициатива России и Китая  – «дорожная карта» корейского урегулирования – открыта для новых предложений и дополнений. На данный момент альтернативы ей просто не просматривается.

К оглавлению

 

О гибели мирных афганцев в результате авиаударов США

 

Обращают на себя внимание участившиеся сообщения о гибели мирных жителей в результате авиаударов сил США в Афганистане. За несколько дней после обнародования «новой стратегии» Президента США Д.Трампа отфиксировали три факта американских бомбардировок, приведших к потерям среди гражданского населения в Афганистане.

28 августа самолеты ВС США подвергли бомбардировке район Бахтабад уезда Шинданд провинции Герат, в котором не велось боевых действий. Помимо 16 убитых и 4 раненых талибов, по некоторым данным, пострадали прилегающие к цели жилые дома, в которых погибло 13 и ранено 8 местных жителей, включая женщин и детей.

30 августа ВВС США нанесли авиаудар по г.Пули-Алам провинции Логар. Погибло 28 человек, из них 13 – гражданские лица. Еще 11 – получили ранения. В сообщениях СМИ отмечается, что в данном районе боевиков не было и боевые действия не велись.

6 сентября авиация США обстреляла свадебную церемонию в уезде Карабаг провинции Кабул, в результате чего, по некоторым данным, погибло два человека, трое получили ранения.

Вызывают обеспокоенность попытки командования сил США замалчивать факты гибели мирных жителей в результате бомбардировок. Необходимо отметить, что по результатам расследований Пентагоном ранее имевших место инцидентов, включая бомбардировку госпиталя НПО «Врачи без границ» в Кундузе в октябре 2015 г., которая привела к гибели и ранению свыше 70 человек, никто не был привлечен к уголовной ответственности, а виновные получили лишь дисциплинарные взыскания.

Призываем власти Афганистана проводить тщательные расследования каждого из инцидентов и дать публичную оценку действиям, которые приводят к гибели мирных граждан.

К оглавлению

 

О расследовании преступлений австралийских военнослужащих в Афганистане

 

С 2016 г. следственная служба Вооруженных сил Австралии проводит расследование в связи с появившейся информацией о предполагаемых убийствах военнослужащими этой страны в Афганистане мирных граждан, в том числе заключенных и детей, за период с 2005 по 2016 гг. В ряде случаев речь идет о сокрытии преступлений или фабрикации улик с целью инсценировки самообороны.

До настоящего времени Вооруженные силы Австралии отказываются предоставлять какую-либо информацию о произошедшем, мотивируя это тем, что разглашение данных сведений «может помешать текущим операциям».

Будем следить за ходом этого разбирательства. Данный сюжет весьма актуален в ситуации, когда удары возглавляемой США коалиции в Сирии сопровождаются массовыми жертвами среди мирного населения. При этом Россию продолжают упрекать в «неизбирательном применении оружия».

К оглавлению

 

О ситуации вокруг расследования акта осквернения памятника красноармейцам в словацком г.Кошице

 

Внимательно отслеживаем ситуацию с расследованием словацкими правоохранительными органами акта осквернения памятника красноармейцам в г.Кошице, о чем мы говорили на брифинге 24 августа. Удивлены, что задержанный полицией 30 августа в ходе попытки публично повторить противоправные действия вандал был отпущен на свободу. Произошло это после личного вмешательства Президента Словакии А.Киски, посчитавшего его заключение под стражу «излишне строгой» мерой. Подобные действия, несмотря на очевидность преступных деяний, вызывает недоумение. Фактически это поощрение преступника, оскорбившего память героев-красноармейцев, заплативших своими жизнями за освобождение Словакии от фашизма.

Надеемся, что словацкие правоохранительные и судебные органы смогут объективно и беспристрастно выполнить свой долг и расследовать данное преступление, а виновный понесет справедливое и заслуженное наказание.

К оглавлению

 

Об отказе российским гражданам во въезде в Грузию

 

Нам известно о новых случаях отказа во въезде на территорию Грузии гражданам России осетинской национальности – выходцам из Казбегского района, в частности села Коби. Через представляющую интересы России в Грузии Швейцарию добиваемся от грузинских властей внятных объяснений в связи с этой запретительной практикой, которая препятствует людям распоряжаться своими домами и землевладениями, посещать могилы предков, совершать религиозные обряды.

К оглавлению

 

О заявлении службы безопасности «Фейсбук» по борьбе с фейковыми аккаунтами в соцсети

 

Мы с воодушевлением обратили внимание на заявление руководителя службы безопасности социальной сети «Фейсбук» А.Стамоса от 6 сентября. В нем говорится, что в результате проведенного администрацией соцсети исследования была выявлена группа из 470 фейковых аккаунтов, которые в период с 2015 по 2016 гг. потратили порядка 100 тыс.долл.США на продвижение своих публикаций в этой соцсети.

Мы рады, что в «Фейсбуке» наконец всерьез озаботились проблемой фейковых аккаунтов. Давно пора было это сделать. Когда появляются фейковые аккаунты, не какие-то обезличенные и не выдающие себя за другие официальные структуры, а непосредственно заявляющие о том, что они являются единственной законной страницей, например, Посольством России в той или иной стране, мы никак не могли добиться внимания администрации этой соцсети. Мы делали все возможное – публиковали комментарии МИД России, привлекали внимание в соцсетях, делали заявления в ходе брифингов – реакции ноль. И вот такой прорыв. Мы надеемся, что теперь, когда мы будем публично рассказывать о наличии фейковых аккаунтов российских загранучреждений в сети «Фейсбук», они оперативно будут блокироваться.

Мало того, уже не один раз в ходе брифингов, в интервью и комментариях СМИ, я уже не говорю о соцсетях, мы обращали внимание на       атаки литовских фейковых аккаунтов и ботов на аккаунты в соцсетях российских загранучреждений и МИД России. К сожалению, опять же никакой реакции на это наше наблюдение со стороны соцсети «Фейсбук» не последовало.    

Мы видим, что находка, которую сделали службы безопасности социальной сети «Фейсбук» тут же ожидаемо вновь превратилась в очередной элемент русофобской информационной кампании. Якобы эти аккаунты управлялись из России и, опять же, имеют непосредственную связь и отношение к выборам в США. Одна рекомендация-предложение админам, администрации, руководству, владельцам – давайте наладим взаимодействие по линии администрации соцсети и соответствующих российских государственных органов (правоохранительных органов, надзорных органов), в целом всех структур, которые должны заниматься этим вопросом. Предоставьте нам информацию, и мы будем в оперативном режиме предоставлять свою вам. Почему мы все время должны действовать через какие-то третьи стороны? Почему это все должно выливаться в какие-то информационные кампании? Есть прекрасная возможность начать конструктивный диалог. Вы будете слышать нас, а мы будем слышать вас, и мы действительно начнем нормальный обмен данными, как это и должно быть. Если на пути этого взаимодействия будут встречаться какие-то вопросы или проблемы, тогда можем делиться этими проблемами со СМИ. На сегодняшний момент для того, чтобы закрыть где-нибудь фейковый аккаунт российского посольства, нам нужно обязательно приходить на брифинг и с трибуны в зале об этом говорить. Нормальной коммуникации, к сожалению, с админами не получается. Это не только наша проблема, но и большого количества российских государственных органов, которые не могут оперативно общаться с кампанией «Фейсбук» и с другими соцсетями по блокировке фейковых аккаунтов. Теперь с этой проблемой столкнулась сама соцсеть. Еще раз говорю, российская сторона открыта к взаимодействию на уровне соответствующих структур.  

К оглавлению

Из ответов на вопросы:

Вопрос: В Южной Корее прошли протесты против размещения в стране новых американских систем ПРО. Протестующие говорят, что таким образом Вашингтон ставит их страну под удар. Почему Россия выступает против появлениях этих систем в Южной Корее?

Ответ: Потому что это решение нарушает стратегическую стабильность в регионе, не несет региону долгожданного спокойствия и перспектив на политико-дипломатическое урегулирование существующих проблем. Оно их обостряет. Эта наша позиция хорошо известна. Мы неоднократно ее озвучивали и приводили соответствующие факты.

Вопрос: Хотел бы повторить свой вопрос с прошлой недели относительно ноты, которую вручил МИД Польши Послу России в Варшаве, по поводу ограничения доступа к месту крушения самолета польского руководства под Смоленском. Не могли бы Вы прокомментировать эту тему?

Ответ: Действительно, мы подтверждаем факт получения такой ноты. Сейчас она изучается экспертами. Видимо, будет дан ответ. Форма коммуникации – это суверенное право соответствующего государства.  Мы всегда выступали за нормальный рабочий диалог по этой теме. Содержащаяся в ноте информация в настоящий момент перепроверяется для последующей подготовки ответа польской стороне.

Вопрос: Недавно в турецком г.Измир состоялся Российко-Турецкий деловой форум. Там присутствовали министры и представители Турции и России. Не могли бы Вы дать соответствующий комментарий?

Ответ: Видимо, имеется в виду российское участие в проводившейся в период с 18 по 27 августа в турецком г.Измир 86-й Международной ярмарке и состоявшиеся в рамках этого двусторонние контакты.

В этом году Россия по приглашению турецкой стороны участвовала в Измирской ярмарке в качестве страны-партнера. Нашу делегацию, в состав которой вошли в том числе представители некоторых российских регионов, в частности, Республики Татарстан, Владимирской, Липецкой, Тульской областей, возглавлял Министр энергетики России А.В.Новак, являющийся сопредседателем российско-турецкой Смешанной Межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

В рамках российской экспозиции были представлены образцы производимой в нашей стране продукции в соответствии с главной темой выставки, посвященной энергетике и инновациям. Проведена презентация российских особых экономических зон для турецких инвесторов.

На полях участия российской делегации в ярмарке состоялся ряд двусторонних российско-турецких мероприятий, в частности, встреча сопредседателей Межправкомиссии, деловой форум «Новый этап российско-турецкого партнерства в торгово-экономической области», а также консультации по вопросу взаимного снятия остающихся ограничений в двусторонней торговле.

За более детальной информацией рекомендовали бы обратиться в профильные российские министерства (Минэнерго России, Минэкономразвития России и Минпромторг России). Оценку МИД России я дала.

Вопрос: Незначительная часть Европы выступает против санкций в отношении России. Несмотря на это, ЕС решил продлить санкции против России еще на полгода. Не могли бы Вы прокомментировать, насколько Европа устойчива к давлению со стороны США?

Ответ: Мне кажется, ответ частично содержится в Вашем вопросе. Санкции были приняты под давлением США не только на страны ЕС, но и на другие. От санкций страдает европейский производитель и европейская экономика. Они не несут нам ничего хорошего, они не идут на пользу долгосрочному взаимовыгодному партнерству между Россией и ЕС, а так же Европой в целом, которая уже демонстрировала, что партнерство не просто имеет право на существование, а может давать очень хорошие результаты.

Вопрос: Вы высказывались по поводу спора с Государственным департаментом США относительно консульств. Вы заявили, что у США есть новая традиция – подрывать международный порядок. Президент США Д.Трамп говорит о России очень положительно. Как Россия для себя определяет, какова американская внешняя политика, учитывая, что говорит Госдеп США и то, что говорит Президент США Д.Трамп?

Ответ: Я об этом и сказала. Я  спрашивала, есть ли в США единая линия, или разные ведомства занимают разную позицию? Это у нас вызывает вопросы. Мы слышим разные заявления. Есть законодатели, есть Госдеп США, есть силовые структуры, есть Администрация Президента США Д.Трампа – везде мы слышим совершенно различные заявления и видим различные действия. Бывает и комбинированный вариант, когда говорят одно, а делают другое, бывает и более системный вариант, когда говорят одно и то же, и одно и то же и делают. Всегда это касается негатива в отношении Российской Федерации. Наш вопрос такой же, как и у Вас – есть ли в США единая повестка в отношении Российской Федерации? По линии Государственного департамента США, от их высокопоставленных сотрудников и при помощи официальных заявлений (в том числе от представителей Посольства США в Москве) мы только и слышим, что они хотят нормализовать отношения с Российской Федерацией. Прекрасно. Мы тоже хотим. На практике мы видим принятие новых санкционных законов, продление старых и действия, несовместимые не то, что с нормализацией отношений, но которые характеризуют абсолютную деградацию (причем не в контексте двусторонних отношений с США, а как будто бы в принципе все это относится к конфликту в активной фазе).

Я привела конкретные примеры. Дипломатическая собственность и дипломатические учреждения всегда выводились из ситуации даже острой фазы конфликта между государствами. О собственности и посягательстве на собственность в рамках нормальных отношений (а не нормализации, предполагающей улучшение) никогда не шла речь. Собственность захватывают бандиты. Вот и все. Мы исходим из того (как минимум, мы всегда так думали), что общаемся с правовым государством. Мне кажется, внутри США нужно определиться в отношении концепции взаимодействия с Россией и соблюдения (или несоблюдения) закона.

Правда мне не очень понятно, как могут неизвестные люди, не имеющие на то никаких решений суда или документов, которые они не предъявляют ни российской стороне, ни американской общественности, находиться на территории чужой собственности. Возможно ли это в США? Мне всегда казалось, что нет. Сегодня мы видим, что да. Речь идет не о том, что был «накрыт» какой-то наркокартель или студия по производству детской порнографии. Даже в этих случаях всегда требуется постановление или решение суда – некий документ. Речь же сейчас идет о том, что в один прекрасный день неизвестные люди приехали на территорию Генерального консульства России (здание которого и земля под которым принадлежат Российской Федерации). Они начали там существовать: жить, что-то делать, ходить по крыше, передвигать свое оборудование, какое-то оборудование устанавливать, вносить и уносить какие-то предметы, контролировать вход и выход в это здание. О каком паритете идет речь? При этом официальные представители Государственного департамента США говорят о паритете. Вы такое видели где-то в отношении дипломатов, дипломатической собственности или собственности США? Такое где-то есть? Я не видела.

Вопрос: Оказывает ли это влияние в том числе на отношения России и США по вопросу Северной Кореи?

Ответ: Интересная параллель. Это в целом сказывается на двусторонней повестке дня и уровне взаимодействия на международной арене. Мы неоднократно об этом говорили.

Больше всего поражает то, что слова и заявления расходятся с конкретными делами. Я не верю, что взрослые люди с образованием не понимают, что заявления о нормализации отношений вступают в полное противоречие с захватом собственности страны, с которой ты хочешь нормализовать отношения.

Когда говорят о паритете, то хотелось бы услышать пример аналогичного отношения России к американской стороне где-нибудь когда-нибудь. Я не могу вспомнить такого. Где этот паритет? Был ли он до сегодняшнего дня? Ходил ли кто-то со специальной амуницией по крышам (насчет оружия я не уверена – это нужно перепроверить), вскрывал что-то, залезал в проводку? Видели ли здесь вы такое отношение к США? Я знаю, что нет.

Когда наши коллеги говорят о том, что хотят добиться паритета, то не понятно, о чем в принципе идет речь. Какого паритета? Если они хотят его добиться, то, как говорится, «бойтесь своих желаний».

Вопрос: Директор Второго департамента Азии МИД России З.Н.Кабулов сообщил, что до конца сентября в Нью-Йорке планируется его встреча с представителем США по Афганистану. Известно ли, какие темы и вопросы будут обсуждаться на этой встрече? Что Россия от нее ожидает?

Ответ: Мы оперативно отреагировали на заинтересованность, которую проявила американская сторона к диалогу экспертов двух стран на данном направлении. Прошло несколько месяцев, и когда все спустилось на уровень исполнителей, с американской стороны началась пробуксовка. Сейчас, к сожалению, это нормальное явление.

Я знаю о намерении проведения подобной встречи «на полях» ГА ООН. Мы, со своей стороны, к ней готовы. Если американцы ее подтвердят, она может состояться. Повторю, заинтересованность была с американской стороны, и обсуждаться может весь комплекс вопросов, связанных как с ситуацией в Афганистане, так и с региональной безопасностью в контексте происходящего в этой стране.

Вопрос: На этой неделе США представили проект резолюции СБ ООН по ужесточению санкций в отношении КНДР. Новый документ предусматривает запрет на поставки нефти и нефтепродуктов, импорт северокорейского текстиля и наем рабочих из КНДР. США планируют провести голосование по этому документу в понедельник 11 сентября. Как будет голосовать Россия и как оценивает этот документ в целом?

Ответ: Россия будет голосовать по проекту документа, над которым сейчас ведется активная работа. Принципы, на которых будут строиться российские подходы, я сегодня озвучила.

Вопрос: Журналиста телекомпании «Звезда» А.Егорова не аккредитовали на Британскую международную военную выставку, которая является аналогом форуму «Армия». Наши форумы принимают иностранных журналистов, а британские – отказали нашему журналисту в аккредитации без объяснения причин. Не могли бы Вы это прокомментировать?

Ответ: Эта тенденция касается не только телеканала «Звезда», но и других российских информационных агентств, телекомпаний, изданий. Речь идет о целенаправленной политике давления на российские СМИ. Основная причина, по которой не аккредитуются, выдворяются, задерживаются журналисты, формулируется в формате обвинений в пропаганде или даже угрозе нацбезопасности (в разных ситуациях по-разному). Все это прямо противоречит нормам международного права, под которыми подписались государства, в которых наблюдается такое отношение к российским СМИ.

Во-первых, все эти случаи мы фиксируем и направляем в соответствующий институт ОБСЕ, который занимается свободой СМИ, правами журналистов.

Хочу напомнить то, о чем я говорила несколько раз за прошедшие два года. Если говорить о странах ЕС, то мы запросили Постоянное представительство Евросоюза в Москве дипломатической нотой о порядке аккредитации иностранных корреспондентов в странах ЕС, чтобы мы получили комплексную бумагу и у нас сформировалось понимание того, как осуществляется порядок аккредитации, в частности, в контексте того, какие рекомендации давать российским журналистам.

Очень часто представители российских СМИ сталкивались с таким отношением: им рассказывали о нарушении национального законодательства, о несоответствии ему. Мы отправили в Представительство ЕС в Москве ноту, а затем отправили и вторую, поскольку на первую, как потом и на вторую, ответ не получили. Мы услышали интересную фразу о том, что на пространстве Евросоюза действуют разные нормы аккредитации иностранных журналистов, то есть каждая страна определяет собственные нормы и порядок аккредитации инкоров. Видимо, мы поступим так. Раз у ЕС нет единого порядка аккредитации инкоров, мы направим соответствующие ноты по всем посольствам стран ЕС и Европы, где у нас имелись проблемы с российскими корреспондентами, о том, чтобы нас официально уведомили о том, как нужно аккредитовываться инкорам в этих странах: каким образом и как долго оформляются журналистские визы, может ли отказ быть получен на основании содержания материалов того или иного СМИ и репортажей журналиста.

Повторю, два года мы находимся в диалоге с Постпредством ЕС по этой теме, и ничего не происходит.

Вопрос: В польском издании вышла статья «Российский забор», в которой говорится о том, что Россия незаконно занимает несколько объектов недвижимости, в том числе торговое представительство и дома, в которых жили сотрудники Посольства. Польские власти, как утверждает автор статьи, безуспешно пытаются добиться использования равнозначных земель в России. Могли бы Вы прокомментировать эту ситуацию?

Ответ: Мы видели и эту, и другие публикации на этот счет. К сожалению, вопрос о российской дипломатической недвижимости в Польше остается одним из раздражителей в двусторонних отношениях.

До настоящего времени из почти двух десятков наших объектов в этой стране, которыми в свое время располагал СССР, официально  перерегистрированы на Россию только три. Право использовать остальные под разными предлогами оспаривается.

К сожалению, для изменения этой ситуации с целью склонить чашу весов в свою пользу польская сторона прибегает к механизму судебных решений по объектам российской недвижимости – с требованием «вернуть» их Госимуществу Польши, оплатить некие долги за «бездоговорное использование» и т.п. Не можем признать правомочность этих вердиктов, которые не учитывают дипломатический статус наших объектов и законный путь приобретения. Как известно, они были получены на основании двусторонних договоренностей времен СССР и ПНР, согласно которым Польша могла обзавестись аналогичным либо соизмеримым недвижимым имуществом, однако по каким-то причинам не воспользовалась своим правом.

Консультации с Варшавой по данной проблеме – вопреки тому, что часто пишут в польской прессе, – продолжаются, хотя, безусловно, идут трудно и медленно в силу различий в подходах сторон. У нас также в национальном межведомственном формате ведется обсуждение этой сложной темы с целью выработки приемлемых развязок, включая возможность удовлетворения реальных имущественных потребностей загранпредставительств Польши в России.

Хотели бы еще раз подчеркнуть, что урегулирование целой сериии таких проблемных вопросов, которыми являются вопросы дипнедвижимости, возможно исключительно переговорным путем, без односторонних решений. В этой связи хотелось бы напомнить, что компенсация за уже имевшие место злоупотребления в отношении российских объектов в любом случае будет неотъемлемой частью конечных договоренностей.

Вопрос: На этой неделе газета «Гардиан» опубликовала фейк о тайных выплатах из Азербайджана Рособоронэкспорту, якобы, за поставки российских вооружений в Баку. В Азербайджане эти сведения опровергли, в Рособоронэкспорте тоже. Как оценивает МИД расширение антироссийской кампании в западных СМИ на Азербайджан и российско-азербайджанское торговое сотрудничество? Означает ли это, что Запад усиливает давление на российских союзников?

Ответ: Означает. Идет очень сильное информационное давление по нескольким направлениям. Работа по направлению российских журналистов, фактическое выдавливание из информационного пространства. Оно имеет различные формы реализации – неаккредитация, недопуск, угроза закрытия, прекращение вещания, выкидывание кабельных и спутниковых сетей. Безусловно, это осуществляется за счет большого количества фейковых новостей, которые публикуются. Мы стараемся регулярно реагировать на такие вещи.

Вопрос: Что Вы можете сказать на поступившую недавно информацию от канадских СМИ, что Канада помогает эвакуировать чеченских геев из Чечни и переселять их в Канаду?

Ответ: Я видела эти публикации, но я не видела официальные заявления Канады, подтверждающие данную информацию. Были ли они? Я думаю, что нужно обратиться к канадской стороне, может быть, в Посольство Канады в Москве, или внешнеполитическое ведомство этого государства каким-то образом отреагирует на эти публикации – либо подтвердит, либо опровергнет. С этого надо начинать.

Вопрос: Были интервью с чеченскими геями, которые переехали в Канаду. Они говорили, что приехали по этой программе.

Ответ: Значит, у канадской стороны не будет проблем, чтобы подтвердить это официально. Чтобы нам работать с этой информацией, нам нужны подтверждения канадской стороны.  Я и говорю о том, что в первую очередь нам нужно понять, есть ли официальные подтверждения этих фактов со стороны государственных органов Канады. Думаю, что сначала нужно запросить канадскую сторону, а потом уже работать с этой информацией, чтобы не получилось, что это опять фейки. Ведь нет ничего проще направить канадской стороне соответствующий запрос. Как только она скажет, правда это или нет, мы сможем комментировать эту информацию. Это логично. 

Вопрос: Есть организации, которые заявили, что помогли чеченцам приехать в Канаду.

Ответ: Тем более у Канады есть масса поводов подтвердить это или опровергнуть.

Вопрос: Вы ждете от государства подтверждения?

Ответ: Мы предлагаем Вам сначала получить официальный комментарий Канады на этот счет. И тогда мы сможем понять, фейки это или правда. Разве это не логично? У Вас есть понимание, фейк это или нет?

Вопрос: Наши корреспонденты общались с чеченцами, которые недавно приехали.  

Ответ: Вы к канадской стороне обращались?

Вопрос: Думаю, что да. Правда, я здесь, в Москве, я не могу сказать.

Ответ: В Москве есть канадское Посольство. Уточните у них. Неужели Вы не занимаетесь «фактчекингом» (проверкой фактов)? Я не могу в это поверить.

Вопрос: Но мы уже говорили с чеченцами…

Ответ: А с канадцами Вы говорили? Поговорите с официальными лицами. Это какая-то странная история. Надо начать с того, чтобы проверять факты. Поговорите с канадцами. Они должны либо подтвердить, что такая программа существует, либо опровергнуть.

Вопрос: Как Россия относится к планирующемуся в Каталонии референдуму о независимости? Власти Испании пытаются остановить этот процесс. Какое к этому отношение у России?

Ответ: Мы уже комментировали эту тему. Наша позиция остается неизменной.

Вопрос: Представим, что М.Цукерберг сейчас услышал Ваш призыв. Куда ему обратиться, чтобы наладить взаимодействие? Позвонить в Генконсульство России в Сан-Франциско? Написать Вам письмо?

Ответ: Этот вопрос надо адресовать ему. Мы сказали, что у нас есть соответствующие государственные структуры, которые готовы ответить на вопросы, имеющиеся у компании «Фейсбук». Со своей стороны, у нас огромное количество вопросов по фейковым аккаунтам. Не мифическим, а существующим сегодня. Последний раз мы фиксировали, что только в контексте Восточной Европы и действующих там российских загранучреждений в сети находятся два фейковых аккаунта. Эти, якобы, «российские посольства» функционировали очень активно, привлекали пользователей, там шли диалоги «как бы» от имени российских дипведомств. У нас ушли недели, чтобы каким-то образом достучаться до компании.

Что касается нашего ведомства, Вы прекрасно знаете, что мы реагируем оперативно. Есть телефоны, электронная почта, контакты в мессенджерах. Мы готовы встретиться и начать оперативно взаимодействовать. Но мы не единственное ведомство, которое сталкивается с подобными проблемами на территории России. В большом количестве учреждений мои коллеги говорят о том, что борются с фейковыми аккаунтами, которые дублируют работу их ведомств или подведомственных организаций. Какой будет путь удобен компании, их дело. Мы к взаимодействию открыты. 

К оглавлению

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска