2.05.1720:33

Выступление руководителя делегации Российской Федерации, директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями М.И.Ульянова на первой сессии Подготовительного комитета Конференции 2020 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия, Вена, 2 мая 2017 года

899-02-05-2017

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый Господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Мы вступаем в очередной обзорный цикл ДНЯО в весьма непростых условиях. Договор продолжает подвергаться серьезнейшим испытаниям. Проблемы возникали и раньше, но в последние годы они приобрели особенно ощутимый характер. Наблюдается возрастающая радикализация подходов к ядерному разоружению, ядерному нераспространению и даже вопросам мирного использования атомной энергии. Имеющие непосредственное отношение к ДНЯО вопросы выносятся на альтернативные площадки, причем работу на них предлагается выстраивать не на основе взаимоуважительного диалога и правила консенсуса, как принято в рамках ДНЯО, а методом простого голосования. Сложившаяся ситуация отнюдь не способствует укреплению целостности и жизнеспособности Договора и заставляет с тревогой всматриваться в его будущее.

Тем не менее, ДНЯО, пятидесятилетие которого мы будем отмечать в следующем году, продолжает оставаться столпом глобальной стратегической стабильности. Его по праву можно назвать краеугольным камнем современной системы международной безопасности. «Отцы–основатели» этого соглашения сумели выработать такие решения, которые неоднократно успешно проходили проверку на прочность и позволяют по-прежнему результативно реагировать на современные вызовы. Ярким подтверждением этого стало согласование Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Достижение этой договоренности во многом стало возможным благодаря тому, что она опирается на ДНЯО и предусмотренный в нем баланс прав и обязательств.

Укрепление глобального режима нераспространения ядерного оружия неизменно является одним из российских внешнеполитических приоритетов.

Убеждены, что последовательная реализация и упрочение ДНЯО по всем его трем ключевым составляющим - предотвращению распространения ядерного оружия, мирному использованию атомной энергии и ядерному разоружению – на основе одобренных консенсусом решений Обзорной конференции 2010 г. и в рамках содержащихся в Договоре принципиальных положений объективно отвечают интересам всех стран. Не случайно по составу участников это соглашение стало почти универсальным.

Сбалансированный подход стран-участниц ДНЯО ко всем трем упомянутым опорам Договора – это залог его долговечного эффективного функционирования. К сожалению, в последние годы этот баланс оказался нарушенным. Первостепенное внимание в рамках обзорных циклов уделяется разоруженческим аспектам, а вопросы нераспространения и мирной атомной энергетики отошли на второй план. Этот перекос давно пора исправлять.

В качестве шага в этом направлении хотели бы в первую очередь высказаться по теме мирного атома, тем более что стало традицией начинать обзорный цикл на венской площадке, где расположена штаб-квартира МАГАТЭ. В соответствии с Уставом целью Агентства является достижение более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания всеобщего мира, здоровья и благосостояния. Россия не на словах, а на деле последовательно поддерживает деятельность МАГАТЭ на этом направлении. Накопленные Агентством уникальные опыт и наработки, а также достигнутые беспрецедентные результаты превращают его в наиболее авторитетную площадку в области мирного использования атомной энергии. Придаем особое значение дальнейшему укреплению потенциала Агентства необходимой экспертизой и материальными ресурсами. Много делаем для этого со своей стороны. Неизменно выступаем за широкий доступ государств-участников Договора к благам мирного атома.

У государств-участников ДНЯО есть возможность сформировать объединяющую повестку дня на основе растущего интереса к освоению и внедрению ядерных и радиационных технологий в различных областях. Убеждены, что современный уровень развития таких технологий позволяет обеспечить органичное сочетание ядерной энергетики и иных видов генерации, открывая перспективу для создания более продвинутых, маневренных и эффективных энергетических систем и моделей сотрудничества. Отмечаем в этом контексте особую роль инноваций. Свидетельством глобального интереса к ним является динамичная реализация Международного проекта по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО), запущенного по инициативе России.

Господин Председатель,

Полноценное развитие атомной энергетики невозможно без надежного режима нераспространения ядерного оружия, эффективность соблюдения которого обеспечивается системой гарантий МАГАТЭ.

Доверие государств-участников ДНЯО к системе гарантий МАГАТЭ –ключевой фактор устойчивости всего режима нераспространения ядерного оружия. Оно неизменно базируется на объективности контрольного механизма Агентства, его устойчивости к политической конъюнктуре и соответствии принципу невмешательства во внутренние дела государств. Работа по совершенствованию системы гарантий МАГАТЭ должна вестись так, чтобы данная система оставалась объективной, технически обоснованной, неполитизированной и основанной на правах и обязанностях сторон в соответствии с заключенными ими соглашениями о гарантиях.

Соответственно, разработка новых подходов к применению гарантий должна носить транспарентный характер. Политические решения по вопросам гарантий МАГАТЭ, в том числе по внесению изменений в порядок осуществления гарантий Агентства, должны приниматься директивными органами МАГАТЭ – Генеральной конференцией и Советом управляющих. Кулуарная разработка и внедрение новых подходов недопустимы.

Группа ядерных поставщиков (ГЯП) остается в авангарде глобальных усилий по выработке международных правил передач ядерной продукции и товаров двойного применения, оперативно адаптируя их под меняющиеся традиционные и появляющиеся новые распространенческие риски и угрозы. Востребованность Группы и актуальность ее задач подтверждает и проявляемая рядом государств заинтересованность к вступлению в этот экспортноконтрольный режим.

Господин Председатель,

Одно из центральных мест в обзорном процессе принадлежит тематике создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ). Несмотря на паузу, возникшую после Обзорной конференции 2015 года, данная задача остается в международной повестке дня. Очевидно, что по мере приближения к 2020 году ситуация вокруг ЗСОМУ будет все больше разогреваться. В наших общих интересах не доводить ее до «точки кипения», а попытаться заблаговременно продвинуться на данном направлении.

Созыв Конференции по ЗСОМУ остается актуальной и реально достижимой задачей в контексте выполнения Резолюции 1995 года по Ближнему Востоку. Подготовку этого мероприятия, включая согласование всех организационных модальностей и содержательных аспектов, следует начинать как можно быстрее. Россия как один из соавторов Резолюции 1995 года готова оказывать всемерное содействие этому процессу.

В целом создание зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО), является важным инструментом повышения уровня региональной и международной безопасности и укрепления режима ядерного нераспространения.

В этом контексте хотели бы особо выделить 50-летний опыт функционирования Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко), который убедительно доказал свою жизнеспособность и эффективность, а также внес значительный вклад в процесс формирования ЗСЯО в мире, которые сегодня объединяют более 100 стран.

Расширение географии таких зон важно в контексте решения проблемы получения неядерными государствами юридически обязательных гарантий безопасности. Россия готова к консультациям со странами Юго-Восточной Азии в целях скорейшего выхода на подписание Протокола к Бангкокскому договору о предоставлении гарантий безопасности участникам зоны. Считаем также важным окончательное международно-правовое оформление ЗСЯО в Центральной Азии путем ратификации Протокола к соответствующему Договору всеми ядерными державами. Россия это уже сделала.

С момента открытия для подписания Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) прошло двадцать лет. Однако вопреки предпринятым усилиям, Договор так и не вступил в силу. Нас крайне беспокоит отсутствие какого-либо прогресса на этом направлении.

Ратифицировав ДВЗЯИ почти семнадцать лет назад, Россия неизменно демонстрирует приверженность этому Договору и, как подчеркивалось в Заявлении Президента Российской Федерации В.В.Путина от 11 апреля 2016 года, рассматривает обеспечение его скорейшего вступления в силу в качестве своей приоритетной задачи. Действуя в русле этой линии, призываем США и другие ключевые для судьбы ДВЗЯИ государства приложить максимум усилий к тому, чтобы как можно скорее стать его полноценными участниками. От вас зависит, чтобы этот важнейший Договор, наконец, заработал в полной мере.

Господин Председатель,

На мероприятиях в рамках ДНЯО часто приходится слышать, что ядерное разоружение стагнирует и что даже такого явления вообще нет. Это совершенно ложное утверждение. На самом деле в этой сфере за последние тридцать лет достигнут колоссальный прогресс. Благодаря совместным усилиям России и США пройдено, по меньшей мере, четыре пятых пути к построению безъядерного мира. Об этом свидетельствуют объективные статистические данные, которые мы многократно оглашали на международных форумах. Такие впечатляющие результаты потребовали усилий тысяч специалистов, а также многомиллиардных расходов. Игнорировать это в угоду пропагандистским соображениям попросту неприлично.

Несмотря на не самые благоприятные международные условия, Россия и сейчас продолжает предпринимать конкретные шаги по сокращению ядерных арсеналов. Выполнение Договора о СНВ 2010 года идет в штатном режиме. Намерены выйти к 5 февраля 2018 года на предусмотренные в нем уровни.

Тем самым мы подходим к рубежу, когда к процессу разоружения должны подключиться все государства, обладающие военным ядерным потенциалом.

Дальнейшие перспективы нельзя рассматривать в отрыве от общего стратегического контекста. Реальная политика предполагает необходимость комплексного учета всех факторов, оказывающих влияние на стратегическую стабильность и международную безопасность. В этих вопросах нет места пусть благородным, но оторванным от жизни подходам. Динамика ядерного разоружения неизбежно будет определяться ситуацией на международной арене. Основой в этом вопросе должен служить принцип укрепления стратегической стабильности, равной и неделимой безопасности для всех. Иного не дано.

Многие участники ДНЯО испытывают соблазн попытаться одним махом решить задачу полного ядерного разоружения. С пониманием относясь к мотивам, побудившим их начать переговоры о запрете ядерного оружия, считаем, что они встали на ошибочный путь, который чреват негативными последствиями, прежде всего, для жизнеспособности режима ДНЯО. Знаем, что инициаторы переговорного процесса думают иначе и рассчитывают, что «запретительное» соглашение дополнит или даже укрепит Договор о нераспространении. Нам трудно согласиться с такой логикой. Постараемся это объяснить подробнее в ходе текущей сессии Подготовительного комитета при обсуждении ядерно-оружейной проблематики.

Господин Председатель,

На фоне всего комплекса накопившихся в рамках ДНЯО проблем есть и бесспорные достижения. Прежде всего, это уже упоминавшийся СВПД. Наверное, это соглашение неидеально, но оно представляет собой оптимальный и очень хрупкий компромисс, к которому нужно относиться чрезвычайно бережно. Прошло уже достаточно времени, чтобы можно было с уверенностью сказать, что договоренность работает, справляется с поставленными задачами. Иран строго придерживается взятых на себя обязательств, и это регулярно подтверждается МАГАТЭ. Механизмы самой договоренности уже притерлись друг к другу и пользуются все большим доверием у международного сообщества. Призываем всех, прежде всего, самих участников СВПД приложить максимум усилий, чтобы оправдать надежды международного сообщества и сохранить на долгосрочную перспективу этот символ успеха дипломатии, подтвердивший возможность урегулирования самых сложных проблем путем переговоров на основе ДНЯО.

Аналогичные и даже еще большие по интенсивности дипломатические усилия требуются сейчас применительно к Корейскому полуострову. Причем начинать нужно не теряя времени, не дожидаясь, когда логика конфронтации окончательно возьмет верх. Россия не приемлет ядерный статус КНДР, проведение Пхеньяном ядерных испытаний и невыполнение соответствующих резолюций СБ ООН. Но при этом убеждены, что причиной напряженности на полуострове являются не только ракетно-ядерные программы Пхеньяна, но и повышенная военная активность некоторых региональных и в особенности внерегиональных государств в Северо-Восточной Азии. Очевидно, что Пхеньян не откажется от ядерного оружия, пока будет ощущать прямую угрозу своей безопасности.

Господин Председатель,

Очередной обзорный процесс легким не будет. Готовы оказывать Вам поддержку и приложить максимум усилий для обеспечения успеха нашего трудного, но нужного дела. Призываем все делегации к конструктивному и прагматичному сотрудничеству.

Благодарю за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска