Новости
Ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «на полях» Конгресса сирийского национального диалога, Сочи, 30 января 2018 года
Вопрос: Можно ли сейчас говорить о новом союзе среди оппозиционных сил в лице Р.Кассис, К.Джамиля, Х.Маннаа, а также А.Джарбы в противовес той радикальной оппозиции, которая всё-таки отказывается приезжать и устраивает непонятно что в сочинском аэропорту?
С.В.Лавров: У нас сегодня, действительно, состоялось уникальное мероприятие за те 7 лет, что продолжается сирийский конфликт. Ранее были встречи между представителями Правительства и оппозиционерами. Поначалу это были только оппозиционеры из внешних групп противников режима, затем был сделан качественный шаг в Астане, когда за стол переговоров удалось усадить делегации Правительства и вооружённой оппозиции – до этого в женевских дискуссиях они не были представлены. Благодаря такому прямому диалогу между людьми, которые с оружием в руках противостояли друг другу «на земле», удалось создать, как Вы знаете, зоны деэскалации. При всех огрехах они всё-таки существенно снизили уровень насилия. Это всеми признаётся, в т.ч. в СБ ООН.
Конгресс поставил перед собой задачу, которая гораздо шире, нежели астанинский процесс и тем более чем женевские переговоры, в которых, как я сказал, участвуют только внешние оппозиционеры. Здесь мы смогли собрать под одной крышей представителей официальной сирийской стороны: парламентариев, членов правящей партии, независимых делегатов, а также представителей внутренней и внешней оппозиции, племён, которые имеют очень важное значение в общественной жизни Сирии.
Конечно, никто не рассчитывал, что здесь удастся собрать всех без исключения представителей различных групп сирийского народа как лояльных Правительству, так и нейтральных, независимых, оппозиционеров. Я не делаю трагедии из того, что две-три группы не смогли принять участие. Это начало процесса, который призван перевести в практическую плоскость выполнение резолюции 2254 под эгидой ООН, прежде всего в том, что касается начала диалога о самом главном – о том, в какой стране хотят жить сирийцы. Для этого нужно достичь общественного согласия, консенсуса. Именно такой диалог запускается с проведением сегодняшнего Конгресса.
На Конгрессе одобрено заявление с основными принципами будущего государственного устройства Сирии. В них нет ничего революционного. Это ключевые нормы международного права: уважение суверенитета, территориальной целостности, независимости Сирии, обеспечение прав всех этнических, конфессиональных групп, политического процесса, который никого не оставит за бортом и позволит сирийцам самим, без вмешательства извне, определять свою судьбу. Также принято решение сформировать Конституционный комитет, куда войдут избранные сегодня делегаты и в который дополнительно будут делегированы представители групп, по разным причинам не присутствующих на сегодняшнем Конгрессе. Этот результат (создание Конституционного комитета) передаётся ООН в соответствии с резолюцией 2254. В Женеве будет организована работа этой новой структуры – Конституционного комитета по подготовке сирийской конституции.
Рассчитываем, что специальный посланник Генерального секретаря ООН по Сирии С.де Мистура, к которому Конгресс обратился с призывом оказать содействие деятельности Конституционного комитета, в полном соответствии со своими прерогативами по резолюции 2254 СБ ООН организует практическую работу. В самое ближайшее время будем ожидать конкретных соображений с его стороны.
Вопрос: Как бы Вы оценили содержание «кремлёвского доклада»? Будет ли Россия как-то отвечать?
С.В.Лавров: На эту тему уже высказались Президент и Председатель Правительства России. Когда я увидел на экранах телевизоров фамилии, включенные в доклад, меня среди прочего удивило одно обстоятельство, которое заключается в следующем. Поручение подготовить такой список содержалось в законе, принятом в августе 2017 г. 5 месяцев ушло на то, чтобы ознакомиться со справочниками, в которых содержатся имена членов Правительства и сотрудников Администрации Президента. Можно было бы это сделать гораздо быстрее.
Вопрос: Министр иностранных дел Франции сейчас заявил, что политический процесс должен решаться в Женеве, а не в Сочи. Мы знаем то, что США недавно предложили «бумажку пятерых». Не вставляет ли это палки в колеса? Будет ли продвигаться Женева? Видно, что некоторые партнеры все же намерены мешать процессу.
С.В.Лавров: Что касается нашего Конгресса, то он твердо высказался за то, чтобы Женева обрела «второе дыхание». Или, если хотите – «первое», так как до сих пор работа продвигалась «ни шатко ни валко». Это очень сильная поддержка Женевы, роли ООН, конечно, на основе резолюции 2254 СБ ООН, что означает, что любые шаги должны быть предметом обоюдного согласия Правительства Сирии и оппозиции. Здесь каких-либо сомнений, опасений быть не должно. Без согласия Правительства, как и без согласия оппозиции ничего делаться не может.
Что касается комментариев, которые мы слышим из Парижа, Вашингтона, ряда других столиц, то наш Конгресс проходит с «открытым забралом», с участием спецпредставителя Генерального секретаря ООН по Сирии С.де Мистуры, наблюдателей, которых мы пригласили из всех стран-постоянных членов СБ ООН, из всех стран-соседей САР, других арабских государств, Казахстана как страны-хозяйки астанинского процесса.
Вы упомянули документ пяти стран, которые собирались в Вашингтоне, потом в Париже. Они написали некие свои идеи и положили их на бумагу. Я бы даже сказал, что эта келейная деятельность как раз, по-моему, не соответствует женевскому процессу, потому что собрались пять произвольно выбранных стран, не пригласили ключевых игроков, задействованных в сирийском урегулировании, не говоря уже о сирийских сторонах, которых там не было. О них даже никто не подумал. Ни Турция, ни Иран, ни Россия как страны-гаранты астанинского процесса, который все приветствовали, не были приглашены. Мне кажется, как раз такие келейные сборы могут помешать женевскому процессу, поскольку у кого-то может возникнуть иллюзия, что в таких «междусобойчиках» можно договариваться быстрее, чем с участием всех без исключения сторон.
Мы идем по второму пути. Да, гораздо труднее договариваться, когда за столом сидят не единомышленники, как собрались в Париже и Вашингтоне, а противоборствующие стороны. Зато договоренности, достигнутые между противоборствующими сторонами, гораздо устойчивее, долговременнее, надёжнее, нежели то, что в своем узком кругу одинаково думающие государства решают за сирийский народ.
Вместе с тем, еще раз подчеркну, что мы пригласили на Конгресс представителей всех стран-постоянных членов СБ ООН, многие другие государства. Мы признательны КНР, Республике Казахстан за то, что их специальные представители были делегированы на это мероприятие. Наши западные партнеры ограничились направлением сюда младших дипломатов из своих Посольств в Российской Федерации. Как говорится, была бы честь предложена.
Мы готовы к диалогу в любых форматах, на любых уровнях. Главное, чтобы мы свято соблюдали основополагающий принцип резолюции 2254 СБ ООН – только сами сирийцы будут решать судьбу своей страны. Именно на создание условий для этого мы нацелили нынешний Конгресс. Я думаю, что этот первый и очень важный шаг в целом удался. Будем ожидать теперь от ООН результатов, которые будут опираться на достигнутые здесь договоренности. Мы, в свою очередь, будем всячески этому способствовать.
Инициаторы Конгресса, три страны-гаранта – Россия, Иран и Турция. Сегодня мы встречались с нашими коллегами. Мы подтвердили, что будем всячески продвигать итоги Конгресса, когда они будут уже востребованы в ООН, и помогать С.де Мистуре и его команде достигать договоренностей с участием всех сирийских сторон.
Вопрос: Возможно ли проведение еще одного Конгресса?
С.В.Лавров: Мы сейчас не пытаемся заглядывать в будущее. Мы договорились сегодня, что результаты Конгресса передаются ООН в надежде, что они будут стимулировать женевский процесс. У С.де Мистуры есть все полномочия, которые содержатся в резолюции 2254 СБ ООН. И сегодня на Конгрессе была выражена поддержка этим полномочиям, выражена к нему просьба активно заняться работой над конституцией.