11.03.2109:00

Об основных направлениях развития Крыма в составе Российской Федерации

  • en-GB1 ru-RU1

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ КРЫМА

В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в сравнении с 2014 г. в составе Украины)

(справка)

 

Структурная интеграция Республики Крым (РК) и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации завершена. Региональное законодательство приведено в соответствие с общефедеральным. Крым – один из наиболее динамично развивающихся российских регионов.

Несмотря на непростое наследие украинского периода, обусловившее неудовлетворительное состояние большинства основных фондов, и вопреки санкционному давлению Запада, социально-экономическое положение в Крыму стабильно улучшается. В настоящее время на полуострове идет процесс его «выравнивания» до среднероссийских показателей, темпы роста при этом – одни из самых высоких в стране. Положительная динамика наблюдается почти во всех основных секторах крымской экономики. Фиксируется устойчивый рост доходов регионального бюджета (с 2014 г. он увеличился в три раза), набирает обороты жилищное строительство, промышленное производство, есть признаки оживления в сельском хозяйстве, укрепляет свои позиции традиционно важный курортно-туристический сектор. Внешнеторговый оборот Республики Крым в 2019 г. вырос почти на 20% по сравнению с предыдущим годом.

С 2015 г. реализуется рассчитанная на период до 2024 г. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» объемом около 1 трлн руб., нацеленная на устранение диспропорций в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Крыма до общероссийских показателей, формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста на полуострове, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала. Основные направления работы – завершение формирования энергетического комплекса, решение проблемы водообеспечения, совершенствование транспортной инфраструктуры (улучшение сети автодорог, задействование портов, обеспечение надежного сообщения с материковой частью Российской Федерации).

На полуострове сохраняется позитивная атмосфера межнациональных и межконфессиональных отношений. Согласно опубликованным в сентябре 2019 г. результатам соцопроса ВЦИОМ, подавляющее большинство крымчан (89%) заявило об отсутствии на полуострове конфликтных ситуаций на межнациональной почве, 93% характеризуют межэтнические отношения как доброжелательные.

Перерегистрация объединений граждан, включая религиозные организации, завершена. Федеральные и региональные власти предметно занимаются обеспечением закрепленных в Конституции РК культурных, религиозных и иных интересов всех национальных меньшинств, в том числе крымских татар.

 

Уровень жизни

С момента вхождения полуострова в состав России реальные зарплаты населения в бюджетном секторе, а также пенсии и пособия выросли и приблизились к общероссийскому уровню. По состоянию на октябрь 2020 г. средняя заработная плата составляет 32,4 тыс. руб (450 долл), в то время как в 2013 г. она не превышала 2,7 тыс. грн. (335 долл). Уровень безработицы в РК с 2015 г. сократился с 7,2% до 5,5%, в Севастополе – с 8,3% до 4,1%.Потребительский рынок насыщен продовольственными товарами в достаточном количестве и ассортименте (треть из них – местных крымских производителей). Вместе с тем повысился и уровень цен на основные товары, включая продукты. Возросла стоимость коммунальных услуг, жилья и аренды. С учетом этого, к сожалению, Крым пока остается в «нижней» половине списка по доходам населения среди регионов России.

Форсированное развитие с акцентом на повышение уровня жизни крымчан продолжает оставаться ключевой задачей социально-экономического развития. Всего на социальные проекты в сферах здравоохранения, образования, культуры выделяется около 60% доходной части республиканского бюджета. Быстрыми темпами идет строительство учреждений школьного и дошкольного образования: очереди в детсады планируется ликвидировать к 2022 г.

 

Жилищно-строительная сфера и промышленность

На территории Крыма реализуется федеральная госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Реализация в последние годы крупных проектов в области транспортной и энергетической инфраструктуры обусловила значительный рост динамики строительных работ: ежегодно увеличиваются объемы промышленного строительства, ускоренными темпами ведется сдача в эксплуатацию многоквартирного жилья. За 2019 г. введены в эксплуатацию 782 тыс. кв. м жилья, что значительно выше прогнозируемых цифр.

С января 2015 г. промышленное производство в РК выросло почти вдвое, в Севастополе – в 2,5 раза. Тенденция к росту промышленного производства сохраняется, многие предприятия прошли процесс модернизации. Доля промышленности в валовом региональном продукте (ВРП) в Крыму за это время увеличилась с 10% до 18%, при этом объем ВРП в целом с 2014 г. вырос более чем в два раза. Почти вдвое по сравнению с 2014 г. увеличился и портфель заказов в промышленности. Однако их распределение по предприятиям не равномерное, вследствие чего в планах на ближайшее будущее – более масштабная загрузка заказами предприятий, в частности, судостроительных и судоремонтных заводов.

 

Свободная экономическая зона

На территории Крымского полуострова действует Свободная экономическая зона (СЭЗ), в которой зарегистрированы 1704 хозяйствующих субъекта, заключено более 1760 инвестсоглашений, реализуются проекты с заявленным объёмом капиталовложений порядка 150 млрд руб., создано 66 тыс. рабочих мест. Сферы наиболее крупных финансовых вложений – сельское хозяйство, строительство, промышленность, курорты и туризм, транспорт. Для участников СЭЗ предусмотрена программа налогового стимулирования, рассчитанная до 2040 года.

 

Энергетика

В ответ на энергетическую блокаду Крыма Украиной в 2015 г. были оперативно налажены временные схемы электроснабжения полуострова: завезены сотни мобильных генераторов повышенной мощности, создан «энергомост» – через Керченский пролив с Кубани проложены энергокабели и парный магистральный газопровод.

К настоящему времени проблема энергоснабжения Крыма успешно решена. Для достижения профицита генерирующих мощностей и ликвидации энергозависимости от Украины в 2019 г. введены в строй Балаклавская (г. Севастополь) и Таврическая (Симферопольский р-н) ТЭС, имеющие каждая по две импортных газовых турбины (235 мегаватт). Введена в эксплуатацию Сакская ТЭЦ (120 мегаватт), отличительной особенностью которой впервые в постсоветской истории является полностью отечественное исполнение. В 2019 г. Республика Крым вышла на максимальное производство электроэнергии в 1800 мегаватт при пиковом потреблении в 1100 мегаватт.

 

Водопользование

После перекрытия Киевом в 2014 г. Северо-Крымского канала вопрос безопасности водоснабжения полуострова остается пока единственной до конца не решенной проблемой. Для стабильного водоснабжения полуострова уже запущено 100 км новых трубопроводов, в 2020 г. завершится создание «многониточных» водоводов для пополнения Северо-Крымского канала и преодоления последствий его перекрытия Киевом. До 2030 г. предполагается также реализовать программу по улучшению качества воды в Крыму общей стоимостью 36 млрд руб. Средства будут направлены на реконструкцию и строительство очистных сооружений, водозаборов, водоводов. В сельском хозяйстве внедряются ресурсосберегающие системы орошения, расширяются посевные площади с использованием капельного полива.

 

Транспортная инфраструктура

С 2015 г. в Крыму отремонтировано более 950 км дорожного полотна, к 2024 г. планируется модернизировать еще 2 тыс. км. Согласно результатам исследований ВЦИОМ, 76% водителей отметили улучшение состояния дорог региона, хотя в 2014 г. их изношенность составляла 80%.

На динамике социально-экономического развития Крыма весьма положительно отразилось открытие в 2018 г. автомобильного сообщения по сооруженному в рекордно короткие сроки Крымскому мосту. На него сместился акцент по грузо- и пассажиропотоку (около 60% всех транспортных перевозок на полуостров). За 2019 г. по Крымскому мосту прошло более 3 млн. автомобилей (включая 34 тыс. автобусов и 550 тыс. грузовиков). В 2019 г. открыта железнодорожная часть Крымского моста и начато пассажирское движение, 1 июля 2020 г. запущено грузовое сообщение.

В августе с.г. Президент Российской Федерации В.В.Путин принял участие в  торжественной церемонии открытия трассы «Таврида» (Керчь – Севастополь, протяженность около 250 км, общая стоимость – 149 млрд руб.).

С введением в 2018 г. в эксплуатацию Международного аэропорта г. Симферополь, которому присвоено имя «Иван Айвазовский», значительно расширены возможности наращивания пассажиропотока на полуостров. Новый терминал рассчитан на обслуживание до 10 млн. человек в год (принял в 2019 г. более 3,5 млн. пассажиров).

 

Туристско-рекреационный сектор

Наблюдавшийся в последние годы рост туристического потока в Крым продолжился и в 2019 г. достиг 7,43 млн. человек, что на 9,3% больше, чем в 2018 г. (в украинский период полуостров ежегодно посещало около 5,5 млн. туристов, в 2014 г. там побывало до 4 млн. человек). С началом автомобильного и железнодорожного сообщения через Крымский мост турпоток вырос примерно на 25%. Существенно изменилась его структура: теперь около 85% – российские граждане (до 2014 г. они составляли лишь половину приезжих). Растет число россиян, посещающих Крым в межсезонье с целью оздоровления. Заполняемость крымских здравниц достигла в сезон 80%, в некоторых районах – 92%.

 

Образование

В системе общего украинского образования школьный предмет «русский язык» преподавался как «второй иностранный». По факту же он оставался на практике языком обучения для 96% крымских и 98% севастопольских школьников. Помимо этого более 95% студентов полуострова выбирали его для получения высшего образования.

В украинском Крыму для сохранения сети школ/детских садов с русским языком обучения/воспитания в рамках деятельности местных организаций российских соотечественников, их представителями была разработана система ежегодных опросов/письменных заявлений родителей школьников/воспитанников детсадов о языке обучения/воспитания. Тем не менее результаты опросов по факту приходилось постоянно защищать. Итогом стало то, что украинские власти, игнорируя реальную языковую среду полуострова, создали к 2014 г. около 150 школ (из общих 600) «с двумя языками обучения», а также некоторое количество «национальных классов» в школах с русским языком обучения. На практике под «двуязычные» школы забирались лучшие и самые емкие по количеству мест объекты образования (преимущественно в городской черте). Как следствие, под кампанию «ползучей» насильственной украинизации подпало больше половины крымских учащихся и воспитанников детсадов.

После воссоединения полуострова с Россией Конституция РК, которая зафиксировала три государственных языка (русский, крымско-татарский и украинский), определила четкую и демократическую правовую основу для их равноправного развития, защиты и использования.

В настоящее время успешно реализуется отдельный нормативный акт - Госпрограмма РК по развитию образования. Строятся новые школы (около 30), детсады (более 50, с модульными – до 100). Ремонтируются и реконструируются существующие объекты образования. Качественным образом, на основании новых (повышенных) российских стандартов, пополняется материальная база крымского образования, в которой действует несколько подпрограмм: «Школьный автобус» (с обновлением парка машин), «Школьная столовая» (с бесплатным питанием) и другие, чего в украинский период просто не наблюдалось.

Поскольку подавляющее большинство родителей после воссоединения Крыма с Россией выбирало русский язык в качестве языка обучения для своих детей, основная часть т.н. школ «с двумя языками обучения» обрела свой прежний статус школ с русским языком. При этом примечательно, что школы, где в украинский период велось обучение на крымско-татарском языке, повсеместно сохранились (этот список со временем даже расширился). Для них в короткий срок был налажен выпуск новых учебников на крымско-татарском языке (порядка 70 наименований), продолжена подготовка кадров (в вузах и в режиме курсов повышения квалификации учителей). Увеличилось количество детей из числа крымских татар, которые изучают родной язык (как предмет, факультативно и в других обозначенных школьными программами рамках).

На этом фоне наблюдается спад обучения на украинском языке. Все дело в том, что согласно российской переписи населения 2014 г. (своеобразный «срез», зафиксировавший ситуацию украинского периода), русский язык в Крыму родным и использующим в повседневной жизни назвали почти 80% украинцев РК и свыше 86% жителей Севастополя. Уровень владения русским языком украинцев и крымских татар примерно одинаков – 99,4% и 99,8 % соответственно.

В 2019-2020 учебном году действовало 16 школ с полным циклом обучения и 22 школы, в которых имеются классы с крымско-татарским языком обучения (всего – 354 класса или 6406 учащихся). С украинским языком обучения функционирует одна школа, дополнительно имеются 3 класса в других школах (всего – 206 учеников). Украинский язык как предмет изучают сейчас 5621 ученик, крымско-татарский – 31190, армянский – 114, греческий – 174, немецкий – 61 и болгарский – 44.

Для сравнения, на Украине до сих пор с 2014 г. отсутствуют языковые курсы по крымско-татарскому языку, не издаются учебники (издательство «Крымучпедгиз» находится в Симферополе). Сеть школ/детсадов с крымско-татарским языком обучения/воспитания, как таковая, в «Незалежной» отсутствует (согласно неофициальной информации, в Херсонской области существует всего около 20 подобных классов в шести школах).

 

Культура. Молодежная политика. Спорт

В рамках реализации ФЦП с 2015 г. реализуются направления и проекты в области культуры (включая физическую культуру, искусство, охрану наследия народов Крыма). Осуществляется масштабная трехлетняя программа реконструкции и капитального ремонта 70 сельских (начиная с 14 райцентров РК) домов культуры, школ искусств, центров внешкольной воспитательной работы с детьми и молодежью. Обновляется материальная база учреждений культуры (что не происходило в украинском Крыму несколько десятков лет подряд).

Набирает темпы реставрация наиболее значимых историко-культурных комплексов РК: Воронцовского дворцово-паркового, Ливадийского и Мисхорского (Ялта), а также Восточно-крымского (Керчь) и Бахчисарайского историко-культурного заповедников.

Реализуется Государственная программа «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия РК». Находящиеся на хранении в Крыму архивы, в силу его яркого исторического прошлого, роли и места полуострова в истории России, своеобразны и уникальны. К сожалению, данная отрасль «не видела просвета», включая финансирование, последние тридцать лет своего существования. В последние годы ситуация заметно выправляется – у архивов обновлена материальная база, капитально отремонтирован республиканский архив, а курирующий направление Комитет охраны культурного наследия РК инкорпорирован в Минкультуры РК.

На федеральном уровне реализуются планы по созданию в Севастополе «большого культурного кластера» общероссийского уровня (в частности, появятся музейно-выставочные комплексы, филиалы Большого и Мариинского театров, а также Музейно-патриотический комплекс), начато строительство объектов культуры на мысе Хрустальный. Завершение масштабного проекта, стоимостью 120 млрд руб. (средства «Роснефтегаза») предполагается в 2023 г.

 

Межнациональные отношения

Сами представители многонационального Крыма базовым достижением в сфере межнациональных отношений рассматривают Указ Президента Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Документ фокусирует комплекс мер по приданию дополнительного импульса социальному развитию этих крымских народов и этногрупп, чего они совершенно не могли добиться все годы нахождения Крыма в составе Украины. На крымских татар также в полной мере распространяется Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» и Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

В рамках ФЦП реализуется Госпрограмма РК по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым – территория межнационального согласия» (реализуется по линии Госкомнаца РК). Ее целевые расходы весьма внушительны (свыше 10 млрд руб. за пятилетку) и нацелены на обеспечение крымчан из числа реабилитированных народов жильем и другими социальными услугами.

С 2014 г. лицам, ранее репрессированным по национальному признаку, выделено более 10000 земельных участков для индивидуального жилищного строительства, введено в эксплуатацию около 45000 кв. м и находится в стадии строительства около 50000 кв. м жилья (в основном в городах), а также выкуплено около 1000 усадеб в сельской местности. Порядка 30000 реабилитированных лиц получили право на получение льгот (энерго-, водо-, газоснабжения, оплату коммунальных услуг и налогов, скидок на проезд в любом транспорте, а в городском – бесплатно). Для сравнения – решение всех перечисленных вопросов в украинском Крыму на государственном уровне попросту не рассматривалось.

Ранее, в рамках своей культурно-национальной политики украинские власти не брали на себя обязательства по созданию отдельного крымско-татарского ТВ-канала. На украинском бюджетном ТРК «Крым» действовала отдельная крымско-татарская редакция (20-25 человек), а также частный ТВ-канал АТР (около 40-50 человек, в настоящее время вещает из Киева в усеченном режиме, переживая, по словам самих сотрудников, безденежье и застой).

Сегодня в активно функционирующем коллективе бюджетного крымско-татарского ТВ-канала «Миллет/Народ» (вместе с радио «Ветан/Родина») трудится свыше 150 чел. (в сетке вещания – качественные телепередачи на крымско-татарском языке). Действует департамент национальных программ с национальными редакциями, вещающими на армянском, болгарском, греческом, немецком и украинском языках. Телеканал наладил спутниковое ТВ-вещание на большую часть территории России, а также восточноевропейских и центральноазиатских стран, в основном тюркоязычных.

Этнические украинцы, крымские татары наряду с русскими представлены в органах власти (особенно, в исполнительной, включая правоохранительную сферу). Более того, в рамках государственных институтов и учреждений, курирующих, например, тематику вопросов межнациональных отношений в Крыму, у представителей крымско-татарского народа наблюдается даже небольшой «кадровый перевес».

Ярким «маркером» положительных решений российским государством насущных вопросов крымских татар после 2014 г. стали реальные действия в интересах группы лиц из их числа, долгое время проживавших в Крыму, по сути, без каких-либо прав и социальных гарантий. В итоге состоялась натурализация 4-5 тыс. человек, включая детей (приобретено российское гражданство).

Состоявшиеся в Крыму в 2019 г. выборы всех уровней подтвердили стабильность этноконфессиональной ситуации на полуострове. Отмечен значительный по сравнению с украинским периодом рост крымских татар в региональном и местном депутатском корпусе. Община и ее руководство, ранее активно подстрекаемая к антироссийским демаршам запрещенным в Российской Федерации «Меджлисом крымско-татарского народа», гораздо активнее делегирует своих представителей во властные структуры.

В октябре 2020 г. в Крыму и Дагестане состоялись торжественные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения уроженца г. Алупки (Ялта) дважды Героя Советского Союза, асса и летчика-испытателя Ахмет-Хана Султана. В феврале с.г. крымская общественность отметила 50-летие его гибели (к дате было приурочено открытие мемориального памятника авиатору в г. Симферополе).

 

Деятельность религиозных организаций

За последние годы в Республике Крым и г. Севастополе сложилась атмосфера межконфессионального согласия, подкрепленного активным участием религиозных объединений в общественной жизни полуострова. В регионе зарегистрировано около 800 общин (порядка 100 в Симферополе), которым в полной мере гарантировано право на свободу вероисповедания в рамках действующего федерального законодательства, соответствующих международно-правовых обязательств Российской Федерации.

Межконфессиональному миру во многом способствует развитие диалога по линии Совета «Мир – дар Божий!», на площадке которого идет консолидированное равноправное обсуждение актуальной для всех крымских верующих повестки, формирование предложений для совершенствования механизмов государственно-конфессионального взаимодействия.

Местными этносоциологами и экспертами-религоведами отмечается, что к бесспорным заслугам российских федеральных и региональных властей следует отнести оформление около сотни нелегализованных до 2014 г. культовых зданий крымских татар (как правило, построенных на захваченных земельных участках и без всяких документов). Примерно столько же ожидают лицензирования (построены с нарушениями; находятся в различных охранных зонах, сервитутах и т.п.). Под строительство мечетей в сельской местности выделено уже около полусотни земельных участков. Все эти вопросы, как правило, не решались прежними украинскими властями и затягивались на долгие годы.

Узаконен и «долгоиграющий» в украинский период самозахват крымскими татарами земли под главную мечеть полуострова в Симферополе. В настоящее время там завершается строительство Главной соборной мечети муфтията (вместимостью около 4 тыс. человек). Она возводится полностью за счёт добровольных пожертвований и ведется под патронатом Президента Российской Федерации. Ввод в строй планируется в 2021 г. После постройки мечеть станет одним из самых крупных мусульманских культовых объектов на территории Крыма и всей Восточной Европы (западный Стамбул географически относится к Южной Европе).

В период нахождения полуострова в составе Украины ежегодно хадж совершали 100-120 человек (без какой-либо помощи со стороны властей). За последние годы число паломников увеличилось в разы, достигнув в 2019 г. отметки 975 человек (суммарно за 2014-2019 гг. – 2,8 тыс. человек). Хадж способствует дальнейшей успешной интеграции мусульман Крыма в умму Российской Федерации.