17.04.2117:33

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на онлайн-заседании Постоянного совета ОБСЕ в связи с ухудшающейся ситуацией на Украине и продолжающимся невыполнением украинскими властями Минских договоренностей, Вена, 15 апреля 2021 года

745-17-04-2021

Уважаемая госпожа Председатель,

Затяжное и демонстративное невыполнение Киевом Минских договоренностей, решений Контактной группы и «нормандского» формата негативно сказывается на перспективах урегулирования внутриукраинского кризиса, влечет за собой дальнейшую дестабилизацию обстановки на линии соприкосновения в Донбассе и ухудшение ситуации в стране в целом.

При поддержке внешних кураторов и политических спонсоров украинские власти уклоняются от предусмотренного минским «Комплексом мер» от 12 февраля 2015 года прямого диалога с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Именно на его основе должны осуществляться переговорный процесс и вырабатываться решения по вопросам политики и безопасности, в социально-экономической и гуманитарной сферах. Вместо этого, наперекор предписаниям резолюции 2202 Совета Безопасности ООН, одобрившей «Комплекс мер», Киев вместе со своими зарубежными патронами увлечен попытками расширить географию конфликта, бездоказательно выставить происходящее в виде якобы двустороннего противостояния между Украиной и Россией. Этой логике подчинены и действия украинских представителей в ОБСЕ.

Ситуация усугубляется продолжающимися военными приготовлениями вооруженных сил Украины (ВСУ) в Донбассе. Прикрываясь пацифистской риторикой, на деле Киев укрепляет военный потенциал у линии соприкосновения. ВСУ осуществляют ротацию и подвоз новых вооружений и личного состава, отрабатывают военные сценарии локальных операций. На этом фоне власти страны законодательно упростили процедуру мобилизации резервистов, активизировали военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами и т.д.

Неудивительно, что в этих условиях Спецмониторинговая миссия ОБСЕ (СММ) сообщает о росте нарушений режима прекращения огня, новых жертвах и разрушениях. Анализ данных СММ свидетельствует, что за прошедшие две недели количество перестрелок увеличилось в три раза по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Миссия подтвердила гибель в отдельных районах Донецкой области мирных жителей во дворах своих домов. 22 марта на западной окраине н.п. Александровка одиночным – то есть прицельным – выстрелом убит 71-летний пенсионер. Он стал третьей жертвой с начала года в этом поселке, который постоянно обстреливается украинскими военными. 2 апреля в н.п. Александровское смертельную взрывную травму получил 5-летний ребенок. Предположительно боеприпас был сброшен при помощи БПЛА, прибывшего с подконтрольной ВСУ территории. По свежим данным, ожидающим подтверждения СММ, вчера в результате обстрела Донецка погиб житель его северной окраины.

Ни власти Украины, ни их внешние покровители не посчитали возможным хотя бы выразить соболезнования по случаю гибели старика и ребенка. Зато публично скорбели по недавним боевым потерям среди украинских военнослужащих, задействованных в обстрелах населенных пунктов Донбасса. Более того, 9 апреля военный атташе США Бриттани Стюарт в составе делегации американского посольства даже приехала подбодрить украинских коллег в район проведения боевой операции. Сделала она это, надев на себя шеврон 72-й механизированной бригады с надписью в нацистском стиле «Украина или смерть», после чего воздала почести убитому в Донбассе члену националистического батальона «Правый сектор» Василию Слипаку.

Текущие милитаристские приготовления Киева сопровождаются фактическим невыполнением мер по усилению режима прекращения огня, согласованным с представителями Донбасса 22 июля 2020 года. Так и не был обнародован приказ о применении ВСУ всех этих мер, хотя Донецк и Луганск сделали это сразу после их подписания. Вместо этого Минобороны Украины опубликовало материал, в котором содержание и смысл мер были искажены. Лишь спустя восемь с лишним месяцев представители Украины признали эти несоответствия, и 7 апреля текущего года материал на сайте Минобороны был заменен публикацией полного текста упомянутых мер – но, опять-таки, не приказа. Существует ли он вообще?

Как свидетельствует ход недавних заседаний Контактной группы, Киев сознательно уклоняется от обсуждения практических механизмов по обеспечению выполнения договоренностей от 22 июля 2020 года. В частности, относительно создания и задействования координационного механизма по реагированию на нарушения в том виде, в котором такой механизм предусмотрен мерами по усилению режима прекращения огня.

В тупике находятся и дискуссии по всем другим аспектам урегулирования. Представители Украины фактически занимаются лишь имитацией переговоров. Прогрессу не способствуют попытки дискредитировать минскую переговорную площадку, предпринимаемые главой делегации Украины в Контактной группе Л.Кравчуком и его заместителем, вице-премьером по реинтеграции А.Резниковым. Они оба высказались против каких-либо последующих очных встреч в Минске.

В этих условиях украинские военные и силовики продолжают тактику эскалации напряженности в Донбассе. Чего стоят, к примеру, так называемые «антитеррористические учения» непосредственно на линии соприкосновения в н.п. Счастье Луганской области 30-31 марта. Вспоминаются и высказывания в феврале главнокомандующего ВСУ Р.Хомчака о том, что активно осуществляется подготовка всех боевых частей «к наступательным действиям в урбанизированной местности». Или его же признание в интервью 30 марта о том, что украинские военные при помощи зарубежных партнеров готовятся к наступлению именно в такой местности.

К тому же, не ясна и граница между мнимой «демонстрацией решимости» в поддержке некоторыми государствами НАТО украинских военных и сознательным подталкиванием их к вооруженному насилию против мирного населения. Серьезную обеспокоенность вызывают участившиеся маневры натовских подразделений вблизи Украины, работа разного рода инструкторов и советников непосредственно на ее территории, а также поставки на Украину техники и вооружений, включая высокотехнологичное и разрушительное летальное оружие. По имеющейся информации, за последние дни на Украину прибыли не менее пяти военно-транспортных самолетов США. Подогревая воинственные устремления «горячих голов» в Киеве, США и НАТО ничего не делают для того, чтобы призвать украинские власти выполнить то, что в своей резолюции 2202 одобрил Совет Безопасности ООН. А тем самым, несут прямую ответственность за ухудшение ситуации и дальнейшее насилие.

Чтобы оправдать накачивание Украины военными поставками, активизирован и мощный ресурс дезинформации. Например, американский телеканал «CNN» в репортаже 12 апреля пытался выдать перебрасываемую по железной дороге украинскую военную технику за российскую. Весьма показательно.

С начала марта на железнодорожных станциях вблизи линии соприкосновения СММ зафиксировала перемещения свыше трехсот единиц техники и вооружений, в том числе крупнокалиберных. Понимаем, что многое и вовсе не попало в объективы наблюдателей. К примеру, на станции в Константиновке Донецкой области, расположенной на расстоянии порядка 25 км от линии соприкосновения, 2 апреля украинские военные не позволили наблюдателям осмотреть зону погрузки. Там же, рядом зафиксирован мощный источник радиопомех – 6 апреля впервые за всю историю использования СММ БПЛА дальнего радиуса действия такой аппарат не смог взлететь с базы в подконтрольном ВСУ н.п. Степановка Донецкой области. 7, 8, 9 и 10 апреля также создавались серьезные помехи работе беспилотников в этом районе, что привело к корректировке маршрута или вовсе отмене полетов. 8 апреля глушение вынудило дрон к аварийной посадке в нескольких километрах от станции в Константиновке. В оперативном отчете от 7 апреля Миссия подтвердила, что безопасной работе БПЛА в этом районе «воспрепятствовало глушение сигнала на уровне земли». Что скрывают украинские военные? Призываем СММ нарастить мониторинг тыловых позиций ВСУ, крайне необходимый в контексте раннего предупреждения возможной эскалации.

В этих условиях наблюдаем театрализованную пропагандистскую игру Киева в стремлении переключить внимание международного сообщества с событий в Донбассе на происходящее в сопредельных государствах, сместить фокус с собственного саботажа Минских соглашений. Очевидно, попутно решается и другая задача – отвлечь и самих украинцев от проблем внутри страны, связанных с трудностями социально-экономического и внутриполитического характера.

Призываем украинские власти и их внешних кураторов остановить маховик гражданской войны на востоке страны. От тактики затягивания переговоров и разного рода угроз «наступательных действий в урбанизированной местности» следует как можно скорее перейти к предметному и результативному прямому диалогу с представителями Донецка и Луганска на основе «Комплекса мер» об условиях будущего мирного сосуществования.

Благодарю за внимание.

Горячая линия

+380 44 280-14-12
+380 44 244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж