19.03.2111:08

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на онлайн-заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, 18 марта 2021 года

519-19-03-2021

Уважаемая госпожа Председатель,

Ситуация в урегулировании кризиса на Украине всё больше напоминает глубокий тупик. В ходе видеобрифингов на прошлой неделе 10 и 12 марта спецпредставитель Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе Х.Грау и координатор подгруппы по безопасности минской Контактной группы, глава Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине (СММ) Я.Х.Чевик констатировали недостаток прогресса.

Отсутствие динамики в переговорах в очередной раз подтвердили и итоги онлайн-заседаний Контактной группы и четырех ее рабочих подгрупп 16-17 марта. Наблюдается застой по всем аспектам урегулирования. Основная причина по-прежнему кроется в нежелании Киева осуществлять прямой и результативный диалог с представителями Донбасса в соответствии с предписаниями минского «Комплекса мер».

На этом фоне ситуация вдоль линии соприкосновения в Донбассе серьёзно ухудшается. СММ фиксирует увеличение интенсивности ежедневных перестрелок. Так, за первую половину марта их средний показатель был почти в пять раз выше, чем в первые три месяца после вступления 27 июля 2020 года мер в поддержку режима прекращения огня (об этом говорится в еженедельном отчете СММ от 16 марта). Сообщается о росте обеспокоенности гражданского населения интенсификацией обстрелов вблизи линии соприкосновения, которой донбассцы поделились с наблюдателями СММ.

Украинские военные продолжают нарочито демонстрировать оружие в качестве, пожалуй, основного аргумента в решении «проблемы Донбасса». Из общего количества попавших в поле зрения СММ с 1 марта украинских танков и вооружений, находившихся в Донбассе в нарушение линий отвода и за их пределами, но вне выделенных мест хранения, более 80% – свыше 210 единиц – были замечены на железнодорожных станциях в Донецкой и Луганской областях. Активная транспортировка вооружений, в том числе крупнокалиберной артиллерии, справедливо вызывает вопросы по поводу истинных намерений Киева. Мы призываем СММ продолжать там активный мониторинг в контексте возможностей по раннему предупреждению опасной эскалации.

Вчера в ходе дискуссий в рамках Контактной группы представители Украины в очередной раз продемонстрировали неготовность согласовать функционал и запустить полноценную работу координационного механизма по реагированию на случаи нарушения режима прекращения огня. Меры по усилению перемирия, подписанные 22 июля 2020 года, обязали руководство ВСУ и вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей издать приказы, которые должны учитывать необходимость создания и применения координационного механизма. Он должен работать при содействии Совместного центра координации и контроля (СЦКК) в действующем составе. Как отметил в ходе брифинга 12 марта Я.Х.Чевик, запустить механизм в полную силу не дают разногласия относительно понимания действующего состава СЦКК.

Неприятие реалий в этом вопросе сегодня демонстрирует лишь Киев. Так, на момент подписания мер по усилению режима прекращения огня фактический персонал СЦКК в отдельных районах Донецкой и Луганской областей составляли исключительно представители вооруженных формирований Донбасса. Каких-либо других участников СЦКК на этих территориях, как следует из отчетов СММ, в 2020 году Миссия не наблюдала, не наблюдает и сегодня. Блокирование Киевом работы по полноценному запуску координационного механизма, безусловно, негативно отражается на общей ситуации с безопасностью, реагированием на нарушения, осуществлением верификации и применением дисциплинарных взысканий. Более того, в феврале секретарь Совета нацбезопасности и обороны А.Данилов, Премьер-министр Д.Шмыгаль и спикер украинской делегации в Контактной группе А.Арестович подтверждали, что украинским военным позволено безнаказанно открывать огонь – за это дисциплинарные взыскания к ним не применяются.

Эти и другие неконструктивные действия подрывают выполнение мер по усилению режима прекращения огня. Фактически Киев свел к нулю большинство согласованных гарантий безопасности и провоцирует эскалацию конфликта в Донбассе.

Как отметила посол Х.Грау на брифинге 10 марта, работа тематических подгрупп и самой Контактной группы серьезно осложнена. Установившаяся в последние месяцы относительная «тишина» в Донбассе не сопровождается шагами в решении вопросов политического урегулирования. Тем более после принятия постановления Верховной Рады Украины от 15 июля 2020 года, которое, как известно, противоречит букве «Комплекса мер», поскольку на деле исключает возможность проведения местных выборов в отдельных районах Донбасса. Как результат, дискуссии по конкретным практическим аспектам в политической подгруппе так и не начались.

Представленный Киевом в ноябре 2020 года план «дорожной карты» урегулирования противоречит Минским соглашениям почти на 80%. Письменные предложения донбассцев по реализации «Комплекса мер» украинские переговорщики рассматривать отказываются и даже требуют признать их несуществующими. Над сводным проектом координатора подгруппы П.Мореля в Киеве также не хотят работать, поскольку он содержит-де предложения, внесенные Донецком и Луганском.

Более того, под надуманным предлогом представители Украины решили полностью заблокировать работу по политическому урегулированию. Так, в Контактной группе они в ультимативной форме потребовали прекратить участие в составе делегации от Донецка представителя общественности Донбасса М.Пироговой. Мотивировали тем, что она осуждена на Украине по обвинению в «террористической деятельности». На конструктивные предложения донбассцев относительно того, как разрешить эту ситуацию, украинские переговорщики не откликнулись. Тем самым они поставили под вопрос возобновление в ближайшем будущем работы политической подгруппы. Надо понимать, таким образом в Киеве решили избавиться от необходимости обсуждать неудобные для себя вопросы урегулирования.

Наконец, интересные детали о подходах Киева по Донбассу на днях в интервью одному из украинских телеканалов раскрыл уже упомянутый А.Арестович. На вопрос о сроках завершения конфликта и примирения Киева с Донбассом он заявил, что в обозримой перспективе этого не произойдет: «Всё очень просто: никогда. Вот это надо понять и запомнить. Ближайшие несколько лет будет все то же самое: бах-бах, периодически гибнут военные, мы постреляли, они по нам постреляли». Он также добавил, что «рано или поздно кто-то наберется сил – и либо они нам выбьют зубы и заберут это всё, или мы им выбьем зубы».

Такие высказывания вполне соответствуют занятой Киевом линии на саботаж политического урегулирования на основе Минских соглашений, а также на развитие, накопление и сосредоточение военного потенциала в Донбассе для последующего силового решения конфликта.

Достижению мира не способствует позиция, занимаемая на этом фоне рядом зарубежных политических спонсоров нынешних властей Украины. Выражающаяся, например, в поощрении линии Киева на саботаж «Комплекса мер» с параллельным наращиванием военно-технического сотрудничества. США, Канада, Великобритания и ряд стран Евросоюза продолжают тренировать, снабжать вооружениями и фактически подстрекать украинскую армию к дальнейшему насилию против донбассцев.

К примеру, только в 2020 году оборонное ведомство США в рамках зарубежных военных контрактов предоставило Киеву продукцию военного назначения на сумму свыше 500 млн. долларов, что в два раза превышает показатели предыдущих лет. Из 350 млн. долларов военных ассигнований, заложенных в военный бюджет США на 2021 финансовый год для Украины, половина приходится на поставки вооружений (на 75 млн. долларов больше, чем в 2020 финансовом году).

В январе этого года Верховная Рада Украины приняла закон, которым одобрила решение Президента В.Зеленского допустить на территорию страны части и подразделения вооруженных сил других государств для участия в военных учениях в 2021 году. Решение позволяет длительное присутствие на Украине до двух тысяч американских солдат и столько же – из других стран-членов НАТО. Это на одну тысячу больше, чем годом ранее. Законом предусмотрена и возможность круглогодичного пребывания на Украине иностранной военной техники.

Неудивительно, что в этих условиях многими представителями военно-политического руководства Украины углубление военно-технического сотрудничества с государствами НАТО воспринимается как одобрение линии на саботаж реализации Минских соглашений и милитаристских устремлений в Донбассе.

Подчеркнем – кризис на Украине может и должен быть урегулирован исключительно мирным путем на основе реализации Минских соглашений в рамках прямого диалога между представителями Киева, Донецка и Луганска. Попытки отвлечь внимание политизированными пропагандистскими измышлениями о некой внешней «агрессии» и «оккупации» на фоне отсутствия у Киева политической воли продвигаться в работе Контактной группы все больше отдаляют перспективы достижения мира и общественного согласия на Украине.

Благодарю за внимание.

Горячая линия

+380 44 280-14-12
+380 44 244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж