12.03.2119:11

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на онлайн-заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 11 марта 2021 года

465-12-03-2021

Уважаемая госпожа Председатель,

В урегулировании кризиса на Украине сложилась тупиковая ситуация. Причины на поверхности – представители Украины отвергают логику Минских соглашений, избегают прямого и результативного диалога с Донбассом, игнорируют необходимость всеобъемлющего политического урегулирования. Более того, они открыто и весьма упорно обозначают намерения обрести контроль, прежде всего, над территорией Донбасса, включая международную границу с Россией, без учета законных прав и интересов его жителей и каких-либо политических гарантий населению.

Судя по всему, какие именно условия будут предложены донбассцам после так называемого «освобождения» Киевом, можно наглядно представить на фоне проводимых украинскими властями акций устрашения, преследования и нейтрализации политических оппонентов и СМИ, насаждения украинизации и потворства идеям радикального национализма, а также вмешательства в вопросы веры и права религиозных общин, отказывающихся участвовать в политизированных проектах перекройки церковных укладов. И так далее.

Неудивительно, что в этих условиях в Донбассе стремятся сохранить имеющийся на сегодняшний день объем прав и свобод, позволяющих после госпереворота в Киеве в феврале 2014 года поддерживать национально-культурную идентичность региона. Как неудивительно и то, что в Донбассе желают скорейшей реализации минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года, согласно которому регион должен обрести постоянно действующий особый статус в составе Украины, что позволит ему сохранить свою самобытность.

Однако это не укладывается в продвигаемую сегодня в Киеве концепцию этнократического унитарного государства. Нынешние украинские власти предпочитают не замечать ни самих донбассцев, ни их представителей в Контактной группе, подспудно продвигая ложный тезис о так называемой «российской агрессии». К сожалению, этому активно подыгрывают внешние кураторы Украины. В этом ряду, например, попытки подменить понятия о сторонах конфликта в Донбассе, предпринятые председателем Европейского совета Ш.Мишелем в ходе его визита на Украину 2-3 марта.

Вместо работы над урегулированием в Киеве продолжают упорно саботировать реализацию «Комплекса мер» и постоянно призывать к пересмотру Минских соглашений, анонсируя некие радикальные шаги. При этом сами же признают, что ситуация заведена в тупик. Приведу очередное высказывание главы делегации Украины в Контактной группе Л.Кравчука от 5 марта в эфире одного из украинских телеканалов. Он заявил, что если Российская Федерация и дальше будет настаивать на том, что не является стороной конфликта в Донбассе, то можно говорить, что «ситуация находится в тупике, и эта ситуация должна быть изменена на основе новых, подчеркну – новых – подходов и документов, которые мы должны зафиксировать и, опираясь на них, идти вперед».

Хотели бы обратиться к украинским коллегам с просьбой прокомментировать два момента.

Первое. Имеется ли в Минских соглашениях, подписанных представителями руководства Украины и Донбасса, и засвидетельствованных подписями представителей ОБСЕ и России, хотя бы одно упоминание о том, что Россия является стороной конфликта на востоке Украины, и содержится ли в их тексте хотя бы одно обязательство, которое следовало бы выполнить Российской Федерации?

Второе. Означает ли приведенное выше высказывание Л.Кравчука окончательный отказ от предусмотренного минским «Комплексом мер» диалога с Донецком и Луганском и констатацию фактического выхода нынешних властей Украины из минского процесса?

Не лишним будет напомнить, что в течение 2020 года представители Украины являлись единственными участниками минского переговорного процесса, которые многократно призывали к отступлению от логики, буквы и духа Минских соглашений. Сегодня, спустя более шести лет после подписания «Комплекса мер», с сожалением приходится констатировать, что ни одно из его положений полноценно не выполнено. Напротив, все активнее звучат голоса сторонников силового решения – от заявлений начальника Генштаба ВСУ Р.Хомчака о подготовке к городским боям до недавнего объявления советника главы МВД Украины В.Поцелуйко о готовности силовиков в ближайшее время реализовать т.н. «стратегию деоккупации Донбасса», «вернуть территории и обеспечить проведение там любых мероприятий» при условии обретения предварительного контроля над границей. Конечно же, это никак не соотносится с предписаниями «Комплекса мер».

Все это крайне негативно отражается на ситуации с безопасностью в Донбассе. Сложившаяся после вступления в силу 27 июля 2020 года мер по усилению режима прекращения огня благоприятная конъюнктура не была использована грамотно. Судя по всему, прямой диалог с донбассцами Киев представляет в основном в виде ежедневно направляемых в их сторону снарядов. В нынешних условиях отмечаем весьма тревожные тенденции. По имеющимся данным, 4 марта впервые за более чем двухлетний период обстрелу из ракетных систем залпового огня подверглись северные пригороды Донецка. Повреждены многоквартирные жилые дома, возле которых Спецмониторинговая миссия ОБСЕ (СММ) не фиксировала нахождения какой-либо военной техники и вооружений. Сообщения о повреждении гражданских объектов отражены в ее отчете от 5 марта. Сегодня утром СМИ сообщили о вызванных обстрелами повреждении газопровода в Донецке и обесточивании девяти трансформаторных подстанций. Ожидаем, что СММ в соответствии со своим мандатом проведет детальное изучение повреждений, установит и укажет в отчетах тип примененного вооружения и направление обстрела.

Обратили внимание на новые данные СММ о продолжающейся транспортировке украинских танков и вооружений, в том числе крупнокалиберных, через железнодорожные узлы в Донбассе. Лишь за последнюю неделю их выявлено 45 единиц. Около одного из таких узлов в н.п. Константиновка Донецкой области 7 марта потерпел крушение дальнерадиусный беспилотный летательный аппарат СММ (оперативный отчет от 7 марта). Почти за 30 километров от места своего крушения, над подконтрольной вооруженным силам Украины (ВСУ) территорией у линии соприкосновения, у аппарата было выведено из строя навигационное оборудование. Повторный отказ оборудования произошел уже в глубоком тылу позиций ВСУ и привел к крушению. Ожидаем от Миссии расследования инцидента и предоставления исчерпывающей информации о его причинах.

Кстати говоря, в этом контексте небезынтересными представляются официальные комментарии пресс-службы так называемой «операции объединенных сил» («ООС») об активном использовании ВСУ систем радиоэлектронной борьбы на юге Донецкой области 4 марта (н.п. Павлополь), а также декабрьские сообщения штаба «ООС» о размещении и применении таких систем к западу от Донецка в районе н.п. Водяное – то есть в непосредственной близости от н.п. Опытное, где 7 марта начал испытывать трудности БПЛА СММ.

Украинские власти продолжают потворствовать действиям отдельных региональных политиков, стремящихся углубить раскол в обществе. Безусловно, попытки переписать историю и возвеличить нацистских коллаборационистов не будут находить отклика не только в Донбассе, но и на значительной части территории страны.

5 марта муниципальные депутаты западноукраинского г.Тернополь приняли решение присвоить городскому стадиону имя Романа Шухевича – нацистского пособника, функционера СС, идеолога и одного из организаторов массовых убийств евреев, поляков, русских, белорусов и украинцев в годы Второй мировой войны. С осуждением такого шага выступил посол Израиля на Украине Й.Лион, призвав отменить решение. Показательна реакция на это украинского МИД, где в ответ сочли возможным начать указывать израильскому дипломату, чем ему следует заниматься.

В очередной раз констатируем, что кризис на Украине является результатом срежиссированного, профинансированного и организованного из-за рубежа государственного переворота в феврале 2014 года, приведшего к вооруженному противостоянию в Донбассе и многочисленным страданиям миллионов мирных жителей.

Ожидаем от действующего председательства ОБСЕ, Генсекретаря и всех структур нашей Организации объективного анализа ситуации и адекватной оценки вышеуказанных тревожных тенденций. Призываем в полной мере задействовать функциональные обязанности ОБСЕ, прежде всего ЦПК, в контексте мандата по раннему предупреждению и предотвращению конфликтов. Ожидаем более активной роли Спецмониториговой миссии на Украине, которая, как мы неоднократно указывали, может и должна давать обстоятельную информацию о происходящем как в Донбассе, так и на остальной территории страны.

Призываем внешних кураторов Украины максимально воздействовать на ее руководство, чтобы побудить ее нынешние власти действовать в интересах мира и гражданского согласия. Киеву следует демонстрировать приверженность принципам ОБСЕ не только на словах, но и на практике. Это важно, в том числе, для скорейшего достижения мира на востоке Украины.

Благодарю за внимание.

Горячая линия

+380 44 280-14-12
+380 44 244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж