8.10.2020:00

Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями К.Ю.Гаврилова на 957-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, 7 октября 2020 года

1679-08-10-2020

Пункт повестки дня: Общие заявления

Тема: Ситуация на Украине и вокруг неё 

 

Госпожа Председатель,

Наша позиция по внутриукраинскому конфликту остаётся неизменной – необходимо полное выполнение минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года через прямой диалог Киева, Донецка и Луганска. Российская Федерация в качестве посредника, наряду с ОБСЕ, Германией и Францией, готова этому всемерно содействовать. 

С сожалением констатируем, что текущая динамика переговорного процесса в рамках Контактной группы является неутешительной, а ситуация «на земле» – по-прежнему волатильной. За более чем шесть лет противостояния в Донбассе так и не достигнуто устойчивого перемирия. Несмотря на введение в действие с 27 июля дополнительных мер по усилению режима прекращения огня Спецмониторинговая миссия ОБСЕ (СММ) зафиксировала за этот период свыше 1,3 тыс. нарушений тишины. 

Пока Киев в заявлениях на международную аудиторию пытается присвоить себе достижения в сфере мирного урегулирования, украинские военные наращивают огневую активность по отдельным районам Донецкой и Луганской областей – во второй половине сентября с их стороны наблюдался почти трёхкратный прирост вооружённых провокаций. Не исключено, что в том режиме избирательной кампании, в котором сейчас находится Украина, приказ о возобновлении боевых действий украинской стороной может поступить в любой момент.

На этом фоне заставляет содрогнуться высказывание украинского руководства в недавнем интервью изданию «Politico Europe», что оно, как говорится, «с потолка» называет возможные сроки окончания вооружённого конфликта в Донбассе лишь для «моральной поддержки сограждан». Какой же сигнал передаётся жителям Украины? О том, что в Киеве на самом деле не намерены серьёзно заниматься мирным урегулированием? Как долго донбассцам придётся платить своими жизнями за выраженное ими несогласие с курсом политиков, пришедших к власти почти семь лет назад после антиконстутционного государственного переворота на Украине?

В связи с обструкционистской позицией Киева в ходе видеозаседания Контактной группы 29-30 сентября не удалось достигнуть прогресса ни по одному из вопросов повестки дня. Заблокированы все внесённые представителями Донбасса предложения по совершенствованию координации и контролю за соблюдением режима прекращения огня, сорваны ранее достигнутые договорённости о совместных инспекциях Украины и Донбасса. До сих пор отсутствуют подвижки с согласованием проекта Дополнения к Рамочному решению о разведении сил и средств, а также противоминной деятельности. При этом Киев отказывается от фиксации любых достигнутых в рамках Контактной группы договорённостей, как будто заранее знает, что не будет их выполнять.

В этих условиях вызывают обоснованное возмущение заявления ряда западных государств – участников ОБСЕ о «конструктивном» подходе Киева к выполнению своих обязательств в рамках мирного урегулирования и проявляемой им «военной сдержанности». Партнёрам пора, наконец, прекратить закрывать глаза на страдания мирного населения Донбасса и искажать реальность, а международным посредникам – Германии и Франции – потребовать от украинской стороны конструктивного и ответственного отношения к достижению мира во внутриполитическом конфликте на юго-востоке Украины без всяких «но» и «если».

Россия как сопосредник мирного процесса подчёркивает недопустимость дальнейшего продолжения насилия на востоке Украины. Киеву следует незамедлительно прекратить карательную операцию против мирного населения Донбасса, отвести вооружения в выделенные места хранения, разоружить все незаконные группы, вывести иностранную военную технику и наёмников с территории Украины. Необходимо срочно снять бесчеловечную социально-экономическую блокаду региона и предоставить ему особый статус. Все обязательства украинской стороны в соответствии с Минскими соглашениями должны быть выполнены. Шаги в сфере политики и безопасности тесно взаимосвязаны и должны осуществляться синхронно. Без решения политических вопросов всеобъемлющее урегулирование кризиса на Украине не представляется возможным. Подчёркиваем прямую ответственность Киева за практическую реализацию всех аспектов минского «Комплекса мер» и поручений парижского саммита «нормандского» формата. 

Вызывает глубокую обеспокоенность пренебрежительное отношение Украины к выполнению своих обязательств в соответствии с военно-политическими документами ОБСЕ. Имеются многочисленные доказательства нарушений Киевом положений Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности. На юго-востоке страны проводится военная деятельность, достигавшая в разное время порядка 70 тыс. человек, с привлечением больших количеств тяжёлой техники. При этом Киев не предоставляет требуемых Венским документом-2011 (ВД) уведомлений и не приглашает в этот район наблюдателей. Напоминаем, что добровольные меры транспарентности не могут заменить выполнение обязательных положений ВД. 

Госпожа Председатель, 

Продолжающийся кризис на Украине является результатом срежиссированного, профинансированного и организованного из-за рубежа государственного переворота в феврале 2014 года, который привёл к вооружённому противостоянию в Донбассе и страданиям миллионов мирных жителей Украины. Свыше шести лет западные партнёры Киева на деле не стремятся содействовать реальному прекращению военных действий и политическому урегулированию. Напротив, они фактически дают Киеву «зелёный свет» на совершение военных преступлений на востоке Украины, подстрекают к дальнейшему вооружённому насилию, тренируют украинскую армию, накачивают вооружениями и техникой, которая затем оказывается в зоне вооружённого противостояния. Эти действия противоречат букве и духу Документа ОБСЕ о ЛСО и Принципам ОБСЕ, регулирующим передачу обычных вооружений. Призываем партнёров к полному и ответственному выполнению своих обязательств, к чему они сами регулярно апеллируют.

Обратили внимание на провокационное повышение интенсивности полётов боевой авиации государств Североатлантического альянса над Украиной, что неизбежно ведёт к нагнетанию военной напряжённости. Пик активности полётов боевой авиации США над Украиной пришёлся на 23 сентября, когда пара бомбардировщиков В-52H в очередной раз вошла в её воздушное пространство, а Посольство США на Украине цинично призвало жителей Киева «помахать рукой» пролетавшим над столицей американским военным конвертопланам CV-22B Osprey. В это же время в небе над другими украинскими городами – Херсоном, Запорожьем, Днепром, Полтавой и Черкассами – можно было наблюдать военные самолёты США MC130J. Стоит напомнить и о том, что ещё в начале сентября три стратегических бомбардировщика США B-52 (способны нести ядерное оружие), действуя с авиационной базы Фэрфорд (Великобритания), совершили полёт в район потенциального боевого применения над западной частью Азовского моря. 

Возникает закономерный вопрос: какие цели преследует это демонстративное бряцанье оружием? И как эти действия соотносятся с заявлениями делегации Соединённых Штатов о готовности вносить вклад в поддержание стабильности на Украине? 

Вновь обращаем внимание, что государства-участники, оказывающие военное содействие Украине в любой форме, поддерживают «партию войны» в Киеве, разделяют с украинскими военными ответственность за жертвы среди гражданского населения и дальнейшие разрушения в Донбассе. Призываем ОБСЕ, международных партнёров и внешних кураторов Украины воздействовать на украинское руководство, чтобы побудить его к практическим шагам в целях скорейшего выполнения положений одобренного Советом Безопасности ООН «Комплекса мер» во всей их полноте и взаимосвязи на основе прямого и устойчивого диалога Киева с Донецком и Луганском. 

И последнее. Упоминания о Крыме в контексте обсуждения кризиса на Украине неуместны. Республика Крым и город федерального значения Севастополь являются полноправными субъектами Российской Федерации. Это не подлежит обсуждению. Они вошли в состав нашей страны в соответствии с волей их многонационального народа и нормами международного права. Это решение полностью соответствует Статье 1 Устава ООН, которая провозглашает «уважение принципа равноправия и самоопределения народов». Россия на законных основаниях и в соответствии со своей Конституцией осуществляет государственный суверенитет на Крымском полуострове, включая мероприятия по укреплению обороноспособности страны и призыву на воинскую службу. Какие-либо попытки ставить под вопрос территориальную целостность Российской Федерации считаем абсолютно неприемлемыми. Предлагаем не тратить время на бесплодные дискуссии. Выбор крымчан, принявших решение о воссоединении с Россией, полностью легитимен, и с ним придётся считаться.

Благодарю Вас, Госпожа Председатель, и прошу приложить данное заявление к Журналу дня.

Горячая линия

+380 44 280-14-12
+380 44 244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж