8.10.2016:56

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ на отчеты cпецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе Х.Грау и главы СММ ОБСЕ на Украине Я.Х.Чевика, Вена, 8 октября 2020 года

1674-08-10-2020

Уважаемый господин Председатель,

Приветствуем уважаемых послов Х.Грау и Я.Х.Чевика. Представленные доклады свидетельствуют, что динамика урегулирования кризиса на Украине, за исключением относительной стабилизации ситуации в сфере безопасности, продолжает оставаться неутешительной.

С 27 июля в Донбассе установилось хрупкое затишье. Существенное снижение количества обстрелов стало результатом договоренности, достигнутой 22 июля представителями Киева, Донецка и Луганска в ходе заседания минской Контактной группы. С начала ее действия и по настоящее время Спецмониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ) не зафиксировала связанных с обстрелами жертв среди гражданских лиц и разрушительных последствий обстрелов жилых объектов. Вместе с тем «полной тишины» достичь пока не удалось, что подтверждают свыше полутора тысяч зарегистрированных СММ за это время нарушений, связанных с открытием огня. Помимо этого, выявлены факты фортификационной активности вблизи линии соприкосновения, размещения военной техники в жилых районах и в нарушение линий отвода, присутствия лиц, в том числе в вечернее и ночное время, на бывших позициях внутри участков разведения сил и средств в Золотом и Петровском.

Необходимо добиваться устойчивого прекращения огня. Этому призван способствовать сбалансированный мониторинг СММ по обе стороны от линии соприкосновения. Как следует из отчета уважаемого посла Я.Х.Чевика, Миссия существенно нарастила наблюдательную активность к востоку от линии соприкосновения в глубоких тылах у ополчения, включая приграничные районы. В то же время не произошло аналогичного усиления мониторинга, в том числе посредством технических средств, к западу от линии соприкосновения в тылах вооруженных сил Украины. Дисбаланс очевиден. Стоит ли напоминать, что подобные диспропорции могут подорвать доверие к объективности итоговых данных наблюдений СММ.

Уважаемый господин Я.Х.Чевик,

Общее улучшение ситуации с безопасностью в Донбассе после вступления в силу мер по усилению режима прекращения огня создает более безопасные условия для работы наблюдателей. Вместе с тем серьезным вызовом продолжает оставаться угроза распространения коронавируса. Отдаем должное стараниям Миссии, принявшей меры по защите персонала и продолжающей мониторинг в условиях эпидемии. Отмечаем, что в середине июля Миссия смогла найти общие понимания с властями Донецка и Луганска касательно соблюдения медицинских рекомендаций для пересечения линии соприкосновения. Перед лицом роста количества заражений COVID-19 на Украине, в том числе выявленных случаев в самой Миссии, взаимодействие с местными властями по обе стороны от линии соприкосновения, вытекающее из пункта 3 мандата СММ, становится жизненной необходимостью. Призываем Миссию развивать эти контакты.

Уважаемая госпожа Х.Грау,

Несмотря на Ваши старания, ситуация в переговорном процессе между Киевом, Донецком и Луганском не внушает оптимизма – прежде всего, в силу неконструктивной позиции представителей Киева. Обновление в конце июля в Контактной группе украинской переговорной команды, которую возглавил Л.М.Кравчук, не принесло сколь-нибудь заметных результатов. Киевские переговорщики продолжают настаивать на некоем «переформатировании», «уточнении содержания», изменении последовательности и, наконец, просто переписывании положений «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года. Напомню, этот документ был одобрен резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН и остается единственной международно-признанной основой урегулирования кризиса на Украине.

Нежелание Киева следовать букве и логике «Комплекса мер» на днях вновь обозначил Президент Украины В.Зеленский в интервью изданию «Politico». Он заявил, что «лично недоволен форматом «Минска», его составом, а также последовательностью и формулировками некоторых пунктов, которые были подписаны». Еще ранее украинский Президент признался, что будет держаться за Минские соглашения прежде всего потому, что с ними связаны санкции против России – вот, выходит, в чем истинная цель поддержания переговорного процесса «на плаву» и имитации Киевом урегулирования. Показательно и спешное увольнение В.Зеленским им же назначенного первого замглавы украинской делегации В.Фокина, который в ходе своего выступления 29 сентября в Верховной Раде вспомнил о необходимости подлинного следования алгоритму «Комплекса мер» в диалоге с Донбассом.

На этом фоне представители Украины не прекращают попытки формировать искаженную картину хода переговоров и своего якобы конструктивного участия. В этой связи очевидна необходимость фиксации и протоколирования хода заседаний Контактной группы, а также распространения достоверных сведений о работе минской переговорной площадки. Не менее важно усилить обязательность выполнения достигнутых договоренностей, как известно, не раз срывавшихся украинской стороной. Хотелось бы услышать от госпожи Х.Грау, что этому мешает.

Анализ хода выполнения «Комплекса мер» и поручений парижского (2019 г.) саммита «нормандского формата» дает поистине неутешительную картину. Киев упорно уклоняется от предусмотренного Минскими соглашениями прямого диалога с полномочными представителями отдельных районов Донбасса, которых сам же признал таковыми в протоколе заседания Контактной группы от 11 марта 2020 года. Работа на политическом, социально-экономическом и гуманитарном треках урегулирования фактически заблокирована в связи с принятием 15 июля постановления Верховной Рады №795-IX «О назначении очередных местных выборов в 2020 году». Оно исключает возможность проведения выборов в отдельных районах Донбасса до установления военного контроля Киева над их территорией – тем самым вступает в противоречие с пунктами 4, 9, 11 и 12 «Комплекса мер». Вопрос контроля границы искусственно «выдергивают» из общего контекста урегулирования, обставляя условиями, не предусмотренными Минскими соглашениями. Призываем Вас, госпожа Х.Грау, озвучить сейчас свою четкую оценку упомянутого постановления Верховной Рады на предмет его соответствия предписаниям «Комплекса мер».

Таким образом, без ясного понимания готовности Верховной Рады неукоснительно следовать положениям  данного документа во всей их полноте и взаимосвязи  лишается смысла продолжение работы по согласованию всех правовых аспектов особого статуса Донбасса, как это предусмотрено поручениями «нормандского» саммита в Париже 9 декабря 2019 года.

Причем и без этого украинская сторона в ходе переговоров упорно отказывалась от представления законопроекта о внесении поправок в Конституцию Украины (в части децентрализации с учетом особенностей отдельных районов Донбасса), предложений о внесении корреспондирующих поправок в другие законы и нормативные акты Украины, а также перечня и графика законодательных актов, подлежащих принятию в целях урегулирования конфликта.

В Киеве отвергают предусмотренную пунктом 5 «Комплекса мер» амнистию участников событий в Донбассе, предлагая вместо этого размытую концепцию некоего «переходного правосудия» – очередная идея вице-премьера А.Резникова. Неготовность Киева обеспечить амнистию подтверждается и фактическим отказом – вопреки собственным обязательствам – осуществить «процессуальную очистку», то есть прекратить уголовное преследование, донбассцев, которые были переданы Донецку и Луганску в рамках взаимного освобождения удерживаемых лиц.

В нарушение пункта 8 «Комплекса мер» украинские власти продолжают  бесчеловечную социально-экономическую и транспортную блокаду Донбасса, введенную де-факто в 2014 году и закрепленную де-юре в 2017 году. Порожденный ею контрольно-пропускной режим на линии соприкосновения продолжает приносить страдания гражданскому населению, о чем СММ ежедневно информирует в своих отчетах.

Вместо активной и плодотворной работы по урегулированию в рамках Контактной группы в Киеве рассуждают о неких «альтернативных планах», которые будут осуществляться в обход якобы «невыполнимого» «Комплекса мер». К примеру, на днях один из ключевых переговорщиков от Киева в Контактной группе А.Резников направился в Хорватию, чтобы, как сообщается, изучить опыт «деоккупации».

На этом фоне зарубежные кураторы Украины продолжают подогревать милитаристские устремления сторонников силового решения так называемой «проблемы Донбасса». В середине сентября на Украине с участием военных из США ряда других стран НАТО прошли командно-штабные военные учения «Быстрый трезубец – 2020» (“Rapid Тrident – 2020”), «Объединенные усилия – 2020» (“Joint Endeavor – 2020”) и другие. Отрабатывались сценарии военных операций в урбанизированной местности, включая ведение боя в городской застройке, высадки военного десанта, установления контроля над населенными пунктами и так далее.

Проведение таких учений в государстве, на востоке которого продолжается вооруженный гражданский конфликт, не способствует диалогу между его сторонами. Довольно скупа и официальная информация о характере маневров. С учетом того, что такие учения, по замыслу их организаторов, призваны оказать воздействие на ситуацию с безопасностью на Украине, а также принимая во внимание мандат СММ, в задачи которой входит «собирать информацию и докладывать об обстановке с точки зрения безопасности» (пункт 3 мандата), призываем Миссию впредь уделять пристальное внимание всем военным учениям, которые проходят на территории Украины, в том числе с привлечением иностранных войск, включать детали в отчеты.

В поле зрения СММ, согласно мандату, должны также находиться различные аспекты соблюдения прав человека. Необходимо отслеживать последствия применения Киевом дискриминационных законодательных актов в сфере языка и образования, идущих вразрез с предписаниями конституции страны и обязательствами Украины в рамках ОБСЕ. Рассчитываем на более активную роль СММ, которая в соответствии с мандатом призвана осуществлять мониторинг соблюдения прав человека и основных свобод, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и оказывать поддержку их соблюдению.

Проявления агрессивного национализма и радикализма продолжают влиять на безопасность по всей Украине. За отчетный период (21 июня – 16 сентября) Миссия сообщила о наиболее заметных проявлениях нетерпимости, сопровождавшихся насилием – обстрел автобуса и избиение оппозиционных активистов в г.Люботин Харьковской области (отчет за 28 августа), нападение на синагогу в г.Мариуполь Донецкой области (отчет за 1 сентября), стычки с цыганами в пос.Андреевка Харьковской области (отчет за 8 сентября). Напоминаем о давно назревшей необходимости систематизировать данные СММ о проявлениях агрессивного национализма, неонацизма и ксенофобии в отдельном тематическом докладе СММ.

Важно не ослаблять мониторинг ситуации вокруг Украинской православной церкви (УПЦ). Особенно актуальным он становится в условиях прямых угроз украинских официальных лиц в адрес этой Церкви за ее общественную деятельность. Так, в сентябре секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины А.М.Данилов угрожал уголовной ответственностью организаторам с участием УПЦ форума «Люди мира», в ходе которого обсуждались, среди прочего, возможные варианты содействия общественному диалогу в Донбассе.

В очередной раз подчеркнем императив скорейшего нахождения компромиссов сторонами внутриукраинского конфликта. Главная цель ОБСЕ – оказать им максимальное содействие, исключить логику войны и насилия. Призываем максимально воздействовать на нынешнее руководство Украины, побудить его отойти от пустых деклараций и взяться за реальное выполнение всех положений «Комплекса мер» как единственной основы установления прочного мира в Донбассе и в стране в целом.

Благодарю за внимание.

Горячая линия

+380 44 280-14-12
+380 44 244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж