1.10.2018:49

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 01 октября 2020 года

1607-01-10-2020

Уважаемый господин Председатель,

Вооруженный конфликт на востоке Украины, каждый день которого продолжает приносить страдания донбассцам по обе стороны от линии соприкосновения, всё еще далек от завершения. Вместо действенных шагов по достижению мира на основе Минских соглашений в Киеве рассуждают о «реинтеграции Донбасса длиной в 25 лет», как, например, предложил вице-премьер А.Резников в своем выступлении перед Верховной Радой 17 сентября. Какой же посыл он стремился передать следующим поколениям украинцев – что в Киеве ещё пару десятков лет не намерены всерьез браться за урегулирование?

Остается хрупким относительное затишье в Донбассе, которое сохраняется вот уже десятую неделю с момента вступления в силу мер по усилению режима прекращения огня 27 июля. В минувшую субботу, 26 сентября, СМИ сообщили о возникшем в результате минометного обстрела пожаре, который охватил 15 зданий в поселке Доломитное в отдельных районах Донецкой области. Информация о повреждениях домов пока не нашла отражения в отчетах Спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине (СММ). Призываем Миссию тщательно изучить эти данные и представить результаты своих наблюдений.

Некоторые сторонники «партии войны» в Киеве, действуя, очевидно, во многом в контексте предстоящих 25 октября местных выборов, продолжают нагнетать воинственную риторику. Они не скрывают, что фактически стремятся подорвать усилия, направленные на достижение мира. Достаточно вспомнить недавнее высказывание одного из соавторов Минских соглашений, пятого президента Украины П.Порошенко: 23 сентября в эфире днепропетровского телеканала «34» он заявил о готовности лично компенсировать дисциплинарно-штрафные денежные взыскания с украинских военных, которые будут открывать огонь на линии соприкосновения без соответствующего приказа командиров и в нарушение мер по усилению режима прекращения огня. Неудивительно, что именно в тот день СММ зафиксировала один из максимумов по количеству таких нарушений в последние недели. В тот же день поступило сообщение о ранении ополченца от снайперского огня близ донецкого поселка Дзержинское. Интересно, сколько обстрелов с тех пор уже успел проспонсировать бывший президент?

На этом фоне зарубежные кураторы Украины продолжают подогревать милитаристские устремления сторонников силового решения так называемой «проблемы Донбасса». Так, в середине сентября под присмотром морской пехоты США и с участием военных из ряда других стран НАТО во Львовской области прошли командно-штабные учения «Быстрый трезубец – 2020» (“Rapid Тrident - 2020”). Примечательно, что их сценарий включал «освобождение оккупированного района» и его «стабилизацию», а в числе первоочередных задач отработан бой в городской местности. Следом за ними прошли другие учения – «Объединенные усилия - 2020» (“Joint Endeavor – 2020”), в ходе которых в воздушное пространство Украины заходили американские стратегические бомбардировщики B-52H. Не добавили ощущения мирного неба на Украине и граничащие с насмешкой над ее государственностью демонстративные полеты американских военных конвертопланов CV-22B Osprey, производившиеся на сверхнизких высотах над Киевом и рядом других городов. Они, в частности, отрабатывали учебные задачи по выброске десанта.

В этих условиях видим попытки сорвать политико-дипломатическое урегулирование, в том числе через беспрецедентное давление на отдельных членов украинской делегации на переговорах в минской Контактной группе.

29 сентября первый заместитель главы украинской делегации В.Фокин, выступая перед депутатами Верховной Рады, высказался за необходимость строго придерживаться буквы «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года. Эта «дорожная карта» урегулирования внутриукраинского кризиса, одобренная резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН, как известно, предусматривает осуществление всеобъемлющих политических преобразований, включая децентрализацию и предоставление отдельным районам Донбасса особого статуса на постоянной основе, проведение всеобщей амнистии, организацию местных выборов на основе прямого диалога с представителями Донецка и Луганска и т.д.

Отдельно В.Фокин, реагируя на пропагандистские выпады, акцентировал отсутствие каких-либо достоверных фактов, которые подтверждали бы тезис о том, что в Донбассе ведется некая «война между Россией и Украиной». Немногим ранее в интервью «Украинскому радио» он отметил, что конфликт в Донбассе начался с попыток новых властей в 2014 г. в числе первых шагов осуществить насильственную украинизацию населения. По его мнению, нынешнее руководство страны продолжает эту порочную практику в условиях, когда насаждение украинского языка не только противоречит конституции, но и «не совпадает с мнением подавляющего русскоязычного большинства» ее жителей.

На всё это сразу же отреагировала наиболее радикальная часть депутатского корпуса, потребовав возбудить в отношении В.Фокина уголовное дело о госизмене. Под их давлением, очевидно, высказался и глава офиса Президента Украины А.Ермак, предложивший В.Фокину сложить свои полномочия в Контактной группе. На следующий день, 30 сентября, Президент Украины В.Зеленский уволил В.Фокина с занимаемой должности – судя по всему, за то, что публичные заявления последнего оказались ближе к реальности, нежели к навязываемому сегодня украинцам фальшивому дискурсу о так называемой «российской агрессии».

Можно вспомнить и другие примеры, когда в Киеве под давлением националистов препятствовали выстраиванию диалога с представителями Донбасса на основе объективного восприятия реалий. В числе примеров этого года – так и не состоявшийся в марте запуск «Национальной платформы примирения и единства». Она была предложена советником секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины С.Сивохо, который, кстати, вскоре после попытки провести презентацию платформы  был также освобожден от должности.

Вызывают тревогу старания отдельных украинских представителей дискредитировать минскую переговорную площадку. На днях заместитель главы украинской делегации в Контактной группе А.Резников заявил, что отныне исключает как для себя, так и для других украинских переговорщиков возможность очной работы в Минске даже после окончания пандемии коронавируса. На этом фоне неудивительно, что состоявшаяся 30 сентября видеоконференция Контактной группы вновь не привела к каким-либо ощутимым подвижкам в урегулировании. В ходе неё представители Киева отказались от рассмотрения детализированного перечня дополнительных мер по усилению РПО, предусматривающего порядок проведения инспекций для ознакомления с потенциальными нарушениями.

Дискуссии по остальным вопросам оказались фактически заблокированы в связи с сохраняющим юридическую силу постановлением Верховной Рады №795-XI «О назначении очередных местных выборов в 2020 году». Напомню, оно исключает Донбасс из электоральных процессов и противоречит положениям пунктов 4, 9, 11 и 12 «Комплекса мер». Украинские переговорщики продолжают «кормить сказками» о том, что вопрос о пересмотре этого постановления будто бы находится на рассмотрении профильного комитета Верховной Рады, в то время как председатель украинского парламента Д.Разумков заявляет, что такого вопроса в повестке дня вообще нет. При этом представители Киева в своих публичных заявлениях систематически искажают ход и результаты дискуссий в Контактной группе, фактически скрывая от украинского общества правду о происходящем. В этой связи особую важность приобретает вопрос обеспечения информационной открытости ведущихся в ее рамках переговоров.

К слову, в складывающихся условиях представители России не будут наблюдать за местными выборами на остальной территории Украины 25 октября. Это продиктовано не только абсурдным подходом Киева, исключившего для россиян возможность электорального мониторинга на своей территории, но и двойными стандартами БДИПЧ, в очередной раз игнорирующего такую дискриминацию.

Уважаемый господин Председатель,

В эти дни вспоминается 79-я годовщина трагедии в Бабьем Яру, где в 1941 году были расстреляны десятки тысяч жителей Украины – евреев и других национальностей. Как известно, это чудовищное преступление совершили нацистские оккупанты и их местные приспешники их числа тех, кто пропагандировал идеи украинской национальной исключительности.

К сожалению, страшные уроки истории в нынешней Украине так и не усвоены. После государственного переворота февраля 2014 года множатся националистические организации, получающие государственное финансирование. В начале текущего года Министерство культуры, молодежи и спорта Украины выделило бюджетные средства на 165 общественных проектов. В результате конкурса деньги были распределены в том числе объединениям так называемой «национал-патриотической» направленности, включая ультраправых радикалов. Они получили в общей сложности 8 млн. гривен – почти половину всей суммы.

«Отдача» от такого сомнительного патриотического воспитания не заставляет себя долго ждать. Уже в августе СММ сообщила о наиболее заметных проявлениях нетерпимости, сопровождавшихся насилием – обстреле автобуса и избиении оппозиционных активистов в Люботине Харьковской области (отчет за 28 августа); нападении на синагогу в Мариуполе (отчет за 1 сентября); стычки с цыганами в поселке Андреевка Харьковской области (отчет за 8 сентября). Напоминаем в этой связи о более чем назревшей необходимости СММ систематизировать данные о проявлениях агрессивного национализма, неонацизма и ксенофобии в отдельном тематическом докладе.

В очередной раз констатируем, что кризис на Украине является результатом срежиссированного, профинансированного и организованного изза рубежа государственного переворота в феврале 2014 года, приведшего к вооруженному противостоянию в Донбассе и многочисленным страданиям миллионов мирных жителей.

Призываем ОБСЕ и внешних кураторов Украины максимально воздействовать на ее руководство, чтобы побудить действовать в интересах мира и гражданского согласия, в целях скорейшего выполнения «Комплекса мер» на основе прямого и результативного диалога Киева с Донецком и Луганском.

Благодарю за внимание

Горячая линия

+380 44 280-14-12
+380 44 244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж