22.05.1111:52

Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам встречи с Министром иностранных дел ФРГ Г.Вестервелле и Министром иностранных дел Польши Р.Сикорским, Калининград, 21 мая 2011 года

764-22-05-2011

  • de-DE1 en-GB1 ru-RU1 fr-FR1

С.В.Лавров: Сегодня мы провели первую неформальную встречу Россия-Германия-Польша на уровне министров иностранных дел.

В последние годы сотрудничество в трехстороннем формате активно развивается на самых разных уровнях. Сейчас это взаимодействие вышло на министерский уровень. Это отражает общность интересов наших стран, прежде всего в регионе Балтийского моря. Реализуются совместные проекты, в том числе в отношении развития Калининградской области. В ходе состоявшейся сегодня встречи с губернатором КО Н.Н.Цукановым мы не только поблагодарили его за гостеприимство, но и обсудили возможные планы на будущее с точки зрения трехстороннего сотрудничества по проектам развития Калининградской области.

В целом наши три страны объединяют обширные торгово-экономические связи, разветвленные контакты между людьми, межрегиональные, культурные, гуманитарные, образовательные и научные обмены. У нас богатая, хотя и не всегда простая, общая история, многие вопросы которой по-прежнему требуют кропотливой совместной работы ученых-историков.

Германия – один из основных стратегических партнеров России в глобальной политике. В последнее время многое удалось сделать для существенного улучшения российско-польских отношений. Опираясь на достигнутое, наши три страны взаимодействуют в международных и региональных организациях, ведут активный диалог по вопросам повестки дня отношений России и ЕС и Совета Россия-НАТО. Приоритетное внимание мы уделяем согласованию общеприемлемых для всех европейских государств параметров архитектуры безопасности на континенте, вопросам ПРО, формированию рамок для режима контроля над обычными вооружениями в Европе, сотрудничеству всех европейских стран по международным вопросам, представляющим общий интерес.

Мы сегодня обсудили ход подготовки нового базового соглашения между Россией и ЕС. С 1 июля Польша будет председательствовать в Евросоюзе. В этой связи затронули вопросы переговоров по переходу к безвизовому режиму между Россией и Евросоюзом – в этом вопросе есть движение вперед.

Полагаем, что наша «тройка» может взаимополезно сотрудничать по всем этим и другим вопросам. Согласовали и одобрили перечень дальнейших направлений взаимодействия в этом формате на предстоящую перспективу. Он предполагает практику неформальных контактов по линии внешнеполитических ведомств, особенно по линии департаментов внешнеполитического планирования. Намерены продолжить взаимодействие и в различных международных организациях: ОБСЕ, Совете Европы, в рамках Совета Россия-НАТО.

Особое внимание уделили сотрудничеству в региональных организациях, прежде всего в Совете государств Балтийского моря, где вскоре Германия будет председательствовать, а вслед за ней – Россия.

Подтвердили нашу всемерную поддержку развитию трехсторонних связей в межпарламентском измерении, по линии гражданских обществ. Поддержали уже ведущиеся интенсивные контакты по линии академических институтов, включая проведение конференций историков по тематике Второй мировой войны. Очередная такая встреча в трехстороннем формате состоится осенью нынешнего года в Москве.

Договорились активизировать проработку дополнительных инициатив в интересах развития Калининградской области. Особое место среди них занимает задача создания правовых рамок для осуществления свободного малого приграничного передвижения. Россия и Польша подготовили соответствующие соглашения, которые требуют одобрения в Брюсселе. Признательны Г.Вестервелле за ту поддержку, которую Германия неизменно оказывает нашему обращению к Еврокомиссии. У нас есть основание полагать, что в обозримом будущем, в течение нескольких месяцев, этот процесс будет успешно завершен.

В заключение хочу сказать, что я весьма удовлетворен итогами сегодняшних переговоров и благодарю своих коллег и друзей.

Вопрос: Поддерживаете ли Вы введение экономических санкций в отношении Белоруссии? Какую оценку Вы может дать происходящим там событиям, а также отношению власти к оппозиции?

С.В.Лавров: Министерство иностранных дел России сделало официальное заявление о нашем негативном отношении к судебным процессам, вынесенным приговорам. Призывали и призываем белорусское руководство в полной мере выполнять международные обязательства в том, что касается уважения прав и свобод человека. Рассчитываем, что вскоре будет подготовлен доклад экспертов ОБСЕ, которые присутствуют на продолжающихся судебных процессах в качестве наблюдателей.

Нам известно, что Евросоюз в одностороннем порядке ввел экономические и другие санкции в отношении Белоруссии. Считаем, что этот шаг не будет способствовать достижению тех результатов, о которых идет речь. Убеждены, что при всех обстоятельствах не изоляция, а вовлечение способствует продвижению рыночных и демократических реформ. Из этого мы и исходим.

Вопрос: В чем, на Ваш взгляд, скрыты препятствия для расширения малого приграничного передвижения?

С.В.Лавров: Единственным препятствием на пути скорейшего заключения договоренности о малом приграничном передвижении является абсолютно бюрократический подход, игнорирующий интересы двух стран, которых касается этот вопрос, а именно России и Польши. Надеюсь, что в Брюсселе возобладает здравый смысл. У нас есть все основания полагать, что вопрос разрешится через несколько месяцев.

Вопрос: Что Вы ожидаете от Германии и Польши по вопросам противоракетной обороны?

С.В.Лавров: Ожидания очень простые – мы хотим, чтобы отношение к тому, как вопрос ПРО будет разрешен в Европе, было открытым и опиралось на необходимость учета интересов всех европейских стран, не только членов СРН, но и нейтральных государств, которые не входят в военные блоки или организации в сфере безопасности. Об этих странах тоже нужно подумать.

Убеждены, что следует начинать с согласования совместной концепции и архитектуры будущей ЕвроПРО. Пока процесс продвигается, но все-таки медленно. Одна из проблем, возникающих в ходе переговоров, заключается в следующем: Россия предлагает договориться и документально зафиксировать положение о том, что ПРО на Европейском континенте не будет направлена против кого бы то ни было из участвующих в этой системе стран, т.е. ни против НАТО, ни против России, ни против европейских стран. Нам говорят, что данное положение не надо записывать, т.к. это по определению делается не против России, а против других угроз. Если это по определению не против России, то почему нельзя записать, что система не направлена против кого бы то ни было из тех стран, которые участвуют в переговорах. Конечно, такое настойчивое нежелание подтвердить все это на бумаге вызывает вопросы.

Надеюсь, что мы развеем и снимем эти вопросы. На экспертном уровне специалисты подробно и откровенно обмениваются аргументами и доводами, показывают, как та или иная географическая схема расположения ПРО будет влиять на стратегическую стабильность. Здесь важны не только географические координаты, но и количество ракет, которые могут использоваться в противоракетной обороне. Важна их дальнобойность и скорость. Это все имеет значение. И вопрос настолько серьезный, что нельзя игнорировать ни одну конкретную, пусть даже техническую деталь. Как сказал Президент России Д.А.Медведев, речь идет о том, в какой Европе мы будем жить через десять лет: в Европе, которая представляет единый дом, или в Европе, которая отползла на тридцать лет назад.

Вопрос: Как Вы оцениваете перспективы Калининградской области как международной площадки для проведения переговоров по проблематике Россия-ЕС? Планируются ли здесь дальнейшие встречи?

С.В.Лавров: Полагаем, что Калининградская область – прекрасное место для того, чтобы проводить здесь больше международных встреч. Могу заверить, что российское руководство имеет в виду организацию в КО не только мероприятий на министерском уровне. Здесь можно встречаться на любом уровне, в том числе проводить мероприятия по линии Россия-ЕС.

Министерство иностранных дел России по любезному приглашению губернатора Н.Н.Цуканова планирует чаще приглашать сюда зарубежных гостей, тем более что в КО скоро будет сдана в эксплуатацию новая государственная резиденция, построенная в живописном месте.

В то же время хочу сказать, что не получится рассматривать отношения между Россией и ЕС исключительно на этой площадке. Во-первых, Россия большая. Во-вторых, партнеры из Евросоюза хотят как можно больше повидать в нашей стране. Саммиты Россия-ЕС уже проводились в Хабаровске, Ханты-Мансийске, Томске, не говоря о городах европейской части России. Поэтому у Калининградской области большие перспективы по предоставлению возможностей для международных встреч, но монополии не получится.

Вопрос: Каких конкретных результатов можно ожидать от предстоящего в Нижнем Новгороде саммита Россия-ЕС? Какую оценку по десятибалльной системе сегодня можно поставить отношениям между Россией и Евросоюзом?

С.В.Лавров: У нас другие критерии оценок. Отношения измеряются качеством, а не шкалами и цифрами. Взаимодействие говорит само за себя, т.к. руководители России и ЕС называют его отношениями стратегического партнерства. Новое базовое соглашение, над которым мы работаем, будет это стратегическое партнерство укреплять и углублять.

Во-первых, во время предстоящего саммита в Нижнем Новгороде в начале июня с.г. будет рассмотрен ход выполнения договоренностей соответствующей декларации и рабочего плана «Партнерства для модернизации». Немало уже сделано. Сегодня зафиксировали совпадение интересов Германии, Польши и России в том, чтобы в этом тройственном формате продвигать пилотные проекты в рамках «Партнерства для модернизации» между Россией и ЕС.

Во-вторых, на саммите также будет заслушан доклад о том, как идут переговоры по новому базовому соглашению между Российской Федерацией и Евросоюзом. В данном вопросе имеются неизбежные и объективные увязки между этим процессом и ходом подготовки к вступлению России в ВТО. Огромная часть работы над проектом договора уже проделана.

В-третьих, уже готовится доклад о процессе работы над соглашением о сотрудничестве в сфере кризисного реагирования. Это инициатива Президента России Д.А.Медведева, которую он в виде проекта соответствующего документа представил на прошлом саммите в июне 2010 г. Над документом идет работа.

Главная тема, волнующая всех нас, - это переговоры по безвизовому режиму. В этом вопросе имеется определенный прогресс. Буквально на днях на заседании Постоянного совета по свободе, безопасности и правосудию была согласована концепция работы на основе совместного исчерпывающего перечня конкретных задач, которые предстоит решить. По решении всех перечисленных задач состоится переход к безвизовому режиму. Такова концепция. Но пока это не окончательная договоренность. Надеюсь, что сам факт обсуждения этого вопроса на саммите простимулирует переговорщиков на более активные шаги.

В целом повестка дня весьма широка и включает диалог в сфере энергетики, транспорта. Все эти вопросы будут находиться в поле зрения наших лидеров. Конечно, речь идет и о международной проблематике, различных кризисах и конфликтах, особенно в том, что касается возможного сопряжения усилий России и ЕС. Сегодня мы напомнили об инициативе Канцлера ФРГ А.Меркель, выдвинутой в 2010 г. и поддержанной Президентом России Д.А.Медведевым, о более эффективном сотрудничестве по внешнеполитическим проблемам, в том числе путем создания комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности. В рамках этой структуры рассматривались бы такие вопросы, как совместное участие России и Евросоюза в урегулировании приднестровской проблемы, ближневосточного кризиса и любых других конфликтов, где наши потенциалы могут быть сопряжены в контексте общих усилий мирового сообщества и послужить пользе дела.

Повестка дня как всегда серьезная, и это неизбежно – объем отношений таков, что все невозможно перечислить.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+48 601-25-86-64
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж