6.02.1511:28

Выступление и.о. заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.Ю.Руденко на заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 5 февраля 2015 года

06-02-2015

На выступление главы СММ посла Э.Апакана

 

 

Уважаемый господин Председатель,

Рады приветствовать уважаемого посла Э.Апакана. Высоко ценим деятельность спецмониторинговой миссии ОБСЕ, наблюдатели которой работают в весьма тяжелых условиях. Разделяем мнение главы СММ о приоритетности вопросов обеспечения безопасности работы наблюдателей и одновременно свободы их передвижения согласно мандату миссии. Не могут не вызывать озабоченности ограничения, с которыми они сталкиваются, в частности, участившиеся в последние недели случаи, когда патрули СММ не пропускаются через блокпосты украинских силовиков.

Спецмониторинговая миссия ОБСЕ является важным источником объективной информации о ситуации на Украине. К её докладам приковано пристальное внимание не только дипломатов и экспертов, но и простых граждан Украины, живущих по разные стороны линии разъединения на Донбассе. От того, насколько беспристрастны наблюдатели СММ, насколько объективны и сбалансированы их отчеты, зависит авторитет и отношение к ОБСЕ «на земле».

Приоритетная задача СММ – отслеживание положения на линии разъединения, нарушений сторонами режима прекращения огня. Серьезную озабоченность вызывают доклады наблюдателей о все более частых случаях неизбирательного применения украинскими силовиками тяжелых вооружений по населенным пунктам юго-востока Украины. Подчеркиваем необходимость оперативной реакции СММ на артобстрелы Донецка, в том числе больницы в этом городе вчера, Горловки, Луганска и других городов, где погибли мирные жители, так же как это было сделано в случае с обстрелами Мариуполя и под Волновахой. Еще раз выражаем наши соболезнования всем семьям погибших. Ценим тот факт, что наблюдатели без промедления посетили места этих трагедий, представили ситуационные доклады.

Настаиваем на проведении тщательного и объективного международного экспертного расследования этих инцидентов. Полезным было бы привлечение профильных специалистов, в частности, из российско-украинского Совместного центра координации и контроля. Требуется экспертный анализ, объективная доказательная база, основанная на конкретных фактах без поспешных выводов и заявлений об ответственных за инциденты.

Отмечаем обстоятельный анализ СММ использования кассетных боеприпасов при обстреле Луганска 27 января, Комсомольского 2 февраля из крупнокалиберной РСЗО «Смерч». Очевиден вытекающий из докладов Миссии вывод – обстрелы произведены со стороны районов, контролируемых вооруженными силами Украины.

Напоминаем и о необходимости тщательного международного расследования и других преступлений, совершенных на территории Украины: убийств людей в «Доме Профсоюзов» в Одессе и на киевском Майдане почти год назад, гибели сотрудника МККК в результате артобстрела Донецка, авианалета на Луганск, массовых захоронений под Донецком. Отмечаем содействие СММ продолжающемуся расследованию на месте гибели малайзийского лайнера.

Особо выделяем инициативные усилия СММ по содействию диалогу на местах между конфликтующими сторонами и установлению временных локальных перемирий. Они необходимы для доставки гуманитарной помощи или остро необходимых ремонтно-восстановительных работ на разрушенных системах жизнеобеспечения населенных пунктов на Донбассе.

Отмечаем участие представителей СММ в организованной в Одессе Координатором проектов ОБСЕ на Украине конференции в декабре. Надеемся, что она способствовала осознанию в украинском обществе необходимости запуска инклюзивного общенационального диалога. Путь к выходу из внутриукраинского кризиса лежит только через широкую дискуссию относительно будущего государственного устройства Украины с участием всех политических сил и регионов страны. Ее результаты должны найти отражение в конституционной реформе.

Обращает на себя внимание то, что последние доклады СММ содержат множество данных о танках, бронемашинах, артиллерии и военных грузовиках ополчения. Зато в них почти ничего нет о военной технике вооруженных сил Украины в зоне конфликта. Может её на Донбассе вовсе нет? Тогда кто там воюет, кто обстреливает Донецк и другие городам, где гибнут мирные жители? Жители этих городов ждут от ОБСЕ объективную информацию.

Уважаемый господин Председатель,

Не может не вызывать озабоченность усугубляющаяся день ото дня катастрофическая гуманитарная ситуация на Донбассе. Важно, чтобы эта острая проблема не уходила из поля зрения СММ. Красноречивы свидетельства наблюдателей о тяжелых гуманитарных последствиях для простых мирных граждан решения Киева о прекращении выплат пенсий и соцпособий, в том числе наиболее нуждающимся категориям - подчеркнем - украинских граждан, выводе оттуда украинских госучреждений.

Россия не может оставаться безучастной. Направляем на Украину гуманитарные конвои. Делаем это, ничего не скрывая, приглашая украинских коллег инспектировать грузы, открыто показывая их журналистам. В этой связи еще раз решительно отвергаем озвучивавшиеся в этом зале, заявлениях в некоторых столицах и СМИ, в частности украинских, спекуляции по поводу гумконвоев. Подобные утверждения опровергаются хотя бы тем, что, как засвидетельствовали наблюдатели ОБСЕ на российском КПП «Донецк», 31 января украинские пограничники участвовали в инспекции последнего гумконвоя, а СММ имела возможность увидеть разгрузку его машин с продовольствием в Луганске и Макеевке. Знаем, что гумпомощь и из других стран, а также от украинских неправительственных объединений направляется на восток Украины, включая и неконтролируемые Киевом районы. Полагаем, что наблюдатели СММ могли бы проследить, доходит ли она до адресатов, в том числе на территориях под контролем ополчения (хотели бы услышать подтверждение этому), а в случае необходимости, содействовать договоренностям между конфликтующими сторонами с целью обеспечения ее поступления нуждающимся.

Уважаемый господин Посол,

В соответствии со своим мандатом спецмониторинговая миссия ОБСЕ не должна ослаблять внимания к положению и в других регионах Украины, случаям нарушений прав человека, притеснению нацменьшинств. На фоне огромного числа сообщений не только в российских и украинских, но и международных СМИ о нарушениях прав человека и выходках радикалов в центральных и западных регионах страны нас удивляет, что в доклады СММ попадает лишь информация о наиболее вопиющих случаях, мимо которых пройти мимо попросту невозможно. Необходимо пристально отслеживать на всей территории Украины проявления ксенофобии, агрессивного национализма, насильственного экстремизма и других видов этнической и религиозной нетерпимости, нарушениях права на свободу слова и СМИ. Рассчитываем, что наблюдатели ОБСЕ будут предупреждать нас об этих потенциально опасных тенденциях.

В заключение должны напомнить, что географическая зона развертывания и деятельность СММ строго определяется параметрами её мандата от 21 марта 2014 г. Он отражает сложившиеся на тот момент политико-правовые реалии, вытекающие из того, что Республика Крым и Севастополь являются неотъемлемой частью Российской Федерации. Соответственно, деятельность миссии, в т.ч. информационная, не должна распространяться на российскую территорию.

Благодарю за внимание.

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

Отображение сетевого контента

x
x
Дополнительные инструменты поиска