17.05.1623:40

Заявление Международной группы поддержки Сирии, Вена, 17 мая 2016 года

  • en-GB1 ru-RU1

Перевод с английского

 

В ходе заседания Международной группы поддержки Сирии (МГПС) в Вене 17 мая 2016 года Австралия, Великобритания, Германия, Европейский союз, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Испания, Италия, Канада, Катар, Китай, Ливан, Лига арабских государств, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Организация исламского сотрудничества, Организация Объединенных Наций, Россия, Саудовская Аравия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Франция и Япония вновь подтвердили твердое стремление МГПС укрепить режим прекращения боевых действий, обеспечить полный и стабильный гуманитарный доступ в Сирии, а также продвижение к мирному политическому переходу мирным путем.

Режим прекращения боевых действий

Члены Группы, подчеркивая важность полного прекращения боевых действий для снижения уровня насилия и спасения жизни людей, отметили необходимость укрепления режима прекращения боевых действий (РПБД) перед лицом серьезных угроз, в частности тех, что имели место в течение последних нескольких недель. Члены Группы приветствовали Совместное заявление сопредседателей Целевой группы МГПС по прекращению огня – Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки – от 9 мая, в котором подтверждено намерение активизировать усилия по обеспечению соблюдения режима прекращения боевых действий на всей территории страны. В этой связи они приветствовали текущую деятельность Целевой группы и других механизмов, способствующих упрочению РПБД, таких как Операционный центр ООН и Совместный российско-американский центр оперативного реагирования в Женеве.

Члены МГПС настоятельно призвали стороны к полному соблюдению условий РПБД, включая прекращение наступательных операций, и обязались использовать свое влияние на участников РПБД в целях обеспечения его соблюдения. Кроме того, МГПС призвала всех участников РПБД воздерживаться от несоразмерного применения силы в ответ на провокации и проявлять сдержанность. Отсутствие добросовестного соблюдения участниками РПБД своих обязательств может привести, в том числе, к возврату к полномасштабной войне, что, по мнению всех членов МГПС, не отвечает ничьим интересам. В тех случаях, когда сопредседатели считают, что какой-либо участник режима прекращения боевых действий систематически его нарушает, Целевая группа может вынести вопрос о таком поведении на рассмотрение министров иностранных дел стран МГПС или указанных министрами лиц с целью определения надлежащих мер, которые вплоть до исключения таких участников из договоренностей о РПБД и прекращения обеспечения их безопасности в соответствии с данными договоренностями. Кроме того, нарушение режима прекращения боевых действий и/или препятствование доступу к поставкам гуманитарной помощи приведет к усилению международного давления на тех, кто не соблюдает данные обязательства.

Отмечая предыдущие призывы МГПС и единогласно принятую резолюцию 2254 Совета Безопасности ООН от 18 декабря 2015 года, МГПС вновь осудила неизбирательные нападения со стороны любого участника конфликта. МГПС выразила серьезную озабоченность в связи с ростом числа жертв среди гражданского населения за последние недели, четко дав понять, что нападения на гражданское население, в том числе атаки на медицинские учреждения, совершаемые любой из сторон, абсолютно неприемлемы. МГПС приняла к сведению взятое на себя правительством Сирии в марте 2016 года обязательство не прибегать к неизбирательному применению силы и призвала к соблюдению этого обязательства. МГПС заявила о своей решимости активизировать усилия, направленные на предотвращение неизбирательного применения силы сторонами в будущем, и приветствовала взятое на себя Российской Федерацией обязательство в Совместном заявлении от 9 мая "работать с властями Сирии в интересах минимизации применения авиации в районах, в которых в основном проживает гражданское население либо расположены формирования, соблюдающие РПБД", а также обязательство США углубить "поддержку и содействие региональным союзникам, чтобы помочь им воспрепятствовать переброскам боевиков, оружия через границу и оказанию финансовой помощи террористическим организациям."

МГПС, отмечая, что ИГИЛ и Фронт "Ан-Нусра", в соответствии с определением Совета Безопаcности ООН, являются террористическими организациями, призвала международное сообщество прилагать все возможные усилия для предотвращения получения данными группировками любой материальной или финансовой поддержки и убеждения сторон, соблюдающих РПБД, не вести совместно с ними боевых действий. МГПС поддерживает усилия сопредседателей Целевой группы по прекращению огня, направленные на достижение общего понимания угрозы, исходящей от ИГИЛ и Фронта "Ан-Нусра", и делимитации контролируемой ими территории, а также на определение способов решительной борьбы с угрозой для Сирии и международной безопасности, исходящей от ИГ и Фронта "Ан-Нусра". МГПС подчеркнула, что при принятии мер в отношении этих двух группировок стороны должны, в соответствии с обязательствами, изложенными в Совместном заявлении Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки от 22 февраля, избегать любых нападений на участников РПБД и на гражданских лиц.

МГПС также заявила о своей поддержке стремления преобразовать РПБД в более всеобъемлющий общенациональный режим прекращения огня наряду с достижением прогресса на переговорах по политическому переходу между сторонами сирийского конфликта при соблюдении Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и решений МГПС.

Обеспечение доступа к гуманитарной помощи

ООН со времени последнего заседания МГПС в координации с Международным комитетом Красного Креста (МККК) и Сирийским Арабским Красным Полумесяцем оказала помощь 255 тысячам жителей осажденных районов и 473 тысячам жителей труднодоступных районов. Тем не менее сирийскому правительству еще предстоит дать разрешение на доступ ко многим населенным пунктам, включая ряд осажденных в нарушение Мюнхенского заявления общин в Дамасской области. Группам ООН по оценке было отказано в доступе к нуждающемуся населению, которому также не позволили получить жизненно важную помощь, включая медицинские принадлежности и помощь сотрудников в их надлежащем применении. Несмотря на то, что было осуществлено несколько срочных медицинских эвакуаций, во многих случаях помощь откладывалась или в ней было отказано.

Члены МГПС вновь подтвердили, что осады гражданского населения в Сирии являются нарушениями международного гуманитарного права и призвали к их незамедлительному прекращению во всех случаях. МГПС обязалась использовать свое влияние на все стороны на местах в целях обеспечения, в координации с Организацией Объединенных Наций, немедленного, беспрепятственного и стабильного гуманитарного доступа на всей территории Сирии и обеспечения доступа к гуманитарной помощи для всех нуждающихся лиц, в особенности во всех осажденных и труднодоступных районах, в соответствии с определением ООН и положениями резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. В соответствии с призывом, содержащимся в  Резолюции 2258 Совета Безопасности ООН, пограничные переходы, необходимые для оказания гуманитарной помощи, должны оставаться открытыми.

МГПС настоятельно  указала на необходимость принятия конкретных мер по обеспечению срочных гуманитарных поставок в следующие точки: Ирбин, Дарайю, Думу, Восточную Харасту, Муадхамийю, Забадин и Замальку. Осуществление регулярных гуманитарных поставок должно продолжаться в соответствии с ежемесячными планами ООН во все остальные осажденные и труднодоступные районы, включая Фуа, Кефрайю, Кафр Батну, Эйн Терму, Хаммуру, Джисрейн, Мадайю, Забадани, Ярмук. Начиная с 1 июня, в случае отказа ООН в гуманитарном доступе к любому из обозначенных осажденных районов, МГПС призывает Всемирную продовольственную программу немедленно приступить к осуществлению программы по организации воздушных мостов и десантирования гуманитарных грузов во все нуждающиеся районы. МГПС обязуется оказывать поддержку в осуществлении этой программы, а также призывает всех участников РПБД обеспечить безопасные условия для ее реализации. Необходимо также продолжать доставку гуманитарной помощи по воздуху в Дейр-эз-Зор. МГПС подчеркнула, что такой доступ, как и в других районах, должен оставаться открытым до тех пор, пока сохраняется потребность в гуманитарной помощи. Гуманитарный доступ к этим наиболее нуждающимся районам станет первым шагом на пути к обеспечению полного, стабильного и беспрепятственного доступа на всей территории страны.

Члены МГПС с нетерпением ожидают июньский план ООН по приоритетным поставкам гуманитарной помощи и призывают правительство одобрить его быстро и во всей полноте, дабы наверстать упущенное время. Все члены МГПС обязуются немедленно приступить к работе с сирийскими сторонами в целях получения - без задержки - одобрения всех запросов ООН о предоставлении гуманитарного доступа и непосредственного предоставления такого доступа в соответствии с пунктом 12 резолюции 2254 Совета Безопасности ООН.

МГПС вновь заявила, что гуманитарный доступ не должен давать преимущества той или иной группе над другими группами: он должен быть предоставлен всеми сторонами всем нуждающимся в полном соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. Гуманитарная помощь должна предоставляться в соответствии с потребностями получателям, указанным ООН, с полным набором продуктов питания, медикаментов, хирургических инструментов, санитарно-гигиенических средств, непродовольственных товаров, воды и любых других остро необходимых средств, определенных ООН.  Всем сторонам следует упростить предоставление мобильных медико-санитарных услуг и эвакуацию пострадавших, нуждающихся в скорой медицинской помощи, исходя исключительно из соображений срочности и необходимости.

МГПС попросила ООН еженедельно от имени Целевой группы докладывать о выполнении вышеуказанного плана с тем, чтобы при любых задержках с предоставлением доступа или отсутствии разрешений соответствующие члены МГПС могли использовать свое влияние для оказания давления на сторону или стороны, которым адресована просьба, с целью получения такого разрешения и доступа. МГПС постановила далее, что в тех случаях, когда в гуманитарном доступе систематически отказывают как полностью, так и путем отказа в поставке определенных категорий гуманитарной помощи или вследствие разногласий в отношении числа получателей, – МГПС с согласия сопредседателей может через Специального посланника ООН по Сирии информировать об этом Совет Безопасности.

Сопредседатели и члены МГПС обязались гарантировать использование конвоев гуманитарной помощи исключительно в гуманитарных целях. Международным гуманитарным организациям, в частности Организации Объединенных Наций, будет отводиться центральная роль в привлечении сирийского правительства, Сирийского Арабского Красного Полумесяца, оппозиции и местного населения к организации мониторинга, а также устойчивого и бесперебойного распределения помощи.

Мы призываем международное сообщество и ООН активизировать усилия по удовлетворению потребностей внутренне перемещенных лиц по всей Сирии, не забывая о настоятельной необходимости создавать условия для безопасного возвращения беженцев, в том числе в течение переходного периода, в соответствии со всеми нормами международного гуманитарного права и с учетом интересов принимающих стран.

Продвижение по пути политических преобразований является нормой

МГПС вновь подтвердила задачу соблюдения ориентировочной даты, установленной резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН, - 1 августа – как срока достижения сторонами соглашения относительно основных принципов подлинного политического перехода, который включал бы широко представительный, внеконфессиональный переходный управляющий орган, обладающий полнотой исполнительной власти. В этой связи члены Группы приветствовали доклад "Суммарный обзор Посредника", распространенный спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой  27 апреля после третьего раунда межсирийских переговоров и, в частности, одобрили обозначенные в этом докладе "Совпадающие позиции относительно политического перехода", а также включенные в Приложение 1 к докладу "Основополагающие вопросы для эффективного перехода", которые могут послужить основой для следующего раунда межсирийских переговоров. МГПС отмечает, что стороны согласились с идеей политического перехода под контролем переходного управляющего органа, созданного на основе взаимного согласия и наделенного полнотой исполнительной власти, с тем чтобы обеспечить преемственность правительственных институтов в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. На основании Женевского коммюнике МГПС настоятельно призвала стороны к конструктивному сотрудничеству со Специальным посланником ООН по Сирии в решении поставленных им основополагающих вопросов, касающихся перехода. Члены МГПС считают, что, исходя из этого, сторонам следует в надлежащее время возобновить переговоры. 

Все члены МГПС вновь подтвердили, что политический переход в Сирии должен осуществляться под руководством и по инициативе самих сирийцев, и заявили о своем однозначном и совместном обязательстве способствовать запуску политического перехода в Сирии в соответствии с резолюцией 2254 (2015) и предыдущими заявлениями МГПС от 30 октября и 14 ноября 2015 года, а также от 11 февраля 2016 года. МГПС также просит Стаффана де Мистуру, Специального посланника ООН по Сирии, содействовать достижению соглашений между сирийскими сторонами об освобождении задержанных лиц. МГПС призвала стороны, удерживающие таких лиц, обеспечивать охрану их здоровья и безопасность.

x
x
Дополнительные инструменты поиска