17.09.1516:36

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, 17 сентября 2015 года

1742-17-09-2015

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Об открытии 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

 

15 сентября в Нью-Йорке открылась юбилейная 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. В рамках этого важнейшего международного форума государствами-членами ООН будет обсуждаться широкий спектр наиболее актуальных проблем глобального и регионального измерения.

Придаем большое значение юбилею ООН с точки зрения как оценки результатов 70-летней работы всемирной Организации, так и определения магистральных путей ее развития на предстоящий период. С этой целью в сентябре в мероприятиях в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ожидается участие большого количества глав государств и правительств. Президент России В.В.Путин примет участие в работе сессии. Ожидается выступление Президента России в ходе общеполитической дискуссии на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи.

23 октября, накануне Дня ООН, в Нью-Йорке состоится специальное заседание, посвященное 70-летнему юбилею вступления в силу Устава ООН.

В рамках текущей сессии запланирован ряд мероприятий высокого уровня, прежде всего Саммит ООН по Глобальной повестке дня в области развития на период после 2015 года, который определит стратегические ориентиры и конкретные параметры многостороннего взаимодействия в экономической, социальной и природоохранной сферах на ближайшие 15 лет.

Кроме того, Председателем 70-й сессии – представителем Дании М.Люккетофтом – анонсировано проведение в рамках сессии тематических заседаний высокого уровня по выполнению обязательств в контексте устойчивого развития и изменения климата, по укреплению роли ООН в поддержании международного мира и безопасности, а также по усовершенствованию работы по продвижению прав человека, верховенства права, эффективного управления и построения государственных институтов.

Российская Федерация продолжит активную работу по приоритетным для нас темам повестки дня ГА ООН.

 

Заявление МИД России в связи со сносом памятника И.Д.Черняховскому в г.Пененжно (Польша) и осквернением монумента Благодарности Красной Армии в Скаришевском парке в Варшаве

 

По поступающей из Польши информации, развязанная властями этой страны «война» против установленных на ее территории монументов советским воинам, отдавшим свои жизни за избавление польского государства и народа от нацизма, вышла на новый виток эскалации. Несмотря на наши неоднократные протесты и предупреждения, начат демонтаж памятника генералу армии, дважды Герою Советского Союза И.Д.Черняховскому, установленного на месте его гибели в г.Пененжно (Варминско-Мазурское воеводство). Вновь – уже не в первый раз – подвергся осквернению монумент Благодарности Красной Армии в Варшаве.

Только за истекший год в Польше имели место, по меньшей мере, десять случаев осквернения или разрушения советских мемориальных объектов. В июле 2014 г. власти г.Лиманова снесли памятник благодарности советским воинам. В сентябре были осквернены памятники в г.Прущ Гданьский и в г.Новы Сонч. В октябре в Гданьске разбиты плиты на могилах наших солдат. В ноябре власти г.Новы Сонч приняли одностороннее решение снять с памятника благодарности Красной Армии ряд деталей архитектурной композиции. В декабре были перевернуты могильные плиты на захоронении советских воинов в Белостоке. В феврале 2015 г. осквернены могилы на кладбище военнослужащих Красной Армии в г.Калиш, разбита памятная плита воинам-освободителям в г.Александрув-Лодзинский, изуродован памятник польским и советским десантникам в гмине Любаш. Буквально на днях был снесен памятник братства по оружию солдат Войска Польского и Красной Армии в г.Нова Суль. Указанные акты вандализма никак не были прокомментированы официальной Варшавой, а обращения российской стороны по всем этим вопиющим случаям – проигнорированы.

МИД России заявляет решительный протест и требует от руководства Республики Польша прекратить вакханалию, противоречащую всем мыслимым представлениям о современной цивилизации, остановить разрушение советских памятников, гарантировать их сохранность, обеспечить розыск и наказание виновных в осквернении монументов. Настаиваем на безусловном соблюдении польской стороной обязательств, вытекающих из двустороннего межправительственного соглашения о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 г.

 

О работе над тематическими резолюциями и другими документами в период председательства России в СБ ООН

 

К настоящему времени в ходе российского председательства Советом Безопасности уже приняты две резолюции.

Первая, одобренная 2 сентября (2237), касается санкционного режима СБ в отношении Либерии. Принято давно назревшее решение об отмене всех адресных мер Совета Безопасности в отношении физических и юридических лиц.

Учитывая определенные сложности, с которыми сталкиваются либерийские власти в вопросах контроля за оборотом оружия, против страны продолжит действовать оружейное эмбарго (до июня 2016 г.).

В настоящее время МИД России готовит проект Указа Президента о приведении российского законодательства в соответствие с этой резолюцией СБ.

Второй документ – резолюция СБ 2238 – принята 10 сентября. Ею до марта следующего года продлевается Миссия ООН по поддержке в Ливии. В ней подтверждается, что нынешняя ситуация в стране – учитывая раскол между двумя противоборствующими лагерями (Триполи и Тобруком), расширение территорий, захваченных «Исламским государством», наплыв мигрантов из соседних стран и наличие большого числа внутренне перемещенных лиц – требует все более решительных усилий международного сообщества по нахождению политико-дипломатических «развязок» данного кризиса, в том числе, путем формирования Правительства национального согласия.

Что касается проекта резолюции СБ по противодействию незаконной миграции через территорию Ливии в Средиземном море, то мы продолжаем плотные консультации в Совете с тем, чтобы сделать его содержание в наибольшей степени соответствующим существующему международному законодательству (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и Протокол против незаконного ввоза мигрантов к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности), а также тому заделу, который создан в ранее принятых документах Совета, прежде всего по Сомали.

Среди принципиальных для нас моментов, – максимальное обеспечение защиты жизни мигрантов, а также исключение возможности расширительной трактовки со стороны тех, кто берется проводить операцию в Средиземном море. Свобода судоходства не должна подвергаться дополнительным рискам.

Ведем также консультации по проекту возможного итогового документа министерского заседания СБ 30 сентября по теме «Поддержание международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и борьба с террористической угрозой в регионе».

В сентябре Совету предстоит продлить мандат Миссии ООН в Либерии (МООНЛ). Отмечаем в целом стабильную обстановку в сфере безопасности в стране и разделяем содержащиеся в последнем докладе Генсекретаря ООН рекомендации относительно продолжения сокращения ее численности с прицелом на завершение деятельности. Приветствуем дальнейшую передачу функций в области безопасности от Миссии либерийским силовым структурам.

Поддерживаем продление мандата МООНЛ на следующий годичный период. Ожидаем рекомендаций Генсекретаря по переформатированию ооновского присутствия в этой стране.

 

О демарше МИД России в связи с т.н. санкционным списком  Украины в отношении России

 

Президент Украины П.А.Порошенко 16 сентября с.г. подписал указ о расширении санкций против российских физических и юридических лиц. В списке оказались российские политические деятели, российские компании.

В этой связи 17 сентября с.г. в МИД России был приглашен Временный поверенный в делах Украины в Российской Федерации Р.М.Нимчинский, которому был выражен решительный протест в связи с очередным недружественным актом украинской стороны. Москва вправе рассчитывать на развернутые разъяснения по поводу этого одиозного решения.

Было отмечено, что подобные провокационные действия официального Киева не способствуют нормализации российско-украинских отношений, подрывают реализацию Минских соглашений от 12 февраля с.г.

 

О планируемом открытии российского Генконсульства в Хургаде

 

С египетской стороной достигнута принципиальная договоренность об открытии в г. Хургаде (Арабская Республика Египет) Генконсульства России. В настоящее время завершается межведомственное согласование проекта соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации. Рассчитываем, что в самые ближайшие сроки документы будут в установленном порядке внесены в Правительство, после чего МИД России приступит к организационным мероприятиям по непосредственному открытию Генерального консульства.

 

О формировании и деятельности рабочих групп ООН по Сирии

 

Положительно оцениваем усилия спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистуры по налаживанию межсирийского диалога на базе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. Поддержали его инициативу по формированию рабочих групп для обсуждения различных аспектов урегулирования в составе представителей правительства и оппозиции по четырем тематическим блокам: политические вопросы, вопросы безопасности, военные вопросы и вопросы противодействия терроризму, вопросы восстановления и развития. При этом мы исходим из того, что такой важный вопрос как назначение фасилитаторов, или координаторов этих рабочих групп и их заместителей должен решаться с учетом принципа географической сбалансированности. Абсолютно очевидно, что это должны быть беспристрастные и честные посредники.

 

Относительно американских заявлений об изоляции России в связи с военно-технической помощью Сирии

 

В связи с продолжающими звучать из уст официальных американских представителей нападками на Россию, в том числе в сирийском контексте, хотели бы отметить, что уже на протяжении полутора лет США твердят о нашей изоляции. Приходится нам повторить: такая постановка вопроса – следствие изоляции тех, кто ее воспроизводит, от реалий современного мира. Напомним также, что языком санкций и угроз с Россией разговаривать бессмысленно. Это никак не поможет урегулированию конфликта в Сирии.

Мы никогда не скрывали, что осуществляли и продолжаем сотрудничество с этой страной, в том числе в военной сфере. Вопреки заявлениям из Вашингтона о заслугах возглавляемой им антиигиловской коалиции, именно сирийская регулярная армия который год несет основную тяжесть борьбы с террористами на своей земле. На Западе же до недавнего прошлого вообще закрывали глаза на кровавые преступления ИГИЛ и подобных группировок, рассчитывая использовать их в своих внешнеполитических целях.

Конечно, хорошо, что в США, наконец, разглядели, с кем имеют дело. Но нашим американским партнерам важно также понять, что побороть терроризм можно только единым фронтом, и без участия законного сирийского правительства в Сирии этого не добиться.

 

Об инциденте с российским судном у берегов Ливии

 

По имеющимся данным, 16 сентября в 10.50 (по Москве) в 17 милях от ливийского побережья, то есть за пределами территориальных вод Ливии, военным кораблем под флагом Ливии был задержан российский танкер «Механик Чеботарев». В составе экипажа 12 человек, все граждане России. Владелец судна – российская компания «Oil Marine Group» из Санкт-Петербурга.

По информации судовладельца, танкер шел без груза и был препровожден в порт Триполи. У экипажа конфискованы документы и сотовые телефоны. Изъята судовая документация.

В настоящее время наше Посольство в Ливии (временно базируется в Тунисе) проясняет обстоятельства произошедшего.

Считаем захват российского судна и его экипажа незаконным и требуем от властей в Триполи их незамедлительного и безусловного освобождения.

Одновременно вновь обращаемся с настоятельной рекомендацией к российским операторам международных перевозок, а также гражданам России, входящим в составы российских и иностранных экипажей воздушных и морских судов, воздерживаться от посещения Ливии по соображениям безопасности до нормализации обстановки в этой стране.

 

О гуманитарной ситуации в Йемене

 

Развитие гуманитарной ситуации в Йеменской Республике вызывает у нас серьезную обеспокоенность.

Продолжающиеся боевые действия и авиаудары ведомой Саудовской Аравией коалиции по позициям хуситов и их сторонников ведут к увеличению числа жертв конфликта, в том числе среди мирного населения. По оценкам ооновских гуманитарных организаций, с начала операции коалиции количество погибших и раненых превысило 4,5 тыс. и 24 тыс. человек соответственно. Число нуждающихся в гуманитарной помощи достигло 21 млн. человек, что составляет более 80% населения страны. Свыше 1,5 млн. стали внутренне перемещенными лицами, часть населения бежала в соседние страны, прежде всего, Джибути и Сомали. В зоне продовольственного риска находятся около 13 млн. человек, из которых 6,5 млн. хронически голодают.

В результате наземных боев, неизбирательных обстрелов и массированных атак с воздуха разрушается жизненно важная инфраструктура, в т.ч. школы, больницы, водонапорные станции.

Все гумагентства отмечают катастрофическое положение с нехваткой топлива, что затрудняет доставку помощи в отдаленные регионы страны. Также остро стоит вопрос с дефицитом воды и медикаментов. Особую тревогу вызывает состояние агропромышленного комплекса Йемена, который еще до недавнего времени обеспечивал работой половину населения страны. Ожидается, что в этом году объемы производства зерновых упадут на 30%, а рыбной продукции – на 50-70%. Это лишь усугубит и без того катастрофическую продовольственную ситуацию.

Рассчитываем, что недавно созданный ооновский механизм верификации и инспекции торговых грузов для Йемена поможет нивелировать последствия торговой блокады со стороны коалиции и наладить ситуацию с поступлением в страну коммерческих грузов.

Со своей стороны оказываем посильную помощь йеменскому народу, регулярно направляя спецрейсами МЧС России гуманитарную помощь первой необходимости.

В настоящий момент российская сторона прорабатывает возможность направления продовольственной помощи населению Йемена по линии Всемирной продовольственной программы ООН.

Убеждены, что деградирующую гуманитарную ситуацию в Йемене возможно коренным образом переломить только в случае урегулирования политического кризиса мирными средствами. Призываем все стороны конфликта прекратить все виды боевых действий в стране, ведущих лишь к усугублению страданий мирного населения, возобновить поиск консенсусных развязок за столом переговоров при участии всех политических сил страны и посредничестве Спецпосланника Генсекретаря ООН И.Ахмеда, усилия которого мы поддерживаем.

 

О положении беженцев в Европе

 

С глубокой озабоченностью наблюдаем за развитием ситуации, связанной с массовым наплывом в Европу беженцев из региона Ближнего Востока и Северной Африки.

На настоящий момент отмечаем безрезультативность усилий государств-членов ЕС по разрешению данного кризиса. Ситуация, по сути, пущена на самотек. Причина, как представляется, не только в массовом характере этого явления, но и в отсутствии согласия внутри ЕС относительно практических мер по решению этой непростой и давно назревавшей проблемы.

Все это серьезнейшим образом сказывается на положении беженцев, уже находящихся на территории Евросоюза. Мы это видим по спорадическим кризисам, возникающим уже на внутренних границах все большего числа государств ЕС и чреватым потерей контроля властей за ситуацией. За громкими декларациями европейских политиков о необходимости гуманного отношения к этим людям пока не ощущаем реальных подвижек на данном направлении.

В этой связи хотели бы отметить усилия государств (Иордании, Ливана, Ирака, Турции, Египта и некоторых стран Европы), несущих основное бремя ответственности – гуманитарного, материального, финансового – за судьбы десятков и сотен тысяч, а в ряде случаев, и миллионов людей.

Призываем Евросоюз и государства-члены более ответственно подходить к своим международным обязательствам в сфере обеспечения и защиты прав беженцев.

 

О ситуации в Буркина Фасо

 

По поступающей информации, 16 сентября в Буркина Фасо подразделения президентской гвардии, прервав заседание переходного правительства, задержали исполняющего обязанности Президента страны М.Кафандо, и.о. Премьер-министра И.Зиду, а также членов кабинета министров. Военные распространили заявление о смещении главы государства и роспуске правительства и парламента. Введен комендантский час в столице Уагадугу, закрыты госграницы.

К урегулированию ситуации подключились представители ООН и Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС).

Внимательно следим за развитием обстановки в Буркина Фасо, исходим из того, что решение внутриполитических проблем должно осуществляться исключительно мирным путем.

Рекомендуем российским гражданам временно воздерживаться от поездок в эту западноафриканскую страну.

 

О ситуации на Корейском полуострове

 

Мы обратили внимание на заявления руководителя Национального аэрокосмического агентства КНДР от 14 сентября о предстоящем запуске в Корейской Народно-Демократической Республике ракеты-носителя с искусственным спутником Земли, время и место старта которой будет определено ЦК Трудовой партии Кореи, а также подтверждение Северной Кореей факта возобновления полномасштабных работ на ядерных объектах в Ёнбёне. Выражаем озабоченность по поводу возможности нового ракетного пуска и продолжающихся в КНДР работ по созданию ядерного оружия, запрещенных соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН.

Рассчитываем, что в складывающейся ситуации все заинтересованные стороны проявят максимальную сдержанность и ответственность с целью недопущения обострения обстановки в Северо-Восточной Азии.

Исходим из безальтернативности урегулирования ядерной и других проблем Корейского полуострова политико-дипломатическими средствами. Необходимо последовательно демонтировать сохраняющиеся в регионе конфронтационные разделительные линии, конструировать систему региональных связей, строящихся на уважении и учете законных интересов и озабоченностей в сфере безопасности каждого государства и на этой основе формировать механизм мира и сотрудничества в СВА. Это единственный реальный путь нормализации обстановки на Корейском полуострове.

 

О Евразийском женском форуме

 

По инициативе Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко в Санкт-Петербурге 24-25 сентября 2015 г. под эгидой Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации пройдет Евразийский женский форум.

Данная площадка может стать постоянно действующим форматом взаимодействия и диалога женщин, влияющих на принятие социальных, политических и экономических решений, будет способствовать более активному использованию потенциала международных женских движений в обсуждении и решении глобальных проблем современности, а также позволит существенно расширить возможности дальнейшего развития евразийского гуманитарного сотрудничества.

В работе Форума ожидается участие руководителей парламентов и исполнительных органов власти, депутатов, представителей деловых кругов, международных организаций, научного сообщества, общественных и благотворительных организаций, авторитетных деятелей международного женского движения из 90 стран.

Участники форума обсудят широкий спектр проблем современного развития, включая вопросы гендерного неравенства, демографии, образования, здравоохранения, предпринимательства. В повестке дня Форума проведение «круглых столов» на тему: «Женщины в масс-медиа», «Диалог в мире – мир на земле», а также дискуссионных площадок «Женщины и власть: повестка устойчивого развития», «Женщины в меняющейся экономике:  новые возможности и вызовы» и др.

Большое внимание уделяется успешному проведению данного мероприятия, его организационному обеспечению, созданию максимально комфортных условий для плодотворной работы его участников.

Полагаем, что Форум станет крупным резонансным международным мероприятием.

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Что происходит с экипажем захваченного в Ливии судна?

Ответ: Могу только подтвердить, что Посольство России находится в контакте с местными властями и проясняет судьбу экипажа. Наши дипломаты делают всё необходимое, чтобы экипаж был освобождён и инцидент был исчерпан.

Вопрос: Правда ли, что поступали угрозы в адрес экипажа?

Ответ: У меня нет такой информации. Если она появится, мы расскажем.

Вопрос: Немецкий блогер, гневные высказывания которого в адрес немецких СМИ активно обсуждаются в сети, обвинил прессу в замалчивании правды о причинах потока беженцев. Он говорит, что всё, что касается России, подаётся однобоко. Могли бы Вы это прокомментировать?

Ответ: Немецкий блогер может обвинять или не обвинять прессу – это его личные дело и подход.

Могу лишь сказать о наших оценках. Мы не просто видим, но регулярно сталкиваемся с информационными вбросами, неадекватностью и необъективностью оценок происходящего. Речь идёт не только об Украине, но и о Сирии, когда большинство материалов СМИ строится на обсуждении неких утечек, которые даются по линии высокопоставленных представителей или официальных структур зарубежных стран. Не надо на это «покупаться». Если Вы видите постоянные утечки, то должны понимать, что становитесь «орудием» пропаганды. Хотелось бы объективного взгляда на вещи, чтобы, в том числе, цитировалась информация, официально предоставляемая российской стороной.

Вчера я подробно отвечала на вопросы одной западной газеты, и мне сказали, что достаточно большие цитаты по Сирии будет включены, но поздно ночью мне сообщили, что материал не выйдет, поскольку он «не настолько актуален,  как другие темы». Не знаю, что может быть сегодня более актуально для международной рубрики западной газеты, чем сирийский вопрос, но так мне было сказано. Я оперативно отреагировала на их вопрос, сделав всё от себя зависящее. Разве это не показатель, что нас просто не хотят слышать? Вопрос не в том, что мы мало говорим, а в том, что нас не хотят слышать.

Посмотрите, какое количество российских журналистов сейчас не пускают в страны ЕС на конференции, для подготовки репортажей. Ещё несколько лет назад это казалось невозможным, но сейчас страны Евросоюза, которые много лет призывали нас неукоснительно соблюдать всё, что связано со свободой слова, и постоянно называли пропаганду «вселенским злом», начинают выстраивать свою информационную политику и создавать специальные организации и объединения по недопущению распространения информации из российских СМИ. Как же можно говорить о соблюдении свободы слова, недопустимости выстраивания барьеров на пути распространения информации с тем, что сейчас происходит? Причём всё это обсуждается в ЕС, НАТО, на это выделяются деньги, закладываются большие суммы в бюджет. Формулировка одна – не допустить распространение информации из российских СМИ.

Сейчас в странах Прибалтики, Восточной Европы создаются специальные русскоязычные ТВ-каналы для противодействия российской информации. Задумайтесь о парадоксе: на протяжении 20 лет мы просили, чтобы обеспечивались права русскоязычного населения в этих странах. Нам говорили, что либо проблем с русским языком нет, либо они не собираются этого делать. Теперь же создаются специальные СМИ на русском языке, и на это, оказывается, есть деньги, а русскоязычное население становится актуальным. Это даже не двойные стандарты или лицемерие, а подрыв основ, на которых существует Европа, да и мы хотим существовать. Зачем превращать всё это в тотальный «театр абсурда»? 20 лет не давать русскоязычному населению в прибалтийских и других странах говорить на своём языке или развивать его, а сейчас начать заниматься построением целых информационных систем, вещающих на русском языке!

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, российское предложение американской стороне, суть которого, как пояснил Госсекретарь США Дж.Керри, состоит в том, чтобы обеспечить безопасность при совершении военных ударов со стороны коалиции и российских истребителей. Уточните, пожалуйста, так ли это или речь идёт о координации военных российских специалистов, помогающих сирийской армии при совершении военных ударов по позициям «Исламского государства»?

Ответ: Мне кажется, что Вы более технично задали вопрос, нежели он прозвучал от американской стороны. По большому счёту, его можно сформулировать так: «А что у вас там происходит с военно-техническим сотрудничеством в Сирии?».

 Мы как Министерство иностранных дел занимаемся политическими, внешнеполитическими вопросами, но как российская сторона и МИД мы подтверждаем, что при наличии у американской стороны любых озабоченностей, связанных с военно-техническим сотрудничеством Москвы и Дамаска, готовы предоставить соответствующую информацию. Всё упирается только в желание США проявить соответствующий интерес и установить контакт с российскими специалистами. Если есть вопросы – мы на них ответим по линии нашего военного ведомства. Вот суть этой сложной, на первый взгляд, полемики, но на самом деле, всё очень просто. Мы открыты для предоставления ответов на те вопросы, которые, судя по всему, мучают американскую сторону в связи с военно-техническим сотрудничеством, которое Россия на законных основаниях осуществляет с Сирией.

Вопрос: Вчера Глава ДНР А.В.Захарченко подписал указ о выборах в Республике 18 октября. Какова позиция МИД России в этой ситуации? Не угрожает ли это Минским договорённостям?

Ответ: Действительно, 16 сентября Глава ДНР А.В.Захарченко подписал указ о назначении выборов в органы местного самоуправления, которые состоятся 18 октября 2015 г. В соответствии с положениями данного указа через месяц пройдут выборы глав городов и районов.

Рассматриваем этот шаг донецких властей как вынужденный, вызванный нарушениями со стороны официального Киева положений Минских договорённостей и имитацией их выполнения, прежде всего, в части осуществления односторонних шагов в вопросах политического урегулирования, а не на основе прямого диалога между Киевом и Донбассом. Всё это предусмотрено пунктами 4, 9, 11 и 12 «Комплекса мер» по выполнению Минских соглашений.

В том, что касается российской стороны, мы считаем важным продолжать действовать в соответствии с духом и буквой Минских соглашений, которым, по нашему твердому убеждению, нет альтернативы в качестве основы для восстановления мира и стабильности на Юго-Востоке Украины.

Хочу добавить, что «краеугольным камнем» реализации Минских договорённостей остаётся проблема нежелания Киева вести прямой диалог с представителями Донбасса. Как мы слышим, и это было в очередной раз подтверждено в Берлине и является не нашей интерпретацией, а прямым цитированием украинского официоза, Киев отказывается от ведения прямых переговоров, контактов с представителями Донбасса, так как «не считает их легитимными». Это очень похоже на постоянные фокусы и желание прочитать Минские договорённости не так, как они написаны, найти в них то, чего нет, и в то же время не видеть то, что там есть.

Хочу напомнить, что под Минскими соглашениями стоят подписи тех самых представителей Донбасса, которых сегодня Киев считает нелегитимными. Парадокс заключается в том, что в феврале 2015 г. не только украинские власти, но и западные государства в лице Франции и Германии без каких-либо проблем поставили свои подписи, скрепили их, выступили в поддержку документов, под которыми подписались представители Донбасса. После этого данный документ стал частью международного права, поскольку был подкреплён резолюцией СБ ООН, стал частью международно-правовой системы точно так же, с этими же самыми подписями. Проходит время, и эти же самые люди почему-то теряют свою легитимность в глазах Киева. В это всё и упирается. Хочу повторить, что в Минских договорённостях чётко, без каких-либо двояких смыслов и формулировок, говорится о том, что необходим прямой контакт, диалог между Киевом и представителями Донбасса.

Вопрос: Как Вы оцениваете нынешний этап российско-азербайджанских отношений? Ожидают ли в Москве каких-либо подвижек в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха?

Ответ: Мы оцениваем наши отношения с Азербайджаном как динамично развивающиеся. Азербайджан – партнер Российской Федерации не только в политической, но и в экономической и других сферах. Между нашими странами развивается активный диалог на всех уровнях: от высшего и высокого на уровне министров иностранных дел до гуманитарных связей. Надеемся, что степень интенсивности наших отношений сохранится и будет развиваться.

Россия активно вовлечена в процесс урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Москва является ответственным участником этого процесса. Мы исходим из того, что будем делать все необходимое для того, чтобы как можно скорее приблизить развязку этой проблемы.

Вопрос: Командующий центрального командования ВС США генерал Л.Остин во время заседания сената США заявил, что отряды американского спецназа участвуют в спецоперациях на территории Сирии на стороне отрядов народной самообороны – оппозиции к власти в Дамаске. Как Вы прокомментируете заявления американских властей о борьбе военнослужащих США на стороне войск оппозиции в Сирии?

Ответ: Это все относится к вопросу о соблюдении международного права. Российская гуманитарная помощь Сирии вызывает озабоченности, потому что она якобы не соответствует неким «общим принцам», о которых, непонятно на каких основаниях договорились западные страны. При этом, по признанию самих представителей США, на территории САР находится американский военный спецназ. Я не могу подтвердить или опровергнуть эту информацию. Все действия т.н. коалиции не согласованы с Дамаском, а это и есть нарушение международного права. Появление сообщений о военном присутствии США «на земле» продолжает эту же тему. Необходимо координировать усилия с Дамаском, и заручиться поддержкой, попросить разрешения у правительства Сирии на осуществление на территории этой арабской республики военных операций.

За последние два года страны Запада «оседлали конек» борьбы с «Исламским государством», но вопрос заключается в истинности намерений. Если это действительно борьба с «Исламским государством», то что же мешает объединить эти усилия с Дамаском и со сторонами, ведущими борьбу с терроризмом? Если речь идет не о противодействии «Исламскому государству», то тогда возникают вопросы.

Вопрос: Хотелось бы еще раз вернуться к теме памятника генералу И.Д.Черняховскому. Вы заявляете, что нужно уважать национальную историю друг друга. Генерал Черняховский виноват в гибели генералов и офицеров Армии Крайовой в Вильнюсе. Власти Польши пытались договориться с Россией о демонтаже памятника, как это произошло в Вильнюсе, когда могилу, памятник и прах генерала вывезли оттуда по схожим причинам. Как Вы думаете, мы должны терпеть на своей территории памятник человеку, обрекшему на гибель сотни польских солдат и воспринимать его как героя?

Ответ: А Вы не считаете, что этот человек спас жизни сотен и тысяч поляков?

 Вопрос: Вы говорили, что нужно уважать историю. Я хотел бы расширить Ваш кругозор. Мы просто хотели отдать Вам этот памятник, как это произошло на тот момент в Вильнюсе. Мы должны терпеть на нашей территории памятник человеку, который, виноват в гибели многих поляков?

Ответ: Смотреть на историю надо не только Вашими глазами – глазами отдельного человека. Смотреть на историю надо глазами общества. Когда принимаются подобные решения, надо задавать вопрос и польскому населению. На месте польских властей я бы в первую очередь спросила мнение польских ветеранов, которые плечом к плечу сражались с советскими солдатами. Я ни разу не видела и не слышала сообщений о консультациях в Польше по этому вопросу с людьми, которые смотрят на историю не политизировано, а как участники тех событий.

Показательно, какие страшнейшие, какие несправедливые обвинения в адрес нашей страны мы слышали по поводу 70-летия Победы и Парада Победы в Москве. Об этом на Западе говорили все: политики, журналисты, общественные деятели. Только ветеранам в этих странах почему-то трибуну не предоставили, их мнения никто не спрашивал. Об истории безапелляционно по неизвестной причине начинают говорить те, кто изучают ее по современным учебникам, не задавая вопросов людям, действительно принимавшим участие в тех событиях. Почему же этот вопрос стал таким острым именно в последние годы? Ответ очень прост: потому что ветеранов практически не осталось, и они уже не представляют большой общественной силы – их можно не спрашивать. Если бы их спросили пятнадцать или двадцать лет назад, им бы было, что сказать. Именно поэтому дискуссии развиваются сейчас, когда на защиту генерала И.Д.Черняховского в Польше уже некому встать. Именно поэтому набирают обороты заявления людей, считающих, что историю можно «перешивать» и «перекраивать» под современную конъюнктуру.

Вопрос: Можете ли Вы подтвердить информацию, что Министр иностранных дел Японии Ф.Кисида собирается посетить Москву 21-22 сентября?

Ответ: На сегодняшний день мы не можем конкретизировать информацию по упомянутому Вами  визиту. Призываем не ориентироваться на утечки и предположения. Как только и если будут достигнуты соответствующие договоренности, данная информация будет распространена.

Вопрос: Запланирована ли встреча с Председателем Кабинета министров С.Абэ в ходе визита Секретаря Совета национальной безопасности Н.П.Патрушева в Японию?

Ответ: Относительно визита Н.П.Патрушева в Японию, как и относительно визитов других российских официальных лиц, я Вам рекомендую обращаться в пресс-службы представляемых ими органов власти.

Вопрос: Недавно Президент Азербайджана И.Алиев резко отреагировал на резолюцию Европарламента по этой стране, назвав ее «явно лживой провокацией».  Пару недель назад он также заявил, что внешние силы готовят там «майдан». Как Вы прокомментируете эту ситуацию?   Можно ли говорить о давлении Запада на бывшие союзные республики?

Ответ: Пусть полемика между главой государства и международными структурами останется вопросом их двусторонних отношений. Если к конкретному государству есть конкретные претензии, эта проблема должна решаться на основе взаимоуважительного диалога, а не политизированными методами. 

Вопрос: Как Вы оцениваете процесс кипрского урегулирования? В Северном Кипре открыты представительства США, Великобритании и других стран. Планирует ли открыть свое представительство Россия?

Ответ: Россия приветствовала возобновление 15 мая с.г. переговоров по кипрскому урегулированию между греко-кипрской и турко-кипрской общинами острова под руководством их лидеров – Н.Анастасиадиса и М.Акынджи. В ходе ряда встреч, последняя из которых состоялась 1 сентября с.г., сторонам удалось добиться определенного прогресса, хотя в их подходах все еще сохраняются существенные расхождения. Рассчитываем, что будут приложены все необходимые усилия для сближения позиций с целью достижения взаимоприемлемого решения, отвечающего интересам обеих общин острова.

Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН и далее будет поддерживать усилия по достижению всеобъемлющего, справедливого и прочного урегулирования на острове на основе резолюций СБ ООН по Кипру.

Что касается открытия российского представительства на Севере Кипра, то пока таких планов нет.

Вопрос: Что конкретно будут обсуждать в МИД России с Послом Польши? Каковы ожидания?

Ответ: Сегодня в МИД России вызвана Посол Польши в Москве К.Пелчиньска-Наленч, до которой будут доведены те моменты, о которых здесь шла речь ранее. Мы, безусловно, проинформируем вас относительно итогов этой встречи. 

Вопрос: В обновленном украинском санкционном списке присутствует много авиакомпаний, которые на сегодняшний день еще осуществляют регулярные рейсы. Последует ли конкретная реакция со стороны России?

Ответ: Повторю, эта ситуация, к сожалению, не способствует нормализации двусторонних отношений. Все это касается не только руководства и самих российских компаний, но в первую очередь граждан наших стран, которые пользуются ее услугами.  Подчеркну, речь идет не только о россиянах но и о гражданах Украины. Расцениваю это как очередной виток напряженности. 

Вопрос: Со стороны Северной Кореи звучали заявления о возможном запуске ракеты и активизации ядерной программы  примерно к 10 октября. Какую роль Россия может сыграть в этой ситуации?

Ответ: Россия поддерживает контакты как с северокорейской стороной, так и с другими странами, задействованными в урегулировании ситуации на Корейском полуострове. Проводятся политические контакты, проходят обсуждения, встречи и переговоры, о которых мы регулярно информируем. Заместитель Министра иностранных дел России И.В.Моргулов, Посол по особым поручениям по вопросам урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова Г.С.Логвинов занимаются этой темой, поддерживают регулярные контакты,  диалог и обсуждение в многосторонних форматах.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, информацию о том, что вчера Токио объявил Москве протест в связи с нарушением воздушного пространства Японии российскими военными самолетами.

Ответ: Если речь идет о российском военном самолете, как сообщалось в ряде СМИ, то рекомендую обратиться в пресс-службу Министерства обороны Российской Федерации.

Хотела бы отметить, что такие темы, как правило, обсуждаются в ходе ежегодных российско-японских консультаций по рассмотрению выполнения Соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним от 1993 г. Кроме того, российская сторона неоднократно ставила перед японской стороной вопрос о необходимости заключения двустороннего соглашения о предотвращении опасной военной деятельности, которое, по мнению России, было бы эффективным инструментом для урегулирования подобного рода ситуаций. Возможно, у Министерства обороны России есть подробные детали по данному конкретному случаю.

Вопрос: Вы только что говорили об урегулировании ситуации на Корейском полуострове. Это проблема исходит из враждебной политики США против КНДР. Миру хорошо известно, что ежегодно на территории Корейского полуострова проводятся военные учения против КНДР при участии США и южно-корейских войск. Если США прекратит свою  враждебную политику, то тогда станет возможным заключение мирного соглашения с КНДР и давняя проблема решится сама собой. Как Вы оцениваете враждебную политику США против КНДР?

Ответ: Любая враждебная политика оценивается нами как плохая. Мы считаем, что ситуация вокруг Корейского урегулирования непростая. На наш взгляд, все государства, которые вовлечены в процесс урегулирования, должны проявить максимум усилий для того, чтобы способствовать его продвижению вперед, а не тормозить и отбрасывать назад.

Вопрос: Как Вы оцениваете предложение России Индии стать членом Совета Безопасности ООН?

Ответ: Вы имеете в виду расширение Совета Безопасности ООН? Россия никому не может предложить стать членом СБ ООН, потому что у нее нет таких полномочий. Как Вам известно, в течение многих лет идут разговоры и дискуссии вокруг возможного расширения Совета Безопасности. Безусловно, этот вопрос имеет правовое, дискуссионное, философское измерение, т.е. здесь должно сочетаться все – соблюдение международного права, в то же время понимание целей, задач, интересов сторон. Речь идет не о приглашении, а о том, что международное сообщество сейчас изучает, каким образом наиболее эффективно можно было бы провести реформу СБ ООН.

На этой теме очень подробно останавливался Министр иностранных дел России С.В.Лавров в интервью информационному агентству ТАСС, опубликованном на официальном сайте МИД России 14 сентября. В нем подробно изложил подходы России к расширению СБ ООН. Это – дело будущего. Этот процесс должен учитывать интересы всех. Основная задача заключается в том, чтобы Совет Безопасности стал более эффективным, чтобы учитывал предпочтения не только отдельных игроков, а мировые интересы и работал не менее эффективно, чем он работает сейчас.                  

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Основные новости внешней политики

Основные новости внешней политики