19.11.0121:00

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИИ ПРИ ООН С.В.ЛАВРОВА НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ПО СИТУАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ 13 НОЯБРЯ 2001 ГОДА

2135-19-11-2001

 

Сегодняшнее обсуждение положения в Афганистане чрезвычайно своевременно.

Контртеррористическая операция международной коалиции и серьезные военные успехи Объединённого Фронта, сумевшего в последние дни освободить от талибов значительную часть территории Афганистана, придают особую актуальность и даже срочность определению задач по оказанию международным сообществом помощи афганцам в деле постконфликтного миростроительства, в частности, в политическом обустройстве их страны.

Конечно же, решать их – дело прежде всего самих афганцев. В этом двух мнений быть не может.

Вместе с тем очевидно и то, что без активной помощи международного сообщества самим афганцам справиться с этими задачами будет нелегко. А их эффективное решение необходимо не только афганскому народу, но и всему международному сообществу. Иначе не нейтрализовать исходящую из Афганистана террористическую, наркотическую и другие угрозы, затрагивающие интересы всего человечества.

Убеждены, что центральная роль в содействии превращению Афганистана в нормальное, стабильное и процветающее государство должна сыграть ООН. И не только потому, что предотвращение угрозы региональной и международной безопасности, исходящей с контролируемой талибами территории, непосредственно относится к компетенции её Совета Безопасности и Генассамблеи. Мы считаем, что только в рамках ООН можно найти такие практические решения, которые были бы приемлемы для всех сторон в мирном процессе и, соответственно, обеспечивали бы сотрудничество участников в их осуществлении.

Какими нам видятся принципы будущего политического устройства Афганистана?

Во-первых, это должно быть мирное, действительно независимое государство, имеющее дружественные отношения со своими соседями и международным сообществом в целом. Его правительство не должно быть про-каким-то кроме проафганского. Необходимо, чтобы в будущем из этой страны никогда не исходили угрозы региональной и международной безопасности.

Во-вторых, дееспособность будущей политической системы Афганистана непосредственно зависит от придания новому правительству подлинно широкопредставительного и многоэтнического характера с учетом исторических афганских реалий. Важно избежать доминирования в новом политическом раскладе какой-либо одной этнической группы над другими. Абсолютно необходимо выработать приемлемые формы партнерства афганских пуштунов, таджиков, хазарейцев и узбеков. Только на этой основе можно обеспечить стабильный политический режим.

В-третьих, Движению талибов, запятнавшему себя поддержкой международного терроризма, не может быть места во властных структурах Афганистана. Без ликвидации этой антинародной и преступной силы нельзя рассчитывать на окончательное искоренение терроризма в Афганистане.

При этом следует чётко разграничивать талибов с пуштунами и традиционным афганским духовенством, которые в своей массе не разделяют их радикалистские воззрения.

Видимо, пришло время серьезно задуматься о созыве под эгидой ООН международной конференции по Афганистану, которая выступила бы в качестве гаранта постконфликтного государственного устройства страны и разработала широкую программу ее экономического восстановления.

Мы считаем «Группу 6 + 2» важным форматом, в рамках которого можно эффективно найти тонкий баланс интересов различных заинтересованных сторон. При этом считаем безальтернативным, чтобы работа в ней шла на путях тесного партнерства в поиске вариантов постконфликтного политического устройства Афганистана, которые устраивали бы международное сообщество в целом и страны региона, в частности.

Придаем большое значение проведенной накануне встрече этой группы с участием министров иностранных дел, на которой состоялся обстоятельный обмен мнениями относительно задач международного сообщества по содействию афганскому народу в строительстве новой жизни.

Считаем, что совместное заявление, принятое по итогам встречи, дает адекватные и субстантивные оценки ситуации в Афганистане и путей ее исправления. Важно, в частности, что министры осудили связи талибов с международным терроризмом и поддержали усилия афганского народа по избавлению от этого режима.

Г-н Председатель,

Приоритетной немедленной задачей мы считаем активизацию гуманитарной помощи афганскому народу. Россия будет и впредь эффективно координировать свои масштабные усилия в этой области с международной работой, прежде всего по линии ООН. Одновременно следует начинать планирование на базе ООН долговременной стратегии международного содействия реабилитации и развитию Афганистана в подкрепление политических усилий по развязыванию афганского конфликтного узла.

В заключение хотел бы еще раз приветствовать решение Генерального секретаря о назначении посла Лахбара Брахими своим специальным представителем по Афганистану с широкими полномочиями. Подтверждаем готовность к самому тесному сотрудничеству с ним по всему комплексу афганской проблематики.

x
x
Дополнительные инструменты поиска