7.10.1313:51

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров c Госсекретарем США Дж.Керри, о.Бали, Индонезия, 7 октября 2013 года

1955-07-10-2013

  • en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

 

Уважаемые дамы и господа,

С момента вступления Дж.Керри в должность Госсекретаря США мы встречаемся уже одиннадцатый раз. При этом наши многодневные переговоры в Женеве и недавние в Нью-Йорке в ходе ГА ООН засчитываются как одиночные встречи. Так что на самом деле мы общались гораздо больше.

Сегодня мы подписали российско-американское Соглашение о внесении изменений в Соглашение между СССР и США от 1987 г. о создании центров по уменьшению ядерной опасности. Они появились именно тогда, в 1987г., и, конечно, настало время адаптировать их к нынешним реалиям, что мы и сделали. В нынешнем виде эти центры работают, как сказал Дж.Керри, на очень важных направлениях, включая обеспечение доверия при реализации таких важных документов, как Договор о СНВ, Венский документ о мерах доверия, Договор об открытом небе. Хочу также напомнить, что три недели назад состоялось подписание еще одного важного документа – Соглашения о научном сотрудничестве в сфере атомной энергетики. Эта договоренность (как и только что подписанное Соглашение) готовилась к российско-американскому саммиту в Москве 4 сентября с.г., который, к сожалению, не состоялся. Однако самое главное в том, что наше интенсивное взаимодействие, включая подписание новых важных соглашений, убедительно показывает, что никакой паузы в двусторонних отношениях нет и быть не может.

Основное внимание сегодня уделили Сирии. Десять дней назад нам совместными усилиями и при поддержке других членов СБ ООН удалось выработать важные решения - была принята резолюция в поддержку документа, одобренного Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) по вопросу ликвидации запасов химоружия в САР. Эти решения уже выполняются - началось уничтожение компонентов химического оружия. На протяжении всех этих недель - с момента присоединения Сирии к Конвенции о запрещении химического оружия - Дамаск безупречно сотрудничает с международными инспекторами. Надеемся, что так будет и впредь.

Подчеркну, что резолюция СБ ООН возлагает ответственность за выполнение решений об уничтожении химоружия не только на сирийское правительство, но и на оппозицию, требует от всех государств, особенно соседей Сирии, не допускать действий, способных привести к попаданию химического оружия или его компонентов в руки негосударственных субъектов.

За заботами о химическом оружии мы не забыли и о других аспектах сирийского кризиса. Нас беспокоит гуманитарная ситуация в САР и в лагерях сирийских беженцев в других странах. Приветствовали принятое на днях заявление председателя СБ ООН, которое в развернутом виде ставит перед международным сообществом задачи по оказанию гуманитарной помощи сирийцам. Разумеется, обстановка достаточно сложная, учитывая, что целый ряд районов Сирии контролируется оппозицией. Убежден, что, продолжая сотрудничать с гуманитарными подразделениями ООН и МККК, сирийские власти смогут найти пути доставки помощи в соответствующие районы строго в соответствии с нормами международного гуманитарного права, как это и предусмотрено принятым решением Совбеза.

Мы сегодня уделили особое внимание необходимости скорейшего перехода к политическому урегулированию в Сирии. Выступаем за то, чтобы уже в середине ноября состоялась международная конференция, которую мы с Дж.Керри предложили провести в ходе его визита в Москву 7 мая с.г. Сегодня договорились о шагах, которые необходимо предпринять, чтобы и Правительство, и оппозиция прибыли на эту конференцию с готовностью в полной мере реализовать предложения, содержащиеся в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г. Разумеется, предстоит еще сформировать конкретный состав делегаций и внешних участников. Россия и США совместно со спецпредставителем ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахими и другими нашими партнерами будут плотно и конкретно заниматься этим в предстоящие дни. Безусловно, главный смысл в достижении долгосрочного устойчивого урегулирования заключается в необходимости предоставить самим сирийцам возможность договориться, а все внешние «игроки» должны им в этом настойчиво - я бы даже сказал навязчиво - помогать.

Мы также обменялись мнениями об усилиях по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Рассчитываем, что достаточно позитивные сигналы, которые Президент и Министр иностранных дел ИРИ транслировали в ходе встреч «на полях» нынешней сессии ГА ООН, материализуются в конкретные договоренности в ходе возобновляемых на следующей неделе переговоров группы «три плюс три» с Ираном.

Выразили совместную поддержку скорейшему достижению договоренностей между палестинцами и израильтянами. США и лично Госсекретарь Дж.Керри предпринимают для этого интенсивные усилия, и в их русле мы также будем готовы оказывать содействие данному процессу по линии «квартета» международных посредников в сотрудничестве с ЛАГ - как об этом условились десять дней назад в Нью-Йорке.

Коротко коснулись двусторонних вопросов. Договорились продолжать усилия по снятию различных раздражителей, которые накопились за последнее время. У нас есть уверенность, что если руководствоваться принципами равноправия, уважения и учета интересов друг друга, наши страны совместно могут многого достичь на благо наших народов и международного сообщества.

Вопрос (адресован Дж.Керри): Считаете ли Вы, что процесс уничтожения химоружия в Сирии проходит успешно и будет завершен в установленные сроки?

С.В.Лавров (добавляет после ответа Дж.Керри): Что касается российской позиции в отношении химического разоружения Сирии, то мы удовлетворены, как этот процесс развивается. У нас нет каких-либо оснований полагать, что безупречное сотрудничество, демонстрируемое сейчас сирийским правительством, как-то изменится. Российская сторона в контактах с Дамаском будет делать все необходимое , чтобы такое сотрудничество продолжалось и впредь без каких-либо проблем.

Нас волнует другое: есть достаточные основания подозревать, что экстремистские группы в среде оппозиции попытаются сорвать этот процесс. Надеюсь, что принятая десять дней назад резолюция СБ ООН будет выполняться всеми, в том числе соседними с Сирией странами, от которых Совет Безопасности потребовал не допускать попадания в руки негосударственных игроков компонентов химоружия и использования территории этих государств для деятельности террористов.

В целом сегодня мы с Госсекретарем Дж.Керри подтвердили совместную решимость делать все для помощи в борьбе с терроризмом и экстремизмом в Сирии. Это – общая задача всех, кто думает о будущем этой страны как о светском, терпимом, многоконфессиональном и многоэтническом государстве.

Вопрос (адресован Дж.Керри): Известны ли сроки проведения конференции «Женева-2»?

С.В.Лавров (добавляет к ответу Дж.Керри): Что касается сроков созыва конференции, то Дж.Керри уже сказал, что их назначаем не мы, а ООН. Нам известна позиция Дамаска, с точки зрения которого эту конференцию можно было созвать уже несколько месяцев назад.

Вопрос: Предпринимает ли Россия какие-то действия, чтобы убедить Президента САР Б.Асада принять участие в мирных переговорах?

С.В.Лавров: Нам ничего не надо делать, чтобы убедить Дамаск направить свою делегацию. О такой готовности сирийские власти объявили вскоре после 7 мая с.г., когда в Москве была представлена совместная российско-американская инициатива о созыве «Женевы-2».

Нам всем надо добиться, чтобы оппозиция также согласилась приехать на конференцию без предварительных условий, кроме одного – необходимости полного выполнения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Сегодня мы говорили об этом с Дж.Керри. Поддерживаем усилия по формированию делегации оппозиции, которая была бы во всех отношениях представительной. Хотели бы также, чтобы «Национальная коалиция» говорила одним голосом. Несколько дней назад ее лидер заявлял о готовности поехать в Женеву, а на другой день его соратники это уже опровергали.

Повторю, у нас есть четкое понимание с нашими американскими партнерами того, чтобы синхронно, параллельно и скоординированно добиваться созыва конференции, на которой будут должным образом представлены все сирийские стороны и которым будут помогать ответственные «внешние игроки».

Вопрос: Недавно новый глава МИД Ирана М.Д.Зариф заявил, что находящиеся на столе переговоров предложения «шестерки» можно аннулировать, поскольку они более недействительны. Как это можно прокомментировать в контексте запланированного на следующей неделе нового раунда переговоров между Ираном и «шестеркой»?

С.В.Лавров (перевод с английского): Если я правильно понял, вопрос касался вчерашнего заявления Министра иностранных дел Ирана М.Д.Зарифа относительно того, что ИРИ ожидает новые предложения «шестерки», вместо прежних, находящихся на столе переговоров. Как я понимаю, суть данного заявления в том, что в Нью-Йорке мы (шесть министров иностранных дел группы «три плюс три» и Министр иностранных дел Ирана М.Д.Зариф) обсуждали необходимость согласования «дорожной карты», которая в конечном счете убедит международное сообщество, что иранская ядерная программа имеет полностью мирный характер и находится под всесторонним и строгим контролем МАГАТЭ. И когда это удастся достичь, Иран хочет, чтобы все санкции были сняты. Я не вижу здесь противоречий с тем, чем занималась «шестерка» на протяжении всех этих лет. Ирану, возможно, хочется большей ясности, более конкретных шагов на пути к результату, который мы все также желаем достичь.

Думаю, это будет обсуждаться на следующей неделе в ходе встречи в Женеве, на которую согласился Иран и к которой он и участники формата «три плюс три» готовятся в очень конструктивном настроении - как показали наши недавние контакты в Нью-Йорке.

Вопрос (адресован Дж. Керри): В последнее время мы являемся свидетелями сближения между Ираном и США. В этой связи может ли Вашингтон внести изменения в планы размещения ПРО в Европе, поскольку угроза со стороны Ирана была главной причиной развертывания такой системы?

С.В.Лавров (добавляет после Дж.Керри, перевод с английского): Хотел бы добавить, что мы активизировали соответствующие контакты (с США), которые, на самом деле, никогда и не были «заморожены». Вопрос ПРО является одним из важных пунктов нашей повестки дня, и мы хотели бы решать его таким образом, чтобы не вызывать никаких подозрений относительно устойчивости стратегической стабильности.

Я принял к сведению сказанное Дж.Керри, что пока существует «иранская угроза», планы по ПРО США остаются в силе. Полагаю, если мы убедимся в общем согласии относительно того, что такой угрозы больше нет, эти планы могут быть пересмотрены.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска