11.10.1303:33

По материалам брифинга официального представителя МИД России А.К.Лукашевича от 10 октября 2013 года

 

О роли ООН в работе по химразоружению Сирии

 

7 октября Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в строгом соответствии с российско-американскими договоренностями в Женеве и резолюцией СБ 2118 представил Совету Безопасности ООН рекомендации в отношении роли Организации в программе инспектирования и уничтожения химического оружия в Сирии.

Согласно предложениям Генсекретаря должна быть учреждена совместная миссия ОЗХО/ООН во главе со спецкоординатором (на уровне заместителя Генсекретаря ООН), который будет подотчетен Генсекретарю ООН и Гендиректору ОЗХО.

В соответствии с мандатом всю профильную техническую работу будет выполнять ОЗХО. ООН, в свою очередь, отводится вспомогательная роль, предусматривающая, главным образом, оказание координационной поддержки деятельности ОЗХО, обеспечение безопасности, логистики, иформационного сопровождения и администрирования.

Следует отметить, что требования резолюции СБ ООН 2118 о взаимодействии с международным присутствием обращены не только к правительству САР, но и к оппозиции, а также региональным странам, которые призваны не допустить попадания химоружия в руки негосударственных игроков.

Москва поддерживает предложения Генсекретаря ООН, которые выдержаны в русле положений резолюции СБ 2118 и решения Исполнительного совета ОЗХО.

Рассчитываем, что наряду с реализацией программы по уничтожению сирийского химического оружия, международные усилия будут активизированы и на политико-дипломатическом треке урегулирования кризиса в САР через созыв международной конференции по Сирии («Женева- 2») ориентировочно в середине ноября с.г., как было условлено на встрече мининдел государств «пятерки» постоянных членов СБ с Генсекретарем ООН 27 сентября в Нью-Йорке.

В настоящее время создан хороший базис для работы инспекторов. Повторю, решение Исполсовета ОЗХО и резолюция СБ ООН 2118, которые были приняты 27 сентября, направлены на то, чтобы перевести кризисную ситуацию в Сирии в политико-дипломатическое русло. Напомню также, что эти решения по постановке под международный контроль сирийского химического оружия с его последующим уничтожением приняты во многом благодаря инициативным шагам России совместно с американскими коллегами.


О ситуации по химразоружению Сирии

 

Достигнутые в Женеве российско-американские договоренности о постановке под международный контроль сирийского химического оружия и его последующем уничтожении, которые были закреплены 27 сентября решением Исполсовета ОЗХО и резолюцией Совета Безопасности ООН 2118, позволили перевести кризисную ситуацию вокруг Сирии в политико- дипломатическое русло.

Вместе с тем мы не питаем иллюзий, что процесс уничтожения сирийского химоружия будет проходить гладко, поскольку ряд объектов по его хранению может находиться в районах боевых действий. Многое будет зависеть от поддерживающих вооруженную оппозицию стран, их активной работы с ее представителями, направленной на прекращение огня на период инспекций ОЗХО в местах расположения объектов по хранению химоружия. Исходим из обязательности выполнения резолюции СБ ООН 2118 не только правительством Сирии, но и оппозиционными силами, в том числе, в отношении ответственности за обеспечение сохранности и физической безопасности химарсеналов.

Убеждены, что только незамедлительные и конкретные шаги со стороны международного сообщества в поддержку совместных усилий Сирии и ОЗХО позволят успешно решить поставленную задачу - уничтожить сирийское химоружие в первой половине 2014 г. Позитивным шагом в этом направлении является то, что СБ ООН сегодня, 10 октября, должен согласовать основные параметры совместной миссии ОЗХО и ООН в Сирии. Это в свою очередь даст возможность странам, в том числе и России, более предметно оценить возможности их участия в процессе сирийской химдемилитаризации. Россия, со своей стороны, готова оказывать помощь и Техническому секретариату ОЗХО. Так, мы уже направили Гендиректору Организации, в компетенцию которого входит вопрос формирования инспекционных групп, список из 13 российских экспертов.

 

Из ответов на вопросы СМИ:

 

Вопрос: Какие на данный момент имеются препятствия для проведения конференции «Женева-2»? Если не получится объединить всю сирийскую оппозицию за столом переговоров в Женеве, насколько может быть эффективной такая конференция?

Ответ: На наш взгляд, ситуация с составом участников конференции очень непростая, особенно в части сирийской оппозиции. Мы абсолютно уверены, что Правительство Сирии определило участников своей делегации, которая будет уполномочена вести переговоры с оппозицией. Что касается оппозиционного крыла, то здесь гораздо больше вопросов, чем ответов. По сути, это – главное препятствие. Пока неясен состав делегации от оппозиции на конференции в Женеве, поскольку некоторые страны пытаются сформировать эту делегацию только на основе «Национальной коалиции революционных и оппозиционных сил Сирии», что, на наш взгляд, не будет отражать весь спектр оппозиционных сил, присутствующих не только в Сирии, но и за рубежом.

В принятой недавно Советом Безопасности ООН резолюции (2118), касающейся не только химического разоружения, но и перспектив созыва женевской конференции по Сирии, четко сказано, что состав участников будущих переговоров должен отражать весь спектр политических сил сирийского общества. Представляется, что «Национальная коалиция» вряд ли может претендовать на такую роль. Убеждены, что есть целый ряд других крупных оппозиционных группировок, действующих в Сирии и выдвигающих достаточно трезвые лозунги о начале национального диалога. Я имею в виду Национальный координационный комитет, Высший совет курдов и целый ряд других. Рассчитываем, что оппозиционные делегации все-таки будут сформированы, будут готовы ехать в Женеву и вести диалог с правительством, и мы сможем конкретно договариваться об организационных условиях конференции.

 

Вопрос: Как бы Вы прокомментировали недавние заявления Министра иностранных дел Сирии В.Муаллема о том, что сирийские власти не признают «Нацкоалицию» и не будут вести с ней переговоры в Женеве? Не является ли это предварительным условием?

Ответ: Я не слышал о таком заявлении. Скорее, это интерпретация СМИ. Наоборот, в заявлении г-на В.Муаллема в ходе его пребывания в Москве, неоднократно публично подтверждалась готовность сирийского правительства вести переговоры с любыми силами оппозиции, выступающими за национальный диалог, прекращение кровопролития и создание условий для перехода к формированию институтов будущей сирийской власти. Все мы должны оставаться на согласованной платформе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., которое четко поставило задачу запуска национального диалога между правительством и всеми силами оппозиции. Соглашения, которые должны достигаться при согласии всех сторон, призваны вести к формированию переходного управляющего органа, который будет наделен всеми исполнительными полномочиями на переходный период до общенациональных выборов.

Такова логика, которая, на наш взгляд, уже никем не оспаривается. Самая главная задача сейчас – убедить умеренную оппозицию, которая готова к диалогу и не ставит, в отличие от радикалов и джихадистов, задачу продолжения вооруженной борьбы ради свержения нынешнего строя. С последними вряд ли будет установлен диалог, о чем в своем интервью телеканалу «Russia today» сказал Министр С.В.Лавров.

 

Вопрос: Можно ли сказать, что, если вся оппозиция не соберется, конференция не состоится?

Ответ: Не стоит заранее прогнозировать негативный сценарий. Сейчас перед всеми стоит более широкая задача. Вряд ли кто-то ставит под сомнение саму идею конференции. Но мы исходим из того, что у оппозиции есть обязательство создать дееспособную команду, которая будет в состоянии договариваться и решать сложные задачи будущего Сирии. Будем на это надеяться - иначе ситуация примет необратимый и разрушительный характер не только для Сирии, но и всего региона. Ради этой задачи уже сформировался достаточно устойчивый международный консенсус, в том числе через резолюцию СБ ООН 2118.

 

Вопрос: Не могли бы Вы уточнить, каковы особенности процесса уничтожения химического оружия Сирии? Будет ли оно вывозиться? Многие эксперты считают, что процесс уничтожения зависит от того, находится ли химарсенал в Сирии в виде компонентов или в форме оружия. Если в виде компонентов, то его уничтожение возможно вплоть до середины 2014 г.

Ответ: Мы таких выводов не делали. На похожий вопрос отвечал Президент России на пресс-конференции на о. Бали – советую ознакомиться с его оценками.

Технологически, конечно, это очень трудная задача, поскольку не вся территория Сирии контролируется правительством, которое добровольно и в ускоренном режиме присоединилось к Конвенции (о запрещении химоружия) и приняло на себя все обязательства. В настоящее время ни у кого нет претензий по темпам и качеству процессов, происходящих в рамках реализации обязательств Сирии по КЗХО.

В качестве примера могу подробнее рассказать об этапах. Относительно технологии затрудняюсь ответить – этот вопрос нужно адресовать специалистам, которые работают в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), находятся в Сирии и приступили к реализации задач, вытекающих из решения Исполнительного совета ОЗХО. По темпам проведения работ к Дамаску никаких вопросов нет. Как и планировалось схемой поездок, на 1 октября на место прибыли первые группы специалистов, в составе 19 сотрудников Технического секретариата ОЗХО и 16 представителей Секретариата ООН. На повестке дня - последовательный запуск следующих фаз по выполнению решений ОЗХО. А именно - ознакомление с «химической» инфраструктурой Сирии. Международные инспектора уже начали работу на объектах хранения химического оружия. Запущен процесс вывода из строя мощностей, использовавшихся в производстве химического оружия - он должен завершиться к 1 ноября.

Как уже ранее говорилось, уровень сотрудничества Дамаска с международными структурами высокий и не вызывает вопросов ни у экспертов, ни у штаб-квартир ОЗХО и ООН. К примеру, в Дамаске образован и начал функционировать национальный орган по исполнению положений ОЗХО.

Следует отметить, что рассматриваемая ситуации совершенно нестандартна. Во-первых, применяется Конвенция, которая еще не вступила в силу, а во-вторых, это происходит на территории, которая больше напоминает крупный очаг напряженности и поле боевых действий.

Если говорить о дальнейших практических шагах, то все будет зависеть от результатов работы инспекционных групп, которые будут действовать по трем направлениям: проверка информации, переданная властями Сирии в Технический секретариат ОЗХО, безопасность инспекционных команд и наблюдение за действиями сирийцев по реализации плана уничтожения химического оружия.

Сегодня наиболее актуальной задачей является приведение в нерабочее состояние с последующим уничтожением к 1 ноября с.г. объявленного Сирией оборудования для производства химического оружия, а также установок для смешения его компонентов. Приоритет здесь - обеспечение безопасности, т.к., по предварительной информации, объекты находятся в районах, контролируемых оппозицией.

Подчеркну, что точность исполнения решений, принятых СБ ООН и Исполнительным советом ОЗХО, будет зависеть и от позиции оппозиционных группировок, поддерживающих контроль над отдельными территориями.

x
x
Дополнительные инструменты поиска