13.01.2012:23

Комментарий Департамента информации и печати МИД России о принятии резолюции СБ ООН о продлении механизма трансграничной доставки гуманитарной помощи в САР

29-13-01-2020

  • en-GB1 ru-RU1

10 января Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2504 о продлении на полгода механизма трансграничной доставки гуманитарной помощи в Сирию через два погранперехода «Баб ас-Салям» и «Баб аль-Хава» в Идлибской зоне деэскалации. С удовлетворением отмечаем, что тем самым начато движение в сторону сворачивания механизма, нарушающего суверенитет САР и не соответствующего реальной ситуации в стране.

Сокращение пунктов пропуска с четырех до двух обусловлено тем, что иорданский («Рамта») и иракский («Яарубийя») фактически больше не используются. При этом есть все возможности для доставки помощи в северо-восточные и южные районы, включая неподконтрольные Дамаску, как например, лагерь ВПЛ «Рукбан», изнутри Сирии. Рассчитываем, что в последующие 6 месяцев профильные структуры ООН изучат и проработают в координации и по согласованию с правительством САР альтернативные маршруты доставки гуманитарных грузов всем нуждающимся сирийцам на всей территории страны без какой-либо дискриминации. Исходим из того, что при этом будут соблюдены руководящие принципы оказания гуманитарного содействия, закрепленные в резолюции 46/182 ГА ООН. Соответствующая ссылка на эти принципы и решение прописана в преамбуле резолюции 2504 СБ ООН. В данных документах четко говорится, что гуманитарная помощь должна быть оказана по просьбе и согласию страны-реципиента, при уважении ее суверенитета, территориальной целостности и национального единства.

С 2014 г., когда была принята резолюция 2165 СБ ООН, ситуация «на земле» в Сирии кардинальным образом изменилась. Правительство САР восстановило контроль над большей частью национальной территории и предпринимает необходимые меры по оказанию помощи нуждающимся, содействию возвращению беженцев и постконфликтному восстановлению страны. Не секрет однако, что эти усилия сталкиваются с активным противодействием западных стран, которые ввели против Сирии односторонние экономические санкции, реализуют гуманитарные проекты только на неподконтрольных Дамаску территориях, искусственно затягивают пребывание беженцев за рубежом, выдвигают политические предварительные условия для разблокирования финансирования на нужды постконфликтной реконструкции, пытаются спровоцировать топливный кризис, беззастенчиво расхищая при этом природные ресурсы САР. Западные доноры открыто хвастаются тем, что «не дают ни цента» на восстановление базовой инфраструктуры (объектов водо- и электроснабжения, дорог), строительство жилого фонда и разминирование. Из-за санкций к ввозу в Сирию запрещены стройматериалы, медикаменты и медицинское оборудование, детское питание и учебники, другие предметы пусть и не первой необходимости, но имеющие ключевое значение для жителей страны, пережившей вооруженный конфликт.

Необходимо напомнить, что введение механизма трансграничной доставки гуманитарной помощи в САР в 2014 г. было временной и чрезвычайной мерой. Исходим из того, что после истечения срока действия резолюции 2504 СБ ООН 10 июля с.г. гуманитарное содействие сирийцам должно осуществляться в координации с Дамаском, как это и предусмотрено международным гуманитарным правом.

x
x
Дополнительные инструменты поиска