Из ответов Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы читателей газеты «Аргументы и факты», 29 марта 2017 года

Вопрос: Если не считать Украину, Япония – единственная страна, которая выдвигает территориальные претензии к России.

По-прежнему ли готовы отдать, как записано в декларации 1956 года, Шикотан и гряду Хабомаи после заключения мирного договора? Ведь с тех пор появились 200-мильные экономические зоны в море – не надо вести переговоры заново? Где гарантии, что там не появятся какие-нибудь американские радары и ракеты, ведь Япония – союзник США? Как может выглядеть совместная деятельность, о которой договорились в декабре В.В.Путин и С.Абэ на островах, на которые претендует Япония?

С.В.Лавров: Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г. является базовым юридическим документом, восстановившим отношения между нашими странами после окончания Второй мировой войны. Она была ратифицирована парламентами обоих государств и депонирована в ООН в качестве международного договора. В прошлом году мы отметили 60-летие ее подписания.

Вместе с тем, реальность такова, что не все положения данной декларации были тогда осуществимы. Токио отказался подписывать мирный договор и попытался выдвинуть СССР территориальные претензии на четыре острова. Твердо исходим из того, что в рамках переговоров по мирному договору Япония должна однозначно признать итоги Второй мировой войны, на которых уже более семидесяти лет держится современный миропорядок. Пока Токио к этому не готов.

Придаем большое значение договоренности лидеров России и Японии о начале консультаций заместителей министров иностранных дел по вопросам налаживания совместной хозяйственной деятельности на южных Курильских островах. 18 марта состоялся их первый раунд. МИД России – в плотном взаимодействии с другими профильными российскими ведомствами – ведет интенсивную работу с тем, чтобы подобрать действительно экономически значимые проекты, реализация которых содействовала бы социально-экономическому развитию южных Курильских островов, принесла бы ощутимую пользу населению сопредельных российских и японских регионов.

При этом, правовые рамки реализации таких проектов не должны противоречить российскому законодательству. Это – основополагающий критерий осуществления совместной хозяйственной деятельности. Рассчитываем, что она будет способствовать укреплению взаимного доверия между жителями Сахалинской области и Хоккайдо, формированию атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами двух стран.

/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2709721