Из выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, Москва, 6 декабря 2016 года

Мы провели конструктивные переговоры, которые были весьма содержательными.

Еще раз подтвердили, что Россия рассматривает Совет Европы как важную общеевропейскую организацию, обладающую уникальными конвенционными механизмами, которая является востребованной гуманитарной опорой европейской архитектуры.

Мы довольны тем, что программа рабочего визита Генерального секретаря Совета Европы Т.Ягланда весьма насыщенна. Сегодня предстоит прием у Президента Российской Федерации В.В.Путина. Запланированы встречи с председателями обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, председателями Конституционного и Верховного судов Российской Федерации, рядом руководителей федеральных министерств и ведомств. Видим в этом подтверждение готовности России развивать сотрудничество и диалог с Советом Европы по широкому спектру вопросов: по правам человека, борьбе с терроризмом, коррупции и допингу, по другим важным для всех европейцев темам.

Думаю, что наши переговоры были весьма полезны. Мы видим заинтересованность Генерального секретаря Совета Европы Т.Ягланда в том, чтобы Совет Европы оставался площадкой, где конвенции работают для всех одинаково, без двойных стандартов. В этом отношении мы будем продолжать поддерживать Генерального секретаря Совета Европы Т.Ягланда. Я благодарю его за сотрудничество.

Вопрос: Какова позиция России по вопросу угроз в отношении Европейской конвенции о правах человека?

С.В.Лавров: Конвенции пишут и выполняют люди. Решение о том, кто их нарушает или выполняет в той или иной стране, принимает Европейский суд по правам человека. Мы – часть правовой системы Совета Европы, участники Конвенции о правах человека. Мы тесно сотрудничаем с СЕ, в том числе с Европейским судом, выполняем все его постановления, принимаемые в рамках Европейской конвенции о правах человека без какой-либо политизации. К сожалению, все люди, и возможны ошибки. Относимся к этому с пониманием. Однако, когда происходит откровенная политизация решений суда, а о паре таких случаев мы сегодня упоминали в ходе наших переговоров с Т.Ягландом, мы хотим быть защищены от откровенной политизации. Уверен, что на завтрашней встрече с Председателем Конституционного суда Российской Федерации Т.Ягланд сможет обсудить принятое в России законодательство, обязывающее Конституционный суд в случаях, когда есть подозрение, что наши конституционные устои подвергаются политизации, рассматривать эти вопросы с учетом наших обязательств по Европейской конвенции о правах человека.

Сегодня я подробно обсуждал этот вопрос с Т.Ягландом. Он также упомянул темы, касающиеся Украины. Мы активно поддерживаем продолжение деятельности созданной СЕ на Украине Международной консультативной группы. Рассчитываем, что в целом объективный характер ее докладов сохранится, и все аспекты, связанные с нарушением прав человека (а в самых разных областях Украины имеют место весьма грубые нарушения), будут предметом внимания этой группы.

Что касается Крыма, то мы тоже об этом говорили. Специальный представитель Генсекретаря СЕ уже был в Крыму. Считаем, что это полезный шаг, потому что для тех, кто искренне хочет своими глазами посмотреть, как обстоят дела с соблюдением прав человека в Крыму, включая права крымских татар, украинцев и других меньшинств, нет никаких препятствий для того, чтобы приехать на все это посмотреть, встретиться с любым человеком, с которым будет интерес поговорить.

Повторю, те, кто искренне заинтересованы именно в правозащитной стороне вопроса, не имеют никаких проблем. Мы готовы организовать самые удобные условия в любые сроки для такого рода посещений Крыма. Те же, кто ссылаются на права человека с единственной целью политизировать эту проблему и подыгрывать тем на Украине, кто «спит и видит», как привести в действие реваншистские угрозы, то с такими людьми очень трудно разговаривать. Как сказал Т.Ягланд, завтра он проведет беседу с Председателем Государственной Думы Российской Федерации В.В.Володиным, в том числе сможет обсудить наше законодательство об НПО, которое ничем радикально не отличается от аналогичных законов в США и многих европейских странах, в том числе тех, которые называют себя странами развитой демократии. Иметь информацию о том, кто финансирует из-за границы российские организации, на мой взгляд, абсолютно естественное желание, которое наши законодатели оформили в соответствующем законе.

Что касается иностранных агентов, то именно это волнует наших партнеров. Причем волнует сам термин, потому что никто из этих организаций не получил требования прекратить свою деятельность. Требование одно – раскрыть источники финансирования. Если вы работаете на иностранные правительства, получая от них деньги, то подпадаете под это определение. В России примерно 230 тыс. НПО, статус иностранного агента из них получили лишь порядка 150 организаций, причем без какого-либо ущерба для своих функций, которые заявлены в их уставных документах.

Уверен, что любые возникающие у Совета Европы и его Генерального секретаря вопросы к любому государству-члену СЕ подлежат обсуждению, и при наличии доброй воли и стремления руководствоваться исключительно необходимостью выполнения конвенций всегда можно найти решения, позволяющие сохранять единое правовое пространство Совета Европы.

/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2549731