Из выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на второй Международной конференции «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений», Москва, 31 мая 2016 года

Важной составной частью российско-китайского стратегического партнерства является тесная координация во внешнеполитической сфере, причем эта координация не направлена против каких-либо третьих стран. Мы с удовлетворением констатируем, что наши подходы к актуальным глобальным и региональным проблемам в большинстве случаев совпадают, а в некоторых случаях очень близки.

Россия и Китай – твердые сторонники упрочения коллективных начал в мировых делах при опоре на международное право, прежде всего Устав ООН. Мы – последовательные противники диктата и шантажа, одностороннего санкционного давления, применения практики «двойных стандартов», попыток вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Эффективно сотрудничаем в ООН и на  других многосторонних площадках, в том числе в рамках «Группы двадцати», саммит которой состоится в сентябре в г.Ханчжоу, в ШОС, в рамках БРИКС и «тройки» Россия-Индия-Китай.

Наши страны выступают за укрепление стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), за создание там надежных механизмов обеспечения равной и неделимой безопасности, механизмы которой были бы основаны на внеблоковых подходах. На решение этой задачи нацелена выдвинутая в сентябре 2010 г. российско-китайская инициатива по безопасности и сотрудничеству в АТР. С учетом заложенных в ней принципов Россия и Китай вместе с Брунеем выступили с предложением о начале работы по выстраиванию отвечающей современным реалиям региональной архитектуры. Это предложение получило поддержку на 8-м Восточноазиатском саммите в октябре 2013 года. В рамках механизма ВАС состоялось четыре раунда консультаций по этому предложению, очередной пятый раунд запланирован в Пекине, где продолжится обсуждение инициатив, нацеленных на формирование новой архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР.

Между нами достигнута принципиальная договоренность о поиске путей сопряжения евразийской интеграции в формате ЕАЭС и китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути». В Совместном заявлении России и Китая, принятом на высшем уровне 8 мая 2015 г. в Москве, закреплено единое видение модальностей такой работы на двустороннем и многостороннем уровнях в интересах обеспечения поступательного и устойчивого развития в регионе, о котором идет речь. В качестве ключевого ориентира определен выход на создание общего экономического пространства. Одновременно на площадке Евразийской экономической комиссии развернута подготовка соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем, а также «дорожной карты» приоритетных интеграционных проектов в данном формате.

Мы рассматриваем эту работу и в контексте продвижения инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о начале консультаций стран--участниц ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по формированию широкого экономического партнерства на принципах равноправия и взаимного учета интересов. Прошедший на днях в Сочи юбилейный саммит Россия-АСЕАН показал, что страны Ассоциации с большим интересом восприняли эту идею, которая выдвигается и обсуждается на фоне тех процессов, о которых сейчас сказал Игорь Сергеевич – я имею в виду американскую инициативу о создании Транстихоокеанского партнёрства наряду с Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнерством. Эти инициированные США партнерства были задуманы как узкий круг стран-учредительниц, в котором и определяются все «правила игры», а остальные должны присоединяться, если захотят, уже на основе правил, сформированных без их участия. Мы подходим к продвижению инициативы широкого экономического партнерства с участием стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН с более демократичных позиций: никакие ограничения на подключение к этому процессу сейчас не выдвигаются. Мы рассчитываем, что открытый характер нашей инициативы позволит обеспечить ее эффективность и, самое главное, нацеленность на удовлетворение интересов всех участвующих в ней стран.

/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2297742