Из выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова А.Галбуром, Москва, 4 апреля 2016 года

 

Мы говорили о приднестровском урегулировании. Россия готова продолжать выполнение своих функций посредника в переговорах и гаранта достигаемых договоренностей. Мы заинтересованы, чтобы нынешний этап недоверия  между Кишиневом и Тирасполем был преодолен, и чтобы все мы постарались выйти на решения, отвечающие интересам всеобъемлющего и жизнеспособного урегулирования этой ситуации.

У нас общее видение роли формата «5+2» как единственного и общепризнанного формата, в рамках которого должен проходить переговорный процесс. Мы согласны с тем, чтобы на основе тактики малых, но конкретных шагов постепенно восстанавливать жизнеспособность этого механизма и переходить от решения простых вопросов к сложным, в том числе определения окончательного статуса Приднестровья в рамках единой, неделимой и нейтральной Молдовы.     

...

Вопрос (адресован А.Г.Галбуру): Какой Вам представляется ситуация в Приднестровье в общем? Видит ли Кишинев необходимость принятия со своей стороны ряда особенных мер по предотвращению возобновления эскалации замороженного конфликта?

С.В.Лавров (добавляет после А.Г.Галбура): Могу только подтвердить сказанное моим коллегой А.Г.Галбуром. Убеждены, что формат «пять плюс два» должен оставаться главным механизмом урегулирования и что все договоренности, которые были до сих пор приняты на коллективной основе, должны соблюдаться и к их выполнению нужно возвращаться.

Сегодня мы обсуждали ряд мер, которые не должны тормозить наши общие усилия. Односторонние шаги, которые предпринимались до сих пор, этому делу не помогают. Есть известная тема об уголовных делах в отношении политических руководителей Приднестровья, что, конечно, не добавляет перспективы возобновления переговоров по самым главным вопросам. Имеются договоренности, достигнутые между Республикой Молдова и Украиной, в отношении мер контроля за деятельностью Приднестровья, за передвижением его граждан. Эти меры были введены в одностороннем порядке в противоречии с Меморандумом 1997 г. о внешнеэкономической деятельности Приднестровья.

Нам было немного странно, что наши украинские соседи, которые наряду с Россией являются посредником в переговорном процессе и гарантом урегулирования, злоупотребили своим положением, пойдя на шаги, имеющие односторонний характер.

Нашим общим мнением по итогам сегодняшних переговоров является необходимость восстановления доверия. Здесь требуется тактика конкретных шагов по принципу «от малого к большему». Я убежден, что общая атмосфера должна оздоравливаться. Мы нацелены на то, чтобы помогать решать практические вопросы, которые в конечном итоге должны решаться Кишиневом и Тирасполем. Сегодня от моего коллеги я услышал готовность нынешнего Правительства Молдавии этим заниматься.

Убежден, что нужно уважать роль миротворческой операции, которая является одной из наиболее успешных, потому что никаких эксцессов и столкновений с момента ее утверждения «на земле» не происходило. Весь процесс политического урегулирования, когда он начнется (для чего нужно установить доверие и сделать конкретные шаги по разрядке напряженности «на земле»), является нашим общим делом. Именно на это будет нацелена работа формата «пять плюс два», по крайней мере наше участие в этом формате, а также активность миротворческой операции и наша собственная роль в обеспечении безопасности складов вооружений, оставшихся с советских времен, вывод которых с территории Республики Молдова был, к сожалению, приостановлен в 2003 г., когда был сорван процесс политических договоренностей.

У нас достаточно серьезный груз прежних проблем и ошибок. Мне кажется, что сегодня все мы можем сделать правильные выводы из этого опыта и сделать так, чтобы мы пошли по пути урегулирования, а не нагромождения все новых сложностей. Для этого нужна добрая воля самих сторон, посредников и гарантов в лице России и Украины и наблюдателей в лице США, ЕС и ОБСЕ.

www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2201140