28.08.1916:47

О транспортной инфраструктуре Калининградской области

В соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года» основной задачей государства является повышение конкурентоспособности отечественной экономики посредством реализации качественных транспортных услуг и использования географического положения. Эту государственную позицию подтвердил и Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, который в ходе своего визита в Калининград в июне 2017 года буквально заявил: «Со своей стороны намерены держать в фокусе внимания вопросы безопасности, жизнеобеспечения, повышения инвестиционной и туристической привлекательности Калининградской области».

Калининградская область (КО) – самая маленькая в стране по площади (15,1 тыс. кв. км), при этом обладает одной из самых развитых транспортных систем всех видов, что позволяет создать кратчайшие транзитные коммуникации, связывающие Россию с Западной Европой.

Железнодорожный транспорт

Калининградская железная дорога (КЖД) образована в 1992 году (бывшее Калининградское отделение Прибалтийской железной дороги) и в силу своего эксклавного положения связана с РЖД через железные дороги Литвы и Белоруссии. Перевозки осуществляются через Литву по двум сухопутным пограничным переходам (Нестеров – Кибартай, Советск – Пагегяй). Близость к европейским странам определяет значение дороги во внешнеторговой деятельности региона и России. Уникальность дороги – в наличии участков двойной колеи от самых крупных городов области –

Калининграда и Черняховска (европейская колея 1435 мм (105 км) и колея 1520 мм (847 км) до Польши (погранпереходы Мамоново – Бранево и Железнодорожный – Скандава). КЖД располагает необходимыми резервами пропускных способностей для удовлетворения растущего спроса на перевозки: два транспортно-логистических центра (Калининград и Черняховск), 29 грузовых станций, три из них – припортовые, два терминала по перевалке зерновых грузов, четыре терминала по перевалке нефтепродуктов и 500 км станционных путей. Потенциал грузового оборота до 28 млн. тонн. В 2018 году КЖД нарастила объём грузовых перевозок почти на 20% до 15,7 млн. тонн, из них только 2 млн. тонн – это товары, произведенные в КО. Основной номенклатурой грузов являются каменный уголь, кокс, нефтепродукты, чёрные металлы, строительные материалы, химические и минеральные удобрения, автомобили. На станции Дзержинская Новая в Калининграде создан угольный терминал вместимостью 100 тысяч тонн и годовой мощностью – 2 млн. тонн. На строительство нового логистического терминала – «Сухого порта» в г.Черняховске площадью 1146 га до конца 2021 года планируется выделить 15 млрд. рублей из местного и федерального бюджетов. Его перерабатывающий потенциал будет составлять 4 млн. тонн грузов и 200 тыс. автомобилей ежегодно.

Из Калининграда осуществляются пригородные, междугородние и международные перевозки пассажиров. В 2018 году пассажиропоток на КЖД вырос на 25% (4,5 млн. чел., 2017 – 3,6 млн. чел.). Основную роль сыграли введение онлайн–продаж билетов на поезда дальнего следования, чему ранее препятствовали проблемы с оформлением транзита через границу и тот факт, что КЖД обновила фирменный поезд «Янтарь».

КЖД расширяет сотрудничество с перевозчиками Западной Европы.

В 2018 году через российско-польскую границу перевезено 150 тысяч контейнеров TEU – в два раза больше чем в 2017 году. В 2019 году этот показатель вырастет до 220 тыс., а к 2024 году – 1,2 млн. контейнеров.

В 2018 году впервые реализован проект мультимодальных транзитных перевозок контейнеров из Роттердама в Ченду (Китай) с перевалкой в морском порту Калининграда.

Совместно с китайской компанией Sino Worlink разработан проект ускоренной доставки легковых автомобилей из Германии в Китай и обратно с перегрузкой с одной колеи на другую в г.Черняховске КО. Срок доставки сокращается с 60 суток до 13, т.е. в пять раз.

Портовый комплекс

Морской порт Калининград[I] является единственным незамерзающим портом России на Балтийском море и имеет выгодное географическое положение – расстояние до портов на Балтике составляет до 700 км. Сеть внутренних водных путей КО составляет 571 км. Порт соединен с морем Калининградским морским каналом длиной 43 км, шириной 80-150 м и глубиной от 9 до 10,5 метров. Пункты пропуска через государственную границу работают в портах Калининград, Балтийск, Светлый.

Преимущества порта:

  •  близость к европейским странам – основным потребителям российского экспорта (36 часов морем до Гамбурга);
  •  находится на пересечении трансъевропейских транспортных коридоров;
  •  наличие крупного контейнерного терминала и территорий для развития.

Проблемным вопросом навигационной доступности порта является необходимость регулярного проведения дорогостоящих и трудоемких дноуглубительных работ в судоходном морском канале. В 2017 году Росморпорт израсходовал на эти цели 195 млн. рублей и разработал долгосрочную программу реконструкции 11 дамб морского канала с объемом финансирования порядка 17 млрд. рублей в течение десяти лет.

В конкуренции по финансовой привлекательности, в первую очередь из-за высоких лоцманских и канальных сборов порт Калининград уступает своему ближайшему соседу – порту Клайпеда, где в 2018 году портовые сборы для некоторых типов судов были снижены вдвое.

По этой причине отчасти грузооборот порта Калининграда в 2018 году снизился по сравнению с 2017 годом почти на 10% – до 3,35 млн. тонн, при пропускной способности грузовых терминалов порта 45 млн. тонн в год (грузооборот порта Клайпеда в 2018 году составил более 45 млн. тонн, в т.ч. более 750 тыс. TEU). В 2019 году сохраняется динамика спада объемов перевалки грузов.

Планами развития морского порта Калининград предусматривается строительство второй очереди контейнерного терминала в г. Балтийске мощностью 300 тыс. TEU в год.

В рамках развития паромного сообщения Усть-Луга – Балтийск планируется сократить время морского перехода и обработки грузов, а также увеличить количество паромов. Сейчас на линии работают два грузовых парома:     «Балтийск» и «Амбал», оба готовятся к списанию. ФГУП «Росморпорт» в пределах выделенных бюджетных ассигнований в период 2018–2020 годов планирует построить один паром, а затем второй из собственных средств. По оценке «Infoline-Аналитики» стоимость строительства нового парома на российских верфях составит не менее 6 млрд руб. при сроке не менее трех лет.

Создание портовой инфраструктуры для приема грузопассажирских и круизных судов на территории КО предусмотрено ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы». Премьер-министр РФ Д.Медведев своим распоряжением определил ООО «Больверк» единственным исполнителем работ по строительству грузо-пассажирского порта в г.Пионерском – одного из главных региональных проектов стоимостью 7,4 млрд. рублей. Правительство области осуществляет строительство сетей и дорог к терминалу. В течение трех-четырех лет после завершения строительства в 2020 году порт в Пионерском сможет принимать до 250 тыс. пассажиров и 80 тыс. тонн грузов в год.

Воздушный транспорт

Воздушные перевозки в КО осуществляются через международный аэропорт федерального значения «Храброво» им. Императрицы Елизаветы Петровны, второй по объему пассажирских перевозок на территории СЗФО после «Пулково». Аэропорт связан с г.Калининградом и городами-курортами области современной автомагистралью. Время в пути от центра г.Калининграда до аэропорта на автомобиле составляет до 30 минут.

В 2018 году завершена реконструкция аэродромных объектов и аэровокзального комплекса Храброво. В значительной степени увеличены возможности аэропорта по приему воздушных судов повышенной грузоподъемности и пассажировместимости. Пропускная способность терминала выросла до 5 млн. пассажиров в год. После реконструкции взлётно-посадочной полосы аэродрома «Храброво» и её удлинения до 3350 м возможен прием практически всех современных воздушных судов.

Отмечается стабильная тенденция к росту объемов пассажирских перевозок через аэропорт «Храброво».

Осуществляется авиасообщение КО с Республикой Беларусь, Узбекистаном, Германией, Грецией, Латвией, Испанией, Италией, Турцией и Тунисом. По данным аэропорта, в 2018 году пассажиропоток на внутренних рейсах составил два млн. человек, что на 20% выше показателей аналогичного периода 2017 года. На международных направлениях пассажиропоток увеличился на треть и составил 173 тыс. человек.

Пиковая пропускная способность в дни проведения матчей ЧМ-2018 составляла 1 950 пассажиров в час в одном направлении.

По ходатайству правительства КО Минтрансом РФ принято решение о продлении режима "пятой свободы неба" для аэропорта Храброво до конца 2021 года. Это позволяет продолжить работу по привлечению на калининградский рынок авиауслуг не только отечественных, но и иностранных перевозчиков. Руководство аэропорта намерено расширять географию полетов.

Дорожное хозяйство

Сеть автомобильных дорог общего пользования в области – одна из наиболее развитых в Российской Федерации. Ее протяженность составляет 4625 км территориальных дорог и 256 км дорог федерального значения, имеющим усовершенствованное капитальное покрытие с параметрами первой и второй категорий. Плотность сети автомобильных дорог КО составляет 352 км на 1000 км территории и значительно превышает среднероссийский уровень (67 км/тыс. км). Все автомобильные дороги общего пользования имеют твердое покрытие (по России в среднем – 58%) и насыщены мостами и путепроводами (около 700). Вместе с тем, около 60% дорог региональной собственности не соответствуют современным нормативным требованиям из–за недостаточной ширины проезжей части, малых радиусов поворотов, наличия на обочинах деревьев.

Новейшая автомагистраль федерального значения в КО – это дорога «Приморское кольцо». Она является первым и пока единственным сооружением такого уровня в регионе, и соединяет между собой Калининград, аэропорт Храброво, несколько приморских курортов. Строительство автотрассы до городов Светлый и Балтийск ведет АО «ВАД». Первый участок дороги от Калининграда до Зеленоградска был введен в эксплуатацию в 2009 году. С началом подготовительных мероприятий к ЧМ‑2018 году автострада была передана из региональной собственности в ведение федеральных органов власти и получила регистрационный номер А‑217. Автодорога протяженностью почти 190 км имеет по две полосы движения в каждую сторону с системой мостовых сооружений и эстакад. Стоимость возведения всей магистрали оценивается в 45-65 миллиардов рублей.

На строительство дорог в период с 2018 по 2019 годы КО получила из федерального бюджета более 7,5 миллиардов рублей.

На встрече с руководством АО «ВАД» 13 августа 2019 года Президент Владимир Путин пообещал продолжить работу по развитию дорожной сети в Калининградской области.

Таким образом, КО в ближайшие годы станет одним из основных транзитных транспортных узлов России.

 


[I] Площадь территории – 832,36 га. Площадь акватории – 17,73 кв. км. Количество причалов – 119. Максимальные габариты судов: по осадке 9,5 м; по длине 200 м; по ширине 30 м. Площадь крытых складов – 180,6 тыс. кв. м. Площадь открытых складов – 562,4 тыс. кв. м. Четыре терминала по перевалке нефтепродуктов и два – по перевалке зерновых грузов. Емкости складских резервуаров для хранения нефтепродуктов: 320 тыс. тонн; зерновых грузов: 395,3 тыс. тонн.