8.07.1909:42

О социально-экономическом положении и инвестиционной привлекательности Республики Крым и города Севастополь

 

По информации Министерства экономического развития Республики Крым (РК) и Департамента экономического развития Правительства Севастополя, в 2018 году во всех основных отраслях экономики двух субъектов Федерации отмечались положительные тенденции, за исключением сельского хозяйства, на которое оказали негативное влияние сложные погодные условия.

Промышленное производство

Рост промышленного производства Республики Крым составил по итогам 2018 года 8,2% (средний показатель по Российской Федерации – 2,9%) за счет увеличения добычи полезных ископаемых – на 3,5%, выпуска товаров обрабатывающих отраслей – на 7,5% и производства электроэнергии – на 11,5%. Вместе с тем ощутимым сдерживающим фактором разработки газовых месторождений РК оставались внешние санкционные ограничения.

В Севастополе промышленное производство выросло на 29,2%. В обрабатывающих отраслях оно увеличилось на 4,4% благодаря наращиванию выпуска текстиля (в 1,8 раза), одежды (на 30,2%), машин и оборудования (в 1,6 раза), прочих готовых изделий (на 37%) и неметаллической минеральной продукции (на 21,7%) и мебели (на 19,5%), в полиграфии и копировании носителей информации – на 44,9%.

Вместе с тем сократилось производство компьютерной и прочей электронной техники (на 30,6%), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 12,4%), пищевых продуктов (на 2,0%) и напитков (на 2,0%). В то же время улучшение динамики отмечено в электроэнергетике (рост на 40,8%) вследствие ввода в эксплуатацию первого энергоблока Балаклавской ТЭС.

Сельское хозяйство

В 2018 году производство сельскохозяйственной продукции в Республике Крым снизилось на 11,1%. При этом в растениеводстве произошел спад на 23,2%, обусловленный неблагоприятными второй сезон подряд погодными условиями. Тем не менее, в животноводстве отмечен подъем на 7,4%.

В 2018 году сделано на 15,2% больше многолетних насаждений, включая винограда – 750 га или 111,3% по сравнению с 2017 годом.

Индекс производства продукции животноводства за 2018 год составил 107,4%, производство скота и птицы на убой (в живом весе) возросло на 7,6%, составив 141,9 тыс. тонн, молока – 213,1 тыс. тонн (+1,6%).

За 2018 год поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 6,6% (до 104,6 тыс.), в т. ч. коров – на 4,4% (до 53 тыс.), в то время как свиней, овец, коз и птицы снизилось на 2%.

В 2018 году объем вылова водных биологических ресурсов составил 16,1 тыс. т, что на 8,3% меньше, чем за 2017 год, прежде всего, из-за уменьшения добычи в Азовском море (в 1,5 раза, доля в общем объёме вылова – 32,4%). При этом зафиксирован прирост вылова в Черном море на 14,8%.

В 2018 году объем государственной поддержки агропромышленного комплекса Республики Крым составил 2,190 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета – 1,816 млрд руб.

За январь-декабрь 2018 года производство продукции сельского хозяйства в Севастополе (в сопоставимых ценах) по отношению к аналогичному периоду 2017 года уменьшилось на 5,7%, в том числе в растениеводстве – на 5,7%, в животноводстве – на 5,4% (объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в действующих ценах составил 2,375 млрд руб. или 94,3% от уровня 2017 года).

За 2018 год винодельческими предприятиями произведено вин игристых и шампанских 738,0 тыс. декалитров, вина – 317,9 тыс. декалитров, напитков винных, выпускаемых с добавлением этилового спирта – 28,6 тыс. декалитров, виноматериала виноградного – 922,0 тыс. декалитров. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года производство винодельческой алкогольной продукции уменьшились, соответственно, на 14,3% и 10,9%.

С целью увеличения объемов производства и переработки продукции сельского хозяйства реализуется государственная программа «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов Севастополя на 2017-2022 годы», финансирование которой составило в 2018 году 238,4 млн руб., в том числе из средств федерального бюджета – 188,3 млн руб.

Строительство

Стоимостное выражение объема работ в Республике Крым по виду деятельности «Строительство», включая работы, выполненные хозяйственным способом организациями и населением, за 2018 год составило 146 млрд руб., что в 2,4 раза больше итогов 2017 года. Рост данного показателя был обусловлен увеличением объемов строительства транспортной инфраструктуры (дорожное/мостовое строительство трассы «Таврида»), Симферопольской ТЭЦ и многопрофильного республиканского медицинского центра.

В отчетный период введено в эксплуатацию 764 тыс. м2 общей площади жилых домов, что на 8,4% меньше, чем за 2017 год, при этом 50,2% площадей пришлось на столицу – Симферополь и Симферопольский район РК.

Объем многоквартирного жилищного строительства вырос на 60,8%, составив 358 тыс. м2. Населением за счёт собственных и заемных средств построено 416 тыс. м2 общей площади жилья. Объем индивидуального жилищного строительства в сравнении с предыдущим годом снизился на 32,6% ввиду уменьшения количества зарегистрированных прав на объекты индивидуального жилищного строительства в рамках «дачной амнистии».

В 2018 году в Севастополе стоимостное выражение объема работ, выполненных хозяйственным способом предприятиями и организациями по виду деятельности «Строительство», составило 3,8 млрд руб., что в 3,5 раза больше, чем в 2017 году. В эксплуатацию введено 1113 зданий жилого и нежилого назначения площадью 464,7 тыс. м2. Кроме того, введено в эксплуатацию 294,3 тыс. м2 общей площади жилых зданий, что на 68,8% больше показателей 2017 года.

Внешняя торговля

По данным Крымской таможни ФТС России, внешнеторговый оборот Республики Крым за 2018 год составил 80,3 млн долл. США, что на 13,8% меньше, чем в 2017 году. Статистически констатируется падение объемов внешней торговли четыре года подряд, начиная с 2014 года.

Следует отметить, что приведенные показатели искаженно отражают реальное положение дел, поскольку из-за введенных рядом стран экономических ограничений многие крымские экспортеры работают через материковые компании, формально пополняя экспортные обороты в других субъектах Федерации.

Львиная доля товарооборота во внешней торговле приходится на страны СНГ – 64,1% (51,5 млн долл. США), на страны дальнего зарубежья – 35,9% (28,8 млн долл. США).

Основной объем торговли в 2018 году приходился на Украину (29,5%), Белоруссию (22,7%), Армению (6,7%) и Казахстан (3,3%).

Республика Крым вела торговлю с 48 странами дальнего зарубежья, прежде всего, с Турцией (8,8%), Италией (7,3%), Китаем (3,6%), Германией (3,3%) и Индией (3,0%).

Объем экспорта товаров в 2018 году составил 23,8 млн долл. США, что на 20,1% меньше показателей 2017 года. Основная доля в составе экспорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства – 52,5%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) – 21,5%, продукцию химической промышленности – 15,6%, металлы и изделия из них – 6,7%.

Объем импорта за 2018 год составил 56,5 млн долл. США (на 10,9% меньше, чем в 2017 году). На фоне роста импортных операций со странами СНГ и Таможенного союза произошло снижение объема ввезенных товаров из стран дальнего зарубежья на 33,5%.

В товарной структуре импорта преобладают следующие группы: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстиля) – 26,8%, металлы и изделия из них – 19,5%, машины, оборудование и транспортные средства – 18,9%, минеральные продукты – 12,6%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 11,3%.

Отрицательное сальдо внешней торговли РК составило за 2018 год 32,6 млн долл. США.

Внешнеторговый оборот Севастополя – 14,13 млн. долл. США (на 30,6% меньше, чем в 2017 году), отрицательное сальдо – 4,98 млн. долл. США. Экспорт товаров составил 4,6 млн долл. США (32,4% от внешнеторгового оборота, в 2017 году – 26,8%), импортировано – на 9,5 млн долл. США (67,6% от внешнеторгового оборота, в 2017 году – 73,2%).

В страны СНГ поставлено 58,4% (2,7 млн долл. США) всего экспорта, в том числе на Украину – 35,9%, в Казахстан – 9,4%, Белоруссию – 8,8%, Армению, Киргизию, Узбекистан – 4,2%. Доля экспорта в страны дальнего зарубежья составила 41,6% или 1,9 млн долл. США, в том числе в Новую Зеландию – 22,4%, Израиль – 14,3%, Анголу, Гонконг, Италию, Индию, Китай и США – 4,9%.

Товарную структуру экспорта формировали: рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные – 15,2%, электрические машины и оборудование, аппаратура, их части – 21,7%; вата, войлок или фетр и нетканые материалы – 12,9%, алкогольные и безалкогольные напитки и уксус – 11,3%, реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части – 16,0%, черные металлы и изделия из них – 10,1%.

Ввоз товаров из стран СНГ составил 23,5% всего импорта (2,2 млн долл. США), в том числе из Белоруссии – 17,1%, Казахстана – 3,9% Украины – 2,5%. Из стран дальнего зарубежья импортировано 76,5% товаров (7,3 млн долл. США), в том числе из Турции – 17,5%, Италии – 16,0%, Польши – 8,3%, Испании – 5,4%, Японии – 4,8%, Китая – 4,7%, Швейцарии – 3,9%, Сербии – 3,6%.

В товарной структуре импорта преобладали оборудование и механические приспособления, их части – 38,7%, древесина и изделия из нее, древесный уголь – 13,6%, инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические и другие – 5,7%, электрические машины и оборудование, аппаратура, их части – 5,4%, бумага и картон, изделия из бумаги – 4,2%, керамические изделия – 3,7%, живые деревья и другие растения – 3,6%, мебель, постельные принадлежности, матрацы, лампы и осветительное оборудование – 3,5%, алкогольные и безалкогольные напитки и уксус – 3,2%.

Потребительский рынок

Объем розничной торговли Республики Крым за 2018 год составил 256,4 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 9,5%. Рост обусловлен открытием автодорожной части Крымского моста и увеличением турпотока.

В структуре оборота розничной торговли в 2018 году удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 47,3% (121,4 млрд руб.), непродовольственных товаров – 52,7% (135,0 млрд руб.).

Следует отметить, что относительно аналогичных показателей за 2017 год произошло изменение структуры в сторону увеличения доли непродовольственных товаров.

Потребительский рынок республики насыщен продовольственными товарами в достаточном количестве и ассортименте (треть из них – от местных производителей).

В 2018 году населению было оказано платных услуг на 87,5 млрд руб., что составило 92,3% от показателей 2017 года. Среди них преобладали бытовые и коммунальные, а также услуги средств размещения и системы образования, суммарно составляя 64,4%.

Значительный рост отмечен в телекоммуникациях – на 21,1%, гостиничных и прочих услугах по предоставлению временного жилья – на 18,2%, специализированных коллективных средствах размещения – на 16,1%. При этом отмечено существенное снижение услуг в транспорте (в 2,5 раза) в связи с открытием автодорожной части Крымского моста, что повлекло за собой сокращение объемов паромных перевозок, а также в сферах почтовой связи, курьерской доставки, туризма и юридических услуг.

Коммунальные услуги, на долю которых приходится 21,6% от объема платных услуг, составили 18,2 млрд руб. (рост на 0,7%). При этом стоимость коммунальных услуг возросла по сравнению с 2017 годом на 11,7%.

Индекс потребительских цен за 2018 год относительно 2017 года составил 102,5% (по Российской Федерации – 102,9%).

Основными причинами изменения розничных цен на продукты питания в Республике Крым в 2018 году являлись рост цен на зерно и зернобобовые культуры (в среднем на 35%) в связи с засухой, подорожание ключевых составляющих компонентов при производстве комбикормов (топливо моторное – на 13,0%, бензин автомобильный – на 11,3%, услуги по снабжению электроэнергией – на 14,8%) и оплаты труда.

Советом министров Республики Крым принимаются меры по стабилизации ценовой ситуации.

Оборот розничной торговли Севастополя за 2018 год составил 65,8 млрд руб., что больше на 2,0%, чем за соответствующий период 2017 года.

Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий продано на 31,9 млрд руб., что в сопоставимых ценах больше, чем в аналогичный период 2017 года, на 1,9%, а в фактических ценах – больше на 942,4 млн руб. Удельный вес продовольственных товаров в обороте розничной торговли составил 48,6% (в 2017 году – 49,0%).

Непродовольственных товаров продано на 33,8 млрд руб., что в сопоставимых ценах больше, чем в 2017 году, на 2,5%, в фактических ценах - на 1612,8 млн руб. Удельный вес непродовольственных товаров – 51,4% (в январе-декабре 2017 года – 51,0%).

Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2018 году составил к 2017 году 105,1%, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период 2017 года (по Российской Федерации – 104,3%), в том числе на продовольственные товары – 105,7% (больше на 6,0%), непродовольственные товары – 104,0% (больше на 3,4%), услуги – 105,2% (меньше на 14,0%).

Финансы

В 2018 году в консолидированный бюджет Республики Крым поступило 54,8 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов, что на 8,1% меньше, чем в 2017 году.

Сумма поступлений НДФЛ, доля которого в общем объеме налоговых и неналоговых доходов составляет 46,8%, за отчетный период составила 25,6 млрд руб. (рост на 14,8%) за счет поэтапного повышения заработной платы в соответствии с изменением МРОТ, создания новых рабочих мест, постановки на учет и привлечения к уплате налогов на территории Республики Крым тех структур, головные офисы которых расположены в других субъектах Федерации, взимания налогов при выплате организациями дивидендов своим акционерам наряду с погашением отдельными плательщиками задолженности за 2017 год. Тем самым выполнение плановых показателей было обеспечено на 100,3%.

Сумма поступлений от налога на прибыль составила 6,3 млрд руб. или 11,6% от всех поступлений, что в 2,9 раза меньше, чем за 2017 год. Такое снижение было вызвано отсутствием крупных разовых платежей со стороны таких значимых плательщиков данного налога как ГУП «Черноморнефтегаз» и ООО «ССК «Газрегион», подобных тем, что имели место в 2017 году по завершении строительства газопровода «Краснодарский край – Крым». Утвержденные плановые показатели за отчетный период были выполнены на 99,4%. В сопоставимых условиях поступления увеличились на 8,6%, что обусловлено существенным увеличением суммы уплаченного налогового обязательства ПАО «Банк «РНКБ». Другими основными плательщиками налога выступили ООО «К-Телеком», ПАО «Мостотрест», ООО «КТК Телеком», ООО «ПУД», ГУП РК «Крымэнерго».

Акцизов с произведенных на территории Республики Крым товаров в течение 2018 года поступило на 5,6 млрд руб., что на 6,6% больше, чем в 2017 году. В данном случае рост был обусловлен наращиванием на 38,6% производства алкогольной продукции с долей этилового спирта свыше 9%. Крупными плательщиками акцизов на алкогольную продукцию являются: АО «Пивобезалкогольный комбинат «Крым», ООО «Вина Ливадии», ООО «Винный Дом Фотисаль», ООО «Крымский Винный Дом», ООО «Инкерманский завод марочных вин», ООО «Евпаторийский завод классических вин». Плановые показатели выполнены на 96,4%.

Акцизов на нефтепродукты в 2018 году поступило на 2,4 млрд руб., что на 9,1% больше, чем в 2017 году.

Земельного налога поступило на 615,4 млн руб. или на 28,6% больше, чем в 2017 году. Плановые показатели выполнены на 119,1%.

Всего от использования налогоплательщиками специальных налоговых режимов в консолидированный бюджет Республики Крым поступило 4,5 млрд руб., что на 17,1% больше, чем в 2017 году.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2018 году по сравнению с предыдущим возросли на 3,3%, достигнув 4,7 млрд руб. Выполнение плановых показателей составило 105,1%.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов за отчетный период возросли в 2,2 раза – до 2,6 млрд руб. Плановые показатели выполнены на 100,6%.

Из федерального бюджета Российской Федерации бюджету Республики Крым в 2018 году были предоставлены денежные средства в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в сумме 121,9 млрд руб., что на 20,9% больше, чем в 2017 году (100,1 млрд руб.).

За отчетный период в консолидированный бюджет Республики Крым с учетом собственных доходов и предоставленных денежных средств из российского федерального бюджета поступило 176,7 млн руб.

Организациями, закончившими 2018 год с прибылью, получено 18,6 млрд руб. По отношению к 2017 году прибыль уменьшилась в 3,6 раза вследствие значительного снижения суммы прибыли, полученной предприятиями отрасли по добыче полезных ископаемых (в 35,7 раз). Причиной явилась высокая база сравнения в связи с получением прибыли в  
I квартале 2017 года от разовой сделки в рамках схемы финансирования покупки ГУП РК «Черноморнефтегаз» магистрального газопровода «Краснодарский край – Крым».

Основная доля прибыли сформирована предприятиями торговли (38,0%), промышленности (29,4%), транспортировки и хранения (8,7%). Зафиксирован рекордный рост на предприятиях в сфере строительства (в 11,2 раза), транспортировки и хранения (в 4,7 раза). Вместе с тем 37,9% предприятий закончили 2018 год с убытками, сумма которых по сравнению с 2017 годом возросла на 81,3%, составив 10,9 млрд руб.

За 2018 год в бюджет Севастополя поступило 39,5 млрд руб., в том числе 13,9 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов и 25,6 млрд руб. безвозмездных поступлений из российского федерального бюджета. Основными источниками являлись: налог на доходы физических лиц – 54,6% или 7,6 млрд руб.), налог на прибыль организаций – 10,8% или 1,5 млрд руб., налоги на совокупный доход – 9,8% или 1,3 млрд руб., доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности – 6,4% или 886,8 млн руб., налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – 5,2% или 723,2 млн руб., штрафы, санкции, возмещение ущерба – 3,3 % или 455,4 млн руб.

Безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составили 25,5 млрд руб. В общем объеме безвозмездных поступлений дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, сбалансированности бюджетов, на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и на достижение наивысших темпов роста налогового потенциала составили 47,3 % или 12 млрд руб., субсидии – 22,9% или 5,8 млрд руб., субвенции – 3,2% или 829,2 млн руб., иные трансферты – 26,6% или 6,8 млрд руб. Бюджет Севастополя исполнен с профицитом.

Уровень жизни

Численность населения Республики Крым на 1 января 2019 года составила 1 911,8 тыс. чел., уменьшившись за 2018 год на 1947 чел. Снижение произошло за счет естественной убыли населения (-6728 чел.), которая превысила положительное сальдо миграции (+4781 человек). В целом по республике число умерших превысило число родившихся на 33,1%.

Среднемесячная номинальная заработная плата в 2018 году составила 29188 руб., что на 10,8% больше, чем в 2017 году. Рост данного показателя был обусловлен повышением МРОТ и, соответственно, заработной платы работников бюджетной сферы, а также увеличением объемов производства и оказанных услуг. При этом индекс реальной заработной платы составил 108,1%, среднедушевые денежные доходы – 22229 руб. в месяц, что на 10,4% больше, чем в 2017 году, а реальные располагаемые денежные доходы возросли на 4,2% (по Российской Федерации в среднем – на 0,1%).

По состоянию на 1 января 2019 года пенсию и другие социальные выплаты получали 585,53 тыс. чел., что на 0,7% больше, чем на начало 2018 года (581,7 тыс. чел.). Средний размер назначенной пенсии и других социальных выплат составил 12 119,5 руб., увеличившись на 2,2%. Реальный средний размер пенсий и других социальных выплат на 1 января 2019 года составил 13 305,48 руб. (+3,8%).

Задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги увеличилась по отношению к началу 2018 года на 41,7%, составив по состоянию на 1 января 2019 года 2 714,4 млн руб.

Уровень безработицы экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет в Республике Крым в 2018 году составил 6,0%.

Численность постоянного населения Севастополя на 1 января 2019 года составила 443,3 тыс. чел., увеличившись на 6,6 тыс. чел. Рост произошел за счет миграционного прироста в 7,7 тыс. чел. при естественной убыли 1,1 тыс. чел.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в организациях Севастополя в 2018 году составила 30 968 руб., что на 11,9% выше показателей 2017 года, однако среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, как и в предыдущие периоды, оставалась на 26% ниже, чем в среднем по России (42 115 руб.).

В 2018 году уровень безработицы экономически активного населения в Севастополе составил 4,6%.

Инвестиционная привлекательность

Несмотря на объективные трудности, связанные с ограниченными энергетическими возможностями, недостаточной обеспеченностью водными ресурсами и высокой зависимостью крымских производителей от поставок сырья и комплектующих с материковой части России, а также введенными рядом стран санкциями, Республика Крым демонстрирует существенные достижения в основных секторах экономики, являясь потенциально эффективной площадкой для вложения внутренних и внешних инвестиций.

Власти и жители полуострова сумели адаптироваться к перекрытию киевскими властями с 2014 года Северо-Крымского канала, по которому поступала пресная вода.

За 2018 год в основной капитал экономики РК было вложено 296 млрд руб. или 4,7 млрд долл. США, что в 1,3 раза больше, чем годом ранее (во время нахождения Крыма в составе Украины этот показатель не превышал в среднем 2 млрд долл. США). При этом доля внебюджетных средств составила 54,6% (в 2017 году – 53,8%). Таким образом, приток внебюджетных инвестиций вырос в 1,4 раза, составив 161,5 млрд руб., из них более 100 млрд руб. или 62% было вложено малыми предпринимателями.

Инвестиции в расчете на 1 жителя составили 154,7 тыс. руб., что соответствует 14 месту среди субъектов Российской Федерации.

Созданию условий для реализации инвестиционных проектов в регионе уделяется особое внимание. Для этого есть все необходимые инструменты. Это налоговые и таможенные льготы, которые дает участие в свободной экономической зоне РК и Севастополя, предоставление объектов недвижимости и земельных участков в аренду без торгов и наличие различных местных институтов развития.

По состоянию на 1 января 2019 года, в соответствии с Порядком рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров РК от 07.10.2014 № 368 (с изменениями и дополнениями), реализуется 194 инвестиционных проекта на сумму 159,8 млрд рублей, предполагающих создание около 14,2 тыс. рабочих мест.

За 2018 год заключено 43 инвестиционных соглашения на сумму 19,8 млрд. рублей, по итогам реализации которых должно быть создано 2 583 рабочих места. Наиболее привлекательными для инвесторов являются города Симферополь, Ялта, Евпатория, а также Симферопольский и Черноморский районы. Перспективными для инвестирования сферами являются курортно-туристическая, сельское хозяйство, строительство и промышленность.

С целью повышения качества и скорости подготовки соответствующих документов, их межведомственного согласования и реализации введено кураторство членов Совета министров республики Республики Крым над масштабными инвестиционными проектами.

Внедряются также лучшие практики Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, Стандарты деятельности органов исполнительной власти субъектов России по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. На сегодняшний день применяются и регулярно подтверждаются 14 из 15 практик инвестиционного стандарта. Разработан проект закона «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым».

Мероприятия, направленные на улучшение показателей Национального рейтинга, отражены в целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона.

Работа по внедрению 12 целевых моделей, утвержденных распоряжением Совета министров РК № 1217-р, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации координируется Министерством экономического развития Республики Крым. За каждой целевой моделью закреплено ответственное лицо из числа руководителей министерств, госкомитетов и ведомств.

Целевые модели предусматривают комплекс из порядка 250 мероприятий в различных сферах взаимодействия инвестора/бизнеса с органами власти, а также ресурсоснабжающими организациями по вопросам подключения к инженерным и иным сетям, получения разрешительной документации, оформления имущества и земельных участков, создания комфортной деловой среды.

Функционируют различные институты развития инвестиционной деятельности. Так, Корпорация развития Республики Крым обеспечивает улучшение делового климата, целенаправленное привлечение инвестиций в приоритетные секторы экономики, разработку и реализацию проектов территориального развития региона.

К задачам Корпорации относятся: консультационная поддержка инвесторов, сопровождение реализации инвестиционных проектов по принципу «одного окна», предоставление субъектам инвестиционной деятельности услуг, связанных с подготовкой и реализацией проектов, подбор земельных участков и объектов имущества с необходимой для проекта инфраструктурой, подготовку инвестиционных площадок для реализации частных проектов, а также поиск инвесторов для реализации проектных инициатив.

Функционирует Инвестиционный портал (www.invest-in-crimea.ru), позволяющий в режиме удаленного доступа получить необходимую информацию о регионе, включая 185 инвестиционных площадок и ряд конкретных предложений. Обеспечивается интеграция данного портала с системой проектного управления и его модернизация, основанная на лучших практиках АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

За 2018 год проведено 31 заседание Совета по улучшению инвестиционного климата в республике, рассмотрено 63 проекта.

В целях оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов функционирует канал прямой связи инвесторов и руководства региона на официальных сайтах Совета министров и Министерства экономического развития Республики Крым, а также инвестиционном портале.

В Севастополе за 2018 год использовано 40,6 млрд. руб. инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов, что на 23,0% меньше, чем в 2017 году.

Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами) составили 31,3 млрд руб., из них 99,6% или 31,2 млрд руб. пришлось на инвестиции в основной капитал (по сравнению с сопоставимым периодом 2018 года меньше на 30,0%). С целью создания условий для привлечения инвестиций действует госпрограмма «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе на 2017-2022 гг.».

Данная программа включает такой крупный инвестиционный проект как «Концепция гражданского развития района Балаклавской бухты г.Севастополь в качестве международного центра туризма», предусматривающая создание площадок для внебюджетных инвестиционных проектов общим объемом инвестиций около 12 млрд руб., в том числе строительство гостиничного комплекса, многофункционального общественного центра с парковочной зоной, а также судоремонтного комплекса. Срок реализации – до 2030 года.

Действует официальный городской портал www.investsevastopol.ru, соответствующий требованиям регионального инвестиционного стандарта. Функционирует также специализированный институт развития инвестиционной деятельности – АО «Корпорация развития Севастополя».

На инвестиционную карту города нанесены объекты инженерной инфраструктуры, планируемые к модернизации, реконструкции и строительству в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополь до 2020 года» и прочих государственных и инвестиционных программ.

Ежемесячно актуализируется план-график создания новых объектов городской инфраструктуры.

Имиджевые мероприятия

В рамках усилий по продвижению инвестиционного и экспортного потенциала Крыма значительное внимание уделяется формированию положительного имиджа полуострова.

В 2018 году при участии Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» был проведен IV Ялтинский международный экономический форум (ЯМЭФ-2018). В нем приняло участие 3122 человека, в том числе 612 иностранных участника из 71 страны мира. В рамках мероприятия состоялось 3 пленарных заседания: «Будущее глазами молодежи», «Будущее России» и «Будущее мира». В ходе 46 тематических сессий участники, среди которых было 300 россиян и 70 иностранцев, обсудили перспективы сотрудничества в сферах туризма, строительства, виноделия, включая форматы свободных экономических зон и территорий опережающего развития, а также возможности использования криптовалют, блокчейн-технологий и прочих инструментов современной экономики.

По итогам ЯМЭФ-2018 подписано 70 соглашений и меморандумов на сумму 162 млрд руб., из них между Крымом и административно-территориальными единицами Сирии – на 62 млрд руб.

Представители власти региона регулярно участвуют в конгрессно-выставочных мероприятиях, включая Петербургский международный экономический форум и Российский инвестиционный форум в Сочи. Презентации экономического и инвестиционного потенциала РК проводятся на территории России и за рубежом: в Китайской Народной Республике, Сирии.

Востребована практика организации иностранных бизнес-миссий в Крым для прямого диалога с представителями местных деловых кругов.

Свободная экономическая зона

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 377-ФЗ) для обеспечения устойчивого социально-экономического роста и привлечения инвестиций в создание новых и развитие действующих предприятий на полуострове функционирует свободная экономическая зона (СЭЗ).

На 1 января 2019 года Советом министров Республики Крым заключен 1331 договор об условиях деятельности, зарегистрировано 1285 участников СЭЗ. Заявленный объем инвестиций по проектам составил порядка 127 млрд руб., в том числе капитальных – более 70,4 млрд руб. Планируется создание порядка 37,5 тыс. рабочих мест. 39 проектов реализуется индивидуальными предпринимателями и 1292 – юридическими лицами.

1236 проектов реализуется субъектами малого и среднего бизнеса, что составляет 93% числа участников СЭЗ, в том числе:

  • 907 – микропредприятиями;
  • 276 – малыми предприятиями;
  • 53 – средними предприятиями.

Категория субъекта МСП

Количество заключенных договоров

Объем капитальных вложений, млн руб.

Количество создаваемых рабочих мест

микропредприятия

907

50 739,751

22 798

малые предприятия

276

7 102,817

5 272

средние предприятия

53

2 504,359

1 318

крупные предприятия

95

10 067,717

8 097

Итого

1 331

70 414,644

37 528

638 проектов предусматривают создание нового бизнеса, 693 – модернизацию действующего. Наиболее привлекательными для инвесторов являются проекты в промышленной и санаторно-курортной сферах, сельском хозяйстве, строительстве и торговле.

Отрасль

Количество заключенных договоров

Объем капитальных вложений

млн руб.

Количество планируемых к созданию рабочих мест

Промышленность

207

4 253,234

7 595

Санаторно-курортная

126

14 339,292

5 256

Сельское хозяйство

169

15 539,857

6 533

Социальная сфера

55

2 019,64

1 114

Строительство

271

8 252,924

5 630

Торговля

207

2 451,204

4 235

Прочее

22

244,478

356

Транспортная

58

19 070,873

2 426

ТЭК

16

963,488

241

ЖКХ

3

13,6

87

Услуги

197

3 266,054

4 012

Итого

1 331

70 414,644

37 485

За время работы СЭЗ на реализацию инвестпроектов направлено порядка 85 млрд рублей, создано около 40 тыс. рабочих мест, из них: в 2015 году – 4 млрд руб., в том числе капитальных вложений – 3 млрд руб., создано более 2,6 тыс. рабочих мест (по информации от 172 участников); в 2016 году – 14,8 млрд руб., в том числе капитальных вложений – 12,6 млрд руб., создано более 10,4 тыс. рабочих мест (по информации от 502 участников); в 2017 году – 29,2 млрд руб., в том числе капитальных вложений – 25,6 млрд руб., создано более 12,9 тыс. рабочих мест (по информации от 817 участников); за 2018 год – порядка 37,2 млрд руб., из них более 33,9 млрд руб. –  капитальных вложений, создано более 14,1 тыс. рабочих мест (по информации от 1004 участников).

На 1 января 2019 года в Севастополе действует 445 договоров об условиях деятельности в СЭЗ (429 участников). За 2018 год заключено 43 договора (из них 2 впоследствии расторгнуты). Участниками СЭЗ являются 398 субъектов малого и среднего предпринимательства. Объем задекларированных капитальных вложений составил 4,9 млрд руб., в том числе за 2018 год – 422,2 млн руб. Планируется создать 8 941 рабочее место, в том числе 727 – по договорам 2018 года.

Участники СЭЗ осуществляют деятельность в промышленности (104 проекта); сельском хозяйстве, в том числе рыболовстве (29 проектов); социальной сфере (12 проектов); строительстве (86 проектов); транспорте (23 проекта); топливе и энергетике (7 проектов); торговле (61 проект); услугах (123 проекта), в том числе туризме (16 проектов).

В целом констатируется, что потенциал Крыма и Севастополя в плане инвестиционной привлекательности далеко не исчерпан. Однако экономические ограничения, введенные в отношении крымских предприятий и организаций рядом западных стран в рамках политики непризнания полуострова частью Российской Федерации, объективно сдерживают потенциальных инвесторов. В то же время налоговые и прочие преференции, предоставляемые резидентам СЭЗ, созданной на территории Крымского полуострова, существенно улучшают инвестиционную привлекательность Республики Крым и Севастополя.